Портрет Шаляпина Серов Описание
Список портретов работы Валентина Александровича Серова
Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. Такова была атмосфера Серова, такова была моральная мощь его человеческих проявлений и творчества. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Суть шаржа, высмеивавшего обывательское понимание образа Олоферна, раскрывает надпись, сделанная рукою художника: «алаферна злая пятнистая. » (стрелка указывает на Шаляпина) «то ли дело сия душка» (стрелка указывает на Корсова). Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении.
«Стоит как живой. Чем нарушил этикет. Пестрый астраханский мир. «Я хочу, хочу отрадного», писал Серов двадцатилетним юношей. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор.
- Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Картины — Серов, Валентин Александрович
- Серов Портрет Шаляпина Описание
- Сочиненин по картине Кустодиева Портрет Шаляпина
Ему казалось, что весь город знает о его позоре. В. А. Серов в 1900-х годах — признанный мастер, «модный художник», он зарабатывает заказными портретами. Выступал в Русской частной опере СИ. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный.
Серов нарисовал не артиста, до пресыщения избалованного абсолютно исключительным успехом, а того Шаляпина, каким мы его помним еще до этих успехов много свежего, непосредственного, а в глазах не только вдумчивость, но и необыкновенное облагораживающее человека страдание», — отметило «Русское слово» 7 апреля 1906 года. Если это писали в газетах, то что же, думал я, передается из уст в уста. По-новому были решены Серовым и эскизы декораций.
Можно привести здесь и мнение Б. В. Асафьева (И. Глебова): «В рисунке Ф. Шаляпина В. Серов не мог удержаться, чтобы тонко не отметить, что в высоком росте великого артиста, столь прекрасно выразительном на сцене, заключается нечто нелепое при сюртучном оформлении». Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов.
Дягилева. Видишь, — сказал он, — точь-в-точь. Валентин Серов – прекрасный художник двадцатого века. – Да, пожалуй, с виду он такой. Валентин Серов родился в артистической семье. Один из них — беглая зарисовка певца в роли Головы из «Майской ночи» Римского-Корсакова, поставленной Мамонтовым в 1898 г. На другом портрете исполненном в технике офорта в апреле 1897 г., запечатлен шаляпинский Грозный в начале его многолетней сценической жизни.
- Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
- Сочинение по картине Валентина Серова «Портрет Шаляпина»
- Сочинение по картине Серова Портрет артиста Шаляпина
- Серов Валентин Александрович (художник)
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Литературный портфельчик Искуссницы
«Вот бы царь послухал, – говорили они. Отчего происходила эта иллюзия, Шаляпин объяснил наглядно. 29 апреля). Отчего происходила эта иллюзия, Шаляпин объяснил наглядно. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Глубокое восхищение мастерством Серова заставило и самого Фёдора Ивановича взять карандаш.
Участвовал в Русских сезонах СП. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Т. 1.
Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Данный портрет исполнен по заказу МЛХК. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. Есть какая-то артистическая тайна в этой способности соборного певчего из крестьян превратиться в европейца с манерами, которым позавидует самый взыскательный arbiter elegantarum», — писали «Одесские новости» 2 июня 1910 года. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам.
- Общееколичествопросмотровстраницы
За Серовым признавали «мощь художника-портретиста, подчеркнувшего во всей фигуре артиста черты гениальной характерности таланта самородка» (Прометей. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Об этом наглядно говорят его автопортреты и другие рисунки» (цит. Точнее, дебют этот не состоялся.
Федор Иванович Шаляпин — фигура в той же мере реальная, сколь и легендарная, воссозданная в исследовательской и художественной литературе, в богатом мемуарном, эпистолярном, кинематографическом, «звуковом» наследии, наконец — в устных рассказах, передаваемых из поколения в поколение. В композиции картины Б. Кустодиев использовал прием, похожий на тот, что был в его Купчихе: высокий первый план, за которым далеко внизу развертывается огромное пространство. «Валентин Серов казался суровым, угрюмым и молчаливым.
Таким Серова знали только самые дорогие ему люди. Именно таким образом – в рисунке – исполнены наиболее интимные, лирические портреты позднего Серова (портрет Обнинской с зайчиком, портреты девочек Касьяновых). Как раз в «мамонтовский» период творчества, готовя роль Бориса Годунова, Шаляпин, по свидетельству певицы В. И. Страховой-Эрманс, слушал лекции выдающегося русского историка, профессора Московского университета Василия Осиповича Ключевского, «не только ушами, но как бы ловил их ртом казалось, что Шаляпин тут же претворяет мысли Ключевского, облекая их в художественную форму для сцены». «Изображённый Серовым Ф. И. Шаляпин стоит как живой. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». 2).
В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год. Не случайно современники порой ощущали в его облике «меланхолический оттенок», а в глазах – «необыкновенно облагораживающее страдание», по-видимому, страдание человека, уставшего от бесконечной «игры в амплуа».
Рисунок безукоризнен. «Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства. Так и не была осуществлена долго лелеянная мечта». А между тем, по воспоминаниям современников, Шаляпин словно стеснялся крестьян. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Но в театре приняли условия русского баса.
Не случайно современники порой ощущали в его облике «меланхолический оттенок», а в глазах — «необыкновенно облагораживающее страдание», по-видимому, страдание человека, уставшего от бесконечной «игры в амплуа». 1906. Третий считает: «Серов дал в портрете то, что дало возможность Шаляпину сделаться великим художником – душу, большую душу большого артиста». Опера «Юдифь» была и в репертуаре Большого театра.
Портрет Серова создавался в московской квартире Шаляпина в 3-м Зачатьевском переулке. Шаляпин сам рассказал об этом в книге «Маска и душа»: «Каково же было мое горестное и негодующее изумление, когда. я в Монте-Карло получил от моего друга художника Серова кучу газетных вырезок о моей «монархической демонстрации. ». И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Серов неоднократно рисовал Шаляпина. 11 апреля).
я в Монте-Карло получил от моего друга художника Серова кучу газетных вырезок о моей «монархической демонстрации. ». Указав на значение Серова, Шаляпин тем самым подчеркнул то, что их роднило в творчестве. Эта мысль захватила всех. Ни одного в сторону раскинутого движения. В бродячих театральных труппах житейский опыт и сценическое мастерство передавались «из уст в уста», перетекали от одного поколения к другому — зримо, наглядно, в репетициях и спектаклях, наскоро собранных предприимчивыми антрепренерами, в неустроенном быте постоялых дворов.
На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу. – Может, поплакал бы, узнав крестьянскую жизнь». На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Летом они втроем уезжали в деревню, где занимались рыбной ловлей и охотой. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Часто такие посетители жестоко действовали на него и он говорил с унынием: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет сказать, что хоть бросай всё, всю охоту к работе отобьёт. » Он не боялся ни соскоблить, ни стереть ту свою живопись, которая его не удовлетворила и тогда часть лица и рук шла насмарку: он терпеливо и упорно доискивался своего живописного идеала».
И. Ф. Серов, человек бескомпромиссного характера, не зная подробностей происшествия, написал артисту осуждающее письмо. Серова и Шаляпина связывала крепкая дружба. «Вся деятельность г. Шаляпина заставляет нас предполагать в нем силу реальную, абсолютно чуждую той мечтательности и того меланхолического оттенка, который придал ему художник», — писали «Русские ведомости» (1906.
Не проходило и дня, чтобы он с кем-то не поссорился. Некоторые серовские портреты современники считали шаржами и даже карикатурами. «Мой Шаляпин» — так могли бы выразиться те, кто, восхищаясь портретом Серова, делился своими впечатлениями об артисте и его портрете. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. И, конечно же, в рассказах, «случаях», воспоминаниях, невероятных поучительных историях побед и поражений, увлечений и разочарований, коварства и любви истины и лжи, преданности и вероломства, за которыми коротали время в долгих переездах и затянувшихся межсезоньях удачливые и невезучие вдохновенные и ревностные служители Талии и Мельпомены.
– Сделай нерукотворное счастье – прибудь ко мне. Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Именно то, как существенное, внутреннее проявляется, просвечивает во внешнем, составляет проблему портретного творчества вообще и ту — главную — коллизию серовского искусства, где художественная, она же гуманистическая проблематика артистического портрета смыкается с таковой же проблематикой портрета светского, особенно в его парадном варианте. Участвовал в Русских сезонах СП.
Он как бы пытается проникнуть в их души, разгадать затаенную измену и скрытые козни. Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив. «Вся деятельность г. Шаляпина заставляет нас предполагать в нем силу реальную, совершенно чуждую той мечтательности и того меланхолического оттенка, который придал ему художник», — писали «Русские ведомости» (1906. Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина.
И отсюда как будто даже что-то отталкивающее от этого человека», — писали «Известия Общества преподавателей графических искусств в Москве» (1911. 11). Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой.
«Шаляпин и в жизни поневоле продолжат ощущать себя на сцене, не столько жил, сколько «играл себя» и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя обнаружит», — вспоминал Сергей Маковский. по: Шаляпин.
Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Друзья же метко подмечали, что после ссор Шаляпин всегда пел великолепно. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест.
Постыдился бы». Шаляпин мгновенно вырос и его могучая фигура стала еще величественнее и монументальнее». После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор.
«Втроем строили мы этот деревенский дом. С. 276). Он не пытался подбирать слова или сглаживать острые углы. Роль Олоферна исполнял артист Б. Б. Корсов в сентиментальной мелодраматической манере. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Сходство поразительное» (Русский голос. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу.
Указав на значение Серова, Шаляпин тем самым подчеркнул то, что их роднило в творчестве. Серовская художественная правда глубже внешней, кажущейся. Серов нарисовал не артиста, до пресыщения избалованного совершенно исключительным успехом, а того Шаляпина, каким мы его помним еще до этих успехов много свежего, непосредственного, а в глазах не только вдумчивость, но и необыкновенное облагораживающее человека страдание», — отметило «Русское слово» 7 апреля 1906 года. Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938) – всемирно известный оперный певец, режиссер, мемуарист. Отец охотно позировал Валентину Александровичу.
Серов написал его портрет углем, во весь рост. Федор Шаляпин – выдающийся оперный певец, живший в начале двадцатого века. Часто такие посетители жестоко действовали на него и он говорил с унынием: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет сказать, что хоть бросай всё, всю охоту к работе отобьёт. » Он не боялся ни соскоблить, ни стереть ту свою живопись, которая его не удовлетворила и тогда часть лица и рук шла насмарку: он терпеливо и упорно доискивался своего живописного идеала». Терпеливо, день за днем, учился он у Серова рисунку и очень скоро достиг совершенства. » (Там же).
Очень соскучился по тебе». Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Он купил портрет и не расставался с ним до конца жизни. Такой она останется на века ибо этой картиной «Девочка с персиками» художник обессмертил не только себя, но и Верушу Мамонтову, двенадцатилетнюю дочь Саввы Ивановича Мамонтова, крупного промышленника, любителя искусств и художественного деятеля.
Но ведь и всякий человек в разных обстоятельствах неравен сам себе, то есть так или иначе что-то «воображает из себя». 1906. Случайная цитата о Серове: Искусство Серова — это единство и гармония этих двух начал.
Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок — в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни». Действительно, Шаляпин был человеком нервным и обидчивым часто жаловался, что стоит ему показаться где-нибудь в ресторане или просто выйти на улицу, как окружающие, узнав его, сразу начинают ждать какого-то необычного поведения от «знаменитости». Снимался в кино. На всю жизнь запомнил Шаляпин выразительную жестикуляцию и мимику художника. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Они отмечены, как писал Б. В. Асафьев, «ощущением монументального», что, несомненно, было подсказано шаляпинским исполнением роли. В. А. Серов в 1900-х годах — признанный мастер, «модный художник», он зарабатывает заказными портретами. 11 апреля).
Один из них — беглая зарисовка певца в роли Головы из «Майской ночи» Римского-Корсакова, поставленной Мамонтовым в 1898 г. На другом портрете исполненном в технике офорта в апреле 1897 г., запечатлен шаляпинский Грозный в начале его многолетней сценической жизни. Он всегда считал, что русские люди должны жить лучше. (И Шаляпин представил Серова, под густыми седыми бровями засветился насмешливый взгляд. ) Молча принес половую щетку, смерил меня, потом портрет.
ЗнакомствоШаляпина с произведениями искусства Древнего Востока натолкнуло его на мысль представить Олоферна «ожившим барельефом». В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде». Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным.
По словам дочери певца И. Ф. Когда-то актерское кочевье по России стало для Шаляпина его «университетом». (И Шаляпин представил Серова, под густыми седыми бровями засветился насмешливый взгляд. ) Молча принес половую щетку, смерил меня, потом портрет. «Мой Пушкин», — когда-то сказала о поэте Марина Цветаева, настаивая на собственном постижении и понимании гения.
За Серовым признавали «мощь художника-портретиста, подчеркнувшего во всей фигуре артиста черты гениальной характерности таланта самородка» (Прометей. Но ведь и всякий человек в разных обстоятельствах неравен сам себе, то есть так или иначе что-то «воображает из себя». Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок – в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни».
В декабре 1912 г. в одной из бесед с художниками3 он выразил желание учредить в Академии художеств стипендию имени Серова. Именно таким образом — в рисунке — исполнены наиболее «интимные», лирические портреты позднего Серова (портрет Обнинской с зайчиком, портреты девочек Касьяновых). Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок — в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни». Комиссаржевский).
Личное отношение к «модели» художник никогда не скрывает, оно отчетливо отражается на полотне, Серов не льстит «заказчикам» и потому многие недовольны: на полотнах неожиданно проступают черты характера, которые портретируемый не стремился выставить напоказ. Сходство поразительное», – восхищается другой. Именно таким образом – в рисунке – исполнены наиболее «интимные», лирические портреты позднего Серова (портрет Обнинской с зайчиком, портреты девочек Касьяновых). Все схватывая налету, Серов быстро перерос уровень академии и в 1885 году оставил учебу, так и не получив диплома, который был ему фактически не нужен.
Он встал и заложил руку в жилет, так, как изображен на портрете, затем слегка откинулся. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Но, по словам И. Э. Грабаря, художник остался недоволен портретом: «Это только небольшая часть Шаляпина, а он (Серов. — В. Д. ) задумал дать его всего. Действительно, Шаляпин был человеком нервным и обидчивым часто жаловался, что стоит ему показаться где-нибудь в ресторане или просто выйти на улицу, как окружающие, узнав его, сразу начинают ждать какого-то необычного поведения от «знаменитости».
Серову принадлежат и несколько портретов Шаляпина в ролях. Шаляпиной, «после Алексея Максимовича Горького Фёдор Иванович больше всех своих друзей любил Серова – за его принципиальность и человеческое достоинство» (Серов в воспоминаниях. Так началось формирование нового художественного образа. Петр дубиной укладывает и этого на месте: Будешь знать, как царя не признавать.
Не случайно современники порой ощущали в его облике «меланхолический оттенок», а в глазах — «необыкновенно облагораживающее страдание», по-видимому, страдание человека, уставшего от бесконечной «игры в амплуа». Разве в портрете этого нет. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. «Дорогой Антось – пишет артист, вернувшись с гастролей. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). С. 601).
Сходство поразительное» (Русский голос. Есть какая-то артистическая тайна в этой способности соборного певчего из крестьян превратиться в европейца с манерами, которым позавидует самый взыскательный arbiter elegantarum», — писали «Одесские новости» 2 июня 1910 года. Шаляпину очень нравилась артистичность Серова его «умение. Но тщеславное желание «заказчиков» быть изображенным талантливым живописцем оказывалось сильнее опасности оказаться «разоблаченным» проницательным взглядом портретиста. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. ЗнакомствоШаляпина с произведениями искусства Древнего Востока натолкнуло его на мысль представить Олоферна «ожившим барельефом».
«А Серов был такой, знаете, скрытый сатирик. В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде». Коровин лежит на какой-то богемной кровати. Мамонтова и Большом театре в Москве, в Мариинском театре в Петербурге. Но посмотрели бы вы этого удивительного «сухого» человека, когда он с Константином Коровиным и со мною в деревне отправлялся на рыбную ловлю: какой это сердечный весельчак и как значительно-остроумно каждое его замечание».
I I Т. 2. Произошло нечто изумительное. Шаляпина вспоминала: «В большом зале, где стоял рояль и где работал отец, В. А.
– И художник мчался к другу, чтобы послушать его пение, поговорить по душам. И отсюда как будто даже что-то отталкивающее от этого человека», — писали «Известия Общества преподавателей графических искусств в Москве» (1911. Эскизы Серова для постановки «Юдифи» в Мариинском театре более совершенны с точки зрения исторической достоверности и передачи восточного колорита. И. Ф. Дескать, любишь – плати.
Так началось формирование нового художественного образа. Каждый его портрет — почти биография». Был в нем тот надрыв, который так свойственен русским людям. На всю жизнь запомнил Шаляпин выразительную жестикуляцию и мимику художника.
У Шаляпина был скверный характер. Личное отношение к «модели» художник никогда не скрывает, оно отчетливо отражается на полотне, Серов не льстит «заказчикам» и потому многие недовольны: на полотнах неожиданно проступают черты характера, которые портретируемый не стремился выставить напоказ. В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера. «Шаляпинский портрет дорог еще и тем, что из-под надменности, которая за последние годы, вероятно невольно, становится преобладающей чертой внешности знаменитого артиста, Серов вынес на свет Божий нечто другое, более глубокое, привлекающее, то, что дало возможность Шаляпину сделаться великим художником: душу, большую душу большого артиста. В основе его — глубоко эстетическое отношение к жизни.
Во времена Серова эти полотна украшали московский особняк С. И. Щукина на Пречистенке. Торжеству нового на сцене был посвящен лукавый шарж Серова. По словам дочери певца И. Ф. «Шаляпин и в жизни поневоле продолжат ощущать себя на сцене, не столько жил, сколько играл себя и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя обнаружит», – вспоминал Сергей Маковский. Рисунок безукоризнен.
Шаляпин изображен именно как артист — в концертном костюме, с актерской выправкой, в ситуации несколько аффектированного позирования. Н. И. Шаляпину очень нравилась артистичность Серова его «умение. В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде». Все меньше оставалось в живописце той былой юношеской радости, с которой он создавал свои ранние произведения.
Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ». Но тщеславное желание «заказчиков» быть изображенным талантливым живописцем оказывалось сильнее опасности оказаться «разоблаченным» проницательным взглядом портретиста. Он как бы пытается проникнуть в их души, разгадать затаенную измену и скрытые козни. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук.
Третий считает: «Серов дал в портрете то, что дало возможность Шаляпину сделаться великим художником – душу, большую душу большого артиста». Этатрадиционная трактовка была развенчана подлинным драматизмом шаляпинского воплощения. Он встал и заложил руку в жилет, так, как изображен на портрете, затем слегка откинулся. Шаляпина вспоминала: «В большом зале, где стоял рояль и где работал отец, В. А. Но ведь и всякий человек в разных обстоятельствах неравен сам себе, то есть так или иначе что-то «воображает из себя». Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Много лет спустя литератор Илья Груздев вспоминал разговор с певцом.
Мамонтова и Большом театре в Москве, в Мариинском театре в Петербурге. Альбомы художника говорят о длительной работе. «Изображённый Серовым Ф. И. Шаляпин стоит как живой. «Мой Шаляпин» — мог бы сказать о своей работе и Серов.
С годами менялась не только художественная манера Валентина Александровича, все сильнее тяготевшего к импрессионизму и модернизму, но и его мироощущение. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. Ни одного в сторону раскинутого движения.