Портрет Римский Корсаков

«портрет Римского-Корсакова» – полотно средних размеров, техника исполнения отдаленно напоминает стиль импрессионистов.

Нескромная красавица с портрета: как русская Венера покорила Париж и затмила французскую императрицу

Подчеркнуто прямая посадка худощавой фигуры, умное, одухотворенное лицо, живой взгляд, который не могут притушить двойные очки, — все говорит о человеке большой воли, уверенном в правильности избранного пути. Николай ему сразу же пришелся по нраву и он решил его взять в свой кружок. Этапным произведением композитора стала музыкальная картина «Садко» (1867). Затем появился интерес к музыке Бетховена (его восхищала «Пасторальная симфония» композитора), Моцарта и Мендельсона. В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус.

Наоборот, многие мастера современной музыки учатся инструментовке именно у него. Садко запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная», которую подхватывают дружина и народ поддержанная оркестром, она ширится и крепнет, приводя к ликующему, могучему заключению. Родился в городе Тихвине Новгородской губернии в дворянской семье Римских-Корсаковых известной своими традициями службы на флоте. Отсюда преобладание таких типов и форм, как увертюра (фантазия), симфоническая картина, сюита. Этой же весной Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу.

Творческие портреты 
композиторов РИМСКИЙ-КОРСАКОВ 
НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ

Творческие портреты композиторов РИМСКИЙ-КОРСАКОВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ

Многие годы трудится он, усовершенствуя свои знания и свое мастерство. – директор Бесплатной музыкальной школы. В середине 1870-х гг.

Важную драматургическую роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например «Три чуда» («Сказка о царе Салтане»), «Сеча при Керженце» («Сказание о невидимом граде Китеже»). работал над инструментовкой чужих произведений: помогал Ц. Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и закончил, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость». Затем появился интерес к музыке Бетховена (его восхищала «Пасторальная симфония» композитора), Моцарта и Мендельсона. Вершинные произведения Римского-Корсакова для оркестра— «Испанское каприччио» (1887) и симфоническая сюита «Шехерезада» (1888). Обратившись к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве, в 1872 г. закончил оперу по драме Л. А. Мея «Псковитянка». Творчество композитора 80-х гг. При имени Римского-Корсакова любители опер и концертов сейчас же вспоминают песню индийского гостя из «Садко», полет шмеля из «Царя Салтана» и вкрадчивый голос скрипки из «Шехеразады».

  • Римский-Корсаков, Николай Андреевич
  • Римский-Корсаков Николай Андреевич
  • Портрет композитора Николая Римского-Корсакова
  • РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
  • Фотографии Римского-Корсакова Николая Андреевича – "Подборка фотографий"
  • Биография Римского-Корсакова Николая Андреевича
  • Краткая биография Римского-Корсакова

В хоре «Сбирались птицы» (игровая народная песня) оркестр имитирует голоса птиц. В то время в Балакиревский кружок, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова, входили Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. В то же время Римский-Корcаков работает в Придворной певческой капелле.

Эта партитура была впервые исполнена в 1865 г. под управлением Балакирева. Совершил трехлетнее кругосветное путешествие на клипере «Алмаз» (1862–1865).

Затем появился интерес к музыке Л. Бетховена, В. А. Моцарта и Я. Мендельсона. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран— Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Любителям музыки хорошо знаком портрет Н. А. Римского-Корсакова работы художника В. А. Серова. создал такие симфонические сочинения, как оркестровая сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюра «Светлый праздник». В 1858 году у будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, фон Вебера, но особенно его поразили «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера и произведения Михаила Ивановича Глинки— «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила». Также впервые композитор попытался здесь изобразить с помощью оркестровых красок морскую стихию (позднее он это делал неоднократно в таких сочинениях, как сюита «Шехеразада», прелюдия-кантата «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»). С 1862 по 1865 гг.

  • 170 лет со дня рождения русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова
  • Описание картины Валентина Серова «Портрет Римского-Корсакова»
  • Могучая кучка русских композиторов: творчество Римского-Корсакова
  • Виктор Михайлович Васнецов1848-1926
  • Николай Андреевич Римский-Корсаков

Создал 15 опер, разнообразных по жанрам и стилистике, среди которых наиболее прославившиеся оперы-сказки «Снегурочка» (1881) и «Садко» (1896). А кругом — на массивном письменном столе и этажерке — книги и рукописи. Создатель «Шехерезады» пользуется такой популярностью потому, что говорит на общепонятном языке, потому, что, выражая присущие всем человеческие чувства, он создал самый человечный, понятный музыкальный язык, совершенство и скрытую утонченность которого охотно признают даже самые придирчивые музыковеды. Найденный здесь музыкальный язык затем был успешно развит в таких сочинениях как «Увертюра на три русские темы» (первая редакция— 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Такая готовность к самопожертвованию встречается, пожалуй, еще только у Ференца Листа. Симфоническое творчество отличается жанровым разнообразием.

В конце 1860-х гг. И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками. Композитор пользуется техникой классиков как своим родным языком.

  1. Презентация на тему: Николай Андреевич Римский-Корсаков
  2. Портрет композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова
  3. Серов Валентин Александрович (художник)
  4. Добавить комментарий Отменить ответ
  5. Николай Римский-Корсаков: биография
  6. Николай Римский-Корсаков: последние новости

Найденный здесь музыкальный язык, затем был успешно развит в таких сочинениях как «Увертюра на три русские темы» (первая редакция – 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Высокие нравственно-философские проблемы подняты в опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Итогом совершенствования композиторской техники стала Третья симфония (до мажор, op.

К воспоминаниям о музыкальных впечатлениях детства надо добавить тихвинский «бальный» оркестр, состоявший из скрипки и бубна, в который артистически бил Кузьма, маляр по профессии и большой пьяница». В начале 90-х гг. Начиная с 1882 г. возглавлял Беляевский кружок, в 1883-1894 гг. Целых три года плавает он на клипере «Алмаз».

Программно-сказочное начало получило свое дальнейшее развитие в симфонической сюите «Антар», над которой композитор начал работать в 1868 г. как над Второй симфонией, вдохновившись сюжетом восточной сказки О. И. Сенковского. Скорбные народные напевы напоминает песня Любаши «Снаряжай скорей, матушка родимая» исполняемая без сопровождения. Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина, посвящена А. С. Даргомыжскому, 1897), в одноактной опере «Боярыня Вера Шелога» (пролог к «Псковитянке», 1898) и особенно в драме на историко-бытовой сюжет «Царская невеста» (1898).

работал над совершенствованием своей композиторской техники. Возможно, что так думало и начальство но композитор воспринял это назначение иначе. Во время революционных событий 1905-1907 гг. В лирически-проникновенной ариетте Снегурочки «Слыхала я, слыхала» ласково-нежным и хрупким вокальным фразам вторит выразительная мелодия гобоя.

В 1862 году умер отец и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург. В 1856 г. отец отдал сына в кадетский корпус. В 1858 г. у него появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Дж. Россини, Г. Доницетти и К. фон Вебера, но особенно его поразили «Роберт-Дьявол» Дж. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок. Римский-Корсаков был вдохновенным педагогом.

  1. Римский-Корсаков – композитор-сказочник
  2. Самое интересное в виде мозаики
  3. Портрет Варвары Римской – Корсаковой
  4. Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
  5. Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ в журнале «Личности»

Обучался в Морском кадетском корпусе в Петербурге (1856–1862). Он опять обращается к Н. Гоголю и в 1894 году пишет по его произведению оперу-коляду «Ночь перед Рождеством», а потом в течение года занимается созданием оперы-былины «Садко», которая была завершена в 1896 году. Тот, насколько вы можете помнить, был вообще довольно характерной личностью.

Удивительный сказочник в «Шехеразаде», лирик в «Майской ночи», сатирик в «Золотом петушке», симфонист в «Антаре», «Сербской фантазии», «Испанском каприччо» или в чудесном концерте для фортепиано с оркестром, он встает перед нами как художник с неистощимой фантазией, богатейшим запасом мелодий, создающий такие возможности для солиста и оркестра, подобных которым мало в богатом музыкой XIX столетии. Затем появился интерес к музыке Бетховена (его восхищала «Пасторальная симфония» композитора), Моцарта и Мендельсона. В 1910 на музыку его симфонической сюиты «Шехеразада» (1883) был поставлен знаменитый балет Русских сезонов в Париже. С исключительной заботливостью отделывает он партитуру «Бориса Годунова», чтобы этот шедевр мог предстать перед публикой во всем совершенстве и блеске.

В терцете Грязного, Бомелия и Любаши преобладают чувства скорбной взволнованности. Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживался в музыке национального колорита, что и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества. Эта партитура (известная, как первая редакция симфонии) была впервые исполнена в 1865 году под управлением Балакирева— неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова.

Вскоре с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. «Я был 16-летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё»— вспоминал он позднее. Делая замечание, он облекал его в такую форму, что забыть его было почти невозможно. Балакирев как человек имел на своих современников такое влияние, подобного которому мы не встречали в истории музыки.

Четвертая картина занимает центральное место в композиции оперы. Исключительное значение имела его педагогическая деятельность. В шесть лет начались регулярные занятия фортепианной игрой. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу реки Тихвинки, напротив Богородичного Успенского монастыря. Балакирев познакомил молодого композитора с кумиром участников кружка— Александром Даргомыжским.

В начале 1890-х гг. Суровая, мужественная песня Варяжского (скандинавского) гостя сменяется созерцательно-лиричной песней Индийского гостя и светлой, льющейся широким мелодическим потоком песней Веденецкого (итальянского город Веденец — Венеция) гостя. В то время в Балакиревский кружок, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова входили Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Разработка Римским-Корсаковым ориентальной тематики («Антар», «Шехеразада», «Золотой петушок») имела неоценимое значение для развития национальных музыкальных культур Закавказья и Средней Азии, а многообразные морские пейзажи («Садко», «Шехеразада», «Сказка о царе Салтане», цикл романсов «У моря» и др. ) многое определили в пленерной звукописи француза К. Дебюсси и итальянца О. Респиги.

В 1858 году у будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, фон Вебера, но особенно его поразили «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера и произведения Михаила Ивановича Глинки— «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила». Частичным обобщением педагогического опыта явились его учебники гармонии и оркестровки, ценным историческим документом —автобиографическая книга «Летопись моей музыкальной жизни» (1906). Картина вторая чередует фантастические и лирические сцены. Учился у композитора Милия Балакирева. Он видел прекрасное в жизни, в людях, в природе, воспевал его в своем творчестве.

  1. Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ в фотографиях
  2. Рекомендуемые материалы по патриотической тематике
  3. Фотографии Римского-Корсакова Николая Андреевича (8)
  4. Фотоальбомы Римского-Корсакова Николая Андреевича

Во 2-й половине 90-х гг. В арии Снегурочки «Великий царь» вновь звучит, на этот раз тепло и взволнованно, мелодия ее ариетты «Слыхала я» (из пролога). Безмятежно звучит начальный хор, прерываемый зловещим хором опричников. В то время в Балакиревский кружок, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова, входили Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Римский-Корсаков умел любить и ненавидеть. Найденный здесь музыкальный язык, затем был успешно развит в таких сочинениях как «Увертюра на три русские темы» (первая редакция— 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Оставив службу во флоте, занял должность инспектора духовых оркестров Морского ведомства (1873–1884), совмещая ее с профессорскими обязанностями в консерватории.

Но больше всего времени и сил он отдает работе по подготовке к исполнению и изданию опер своих покойных друзей — «Хованщины» Мусоргского и «Князя Игоря» Бородина. Напротив, он мог быть безжалостно суровым в своей критике». Вообще, много смеялись». Хрупкая нежность образа Снегурочки оттеняется величественным, лучезарным звучанием заключительного хорового гимна «Свет и сила, бог Ярило». Плодотворным было содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским.

Однако в каждый исторический период заложенный в них смысл воспринимается по-разному. Очень популярен ряд фрагментов из этих опер – например, «Песня индийского гостя» из Садко или оркестровый «Полет шмеля» из Салтана. В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус. Чувством глубокой печали проникнута ария Любаши «Господь тебя осудит». Эта партитура (известная как первая редакция симфонии) была впервые исполнена в 1865 году под управлением Балакирева – неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. Хотя он мастерски пользуется приемами современной оперной драматургии, его инструментовка самостоятельна и оригинальна.

  1. Начало творчества Римского-Корсакова
  2. В окружении композиторов Могучей кучки
  3. Начало музыкальной деятельности
  4. Место Римского-Корсакова в истории русской музыки
  5. Общееколичествопросмотровстраницы

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) — композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик участник «Могучей кучки». Многие годы посвящает он обработке произведений своего друга Мусоргского. Еще будучи кадетом, в 17 лет, Римский-Корсаков встречается с Балакиревым. С осени 1859 г. начал брать уроки у пианиста Ф. А. Канилле. работал над совершенствованием своей композиторской техники. Балакирев — великолепный пианист, блестящий дирижер, композитор, ослепляющий обилием идей.

Римский-Корсаков развивал традиции народно-жанрового симфонизма Глинки и Балакирева. Неподражаемый мастер оркестровых эффектов усвоил теперь тысячи приемов, что в конце концов привело его к созданию самой блестящей в XIX веке инструментовки. его приглашают для преподавания в Санкт-Петербургскую Консерваторию, с присвоением учёного звания— профессор и начав преподавание в Консерватории Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает увлечённо изучать дисциплины преподаваемые в Консерватории. Работа над портретом завершилась 5 мая. Но прежде всего он — пропагандист, влиянию которого поддаются все музыканты. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения инструментовки, оркестровый) инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—81), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882).

Читателю, быть может, покажется, что эта должность была синекурой. В то время в Балакиревский кружок, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова входили Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Дуэт Грязного и Любаши, ариозо Любаши «Ведь я одна тебя люблю» и ее заключительное ариозо создают единое драматическое нарастание, ведущее от печали к бурному смятению конца акта. Автор «Основ оркестровки», «Практического учебника гармонии», «Летописи моей музыкальной жизни», статей и заметок по различным вопросам музыкального искусства. Виктор Ястребцев, близкий друг композитора, стал свидетелем создания портрета, начатого углем 6 марта 1898. Напротив, он мог быть безжалостно суровым в своей критике»12. В «Садко» Римский-Корсаков, которого позднее назовут «сказочником», впервые соприкоснулся с миром сказки здесь он впервые использует придуманный им симметричный лад, так называемую «гамму Римского-Корсакова», которую и в дальнейшем он применял для характеристики фантастического мира в своих музыкальных произведениях.

Римский-Корсаков, 
Николай Андреевич

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года в городе Тихвине. служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран – Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784—1862), служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем— волынским гражданским губернатором мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Василия Фёдоровича Скарятина (брат Я. Ф. Скарятина).

Более того, в 1865- году Первую симфонию Римского-Корсакова впервые исполняют. Таким был Н. А. Римский-Корсаков, своим искусством и всей своей жизнью служивший обществу. В 1862 году умер отец и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург. В 1880-е гг. Позже Римский-Корсаков изображал море в сюите «Шахерезада», кантате «Из Гомера», опере «Сказка о царе Салтане».

Это была так называемая «Гамма Римского-Корсакова», которой он описывал фантастический мир. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран – Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). Во время Революции 1905—07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории (был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства). большое внимание уделял симфоническим жанрам именно в этот период создаёт своё крупнейшее эпическое симфоническое полотно— симфоническую сюиту «Шехерезада».

Он учит, поощряет, увещевает из ничего создает оркестры, основывает Бесплатную музыкальную школу и собирает вокруг себя группу молодых почитателей Глинки, которые у Даргомыжского учились новому, глубоко русскому способу музыкального выражения и под руководством Балакирева становятся «Могучей кучкой». В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения. В возрасте 6 лет началось его домашнее обучение, в т. ч. и игре на фортепиано.

Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784—1862), служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем— волынским гражданским губернатором мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина. По окончании Морского кадетского корпуса в чине гардемарина (младшего морского офицера) он совершил трёхлетнее кругосветное путешествие. В музыке «Садко» он оркестровыми красками попытался изобразить море. Что уж поделать, была у Милия Алексеевича страсть к воспитанию молодых композиторов.

Прощание Садко и Волховы прерывается таинственными сигналами труб и призывами Морского царя. Также впервые композитор попытался здесь изобразить с помощью оркестровых красок морскую стихию (позднее он это делал неоднократно в таких сочинениях, как сюита «Шехеразада», прелюдия-кантата «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»). Эта партитура (известная как первая редакция симфонии) была впервые исполнена в 1865 году под управлением Балакирева— неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. Летом этого же года женился на пианистке Н. Н. Пургольд. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок. В 1858 году у будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, Доницетти и фон Вебера, но особенно его поразили «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера и произведения М. И. Глинки— «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Каприччио на тему арагонской хоты». Нежно-ласкающий любовный дуэт Снегурочки и Мизгиря «Душа полна моя не страхом» льется свободно и легко.

Итогом совершенствования композиторской техники Римского-Корсакова стала Симфония 3 C-dur. В 1858 году у будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, фон Вебера, но особенно его поразили «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера и произведения Михаила Ивановича Глинки – «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила». в основном представлено симфоническими произведениями: «Сказка» (1880), Симфониетта (1885) и Фортепианный концерт (1883), а также знаменитые «Испанское каприччио» (1887) и «Шехеразада» (1888). В комбинациях инструментов у Римского-Корсакова не слышно влияния других композиторов. Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегу Ильмень-озера и подгатавливает начало задумчиво-печальной песни Садко «Ой ты, темная дубравушка».

Одну деталь ученики Римского-Корсакова запомнят навсегда — он никогда не хвалил. За ней сразу же последовали еще два больших произведения. В 1870-е гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). В этом сочинении композитор впервые затрагивает мир сказки.

Именно в этот период— в 1871г. Римский-Корсаков – автор красочных симфонических произведений среди них наибольшую известность во всем мире приобрела сюита Шехеразада (1888). «Я был 16-летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё»— вспоминал он позднее.

(Строго говоря, первой симфонией, написанной в России, является симфония Океан А. Г. Рубинштейна, но по стилю ее вряд ли можно отнести к русской школе. ) В следующем году связи Римского-Корсакова с петербургской музыкальной жизнью были прерваны, поскольку он, в качестве выпускника Морского корпуса, должен был отправиться в трехгодичное кругосветное плавание. он инспектор духовых оркестров Морского ведомства, с 1874 по 1881 гг. Одну деталь ученики Римского-Корсакова запомнят навсегда – он никогда не хвалил.

Последняя опера композитора— «небылица в лицах» «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907)— беспощадная сатира на царское самодержавие. Затем его творчество приобрело исключительную интенсивность: одна за другой из-под пера композитора появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по драме Л. Мея, 1898). Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в городе Тихвине Новгородской губернии. Одну деталь ученики Римского-Корсакова запомнят навсегда — он никогда не хвалил.

32). Четвертый акт передает нарастание лирических чувств героини. В 80-х гг.

Самый активный период творчества Римского-Корсакова начался в 1889 году. Балакирев руководил работой более молодых коллег и не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал с инструментовкой. Первые произведения относятся к тому периоду, когда «Могучая кучка» и вышедшая в то же время на арену школа Рубинштейна—Чайковского борются за свое признание. Он — олицетворение самопожертвования. Самое раннее из программных произведений композитора – музыкальная картина «Садко». Музыка оркестрового вступления ко второму акту имитирует светлый перезвон колоколов.

Балакирев руководил работой более молодых коллег и не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал с инструментовкой. Открытием композитора в музыке стал симметричный ряд. Делая замечание, он облекал его в такую форму, что забыть его было почти невозможно. Создатель композиторской школы, Римский-Корсаков воспитал 200 композиторов, дирижёров, музыковедов, среди которых— А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиаров. В письмах к родителям теперь он сам восторженно описывает красоты морского пейзажа.

В «Садко» Римский-Корсаков, которого позднее назовут «сказочником», впервые соприкоснулся с миром сказки здесь он впервые использует придуманный им симметричный лад, так называемую «гамму Римского-Корсакова», которую и в дальнейшем он применял для характеристики фантастического мира в своих музыкальных произведениях. В 1862 г. умер отец и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург.

В 1862 году умер отец и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург. Этой же весной Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. Римский-Корсаков создал 15 опер, в их числе – Снегурочка (1880), Садко (1895), Сказка о царе Салтане (1900), Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1905), Золотой петушок (1907). «Я был 16-ти летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё»— вспоминал он позднее.

Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Затем появился интерес к музыке Бетховена (его восхищала «Пасторальная симфония» композитора), Моцарта и Мендельсона.

Симфоническое творчество Римского-Корсакова по сравнению с оперным не столь многопланово. Делая замечание, он облекал его в такую форму, что забыть его было почти невозможно. Они были добрыми и поэтичными.

В 1872 Римский-Корсаков женился на Надежде Пургольд, талантливой пианистке, которая стала его преданной помощницей. В девически нежной арии Марфы «Как теперь гляжу» и квартете господствует счастливое умиротворение. В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус. По собственному признанию, в первые годы, занимаясь со студентами, он одновременно сам изучал основные консерваторские дисциплины однако еще до этого он сумел закончить Первую симфонию, создать оперу Псковитянка (премьера ее прошла с успехом в Мариинском театре), ряд симфонических произведений, романсов.

Мейербера и произведения М. И. Глинки – «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Каприччио на тему арагонской хоты». «Я был 16-летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё» – вспоминал он позднее. В это время он создал фантастическую оперу-балет «Млада». Римский-Корсаков очень любил работать над сказочными сюжетами. В середине 70-х гг. В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус. Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт.

Хоровая пляска «Яр-хмель» («Как за реченькой») близка к русским плясовым песням. В дальнейшем Римского-Корсакова будут называть «Сказочником». С 70-х гг.

По настоянию Балакирева вновь принялся за свою симфонию. Напротив, он мог быть безжалостно суровым в своей критике». Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784 – 1862), служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем – волынским гражданским губернатором мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Василия Фёдоровича Скарятина (брат Я. Ф. Скарятина).

В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты. Как до, так и после кругосветного путешествия Рисмкий-Корсаков находился в в постоянном творческом контакте со своим учителем и другими участниками балакиревского кружка (особенно с А. Н. Бородиным и М. И. Мусоргским). Премьера сочинения состоялась в 1869 г. на концерте Русского музыкального общества. Римский-Корсаков начал брать уроки у серьезного музыканта Ф. А. Канилле, а тот познакомил юношу с Балакиревым, впоследствии главой группы русских композиторов – «Пятерки» или «Могучей кучки». Исполнителем первой редакции Первой симфонии стал сам Балакирев. В 1861 году Римский-Корсаков познакомился с М. А. Балакиревым и стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование личности и эстетических композитора. Часто исполняются также Вторая симфония – Антар (1868), Испанское каприччио (1887) и праздничная Воскресная увертюра (Светлый праздник, 1888) на темы из Обихода (сборника православных песновений).

С Берлиозом его роднит стремление к сюжетности, театральности с Листом – принцип монотематизма. В первом акте оперы взволнованный речитатив и ария («Куда ты, удаль прежняя, девалась. ») Грязного служит завязкой драмы. Связанный с прогрессивными идейно-художественными течениями 1860-х гг., Римский-Корсаков проявлял большой интерес к народному творчеству (составил сборник «Сто русских народных песен», 1877: гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым, — «40 народных песен», 1882). Написал 79 романсов, в том числе вокальные циклы «Весной», «Поэту», «У моря».

И вот уже изображение бесхитростного и незадачливого царя в «Сказке о царе Салтане» (1899) уступает место зловещей политической аллегории в «осенней сказочке» «Кащей Бессмертный» (1902), а в 1907 году появляется злая сатирическая опера «Золотой петушок» с глупым и вздорным царем. Это определяется разносторонностью интересов и богатством видов и форм русской симфонической музыки 2-ой половины 19 в. Это программные и непрограммные циклы Симфониэтта, симфонические картины, увертюры, фантазия инструментальный концерт, музыка к драме («Псковитянка»). Более того, все громче слышатся голоса немецких пост-романтиков — Брукнера, Малера и Рихарда Штрауса, рождаются первые большие произведения Дебюсси.

Она состоит из двух больших частей: монументальной хоровой сцены (торжище у пристани) и ряда сцен, связанных с Садко. также был помощником управляющего Придворной певческой капеллы.