Портрет Лескова
А вот портреты матери и бабушки Лескова по материнской линии в экспозиции представлены. Портрет Николая Семеновича Лескова Серов написал за год до смерти писателя по просьбе Третьякова, стремившегося создать галерею портретов известных русских деятелей науки и искусства. На марке изображен портрет писателя Николая Лескова, выполненный по фотографии.
Теперь я не стал бы их писать, но я охотно написал бы «Записки расстриги» Клятвы разрешать ножи благословлять отъём через силу освящать браки разводить детей закрепощать выдавать тайны держать языческий обычай пожирания тела и крови прощать обиды, сделанные другому оказывать протекции у Создателя или проклинать и делать ещё тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицируя все заповеди и просьбы «повешенного на кресте праведника», — вот что я хотел бы показать людям Но это небось называется «толстовство», а то, нимало не сходное с учением Христа, называется «православие» Я не спорю, когда его называют этим именем, но оно не христианство. В годы застоя предпринимались попытки издавать короткие собрания сочинений и отдельные тома с произведениями Лескова, которые не охватывали области творчества писателя, связанной с религиозной и антинигилистической тематикой (хроника «Соборяне», роман «Некуда») и которые снабжались обширными тенденциозными комментариями. Знаменательно, что первым героем лесковской беллетристики стал сельский священник – отец Илиодор. Чтобы уберечь писателя от царского гнева, редакция «Северной пчелы» отправила его в длительную командировку.
В моей последней повести редактор «Отечественных записок» вычеркнул целые главы, не посоветовавшись со мной. Серова (холст, масло. В начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими газетами и журналами, более всего печатаясь в «Отечественных записках» (где ему покровительствовал знакомый орловский публицист С. С. Громеко), в «Русской речи» и «Северной пчеле». 10 В «Отечественных записках» были напечатаны «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)», 14 которые сам Лесков называл своей первой работой15, считающиеся его первой крупной публикацией. 10 Летом того же года он ненадолго переехал в Москву, вернувшись в Петербург в декабре. Кроме того, критика действий административной власти, выраженная пожеланием, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния»— вызвала гнев самого царя. 91 г. от отца Андрею Никол. (Пожимает плечами, продолжает чтение. ) «.
Этот призыв писателя был опубликован в июне 1892 года в газете «Новое время» под названием «О необходимости издания на русском языке хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев». И с первой встречи каждую минуту жила в ожидании этого праздника. Не могла я высказать, оттого капризничала и тебя мучила. Наш встал на своем и все тут. Подлинник картины находится в Третьяковской галерее).
- Презентация на тему: Николай Семенович Лесков (1831 – 1895)
- Портрет писателя Николая Семеновича Лескова
- Николай Семёнович Лесков (1831 – 1895)
- Николай Семенович Лесков: биография, факты, видео
- Серов Валентин Александрович (художник)
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Писец, столоначальник, губернский секретарь
Героя, который «сам почти миф, а история его – легенда. (Вздыхает. ) Дед его был крутого нрава, жестокосердный. Степановна. Зимой с горки над родником катал на санках младшую сестру.
Здесь он впервые взялся за перо. Судьба лесковского иконописного собрания неизвестна. С бородкой и с подвязанными черною косынкою ушами. » (Разглядывает пристально Филатова. ) Вы подвязываете свои уши косынкой. Заранее отвечая критикам на обвинения в некоторой идеализированности своих персонажей, Лесков утверждал, что его рассказы о «праведниках» носят большей частью характер воспоминаний (в частности, что о Головане ему рассказала бабушка ит. д. ), старался придать повествованию фон исторической достоверности, вводя в сюжет описания реально существовавших людей.
В прошлом – известная балерина (её имя есть во всех латиноамериканских справочниках по балетному искусству), а ныне – владелица частной балетной школы в Рио – Т. Ю. Здесь был помещён его портрет. В произведении, где есть отзвуки древнерусских «хождений» и сказаний о чудотворных иконах и впоследствии признанном одним из лучших вещей писателя, лесковский «сказ» получил наиболее сильное и выразительное воплощение. Высмеиванию пороков священнослужителей был посвящён предполагавшийся цикл очерков и рассказов «Заметки неизвестного» (1884), но работа над ним была прекращена под давлением цензуры.
- «Жестокие произведения» о русском обществе
- Содружество литературных проектов
- Сообщество учителей русского языка и литературы
- Биография Николая Семеновича Лескова
Лесков – один из христианнейших русских авторов – не раз заявлял о своей безусловно честной и независимой позиции: «Я верую так, как говорю и этой верою жив я и крепок во всех утеснениях. Как только в острог не упекли, много шуму было из-за того. Его сын, Юрий Андреевич (1892—1942) стал дипломатом, вместе с женой, урождённой баронессой Медем, после революции осел во Франции.
На столах множество разноцветных ламп, масса безделушек, оригинальные или старинные резаки, вложенные в наиболее читаемые книги: последние сочинения гр. В орловском Доме-музее широко представлены прижизненные издания произведений Лескова, многие – с автографами писателя. В это же время писателем создаётся цикл произведений для детей, которые он публикует в журнале «Задушевное слово» и «Игрушечка»: «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Отцовский завет», «Лев старца Герасима», «Томленье духа», первоначально— «Коза», «Дурачок» и другие.
Матовый, бледный брюнетик, с длинными, черными, прямыми волосами. » (Разглядывает Филатова. ) Разве иметь такие волосы – стыдно. Городок был основан как оборонительная крепость на южных границах (на «кромке») русского государства. Писатель вновь оказался в духовной изоляции: «правые» теперь видели в нём опасного радикала. Впоследствии отмечалось, что образ героя Ивана Флягина напоминает былинного Илью Муромца и символизирует «физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий»10. В последнем журнале его охотно публиковала А. Н. Пешкова-Толиверова, ставшая в 1880—1890гг.
Дюниной «Богоматерь с Младенцем» и «Спас во звездах» с дарственной надписью Лескова. Герои рассказов и повестей «Однодум», «Кадетский монастырь», «Инженеры-бессребреники», «На краю света», «Человек на часах», «Фигура» и многих-многих других представляют собой положительные типы русских людей. Роман «На ножах» явился поворотным пунктом в творчестве писателя. Этот редкостный экспонат – подлинное сокровище – хранится в фондах Дома-музея Н. С. Николай Лесков».
Но и до того писатель считал, что время романов в их традиционной форме прошло. Новое произведение против нигилистов автор считал своей «наихудшей» книгой: чтобы издать ее, писателю пришлось несколько раз редактировать текст. Ни одно крупное позднее произведение писателя (включая романы «Соколий перелёт» и «Незаметный след») не было опубликовано полностью: отвергнутые цензурой главы вышли в свет уже после революции.
71 г». Лескову. (Помолчав. ) Как сейчас помню те страсти. Пустяк.
В том же году вышла повесть «Очарованный странник», произведение свободных форм, не имевшее законченного сюжета, построенное на сплетении разрозненных сюжетных линий. Губернатора не уважил. Ольга Васильевна. В подзаголовке дебютного своего художественного произведения «Погасшее дело» (1862) (впоследствии: «Засуха») автор указал: «Из записок моего деда». Ранние его произведения: «Ум своё, а чёрт своё», «Язвительный», «Житие одной бабы» («Амур в лапоточках»), «Погасшее дело» – имели подзаголовок «Из гостомельских воспоминаний». Погляжу вокруг – мухи, коровы, мужики грязные.
В 1989 году первое собрание сочинений Лескова— также в 12 томах— было переиздано в «Библиотеке Огонька». Вместе с тем в творчестве писателя усилилась и сатирически-обличительная линия («Тупейный художник», «Зверь», «Пугало»): наряду с чиновниками и офицерами в числе его отрицательных героев стали всё чаще появляться священнослужители. И всё потому, что «писатель непостыдной совести» плыл «против течений», не желая «с притворным смирением нести мишурные шнуры чьего бы то ни было направленского штандарта».
Он полагал, что винокурение мешает развитию сельского хозяйства губернии, «состояние которого безотрадно в настоящем и не может обещать ничего хорошего в будущем»13. Среди раритетов – собрание сочинений Лескова дореволюционной поры (1889 год) портфель, в который писатель складывал рукописи, запрещённые цензурой к публикации: «У меня целый портфель запрещённых вещей», – замечал он трость с набалдашником в виде черепа («memento mori»), зонт (на многих фотографиях Лесков запечатлен с этим зонтиком в руках), чайная чашка (Лесков любил крепкий чай – приходилось работать по ночам), другие редкостные вещи, принадлежавшие семье Лесковых. Он уж и так и эдак. Писатель не раз упоминал Кромы во многих произведениях: «Некуда», «Пугало», «Грабеж», «Язвительный», «Капитан с Сухой Недны» и др. 1894 год. Так, например, к 180-летию со дня рождения Н. С. Как увидела я тебя тогда, так сразу представила жизнь свою с тобою, как яркий праздник: наряды, музыка, веселье, танцы.
Тогда, до пожаров, это был край настоящего города». Однако жизнь не закончилась смертью праведников. Например, портативная пишущая машинка, с помощью которой сын писателя Андрей Николаевич Лесков создавал свой колоссальный труд «Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям». Разрозненные отрывки и очерки стали постепенно складываться в большой роман, в конечном итоге получивший название «Соборяне» и напечатанный в 1872 году в «Русском вестнике». Он, как известно, прошел три цензуры, включая Третье отделение. В мамонтовский кружок в 1889 году Врубеля привел именно Серов. Лесков начал печататься сравнительно поздно— на двадцать шестом году жизни, поместив несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1859—1860), несколько статей в киевских изданиях «Современная медицина», который издавал А. П. Вальтер (статья «О рабочем классе», несколько заметок о врачах) и «Указатель экономический».
Например, в столице Ирландии, где в начале прошлого века создал свой роман «Улисс» Джеймс Джойс, ежегодно собираются его поклонники из всех уголков страны и из-за рубежа, чтобы пройти по следам героя, которого Джойс поселил в Дублине. Прочитав эти строки, Александр II написал: «Не следовало пропускать, тем более, что это ложь»818. После революции 1917 года Лесков был объявлен «реакционным, буржуазно-настроенным писателем» и произведения его на долгие годы (исключение составляет включение 2 рассказов писателя в сборник 1927 года) были преданы забвению. Пожалуй, сначала проверим.
«Запечатленный ангел» оказался практически единственным произведением писателя, не подвергшимся редакторской правке «Русского Вестника», так как, как замечал писатель, «прошёл за их недосугом в тенях»33. Крестьянский роман» (издательство «Время», под редакцией П. В. Быкова). Как отмечал Максим Горький, «после злого романа На ножах литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников».
Не смог опубликовать Лесков и повесть «Заячий ремиз»— ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была напечатана лишь после 1917 года. Как отмечали впоследствии критики, лесковских праведников объединяют «прямодушие, бесстрашие, обострённая совестливость, неспособность примириться со злом»37. Печатание в журнале «Русская мысль» романа «Чёртовы куклы», прототипами двух главных героев которого были Николай I и художник Карл Брюллов, было приостановлено цензурой. Однако роман «На ножах» стал важным произведением в творчестве Лескова: после него основными героями произведений писателя стали представители русского духовенства и поместного дворянства. Всё это явилось жизнетворным звеном, связующим Лескова с православной верой. Его прозвали несмертельным вследствие сильного убеждения, что Голован – человек особенный, человек, который не боится смерти», Лесков «поселил» рядом с домом своего отца: «Мы были с Голованом соседи.
Матушка успела с заднего крыльца сорок копеек тайно в руку положить. Как отмечает литературный критик В. Коровин, положительных героев— протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, — повествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, «со всех сторон обступают деятели нового времени— нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа». 10 Произведение, темой которого стало противодействие «истинного» христианства казённому, впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями. Кто бы ни был автор этих статей, он абсолютно прав. Свои детские поездки по святым местам и монастырям вместе с бабушкой – «очень религиозной старушкой» – писатель поэтически воспроизвел в своей первой большой повести «Овцебык» (1862). В 1865 году Лесков вступил в гражданский брак с вдовой Екатериной Бубновой (урождённой Савицкой), в 1866 году у них родился сын Андрей. Лескова была организована выставка «Семейные записи и памяти». В орловском музее хранятся три иконы: икона Спасителя, переданная К. И.
И наряды мои – все серое, домашнее. Противостояжалкимнигилистам, учителю Варнаве Препотенскому, жене местного чиновника Дарье Бизюкиной, подлецу Термосесову, олицетворяющим старгородское (и не только) общество, священники, по сути, противостояли всем россиянам, лишившимся нравственного стержня измельчавшим изверившимся, безразличным к судьбам России. В 1863 году в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть «Житие одной бабы» (1863). Издательница журнала «Северный вестник» Л. Гуревич вспоминала: «Многочисленные старинные часы, которыми была установлена и увешана его комната, перекликались каждые четверть часа Бесчисленные портреты, картины в снимках и оригиналах, огромный, длинный и узкий образ Божьей Матери, висящий посреди стены, с качающейся перед ним на цепях цветною лампадою – всё это пестрело перед глазами со всех сторон, раздражая и настраивая фантазию. Так поддерживается в лесковском Доме-музее память вещная и человеческая, духовная. Дед Николая Лескова умер ещё до рождения внука, но будущий писатель знал о нём от отца и от тётки Пелагеи Дмитриевны: «всегда упоминалось о бедности и честности деда моего, священника Димитрия Лескова», – и, возможно, воплотил в первом литературном опыте некоторые его черты.
Обвинение властей и пожелание, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния», рассердили Александра II. Чтобы развеять мрачные мысли и предчувствия, морозным днём он отправился на прогулку в Таврический сад – в любимую свою «Тавриду», с удовольствием вдыхал полной грудью свежий воздух – и простудил лёгкие: «непростительная неосторожность», – как заметил впоследствии доктор. Куда. В статье по поводу пожаров в журнале «Северная пчела» от 30 мая 1862 года, о которых распространялись слухи как о поджогах, осуществляемых революционно настроенными студентами и поляками, писатель упомянул об этих слухах и потребовал от властей их подтвердить или опровергнуть, что было воспринято демократической публикой как донос17. Она раскрывает основные вехи жизненного и творческого пути писателя, представляет уникальное собрание: подлинные документы, портреты, картины, книги, прижизненные издания лесковских произведений, записные книжки, сохранившуюся часть библиотеки, личные вещи, мебель Николая Семёновича Лескова и его сына Андрея Николаевича – автора книги «Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям», родных и близких Лесковым людей. Благодарные читатели «Улисса» задерживаются в каждой точке маршрута литературного героя, цитируют отрывки из своего прозаического сокровища, обсуждают главы романа, сидя в тех кафе, где проводили время Джойс и его персонаж. Факел паралимпийского огня в Орле был зажжён от символического писательского пера. Когда печатали мой роман «Некуда», в нем вымарали чуть ли не четверть страниц.
А ты никогда и не заметил. Каким ему, милая, быть-то еще. Призыв Лескова вызвал в русской прессе многочисленные насмешливые реплики, а критик В. П. Буренин в одном из своих фельетонов создал пародию на Лескова, называя его «благолживым Аввой»54. 7 мая.
В мае 1862 года Николай Лесков под псевдонимом Стебницкий опубликовал в газете «Северная пчела» статью о пожаре в Апраксином и Щукином дворах. Так, мы можем увидеть книгу Лескова «Смех и горе» (1871) с автографом: «Достолюбезному старшему брату моему, другу и благодетелю Алексею Семёновичу Лескову, врачу, воителю, домовладыке, младопитателю от его младшего брата, бесплодного фантазёра, пролетария бездомного и сия книги автора. Во время короткой хрущёвской оттепели советские читатели наконец получили возможность вновь соприкоснуться с творчеством Лескова— в 1956—1958 годах было издано 11-томное собрание сочинений писателя, которое, однако, не является полным: по идеологическим причинам в него не был включён наиболее резкий по тону антинигилистический роман «На ножах», а публицистика и письма представлены в очень ограниченном объёме (тома 10—11). Потом отец его – служил-то он по судебной части – тоже упрямцем прослыл. пустыням.
Помню, как в Ельце сам губернатор приходил к нему на поклон. В 1870 году Николай Лесков написал роман «На ножах». Отдельно в маленьком футляре простое, всё испещрённое пометками и заметками Евангелие». В характере героя многое уже предвещает центральную фигуру романа-хроники «Соборяне» (1872) – Савелия Туберозова, на прототип которого прямо указывает писатель в «Автобиографической заметке» : «Из рассказов тётки я почерпнул первые идеи для написанного мною романа Соборяне, где в лице протоиерея Савелия Туберозова старался изобразить моего деда, который, однако, на самом деле был гораздо проще Савелия, но напоминал его по характеру».
«Соборяне» принесли автору литературную славу и огромный успех у всех читателей – от высшего света до разночинцев. Вдруг и заплачу. Кроме того, Андрей Лесков оставил в дар музею собственный богатейший архив, мемуары. Посетители музея могут увидеть портрет Лескова работы В. А. На оборотной стороне иконы – автограф: «9 янв. Ожидание это и было моей любовью.
Адрес дома, где прошли детские годы Николая Лескова, сам он обозначил достаточно точно в своей «орловской» повести «Несмертельный Голован» (1880). Это было прекрасное, тогда весьма благоустроенное и богатое имение, где жили по-барски. – Я же не Тургенев. Писатель подарил «Спаса во звездах» своему сыну на Рождество, на святках 1891 года. А ты меня вместо театров – да в деревню.
Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Признаться, я не знал.
Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы». Вот такие «пируэты» преподносит человеческая судьба, соединяя русский провинциальный Орёл и бразильскую столицу общей памятью о классике русской словесности. Лесков (медленно). близкой приятельницей прозаика. Лишь у немногих на поверхность сознания «выпрыгивает» стальная блоха с подковавшим её безымянным тульским мастером-левшой. Ты слушай.
Отвечая на подобного рода клевету и нападки, Лесков пишет о том, что «нелепость» не есть плоти животных «выдумана» задолго до Вл. Место здесь довольно красиво.
Здесь Николай Лесков, который был шестью годами старше Алексея, смиренно называет себя «младшим братом», поскольку Алексей Семёнович, преуспев в карьере доктора и собрав немалое состояние имел особый дар «пригрева близких» – все родные ехали к нему за заботой и теплотой. Творчество Лескова, можно сказать, не знает социальных границ. (После некоторого молчания. ) Да уверены ль вы, что это (показывает в книге) про вас. Лесков переведён на все языки мира, его читают и прилежно изучают даже японцы.
Литературовед Б. Я. Бухштаб отметил, что в то же время «либералы становятся особенно трусливы, — и те, кто прежде трактовал Лескова как писателя реакционного, теперь боятся печатать его произведения из-за их политической резкости»44. Лескова.
Позже он назовет эти годы лучшим временем своей жизни. Оно же стало первым, «имевшим значительный успех»26. ве своём». При этом антинигилистическую линию романа практически все рецензенты подвергли резкой критике, обозвав Термосесова и Бизюкину «созданьем какого-то кошмара».
Последний утверждал, что Лесков сам подарил ему новую версию собственного произведения— в благодарность за составленную им в 1889 году библиографию сочинений. 21 Относительно этой версии существовали сомнения: известно, что Н. С. Лесков уже в предисловии к первому тому сборника «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого» обещал во втором томе напечатать «опыт крестьянского романа»— «Амур в лапоточках», но тогда обещанной публикации не последовало22. Писатель отдавал себе в этом отчёт, но был суров, говоря, что не хочет нравиться публике, а хочет «бичевать её и мучить». Несмотря на то, что в «Очарованном страннике» критиковалась бесчестность властей, повесть имела успех в официальных сферах и даже при дворе34.
Среди молодых живописцев нового поколения он сразу оказался впереди других. В 1872 году была написана, а год спустя опубликована повесть Н. С. Лескова «Запечатленный ангел», повествовавшая о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием10. Ну-ка. Он писал: «В этом издании чисто литературные интересы умалялись, уничтожались и приспосабливались на послуги интересам, не имеющим ничего общего ни с какою литературой». Создание галереи ярких положительных персонажей было продолжено писателем в сборнике рассказов, вышедшем под общим названием «Праведники» («Фигура», «Человек на часах», «Несмертельный Голован» и др., 1876-1889).
Горькие эти слова в полной мере относятся и к самому Лескову – при жизни не признанному, оболганному, по его словам – «распятому заживо» и после смерти – вплоть до настоящего времени – злонамеренно скрываемому от читателей, однобоко перетолкованному с вульгарно-идеологических позиций исследователями игнорируемому властителями любых мастей. 1922)— балерина и педагог, внёсшая весомый вклад в становление и развитие бразильского балета. Андрей Лесков отмечал в этом портрете «безупречное, до жути острое сходство» : «Всегда жалеешь, что портретов Лескова, написанных равной по мастерству кистью, но лучших лет писателя, не существует. Эта работа— не только о винокуренном производстве, но и о земледелии, которое, по его словам, в губернии «далеко не в цветущем состоянии», а крестьянское скотоводство «в абсолютном упадке». Скажу: «Голова болит».
В 1859 году, когда по Пензенской губернии, как и по всей России, прокатилась волна «питейных бунтов», Николай Семёнович написал «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)», опубликованные в «Отечественных записках». Необходимость издания подобной книги Лесков аргументировал «значительным» и «постоянно увеличивающимся» числом вегетарианцев в России, которые, к сожалению, до сих пор не имеют книг с вегетарианскими рецептами на родном языке54. Стал перед губернатором и говорит: «Я сам не вор, так и укрывать вора не буду».
Видано ли дело: просил за своего человека. Живительную воду родника пил писатель в детстве. Степановна начнет хлопотать, а мне еще обиднее, слезы хуже польются. В первом зале экспозиции представлена акварель работы К. Шульца (XIX век), на которой изображён роскошный барский дом в селе Горохове Орловской губернии, где родился писатель: «Я родился 4 февраля 1831 года в селе Горохове Орловского уезда, где жила моя бабушка, у которой на ту пору гостила моя мать. Быт и нравы этой помещичьей усадьбы описаны в рассказах Лескова «Смех и горе», «Зверь», «Томление духа» и других.
Соловьёва и Л. Н. Толстого и ссылается не только на «огромное количество» неизвестных вегетарианцев, но и на имена известные всем, такие как Зороастр, Сакия-Муни, Ксенократ, Пифагор, Эмпедокл, Сократ, Эпикур, Платон, Сенека, Овидий, Ювенал, Иоанн Златоуст, Байрон, Ламартин и многие другие54. На этой речке под горкой до сих пор бьёт родник с чистой прозрачной водой. Лескова несколько раз посещала Дом-музей своего великого прадеда.
Скандал вызвал и очерк Н. С. Лескова «Поповская чехарда и приходская прихоть» (1883). Весь строй книги призывал вдумчивого читателя не забывать о «вечном» – о добре, свете и восхождению к Истине. Их дочь, единственная правнучка писателя, Татьяна Лескова (род. (Читает. ) «.
Монографическая литературно-мемориальная экспозиция, которая носит название «В мире Лескова», размещена в шести залах. О Кромах впервые упоминается в летописи наряду с Москвой, Тулой. В критике «Соборяне» получили различную оценку, хотя представители всех направлений политической мысли почти единодушно высоко оценили образ Туберозова. Л. Толстого, Жизнь Христа Ренана.