Портрет Саскии
Портреты Саскии не отличаются полным внешним сходством. Со временем нежные серебристые линии потемнели и сейчас портрет предстаёт перед нами в коричнево-чёрных тонах, но, несмотря на это, пожалуй, нигде у Рембрандта Саския, наряженная в лёгкую шляпу для прогулок, не выглядит столь свежей и безмятежной. Самый ранний портрет Саскии, принадлежащий галерее, написан в 1633 году. Таковыми являются, например, Портрет Саскии-невесты (1633), Саския с жемчужным убором в волосах (1634), Четыре наброска Саскии (1635), Саския в образе святой Екатерины (1638).
«Автопортрет с Саскией» картина Рембрандта
Многие считают картину пророческой.
Саския – с ударением на первом слоге. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете.
картины Рембрандта (на фото: Автопортрет)
Но для нас важно другое. Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисзона Хофта «Гранида и Даифил». Его картина – подлинная и увиденная участником события, горюющим и озабоченным человеком из толпы, окружившей крест. К вечеру в четверг, когда сгущавшийся сумрак мог избавить от наблюдения вездесущих доносчиков, Спаситель с двенадцатью учениками незамеченным вошел в Иерусалим.
Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Стол накрыт.
Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха.
Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. На это несоответствие обратили внимание и некоторые западные искусствоведы (К. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества.
Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру.
В 1630—1640-е гг. Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. Картинная галерея. Рембрандт словно не желает искусственно облагораживать эту нынешнюю сторону своего бытия: это просто постель, просто соитие и никаких сантиментов.
В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах». Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей.
Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. В 1630—1640-е гг. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисона Хофта «Гранида и Даифил».
И этот цветок Саския не прислоняет к волосам, а показывает зрителю, будто собираясь отдать. В России это, прежде всего, Пушкин, в Германии – Бетховен, в Австрии – Моцарт, в Англии – Шекспир, во Франции – Вольтер, в Италии – Микеланджело, в Испании – Сервантес, в Польше – Шопен, в Голландии – Рембрандт ван Рейн. Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба— на следующий год. В том же 1632 году Рембрандт познакомился с Саскией ван Эйленбург, родственницей своего домохозяина. Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»).
Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер. Годом создания картины стал 1634 год. Например, Г. Глюк предложил именовать эту картину Солдат и его девка. Когда Рембрандту исполнилось 18 лет, вместе с другом Ливенсом художник открыл собственную мастерскую.
Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. «Голова женщины», как и большинство работ Пикассо, не осталась забытой.
Если муж художник или 5 самых известных портретов жен
Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру.
Путешествуя вместе с художником по окраинам города, мы попадаем на какую-то загородную, может быть, деревенскую улочку, уходящую в глубину к стареньким, полуразвалившимся одноэтажным строениям. Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска.
Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно.
Художник Рембрандт, автопортреты: описание история и интересные факты
Пожалуй, никогда в жизни Рембранда — ни до, ни после — больше не будет такого периода успеха в обществе. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. Но практичная Гертье Диркс слишком настойчиво стучалась в сердце мастера, она разбудила в Рембрандте совсем иные творческие мотивы, ранее ему никак не свойственные. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске.
И вообще, догадаться о том, что на картине именно Флора, можно лишь по названию. 175, 5 x 210, 5 см. В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана».
Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже «восточные» одежды натурщиков. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо.
Как уже указывалось выше, некоторые исследователи предполагают, что в картине запечатлено одно из похождений «блудного сына». Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1. Дела Рембрандта в то время идут вгору так резво, а исполненные им портреты пользуются такой популярностью, что он, при поддержке ван Эйленбурга, позволяет себе безбожно задирать цены — одно только изображение лица стоит у молодого гения 50 флоринов, а за портрет в полный рост он может затребовать до шестисот.
Холст, масло. Барокко. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ). Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. Крамской, как утверждают его биографы, был примерным семьянином.
Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную.
Рембрандт: автопортрет с Саскией на коленях
Её дергали повестками еще и еще. Этот текст является основой серии озвученных монтажей (первый вариант был создан в 1969-ом году) изначально созданных для незрячих людей, слушателей Говорящей книги, объединенных общей темой – Рембрандт. Он мог, рисуя его, думать о своих будущих критиках. Ранний период развития мастера стоит под знаком глубоких личных переживаний.
Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры». Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Фон нейтрален и все внимание устремлено на фигуру Рембрандта с меланхоличным взглядом, полным достоинства.
В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына. Размеры картины: 161х131. И вот по ряду учеников проходит волна, как бы состоящая из двенадцати фигур, считая то в одну, то в другую сторону от Христа: удар, круговращение, отражение, обращение, вздымание, склон, подъем, стремительность, замедление, углубление и так далее, вплоть до исчерпывания движения в крайних, замыкающих композицию фигурах. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры».
Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12. Рембрандт же дружил с её старшим кузеном — Хендриком ван Эйленбургом, талантливым и успешным купцом-антикваром и, выражаясь современным языком, ведущим амстердамским арт-дилером. Рембрандт, в силу своего страстного и необузданного темперамента, должно быть, принадлежал к числу мужчин, которые охотно признают себя побежденными перед взором женщины хотя бы потому, что они чувствуют себя слишком сильными.
Внизу под облаком засветилась река и противоположный берег, а ангел, простирая над ними свои белые крылья, вскинул правую руку к небесам, протянув левую вниз, к внезапно проснувшимся и вскочившим людям, как бы торжественно и в то же время непреклонно успокаивая их: "Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость". В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Он был в моде. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6.
Рембрандт ван Рийн (1606-1669), сын мельника, приехал 25-летним молодым человеком в Амстердам, экономический центр своей страны. Он был отличным рисовальщиком и гравером. Дела Рембрандта в то время идут вгору так резво, а исполненные им портреты пользуются такой популярностью, что он, при поддержке ван Эйленбурга, позволяет себе безбожно задирать цены – одно только изображение лица стоит у молодого гения 50 флоринов, а за портрет в полный рост он может затребовать до шестисот. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни.
Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения. Нейман, В. Вейсбах и др. ), которые предлагали дать этому полотну другую сюжетную трактовку.
Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Пикассо переживал разные творческие периоды. Отлучение должно было продлиться до тех пор, пока грешница не раскается и не прекратит беззаконных отношений с Рембрандтом. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты.
Рембрандт«Автопортрете с Саскией»
Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта. Это уже настоящее признание.
также картину в Метрополитен музее). Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути.
Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. Софья Крамская, супруга автора таких полотен, как «Неизвестная» (1883), «Неутешное горе» (1884), «Русалки» (1871), помогала мужу в «Артели художников», была первым критиком его работ и человеком, благословлявшим его на труд.
В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Хендрикье тоже полюбила художника.
В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином.
Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Ночь опустилась там, за изобразительной поверхностью офорта, где могучий и прекрасный лес загородил линию горизонта, кусочек которой угадывается слева, она опущена.
В них можно проследить почти все периоды творчества художника. Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию.
Флора (портрет Саскии в виде Флоры) Рембрандт Хармес ван Рейн
Это все термины самого Леонардо. Однако в данном случае отсутствуют те детали, что считались обязательными в костюме пастушки— декольте, соломенная шляпка. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1.
В таком случае нет оснований удивляться роскошной одежде молодого человека, ведь «блудный сын» ушел из богатого дома. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. По этой и по многим другим причинам, картина «Автопортрет с Саскией» считается шедевром мирового значения.
- Портрет Саскии ван Эйленбюрх, Рембрандт, 1633
- Три музы Рембрандта – Саския, Гертье, Хендрикье
- Рембрандт Харменс ван Рейн и Саския ван Эйленбург Портрет Саскии (Молодая Саския)
- Саския и Рембрандт: мистическая история любви
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Описание картины Рембрандта ван Рейна «Саския Флора»
- Биография и картины с названиями Рембрандт Харменс ван Рейн
Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято). Особенно выразительна захватывающая зрителя контрастными характерами и чувствами составляющих ее лиц группа апостолов по правую руку от Христа, то есть слева от зрителя. Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. Эта мода была вдохновлена публикацией ок.
Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. По этой причине картина распространена и под другим названием – Саския с красным цветком. Следует вспомнить, что тема «блудного сына» появляется в творчестве Рембрандта именно в середине 1630-х годов.
Он изображал себя без тщеславия искренне и реалистично. Однако все это купается в свойственной только ему светотени. Хендрикье вызвали на церковный суд после рождения девочки и потребовали отречься от Рембрандта и покаяться в незаконной связи.
В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны.
Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Композиция картины по-шекспировски динамична.
- АВТОПОРТРЕТ С САСКИЕЙ Рембрандт ван Рейн
- Рембрандт: Портрет жены художника
- Эскизы и наброски с изображением Саскии
- Портрет Саскии в аркадийском костюме
На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. Волосы Саскии красиво распущены, взгляд рассеян, на лице блуждает нежная улыбка. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета.
Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Однако «Голова женщины» – это работа, наполненная нежностью и утонченностью как выражение чувств художника к его второй жене Жаклин Рок.
Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. В настоящее время находится в Дрезденской галерее. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. А еще один, навалившись богатырю на грудь, самозабвенно высверливаем ему правый глаз кинжалом.
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Зримая чувственность Рембрандта
- «Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече»
И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Нидерланды (Голландия). Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Однажды, во время одной из загородных прогулок, садясь обедать с другом своим – бургомистром Сиксом, он заметил, что на столе не было горчицы.
Их кропотливые изыскания бросились на громкую известность Рембрандта, как рой муравьев. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5.
«Саския Флора» является одним из самых романтичных произведений талантливого художника, она полна загадок и необъяснимого очарования. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас.
Идеолог передвижничества, художественный и музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов называл Рембрандта великим родоначальником нового европейского искусства, а идеолог враждебного передвижникам течения Мир искусства, художник Александр Николаевич Бенуа считал творчество Рембрандта чудом в истории человечества. Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны. Сегодня никого не удивит, что жена художника выполняет роль менеджера, ведет финансовые дела Так, например имя Эмилии Леках, жены, а также казначея и промоутера Ильи Кабакова, с 1990 года фигурирует даже в подписи работ наравне с мужем – «Илья и Эмилия Кабаковы». И перед тем, как распластаться на полу в молитвенном исступлении, он в последний раз всплескивает сложенными руками. Изобразительная поверхность гравюры, как тонкая прозрачная пленка, перегораживает дорогу к высокому выходу в нескольких метрах от нас, в глубине справа. «Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло). На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота.
Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. Это период его восхождения. Его влекло к военному делу. Саския не раз была изображена гениальным голландцем, но картина «Саския Флора» осталась непревзойденной.
Другие утверждают, что это предыдущая возлюбленная художника – Гертье Диркс, но версия лишена смысла, ведь они расстались со скандалом и он вряд ли стал бы рисовать ее. Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда.
Впрочем, темные тональные пятна изобилуют и в верхнем правом и в нижнем левом углах офорта, что камуфлирует главный светотеневой замысел художника. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см.
О том, что на картине изображён именно Рембрандт говорят другие автопортреты знаменитого художника, черты лица на которых практически идентичны с чертами лица человека, который изображён на этом полотне. Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей.
В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына».
Кто-то утверждает, что на данном полотне в образе Флоры изображена Хендрикье Стоффелс. Большее, что мог предложить художник любимой жене, – портрет. Роскошная одежда XVII века, большой венок из свежих цветов, украшающий голову, все это создает торжество образа на картине, рождает чувство праздника.
Рембрандт создал немало шедевров живописи, которые открыли миру весь его талант. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью.
Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов.
Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Его обнажили – не без почтения, правда, но с беспощадным любопытством. Да и юноши из лучших семейств, мечтающие стать художниками, желают учиться непременно у Рембрандта. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком.
Уродливая голова скитальца накрыта сверху большой грязной шапкой, щетина на подбородке дергается в такт его невнятно произносимым фразам.
Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Так как картина называется именно автопортретом, всё же многие склоняются к версии, что на картине изображён сам Рембрандт со своей супругой. Она – сдержанна и равнодушна, на губах ее блуждает скорее ироничная, чем смущенная улыбка. Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях.
Ее самым выдающимся представителем был Рембрандт (Rembrandt Harmensz van Rijn). также картину в Метрополитен музее)1. В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название – «Блудный сын в таверне». Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, Автопортрет в шлеме, Саския в виде Флоры и др. ). Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля.
Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. Справа, почти касаясь изобразительной поверхности картины изнутри, крутится клубок человеческих тел, сплетенных в бешеном напряжении. Оно было далеким от классических норм.
Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Рембрандт гордо и радостно смеялся.
И Рембрандт ван Рейн, плоть от плоти и кровь от крови своего народа, писал эту картину как изображение общего, всех равняющего, глубокого горя. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». А в XIX веке все было несколько иначе. Оно было далеким от классических норм.
Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. В темнице его волосы отросли. Однако эта гипотеза явно неудачна. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров).
С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. В то же время автопортрет является отчасти провокационным, ведь художник с женой предстают в образе персонажей библейской притчи о блудном сыне. Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта».
Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. Третий портрет изображающий жену Рембрандта в образе Флоры, был написан в 1641 году, вскоре после родов их единственного выжившего ребенка – сына Титуса.
Рембрандт показал, какой огромной силой эмоционального воздействия обладает пейзажный жанр, насколько он способен развить у зрителя чувство красоты окружающей действительности, восприимчивость к миру прекрасного. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа.
Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Этот эстамп теперь известен под названием Трех дерев.
Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Он в черной фетровой шляпе, в низком белоснежном кружевном воротнике, в короткой черной куртке с короткими белыми кружевными манжетами, в черных панталонах с белыми кружевными бантами на подвязках ниже колен и такими же бантами на черных башмаках.
Освещенная гробница Лазаря справа и затененная каменная плита слева организуют сценическую площадку. К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников.
«Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе.
Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть.
Между тем пышный венок и увитый растениями посох служат здесь, скорее всего, атрибутами Флоры— римской богини весны и цветов. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Тематика его офортов очень широка. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью.
Вместо огромного алтарного образа Рембрандт пишет среднюю по размерам картину кабинетного формата. Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом». Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»). Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю.
Неоднократно менялось и название картины. Открытое, светлое лицо Саскии позволяет понять, насколько она любима и какие яркие, вдохновенные мысли и образы она подсказала своему мужу. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей), но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии.
Длинный стол, покрытый узорчатой золотистой скатертью и скромной посудой, резко выдвинут к зрителю. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. Один художник рассказывал, что когда он в первый раз вошел в римскую церковь Сан-Пьетро ин Винколи, где над неоконченной папской гробницей высится двухсполовинойметровая скульптура Микеланджело Моисей, он был так потрясен этим титаническим образом, этим мрамором клокочущего гнева и сумрачного, почти нечеловеческого отчаяния, что ему захотелось съежиться и не подойти, а подползти в трепете к гигантскому изваянию.
Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д. ) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. Её поступок биографы художника трактуют по-разному. Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Вот она, эта Гертье: раздобревшая, словно кухарка, от хорошей жизни в чужом и богатом доме, толстая и плотная, она лежит в постели, отдергивая полог.
Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц.
Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Обрисовка обстановки сведена к минимуму.
Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1). Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. Среди корифеев мирового искусства есть особенно любимые, священные имена.
Здесь большую роль играет пейзаж. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши.
К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной». Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки.
Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте.
Своим автопортретом он словно бросает вызов Тициану и Дюреру, творчество которого высоко ценил. Наверное, оттого и портрет жены «За чтением» получился наполненным умиротворением, тишиной и гармонией. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. Супруги пируют, наслаждаясь жизнью.
Вещие слова сказаны. Один раз любовь к женщине погубила Самсона. Неоднократно менялось и название картины.
Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. Пари было принято, Рембрандт его выиграл, награвировав до возвращения слуги пейзаж, который был виден из окна комнаты.
Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже восточные одежды натурщиков. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Кассель. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника.
Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая.
Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. Красивая, несколько округленная голова с кротким и серьезным выражением красивые глаза с ясным взглядом темные волосы, зачесанные на прямой пробор, завитые локонами и касающиеся плеч.
«Саския Флора» – портрет будущей жены Рембрандта ван Рейна, в 1634 году художник женился на Саскии. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». Да, он ее очень любил. Интересным фактом является один из пунктов завещания Саскии, который гласил: «В случае повторной женитьбы вдовца ван Рейна, огромное состояние его покойной супруги, завещанное сыну Титусу, переходит в распоряжение одной из сестер ван Эйленбюрх».
Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7.
Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Этот выход задрапирован тяжелыми материями.
Мы называем их вечными спутниками. Но в Автопортрете с Саскией (или в Похождениях блудного сына) основная идея – гимн человеческому счастью. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине).
В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой. Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином — признак достатка. Художник дарил любимой жемчуга, одевал в парчу, она была его музой. Автопортреты Рембрандта – история жизни художника на холсте. Кроме того, постановка фигуры и поворот головы молодой женщины характерны для портретных композиций.
Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Так появились картины, в которых женская нагота пленительно засветилась с полотен. Особое место в творчестве Рембрандта занимает автопортрет. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать.
Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Жениться на Хендрике Рембрандт не мог.
Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Это ступени одного и того же скорбного пути. Она важна как с точки зрения высокого искусства, так и с точки зрения истории.
Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев». Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Для Рембрандта это было ещё одним ударом.
Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне— Гравюрный кабинет (Берлин). В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. До написания портрета Пикассо и Рок были вместе уже более двух лет. Лучи солнца играют оттенками красок на холсте и создают необычайную мозаику чувств. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста».
Фон черноват паркет – серый. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». Хендрикье Стоффельс, бывшая служанкой Рембрандта, а затем сожительницей художника, не стала его официальной женой, но была с ним до самой смерти в не лучшие для него времена.