Портрет Александры Струйской Рокотов
Александра Петровна Струйская (в девичестве Озерова) – вторая жена богатого пензенского помещика Николая Струйского, его портрет Рокотов написал тоже в 1772 г. Ей только 18 лет, она первый год замужем. Портрет Александры Петровны Струйской, созданный великим художником Фёдором Степановичем Рокотовым, некоторые искусствоведы называют «русской Джокондой».
описание портрета Александры Петровны Струйской
К несчастью, его слава, как поэта, не пережила его. Портрет А. П. Струйской отмечен особой утонченностью и трепетной одухотворенностью. Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры.
Ее красоту запечатлел Рокотов. Рокотов, как друг семьи, очевидно, не относился к портретируемой только как к состоятельной заказчице. Представьте себе, на нем была изображена молодая женщина с татарскими чертами лица и только уже поверх нее написан «неизвестный в треуголке».
Его очаровательной невесте – 17. Беда в том, что после скоропостижной смерти мужа – он скончался, потрясённый смертью имперетрицы Екатерины – заботы о детях и управлении имением легли на её хрупкие плечи. Любой художник – человек подневольный. Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но.
Кроме того, сапфир – символ верности и высоких душевных качеств. Ф. С. Внук Струйской А. И. Полежаев был поэтом. Особенно когда он возвращается из поездок по деревням. Проштрафившегося поэта забрили в солдаты.
Парадные портреты петербургского периода
Исследователи считали, что Николай Еремеевич хорошо знал Рокотова. Воодушевленный супруг посвятил ей огромное множество стихов. Но она была человеком своего времени. Кстати, один из них – Андрей Полежаев – стал довольно известным поэтом.
На счастье, князь благоволил к матушке Федора, вот и дал вольную в добрую минуту и любезной своей и сыну ее (поговаривали – его собственному, но тайна сия велика есть, она так и осталась тайною. ). Происхождением такие девушки могли лишь быть в зажиточных семьях. Николай Еремеевич посвятил ей огромное количество «эротоид», т. е. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Говорят даже о "рокотовских глазах" как особенном "ноу-хау". Портрет был написан по заказу Николая Струйского, мужа Александры Петровны.
- Портрет Струйской Рокотова: история и описание картины
- Портрет Струйской кисти Рокотова
- Портрет Александры Петровны Струйской
- Описание картины «Портрет Александры Петровны Струйской»
- Портрет Александры Петровны Струйской работы Федора Рокотова
- Портреты женщин века художника Рокотова
И заботы эти были велики, а дети – особенно сыновья – далеко не сахар. Дед поэта А. И. Полежаева. Фигура, лицо и глаза обращены в разные стороны. Известно, что она оживленно переписывалась и со своими внуками. Легенда, конечно, навеяна особенно удачным исполнением портрета. Иногда Александре действительно кажется, что муж сходит с ума. Ну а смерть новорожденных детей – большое, но нередкое горе для женщин 18 века.
– гости называли лучшей в России. Прежде всего Сашенька показала художнику все свои наряды. Портрет написан переливами цвета и света. Интересно, что у него во дворце висела единственная авторская копия портрета царицы. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Александра Петровна -- вторая жена Н. Е.
И вот именно что глаза были главным достоинством этих портретов. Супруги прожили вместе 24 года, до самой смерти Николая Еремеевича. Молилась в храме Святой Троицы Баженова.
- Свет и тьма Александры Струйской
- Федор Рокотов, Портрет Струйской
- Фёдор РокотовПортрет Александры Петровны Струйской
- Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
Естественно, они были и в ее личной библиотеке. Жениху было 23 года. Он был знаком со многими известными литераторами того времени. Хотя, конечно, Александра Петровна в юности не могла оставить равнодушным ничье мужское сердце.
Он скончался от чахотки в 1838 году. Так что для «смертных мук» причин было предостаточно. Свадебное настроение тоже и вот наступают будни. Не каждая дама, могла позволить себе, таким образом украсить свою голову.
- Описание картины Федора Рокотова «Портрет Александры Струйской»
- Открытка (плейкаст) «Рокотов "Портрет Струйской"»
- Сочинение по картине «Портрет Струйской» Рокотова
- Несколько слов о творчестве автора полотна
- Кем был Николай Еремеевич Струйский
Возможно, в этом проявилось представление о каком-то необыкновенном цвете ее глаз. Ну а когда его стихотворная Муза не является идет в эту тюрьму и пытает людей. Возможно, у художника слабело зрение. Оригинал находился в Зимнем дворце. Желтого цвета Сашенька не любила, почитая его цветом измены.
В 1832 году Струйская помогла Александру выпустить две книги. В его стихотворении больше вопросов, чем ответов. Ей 18 лет, она первый год замужем. Тем не менее, за 60 лет (если быть точными, то за всю вторую половину 18-го столетия и даже за первое десятилетие 19-го) он, по словам современников, переписал пол Петербурга. Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря. А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного. Он же хоть и пишет портреты светских красавиц и щеголей, блистающих при дворе самой матушки императрицы Екатерины II, но сам-то живет на «незаконных основаниях». В Пензе существует его музей.
- Кем была Александра Петровна Струйская
- Картина Рокотова Портрет Струйской: где посмотреть
- Удивительная судьба Александры Струйской
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Об авторах Рекомендуем Все статьи
- Последние комментарии (всего 1)
Она почти нереальна. Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. При этом известно, что работал он не очень быстро. Но и он мало что отгадал.
У итальянки Моны Лизы Леонардо да Винчи запечатлел ее таинственную непонятную полуулыбку. Но однажды произошло событие, повернувшее ее жизнь к свету. Пьяный сынок Александры надругался над малолетней девочкой-крепостной. Впрочем, одно из двух может быть и ошибочным – либо репутация Николая Струйского была сознательно «подмочена» недоброжелателями или завистниками, либо портрет, написанный художником Рокотовым, по какой-то причине безмерно льстил модели.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Портретная галерея Фёдора Рокотова
- Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
- Портреты последнего периода жизни
- Полуулыбка-полуплач (Федор Рокотов – Александра Струйская)
Оставила детям большое наследство. Майков наверняка вел беседы во время сеансов. Ведь хоть и рос он в барском доме князя П. И. А ему всего 4 года. Вряд ли так было на самом деле. Её образ – словно воздушный полунамек.
Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Конечно, крепостные в России все равно что скот, но ведь и собаку бить жалко, а тут пытать ни в чем не повинных людей только для того, чтобы получить «виршевое вдохновение». Вместе с тем это была утонченная натура, увлекающаяся литературой. Писал он и саму государыню императрицу Екатерину Великую и близких ей людей: графа Г. А. Известный портрет в 1772 году заказал Рокотову супруг дамы, которая на нем изображена.
Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. Сама цветовая гамма, сотворят чудесный нимб, вокруг полного силуэта девушки. А ведь она едва хохот сдержала, поелику стихи супруга показались ей ужасно забавными. И супруг её мне представлялся чем- то вроде портрета Дориана Грея. Причем даже трудно было сказать, какое из сих трех занятий привлекало его сильнее.
В то же время, это полотно лишено помпезности, свойственной парадным портретам. О последних двадцати годах его жизни известно мало. В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». А эти качества никак не традиционны для светских красавиц XVIII века. Но быть просто сторонним наблюдателем ему было мало. И все же свой след в русской культуре и литературе он оставил.
В частности, до нас дошли некоторые стихотворные произведения, принадлежащие перу этого помещика. Упомянутая Рузаевка – одно из их поместий, где находилась главная усадьба. В 1953 году он написал ставшее знаменитым стихотворение «К портрету Струйской». С твёрдым взглядом на жизнь.
Дело в том, что почти сто лет после смерти художника они хранились в имении Рузаевка, оставаясь неизвестными широкой публике. Муж нередко писал посвященные своей супруге стихи. На обратной стороне портрета находилась загадочная зашифрованная надпись. В отличие от её супруга, об Александре Петровне все отзывались только положительно. У Полежаева действительно оказался истинный поэтический дар, но В 1825 году, накануне восстания декабристов, пылкий юноша написал вольнолюбивую поэму «Сашка», в которой сам Николай I усмотрел «следы вольнодумства».
Трудно даже представить, что столь беззащитное создание сможет вести обычную жизнь: завтракать, обедать, ссориться с мужем, стариться, наконец. Что таится за умным, тронутым печалью, но уверенным взором. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности.
Земная судьба А. П. И с годами он не стал называть ее иначе. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит. Она кажется неземной и воздушной, в ней – море обаяния и какая-то таинственная, колдовская притягательность.
юность проходит быстро. Александра Струйская была призвана стать вечной музой своего мужа-поэта. Причем средневековые пытки он изучил по историческим книгам и в точности воссоздал орудия «труда».
Тогда жене запрещается выходить из дому. Сохранилась легенда о любви художника к своей модели. Князь никогда его сыном не признавал, хоть и продвигал потом по жизни. Но сам Полежаев, увы, не вынес долее унижений и болезни.
А тут такое полное несоответствие между знанием о человеке и впечатлением от его портрета. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах», с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С. Жила во дворце Растрелли. К его чести он распоряжался ими очень толково.
Одним из них был Александр Полежаев, самый одаренный и любимый. Духовный мир ее богат и сложен. Там художник, видимо и написал оба портрета, которые потом привез к Струйским в имение. Цвет то сгущается в тенях, становясь насыщенным, темным, то высветляется до воздушно-серебристого состояния.
Вряд ли можно представить себе более преданного поданного. Ко времени написания портретов Николай Еремеевич стал очень богатым человеком. Конечно, ее судьба была удивительной. На губах едва заметная полуулыбка.
Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. Сейчас они кажутся громоздкими и без меры торжественными. Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь. Воспитала восьмерых детей. Лицо будто проступает из тени, будто собирает весь свет полотна. При ней им жилось значительно легче. Сколько в этом прекрасных ассоциаций.
Однако упорно ходили слухи о её несчастливой жизни с мужем–сумасбродом. О Струйской восторженно писал поэт И. М. Долгоруков: «Мало женщин знаю таких, о коих обязан я говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Пыль в своем кабинете Струйский не дозволял вытирать.
Остался только ее портрет в музее, новсе остальное, ее окружавшее исчезло. Как уже было сказано, А. П. Струйская (портрет Рокотова, по свидетельству современников, довольно точно передает черты ее лица) была особой неординарной. Растрелли.
Чёрные угольки глаз, пронизывают своим взглядом всю картину. При этом среди своих соседей прослыл он чудаком и оригиналом. А к памяти о ней время оказалось жестоким. Да уж наверное. Александра Петровна мудро правила семейным состоянием. Ко времени написания портретов они только что поженились.
Изображена обаятельная юная женщина, полная пленительной грации. Портреты кисти Рокотова казались Сашеньке Струйской истинно прелестны. За этот ее «неразгаданный» взгляд исследователи и назвали ее русской Джокондой. В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». Тем более он – Федор Степанович Рокотов.
Ф. Рокотов (1735 – 1808)Портрет А. П. Струйской1772, холст, масло, 59, 8х47, 5cм Государственная Третьяковская галерея, МоскваПортрет Александры Струйской, несомненно, самый блестящий образ идеально прекрасной женщины во всей русской портретистике. Рокотов писал в то же время. Он тщательно записывал, все, что слышал от своих гостей. Роковой рокотовский портрет, вобравший в себя свет и радость жизни, оставивший в реальности только тьму и тоску. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета.
Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто. Наверное, Струйская и сама понимала, что в ее душе поселилась тьма. Они выражают гамму чувств, они всегда особенно ярки и составляют центр портрета.
Добрая, но в то же время строгая улыбка, говорит о том, что девушка люблена и наивна. Александра Петровна Струйская (1754 – 1840), вторая супруга Н. Е. Струйского известного тем, что в своем имении Рузаевка Пензенской области завел типографию, ставшую известной благодаря изяществу изданий.
Художник вздохнул – такова его доля. Центром композиции, безусловно, являются глаза девушки, пленяющие своей темной глубиной. Его происхождение не совсем выяснено. Бессмысленно и бездарно.
Судьба Струйской была не очень удачной. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. А тот слал стихи.
Какая ей доступна тайна бытия. При этом художник остается верен натуре. О Рокотове забыли.
Теперь уже прелестное видение в туманной дымке жило на холсте своей жизнью, а погрузневшая, во многом разочаровавшаяся женщина – своей. В те годы он и стал собирать ставшую потом известной великолепную коллекцию работ русских художников. Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас». То-то же. В ее глазах -- гордость и душевная чистота.
Ей только разрешили получать от Полежаева письма. любовных посланий и признаний и, по отзывам доброжелателей, выражал свою любовь не только в стихах. Он остался единственным наследником и богатых имений и немалых капиталов. Подтверждал данный факт и редкий документ – воспоминания Струйского о Рокотове. Большого шума наделал дикий случай.
Но союз их был счастливым. Выполненный в той же манере, Николай Струйский все же гораздо меньше известен.
В 1808 году Струйская узнала, что ее очередной незаконный внук сочиняет стихи. Потомки поэта вспоминали, что у Струйских «везде висели фамильные портреты: в углублении большой гостиной, над диваном, портрет самого Николая Еремеевича, а рядом, тоже в позолоченной раме, портрет Александры Петровны Струйской, тогда еще молодой и красивой» «в картинной галерее были известные художники русской и иностранной школы». Может, жестокость покойного барина оказалась заразной для хозяйки Рузаевки. И всё это в эпоху безграничной власти помещиков-крепостников над своей «крещеной собственностью». Сложно сказать, символизирует ли что-то это обстоятельство или нет. Но кроме слухов иных подтверждений её несчастливого супружества не было.
Во время революции сожгли дворец великогоРастрелли вместе с коллекцией бесценных картин (по преданию там был еще одинрокотовский портрет Александры Петровны), разрушили храм Святой ТроицыБаженова и уникальную типографию. Сашенька от мужа, который, чудится, все на свете знал, услышала, что дымка эта на языке художников называется «сфуммато». Когда потемки наступают И начинается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. Автор, пытался выразить те качества, которые были присущи таким дамам общества. Видимо, все же ответ был в том, что она верила в Господа и вот таким образом знала истину. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой.
Это был сын императрицы и графа Орлова, маленький князь Бобринский. Он называл ее Сапфирой. Особенно удавшиеся на портрете Струйской, глаза всегда интересны на рокотовских портретах. И кто бы мог подумать, что этому она будет обязана бастарду. Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов.
Он завел в провинциальной глуши Рузаевки типографию, которую – Сашенька сама слышала. Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы. Он умер от инсульта в один день с императрицей. Был ли он женат, определенно мы тоже сказать не можем. Александра Петровна родила восемнадцать детей. Книги печатались на великолепной дорогой бумаге. Крепостных своих Струйский отдавал в специальное обучение и вскоре они уже делали роскошные переплеты с золотой вязью тисненых букв не хуже, чем их учителя-немцы.
Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. «Всё обращение его было дико, а одевание странно», – писал его друг. Его издания на религиозные темы, по изобразительному искусству и литературе были столь высокого качества, что выигрывали в сравнении с продукцией знаменитого во всем мире скандинавского издательства «Ашетт». Не менее страстно Николай Еремеевич увлекалсяв русской литературой и, особенно, поэзией.
Четко прописаны только выразительные глаза – яркие, приковывающие взгляд. Стало мне ещё интереснее. Волосы, кокетливо закинуты назад, это признак того, что девушка молода и полна сил. И смерть его была тоже неординарной. По воспоминаниям современников она до последних дней сохраняла следы былой красоты. А на пятый день состоялась жестокая экзекуция виновного.
Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Сапфир – дорогой и редкий драгоценный камень синего цвета. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Струйского, парный портрет которого Ф. С. Рузаевка) — русский поэт 18 века, критик издатель.
Ему этого и не дали сделать. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. Но умерла великая императрица, появились новые властители и модные художники. Искусствоведы назвали ее самой красивой русской женщиной ХVIII века.
Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных. Пострадали все родственники Струйского.
Одновременно Рокотов написал и портрет самого Николая Струйского. Такая тонкость душевная была Сашеньке тем паче приятна, что супруг ей достался не первой молодости и уже овдовевший, мало того – потерявший со смертью первой жены, Олимпиады Балбековой, также и двух дочерей-младенцев. Вот и последняя загадка, можно сказать, разгадана.
Вела большое хозяйство. А выяснили тогда факты, достойные памяти. А снова и снова картины перевешивать было его прелюбимейшим занятием. Когда-то жизнь обещала ей радостный праздник, а дала жестокие помещичьи будни. Водилась у него такая привычка – дворню о здоровье спрашивать.
Но вот перед нами акварельный портрет кисти неизвестного художника, созданный в 1828 году. Теперь пришлось надеть. А может, портрет был не романтическим, а роковым. Николай Еремеевич Струйский (род. 1749, Москве, умер 13 декабря 1796, в дер.
На средства бабушки он окончил университет и стал известным поэтом, но за бунтарские стихи, направленные против самодержавия, попал на Кавказ, где вскоре умер от чахотки. Ах, как она пожалела, что нету у нее роскошного синего бархатного туалета, как у княжны Юсуповой или розового платья, как у другой дамы с его картины Наконец Рокотов остановился на серебристом-сером атласном платье, которое Сашенька прежде почти не носила, находя, что серый цвет ее бледнит. Своим детям она была мудрым советчиком. Их оказалось столько, что, чудилось, следующие придется размещать на потолке. Этим человеком был Николай Еремеевич Струйский. мимо зрителя.
Бабка читала и плакала: гены покойного графомана деда дали великие всходы в творчестве внука. Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника. Но Александра и так знает ужасную тайну: муж привозит проштрафившихся (как ему кажется) крепостных и сажает их в особо оборудованную в сарае тюрьму. Была и еще одна тайна в фамильных портретах, она лишь недавно раскрыта искусствоведами.
Молодой помещик был поклонником русского изобразительного искусства. А длина волос, говорит о её строгом воспитании. Говорят, что он часто приходил в Третьяковскую галерею (где теперь выставлен портрет) и останавливался, любуясь таинственной красавицей. мимо зрителя. Они необычайно яркие и живые, несмотря на спокойное в целом выражение лица.
Она подтвердила подлинность шедевров и они были выставлены на всеобщее обозрение, к радости любителей русской живописи. Репнина, но рожден был от крепостной девушки. Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения. На обороте портрета была загадочная зашифрованная надпись. Книги изданные рузаевской типографией, любила дарить своим иностранным гостям, государям и послам императрица.
1757), вероятный автопортрет РокотоваРокотов родился в подмосковном имении князей Репниных Воронцово.