Полтавская Баталия Мозаика
Глубины и монументальности воплощения важного события русской истории достиг М. В. Ломоносов в мозаике Полтавская баталия, которую под его руководством выполнили русские мастера. Две парные большие мозаики — «Полтавская баталия» и «Взятие Азова» — должны были занять пространство двух стен, а мозаики меньших размеров — висеть в междуоконных простенках. Называется это произведение Полтавская баталия, мозаика находится в здании Академии наук Петербурга.
Этот факт знают многие или почти многие люди, кто хоть немного в курсе о чем идет речь в вопросе про известную мозаику от Ломоносова, носящая название "Полтавская баталия".
Мозаика Ломоносова «Полтавская баталия»
Однако на изображении по-прежнему можно рассмотреть облачение Александра. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Творчество же Ломоносова неразрывно граничит с научной деятельностью. Пётр (с картины П. -П. В 1753 г. Ломоносову был «пожалован» участок земли у деревни Усть-Рудицы в 25 км от Ораниенбаума, на быстрой речке Рудице, Ломоносов сразу же приступил к постройке Усть-Рудицкой фабрики. Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта— копииста Грота)» 9, которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин.
Но, к сожалению, стала единственной законченной работой. В 1761 году Сенат поручил ему исполнение этого прекрасного, по словам того же Я. Штелина, проекта, уплатив несколько тысяч рублей «заранее или на подряд» 2. Михаил Ломоносов обладал действительно незаурядными талантами. Там была собрана "Полтавская баталия". Ломоносов был ближе к нынешнему пониманию живописности картины и, соответственно, мозаики. Никто ее перечитывать не любит, но на цитаты она разошлась, одна из них: «может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать».
«Полтавская баталия» Михаила Ломоносова
Сюда Ломоносов перевёл часть мастеров из Усть-Рудицы, а также других своих учеников в области «великого мозаичного дела», как сам он выражался. мозаика была закончена, а в начале следующего года отшлифована, отполирована и вставлена в мелкую раму. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. Результатом стало грандионзное (481 644 см) панно изображавшее один из самых напряженных моментов Полтавской битвы.
Дальнейшая судьба одной из лучших работ Михаила Васильевича была очень печальной. «Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. В 1750г. Первый современник-исследователь творчества М. В.
Из изобразительных искусств Ломоносов предпочитал самое прикладное и связанное с его любовью к физике и минералам — искусство мозаики. И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию» (нем. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае1762г. И дело не только в том, что благодаря ему у нас появились слова «атмосфера», «пропорция», «равновесие» и «огнедышащие горы». сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. В 1786 г. «Контора строения е. и. в.
Ломоносова. Кроме производства различных сортов стекла, Ломоносов разработал состав фарфоровой массы. Весь камень – отечественный.
19 в. иностранцы о ней писали как о картине «которую нам было бы интересно описать и которую мы не могли увидеть, так как она завалена досками и мусором в одной из больших мастерских Академии» в 1899 г. ее перемещают в «Общество поощрения художеств», где она простояла до 1925 г., когда советское правительство, наконец, установило ее на нынешнее место – парадную лестницу здания Академии наук. Однако для понимания истории литературы ознакомиться с некоторыми его трудами нужно. и др. Рубенса). В 1757 году М. В. Ломоносов представпят Сенату программу, в которой намечается сооружение над могилой Петра Великого мозаичного монумента, а всю крепостную церковь— «выложить мозаичными картинами» 7.
Я. Штелин (Якоб Штелин – академик, один из составителей каталога нумизматического кабинета Петербургской академии наук. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут.
Мозаичное полотно «Полтавская баталия»
Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта — копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. В то же время именно понимание особенностей мозаики позволяло М. В. Ломоносову сознавать и отсутствие надобности досконального следования картону в материале, когда многое придёт к единству за счёт этих уникальных пластических свойств модульного набора. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой.
Технологии производства смальты – непрозрачного цветного стекла известные итальянским мастерам, держались ими в секрете. Все это усложняло работу ученого, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Первый современник-исследователь творчества М. В. Ломоносова даёт исчерпывающий каталог его наследия в мозаичном искусстве. — ни одна другая посвящённая этому работа уже не содержит такой полноты документальных сведений о сделанном им. Шувалов и М. И. Ломоносов с помощниками приступил к работе над "Полтавской баталией". В своей химической лаборатории Ломоносов в течение трех лет сумел создать рецептуру изготовления цветных стекол, нужных ему «для разработки учения о цветах».
Место было выбрано удачно. В декабре 1761 г. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. Увидеть эту грандиозную мозаику Ломоносова сегодня можно в акажемии наук в Санкт-Петербурге.
Воронцов. Именно мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» занимает немаловажное место в творчестве Михаила Васильевича. Виноградов был первым, кто поставил опыты по производству фарфора на строго научную почву. Время подтвердило правоту слов Ломоносова. «Полтавскую баталию» постигла та же сиротская участь: по смерти Ломоносова она более двадцати лет оставалась в его мастерской на Мойке, затем была перемещена в батальную мастерскую Академии художеств в сер.
ein abscheulich schn und groes Gemhlde). А еще — перевод «Carmina III XXX» Горация, знаменитого «Памятника». Здесь имелось всё необходимое для работы будущей фабрики – вода, лес и кварцевый песок, пригодный для варки стекла. Пётр (с картины П. -П. домов и садов» доносила, что «ныне над мозаичным художеством остался один мастер Цильх и инструктор живописного художества Иван Вельский, а прочие померли».
Главной задачей Ломоносова на этом этапе было возрождение искусства мозаики. ein abscheulich schn und groes Gemhlde). Был нанят хороший городской художникЛ. Ломоносов рисовать не умел и для этих целей был нанят один из городских живописцев.
В технологию фарфора Ломоносов также ввёл многочисленные усовершенствования. В декабре 1761г. сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Шувалов и М. И. Воронцов.
мозаика полтавская битва ломоносов
Мозаичная композиция колоссальных размеров (4, 81 х 6, 44м) очень эффектно запечатлела самый напряженный и решающий момент Полтавского сражения. Малиновский, объективно характеризует уровень и способность понимания им деятельности М. В. Изначально мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» должна была стать одной из двенадцати мозаичных полотен, запланированных для внутреннего украшения Петропавловского собора. Так, на мозаичной картине дым действительно подсвечен лучами солнца: «Дым багровый / Кругами всходит к небесам / Навстречу утренним лучам» пушки действительно расположены на возвышенностях: «Уж на равнине, по холмам / Грохочут пушки» на заднем плане плотной массой бьются русская и шведская армии, в гуще людей мы различаем три цвета: синий цвет шведских мундиров и красный и зелёный цвет русских.
Время подтвердило правоту слов Ломоносова. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, Полтавская баталия, несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: Апостол Пётр (1761), св. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. Необходимый минимум — ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», достаточно бойкая и простая по языку. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765-1766), портрет графа Г. Г.
Фабрика и первые мозаики Михаила Ломоносова
Граф М. И. Воронцов показывал в своем доме итальянскую мозаику «Плачущий апостол Петр», привезенную из Рима и там же выполненную по живописному оригиналу Гвидо Реви, а кроме того, заказанный там же мозаичный портрет императрицы Елизаветы. Но результат оказался грандиозным. Рубенса).
М. В. Ломоносов был натурой увлекающейся, порой — пылкой вполне авторитетные источники указывают на примеры несдержанности с его стороны в отношении равных, о продерзостях и неучтивых поступках. Ломоносов с помощниками приступил к работе над «Полтавской баталией».
В 1864 году, к столетию со дня смерти Ломоносова, Академия художеств решила поставить «Полтавскую баталию» в Портике — каменном здании в саду Академии. Пётр (с картины П. -П. Ломоносов, тем не менее, обладал очень ценным для художника даром обобщения и способность к абстрагированию давала ему широту видения условного, монументального – свободу от натуралистического буквализма, тенетами которого обременено было восприятие «художественной правды» его оппонентов по этой части, в том числе и Я. Штелина. Труды П. С. Билярского, А. А. Куника, А.
Тревога была не напрасной. В начале 1758г. Он считал мозаику средством увековечить деяния россиян в монументальных произведениях, «который ввек хранят геройских бодрость лиц», то есть с веками не утрачивают живописной яркости – «чрез множество веков себе подобны зрятся// И ветхой древности грызенья не боятся» («Письмо о пользе стекла»1752). Эта естественная итальянская «монополия» на мозаику была нарушена лишь во 2 пол 19 в., когда с развитием национальных рынков художественной промышленности начали появляться частные мозаичные мастерские во Франции и Германии.
Мнения о даровании М. В. Ломоносова от создания мозаики по той «жалкой картине», которую представляла собой подготовленная работа с другой стороны, вероятно, он, как и многие другие, в том числе профессиональные художники, не способен был во всей полноте представить ясно видевшееся М. В. В 1752 г. Ломоносов возбудил ходатайство о предоставлении ему участка земли и необходимой рабочей силы для организации стекольной «фабрики». З. Кристинек (ученик Фанцельта — копииста Грота), которому в помощь даны были жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений, как характеризует членов исполнительской группы Я. Штелин. Через некоторое время под мозаикой прогнил пол и она много лет продолжала стоять, врезавшие одним углом глубоко в землю. Пётр (с картины П. -П.
В середине 50-х годов в мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаичные портреты Елизаветы Петровны (Фото 3), Петра I (Фото 2), Анны Петровны (Фото 4), Екатерины II (Фото 5). «Александрова мозаика» – одно из самых известных мозаичных изображений античности – выложена из полутора миллионов кусочков. Рубенса) 2. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешевый.
Орлова (1764), св. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. М. В. Однако выкладывал мозаику он уже своими руками вместе с 8 помощниками. Для создания масштабного полотна «Полтавская баталия» сначала была нарисована картина на картоне. Воронцов. Ломоносов видел эти картины и они произвели на него сильное впечатление. Был нанят «хороший городской художник Л. З.
Мастер класс по мозаике в Сестрорецке
Еще Ломоносов придумал классический русский четырехстопный ямб, построив его по немецкому образцу (этот язык он знал в совершенстве, долгие годы проучившись в Германии). Именно эти вопросы и привлекли внимание Ломоносова к древнему искусству мозаики. Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова. В начале 1758г. До того у него было казённое жильё в "Боновом доме" на Васильевском острове (между 1-ой и 2-ой линией), выделенное ему всё той же АН.
со всей энергией взялся за осуществление своих грандиозных замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов 8, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию».
Полтавская баталия мозаика м в ломоносова
В рапорте от октября 1755 г. в Контору мануфактур-коллегии Ломоносов сообщал, что на его фабрике работали управитель Иван Цильх (брат жены Ломоносова), Матвей Васильев и Ефим Мельников, принятые из «живописных учеников» Академии наук изготовлявшие мозаику и обучающие этому искусству других выдувальщики Тимофей Григорьев и Ефим Мельников, делающие трубочки для бисера и стекляруса гончар Петр Андреев заготовитель материалов Андрей Яковлев бисерник Михаиле Филиппов пронизочник Андрей Никитин Кирилл Матвеев изготовлявший четырехугольные куски массы для мозаики Григорий Ефимов – гранильщик, отделывавший мозаичные композиции рисовальщик Игнат Петров, делавший цветы из финифти (эмали) Михайло Филиппов 2-й, мастер кузнечного и слесарного дела Дмитрий Иванов, мастер плотничного и столярного дела, надзиравший также за работой шлифовальной «мельницы» и лесопилки. М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). Создаётся впечатление, что А. С. Ломоносов Ломоносов Михаил Васильевич Один из величайших русских ученых и писателей. Сам Ломоносов называл её «фабрикой делания разноцветных стекол и из них бисера, пронизок и стеклярусу и всяких галантерейных вещей и уборов». Приобрести Авраам Каганович: Полтавская баталия.
В то же время именно понимание особенностей мозаики позволяло М. В. Кристинек (ученик Фанцельта – копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как харектеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. Усть-Рудицкая фабрика изготовляла цветное стекло различного назначения.
- маленький доклад по теме Мозаичная картина Ломоносова, Полтавский бой
- Создание производства цветного стекла Ломоносовым
- Создание производства цветного стекла в России Ломоносовым
- Когда не было разделения на «физиков» и «лириков»
- Возрождая знания Византии на новом уровне
Вторым полотном серии планировалось создание панно из мозаики «Азовская баталия», но закончить его не позволила кончина Ломоносова. Для создания мозаичных картин ему нужно было еще научиться изготавливать брусочки из цветного непрозрачного стекла – смальты (эмаль) и делать скрепляющий раствор. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. ein abscheulich schцn und groЯes Gemдhlde). Создатель многих памятных медалей. ) сообщает о созданных в 1756 году погрудном портрете Петра I и его дочери – блаженной памяти герцогини Голштинской, как достоинства он отмечает то, что в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика (стекла имитирующего драгоценный камень. ) и вообще швы набора или промежутки междукусочками смальтыне видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мизинец.
Далее Я Штелин сообщает о созданных в 1756 году «погрудном портрете Петра I и его дочери — блаженной памяти герцогини Голштинской», как достоинства он отмечает то, что «в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика и вообще швы набора или промежутки между кусочками смальты не видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мизинец». В декабре 1764г. Там должны были изготовляться различные сорта цветного стекла для мозаики, а также для выделки стекляруса, бисера «и всяких других галантерейных вещей и уборов», до тех пор ввозившихся из-за границы. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св.
- Первые трудности и первые успехи
- НЕ ЗНАЯ ИСТОРИИ – НЕВОЗМОЖНО ТВОРИТЬ БУДУЩЕЕ
А для придания соответствующей роли простых людей в исходе сражения, Ломоносов разместил в центре работы фигуру солдата, спасающего от смерти своего царя-полководца. Мозаичное полотно «Полтавская баталия» — это грандиозная работа мастерской М. В.
Но, как говорится, что дозволено Юпитеру. Ломоносов написал учебник по риторике (1748), придумал делить литературу на три штиля (высокий, средний и низкий), сочинил одну из первых русских грамматик (1755) и обзорных исторических трудов «Древняя российская история» (1766), первым разработал педагогическую теорию и перевел «Памятник» Горация. Рубенса). скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г.
Д. И. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук. В рапорте от октября 1755 г. в Контору мануфактур-коллегии Ломоносов сообщал, что на его фабрике работали управитель Иван Цильх (брат жены Ломоносова), Матвей Васильев и Ефим Мельников, принятые из «живописных учеников» Академии наук изготовлявшие мозаику и обучающие этому искусству других выдувальщики Тимофей Григорьев и Ефим Мельников, делающие трубочки для бисера и стекляруса гончар Петр Андреев заготовитель материалов Андрей Яковлев бисерник Михаил Филиппов пронизочник Андрей Никитин Кирилл Матвеев изготовлявший четырехугольные куски массы для мозаики Григорий Ефимов – гранильщик, отделывавший мозаичные композиции рисовальщик Игнат Петров, делавший цветы из финифти (эмали) Михайло Филиппов 2-й, мастер кузнечного и слесарного дела Дмитрий Иванов, мастер плотничного и столярного дела, надзиравший также за работой шлифовальной «мельницы» и лесопилки. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут.
В 1768г. Мастерская же на Мойке была уже второй. «Дело порцеляна химию за основание и за главнейшего своего предводителя имеет», – писал он. В то же время, В. К. Макаров находит, что как раз «исполненный Ломоносовым портрет Петра I. набранный крупными, неправильной формы кусками колотой смальты, является драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века и даёт один из самых выразительных, одухотворённых образов Петра» 26. М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно Полтавская баталия, для набора которой нужно было написать картину (картон). Талантливые русские мозаичисты, терпя жестокую нужду один за другим преждевременно гибли. И только спустя 150 лет с момента создания – в 1925 году мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» была размещена в Санкт-Петербуржском здании Академии наук, где украшает парадную лестницу уже почти 90 лет. Когда мозаику подняли, то угол, бывший в земле, оказался без смальт.
М. В. Ломоносова, отмечая, что «представления о художественной ценности мозаичных работ (восхищение иллюзорностью имитацией масляной живописи) свидетельствуют, что в данном вопросе Штелин следовал вкусам своей эпохи и не мог быть беспристрастным арбитром. Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. Большой знаток творчества последнего, К. В. Был нанят «хороший городской художник Л. З. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Тревога была ненапрасной. Большой знаток творчества последнего, К. В. Малиновский, объективно характеризует уровень и способность понимания им деятельности М. В. Ломоносова, отмечая, что представления о художественной ценности мозаичных работ (восхищение иллюзорностью имитацией масляной живописи) свидетельствуют, что в данном вопросе Штелин следовал вкусам своей эпохи и не мог быть беспристрастным арбитром.
Александр Невский (1757-1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758-1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758-1760), портрет графа М. И. Именно к этому дому (по другим источникам – во дворе его) в 1748 году было пристроено здание, в котором находилась химическая лаборатория Ломоносова. Вариант Ломоносова начинался со строк «Я знак бессмертия себе воздвигнул / Превыше пирамид и крепче меди» и положил начало длинной череде русских переводов — помимо классического пушкинского, тут отметились Державин, Батюшков, Фет, Брюсов и множество других (почти сорок авторов). И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию» (нем. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта.
Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских ученых познакомил М. И. Среди мастеров- «мозаичистов» выделялись уже упомянутые выше Матвей Васильев, Ефим Мельников, а также Яков Шалауров и Филипп Нестеров, происходившие «из солдатских детей».
В нём по-прежнему сохранялась идея украсить стены собора мозаичным панно на темы, отражающие различные этапы жизни и деятельности Петра I. В июне 1761 года после долгих проволочек Сенат окончательно утвердил предложенный проект о сооружении монумента в Петропавловском соборе. Основой для создания монументального мозаичного панно стала картина, по заказу написанная малоизвестным питерским живописцем по фамилии Кристинек с еще менее известными помощниками. Авраам Каганович: Полтавская баталия. В 1752 г. он написал ценную рукопись «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оный в России при С. -Петербурге делаетца, купно с показанием всех к тому принадлежащих работ».
Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае 1762г. Искусствовед В. К. В 1900 году «Полтаву» перевезли в музей. Этот портрет находится в Русском музее в Ленинграде. В рапорте в Академическую канцелярию он писал, что в работе над этой мозаикой «всех составляющих кусков поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для изобретения составов сделано 2174 опыта в стеклянной печи».
В апреле 1764г. Позже (с 1751 года) она стала и первой мозаичной мастерской. По другим данным усадьбу на Мойке Ломоносов получил в 1757 году уже будучи канцлером (вице-президентом по нынешним рангам) Академии Наук и владельцем завода в Ораниенбаумском уезде. Поэзия Ломоносова необыкновенно разнообразна по жанрам — это оды (на долгие годы ставшие образцом для русских поэтов), рифмованные надписи по случаю иллюминаций и всяких придворных торжеств, псалмы, гимны, трагедии идиллии и героические поэмы.
Затем секунд-майор П. И. Челищев в 1791 году побывал на Курострове, записав воспоминания помора Варфоломеева и соседей о юности Ломоносова на его малой родине и даже поставил первый деревянный памятник учёному (не имея на большее средств). Всё это усложняло работу учёного, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Грандиозное мозаичное панно (313 582 см) изображает Александра Македонского, атакующего персидского царя Дария III. Большую помощь в мозаичном деле оказывал Ломоносову и Иван Цильх. И если первый справедливо сопоставляет ломоносовские мозаики с «монументальной мозаичной живописью нового времени», которая берёт своё начало как раз в масштабности и монументальности задуманного и осуществлённого М. В.
Напряжённая работа над Полтавской баталией наряду с огромной научной деятельностью в других областях окончательно подорвала его здоровье. Им опубликованы монографии Ломоносов как физикохимик (1904) и Первый русский учёный (1915), сборники Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР (1937) и Труды М. В. Ломоносова по физике и химии (1936). Да это и неудивительно, учитывая, что случилось с Помпеями. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Высоты и суша – уральская яшма, водные акватории – лазурит, низменности – амазонит.
Кристинек (ученик Фанцельта – копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. К сожалению, мозаика сохранилась не полностью.