Портрет Мамонтова Врубель
Картина Михаила Врубеля «Портрет Саввы Мамонтова» была написана в 1897 году (не окончена). В самом конце девятнадцатого века Михаил Врубель пишет «Портрет С. И. Наблюдая за работой Поленова и Марка Антокольского, Мамонтов и сам увлёкся скульптурой. Портрет С. И. Мамонтова кисти Врубеля – это отражение титанического величия и последующих трагических событий в судьбе этой незаурядной личности. Портрет Саввы Ивановича Мамонтова кисти художника Врубеля связан с темой трагической жертвенности творческой личности.
Поразмышляем о двух довольно известных живописных работах – портрете С. Мамонтова работы Врубеля и портрете А. Островского В. Перова. Московский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МАМИ Кафедра Культурология Доклад по теме Портрет СаввыИвановича Мамонтова. Автор Михаил Врубель.
Врубель Михаил Александрович – портрет Саввы Ивановича Мамонтова
Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.
Он одинаково тонко чувствовал и живопись старых западных мастеров и современные искания и древнюю живопись и какую-нибудь китайскую бронзу, мейсенский фарфор или византийскую эмаль. Духовный облик Мамонтов наследует у Демона. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Мамонтова». Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. К этому уместно добавить следующее. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Анна Александровна Врубель вспоминала, что в последний год её брат говорил, что устал жить. Какая-то важная мысль, могучее чувство овладели им. Автор Михаил Врубель.
Внешность его удачно передал в своем портрете Врубель: этот портрет, не совсем оконченный, представляет собой, в сущности, только «намек», но какой верный намек. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. И весьма продуктивные: мальчик так продвинулся в своем художественном развитии, что вскоре стал «разбираться в произведениях искусства первой величины». Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. На это государь ответил: «Распоряжение уже сделано: Савва Иванович освобожден от суда до тюрьмы».
- Портрет Мамонтова, Врубель, 1897
- ПОРТРЕТ САВВЫ ИВАНОВИЧА МАМОНТОВА
- Портрет Саввы Ивановича Мамонтова
- Региональная общественная организацияЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ ЗЕМЛЯЧЕСТВО в Москве
- Врубель Портрет Саввы Мамонтова
– «Это серьезнее железных дорог, – отпарировал Савва. И тот же образ воплотил в глине (много позже, в 1928 году скульптурную голову Демона разобьет в Русском музее некий душевнобольной). Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. В лице его, в широко раскрытых глазах — воля, решительность, желание действовать. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.
Размеры 187 х 142, 5 см. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Савва не раз говорил, что его идеальная мечта – Ренессанс русского искусства. Этот человек очень любил искусство. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6.
- Сочинение по картине Врубеля Портрет Мамонтова
- Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ
- Реферат по предмету Культурология
- Самое интересное в виде мозаики
- рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры
- Что будем делать с полученным материалом
Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Деятельная сила переполняет Савву Ивановича, будто рвётся наружу. Многие годы Врубель работал в Москве. В Италии Савва. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Реализм побеждает сухой, хотя и классический, академизм. Московский окружной суд признал Савву Ивановича несостоятельным должником.
Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Мама, Валентина Семеновна, тоже композитор. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. «Демон (сидящий)» был закончен в 1890 году.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».
Вскоре его оправдали, но вернуться к прежней деятельности он уже не смог. Наконец, пожалуй, главная «незаметность», выдающая мысль художника: тень, положенная на правую (от зрителя) часть головы, разворачивает ее совершенно фронтально и в сочетании с резко оконтуренной глазной впадиной дает полную иллюзию мертвою черепа. Савва Иванович имел поистине уникальную черту характера: трудясь сам, занимаясь лепкой, майоликой или постановкой домашних спектаклей, к которым он писал тексты и в прозе и в стихах, Мамонтов имел, по словам В. Васнецова, «способность возбуждать и создавать кругом себя энтузиазм». Аксессуары, окружающие главное действующее лицо портрета, великолепны и благородны. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.
В кабинете Мамонтова Врубель создал знаменитого «Демона», Васнецов писал «Трех богатырей», а Серов написал портрет дочери Саввы Ивановича Веры — «Девочка с персиками». Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Однако стараниями конкурентов Мамонтов за время ареста был почти разорён.
Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Он умер в Петербурге 1 (14) апреля 1910 года в больнице для душевнобольных доктора Бари, умер от воспаления легких. Отец, Александр Николаевич, выдающийся композитор, музыкальный критик. Не к лицу они столь значительной персоне, как председатель железной дороги.
В Сибири сколотил небольшой капитал и подался в середине 19-го века в Москву. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Может, не зря театром увлекался. Значит, надо ехать к нему.
Начинается оборона крепости «Порт-Артур». После окончанияуниверситета отбывает воинскую повинность. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Его первые работы. Гибнет крейсер «Варяг». И сам писал водевили, комедии, мистерии. Похоронен наНоводевичьем кладбище в Петербурге. «Ты вовсе обленился, перестал учиться классическим предметам.
Пылкий нрав Саввы Мамонтова выражен царственно, не буднично. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.
Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Серова у С. И. Всего вышло шесть номеров. 2 Портрет С. И. Пел сам Ф. Таманьо – знаменитый итальянский тенор. 9 января 1905 года – кровавое воскресенье в Петербурге. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.
— П. П. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.
Не прекрасной скорбящей душой, не тоской по идеалу наделил Врубель своего героя. Своим энтузиазмом он невольно увлекал других и вокруг него собралось несколько молодых исследователей, принимавших участие в журнале «София»1, выходившем в Москве незадолго до мировой войны. Недоверчиво отнесся к Частной опере Мамонтова и его давний приятель Сергей Юльевич Витте, тогдашний министр финансов: «Знаете, это как-то несерьезно». «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Руки, ноги, каждый мускул жили неподдельной жизнью. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Недосказанностью.
И это начало отнюдь не позитивное. Серов успел-таки (он умер внезапно в 1911 году от сердечного приступа) узнать о закулисной стороне дела, возбужденного против Мамонтова. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Отец Иван Федорович (1800-1869 гг. ) недюжинным трудолюбием и природной смекалкой из крестьян выбился в купцы. В Париже.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). На левом мизинце предпринимателя надет перстень, подчёркивающий его важность и богатство. Мамонтова. Заканчиваякартину Врубель тяжело заболел и был помещ н в лечебницу. Он привозил гастролировать лучшие голоса из Италии, Швеции. Однажды он захотел украсить казенные здания вокзала картинами выдающихся живописцев и заказал Виктору Васнецову три декоративных панно («Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства», «Битва русских со скифами»).
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Онвкладывал вразвитие культуры огромные средства. Ладонь левой руки зажата в кулак, как будто ему неудобно, тесно в этом кресле.
— П. С. Ведь именно здесь были написаны «Девочка с персиками» Серова (портрет дочери Саввы Ивановича – Веры), «Богатыри» и «Аленушка» Васнецова, пейзажи Поленова. Савва Иванович изображен сидящим в удобном кресле. Картина Михаила Врубеля «Портрет Саввы Мамонтова» была написана в 1897 году (не окончена). Никто не мог объяснить: за что. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Сон как будто бы стал продолжительнее. Но та же нагне-тенность пафоса возвышает значение всех настойчивых напоминаний о загробных потемках, превращая портрет в вариацию на тему «sic transit gloria mundi». Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
В мастерской этой я работал довольно долго, вплоть до переезда в Петербург. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Смысл её был зловещий: «У вас есть сын Савва в университете, уберите его иначе может быть очень плохо». В России царствуют передвижники: сюжетная живопись, мрачноватые краски. Деятельная сила переполняет Савву Ивановича, будто рвётся наружу. Подъезжая на лучшем скакуне во главе каравана с грузом к таможенному посту, где уже переминались мытари в ожидании бакшиша (почти неизбежной взятки), Савва приосанивался, сверкал глазами и уверенно гаркал: «Прочь с дороги.
В ней по моим эскизам были сделаны панно для «Метрополя» (одно из панно — «Принцесса Греза» — исполнено Врубелем)5. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Кризисные и переломные. Одно из них Венеция создано под впечатлением отпоездки в Италию 1891 1892 годы.
В 1904 году он едет вПетербург. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. А отец любил и умел доискиваться. Однако самостоятельные работы Врубеля были отвергнуты А. В. Праховым, который прекрасно понимал их значение.
— Последнее свидание в Париже. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Тучендхольд: «Другие коллекционировали искусство, он же его двигал. В недалёком будущем Савву Мамонтова ждёт разорение, суд, тюрьма.
Савва Иванович был удивительно «артистическим» человеком, увлекаясь, работал неудержимо и много, но главное – делал все очень недурно, не оставаясь талантливым дилетантом, но совершенствуя свое мастерство. После блестящей речи защищавшего Мамонтова знаменитого адвоката Федора Плевако (это, кстати, был принцип Мамонтова – всегда взаимодействовать только с лучшими в своей сфере: врачами, юристами, музыкантами) суд присяжных вынес оправдательный приговор. И разорен: всё – и заводы и дома – лихо продали с аукциона. Требовали удовлетворения иски. Мамонтова начался задолго до финансового скандала 1899 года.
Захватив девятилетнего Валю, она отправляется в тогдашнюю Мекку творческой богемы. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Мамонтов верил, что здравый смысл и объективный интерес России победят. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
Современники видели вэтом образе протестующее начало прекрасного, непокор нного человека. Этот человек очень любил искусство. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Может быть, проницательный дар живописца провидел грядущие беды.
Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Актерами были сам Савва Иванович и его друзья — Васнецов, Костя Алексеев известный потом как Станиславский (кстати, впоследствии он называл себя учеником Мамонтова-режиссера), жена Поленова и певица Большого театра Надя Салина, профессор Новороссийского университета П. А. Он приступил к реконструкции взятого у казны Невского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге, приобрел Николаевский металлургический завод в Иркутской губернии. Этот пластрон представляет собой незакрашенную поверхность грунта. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Человеком, который, потеряв многомиллионное состояние, не потерял себя. Серовым. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
Возродить все угасающие ремесла он, разумеется, не мог. В самом конце девятнадцатого века Михаил Врубель пишет «Портрет С. И. Вечер неуклонно двигался к полуночи: уже без четверти одиннадцать. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.
Ему тесно среди тяжёлой богатой мебели, в этом словно сдавившем его кресле. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. И вот теперь мы живем благодаря двум мамонтовским «затеям»». Мамонтовы приобрели Абрамцево в 1870 г. и практически тут же «у Саввы и Лизы» появился широкий круг художников, литераторов, скульпторов, музыкантов и архитекторов, либо приезжавших «на вакации», либо живших здесь весь сезон. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
Все более популярными становятся портреты Огюста Ренуара. Пора, пора уходить. Захватив девятилетнего Валю, она отправляется в тогдашнюю Мекку творческой богемы.
С. И. Мамонтов, курировавший отдел Русского Севера, обратил внимание, что в соседнем павильоне художественного отдела пустуют две больших стены и смог договориться с министром финансов о занятии этого места большими панно— площадью 205м. Присяжные вынесли вердикт: Невиновен. Ему тесно среди тяжёлой богатой мебели, в этом словно сдавившем его кресле. Этим изумительным портретом сам художник по справедливости гордился. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).
В картине Пан 1899 год греческий бог превращается врусского лешего. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Тот «забавы» младшего Серова оценивает высоко: «дарование несомненное».
Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. И в этой констатации общественной значимости своих моделей Врубель с Перовым совпадают.
Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Родился Серов в 1865 году в Петербурге, в музыкальной семье. что возникает поразительная иллюзия скульптурного бюста, повернутого в три четверти к плоскости изображения.
Фактически Мамонтов разработал и применил то, что впоследствии назовут «методом Станиславского», хотя сам К. С. Васнецов, который называл Савву Ивановича «творцом художественной среды» России рубежа веков. Это было только началом врубелевской «демониады» — вскоре Михаил нарисовал иллюстрации к лермонтовскому «Демону». Бывший акционер правления Московско-Ярославско-Архангельской дороги писал в газете «Руль» : «На виду же у всех была ясная вражда всесильного тогда графа Витте и министра юстиции Н. В. Муравьева, хотевшего также стать всесильным. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Мамонтова. Тревожен колорит картины, в котором преобладают белые, черные и багровые тона.
Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. А поскольку практическая деятельность Островского и значение его для русской культуры общеизвестны, то в этом портрете он являет собой действительно идеальный тип художника-реалиста – общественного деятеля, обличителя и преобразователя жизни и, следовательно, – образец для подражания. Мамонтова стало шоком для всех. При этом никакой фотографичности в его работах не было. Художественные шедевры мастера не имели аналогов.
Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Многие полагали: блажь барина. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Мамонтова.
Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Мамонтов на портрете – разрушающаяся, пожираемая демоном личность. В своей правоте он сумел убедить не только коллег, но и министра финансов (именно в ведении этого министерства в Российской империи было железнодорожное строительство) С. Ю. Для этого он отправил в поездку по Двине своих друзей – художников Коровина и Серова и они вернулись из этой «командировки» с целым собранием полотен – картин северной природы, которые имели огромный успех на Периодической художественной выставке. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.
Но -только в этом. Искусство было средством демонстрации, популяризации и пропаганды этого идеала. Прошло десять лет. Во времена благостные и драматические. Было решено отправить его в Петербургский университет, расходы на проживание и пропитание брал на себя Н. Х. Вессель, на квартире которого Михаилу предстояло жить14.
Кризисные и переломные. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Начинается новый период творчества. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Создается такое ощущение, что он хочет встать.
И главное – подготовить и создать всемирно известные «Русские сезоны». 2 МС 10 преподаватель ХарламоваТ. С этим домом связаны репинские «Запорожцы», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии» «Явление Отроку Варфоломею» Нестерова, многие работы Врубеля. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Он прекрасно оформил спектакли «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Кавказского пленника» и «Ратклифа» Кюи. Нстьогчего прийти в ужас.
Автор Михаил Врубель. Остроухов явился, пожалуй, пионером в области изучения иконописи он поднял важный вопрос о чистке икон, которая приводила к изумительным «открытиям», он умел ценить исключительную колористическую красоту этих произведений. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Но те обычно восседают спокойно, а русский колосс во фраке, ухватившись одной рукой за ручку кресла, нетерпеливо сжав в кулак другую, как будто делает усилие, чтобы не вскочить – вот только белая манишка, как плита, пригвождает его к плоскости картины и удерживает на месте.
И вдруг художник узнает: Мамонтов арестован. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. — Исторические картины Серова.
Здесь он сблизился с крупным промышленником, богачом Саввой Ивановичем Мамонтовым. Бомонд попался на наживку: валом валил.
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Оба – единомышленники в вопросах демократического обновления искусства. Вот вам и новый скульптор.
Отмеченные им дарования всегда оправдывали себя. Человек отзывчивый, он часто приходил на помощь неимущим артистам и умел делать это вовремя. И в театре Мамонтов добился своего, хотя и пришлось ему работать в своей опере «всем». Он не только рисовал, но и давал «лепку» натуры, достигая во всех деталях невероятного сходства. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
Непредвиденная встреча окажется судьбоносной в жизни Валентина Серова. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Сплотить его вокруг журнала и объединения «Мир искусства». В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Мамонтов, как и Островский изображен сидящим в кресле в своем кабинете. — Смерть Серова. С В. А.
С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. И. МОСКВА 2003 Портрет Саввы Ивановича Мамонтова, 1897 год. Мамонтовым, впервые приехавшим в этот дом, показали тщательно сберегаемую «гоголевскую» комнату, как ее уважительно называл старый хозяин. Отец, Александр Николаевич, выдающийся композитор, музыкальный критик. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».
При всем том простейшими средствами достигнуто впечатление надменной величественности. – Характер Серова. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения.
По логике Врубеля, художник оказывается гениальным натуралистом-созерцателем, удостоенным спонтанного интуитивного проникновения в тайну природы, фиксирующим эту разгаданную тайну и пророком, несущим истину природы людям (стремление "нести и формулировать" истину сближает Врубеля с реализмом, но это сходство второстепенное). Тарабукин Н. М. Чистяков о Серове. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Железнодорожники же опасались: не помешают ли увлечения Мамонтова делам.
Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. И, наконец, к 1901 1902 годам относится последняя картина Демон поверженный. Сплотить его вокруг журнала и объединения «Мир искусства». Материал холст, масло. Он не был привередливым к внешним данным людей.
Манифест от 17 октября 1905 года, разработанный С. Ю. Витте, народ не усмирил. Знаменательно, что, как утверждают, своего первого Демона Врубель писал именно в кабинете Саввы Ивановича. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.
А когда через несколько месяцев появилась «Снегурочка» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, да еще в новом сценическом обличье – живопись шла рука об руку с музыкой, пением, хореографией – реакция оказалась двойственной. Невзирая на десятилетнюю разницу в возрасте их связывало многое, в том числе на самом глубинном уровне25. Бывший акционер правления Московско-Ярославско-Архангельской дороги писал в газете «Руль» : «На виду же у всех была ясная вражда всесильного тогда графа Витте и министра юстиции Н. В. Муравьева, хотевшего также стать всесильным. Многие полагали: блажь барина. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Через несколько дней он полностью ослеп155. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Среди них строительство целой сети железных дорог на Русском Севере и к Донецкому угольному бассейну, открытие первой русской частной оперы, адресная поддержка русских художников, актеров и музыкантов, запуск вагоностроительного завода в Мытищах и судоверфи на Неве, создание сети средне-технических учреждений в Костроме, поддержка Московского товарищества художников, создание Художественно-промышленного общества при Строгановском училище, поддержка издания журнала «Мир искусства», проект освоения земель русского Севера.
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Разбитое телоДемона с надломленными крыльями распрост рто в ущелье. Н. А. Дмитриева писала: «Эта ранняя академическая работа— одна из самых колдовских у Врубеля. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.
Хорош аристократ. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). 1 апреля 1910 года Врубель умер в клинике Барии.
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.
Проведя три года в столице, в 1870 году семья отправилась в Одессу, куда А. М. Врубель был назначен на должность гарнизонного судьи11. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Почти нищенствующего и болезненно неуверенного в себе Виктора Васнецова он буквально уговорил писать картины для кабинета правления Донецкой дороги (и в их числе «Трёх царевен подземного царства», символизирующих богатства каменноугольного бассейна), а когда правление откажется их оплатить, картины приобретут Савва с братом Анатолием. Тогда двадцатидвухлетний художник не подозревал, что его желание «писать отрадное» станет на многие годы эстетической программой для молодой московской школы.
Тогда вся Россия находилась на перепутье: старое отживало, новое властно заявляло о себе. В 1887 году Серов едет в Европу: сначала – в Венецию, затем – в Париж, где импрессионисты вовсю верховодят: устраивают по очереди персональные выставки, с любопытством посматривают на необычные полотна Поля Гогена, впервые представленные их взору. — Домашние спектакли у Мамонтова. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Кирилле», «Св.
Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Витте промолчал. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Прадед художника— Антон Антонович Врубель— был родом из Белостока и служил в родном городе судьёй. А где Илья Ефимович. Наоборот, его левая рука опирается на подлокотник. Чем.
Не случайно, самый популярный в России журналист Влас Дорошевич отложил на время свои фельетоны и написал хвалебный гимн в честь Саввы Ивановича Мамонтова – статью «Русский человек» : «Интересно, что и Донецкой и Архангельской дорогами мы обязаны одному и тому же человеку – «мечтателю» и «затейнику», которому в свое время очень много доставалось за ту и другую «бесполезные» дороги, – С. И. Но главное – Савва вместе со своей большой семьёй (у них с Елизаветой Григорьевной родится пятеро детей – Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра, первые буквы их имён составят анаграмму «САВВА») создавал среду. А. М. Врубель заметил, что едва ли эта картина будет вызывать симпатии и у публики и у Академии художеств. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Художник хотел максимально передать эмоции и настроение. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.
А сердечные друзья Абрамцевского дома, где они, как и Серов, учились жить по Мамонтову. Создавая образ Мамонтова, Михаил Врубель воплощал свои мысли и образы. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет.
Взгляд Мамонтова весьма недобро смотрит прямо в глаза зрителя. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Растет недовольство среди нарождающегося пролетариата. А пока – первые уроки сына под руководством требовательного педагога. Если уж строить, то на Запад, в Европу, а не в «медвежьи углы России». Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.
Впоследствии, уже после смертиВрубеля, русские критики любили говорить о том, что именно Врубель былпровозвестником кубизма. Копирует, как и его предшественники, «Нарцисса, влюбленного в свое изображение в источнике». В тот период с М. Врубелем активно общался П. И. Карпов— один из первых исследователей творчества душевнобольных142. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.
В позитивистски ориентированном реалистическом искусстве им стал Гражданин интерпретируемый как общественный деятель, учитель жизни, подвижник на ниве просвещения, революционный борец. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Не меня одну – многих. Врубель Михаил Александрович, художник. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
А в свободное от учебы время Савва начал посещать драмкружок. В Баку Савва несколько недель, чтобы не тратиться на кухарку, питался одними сардинами, вникал в обстановку и скоро компаньон предложил ему лично (и в сопровождении телохранителя. ) отправиться в опасную Персию. За надгробный памятник взялся скульптор Леонид Шервуд, но к 1913 году удалось лишь установить постамент из тёмного гранита. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Серов успел-таки (он умер внезапно в 1911 году от сердечного приступа) узнать о закулисной стороне дела, возбужденного против Мамонтова.
Какая-то важная мысль, могучее чувство овладели им. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Дело двигалось к концу.
По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».
А отец любил и умел доискиваться. Какой капитал унаследовал 28-летний Савва, доподлинно не известно. Он хотел, чтобы мы догадались: его портреты – не просто портреты. Савва Иванович был человек сильный, страстный, значительный. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Жизнь и творчество Михаила Врубеля стали легендой еще при жизни. В картине Пан 1899 год греческий бог превращается врусского лешего.
Заем этот он рассчитывал покрыть из средств, отпущенных на утвержденную постройку Петербургско-Вятской линии. Но видение изобразившееся в зеркале, -- не что иное. Пейзажи и портреты Серова. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Туда-то – торговать и торговаться с хитрыми персами и направил отец молодого Савву. А когда через несколько месяцев появилась «Снегурочка» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, да еще в новом сценическом обличье – живопись шла рука об руку с музыкой, пением, хореографией – реакция оказалась двойственной.
Намеки на страшное грядущее есть и в визуальном ряде. Скульптура вся собственноручная» (из письма Врубеля к сестре Анне от июля 1892 г. ). Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.
Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Савве на тот момент было 23. Врубель отличался редкой многогранностью дарования. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. А где Илья Ефимович.
Вообще, портрет Саввы Мамонтова исполнен экспрессии. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Как Гамлет в той, прежней картине, Мамонтов кажется прикованным взглядом к зеркалу, где видит нечто такое, что заставляет его в ужасе отшатнуться. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля.
Правая рука непроизвольно сжимается в кулак. Драматургом и режиссером выступил сам Савва Иванович. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.
Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Многие испытали на себе это свойство Мамонтова и я знаю по себе, как хорошо он действовал на людей в минуту упадка духа. У себя в доме Мамонтов затеял театр, в котором некоторые молодые художники (например, Серов и Коровин) участвовали не только в качестве декораторов, но и в роли артистов. Вспоминая Мамонтова, я вижу перед собой живые темные глаза искрящиеся умом и юмором.
— Кружок художников в доме С. И. Контраст ощутимый. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Витте уходит в отставку, уступая место П. А. Столыпину.
В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Тогда же юный Савва впервые приобщился к транспортной экономике. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. 2 Портрет Мамонтова, написанный знаменитым Цорном, по-моему, гораздо менее верен. Вспоминается мне и другая работа Врубеля, сделанная по заказу Мамонтова, — две стилизованные головы тигров на фасаде флигеля мамонтовского дома3. Каждый раз, проходя мимо этого дома, я останавливался и любовался врубелевскими зверями — так в них великолепно воплощена дикость хищников, так они выразительны, несмотря на стилизацию или, может быть именно благодаря ей. Уже после своего финансового краха4 Мамонтов продолжал руководить своей керамической мастерской «Абрамцево» (за Бутырской заставой).
Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Коровин, И. Е. Московское купечество косо поглядывало в сторону Абрамцево. Хоронили Врубеля на Новодевичьем кладбище. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Правая рука непроизвольно сжимается в кулак.
В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. В то время там затевалось строительство Ярославской железной дороги. У него мужественные усы и короткая жёсткая бородка.
Повсюду таятся зловещие тени. Серов берет на себя все хлопоты по облегчению участи своего наставника. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
Дело прибыльное, да малознакомое. Нестеров, В. И. Потом Мамонтов потеряет жену, внука и вместе с ними – смысл. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Тут я впервые увидел, как Серов рисует и сразу был поражен его мастерством. «Приезды к нам Саввы Ивановича, – вспоминала дочка художника Поленова Наташа, – не носили характера мирной беседы, это были какие-то каскады слов, начало слов без окончаний, страшно громких, с жестикуляцией, с громким смехом, но разговоры их были до того образны, что, отчетливо не понимая слов, я чувствовала, что нахожусь в атмосфере настоящего искусства». wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.
Нет, не стоит писать. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Его бумаги были изъяты и скрупулезно изучены. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки.
Он и стал, что называется, пробой пера. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Муравьевым и министром финансов графом Витте, который протежировал Мамонтову. Быть может и не свойственное Мамонтову вовсе демоническое начало здесь – его сущность.
Вечер неуклонно двигался к полуночи: уже без четверти одиннадцать. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Композиционно врубелевский портрет напоминает картину Перова. Работа не привела к улучшению. Однако Серов властно держал «за душу».
Там бывали и почти жили Серов и Коровин, неразлучные друзья, которых Савва Иванович Мамонтов в шутку прозвал «Коров и Серовин». Мамонтов был обаятельный человек и обладал необыкновенным чутьем ко всему художественному он умел угадывать «настоящее» в искусстве и этим привлекал к себе действительно настоящие таланты. Там живет, там работает. И, как писал единомышленник и друг Мамонтова, министр финансов граф Витте, «Если бы был построен порт на Мурмане, мы не искали бы выхода в открытое море на Дальнем Востоке, не было бы этого злополучного шага – захвата Порт-Артура и. не дошли бы мы и до Цусимы». Вскоре его оправдали, но вернуться к прежней деятельности он уже не смог.
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Он отошёл от публицистического стиля. Однако в студенческие годы Врубель систематически и глубоко занимался философией и увлёкся теорией эстетики Канта, хотя собственно художественным творчеством занимался мало16. В 1906 художник ослеп.
Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Встречи с В. А. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Разве что глаза лучились по-прежнему. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. В это же время происходила сложная борьба между министром юстиции M. Н.
Правая рука непроизвольно сжимается в кулак. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. В 1900 году В. И. Ленин и Г. В. Плеханов основывают в эмиграции большевистскую газету «Искра» – будильник народного сознания. При этом одиночество Врубеля объяснялось и сугубо социальной средой: модерн, будучи буржуазным видом искусства, ещё не имел в 1880-е годы своих потребителей в России. А декораторами и актерами – художники.
В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. А тем временем, Савва Иванович «затеял» строительство Московской окружной дороги, создал Московский вагоностроительный завод, занимался добычей руды и производством чугуна. Я хочу отрадного и буду писать только отрадное». После первых встреч у Остроухова я в дальнейшем встречал В. А.
Дни мои какуклоняющаяся тень. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Фигуры двенадцати апостолов расположены полукругом в коробовом своде хор, в центре— стоящая Богоматерь. В работе Демонлетящий образ пронизан предчувствием гибели, обреченности.
Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Однако чего только не узнаешь, если сильно захочешь. Когда люди будут думать только о хлебе насущном, пожалуй, не будет и хлеба».
Сего именем связан расцвет подмосковного имения Абрамцево, превратившегося вособый культурный центр конца XIX века, вкотором подолгу жили итворили крупнейшие русские художники: Илья Репин, Виктор Васнецов, Валентин Серов, Константин Коровин, Михаил Врубель имногие другие представители русского искусства. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года.
Но в его позе нет расслабленности отдыхающего человека. В облике предпринимателя наблюдается индивидуальность, поистине царский нрав. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Еще какое-то время спустя – новое поколение художников: Нестеров, Серов, Коровин, Врубель. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
Напортрете кисти Цорна Мамонтов поражает силой иэнергией излучаемой всем его обликом. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.
Он определил его на учебу в Институт корпуса гражданских инженеров (Горный корпус) в Санкт-Петербурге. Министр юстиции Муравьёв враждовал с министром финансов Витте, с которым сотрудничал Мамонтов и рассчитывал, что после публичного позора «московского Медичи» Витте не сможет сохранить под собою кресло. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Представители рода Врубелей (от польск.
Художник много путешествовал поЕвропе ивовсех странах его написанные маслом портреты имели огромный успех. студент. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки. Савву похоронили на Байковой горе. И советует, не мешкая, отдать его в ученики к И. Е. Репину, крупнейшему художнику той поры.
В 1900 году Серов пишет портрет Николая II. Не забыл Мамонтов и о театре. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.
Дело прибыльное, да малознакомое. 1 Журнал «София» — выходил в Москве в 1914—1915 г. Был посвящен проблемам древнерусского искусства. Остроухов. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.
У него обнаружилось нерядовое дарование. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Прошение было удовлетворено157.
Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Я уже упоминал о том, что оканчивающим курс ученикам был задан эскиз на тему «Снятие с креста». По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Негодование достигает высшей точки: восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический» и как взрыв – первая революция. И вдруг художник узнает: Мамонтов арестован.
Савва Иванович был человек сильный, страстный, значительный. Московское купечество косо поглядывало в сторону Абрамцево. Савва Иванович Мамонтов – друг художников, он всегда поддерживал нас». Скульптурные меморип и инфернальной игре теней в сумрачном пространстве с «подвальным освещением».
Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Вообще, портрет Саввы Мамонтова исполнен экспрессии. Мамонтов был арестован, его судили и хотя он был оправдан по суду, так как было установлено, что в растрате не было корыстных целей из тюрьмы он вышел в июле 1900 г. разоренным. 5 Панно по эскизам Головина и Врубеля на фасаде гостиницы «Метрополь» в Москве существуют по настоящее время.
Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Он плохо учился в гимназии, с трудом поступил в университет на юридический факультет (экзамен по ненавистной латыни за него сдал подставной человек), где почти не посещал профильные предметы, а бегал то на лекции по анатомии, то на репетиции театрального кружка (в числе участников: драматург А. Н. Или, живя в Неаполе, ехать смотреть на извержение Везувия (рядом с ними в тот день случился обвал, погибло около 60-ти человек и Савва долго не мог себе простить, что повёз жену «на бомбу»). В январе 1904 года объявлена русско-японская война за Маньчжурию и Корею. Работа вышла у меня удачной, о ней заговорили в художественных кругах и это обстоятельство привело к моему знакомству с Ильей Семеновичем Остроуховым и Валентином Александровичем Серовым. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
Там Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета А. В. Морозова— к моменту венчания он в буквальном смысле слова остался без копейки и от вокзала шёл к наречённой пешком111. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.
Здесь он сблизился с крупным промышленником, богачом Саввой Ивановичем Мамонтовым. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. На левом мизинце предпринимателя надет перстень, подчёркивающий его важность и богатство. Кушает хорошо— и в своё время.
В 1900 году В. И. Ленин и Г. В. Плеханов основывают в эмиграции большевистскую газету «Искра» – будильник народного сознания. Савва Иванович Мамонтов – друг художников, он всегда поддерживал нас». Властный и неукротимый характер Саввы Мамонтова подсказал Михаилу Врубелю стилевое решение портрета, таким образом, обратил его мысль к русским богатырям. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
И главное – подготовить и создать всемирно известные «Русские сезоны». Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.
В 1885 году Савва Иванович поставил-таки театральную Москву на уши премьерой «Аида» в своей Частной опере. Я был возмущен, но меня вызывали, подносили венки, артисты и Савва Иванович всячески меня чествовали и я попал как «кур в ощип». Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
отсеченную от окружающей черноты так. Эдуардс вместе с К. Костанди пытался в тот период реформировать Одесскую художественную школу и решил привлечь к своим целям и Врубеля. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
Непредвиденная встреча окажется судьбоносной в жизни Валентина Серова. Какая-то важная мысль, могучее чувство овладели им. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.
В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Его просторной груди трудно дышать под белой, жёстко накрахмаленной манишкой. Тот «забавы» младшего Серова оценивает высоко: «дарование несомненное». Такова автоаттестация художника.
Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Проходит у него школу классического рисунка. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Задачу поставил более реальную: выбрать наиболее востребованные.
Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Вся эта история похожа на сюжет одной из вставных новелл в «Будденброках» Томаса Манна, но никак не на реальную биографию сибирского купеческого сына. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Пространство портрета словно оглашено звуками библейских причитаний: «ибо Ты вознес меня и низверг меня. » (Псалтирь, 101:12). Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.
Он постоянно экспериментирует ищет что-то новое, необычное. Никто не мог объяснить: за что.