Портрет Анны Ахматовой Петров Водкин
Сегодня в честь выставки Козьмы Петрова-Водкина, проходящей в Русском музее, рассказываем об одной из самых известных и удивительных работ художника: портрете Анны Ахматовой.
9 фактов о художнике Петрове-Водкине и его портрете Анны Ахматовой
В это же время он пишет картины «Юность» (1912) и «Играющие мальчики» (1911), целиком построенные на ритмическом движении фигур. Среди остальных встречаются в его работах портреты известных людей и выдающихся личностей, в частности «Портрет Анны Ахматовой», написанный им в 1922 году, когда он впервые в жизни стал отцом. Это был долгожданный ребенок. Он написал её такой, какая она к нему пришла для позирования.
Подростка, сидевшего верхом, Петров-Водкин писал со своего племянника. Это придало полотну большую силу. Нет и тени плакальщицы и вещуньи.
Простота и благородство портрета Анны Андреевны Ахматовой сродни ее лучшим стихам. К осени 1912 года в семье младшего, Николая, ждали наследника. Об этой поездке сведений почти не сохранилось, только маршрут: Генуя — Пиза — Флоренция. Итальянское солнце казалось панацеей от телесных и душевных недугов. Первым таким произведением стала картина «1918 год в Петрограде» (1920).
В Петербурге его персональная выставка состоялась в 1909-м.
Художник не успел дописать руки поэтессы. Октябрьскую революцию К. С. Петров-Водкин принял, как и Александр Блок, одним из первых в художественной среде Петрограда и сразу включился в решение задач, вставших перед мастерами искусств после победы пролетариата. Она предлагает дочери на Пасху съездить в Бежецк вместе, повидать Левушку. Недаром картина имеет и второе название — «Петроградская мадонна». Это полотно стало важным этапом к его главному творению – «Купанию красного коня».
Строгий лаконичный силуэт оплечной фигуры. При работе над картиной он вспомнил также итальянские фрески эпохи Возрождения, где часто изображались тонкие и изящные фигуры итальянок. Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. Держалась она очень уединенно». Появились тысячи рисунков, сотни этюдов и несколько картин. Только через двадцать пять лет он снова обратится к литературе и напишет две свои замечательные книги — «Хлыновск» и «Пространство Эвклида». Она как бы прислушивается к своей музе-вдохновительнице, зримый облик которой тоже изображен художником за головой поэтессы.
Чуть позднее Петров-Водкин создал картину «Играющие мальчики», где он во всей полноте применил трехцветную гамму – большинство работ в дальнейшем он писал красным, желтым и голубым. Вот таким образом художник называл свою «сферическую перспективу» также и «наклонной».
12 портретов Анны Ахматовой – 12 попыток запечатлеть неуловимое: от беззаботности до обреченности
Лето». Приехав в Париж в 1906 году после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, молодой художник первое время еще пытался сочетать литературную работу (закончил пьесу «Жертвенные») с занятиями рисунком, но вскоре задачи, которые он себе поставил в овладении классически строгим и выразительным рисунком, настолько увлекли его, что не оставалось ни времени, ни сил, чтобы продолжать писать повести и рассказы. В картине Петров-Водкин наиболее убедительно передал свое ощущение земли как планеты, построив композицию по принципу разработанной им «сферической перспективы». Ей трудно было подниматься по крутой лестнице и Анна Ивановна поручила Коле-маленькому, если Коли-большого рядом не будет, носить Анну вверх и вниз на руках. Путешествуя, Кузьма Сергеевич много наблюдал изучал мастеров.
Ее муза олицетворяет скорбь. Первой картиной на этом пути стало его знаменитое «Купание красного коня» (1912). Если в Бежецк ты подолгу не можешь собраться, то тем паче в такую глушь не заедешь». В отличие от тех, кто обычно подчеркивал эффектный и красивый облик поэтессы, Кузьма Сергеевич оттенил в ее лице строгую сосредоточенность, серьезную работу мысли.
Одновременно с большими композиционными произведениями в течение всех 20-х и 30-х годов Петров-Водкин работал над портретами. Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников). Тревога» (1934).
Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)
Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя.
Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. В частности, художник в поисках средств передачи некоей планетарности прибегал к наклонному изображению фигур на картинной плоскости, считая, что все вертикали на земле в конечном счете должны находиться в наклонном положении друг к другу. Эта поездка сыграла заметную роль в его творческой судьбе ибо когда он приехал в конце 1908 года в Петербург именно его этюды привлекли внимание известного критика и редактора организованного в 1909 году журнала «Аполлон» Сергея Маковского, который и выставил их вместе с парижскими работами в помещении редакции журнала.
Брак старшего сына Дмитрия, к огорчению Анны Ивановны Гумилевой, оказался бездетным. 15 октября 1924 года она пишет Ахматовой из поселка Деражня Подольской губернии, где жила у сестры: «Спасибо, Аничка, за обещание приехать сюда, но извини, детка, совсем ему не верю.
Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)
При этом мастер прекрасно понимал, что должен представить публике шедевр, вот таким образом возлагал на «Купание красного коня» большие надежды. Ее замысел возник, так же как в картинах «Купание красного коня» и «Мать» из непосредственного наблюдения жизни волжан и на основе конкретных впечатлений, полученных во время длительных поездок в родной Хвалынск. Ее силуэт выступает из космической синевы фона, словно источающего свет – свет «ахматовского» серебряного месяца, ярко стывшего над Серебряным веком и теперь становящегося все холоднее и бесприютней. Но все относились к ней доброжелательно, оберегали, в буквальном смысле на руках носили.
Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. Почему-то все были уверены, что родится мальчик. Тем не менее бабушка старалась порадовать внука, отправляла небольшие посылки. Анна Ивановна Гумилева никогда не жаловалась, что Ахматова не навещала Леву. Неожиданно почти полностью академическое направление работы было «поколеблено» придуманной самим художником в 1907 году трехмесячной поездкой в Африку.
На этот раз он вспомнил тревожные дни 1919 года, время гражданской войны. Хотя эту наклонность реально увидеть невозможно, но тем не менее Петров-Водкин настойчиво утверждал право художника прибегать к ней, поскольку она всегда усиливала динамику в композиционном построении холста.
«Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)
Еще более важной в творческом росте художника и в окончательном формировании его своеобразного индивидуального стиля стала картина «Девушки на Волге» (1915). Взволнованное чувство любви художника к героям революции проявилось в полотне «Смерть комиссара» (1928), написанном к десятилетию Красной Армии. Сама мать, охраняющая своего ребенка, еще более раскрывает тревожное настроение сцены.
Нельзя не отметить и своеобразное провидение Петрова-Водкина, будто предсказавшего «красную» судьбу страны. Внешний аскетизм и предельная внутренняя собранность. От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу и в них – столько утрат. Тогда и появился пылающий образ лошади, напоминающий коня Георгия Победоносца.
«Печальная красавица» (портрет Анненкова)
Вот таким образом Петров-Водкин охотно берется за выполнение заказов по росписи новых церквей. Первые наброски художник сделал на юге России, близ Камышина. Еще более прямым откликом художника на реальные революционные события стала картина «После боя» (1923). Оно заключалось прежде всего в образно-колористическом звучании. Встреча с древнерусскими иконами была для него озарением, заставившим изменить первоначальный замысел полотна и его композицию. Недаром устроители выставки «Мир искусства» сразу поняли ее значение и поместили как знамя над входом своей выставки 1912 года.
В дальнейшем художник обучался у Серова в Москве, выезжал за границу – в Европу и Африку. Истинно монументальный высокий стиль этих произведений был творчески воспринят художником и помог ему найти путь к выражению в монументальной форме идей и чувств, волновавших многих людей того времени. И правда, где царскосельская осанка, смутность, скорбность.
Еще в 1922 году Петров-Водкин написал портрет Анны Ахматовой. Вторую половину июля и начало августа Николай и Анна провели в Слепневе. Работа говорила уже не только о прекрасной природе и радости жизни. В основном это были образы советской женщины тех лет. Одновременно художник выполнял плакаты, оформлял журналы, делал иллюстрации. Поэтична и содержательна вторая картина — «Полдень.
Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы». Поездка не состоялась. Именно в эти годы Кузьма Сергеевич пришел в своей живописи к системе трехцветия. В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии.
«Духовный портрет» (портрет Петрова-Водкина)
В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота. «Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. Зато Инна Эразмовна Горенко мягко упрекала дочь.