Портрет Боткиной Серов

Купить картину или постер "Портрет М. Боткиной", художника Валентина Серова вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Апогеем чудесного дара Валентина Серова писать портреты стала картина 1899 года «Портрет Боткиной».

Список портретов работы Валентина Александровича Серова

Репин, занимаясь с мальчиком Серовым не где-нибудь, а в Париже с его богатейшими музейными коллекциями, ни словом не обмолвился о возможности «обучения» у старых мастеров, говоря исключительно об изучении натуры. История одного шедевра. В Русский музей поступил в 1934 от. Героями этого портрета стали сыновья художника, Юра (слева) и Саша (справа), которых он изобразил на веранде дачи неподалеку от берега Финского залива. Для нового поколения художников был характерен поворот от изображения «язв общества» к запечатлению гармонии.

Не мог же я писать этот портрет с любовью и нежностью». В расцвете сил и славы тогда были Суриков, Репин, Поленов. Своеобразная манера создает ощущение незавершенности портрета, передавая впечатление сиюминутности происходящего (существуют три варианта парного портрета). Грусть его изящна.

Семь портретов Валентина 
Серова

Семь портретов Валентина Серова

Картина находится в Третьяковской галерее. Но большинство было на стороне что написать: нужны картины с оттенком гражданской скорби. 1899. Портрет и другие рисунки и картины художника оставались у неё. О том, что такое «идейный реализм», с тонким юмором писал Константин Коровин, ближайший друг Серова, вспоминая годы ученичества в Московском училище живописи: «Ученики спорили, жанристы говорили: важно, что писать, а мы отвечали – нет, важно, как написать. В нем усматривают «модного живописца», художника, способного написать портрет и со сходством и с мастерством и как-то по-особенному изысканно. «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо», – высказывался об образе сам художник. 1894.

Забытым оказался и предшествующий отечественный опыт – все русское искусство до шестидесятых годов XIX века Стасов и вместе с ним многие передвижники считали «подражательным и раболепным». Что ещё нам может поведать картина. Иные заботы иные восторги. Чистякова (1880-1885, не окончил). Ученики Училища живописи были юноши без радости.

Портрет боткиной 
серова описание

Портрет боткиной серова описание

Разве это красавица. Он нащупывает путь, позволяющий, не жертвуя декоративностью и совершенством формы, обнаружить свое отношение к портретируемому. Чехов и мастер кисти В. А. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Валентин Серов.

Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Политика конфиденциальности Описание Википедии Отказ от ответственности Разработчики Соглашение о cookie Мобильная. В 1890-х – начале 1900-х гг. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».

Не мог же я писать этот портрет с любовью и нежностью». Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Но к 1880-м годам эта школа оказалась основательно забытой.

Известная работа художника В. Серова – картина «Девочка с персиками» была написана летом 1887 года. Воплотить в художественном в репрезентативных портретах художник остается верен себе интересует -его в первую очередь человек, а не титул – конечно же, Это объясняется, а тем, не склонностью Морозова к публичному самобичеванию, что широко образованный промышленник «разгадал» замысел автора. Представленный на Всемирной выставке в Париже и получивший европейское признание, он казался кульминацией в эволюции «светского» Серова, создавая у современников впечатление, будто фактурный блеск и техническая виртуозность стали главным, что его интересовало. Где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок, Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и (1888) «Девушка, освещенная солнцем» произвело революцию в живописи. Уходя, он сказал: Благодарю вас за глаза. » – рассказывала М. Я. Из Парижа она дюжинами вывозила платья.

Неоднозначные портреты 
Валентина Серова

Неоднозначные портреты Валентина Серова

Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва)Художник, график. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н. В числе нескольких других картин портрет был удостоен Гран-при Всемирной выставки 1900 года в Париже. Боткина София Михайловна (урожденная Малютина) – жена московского купца и известного коллекционера Петра Дмитриевича Боткина. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Была не только умна, воспитана, артистична, но была также воплощением душевной доброты. Вероятно, для этого и нужен ей ножик: надо разрезать персик и достать из него косточку. Портрет княгини Ольги Орловой картина Валентина Серова, написанная в 1909 1911. Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек.

189 x 139, 5. Но, в сущности, так оно и было. Валентин Александрович Серов написал картину «Портрет Мики Морозова». Если собственная биография Серова небогата событиями, то само время было ими столь богато, что многие даты жизни художника ознаменованы «поворотами» или «переломами» в художественном мире и в собственном серовском творчестве.

Когда же в 1889 году Третьяков приобрел для своей галереи Девушку, освещенную солнцем Серова, вспоминали, как Илларион Прянишников, некогда типичный «шестидесятник» и член-учредитель Товарищества передвижников, ходил по выставке, где экспонировалась серовская картина и во всеуслышанье ругался: «Это не живопись, это какой-то сифилис. ». И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется – стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого. «Ты — это ты, я — это я и каждый — сам по себе. » Кузина Серова вызвалась во время работы готовить для него обеды на керосинке. Работа давалась ему нелегко и для того, чтобы завершить полотно, ему потребовалось три месяца. Описание картины русского художника Валентина Александровича Серова «Портрет Боткиной С. М» 1899 г. Холст, масло.

Если собственная биография Серова небогата событиями, то само время было ими столь богато, что многие даты жизни художника ознаменованы «поворотами» или «переломами» в художественном мире и в собственном серовском творчестве. Почему столько споров о ней, страстей, которые продолжаются и поныне. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Серов тоже был частым и дорогим гостем в Абрамцево и именно здесь в 22 года написал свою самую знаменитуюкартину «Девочка с персиками». Оказывается, этот портрет был его первая любовь, он остался неженатым и теперь был озадачен, что в далёкой Франции, в деревне, вдруг нечаянно встретил ту самую девушку, которую любил по портрету, перед которым проводил часы.

  1. Портрет Сергея Сергеевича Боткина
  2. Описание картины «Портрет Сергея Сергеевича Боткина»
  3. Русский музей Дополненная реальность
  4. Одна из самых известных картин Валентина Серова
  5. Серов Валентин АлександровичКартины и биография
  6. Портрет Софьи Михайловны Боткиной

Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты великого князя Павла Александровича, 1897, Третьяковская галерея С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в Русском музее в Санкт-Петербурге). Он умер и все разом переменилось. Живопись, графика, фото. Двадцатидвухлетний Серов писал невесте из Венеции о своем увлечении «мастерами XVI века Ренессанса»: «Легко им жилось, беззаботно. Позже старшая из них станет известной киноактрисой, педагогом, заслуженной артисткой РСФСР Александрой Сергеевной Хохловой младшая – сотрудницей отдела графики Русского музея Анастасией Сергеевной Нотгафт (первоначально хранительница и экскурсовод дома-музея С. С. Боткина). Прекрасную жизнь в юности не видели.

Писать портрет Серов решился после сотрудничества с антрепренером Сергеем Дягилевым. С намеренным преувеличением тех свойств, Создавая произведения острые, художник достигает особой эмоциональности, которые показывают модель отрицательной с стороны (недаром Серов часто называл себя «злым»), даже экспрессивности. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. Это уникальная картина.

  1. Серов Валентин Александрович (художник)
  2. Добавить комментарий Отменить ответ
  3. Репродукция Серов – Похищение Европы
  4. Коллекция Государственного Русского музея
  5. Плакат «Портрет Марии Боткиной» (арт: 61439)
  6. Общееколичествопросмотровстраницы

Но они не думали, не знали, не поняли, что у нас- то своя любовь, свой глаз и сердце искало правды в самом себе, своей красоты, своей радости». И вот этот самый момент ухватил талантливый художник. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. «Девочка с персиками» дарит зрителю ощущение радости и счастья.

Известная работа художника В. Серова – картина «Девочка с персиками» была написана летом 1887 года. Даже в описании жаль упустить, не обозначить какую-нибудь деталь из. Он пишет их так, как если бы случайно увидел погружёнными в мысли и мечты. Хотя в результате работа стала самостоятельным полотном, это предположение объясняет, почему перед нами опять не столько портрет реального человека, сколько сценический образ «чаровницы, гибель с собой несущей». Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта. Жизнь и творчество.

На этот портрет современники художника реагировали по-разному. И цветовую гамму Серов избирает сильную, декоративную, по его собственным словам «цыганского типа» – синее с желтым, усложненное присутствием розового. Симонович в письме на родину. Возродил в искусстве обстановочный портрет – портрет-картину. С начала 1890 годов портрет стал основным жанром в творчестве Серова, приобретая новые черты: психологически заострённую характеристику человека и активно выявленное в нём артистическое начало (портреты Коровина, Левитана, Лескова, Римского-Корсакова). — Но у меня нет времени шляться по ресторанам.

Портрет Сергея Сергеевича 
Боткина

Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз. Он хотел сказать, что Валентин ошибается вдохновение сильнее техники. В портретах М. А. Морозова (1902), Третьяковская галерея), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба в Русский музее) Серов, выявляя некоторые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придаёт им значение своеобразных формул социально – обусловленных черт в человеке. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Серов создаёт несколько героических портретных образов избрав для них жанр парадного портрета, Серов развивает прежнюю тему артистической личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его общественной значимости (портреты М. Горького, 1904 М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, 1905 – оба в Третьяковской галерее).

Произведение принадлежит к числу проставленных образцов парадных портретов кисти Серова, обратившегося к этому роду живописи в 1890-х. И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется – стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого. Портрет и другие рисунки и картины художника оставались у неё.

Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». В посадке серовской модели нет ни репрезентативности, ни самолюбования. Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия. Княгиня Юсупова принадлежала к одному из богатейших аристократических семейств России.

Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. И вот этот самый момент ухватил талантливый художник. Среди них этот шедевр детского портрета, созданный Серовым.

«А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо», – высказывался об образе сам художник. В середине 1900-х гг. Домотканово, 1895, Третьяковская галерея. Сюжеты все вышли, – отвечал он нам со вздохом отчаяния». Я хочу таким быть – беззаботным в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Когда же в 1889 году Третьяков приобрел для своей галереи Девушку, освещенную солнцем Серова, вспоминали, как Илларион Прянишников, некогда типичный «шестидесятник» и член-учредитель Товарищества передвижников, ходил по выставке, где экспонировалась серовская картина и во всеуслышанье ругался: «Это не живопись, это какой-то сифилис. ».

Неудивительно, что художник пользуется языком архаики: это и живописный лаконизм (всего три цвета: синий, зеленый, коричневый) и плоскостность и обобщённость, декоративность, помогающие создать образ хрупкой, но притягательной балерины. Холст, масло. Холст, масло. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников Мира искусства, отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, Русский музей), глубиной постижения исторического содержания эпохи (Петр 1, темпера, 1907, Третьяковская галерея). «Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. » – говорил он.

Двадцатидвухлетний Серов писал невесте из Венеции о своем увлечении «мастерами XVI века Ренессанса»: «Легко им жилось, беззаботно. Впрочем, единства мнений в критике не было. Он пишет их так, как если бы случайно увидел погружёнными в мысли и мечты. Это было время высшего расцвета передвижничества, но одновременно и начало того перелома, который Игорь Грабарь назвал «поворотом от идейного реализма к реализму художественному». По одной из версий, Иду Рубинштейн – танцовщицу, прославившуюся выступлениями в балетах «Клеопатра» и «Шехерезада» – Серов также писал для афиши «Русских сезонов». Десятилетием ранее Крамской писал Репину о том, что русским художникам «непременно нужно двинуться к свету, краскам и воздуху», то есть обрести свободу от нормативных передвижнических требований к «сюжету».

А листочки – импровизированные тарелочки для половинок фруктов. Но близость не значит схожесть. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).

Когда этот портрет появился на выставке, Павел Третьяков, который уже владел богатейшей коллекцией живописи, уверенно сказал: «Большая дорога перед этим художником. » За «Девочку с персиками» Серову присудили премию Московского общества любителей художеств. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. В один день она стала знаменитостью века. Часто присутствующие в. Описание картины Валентина Серова «Портрет Репина». И эта красивая тоска опьяняет вас, как аромат цветов. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Излюбленными моделями Серова становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1893, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в Третьяковской галерее). Домотканово 1895 В поздний период (начало 1900-х гг. ) Серов связан с Миром искусства. История шедевра Серова «Портрет Иды Рубинштейн», пожалуй, самого.

Описание портрета Софьи Михайловны Боткиной, который Серов написал в 1899 году. В эпоху расцвета гения Серова создан этот «величайший шедевр» портретной живописи, по выражению И. Грабаря. Ученики: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. Именно на таком отвороте лежат персики, ножик и пара кленовых листьев. — Научите меня танцевать, — попросила она его.

Ещё мгновение и она сорвётся, словно бабочка с цветка, снова в сад играть с детьми. Но к 1880-м годам эта школа оказалась основательно забытой. В. Серов Портрет княгини З. Н. Юсуповой Описание одной картины.

Тёмный фон и яркие одежды создают ощущение одиночества и уязвимости. Её лицо лучится счастьем и так же лучезарно всё вокруг неё. В жизни Валентин Серов и Константин Коровин были друзьями, которым за неразлучность дали прозвище «Коров и Серовин». Когда портрет был закончен, в обществе его назвали «дама на диване в пустыне». Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П.

Им хотелось все исправлять, направлять, влиять. Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Княгиня Ольга. «Пишу портреты направо и налево, – сообщал Серов в 1910 году своей жене.

Портрет неизвестной С начала 1890-х гг. — И это красавица. Героями этого портрета стали сыновья художника, Юра (слева) и Саша (справа), которых он изобразил на веранде дачи неподалеку от берега Финского залива. Сюжеты все вышли, – отвечал он нам со вздохом отчаяния». Неудивительно, что художник пользуется языком архаики: это и живописный лаконизм (всего три цвета: синий, зеленый, коричневый) и плоскостность и обобщённость, декоративность, помогающие создать образ хрупкой, но притягательной балерины. 1902.

Пусть слабый топчется на месте, а сильный — всегда рвется вперед. Будь то «розовая принцесса» Ольга, дочь Александра III или совсем маленький Мика Морозов (будущий замечательный шекспировед), запечатленный в детском стульчике или собственный сын Серова – Саша – за столиком, с книжкой и куклой на втором плане – во всех этих работах убедительно явлен мир отрадный и неприкосновенный, принадлежащий только им, только этим детям, в глазах которых сквозит жажда познания. Только однажды возник неприятный случай. Фото: Русский музей. Но получил от коллеги суровый ответ: «Нет.

Похоже, княгиня прочла этот «подтекст» и избавилась от картины, подарив её музею Александра III (ныне Русский музей). Валентин Серов. Художник работал над картиной осень и зиму 1907 года. Она – само воплощение материнства.

Чехова. Мария Яковлевна хотела вернуться в Россию, но началась война. В жизни Валентин Серов и Константин Коровин были друзьями, которым за неразлучность дали прозвище «Коров и Серовин».

Мы допытывались, что с ним случилось. И цветовую гамму Серов избирает сильную, декоративную, по его собственным словам «цыганского типа» – синее с желтым, усложненное присутствием розового. Так пребывание в знаменитой усадьбе чуть не разрушило начинающую карьеру юного художника. Девочке было всего 12 лет, когда мастер взялся писать её портрет.

Прекрасную жизнь в юности не видели. Учился у И. Е. Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией. Серов В. А. Импрессионистические черты сказываются подчас лишь в композиционном построении портрета, характере движения портретируемого.

Некоторые выдвинули обвинения в том, что Серов не просто. Это ли не символ детской пытливости, которая ставит взрослых порою в тупик. 1910. Находится данный портрет в Русском музее. Похоже, княгиня прочла этот «подтекст» и избавилась от картины, подарив её музею Александра III (ныне Русский музей).

Валентин Александрович Серов – Рыболовецкие суда в Архангельске. Сюжеты идеи, поучения отягощали их головы. О том, что такое «идейный реализм», с тонким юмором писал Константин Коровин, ближайший друг Серова, вспоминая годы ученичества в Московском училище живописи: «Ученики спорили, жанристы говорили: важно, что писать, а мы отвечали – нет, важно, как написать. Валентин Александрович Серов: Портрет княгини З. Н. Юсуповой.

Это ж надо додуматься. » Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». Работая над парадным светским портретом, поступая в «общее пользование», принимая заказы «от всяких людей», Серов не идет на компромиссно-отстраненную фиксацию внешности и, тем более, на выявление в модели лишь приятного. К тому времени художник был увлечен эстетикой Древнего. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В 1901г. Серовы жили открыто их дом всегда был полон гостей.

Сороковой выпуск программы Третьяковская галерея. Октябрь. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. Но, в сущности, так оно и было. Работая над парадным светским портретом, поступая в «общее пользование», принимая заказы «от всяких людей», Серов не идет на компромиссно-отстраненную фиксацию внешности и, тем более, на выявление в модели лишь приятного.

189 x 139, 5. А обращённый к человеку Юра станет актёром и режиссером. Пусть вас не смущает, что тело женщины того же цвета, что и фон, на котором оно написано. Им хотелось все исправлять, направлять, влиять. Девочке было всего 12 лет, когда мастер взялся писать её портрет. В портретах детей Серов стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка (Дети, 1899, Русский музей Мика Морозов, 1901, Третьяковская галерея).

Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. – изображать, передавать «черта в черту») – это изображение человека или группы людей, реально существующих, либо существовавших в. УМК С. И. Львова и В. В. Львов Сочинение по репродукции картины Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками» Автор: Бачерикова Тамара Сергеевна – Творчество В. А. Серова Презентация работы студентки 4 курса АГСО Тамбовский государственный университет им. Десятилетием ранее Крамской писал Репину о том, что русским художникам «непременно нужно двинуться к свету, краскам и воздуху», то есть обрести свободу от нормативных передвижнических требований к «сюжету». Портрет Иды Рубинштейн.

Серов, ученик Репина, «пасынок передвижничества», по выражению Михаила Нестерова, буквально с первых шагов в искусстве оказался «чужим», ни на кого не похожим художником. Портрет Софьи Михайловны Боткиной, жены купца и коллекционера. Портрет С. М. В нем усматривают «модного живописца», художника, способного написать портрет и со сходством и с мастерством и как-то по-особенному изысканно. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся», – вспоминал Игорь Грабарь свою беседу с Серовым перед картиной «Девушка, освещенная солнцем» совсем незадолго до смерти Валентина Александровича.

Забытым оказался и предшествующий отечественный опыт – все русское искусство до шестидесятых годов XIX века Стасов и вместе с ним многие передвижники считали «подражательным и раболепным». Репин, занимаясь с мальчиком Серовым не где-нибудь, а в Париже с его богатейшими музейными коллекциями, ни словом не обмолвился о возможности «обучения» у старых мастеров, говоря исключительно об изучении натуры. Это было время высшего расцвета передвижничества, но одновременно и начало того перелома, который Игорь Грабарь назвал «поворотом от идейного реализма к реализму художественному». но поначалу Серов занимался написанием портретов и картин под заказ.

Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). И, стало быть, намерение Серова писать «только отрадное» означало не что иное, как соединение «порванной связи времен», возвышение вечных ценностей искусства, воплощенных в полотнах старых мастеров, желание руководствоваться только соображениями художественного порядка – качества, совершенства, красоты, гармонии – соображениями, почти забытыми искусством середины века. Но большинство было на стороне что написать: нужны картины с оттенком гражданской скорби. На вопрос Грабаря о причинах столь необычной композиции Серов ответил: «Так и хотел посадить, чтобы подчеркнуть одинокость этой модной картинки, ее расфуфыренность и нелепость мебели. А листочки – импровизированные тарелочки для половинок фруктов. Лишь перстни он подцветил маслом. С. С. Боткин (1859 – 1910) – известнейший и уважаемый врач Петербурга, профессор Военно-медицинской академии, лейб-медик, участник русско-японской войны.

«Он сказал: Глаза те же. Родство с П. М. Третьяковым (его жена – дочь Александра Павловича Третьякова) помогло раскрытию таланта собирателя. Именно потому картина кажется такой гармоничной и жизненной. Государственный Русский музей. Все это никак не отвечало балетным канонам. Для русских художников первой половины XIX века Италия была землей обетованной и шедевры европейского искусства – лучшей школой.

Без труда можно сопоставить и серовского пастушка с чеховским Ванькой Жуковым, сочинившим бесконечно наивное письмо на деревню дедушке, – во всех произведениях отчетливо видна «детская» душа, такая уязвимая в мире взрослых и вместе с тем ищущая способ быть включенной во вполне зрелую, осознанную деятельность. Однако аксессуары и нарядная живопись – это только вступление к портрету, его первый слой. Сюжеты идеи, поучения отягощали их головы. Верочка вроде бы сидит неподвижно, внимательно глядя на зрителя.

Портрет С. М. Боткиной 1899. Серова. Они радовались и восхищались, что мы вот написали похоже на них. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей.

На портрете художник изобразил дочерей Сергея Сергеевича и Александры Павловны Боткиных – Александру (1891 – 1985) и Анастасию (1892 – 1942). Как заклинание двукратно повторено «хочу, хочу отрадного», так как в нынешнем веке Серов отрадного не видит, оно где-то там, у «беззаботных» старых мастеров. Боткиной.

Один из мировых шедевров русского искусства. Симонович в письме на родину.