Портрет Анны Ахматовой Альтман

12 портретов Анны Ахматовой – 12 попыток запечатлеть неуловимое: от беззаботности до обреченности

И у них было много общего во взглядах на искусство, творчество, жизнь. К этому замечательному событию в фойе музея оформлена книжная выставка из фондов библиотеки музея с простым названием «Портреты Анны Ахматовой». В 1925 году съёмочная группа направилась на выбор натуры. На ней представлены книги, журналы с иллюстративным материалом по теме вечера. Анна Ивановна Гумилева никогда не жаловалась, что Ахматова не навещала Леву. Ее муза олицетворяет скорбь. Под левую ногу подставлен деревянный ящик-гроб, символ того, что народ вымирает.

С 1936 работал в Ленинграде. 7 октября в 15:00 в музее состоится музыкально-поэтический вечер «Посвящение поэту», к 125-летию великой русской поэтессы Анны Ахматовой. Такой увидел Анну Ахматову Осип Мандельштам. Это уже не «декаденская богиня» изысканная и вдохновенная, как в ранних, дореволюционных портретах. В обширной галерее портретов Ахматовой (от А. Модильяни до К. С. В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота.

Учился живописи и скульптуре в Одесском художественном училище (1903–1907). Брак старшего сына Дмитрия, к огорчению Анны Ивановны Гумилевой, оказался бездетным. Анна Ахматова сидит в правом повороте, в длинном синем платье. В ту пору Анна Ахматова входила в группу поэтов-акмеистов. Нет и тени плакальщицы и вещуньи. Художник не успел дописать руки поэтессы.

Через несколько лет Альтман встретился с Ахматовой в артистическом подвале «Бродячая собака» в Петербурге и был поражен ее обликом, который еще не определился в парижские времена: знаменитой челкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом и вообще великолепным уменьем нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное. Сказочно красив фон, который по своим формам напоминает драгоценные кристаллы. В последующие годы сосредоточил свои усилия на графике – станковой (серия портретов современных писателей, 1926–1927) и книжной.

Его друзьями стали Марк Шагал, Осип Цадкин, Давид Штеренберг – те, которые входили в так называемую «монпарнасскую школу» и были светочами нового искусства. В одном из её стихотворений того времени можно найти автопортрет. Петрова-Водкина) это произведение – одно из лучших. Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя. Практически всю правую часть холста занимает пейзаж: замерзшие, в форме кристаллов деревья, а дерево – это "древо жизни", но во время войны жизнь в стране замерла, замерзла.

Анна Ахматова: галерея 
портретов (ФОТО)

Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)

Поездка не состоялась. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. Портреты А. Ахматовой создавали многие видные художники начала века. Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. Использовал приемы супрематизма в цикле беспредметных картин (1919–1920).

Ахматова была уже известна как поэт, но для узкого круга читателей. К осени 1912 года в семье младшего, Николая, ждали наследника. Ко времени создания портрета Анна Андреевна Ахматова (1889–1966) уже была прославленным поэтом.

Почему-то все были уверены, что родится мальчик. 1911 год. Принимал участие в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции (1918), в осуществлении плана монументальной пропаганды. Держалась она очень уединенно».

Натан Альтман, портрет 
Анны Ахматовой

Натан Альтман, портрет Анны Ахматовой

Публиковал статьи по вопросам искусства. Это был долгожданный ребенок. И правда, где царскосельская осанка, смутность, скорбность. И не трагическая муза начала 1920-х годов, времени потерь и боли, упорства и непреклонности. Художник показывает нам образ женщины твердый, угловатый, холодный, замкнутый.

Альтман увлекался новейшими течениями в живописи. Вторую половину июля и начало августа Николай и Анна провели в Слепневе. В частности, когда она писала портреты (как и она сама рассказывала), она не только постоянно думала о чисто художественной задаче, она не только духовно сближалась со своей моделью, но как-то по-особенному любовно относилась к ней, — можно даже сказать сильнее — она влюблялась в нее. Но все относились к ней доброжелательно, оберегали, в буквальном смысле на руках носили. Тем не менее бабушка старалась порадовать внука, отправляла небольшие посылки. Если в Бежецк ты подолгу не можешь собраться, то тем паче в такую глушь не заедешь». Поскольку война ведется за собственность, то дубина народной войны под сиденьем табурета поделена на пять частей (пятерка – символ кулацкой собственности).

По правой руке спускается большая часть желтой шали – капитал был сосредоточен в руках буржуазии, по левой же руке накидка спускается полумесяцем (финансовый беспредел и обман населения). Синий цвет преобладает на этой работе Н. И. Зато Инна Эразмовна Горенко мягко упрекала дочь. Особенно плодотворной была его деятельность в театре – спектакль Е. Б. Вахтангова по пьесе С. Анского «Гадибук» (театр-студия «Габима», 1921), сотрудничество с Государственным еврейским театром («Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1922 «Женитьба Труадека» Ж. Ромена, 1927). В 1928–1935 жил в Париже, где написал большое количество пейзажей и натюрмортов, в которых тонко и своеобразно возрождал традицию импрессионизма.

Подтверждение тому, что война ведется захватническая – желтая накидка на плечах женщины. Среди его созданий той поры выделялись декорации к известным шекспировским пьесам, поставленным ленинградскими театрами – «Король Лир» (ГБДТ, 1941), «Отелло» (1944), «Гамлет» (Театр драмы им. Это в определенной степени способствовало тому, что портрет Ахматовой получился гораздо глубже по характеристике, чем другие портреты исполненные Альтманом. Она предлагает дочери на Пасху съездить в Бежецк вместе, повидать Левушку. Альтман Натан Исаевич (1899, Винница Подольской губ.

Автором титров был Исаак Бабель. Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевым поехала в Париж. В этом же году Альтман вместе с Александрой Экстер, Вадимом Меллером, Соней Терк и другими художниками из СССР участвовал в Международной Выставке Современного Индустриального и Декоративного Искусства (Арт Деко) в Париже. «Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти.

Фигура «Ночи» (портрет 
Модильяни)

Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)

Запах на платье Анны Андреевны мужской (на правую сторону), у женщины мужской запах и вырез в форме римской цифры V означает финансовую несостоятельность. Такой предстаёт великая поэтесса и в портрете Натана Альтмана – одном из лучших произведений в творческом наследии мастера. Портрет появился под впечатлением стихов Ахматовой, а также личного знакомства молодого художника с поэтессой в 1911 году в Париже и последующих их встреч в петербургском кабаре «Бродячая собака». Интенсивный, типично льтмановский контраст желтого и синего в одежде, оттеняет матовую бледность кожи героини:И кажется лицо бледней От лиловеющего шелка, Почти доходит до бровей Моя незавитая челка. Альтман, почти с натурной точностью запечатлел необыкновенный облик Ахматовой, столь поражавший современников и вместе с тем создал персонифицированный образ ее поэзии – отзвук мира «радости небывшей». Но тогда ее увлеченно рисовал Модильяни.

– 1970, Ленинград)Художник, график, скульптор, художник театра и кино. Родился в Виннице. Итальянское солнце казалось панацеей от телесных и душевных недугов. Столь же успешными были его опыты в скульптуре, графике (цикл «Еврейская графика» по мотивам надгробных рельефов, 1914) и сценографии – пьеса «Чудо святого Антония» М. Метерлинка в петроградском литературно-артистическом клубе-кафе «Привал комедиантов» (1916). Альтман познакомился с Ахматовой в 1913 году в Петербурге, в артистическом кабаре «Бродячая собака».

«Такая, какой ее 
знали друзья — поэты» 
 (портрет Альтмана)

«Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)

Об этой поездке сведений почти не сохранилось, только маршрут: Генуя — Пиза — Флоренция. Пребывающая в состоянии хрупкого, тревожного покоя, печальная и молчаливая, Ахматова сидит, «словно фарфоровый идол, в позе, выбранной ею давно». Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников). Тогда за Ахматовой внимательно наблюдала двенадцатилетняя Елена, внучатая племянница Анны Ивановны Гумилевой. В 1910–1912 работал в «Свободной русской Академии» (академия М. И. Васильевой) в Париже. Покоренный строгой красотой и гордой, царственной статью Ахматовой Альтман попросил поэтессу позировать ему. Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни.

В самые тяжёлые для поэта годы её рисовал В. Фаворский. Альтмана, этот цвет по структуре образа – указатель войны. Работал в промышленной и книжной графике, сделал ряд росписей по фарфору. А С. Пушкина, 1954), эскизы костюмов к кинофильму «Дон-Кихот» (1955) иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, В. Бласко Ибаньеса, Э. Кастро, Э. Золя и др.

«Печальная красавица» (портрет Анненкова)

Это цвет войны, цвет насилия и зла, не случайно военная форма и военное знамя многих стран, в том числе и США именно такого цвета (цвет-адмирал). В рисунках Тышлера и в портрете, написанном М. Сарьяном, она спокойна и горда.