Портрет Левитана Серов
Лучший прижизненный портрет Левитана, выполненный в его мастерской его другом и соратником Валентином Серовым, знаменитым русским портретистом.
Валентин Серовпишет портрет Исаака Левитана в его доме-мастерской
Станковое полотно наделяется качествами монументального произведения. Именно так, «под Веласкеса», написан портрет итальянского певца Анджело Мазини, выступавшего с гастролями в столицах. Серов посмотрел на меня, на рисунок, потом спросил: Вам нравится. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора.
Этот портрет выполнен в коричневых и серых тонах, даже в какой-то степени мрачный и печальный. Серов. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. И. И. Но «трезвая» реалистическая живопись «под Крамского», писавшего с протокольной прозаической точностью, призвана уверить, что это не сочиненный романтический «образ» разочарованного художника-мечтателя, а честно переданный характер конкретного человека, словно невзначай, помимо воли портретиста, совпавший с фигурой героя романтической эпохи. И жест руки его воспринимается как жест человека, доказывающего свою правоту.
«Шаляпин и в жизни поневоле продолжат ощущать себя на сцене, не столько жил, сколько «играл себя» и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя обнаружит», – вспоминал Сергей Маковский. Портреты Мазини и Таманьо образуют пару, представляя собой вариации на тему «артист в жизни и в искусстве». Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13.
Вместе с тем абрис силуэта похож на контур возносящейся ввысь струи фонтана – Серов, по своему обыкновению, дал неожиданную, триумфально-патетическую интерпретацию излюбленной стилем модерн «льющейся, текучей линии», приспособленной выражать образы медлительно-заторможенных, полудремотных состояний. Левитан запечатлён неким мрачным графом или принцем датским, благородным, но как будто «каменногрудым» и обжигающе холодным. Серов писал портрет именно в мастерской изображенного художника.
Фотография: Серов пишет портрет Левитана, 1893
«Это памятник Ермоловой. » – писал в марте 1905 года архитектор Федор Шехтель о серовском портрете выдающейся актрисы. Нет ни интерьера, никаких деталей: «чистый холст», на нем – гордой птицей, «черной молнии подобной» – фигура Горького. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15.
На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. за этюд с натуры».
Валентин Серов – великий мастер портрета
Работа создавалась во время неформального дружеского общения двух талантливых художников. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Например, в 1892 году Серов работал над портретами двух абсолютно различных лиц. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина.
Неожиданно отворилась дверь и Александр III вышел на лестницу один. Действительно, Шаляпин был человеком нервным и обидчивым часто жаловался, что стоит ему показаться где-нибудь в ресторане или просто выйти на улицу, как окружающие, узнав его, сразу начинают ждать какого-то необычного поведения от «знаменитости». В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. «Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз Грусть его изящна., а когда я ответил: Да, очень, он вдруг разорвал его на мелкие кусочки. Императора Серов писал в основном по фотографиям, лишь раз получив возможность наблюдать царя «в натуре». Серов писал портрет именно в мастерской изображенного художника.
В этом году в возрасте 9 лет от скарлатины скончался его сводный брат Александр Немчинов, живший у Симоновичей. Портрет меланхоличен, в нём есть что-то закрытое, навсегда тайное. Не тратить времени, а писать, творить. Я ахнул. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет.
В этом портрете Серов пробует себя в новой для него эстетике. Также по просьбе Владимира Дервиза, написал портрет его отца, члена Государственного Совета Д. Г. Дервиза. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова.
- Описание картины Серова «Портрет Левитана»
- Описание картины Валентина Серова «Портрет художника Левитана»
- Валентин Серов — Портрет Левитана, 1893
- Портрет художника Исаака Ильича Левитана
- Сочиненин по картине Серова Портрет Левитана
- ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА ИСААКА ИЛЬИЧА ЛЕВИТАНА
- Серов Валентин Александрович (художник)
- Добавить комментарий Отменить ответ
Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Родился сын Георгий. Искать и верить в красоту форм, в красоту искусства изображения. Работа над картиной, вместе с этюдами, заняла три года.
Портрет необычен по композиции, он динамичен. В портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображен именно художник (хотя известно, что Левитан также позировал в своей мастерской). С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком).
Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
И, по-видимому, это именно то, чего и добивался Серов в портрете. Горький – в активном действии, он словно спорит с кем-то, стоящим за рамой холста. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова.
До конца донести и выполнить своё призвание. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Лицо Коровина прописано мастерски точно.
С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Они не просто искали правду, они пытались ощутить и почувствовать её образ, воплотить мечту, лёгкий неуверенный набросок в красивый тонкий портрет. Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта. Портрет другого знаменитого тенора, Франческо Таманьо, где певец изображен в берете (артистический аксессуар), с гордо поднятой головой, вдохновенным взглядом, устремленным вдаль, мимо зрителя, выглядит этюдом для парадного портрета.
В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. В начале июня В. А. Серов был избран в совет Третьяковской галереи, созданный после смерти П. М. Третьякова. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Валентин Серов был наделен огромным актерским талантом. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится.
К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. «Левитан жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы», – пишет о своем друге Коровин. Тот, кто знаком с творчеством Коровина, сразу заметит «похожесть» этой работы Серова с работами изображенного коллеги художника. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства».
1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. Художник – это серьёзный, красивый, благородный человек. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).
Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». По рекомендации Репина в апреле Серов написал портрет жены Л. Н. Толстого, Софьи Андреевны, получив за него 600 рублей. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ.
На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Валентин Александрович говорил мне, что этого выражения, виденного в первую минуту на лице Александра III, он никогда не мог забыть» Серов по своему душевному и творческому складу менее всего был приспособлен к амплуа «придворного портретиста». Такой, каким и был сам Левитан, каким и был сам Серов.
Острый взгляд художника, едва уловимая улыбка, полная доброй иронии. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. В его глазах нет радости, они наполнены тоской.
Он одет в простую рубашку-косоворотку, брюки заправлены в сапоги. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Мне было жалко рисунка, так как он показался мне очень верным (Василий Качалов). В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. Левитан был художником, хотя по его портрету этого не скажешь.
Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. При этом на картине нет ни красок, ни кистей, ни картин, написанных Левитаном. Был написан портрет императора Николая II. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался».
Левитан был художником, хотя по его портрету этого не скажешь. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Ее морда обращена к зрителю, а стоящие торчком «чуткие» уши придают ей выражение пристальной, настороженной внимательности. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств.
Для этого образа, нового в искусстве, Серов находит новые средства выражения. Более того, он утрирует приемы импрессионистов. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Нетрудно заметить, что в этой работе художник изменяет своей манере. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III.
Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. В феврале родилась дочь Ольга. В живописи каждого портрета можно найти аналогию в искусстве прошлых эпох, как если бы художник перевоплощался согласно своему представлению о модели: «Этого человека мог бы написать Веласкес – я напишу его, как Веласкес». В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. В его глазах нет радости, они наполнены тоской.
Для этой работы Серов выбирает несвойственный ему темный колорит. Вначале 1890-х годов частыми моделями Серова оказываются актеры, писатели, художники. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов.
В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок – в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни». – Валентина Александровича поставили на лестнице, которая была абсолютно пуста. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года.
В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Это глаза и взгляд художника. Вместе с А. П. Боткиной Серов выступил против появившихся в Третьяковской галерее пояснительных надписей к картинам, размещавшихся на рамах19. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Но полностью изменить своей манере Серов не в силах. 1895 год— В начале года по заказу П. М. Третьякова написал портрет его брата, Сергея Михайловича. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.
Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде». 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. А только художнику присуще особое видение себя и мира вокруг. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11.
1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Его образ уравновешен с виду, неудержим и богат внутренне.
Портрет Коровина, несомненно, шутка великого Серова. В 1898 году для Русской частной оперы Мамонтова он создал декорации к опере своего отца Александра Серова «Юдифь». На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. При этом на картине нет ни красок, ни кистей, ни картин, написанных Левитаном.
Фигуру князя обрамляет свободно развернутый в пространстве корпус лошади. Вот эту черту и запечатлел так блистательно В. А. Глаза слишком живые, слишком сильная мысль в них затаилась.