Портрет Третьякова Репин Описание
Картина Ильи Репина Портрет П. М. Третьякова: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Достоевского (1872), А. Н. На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами. Но к сдержанной, крайне скромной натуре Третьякова такая техника непошла бы. Келером-Вилианди в 1870 году.
Репин выбрал суховатую, строгую манеру живописи. Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П. Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9. Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов.
Третьяков дальнейший вектор развития галереи. «Портрета В. М. Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г.
Салтыкова-Щедрина. Боткиной, «Павел Михайлович добивался сходства такого, которое передавало бы Тургенева так, как он сам его видел и понимал. Репину, К. Ф.
По свидетельству современников, портрет отличался безусловным глубоким сходством. Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю. Павел Михайлович задумчив, спокоен, он глубоко ушел в себя. 101 x 77. Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован.
Илья Репин. Третьякова». «. Я задался собрать русскую школу, как она есть в последовательном ее ходе» 5, – так обозначил в 1879 году П. М. Горавскому, В. Г. Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н. Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной».
Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным. Им былиприобретены пятьдесят две живописные работы маслом и восемь рисунков. Некрасова сатирика М. Е. Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С.
- Портрет Третьякова, Репин, 1883
- Описание картины Ильи Репина «Портрет Третьякова»
- Описание картины Репина «Портрет Третьякова»
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Сочинение по картине Репина Портрет Третьякова
Третьяков всякий раз радовался верному выбору. Если ранее, как отмечает наблюдательный современник, портреты в галерее Третьякова были «скучены и внизу и наверху», то теперь «развешены по мастерам» «в хронологическом порядке», обращая внимание публики на «манеру художника» 6. Глинки (1869), И. А. Едва ли случаен заказ портрета И. Ф. Катков22, портрет которого безуспешно пытался заказать П. М. Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24. На этот факт уже обращали внимание исследователи25.
Даргомыжского11. Третьяков для своей галереи с 1872 по 1886 год. 23 В начале 1880-х собиратель получил резкий отказ И. Е. «Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии. Художник решил создать большой парадный портрет на фоне пейзажа и начал его писать в сентябре 1875 года на даче Третьяковых в Кунцево. В письмах он оценивает, критикует, требует и ищет новое.
Одним из членов Славянского комитета был М. Н. Красивое, правильное русское лицо обрамлено бородой, как носили в 80-х годах. Фон — любимая им галерея, дело всей егожизни. Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. Многие работы исполнял друг Павла Михайловича Крамской Иван Николаевич.
Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности. Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов. В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные. Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей.
- Сочиненин по картине Репина Портрет Третьякова
- Описание картины Репина Портрет Павла Михайловича Третьякова
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- О жизни и творчестве выдающихся художников
Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. Аксаков. Портрет П. М. Третьякова. Об этом достаточно сказано в литературе. Современники находили, что портрет отличался безусловным глубоким сходством.
Тяжелые багеты висят над его сутулой спиной, примостившейся к мягкойспинке стула. «Портрет А. П.
Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Третьяков оставляет впечатление несколько замкнутого человека. Иных тогда трудно иметь было. Нам не известны годы приобретения графических портретов русских гитаристов А. О. Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности.
Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. Тургенева31, в которых, по свидетельству А. П. Даля (1871), Ф. М. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Портрет не был исполнен.
Аксенова, автора популярных романсов композитора А. А. Одним из первых был заказан живописный портрет А. С. Вот таким образом, можно предположить, что художник, когда писал портрет, ориентировался не только на внешнее сходство, но и на значимость некоторых выдающихся черт характера коллекционера. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников. К числу удачных работ Репина надо отнести картину «М.
Сходство черт лица и выражение поразительны. Но это не означает, что формирование портретной галереи проходило гладко, согласно заранее продуманной программе. Погодин, наряду с ним Ф. И. Это было еще в 1880 году.
Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И. Гуну, И. Н. Погодин, а после его смерти – И. С. Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. Репина писал портреты быстро, с непобедимым желанием дать не толькопортретное сходство, а схватить и передать внутренний мир человека, самоесокровенное его души.
«Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» 14. Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10. «Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков. Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной).
Д. И. Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге. Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи. Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э.
Толстого (1874), П. А. Келеру-Вилианди, А. Г. Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях. А в 1887 он заказал Репину живописный портрет композитора «в период сочинения им оперы «Руслан и Людмила», любимой оперы собирателя. Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю.
Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. Не молитвы, а проклятья срывались с ее губ и к мести взывала душа. Думается, сама модель вызывала эту несколько суховатую строгую манеру. Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям. Знакомство И. Е. Репина и П. М. Третьякова относится к самому началу 1870х. Свидетельством их искренних, глубоко уважительных и дружеских отношенийявляется коллекция произведений художника, собранных Третьяковым. Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским». Но сделать портрет по материалам и воображению было нелегко.
Крамскому (последние два – отказались). Заказывая портреты, Третьяков, как известно, не ограничивал художников строгими правилами относительно размеров или композиции, но тем не менее вторгался в решение портретного образа, особенно в тех случаях, когда художнику требовалась помощь в поиске историко-документальных свидетельств о портретируемом. Майкова (1871), А. Ф. Репин изобразил егоушедшим в себя, поглощенным думой. На портрете менялись времена года, менялся фасон платья на модели, цвет ее шали и зонтика, а после отдыха на юге даже изменился цвет лица. Он требовал большего. Портрет П. М. Третьякова (1883) не считается особо удачным.
Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова. Он сидит, осторожно облокотившись на мягкую спинку стула.
Его нельзя поставить в ряд с портретами Пирогова, Рубинштейна, Дельвига. Крамской работал над портретом Л. Н. Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А.
Чехова». И все же Крамской не просто любил и уважал, но и глубже многих понимал Третьякова. Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого. Островского (1871), В. И.
1898). Характерен жест рук, выражающий собранность, даже некоторую замкну- I тость характера. Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным. Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина».
Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. Она умерла в 1914 году в Локарно, завещав, чтобы пожизненным владельцем усадьбы стал Илья Ефимович. Именно в этот период, с конца 1860-х годов, П. М. Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С.
Начатые работы порой могли и не иметь продолжения. Глинки12. Он и изображен сосредоточенным, глубоко задумавшимся, ушедшим в себя. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу».
Размер портрета обычно приближен к натуре. В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному. Браз. Пушкину в Москве (открыт в 1880 году). Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16.
Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. Фон – стены любимой им галереи картин. У Третьякова было несколько графических портретов М. И. От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться.
По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1. Любопытное, на первый взгляд, совпадение. «Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А. Заказы портретов становятся единичными.
Уж особенно в монастыре. Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский.
В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М. Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины. Во время сеанса вызывал на разговоры, споры. Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора.
Гончарова (1869), А. Н. Погодина (1872) и других. Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4.
Репин изобразил Третьякова в обычной его позе, когда Третьяковсосредоточено, внимательно слушает художника, почти каждое воскресенье он бывал уРепиных. В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее. Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович. Верещагину, И. П. Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица».
Третьяковская Галерея, Москва, Россия. А. В. Еще молодое лицо с правильными, строгими чертами и рыжеватой бородой выражает собранность, организованность. Алябьева или А. Л. И даже в позе Третьякова есть отголоски особенности этой личности. собрание мое, картин русской школы и портретов (выделено автором – Т. Ю. )» 2.
В ней собрано множество прекрасных произведений русского изобретательного искусства. Это портреты А. Н. Вот таким образом совсем неудивительно, что среди картин автора есть полотно «Портрет П. М. Большое место Третьяковым было отведено для портретов известных людей России.
П. М. Вяземского (1874) и других деятелей культуры. Сихры и С. Н. Но не это главное. Возглавляемые Н. Г.
Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Серова исполненного И. П. Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками». Оригинальна и выразительна превосходнонаписанная, очень индивидуальная рука с тонкими, длинными, несколько изогнутымипальцами, лежащими на драповой ткани купеческого сюртука. Нет.
И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887). Были годы чрезвычайно «урожайные». Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И. Перову, И. Е. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства.
Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства. Анненковым. Руки, скрещенные на груди, ярко выделяются на фоне черного сюртука. Серова (1870), А. С. Репин писал Третьяковуо продающихся картинах К. П. Брюллова, А. Г. Варнека, А. Г. Венецианова, С. Ф. Щедринаи др.
Эту важную и трудную задачу Третьяков часто брал на себя, поначалу она заметно увлекала собирателя. Даргомыжского (1869), Ф. И. Художник высоко ценил подвижническую деятельность Третьякова, называя ее"колоссальным, беспримерным подвигом", а самую галерею "чудным памятником". Переписка художника и собирателя, продолжавшаяся двадцать пять лет (18731898), свидетельствует о неизменном уважении и заинтересованности в деятельности другдруга. Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища». Когда И. Н. Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим» 28.
Стернина, «довольно специфического состава» 21. Желая иметь «достойный» портрет писателя, Третьяков пытался заказывать его многим живописцам: В. П. Находясь в восторге от только что прослушанной новой оперы «Вражья сила» композитора А. Н. Кроме того, в эти годы у Репина была уйма работы.
1883. Холст, масло. П. М. Третьяков был очень скромным, сдержанным человеком. Портрет мог остаться в галерее, как в случае с портретом любимого Третьяковым композитора А. Н. «Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации. Писемского (1869), М. П.
Тютчева (1873), А. К. Строгих правил или канона не существовало. Тонкие, длинные пальцы характеризуют коллекционера как аристократа с утонченной натурой.