Портрет Сумасшедшей Жерико

В Лувре сохранился и печально знаменитый «Портрет сумасшедшей» (1824 г. ), – один из серии изображений сумасшедших, написанных Теодором Жерико в последний год его жизни. В Лувре сохранился и печально знаменитый «Портрет сумасшедшей» (1824 г. ), – один из серии изображений сумасшедших, написанных Теодором Жерико в последний год его жизни. Портреты сумасшедших Жерико пишет уже смертельно больным. По просьбе своего друга, доктора психологической клиники, Жерико создал целый ряд портретов сумасшедших людей.

По просьбе своего друга, доктора психологической клиники, Жерико создал целый ряд портретов сумасшедших людей.

Портрет сумасшедшей, Теодор Жерико, 1822

Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Двенадцать дней плот мотало по океану. Наконец, в Англии он находит тему своей последней большой картины "Скачки в Эпсоме" ("Дерби в Эпсоме", 1821) – произведения, в котором он создал любимый им образ летящих, как птицы, над землей коней. Произведение Делакруа полно истинного, потрясающего драматизма.

Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Принято считать, что их заказал Жерико директор парижской психиатрической клиники, предполагавший использовать их в качестве учебных пособий. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Её похвалил М. -Б.

Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.

ЖЕРИКО ТЕОДОР Портрет 
сумасшедшей

ЖЕРИКО ТЕОДОР Портрет сумасшедшей

Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Делакруа отвергал данное ему звание романтика. В их трагически-острой характеристике ощущается горькое сочувствие самого художника. Всегда горячо, экспрессивно (учась этому у своего кумира Рубенса) пишет он сцены охот, портреты любимых музыкантов —Паганини (около 1831), Шопена (1838), в поздние годы исполняет несколько декоративных работ (купол библиотеки Люксембургского дворца (1845—1847) и галереи Аполлона в Лувре (1850—1851), капеллы св. Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на плоту изучал с разных точек зрения композицию, может быть прибегая к помощи камеры-обскуры31. Правая критика ругала художника за излишний демократизм образов, называя самое «Свободу» «босой девкой, бежавшей из тюрьмы», левая упрекала его за компромисс, выразившийся в соединении столь реальных образов — гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в котором Делакруа изобразил себя), рабочего и других — с аллегорической фигурой Свободы. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее.

Её похвалил М. -Б. Наибольшей выразительности художник достигает цветом. В Риме художник тщательно изучал античное искусство, что воплотилось в его картинах «Эдип и сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида (1811). Художник, которому предстояло стать истинным вождем романтизма, был Эжен Делакруа (1798-1863). От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшему на доски плота (натурой Жерико послужил Делакруа), к отцу, держащему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядящему вдаль и затем к более активной группе – смотрящих на горизонт, венчаемой фигурой негра с красным платком в руке. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.

Портрет сумасшедшего 
 (Клептоман)

Портрет сумасшедшего (Клептоман)

Недаром, напомним именно в этом Салоне был впервые признан Энгр. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Правая критика ругала художника за излишний демократизм образов, называя саму Свободу босой девкой, бежавшей из тюрьмы, левая упрекала его за компромисс, выразившийся в соединении столь реальных образов – гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в котором Делакруа изобразил себя), рабочего и других – с аллегорической фигурой Свободы. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.

От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшему на доски плота (натурой Жерико послужил Делакруа), к отцу, держащему на коленях мертвого сына и совершенно отрешенно глядящему вдаль и затем к более активной группе — смотрящих на горизонт, венчаемой фигурой негра с красным платком в руке. Через пять лет после смерти Жерико именно к этой картине был применен термин "романтизм". Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».

Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Как и предыдущие, эта картина не была приобретена государством. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».

Портрет сумасшедшей 
Теодора Жерико 1822 
года

Портрет сумасшедшей Теодора Жерико 1822 года

Во Флоренции была написана картина Обет Людовика XIII (1824) для кафедрального собора в родном городе художника Монтобане, за которую критика назвала Энгра новым Рафаэлем. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила последнее в коррупции. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.

Несомненно, огромную роль здесь сыграло знакомство Делакруа с живописью Констебла. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшему на доски плота (натурой Жерико послужил Делакруа), к отцу, держащему на коленях мертвого сына и совершенно отрешенно глядящему вдаль и затем к более активной группе – смотрящих на горизонт, венчаемой фигурой негра с красным платком в руке. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).

Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж).

Описание картины 
Теодора Жерико «Портрет 
сумасшедшей» (Умалишенной)

Описание картины Теодора Жерико «Портрет сумасшедшей» (Умалишенной)

Художник, которому предстояло стать истинным вождем романтизма, был Эжен Делакруа (1798—1863). Во время пребывания в Италии в 1816–1817 Жерико открыл для себя искусство Микеланджело. 1841). Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва.

Вспоминаются слова Делакруа из "Дневника": ". После «Офицера» Теодор Жерико стал известен в профессиональной среде. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.

Иногда в серию включают также работу «Вандеец» (Париж, Лувр). Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма.

Впервые Жерико обратил на себя внимание серией конных портретов наполеоновских офицеров, но бессмертную славу ему принесло полотно «Плот Медузы» (внизу), рассказавшее о страшной участи тех, кто плыл на этом погибшем фрегате. Не случайно Шарль Бодлер говорил, что романтизм — это «не стиль, не живописная манера, а определенный эмоциональный строй».

Холст, масло. Прежде всего — «Рабы, останавливающие лошадь». На тринадцатый день их подобрало судно «Аргус». О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г).

Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Жерико во всеоружии своего удивительного мастерства создал живописный гимн пластике человеческого тела, благородной грации лошади, а больше всего — тому единству природы, людей и животных, секрет которого был утрачен со времен античности. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. В настоящее время достоверно принадлежащими Жерико считаются пять: «Гиена Сальпетриер» (Лион, Музей изящных искусств), «Безумная старуха» (Париж, Лувр), «Клептоман» (Гент, Музей изобразительных искусств), «Похититель детей» (США, Спрингфилд, Музей изобразительных искусств), «Воображающий себя полководцем» (Винтертур, собрание Рейнгардт).

  • Описание картины «Сумасшедшая старуха»
  • ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
  • Жерико ТеодорКартины и биография
  • Музыкальная гостиная Дмитрия Шварца
  • Основоположник романтизма во французской живописи Теодор Жерико
  • Жерико Жан-Луи-Андре-Теодор (1791 – 1824)
  • «Плот «Медузы»» и еще 5 самых известных картин Теодора Жерико

я подумал о своем ничтожестве перед лицом этих повисших в пространстве миров. Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. Настроение самого Жерико было противоречивым.

1841). В Риме художник тщательно изучал античное искусство, что воплотилось в его картинах «Эдип и сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида (1811). В 1863 г. Делакруа умирает. Наконец, в Англии он находит тему своей последней большой картины Скачки в Эпсоме (Дерби в Эпсоме, 1821) – произведения, в котором он создал любимый им образ летящих, как птицы, над землей коней.

  • Французский романтизм 1820-1830-х годов
  • Рабы, останавливающие лошадь: Теодор Жерико
  • Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
  • Картина Две почтовые лошади Теодора Жерико 1823 года
  • Портрет артиста в его гримерной Теодора Жерико 1823 года
  • Портрет бродяги Теодора Жерико 1821 года
  • Картина Лошадь, терзаемая львом Теодора Жерико 1822 года
  • Картина Дикие лошади Теодора Жерико 1817 года

Последние одиннадцать месяцев жизни он был прикован к постели и умер в январе 1824 г., на 33-м году жизни (вследствие неудачного падения с лошади). Успех пришел к нему после создания картины Офицер конных егерей идущий в атаку (Париж, Лувр), выставленной на Салоне 1812. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей.

Этим определялась направленность его поисков»13. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Четкую грань между классицизмом и романтизмом провести трудно. Несомненно, что его первые работы "Ладья Данте" и "Хиосская резня" написаны – при сохранении независимости – прежде всего под стилевым влиянием Жерико. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок.

  • Картина Печь для обжига извести Теодора Жерико 1822 года
  • Картина Серая в яблоках лошадь Теодора Жерико 1820 года
  • Картина Бег свободных лошадей в Риме Теодора Жерико 1817 года
  • Картина Жертва крушения Теодора Жерико 1819 года
  • код для вставки на сайт или в блог
  • Страна, где любят свой дом и детей

Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Вслед за Жерико Делакруа также едет в Англию. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).

Впоследствии Мане и Сезанн копировали это раннее произведение Делакруа. Романтическая литература Франции: сначала Шатобриан с его программным произведением эстетики романтизма «Гений христианства» (1800—1802), затем наиболее передовое крыло—Ламар-тин, Виктор Гюго, Стендаль, Мюссе, в раннем творчестве — Флобер, Теофиль Готье, Бодлер, как и английские романтики, прежде всего Байрон и Шелли, —имела громадное влияние на художественную культуру всей Европы. Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.

Подобного не мог бы добиться от ученика ни один из наставников». Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Возможно, сейчас нездоровый рассудок играет с ней в злые игры. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Правая критика ругала художника за излишний демократизм образов, называя саму "Свободу" "босой девкой, бежавшей из тюрьмы", левая упрекала его за компромисс, выразившийся в соединении столь реальных образов – гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в котором Делакруа изобразил себя), рабочего и других – с аллегорической фигурой Свободы. Точный рисунок, четкий контур, пластичность форм, моделированных светотенью, а главное – тяготение к монументальному, эпическому, к образам широкого общественного звучания роднили Жерико с Давидом.

Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Однако взятые из жизни образы выступают в картине как символы основных сил революции. Картина с изображением скачек Дерби в Эпсоме (1822, Париж, Лувр) предвосхищает некоторые эффекты живописи импрессионистов.

Описание картины 
«Сумасшедшая старуха»

Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Создав серию душевнобольных, Жерико углубил присущее ему трагическое осмысление современности.

Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Жерико, несомненно, явился провозвестником и даже первым представителем романтизма.

«Гиена Сальпетриер» — это старая седая женщина в белом чепце и больничном халате. Представители «Школы», академисты восставали прежде всего против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных констрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности и классицистической отточенности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Она написана в начале похода французской армии в Россию и отличается остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой и чрезвычайно эмоциональной насыщенностью колорита. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Романтическая литература Франции: сначала Шатобриан с сто программным произведением эстетики романтизма "Гений христианства" (1800-1802), затем наиболее передовое крыло – Ламартин, Виктор Гюго, Стендаль, Мюссе, в раннем творчестве – Флобер, Теофиль Готье, Бодлер, как и английские романтики, прежде всего Байрон и Шелли, – имела громадное влияние на художественную культуру всей Европы.

В 1812 году Жерико дебютировал в парижском Салоне пронизанной вихревым движением картиной «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» (лошадь, вставшая на дыбы, всадник, повернувшийся вполоборота, кривая сабля в откинутой руке и сумрачно клубящиеся тучи). Светлая и вместе с тем очень звучная гамма «Хиосской резни» — бирюзовые и оливковые тона в фигурах молодого грека и гречанки (слева), сине-зеленые и винно-красные пятна одежды безумной старухи (справа) — послужила отправной точкой для последующих колористических исканий художников. Отсюда и патетический характер романтических произведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.

Лондонская выставка одной картины стала успешной для Жерико и в материальном плане, он имел право на треть выручки от продажи входных билетов и получил 20 тысяч франков40. Несомненно, огромную роль здесь сыграло знакомство Делакруа с живописью Констебла. Портреты сумасшедших Жерико пишет уже смертельно больным. И все-таки он продолжал работать постарому, «Если препятствия и трудности пугают человека ничтожного, — говорил он, — они, напротив, необходимы гению, так как питают его». Несомненно, что его первые работы «Ладья Данте» и «Хиосская резня» написаны — при сохранении независимости — прежде всего под стилевым влиянием Жерико.

Светлая и вместе с тем очень звучная гамма "Хиосской резни" – бирюзовые и оливковые тона в фигурах молодого грека и гречанки (слева), сине-зеленые и винно-красные пятна одежды безумной старухи (справа) – послужила отправной точкой для последующих колористических исканий художников. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Он не стремился подражать оригиналу, многое обобщая, придавая более экспрессии ритму, усиливая колористическое решение картины12: «Он стремился постичь тайну огромной жизненности, масштабности образов произведений старых мастеров их воздействия на современного зрителя.

Последние работы Жерико по возвращении во Францию в 1822 г. – портреты сумасшедших, которых он наблюдал в клинике своего друга-психиатра Жорже (1822-1823). Однако взятые из жизни образы выступают в картине как символы основных сил революции. Полотно отметил и сам Давид14. Внешний вид женщины напоминает зрителю о ее недуге. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Он написал "Ладью Данте" ("Барка Данте", "Данте и Вергилий", 1822) за два с половиной месяца (размер картины 2 х 2, 5 м), вызвал огонь критики, но с восторгом был принят Жерико и Гро.

Подлинным вождем он становится, когда в Салоне 1824 г. выставляет картину "Резня на Хиосе" ("Хиосская резня"). Жерико видел перед собой не столько пациентов, сколько индивидуально неповторимых людей, пусть больных изолированных от общества (Гиена Сальпетриер, Безумная старуха, Клептоман, Похититель детей).

Особенной отточенности достигает рисунок Энгра в его картинах с обнаженным человеческим телом: «Эдип и сфинкс» (1808), «Купальщица» (1807), «Большая одалиска» (1814), «Руджиеро освобождает Анжелику» (1819). Художник, которому предстояло стать истинным вождем романтизма, был Эжен Делакруа (1798-1863). Самая известная работа серии «Раненый кирасир, покидающий поле боя» подверглась критике за тяжелый колорит, небрежность и дисгармоничность. На первом плане — фигуры умерших и обезумевших они написаны в натуральную величину. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.

В основу сюжета картины положено реальное событие. Жерико настойчиво ищет драматические образы в современности. Жерико был человеком романтической эпохи, прежде чем стал ее художником. И это было для него большое благо. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Из 148 человек, высадившихся на плоты (из которых один сразу оторвался и сгинул), лишь девять полумертвецов подобрал бриг "Аргус" на двенадцатый день.

Следующий этан творчества Делакруа связан с июльскими событиями 1830 г. Он воплощает революцию 1830 г. в аллегорическом образе Свободы на баррикадах (другие названия – Свобода, ведущая народ, Марсельеза или 28 июля 1830 года). На ее губах можно заметить подобие улыбки. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Жерико многое сближало с классикой и классицизмом.

Искусно работая с освещением, Жерико добился весьма интересного эффекта — потоки света как бы выхватывают из тьмы наиболее выразительные лица и позы людей. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Но при этом Жерико упорно и много работает.

И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Плот на его картине приподнят волной, зритель сразу видит всех ютящихся на нём людей. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Романтизм. Ибо, как верно писал один из исследователей творчества Жерико, оба (Жерико и Давид.

Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Свой путь в искусстве Энгр начал с портретов («Автопортрет», 1804 три портрета членов семьи Ривьер – отца, матери, дочери, 1805 «Император Наполеон на троне», 1806). – Т. И. ) были выразителями революционных тенденций и это их сближало.

Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Вместе с тем, вышедшие из-под кисти большого художника, они являются как бы олицетворением человеческих судеб. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.

Фрегат «Медуза» потерпел крушение у берегов Сенегала. Яркой молнией вспыхнул Жерико на грозовом небосклоне Франции последних лет правления Наполеона, вспыхнул и быстро отгорел, оставив после себя несколько великолепных полотен. Замысел картины «Бег свободных лошадей» возник у Жерико сразу же. Будучи новатором по своей натуре, он пытался создать нечто особенное, красивое и для него было не важно — вписывается ли это в рамки академического стиля или нет.

Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Много копирует в Лувре. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила последнее в коррупции. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Перед лицом опасности, которую нес «Школе» Делакруа, Энгр, конечно, становился столпом классицизма и не признать его было уже нельзя. Вместе с тем он был далек от одноплановости.

Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Колористический дар Делакруа проявляется здесь в полную силу.

ЖЕРИКО, ЖАН ЛУИ АНДРЕ ТЕОДОР (Gricault, Jean Louis Andr Thodore) (1791–1824), французский художник родился 26 сентября 1791 в Руане. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Это был великолепный успех — первый и последний, выпавший Жерико.

Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Его отец, Жорж-Никола Жерико, был состоятельным человеком: владельцем табачных плантаций и крупным торговцем табаком, а мать, Луиза-Жанна-Мари Карюэль де Сен-Мартен, происходила из семьи, принадлежавшей к аристократии Нормандии. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.

Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Но не только литература.

Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).

Эту картину критика и публика приняли в штыки. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Особенной отточенности достигает рисунок Энгра в его картинах с обнаженным человеческим телом: «Эдип и сфинкс» (1808), «Купальщица» (1807), «Большая одалиска» (1814), «Руджиеро освобождает Анжелику» (1819). Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.

Из них известно пять: портрет сумасшедшей старухи, называемый «Гиена Сальпетриера», «Клептоман», «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем». Идеал романтиков туманен, оторван от реальности, но всегда возвышен и благороден.

В июле 1816 г. фрегат «Медуза», управляемый неопытным капитаном, получившим должность по протекции, потерпел крушение недалеко от островов Зелёного Мыса (у побережья Западной Африки). Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Жерико многое сближало с классикой и классицизмом. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Зато следующее большое произведение – "Раненый кирасир, покидающий поле боя" (1814) – потерпело полную неудачу ибо многие увидели в фигуре воина, с трудом спускающегося со склона и еле удерживающего коня, определенный политический смысл – намек на разгром Наполеона в России, выражение того разочарования в политике Наполеона, которое испытывала французская молодежь. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции.

Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Среди этих людей есть и подлинные портретные изображения – инженера Корреара, указывающего на корабль стоящему у мачты врачу Савиньи (оба – оставшиеся в живых очевидцы катастрофы).

Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.

Природа на полотне враждебна человеку. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Герой композиции — уже не сильный, полный надежд воин, а разочарованный и усталый раненый солдат, опирающийся на саблю. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Кожа, с оттенком нездоровой желтизны, обтягивает ее очерченные скулы и высокий лоб.

Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию.

Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Марокканская тема еще долго будет занимать Делакруа. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. "Метеор, упавший в болото" (Т.

Последние работы Жерико по возвращении во Францию в 1822 г. – портреты сумасшедших, которых он наблюдал в клинике своего друга-психиатра Жорже (1822-1823). Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. В 1863 г. Делакруа умирает.

1817, Лувр, Париж). После творческой неудачи молодой художник решил изменить свою жизнь, причем весьма неожиданным образом. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».

Несомненно, огромную роль здесь сыграло знакомство Делакруа с живописью Констебла. Среди произведений Жерико, выполненных после возвращения во Францию, Пейзаж с печью для обжига извести (1823, Париж, Лувр) и пять картин с изображением умалишенных (Лувр, Париж, Лион, Гент и частное собрание). Все портреты душевнобольных выдержаны в темной гамме, в которой преобладают коричневые, рыжие, желтоватые тона, сочетающиеся с малиновыми, темно-зелеными, зелено-синими.

1817, Лувр, Париж). По возвращении на родину Делакруа сближается с лучшими представителями французской романтически настроенной интеллигенции: Гюго, Мериме, Стендалем, Дюма, Жорж Санд, Шопеном, Мюссе. Он часто вдохновляется в эти годы литературными сюжетами, прежде всего Байроном ("Крушение Дон Жуана"), пишет "Взятие Константинополя крестоносцами" (1840) по Торквато Тассо, возвращается к образам Фауста и Гамлета. Через пять лет после смерти Жерико именно к этой картине был применен термин романтизм.

Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Нечего и говорить, что никаких рабов в Риме 1817 года не было. Гойя и Рубенс всю жизнь были для него кумирами. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.

Знаменательно, что не Энгр, любимый ученик Давида, навещал последнего в изгнании, а художник абсолютно другого идейного лагеря иных эстетических позиций – Жерико: в 1820 г. специально для свидания с главой классицистической школы он ездил в Брюссель. Взгляды тех, кто ещё не отчаялся, обращены на дальний край плота, где африканец, стоя на шатком бочонке, машет красным платком команде «Аргуса». Идеал романтиков туманен, оторван от реальности, но всегда возвышен и благороден.

То отчаяние, то надежда по прихоти переменчивой судьбы наполняют души пассажиров плота «Медузы». Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5.

Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Настроение самого Жерико было противоречивым. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».

Как и предыдущие, эта картина не была приобретена государством. Художник смог подойти к столь обнаженному изображению человеческого страдания в отдельном портрете имея за плечами опыт, накопленный в процессе работы над полотном Плот Медузы (1818-1819, Париж, Лувр). Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана. И все это разворачивается на фоне хотя и сумрачного, но безмятежного пейзажа. В Англии же Жерико создает серии литографий на бытовые темы (литография была абсолютно новой техникой, которой в XIX в. предстояло большое будущее), делает множество рисунков нищих, бродяг, крестьян, кузнецов, угольщиков и всегда передает их с большим чувством достоинства и личного к ним уважения (серия литографий «Большая английская сюита», 1821). Париж. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».

Среди этих людей есть и подлинные портретные изображения – инженера Корреара, указывающего на корабль стоящему у мачты врачу Савиньи (оба – оставшиеся в живых очевидцы катастрофы). На ее губах можно заметить подобие улыбки. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Последние годы жизни Жерико полностью посвятил дисгармоничной, драматичной современности.

С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. 1820–1822 Жерико провел в Англии, где познакомился с традицией колоризма, в то время почти не известной на континенте, увидел гравюры с изображением спортивных сцен и эпизодов из повседневной народной жизни. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «Школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Лувр. Следующий этан творчества Делакруа связан с июльскими событиями 1830 г. Он воплощает революцию 1830 г. в аллегорическом образе "Свободы на баррикадах" (другие названия – "Свобода, ведущая народ", "Марсельеза" или "28 июля 1830 года"). В Англии Жерико создает серии литографий на бытовые темы (литография была совершенно новой техникой, которой в XIX в. предстояло большое будущее), делает множество рисунков нищих, бродяг, крестьян, кузнецов, угольщиков и всегда передает их с большим чувством достоинства и личного к ним уважения (серия литографий "Большая английская сюита", 1821).

Ощущение драматизма усиливает бурное небо, освещенное вспышками выстрелов. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». наполовину написанные посиневшие трупы (Стендаль. ).

Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. наполовину написанные посиневшие трупы" (Стендаль. ). (Лувр купил полотно только в 1921 г. ). Он написал серию необыкновенно поразительных портретов душевнобольных: «Умалишенный, воображающий себя полководцем», «Вандеец», «Клептоман», «Гиена Сальпетриера». Итальянский период продлился недолго. Уже а конце 1817 года Жерико снова в Париже.

Впоследствии Мане и Сезанн копировали это раннее произведение Делакруа. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Стало быть, перед нами — своего рода историческая фантазия. Подобного показа душевного неблагополучия французское искусство еще не знало. В своем произведении Жерико добивался максимального правдоподобия. Свой путь в искусстве Энгр начал с портретов («Автопортрет», 1804 три портрета членов семьи Ривьер – отца, матери, дочери, 1805 «Император Наполеон на троне», 1806).

Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Работа хранится в Лувре, в Париже. Работы не были официальными заказами, вот таким образом Жерико чувствовал себя свободно и смог вложить в них свое видение. Иногда в серию включают также работу «Вандеец» (Париж, Лувр).

Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. В Риме художник проводит целый год. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Темперамент и своеволие определяли его личность.

Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. из признанных художников, кто готов был поддержать это новое поколение. Мать будущего художника, Луиза Карюэль, была родом из Нормандии из семьи богатого промышленника. Вспоминаются слова Делакруа из Дневника:. Идеал романтиков туманен, оторван от реальности, но всегда возвышен и благороден.

Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Работа хранится в Лувре, в Париже. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).

Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. "Плот "Медузы"" на цветной вклейке). Знаменитое полотно Жерико с изображением кораблекрушения – Плот Медузы (Лувр), выставленное на Салоне 1819, вызвало интерес из-за своего откровенного реализма и смелой антиклассической направленности. Огромное впечатление произвели на французского живописца фрески Сикстинской капеллы исполненные Микеланджело.

Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. В настоящее время достоверно принадлежащими Жерико считаются пять: «Гиена Сальпетриер» (Лион, Музей изящных искусств), «Безумная старуха» (Париж, Лувр), «Клептоман» (Гент, Музей изобразительных искусств), «Похититель детей» (США, Спрингфилд, Музей изобразительных искусств), «Воображающий себя полководцем» (Винтертур, собрание Рейнгардт).

После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Картина Делакруа была освистана и в буквальном смысле и в переносном – в прессе (Лувр купил полотно только в 1921 г. ). Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.

Марокканская тема еще долго будет занимать Делакруа. Он написал Ладью Данте (Барка Данте, Данте и Вергилий, 1822) за два с половиной месяца (размер картины 2 х 2, 5 м), вызвал огонь критики, но с восторгом был принят Жерико и Гро. Взгляд больной лишен выражения и жизни, хотя, слегка опухшие глаза лихорадочно блестят. — Т. И. ) были выразителями революционных тенденций и это их сближало. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Произведение Делакруа полно истинного, потрясающего драматизма. В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов.

Учился в Париже у К. Верне и Дж. Б. П. Герена, копировал произведения старых мастеров в Лувре. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.

Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. 1831), Шопен (1838): в поздние годы исполняет несколько декоративных работ: купол библиотеки Люксембургского дворца (1845-1847) и галереи Аполлона в Лувре (1850-1851), капеллы Святых ангелов в соборе Сан Сюльпис, 1849-1861), пишет натюрморты, пейзажи. В. С. Турчин называет этот эскиз «счастливым итогом изучения пейзажных фонов картин Пуссена, ритмов фриза Парфенона изображения людей у Микеланджело и у итальянских маньеристов». Ибо, как верно писал один из исследователей творчества Жерико, оба (Жерико и Давид. Этим же объясняется и его трагическое одиночество.

Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Готье), "пламенный гений" – такие отзывы о "Хиосской резне" соседствовали с выражениями: "это резня живописи" (Гро), ". Французский историк Жюль Мишле писал, что Жерико как бы создал «эпитафию солдату 1814 года». Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров.

Ее появление в Салоне вызвало нападки критики (исследователи пишут, что художника ругали хуже, чем вора и убийцу), но и восторженное поклонение молодых перед гражданственной прямотой и смелостью живописца. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Делакруа отвергал данное ему звание романтика. из признанных художников, кто готов был поддержать это новое поколение.

Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Это была драматичная жизнь и драматическая живопись. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны.

Впечатление стремительности усиливается еще и определенным приемом: кони и жокеи написаны очень тщательно, а фон – широко, "размыто". Последние работы Жерико по возвращении во Францию в 1822 г. —портреты сумасшедших, которых он наблюдал в клинике своего друга—психиатра Жорже (1822—1823). Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия.

Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.

Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Зато следующее большое произведение – Раненый кирасир, покидающий поле боя (1814) – потерпело полную неудачу ибо многие увидели в фигуре воина, с трудом спускающегося со склона и еле удерживающего коня, определенный политический смысл – намек на разгром Наполеона в России, выражение того разочарования в политике Наполеона, которое испытывала французская молодежь. Его композиции становятся более смелыми и уверенными, что проявилось уже в подготовительных набросках к картине Бег свободных лошадей (Лувр). Об этом говорят и все его большие вещи и темы экзотического Востока и иллюстрации к Байрону и Шелли и его "Охота на львов" и портрет 20-летнего Делакруа и, наконец, приятие им самого Делакруа, тогда еще только начинавшего путь, но уже совершенно чуждого направлению "Школы". Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства». Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр).

Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Мир в их воображении (и соответственно изображении) предстает в непрерывном движении. Цветом художник прежде всего создает определенное настроение. Из ста пятидесяти потерпевших выжили только пятнадцать человек. Портреты сумасшедших Жерико пишет уже смертельно больным. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.

Картина Делакруа была освистана и в буквальном смысле и в переносном – в прессе (Лувр купил полотно только в 1921 г. ). Поездки в Марокко и Алжир в конце 1831-1832 г., в экзотические страны, обогатили палитру Делакруа и вызвали к жизни две его знаменитые картины: "Алжирские женщины в своих покоях" (1834) и "Еврейская свадьба в Марокко" (ок. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.

Русский художник Сильвестр Щедрин, видевший карнавал двумя годами позднее, писал, что перед состязанием «лошади столь разгорячены, что четыре человека едва могут их удержать». Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Фрегат "Медуза" потерпел крушение у берегов Сенегала. Наибольшей выразительности художник достигает цветом.

Одного из погибших волной смывает в море. «Гиена Сальпетриер» — это старая седая женщина в белом чепце и больничном халате. Произведение Делакруа полно истинного, потрясающего драматизма.

Он часто вдохновляется в эти годы литературными сюжетами, прежде всего Байроном (Крушение Дон Жуана), пишет Взятие Константинополя крестоносцами (1840) по Торквато Тассо, возвращается к образам Фауста и Гамлета. Всегда горячо, экспрессивно (учась этому у своего кумира Рубенса) пишет он сцены охот, портреты любимых музыкантов – "Паганини" (ок. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Недаром, напомним именно в этом Салоне был впервые признан Энгр. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». В результате «Медуза» села на мель и затонула.

Среди этих людей и подлинные портретные изображения — инженера Корреара, указывающего на корабль стоящему у мачты врачу Савинъи (оба — оставшиеся в живых очевидцы катастрофы). В 1818 — 1819 годах он пишет и выставляет свой шедевр — картину «Плот «Медузы» (жертвы кораблекрушения на плоту в открытом море — пролог к потрясшей Европу незадолго перед тем драме предательства, каннибализма, последнего отчаяния).

1831), "Шопен" (1838): в поздние годы исполняет несколько декоративных работ: купол библиотеки Люксембургского дворца (1845-1847) и галереи Аполлона в Лувре (1850-1851), капеллы Святых ангелов в соборе Сан Сюльпис, 1849-1861), пишет натюрморты, пейзажи. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Эта картина написана в лучших традициях романтизма, который был обращен к чувствам и эмоциям. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо).

Вспоминаются слова Делакруа из «Дневника»: «. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Внешний вид женщины напоминает зрителю о ее недуге. Пусть даже и за свой счет. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. В Салоне 1812 г. Жерико заявляет о себе большим полотном-портретом, носящим название «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку». Ибо, как верно писал один из исследователей творчества Жерико, оба (Жерико и Давид.

«Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). В результате Жерико оказался на грани душевного заболевания.

Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. В их трагически-острой характеристике ощущается горькое сочувствие самого художника. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).

Пусть даже и за свой счет. Теодор Жерико родился в 1791 году, умер в возрасте тридцати трех лет. Отсюда и обобщенный стиль Жерико — лаконичный избегающий второстепенных эффектов, сосредотачивающий внимание на целом. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.

В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Картина вызвала также полное смятение в лагере классиков. Колористический дар Делакруа проявляется здесь в полную силу. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и совершенно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками.

Романтическая литература Франции: сначала Шатобриан с сто программным произведением эстетики романтизма Гений христианства (1800-1802), затем наиболее передовое крыло – Ламартин, Виктор Гюго, Стендаль, Мюссе, в раннем творчестве – Флобер, Теофиль Готье, Бодлер, как и английские романтики, прежде всего Байрон и Шелли, – имела громадное влияние на художественную культуру всей Европы. У юноши две страсти: живопись и лошади. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. В итоге длительной работы Жерико создает гигантское полотно (ок. Светлая и вместе с тем очень звучная гамма Хиосской резни – бирюзовые и оливковые тона в фигурах молодого грека и гречанки (слева), сине-зеленые и винно-красные пятна одежды безумной старухи (справа) – послужила отправной точкой для последующих колористических исканий художников.

я подумал о своем ничтожестве перед лицом этих повисших в пространстве миров". Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.