Полдень Картина Пластов
Изумительная картина Аркадия Пластова "Полдень" демонстрируется в эти дни в Испании, в филиале Русского музея, который действует в Малаге.
Пластов Аркадий Александрович картины
Очень интересный и искренний человек открывается. В этом произведении художник достигает свободы своего любимого Хальса. О, милый Сенокос мой, вот ты и не поруган, вот и не один я ласкаю взглядом и огрехи твои и достоинства» (из вышеупомянутого письма жене).
Зрелище, когда распахнутая лемехом земля, вдруг явит доселе скрытые перламутровые плоды и удивительно цветные фигуры баб, собирающие их, грубыми руками в вёдра и нежное сияние сентябрьского солнца, золотисто-коричневый бархат борозд, какая-то акварельной прозрачности зелень поникших подсолнечников по краям огорода и многое, многое иное, всё было торжественно и красиво, как-то лучезарно свято, трогательно чуть не до слёз и так всё значительно, так всё наполнено милой жизнью, что просто ужасно жалко, что вот всё собираешь этюды, а приступить к картине не хватает духу, — а вдруг не осилишь. Отец и дед его были иконописцами, занимались и церковной архитектурой. Соединяя традиционные классические приемы (Караваджо, Жоржа де Латура) с открытиями современных течений, Пластов создает абсолютно неожиданный образ. Участник выставок с 1921. На картинах изображающих эту сцену, свет иногда представлен в виде дождя из монет. Мотоцикл находится недалеко от родника.
Описание картины Аркадия Пластова «Родник» (Полдень)
На заднем плане – залитая полуденным солнцем полянка, за которой начинается лес. И делает это с покоряющей свободой на материале простой, обыденной жизни, но с той подлинной значимостью, которая отличает высокие произведения искусства. «Быть живописцем и никем больше» – эта клятва, данная 15-летним подростком в церкви, построенной и расписанной дедом, Григорием Гавриловичем Пластовым, стала девизом всей его жизни. Импрессионистическое цветовое решение, построенное на темных тонах (земляные пигменты), особая структура живописной «кладки» создают эффект живой гармонии жизни и как бы двойной перспективы, когда при взгляде на полотно планы изображения меняются местами. Старая деревня», в негодовании он сорвал с неё надпись «Старая деревня», оставив только «Весна»20. На мужчине простая одежда – майка, брюки и кепка.
Изменилась стилистика его работ— он отошёл от социально обозначенного сюжета. Иными словами, это соединение технологии и законов «старого» портрета (Караваджо, Рибера, Жорж де Латур, Веласкес, Хальс, Рембрандт) с открытиями импрессионистов. «Мир искусства, западное искусство у С. И. Щукина, куда паломничали по воскресеньям, Бубновый валет, всякие исты, Румянцевский музей и Третьяковская галерея смешались в причудливом карнавале перед моим растерянным взором. Сюжет в картине — средство выражения мысли, а не самоцель.
Сочинение по картине «Родник» Пластова
Оно было одним из самых сильных среди полотей советских живописцев в ту пору. Он написан в Немчиновке или в Москве. Автопортреты 1930-х (их более 17) – почти всегда живописные эксперименты, дальнейшее формирование своего художественного языка. Среди графических работ: иллюстрации к рассказам А. П. Чехова (акварель, карандаш, тушь, белила, 1920-27, Литературный музей, Москва), к поэме Н. А. Некрасова Мороз, красный нос (издание 1949), к рассказу Л. Н. Толстого Холстомер (акварель, гуашь, 1952-54, ГТГ). Для русской интеллигенции «быть живым» означало не просто физическое выживание, но «думать, чувствовать, любить, свершать открытья» и, главное, сохранить себя для творчества, ради которого призваны на землю поэт и художник.
Автопортрет исполненный в первой половине 1920-х, (собрание семьи А. А. В реализации этой задачи Пластов следовал антиакадемической традиции (она представлена такими картинами, как «Олимпия» Эдуарда Мане и «Ида Рубинштейн» Валентина Серова) — общепринятому идеалу он противопоставлял собственное представление о нём. В них проявилось то знание формы, та выучка скульптора, которую он получил в молодые годы8. Его можно считать началом серии портретов-экспериментов, проб кисти. Хорошо прослежена градация тона.
Она была построена в 1944 году (покрыта тёсом, но предбанник был оставлен открытым2). Подумай только. Это настроение и определило содержание новой моей картины «Сенокос» Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь. Ценители творчества Пластова называют его мастером жанровых стен.
Никогда не создававший натурных заказных портретов, «убогих натурщиков с деревянными жестами, с лицами, безличными как дно ведра» избегавший банальной красивости искавший в портрете выразительности и характерности, художник по большей части писал стариков, на лицах которых запечатлены следы пережитого и детей – эти ростки надежды с приметами будущей жизни. Во-первых, как и в портретах 1920-х годов, в них наблюдается соединение различных (разновековых) традиций и стилей, теперь главным образом западноевропейских – старых и современных. Работа писалась в несколько сеансов, была частично соскоблена и осталась неоконченной.
Одна из задач жанра ню — поиск идеала телесной и духовной красоты. Художник-реалист Пластов выбирает сюжет, где нагота естественна: он изображает молодую женщину в открытом предбаннике «курной» деревенской бани, топящейся «по-черному». Учился в Симбирской духовной семинарии (1908–1912) у Д. И. Архангельского вольнослушатель Строгановского центрального художественно-промышленного училища (1912–1914) занимался живописью, пользуясь советами Ф. Ф. Федоровского учился на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914–1917) у С. М. Волнухина посещал живописные мастерские Л. О. Пастернака, А. Д. Корина, А. М. Васнецова, А. С. Степанова. Сюжет ее, как всегда у Пластова, прост, выхвачен из жизни. Поиски собственного живописного языка были тогда главной заботой художника. Человек и природа предстают здесь в неразрывной связи. Практически все картины Аркадия Пластова посвящены жизни крестьян.
Сочиненин по картине Пластова Полдень
Но страна возвращалась к мирной жизни, тяжело поднимаясь из руин. Бесконечно много можно увидеть здесь и невольно вздрогнет сердце, а вдруг не осилишь и невольно подтвердишь себе, в который уже раз, что нет ничего лучше, чем быть живописцем. Брюллова и Венецианова, Аркадий Пластов раскрывает в «Полдне» идею гармоничного слияния человека и природы. после опостылевших, ничтожнейших плакатов, после тем, замурованных в мертвый цемент условностей и ничтожной техники, вдруг – живопись в полном смысле слова, такая школа для меня, о какой я мог мечтать только как о несбыточной химере» – делился художник с женой. Аллегорический характер придаёт картине русская природа25.
Вторая часть картины — это пейзаж. Молодая женщина на картине становится олицетворением русской весны19. Ощущение тепла создаёт идущий из бани пар, а холода — покрытая снегом земля. Произведения Пластова отличаются стремлением к безыскуссности и простоте. Глядя на эту картину, хочется говорить о ее целостном образе.
Мальчиком Аркадий Пластов был отдан в духовное училище, затем он перешел в семинарию. Пластов Аркадий Александрович (1893-1972), советский художник. На тугом и могучем хребте вешних вод раздаются в стороны тусклые лохмотья льда. Ее глаза опущены вниз, тонкие брови немного подняты вверх. «Автопортрет в розовой косоворотке» (середина 1930-х, собрание семьи А. А. Картина отличается светлыми тонами и оттенками.
Источник освещения зрителю неизвестен. При несомненном колористическом аскетизме (использовано всего пять-шесть цветов: темный краплак, охры, кость, сиена жженая) портрет обладает поразительной живописностью. В середине 1930-х годов Пластов начал выставлять свои произведения.
В-третьих, здесь присутствует особая последовательность работы – движение от теплого, живого подмалевка (сиена, умбра) к холодным формообразующим мазкам, от внутренней абстрактной константы – к реальному пленэрному восприятию (рефлексы, прозрачные тени). Только летом так сочна зелень у деревьев и так ярки солнечные лучи. Инвентарный номер картины в собрании галереи — ЖС-76318. В них всегда чувствуется большой живописный талант художника. Ее можно считать началом целой галереи крестьянских портретов Пластова середины 1930-х исполненных с помощью тех же приемов («Федор Тоньшин», «Николай Шарымов (Назаров)» и другие). Она без платка, так как он лежит рядом.
Помню в 80-90-х было принято насмехаться над стилем «соцреализма». Кончена война, кончена победой великого советского народа над чудовищными, небывалыми еще во всей истории человечества силами зла, смерти и разрушения. Пластов предстает здесь в обычном, естественном «прислонишенском» облике. Несмотря на то, что картина называется «Родник», центральное место занимает молодая и крепкая деревенская девушка, которая в яркий солнечный день отправилась к роднику, чтобы набрать воды. Тонкий стан девушки напоминает плакучую иву. В 1925 году, бросив «всякие секретарства» и заработав денег за выполнение ряда живописных и скульптурных работ для Ульяновска, Пластов едет в Москву, куда уже давно «тянуло неодолимо». 1961. Пройдя обучение в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912-1914) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1914-1917) Пластов вернулся в родную деревню Прислониха Симбирской губернии (ныне – Ульяновская область) и посвятил свое творчество ее жителям.
Пришлось пойти учиться в Строгановку, в скульптурную мастерскую. Пластов будто волшебник наполняет свое полотно звенящей россыпью летних звуков: с полотна к зрителю словно доносится под мерный ритм косарей тихий шелест листвы берез, гудение мохнатого шмеля и осторожный щебет ранних птиц. Крупное лицо в характерном излюбленном Пластовым ракурсе – в полуобороте на зрителя – на небольшом вытянутом холсте (взятом, по-видимому из того, что было под рукой) представляет собой один из лучших живописных экспериментов художника. Долгие восемь лет он безвыездно жил в родном селе Прислониха, «заделался пахарем, косцом, жнецом», на правах самого грамотного человека избирался в «комбед» и «помгол».
Сочинение по картине: Пластов — «Полдень»
От Вишнякова Аркадий узнал о существовании различных направлений в живописи, о архитектуре и архитектурных стилях и был поражён великолепной архитектурой Парижа и Рима, которую увидел в книгах. Пейзаж в картине поэтичен: серая пелена туч затянула небо, падают крупные снежинки, земля освобождается от снежного покрова. Напряженный путь поисков своего живописного языка в автопортретах был, кажется, завершен. Художника всегда интересовала пластическая сторона живописи (недаром он учился на скульптурном отделении), но прежде всего живопись сама по себе как некая материальная субстанция, с помощью которой можно передать реальность истинной, природной материи.
Открытость искренность, даже какая-то мольба читаются во взгляде. Художник позже запечатлел её на картине «Молодые», где она с мужем идёт по сельской улице1. Сталина в 1953 году, в период «развенчания» его культа личности (ХХ съезд компартии), Аркадия Александровича Пластова попросили убрать портрет вождя Сталина с картины колхозный «Праздник урожая», которую приобрёл в своё собрание Государственный русский музей (ГРМ).
0 Пластов Аркадий Александрович картины
В «Весне» же: «образно-смысловая линия строится на тонких эмоциональных направлениях, связующих действие в единое целое, которое невозможно расчленить или прервать. Это действие напоминало ритуал10. В «Автопортрете в черном пиджаке» – та же сдержанная и вместе с тем словно трепещущая живописная ткань, тот же счастливый повод написать свою палитру так, чтобы чистые, открытые цвета не выпадали из общей колористической системы произведения. Почти черный, монохромный, контрастный к лицу фон, классический светлый акцент на воротнике (явно подсмотренный в произведениях старых мастеров) создают живописную напряженность, некоторую тревогу, что, по-видимому, соответствовало настроению художника.
Меткостью передачи натуры и живописно-пластической силой образов отличаются написанные художником портреты колхозников, колхозниц, деревенских мальчиков и девочек Девушка с велосипедом (1955-1956), Девушка с граблями (1957), Ванюшка Репин (1958) и др. Истинно русская девушка представлена на картине.
Описание картины Лето (1959-1960) Пластова: материалы для сочинения
Жил и работал на родине, в селе Прислониха (ныне Ульяновской области). Мария Николаевна Шарымова, мать девочки, была племянницей няни Пластовых Екатерины Васильевны Шарымовой, часто бывала в семье художника, позировала ему иногда многие часы подряд (в том числе для картин «Гуртовщица Маня Шарымова» и «Мама»15). Великая Октябрьская социалистическая революция застала Пластова па третьем курсе. Еще страшно болели раны и время не притупило горечь утрат ушедшей войны.
Научная сотрудница Третьяковской галереи Э. А. Полищук настаивала (не называя имени), что и этот персонаж имел конкретный прототип — пятнадцатилетнюю девочку из Прислонихи, которая с малых лет неоднократно позировала Пластову. Свет у Пластова — не сюжетный элемент, как в картинах с изображением Данаи (под видом золотого дождя к своей возлюбленной проник Зевс), а композиционный приём. Родился Пластов в селе Прислониха, бывшей Симбирской губернии. Сказать, что девушка отличается красотой, нельзя. Галина Шубина уточняла, что нагота в советском искусстве трактовалась как «форма одежды спортсменов и трудящихся», но в картине Пластова она оправдывается только намёком на особый статус героини, которая аллегорически представляет раннюю весну28. Последствия войны Пластов незримо выражает в произведении: ряд косарей лишен, выбитых в сражениях, мужиков.
Рядом с родником раскинулось большое дерево. Подобная драгоценной ткани живописная поверхность холста соткана из тысяч разнообразных мазков. За это художник подарил ей отрез нарядного шёлка на платье.
Интересны и иллюстрации Пластова к произведениям русских поэтов и прозаиков. Но это полотно нельзя однозначно отнести ни к одному жанру. Так, художник прекрасно показал полдень яркого солнечного дня. Во второй половине 1930-х были написаны «Праздник урожая» (авторское название «Колхозный праздник»), «Купание коней», «Стадо». В картине На колхозном току (1949) художник утверждает поэзию коллективного труда.
Четкий мазок представляет собой самостоятельную живописную ценность. работал главным образом над политическими плакатами и книжными иллюстрациями. «Не отступиться от лица» – не потерять его в самые драматичные и трагические моменты своей жизни, вплетенной в жизнь страны, в историю. Подлинная слава пришла к художнику в годы Великой Отечественной войны, когда на выставке в Третьяковской галерее появилось его полотно Фашист пролетел (1942). По воспоминаниям его сына, косоворотки были излюбленной одеждой художника в довоенный период: «Косоворотки черные, белые, тускло-кобальтовые и очень мне нравящаяся коричнево-красная (глухой капут-мортуум с лиловым) косоворотка с подоплекой была доношена на моей памяти в тридцатые годы, выгоревшая на плечах и спине до тускло-розового.
Пластов – Первый снег (сочинение по картине)
Вот откуда эти смелые яркие краски — от иконописной школы. Известно, что художнику в работе над полотном помогал сын, Николай Аркадьевич1. С выставками картина объехала многие страны мира. На одном из автопортретов отца он именно в этой рубашке» 9. Связь с Москвой прервалась.
Одной из замечательнейших работ этого мастера кисти можно назвать картину «Родник», которая была написана в 1952 году. Копирование произведений старых мастеров являлось для него одним из главных способов постижения тонкостей композиции и рисунка. До пожара 1931 года он висел в сельском доме Пластова. Мастерски написанное лицо поражает жестким, напряженным выражением. Надо будет найти и прочитать. Пластова) несомненно имел особое значение для художника. Начинающий художник вернулся в родную Прислониху.
Ясная античная пластика лица достигается не резкой отчетливой геометрией плоскостей, но неуловимыми, «подробными», растворяющимися друг в друге мазками, заставляющими вспомнить трепещущую плоть поздних творений Тициана. «Среди пресных прочих вещей, от моего, например, Сенокоса (несмотря на кучу его недостатков, по моей исключительно лени и расхлябанности) веяло какой-то удивительно крепкой свежестью и целомудрием, какой-то щемящей правдой, очарованию которой поддались сразу все, точно на всех набежала хрустальная волна.
Продолжая традиции русского романтизма XIX века и, прежде всего, Брюллова и Венецианова, Аркадий Пластов раскрывает в «Полдне» идею гармоничного слияния человека и природы. «Караваджийское» освещение, абрис франтоватой шляпы, определенная условность колорита оставляют впечатление некой игры, роли, принятой на себя молодым художником, что, вероятно, объясняется осознанием следования новой для него живописной манере. Пластов был, наверное, как никогда далек от исполнения своего главного предназначения. Картина «Полдень», написанная в 1961 году, прекрасна естественной обыденностью самого мотива. После экспрессивности и неистовости картин, характерных для 1930-х годов, насыщенных «страстью и яростью», вслед за драматичными «Сенокосом» и «Жатвой», созданными в 40-е годы, Пластов перешёл к созданию картин, проникнутых гармонией человека с миром.
Сочинения по картинам известных художников
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Замысел картины «Весна» относится к 1944 году, а начало работы художника над ней— к январю 1945-го (большую часть войны Пластов прожил в родной Прислонихе1). Дервиз с ребенком», 1888 – 1889, ГТГ), Эдуарда Мане, Эжена Делакруа («Автопортрет», 1837, Лувр).
Иногда это был способ вглядеться в себя, как в модель, что-то постичь, но прежде всего автопортрет являлся для Пластова живописным исследованием, возможностью свободно экспериментировать с натурой, которая в данном случае была ему совершенно подвластна. Стадо (1938), Купание коней (1938) принесли ему известность. Копировать заставлял почти каждый день» 2. «Вот она Москва. И делает это с покоряющей свободой на материале простой, обыденной жизни, но с той подлинной значимостью, которая отличает высокие произведения искусства.
Краткое описание картины Пластова Летом
Все мне казалось, что каждый, кто увидит их, поднимет губу с презрением. Родился в 1893 году в Ульяновской области, с. Прислониха. Как самый грамотный из односельчан, он сразу был избран в сельсовет, в комитет бедноты, участвовал в организации помощи голодающим. В феврале 1932 года он впервые получил предложение участвовать в Москве в создании живописных панорамных полотен на темы «Сенокос» и «Животноводство». Как и «Автопортрет в шляпе», эта работа построена на подчеркнуто выявленных плоскостях. Они очень близки по мировосприятию его картинам. Научный сотрудник Третьяковской галереи Евгения Яркова отмечает, что скромность быта героев картины «перебивается» потоком золотого света.
Их зрелая, здоровая красота под стать ликующей природе, напоенной солнечными лучами и терпким ароматом трав цветущего луга. «Весна» была представлена на некоторых первых выставках под другими названиями — «Старая деревня», «В старой деревне», «Весна в старой деревне», «В бане», «Весна. По-видимому, многие из них создавались без какого-либо особого сюжета (в отличие, например, от автопортретов Петра Кончаловского). Вверху картины, над колхозным застольем и транспарантом «Жить веселее», возвышался портрет вождя Иосифа Виссарионовича Сталина. Я сейчас с особой силой ощущаю в себе брожение вот этой дикой стихийной силы, потребность как-то физически это выразить. Безмолвно и сурово наступает она на преграды.
Портрет напоминает фотографию с документа из личного дела (не хватает только изображения в профиль). А сам родник является образом жизни и обновления. По мнению филолога и искусствоведа Татьяны Пластовой, в картине «Весна» художнику удалось воплотить идеал телесной и духовной красоты, который живёт в сердце каждого человека и, как правило, не находит воплощения в реальной жизни.
- Русский музей Дополненная реальность
- Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972)
- Картина Пластова Полдень демонстрируется в Испании
- Комментарии (2) добавить комментарий
И как награда – радость чистого цвета на развернутой к зрителю палитре. Рядом еле заметный в густой траве пенечек. Вся мощь и темперамент живописца отныне реализуются в картинах: трагических военных – «Немцы идут» (1941, Тульский музей изобразительных искусств), «Защита родного очага» (1942, местонахождение неизвестно), «Фашист пролетел» (1942, ГТГ), триумфальных, победных – «Жатва», «Сенокос» (обе – 1945, ГТГ) и мирных, утверждающих жизнь, – «Ужин трактористов» (1951, Иркутский областной художественный музей авторское повторение – 1963, ГТГ), «Весна» (1954), «Лето» (1959-1960, обе – ГТГ), «Полдень» (1961, ГРМ), «Родник» (1952, Национальная картинная галерея Армении, Ереван). Осенним вечером 1935 года он впервые показал свои работы «Стрижка овец», «Сенокос» и «Колхозная конюшня» на заседании художественного совета «Всекохудожника» (Всероссийского союза кооперативных товариществ работников изобразительного искусства). Здесь на уроках рисования и выявились впервые его художественные способности.
Приехав осенью 1917 года заканчивать училище, молодой художник «наткнулся абсолютно неожиданно на баррикады и стрельбу на улицах». Поэтическим ощущением жизни веет от этого полотна. Её очарование — в молодости, простоте, целомудрии, здоровье8.
- Коллекция Государственного Русского музея
- Картины художника Аркадия Александровича Пластова
- Последовательность не содержит соответствующий элемент
- Аркадий Александрович Пластов, советский художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Опять она передо мной, вот опять я в Третьяковке и точно не было семи лет разлуки. Я торопливо шел по улице, чуть-чуть не плача от счастья. Именно мотив бани делает эту попытку жизненно оправданной. Отмечалось, что полотно якобы «жизненно не оправдано» и вызвано желанием автора передать чисто живописный эффект обнажённого тела на тёмном фоне. Пока ее бабушка отдыхает, она занялась перебиранием ягод.
По мнению искусствоведа, эта деталь соотносит «Весну» с мифом о Данае, который является классическим для жанра «ню». После окончания художественного училища поступил на скульптурное отделение в МУЖВЗ. Ее молодость, солнечный свет делают ее прекрасной. Пройдя обучение в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912–1914) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1914–1917) Пластов вернулся в родную деревню Прислониха Симбирской губернии (ныне – Ульяновская область) и посвятил свое творчество ее жителям. Его палитра становится здесь еще более яркой.
Часто заметно наличие акцента: света на руке, книге или белом воротнике. Натура была столь изобильна и неисчерпаема, что иногда и довольно часто, я становился в тупик, когда же я должен остановиться и на чем остановиться. Кандидат искусствоведения И. И. Филиппова в своей диссертации, посвящённой позднему периоду творчества художника, отмечает, что в отличие от других работ Пластова, где персонажи существуют независимо друг от друга, находятся во власти собственных раздумий, в картине «Весна» драматургия строится на взаимодействии героев — матери и ребёнка. Картина неоднократно демонстрировалась в начале XXI века на выставках.
В. И. Костин отмечал как достоинство полотна то, что Пластов показал закалку русского человека — обнажённая женщина легко переносит холод и, не боясь простуды, не торопится, занятая закутыванием уже вымытой в бане девочки27. Практически все картины Аркадия Пластова посвящены жизни крестьян. Вневременная тема искусства. Именно они способствуют возникновению настоящей бури чувств, они теплые и нежные. Маленькой натурщицей стала Нина Шарымова. В одной картине сыплет с неба первый снег, в другой — на землю падают крупные пушистые хлопья последнего снега30.
Для Пластова-живописца лицо – отражение сущности человеческой личности, пластическая ценность. Нам видны нижние части стволов двух березок и несколько веточек с зелеными листочками. Автор желает показать, что молодость, шум воды не знают предела, они вечны. Пластов получил земельный надел и до 1925 года крестьянствовал, делая одновременно впрок этюды, эскизы, мечтая о цикле картин на темы деревенской жизни.
Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве с природой. Пластов сказал: «Нет. «Копировали с разных репродукций, с картин, портретов (но в рисунке). Картина «Весна», с этой точки зрения, стала одной из первых попыток решить эту художественную проблему.
Очень интересно было прочитать выдержки из книги А. Пластова. Картины Колхозный праздник (1937). По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, существует «перекличка настроений» между картинами Аркадия Пластова «Первый снег» (1946, Тверская областная картинная галерея, холст, масло, 146 113см инвентарный номер — ж-130429) и «Весна»: «в потоке ярких солнечных весенних дней мелькнёт один такой вот — тихий, освещённый блёклым ровным светом, полный осенней задумчивости. Интерес русских мастеров к французам, прежде всего к Сезанну, видится в стремлении перенести акценты на саму живописную сущность, на четкое выявление конструкции предмета как организации объемов и плоскостей (в том числе цветовых). Вы так упорно заставляли меня, его (Сталина), туда поместить, теперь пусть остаётся навсегда. Государственная Третьяковская галерея приобрела полотно в 1960-е годы1. Буквальный «текст» картины (обнажённая девушка одевает после бани девочку) перекрывается «подтекстом» (красота юности, её энергия, жизнеутверждающий пафос).
В бане», однако в настоящее время они не используются1917. При всем разнообразии и непохожести (порой кажется, что они представляют не одно, а множество лиц) эти работы имеют определенные общие черты и приемы написания, закономерности, отражающие пути исканий художника. Холст, масло. Пластов был хорошо знаком с семьёй своей юной натурщицы. Вокруг источника высокой стеной стоят травы, так как они не испытывают недостатка в живительной влаге. Старая деревня»1.
Продолжая традиции русского романтизма XIX века и, прежде всего Брюллова и Венецианова, Аркадий Пластов раскрывает в «Полдне» идею гармоничного слияния человека и природы. Они были созданы во время войны (1942—1943). Вневременная тема искусства. 174 x 231 см «Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря». На картине изображена собственная баня художника, расположенная около речки Урень. Произведения: Фашист пролетел (1942, ГТГ), Сенокос и Жатва (оба – 1945, ГТГ, Государственная премия СССР, 1946) цикл картин Люди колхозной деревни (1951-65, Ленинская премия, 1966 в том числе Ужин трактористов, 1951, Иркутский областной художественный музей, Витя-подпасок, 1951, ГРМ, Весна, 1954 и Мама, 1964, – оба в ГТГ). Зенит дня, зенит жизни природы – зенит человеческой жизни.
Знал о Пластове, как об одном из самых самобытных мастеров цвета. Виктор Киселев, занимавшийся у Пластова в 1920-е годы, вспоминал, что важнейшим этапом обучения было копирование работ (в том числе портретов) Хальса, Рембрандта, Милле, Ван Дейка, Серова. Длинные волосы выбиваются из-под яркого платка. Девочка, которую одевает женщина, «сжала губы и вздернула носик от удовольствия»16. В картине «Весна» запечатлён день, когда зима уже уходит.
Сюжетная линия сочетает в себе простоту и сложность. Свой автопортрет в шляпе, относящийся к концу 1910-х – началу 1920-х годов3, художник подарил Архангельскому. Учился в СХПУ (1912-14) и на скульптурном отделении МУЖВЗ (1914-17) у С. М. Болнухина. Он выделяет на полотне обнажённую фигуру женщины. К таким картинам относятся, например, Лето (1958) и Полдень (1961).
«Первый снег» изображает приход зимы. Картина Сенокос была написана художником летом 1945 года. Женщина в белом простеньком платье и туфлях.
Она выполнена в технике масляной живописи на холсте11. Завершить работу над картиной автору удалось только в 1954 году11. После смерти И. В. Её размер — 210 123см. Лицо героини дышит оживлением, движения её тела и рук гармоничны22. Вспоминались слова поэта: Други, дружно гребите во имя прекрасного против течения» 5.
Колористические поиски Пластова ясно ощущаются и в полотне Ужин трактористов (1951). Народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Это было больше, чем могло вместить мое бедное сердце.
Зенит дня, зенит жизни природы – зенит человеческой жизни. Случилось так, что эти «портретики» увидел преподаватель философии, психологии логики и французского языка Вишняков, который решил взять талантливого подростка под свою опеку и начал заниматься с Аркадием теорией живописи. Благодаря Вашему рассказу узнал и полюбил его еще больше. Холодноватость, некоторая отстранённость, трогательный образ ребёнка, простота и естественность сюжета ставят это произведение на недоступный для чувственного восприятия пьедестал чистого восторга и целомудренной любви, а авторское название «Весна» (а не «В старой бане», например) подчёркивает её метафоричность31. Нищета крестьянского быта в картине (баня топится по-чёрному, нет электричества, минимум удобств) имела второстепенное значение для автора, но её изображение в 1950-е годы было также воспринято неодобрительно6. Перед нами открывается как бы особый мир обжитой, щедрой земли, труд, который в радость душевно сильным людям. Среди работ Аркадия Пластова также выделяется и картина Весна (1051).
Пластов-скульптор выбирает выгодную свето-теневую границу освещенности на форме. Картина «Весна» была завершена в 1954 году. Тема обнажённого женского тела долгое время была слабо представлена в советской живописи. В портретах этих лет можно увидеть две тенденции, два способа изображения, которые он тогда осваивал: продолжение линии «Автопортрета в шляпе» (с четким обозначением свето-теневых границ, переломов формы) и иная «кладка», когда мазки теряют четкие границы, создавая трепещущую живописную ткань. Пластов Аркадий Александрович (1893, село Прислониха Симбирской губернии – 1972, село Прислониха Ульяновской области)Художник, график. В 1940-х и 1950-х они спокойны и уравновешенны.
Пластов выбрал такой сюжет, где нагота представляется зрителю естественной: молодая женщина в открытом предбаннике «курной» деревенской бани, топящейся «по чёрному», одевает девочку. На полянке глаз радует разноцветье полевых скромных цветов, которые всегда восхищают нас своей естественной красотой и гармонией и о которых поэты не устают слагать стихи и песни. Да и отход этюдов был громадный.
Художника всегда интересовала пластическая сторона живописи (недаром он учился на скульптурном отделении), но прежде всего живопись сама по себе как некая материальная субстанция, с помощью которой можно передать реальность истинной, природной материи. Для обучения художественному ремеслу в 1912 году уехал из родного села в Москву. В картине Полдень вибрирует и дышит каждый мазок, насыщенный цветом и светом. В жизни Пластова-живописца произошел триумфальный взлет. 1930-е ознаменовали в судьбе Аркадия Александровича значительные перемены. После обучения Аркадий Пластов решил не оставаться в Москве и вернулся в родное село, где и прожил до конца своей жизни (умер в 1972 году).
Весна будто вспоминает об осени». Но такие мастера, как Пластов поднимают этот стиль до таких высот, какие и не снились многим современным «постмодернистам». На выставке в Русском музее были представлены черно-белые фотопортреты погибших односельчан Аркадия Пластова, это лица людей, поражающие зрителей силой своего характера: Иван Модонов, Андрей Трифонович Рябов, Михаил Сергеевич Янов, Фёдор Сергеевич Тоньшин, Иван Сергеевич Тоньшин, Петруха Гришин, Степан Платонович Щеглов, Степан Изосимов (Былинин), Сторож Сергей Варламов, Пётр Григорьевич Черняев, Иван Гундоров, охотик Яков Гундоров, Василий Яшогин, старик Герасим Терёхин, кузнец Василий Лотин и другие портреты односельчан.
В частности, она вошла в экспозицию выставки в Мраморном дворце Русского музея, приуроченной к саммиту «Большой семёрки» в 2006 году3. Во время посещения галереи Аркадий Пластов увидел табличку «Весна. Буйство природных красок придает особый лиризм произведению. Просто изобразил людей и природу, соединив их воедино. Самый ранний портрет маслом (очень похожий, судя по известным фотографиям тех лет) написан в студенческие годы.
Развернувшиеся события отодвинули учебные заботы. Молодая девушка, выбежав из деревенской баньки, заботливо одевает маленькую девочку. Его полотна 50-х и 60-х годов представляли собой, по словам художественного критика, «сокровенный, страстный шёпот души художника»12.
Народный художник СССР (1962). Обнажённое тело («розово-перламутровых тонов») молодой женщины с русыми рыжеватыми волосами сопоставляется художником с потемневшими от времени серыми бревенчатыми стенами, почерневшей от сажи дверью бани и с тёплым тоном золотой соломы на полу предбанника. Взаимодействие света и воздуха в пространстве картины даёт эффект сиюминутности. В 1941 году началась мобилизация в Красную Армию и в родное село Прислониха, с фронтов Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) вернутся лишь человек 20. Продолжая традиции русского романтизма XIX века и, прежде всего.
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – народный художник, представивший в своих работах повседневность глубинки, быт и праздники колхозников. В 20-х – начале 30-х гг. В начале 50-х годов Пластов достиг творческой зрелости. Ранние его опыты в этом жанре — картины «Суббота» и «Трактористки».