Портрет Валерия Брюсова
Скульптурный портрет ВалерияБрюсова. На этой странице представлено стихотворение поэта Валерий Брюсов — Женский портрет. Валерий Яковлевич Брюсов написал стихотворение «Портрет» в 1912 году.
Валерий Брюсов — Женский портрет
Поэт же много говорил с ней о смерти и самоубийстве. В нем появились урбанистические исторические и научные мотивы. Она же едва ли не осью жизни сделала преданность «Мишуреньке». Именно в этом доме великий поэт и провел большую часть своей жизни. Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами» изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту»— «не живи настоящим», «поклоняйся искусству»11. Значительного внимания критики удостоиласьисточник не указан 51 день и повесть «Последние страницы из дневника женщины»53.
В комнатах приглушали свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» таинственные тексты — разумеется, чужой рукой. В 1909 году «Аполлон» сменил «Весы» и «Золотое руно». Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»).
Валерий Брюсов — Женский портрет: Стих
Эта черта творчества Брюсова вызывала наиболее поляризирующие критику отклики сторонники его (прежде всего символисты, но и такие акмеисты-ученики Брюсова, как Николай Гумилёв) видели в этом «пушкинскую» черту, «протеизм», знак эрудиции и поэтической мощи, критики (Юлий Айхенвальд, Владислав Ходасевич) критиковали такие стилизации как знак «всеядности», «бездушия» и «холодного экспериментаторства»источник не указан 45 дней33. Великодержавное настроение времён Русско-японской войны 1904—1905 годов (стихотворения «К согражданам», «К Тихому океану») сменились у Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира, упадок искусств, наступление «эпохи ущерба». Работал в Государственном издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, был членом Государственного учёного совета, профессором МГУ (с 1921) с конца 1922 года— заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором. В «Третьей страже» помещены также несколько переводов стихотворений Верхарна, восхищение творчеством которого последовало за восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верленаисточник не указан 51 день. Настроения Брюсова подчас противоречивы они без переходов сменяют друг друга. Также Брюсов увлекался научными опытами: он проводил простые химические и физические эксперименты и изучал по книгам природу разных явлений.
Креймана (1885-1889 годы) и Л. И. В это время в мастерскую вошел супруг Анны Петровны и разговорился с поэтом. В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам» представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательноисточник не указан 51 день. Можно сказать, что этот журнал впервые объединил приверженцев символизма. В нем находятся принадлежавшие поэту вещи. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.
Скульптурный портрет Валерия Брюсова
Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам) и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др. ). Проза Брюсова в целом такая же, как и стихи: торжественная иератическая и академичная. Не таяло постепенно, нет, а исчезло вдруг, сразу, словно захлопнулась какая-то заслонка». В 1907-1908 годах Брюсов писал исторический роман «Огненный ангел». Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю» в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (см., например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923)— в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»)40.
Какой она была. На сюжеты и композицию прозаических сочинений сильно повлиял Эдгар По. Он отказался. Перед рассветом на вопрос, что у него болит, Врубель ответил: «Ничего» Умер он тихо. Все формы вытянулись и углубились.
- Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова, Врубель, 1906
- Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова
- Описание работы «Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова»
- Описание картины Михаила Врубеля «Портрет Валерия Брюсова»
- Портрет Валерия Яковлевича Брюсова
- Сергей Малютин — Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1913
- Сочинение-описание картины Врубеля «Портрет Валерия Брюсова»
Лет в восемь он начал писать стихи и с их подборкой и письмом в редакцию в 1884 году Валерий дебютировал в детском журнале «Задушевное слово». Брюсов сочувственно относился к творчеству пролетарских поэтовисточник не указан 51 день, что выражено в его статьях «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», «Синтетика поэзии». Когда закрывали гроб, Анна Александровна стала на колени, как всегда покорная». Неприметной, невеселой, волевой, на редкость образованной, чрезвычайно начитанной. Поэтесса звонила еще нескольким людям, но все были заняты. Эти стихи насыщены социальными мотивами, пафосом «научности» (в духе «научной поэзии» Рене Гиля, которой Брюсов интересовался ещё до революции: «Мир электрона», 1922, «Мир N-измерений», 1924), экзотическими терминами и собственными именами (автор снабдил многие из них развёрнутым комментарием).
Даже стихотворения о природе, которых в сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический» ит. п. ). Характерной чертой поэтики Брюсова с этого периода становится стилевая всеохватность, энциклопедизм и экспериментаторство, он был ценителем всех видов поэзии (им посещаются «пятницы К. К. Случевского»), собирателем «всех напевов» (название одного из его сборников). Надя зарыдала, прощаясь с ним, но Анна Александровна сказала: Брат не любил резких проявлений горя. Его уши с едва уловимой формой кошачьего уха, с угловато-острой верхней линией стали как будто гораздо длиннее и острее. Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914—1916 годов42.
Это страшно. Михаил Врубель иногда досадовал на возню Нюты со всякими «нищими», на эту филантропию в духе близких ей и чуждых ему идей нравственного подвижничества, но глубоко уважал и просто с детства любил свою «мамашечку». стихотворение «Младшим»: «Они Её видят. Свою миссию в качестве литературного редактора Брюсов видел в продолжении традиций «Весов». Длинный большой нос, высоко отросшие волосы, когда-то постриженные ежиком.
- «Громадные пакеты исписанной бумаги»
- Посвящение «Вечности и искусству»
- Корреспондент, переводчик, профессор
- Исторические романы и концепции
- Мистика и трагедия Валерия Брюсова
Впечатление зловещее, почти отталкивающее. Это потому, что они были неделями счастья. Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году, когда отбирал стихи начинающих поэтов (таких же, впрочем, как и он сам) для первого сборника «Русские символисты»56. На нем – конверты с логотипами книгоиздательства символистов «Скорпион», а также искусно оформленная книга «Поэзия Армении».
Он лежал совсем низко и говорил вполголоса: нужно изящно страдать». «О, придут не китайцы избиваемые в Тяньцзине, а те— более страшные, втоптанные в шахты и втиснутые в фабрики Я зову их ибо они неизбежны», — пишет поэт четырём символистам в 1900 году, после «Трёх разговоров» Владимира Соловьёва14. Зато. Вот собрание сочинений Поля Верлена на французском языке, модернистские журналы «Весы» и «Мир искусства», оккультная литература – этими книгами XVII–XVIII веков пользовался Брюсов при написании наиболее известного его романа «Огненный ангел».
- Сочинения по картинам 5-9 класс
Любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895 годаисточник не указан 51 день. И уж конечно не явился Врубель зачинателем «всех основ кубизма, конструктивизма и сюрреализма». С попыткой выйти из кризиса и найти новый стиль исследователи творчества Брюсова связывают такой интересный эксперимент поэта, как литературную мистификацию— посвящённый Надежде Львовой сборник «Стихи Нелли» (1913) и продолжившие его «Новые стихи Нелли» (1914—1916, остались не изданными при жизни автора).
В 1893 году он пишет письмо (первое из известных) Верлену, в котором говорит о своём предназначении распространять символизм в России и представляет себя как основоположника этого нового для России литературного течения21. Над проектом работал известный архитектор Владимир Чагин. Настроение «Земли» (произведения «предельно высокого», по определению Блока) в целом пессимистическое. В начале 1900-х Брюсов увлекся оккультизмом и спиритизмом. И, что не часто с ним случалось, прогадал. Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову»14.
Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы искусства и языкознания первый том вышел уже после смерти Брюсова)47. Вскоре Брюсов, помимо беллетристики, стал курировать библиографию и критику журнала. «В первое мгновение я подумала, что вижу сатану. В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке.
Особенно выразительна часть зала, представляющая фрагмент интерьера редакции журнала «Весы», находившейся в здании московской гостиницы «Метрополь». Появляются доктор Фауст и Агриппа Неттесгеймский. Брюсов на следующий день сбежал «по делам» в Петербург, затем в Ригу, э искренне любящая Иоанна Матвеевна сделала все, чтобы это дело как можно скорее замяли. Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало».
Среднее образование Брюсов получил в двух частных московских гимназиях: Ф. И. Схоже по духу с «Каменщиком» и стихотворение «Гребцы триремы» (1905). В нем можно увидеть факсимильные листы рукописей поэта (это издание 1911 года было подготовлено великим князем Олегом Константиновичем, писавшим стихи, увлекавшимся музыкой и живописью он умер совсем молодым от раны, полученной в одном из сражений Первой мировой), прижизненные издания произведений Пушкина и копию знаменитого портрета работы Ореста Кипренского. Вы просто не знаете этой науки и потому не имеете права говорить, что ее нет. Однако вскоре наметились трения между Струве и Брюсовым: декабрьский номер «Русской мысли» 1910 года был арестован за порнографию.
Журнал «Весы» прекращает выходить в 1909 к 1910 активность русского символизма как движения снижается. Об этом он говорит в предисловии к «Tertia Vigilia»: «Я равно люблю и верные отражения зримой природы у Пушкина или Майкова и порывания выразить сверхчувственное, сверхземное у Тютчева или Фета и мыслительные раздумья Баратынского и страстные речи гражданского поэта, скажем, Некрасова»23. В 1916 году Брюсов издал стилизованное продолжение поэмы Пушкина «Египетские ночи», вызвавшее крайне неоднозначную реакцию критики. Главным редактором появившегося в 1904 году ежемесячника «Весы» был сам Брюсов.
В резком отрицании преемственности они ничуть не уступали футуристам итальянским. Его избранницей стала Иоанна Матвеевна Рунт, служившая гувернанткой сестер Валерия. Любовь Белого так и не вернули, но зато между Валерием и Ниной вспыхнула роковая страсть. Пушкина, бельгийского поэта-символиста Эмиля Верхарна, Ф. И. В один из ноябрьских вечеров 1913 года Львова позвонила Брюсову и попросила приехать. Авангард неистово рвался вперед, а Врубель тормозил, дорожа строгой дисциплиной пластики. Здесь при чтении мемуаров Судейкина патриотичные сердца должны затрепетать.
После организации издательства Скорпион, которое стало выпускать новую литературу (произведения модернистов), Брюсов принимал активное участие в организации альманахов и журнала Весы (1904 – 1909), ставшего рупором русского символизма. И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то— отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»)38. Его пленило, что молоденькая гувернантка стоически защищала его рукописи от посягательств нянюшки Секлетиньи, наводившей в доме порядок. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей». После его смерти этот дом на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира) перешел по наследству сыну Ивану, для которого в 1910 году и был перестроен.
Эта наука имеет в своей истории ряд доказательств. Тут же и первые издания «новых поэтов»: сборник «Русские символисты» (1894), журналы «Северный вестник», «Новый путь», книга стихов Бальмонта «Под северным небом» (1894). Он даже пообещал Нине магическую помощь в возвращении возлюбленного.
Свободен человек лишь на природе, — в городе он лишь ощущает себя узником, «рабом каменьев» и мечтает о будущем разрушении городов, наступлении «дикой воли». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Писать Брюсов начал рано, еще ребенком, сочиняя стихи и рассказы. Вот как описывает это «демоническое» ощущение от портрета Нина Петровская, жена и помощница владельца издательства «Гриф» Сергея Соколова, хозяйка литературного салона, принимавшая живое участие в богемной жизни начала ХХ века: «Чуть наклоненная вперед фигура поэта отделяется от полотна испещренного иероглифами.
Как и у стихов, у прозы – явно «переводной с иностранного» вид. Одной из причин был отказ Струве печатать роман Андрея Белого «Петербург», считавшего роман творческой неудачей— на печатании романа настаивал Брюсов. На протяжении 1890-х годов поэт обращается к «крестьянской» теме всё чаще. Молодые Судейкин и Ларионов предварительно подновили врубелевского «Микулу Селяниновича» — это исполинское панно открывало показ. В прозе затрагиваются те же темы: картины прошлого и будущего, таинственные «бездны» любви – часто в самых ее извращенных и ненормальных проявлениях.
На первом этаже располагается мемориальный кабинет Брюсова, восстановленный по фотографиям и воспоминаниям современников. На его страницах увидели свет статьи Вячеслава Иванова, повесть Андрея Белого «Серебряный голубь», драма Александра Блока «Незнакомка», многие стихотворения символистов. Молодым в «родовом гнезде» выделили отдельную квартиру, которая превратилась не только в семейный очаг, но и в место сбора поэтов-декадентов. С рисунков и фотографий смотрят на нас «старшие символисты»: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский. В нём ярко расцветает гражданская лирика Брюсова, начавшая проявляться ещё в сборнике «Urbi et Orbi».
Им был создан особняк в стиле северный модерн: вход в виде пристроенной к дому башни с остроконечной крышей, третий этаж-мансарда с широким трехстворчатым окном, внешняя простота и сдержанность в деталях. В сущности, это очень хороший, умело построенный исторический роман. Но со временем Брюсов научился ладить с гимназистами. Брюсова и зарождения традиции Брюсовских чтений.
Поэт из «пустыни одиночества» возвращается в мир людей он словно бы вновь обретает «отчий дом» среда, которая взрастила его, разрушена и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают сияющие города настоящего и будущего («Рассеется при свете сон тюрьмы и мир дойдёт к предсказанному раю»)33. Так есть». Стояла, не шевелясь и пристально, злобно-насмешливо смотрела на меня.
С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года— Московское отделение Российской книжной палаты) с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее). Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899 «В игорном доме», 1905 «В публичном доме», 1905 и мн. Перед нами изображения А. С. Мне знакома каждая черточка этого лица, но какая перемена. В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе поэзии, как считает Брюсов, «можно и должно» учиться ибо она— ремесло имеющее важное воспитательное значение. Толпы проходили // Словно их преследовал неотвратимый Рок») использовал чередования строк разного метра (так называемые «строчные логаэды»: «Губы мои приближаются // К твоим губам»). Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистовисточник не указан 51 день (см. Вот, например, разместившийся в центре комнаты дубовый стол.
В 1895 году вышла первая книга стихотворений Брюсова – Chefs duvre (Шедевры), в 1897 году – сборник стихов Me eum esse (Это – я) о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги. Они Её слышат. В мучительном желании вернуть зрение он «придумывал разные аскетические искусы, отказывался от пищи, по ночам целые часы простаивал перед кроватью говорил, что в награду прозреет и глаза его будут из изумрудов».
В интерьерах находит отражение одна из основных черт модерна – стремление к синтезу искусства и повседневности, эстетического начала и практического подхода. Врачи чудом вернули ее с того света. Сестра знала: Врубелю это было бы больнее всего. Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию — «Лягушка». Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs doeuvre» — «Шедевры».
Эти эксперименты были плодотворно восприняты младшими поэтами. Брюсов, происходивший из русского крестьянства, находившегося под «барским гнётом», был хорошо знаком с сельской жизнью. Здесь мы видим самые разнообразные издания на многих языках: алхимические трактаты эпохи Возрождения, религиозную литературу, труды по математике, географии, философии и, конечно же, художественные произведения и поэтические сборники. Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле. Он.
Потом – чик и все пропало. Анненский известный такими стихотворными сборниками, как «Тихие песни» (1904) и «Кипарисовый ларец» (1910), вошел в литературу, будучи уже зрелым поэтом, позднее других писателей-символистов. Брюсов изучал творчество Николая Гоголя (что выразилось в его речи «Испепелённый»), Баратынского, Фёдора Тютчева (Брюсов фактически открыл творчество этого талантливого поэта для русского общества), Алексея Толстогоисточник не указан 51 день. Были слезы, конечно. Роман проникнут подлинным пониманием эпохи и полон «эрудиции», как романы Мережковского, но свободен от наивного мудрствования этого автора и несравнимо занимательнее.
А потом «снова забывал о слепоте, бредил о великих замыслах и уверял, что перед новыми картинами все созданное им раньше покажется ничтожным». Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья — в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках. В художественной витрине зала представлены обложка для «Мира искусства», созданная Марией Якунчиковой, акварели Сергея Судейкина и Василия Милиоти, карандашные автопортреты Мстислава Добужинского и Леона Бакста. Он разбогател, обзавелся семьей.
Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. «Захотелось получить род аттестаций от Парижа, явилась потребность как-то экспортировать то, чем была духовно богата Россия», — пояснял идею выставки принимавший участие в ее формировании Александр Бенуа. Особенно большое влияние сборник оказал на младосимволистов— Александра Блока, Андрея Белого, Сергея Соловьёва14. Это был Пикассо». «Песни» написаны жизненно, в «лубочной» форме они привлекли к себе большое внимание критики, отнёсшейся, однако, к этим произведениям большей частью скептически, назвав «фальсификацией» «псевдонародные частушки» Брюсова14. Современники иронизировали, что ежемесячник Струве издаётся так, будто это «юбилейные номера русского символизма». Брюсов писал и фантастические произведения— это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904—05)52. Без него справились. В связи с этим Брюсов прекращает выступать как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, «академическую» позицию.
Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. Заботы о похоронах взяла на себя свояченица Михаила Врубеля. Огненный язык, заключенный в теснящий футляр черного сюртука. Согласно характеристике Андрея Белого48, Валерий Брюсов— «поэт мрамора и бронзы» в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу»23. Тютчева, И. С. В последней работе имеются новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста)57.
Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог. Брюсов здесь встает в один ряд с мистическими врубелевскими персонажами. Интересныисточник не указан 51 день брюсовские работы по стихосложению («Основы стиховедения» и др. ). «Огненный ангел» был посвящен Петровской. Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известныисточник не указан 51 день его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина (работы по стихосложению Пушкина, «Письма Пушкина и к Пушкину», «Пушкин в Крыму», «Сношения Пушкина с правительством», «Лицейские стихи Пушкина». Тогда он «жестоко страдал, горько жаловался жене и сестре на судьбу и плакал, что не может их видеть».
Вернулся в столицу, но болезнь прогрессировала. В рукописном журнале «Начало», выходившем в третьем классе гимназии Креймана, Валерий, его редактор, публиковал свои стихи, там же увидело свет и его первое фантастическое произведение – повесть «На Венеру», написанная в подражание Жюлю Верну. «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике27.
Знаменитый манифест «Пощечина общественному вкусу», содержащий призыв «сбросить Пушкина с парохода современности», – организующий центр зала русского футуризма, наиболее ярко отражающего художественные и идейные споры того времени. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (впоследствии ВЛХИ им. Так продолжалось две-три минуты. Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм»38.
В. Я. Брюсова) и до конца жизни был его ректором и профессором. На следующий день гроб с телом Врубеля был установлен в церкви Академии художеств. Был заведующим Московского библиотечного отдела при Наркомпросе (1918 – 1919), председателем президиума Всероссийского союза поэтов (1919 – 1921), с 1919 года работал в Государственном издательстве, с 1921 года – заведующий литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе. Уже сборники конца 1900-х годов— «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, 1907), «Все напевы» (1909)— оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos», в основном они повторяют прежние «напевы» усиливаются мысли о бренности всего сущего, проявляется духовная усталость поэта (стихотворения «Умирающий костёр», 1908 «Демон самоубийства», 1910).
Поэт вспоминал о детстве: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали. И движение это не угасает. В студенчестве, в 1897 году, Брюсов женился. Врубель хотел созерцанием красоты и тайны «будить душу», а лидеры авангарда усомнились в ее наличии у толстокожих зрителей и действовали сильными средствами в обстановке, когда, как писал Дали, «всё, что тише взрыва, не доходит до слуха». Именно в этом зале зарождается тема, объединяющая залы экспозиции, посвященные основным литературным направлениям Серебряного века – символизму, футуризму и акмеизму. Ученице, которой Анна Александровна давала уроки немецкого языка, она запомнилась строгой и суховатой «фрау». Сюжет – колдовство и суд над ведьмой.
Однако упаднические настроения только усилились в последующие годы жизни поэта. Их роману предшествовала сложная интрига. В 1897 году Валерий Брюсов женился. Начались оккультные сеансы.
Собрание это красноречиво говорит о широте интересов Брюсова. Он начал отдаляться от Петровской и в роли ее утешителя оказался Брюсов. На живопись Врубеля Дягилев, как говорится, делал ставку. Работа не клеилась. Брюсов видит в будущем лишь времена «последних дней», «последних запустений». Уже в 13 лет он связывал свою будущую жизнь с поэзией.
Крестьянские образы возникают ещё в ранний— «декадентский»— период брюсовской лирики. Одна этажерка здесь полностью отдана гению русской поэзии. В 1920 году вступил в Коммунистическую партию. В 1917 – 1919 годах он возглавлял Комитет по регистрации печати (с 1918 года – отдел Российской книжной палаты). В период с 1894 по 1895 он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника Русские символисты, куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами) большая их часть была написана под влиянием французских символистов. В качестве организаторов выступали в том числе Бенуа и Бакст, бывшие «мирискусники». Живы одни глаза – провалы в дымно-огненные бездны.
Мне почти стыдно делать такое признание, но что же. Поливанова (1890-1893 годы). Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши», в которой автор изображает своего отца, Якова Брюсова, вовлечённого в либеральное общественное движение 1860-х годовисточник не указан 51 день. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие— любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», вот таким образом стремление к смерти стоит превыше всего самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»).
Признание настигло его незадолго до внезапной смерти: молодые литераторы – участники журнала «Аполлон» объявили его своим учителем, он стал самым почитаемым поэтом старшего поколения. Ночью 9 октября Брюсов потерял сознание. Сборник вышел в 1916 году в Москве под редакцией Брюсова.
Поэт писал в дневнике: «Недели перед свадьбой не записаны. Она была готова умереть, чтобы Брюсов с нее мог написать смерть Ренаты. Редакции журналов и издательств играли значимую роль в литературной жизни того времени. Стилизации самых разных поэтических манер, русских и иностранных (вплоть до «песней австралийских дикарей»)— излюбленное занятие Брюсова, он готовил даже антологию «Сны человечества», представляющую собой стилизацию (или переводы) поэтических стилей всех эпох.
В сборниках «Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916) нередкими становятся выдающие этот кризис авторские призывы к самому себе «продолжать», «плыть дальше» ит. п. изредка появляются образы героя, труженикаисточник не указан 45 дней. Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё задолго до Брюсова— например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых стихотворениях Н. А. Некрасова). Можно, разумеется, отыскать среди множества его оригинальных рабочих приемов и кубизм и лучизм и что угодно, но Врубелю в голову бы не пришло, что тут истоки целых творческих направлений.
Потом пристрастился к морфию и Брюсов. Да не потряс, конечно, Врубель ни Пикассо, ни других парижских новаторов. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова— Елена Краскова— скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 189328 ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов). Когда его сверстники играли в войну или мяч, Валера увлеченно разглядывал географический атлас и представлял себя «то изобретателем воздушного корабля, то астрономом, открывшим новую планету, то мореплавателем, достигшим Северного полюса». Этот зал – нарочито эпатирующий, кричащий, провозглашающий полный разрыв с традицией. Занимает она шесть залов, один из которых – Пушкинский.
Наиболее известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы», описывающий быт и нравы Рима IV века н. э. 50 и— в особенности— «Огненный ангел». Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство».
Показательны не только книги, но и картины, украшающие стены кабинета. В Петербурге жена и сестра художника квартировали теперь вместе. В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). Такова была реакция деятелей русской культуры на геноцид армян 1915 года. Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго, Расина, Авсония, Мольера («Амфитрион»), Байрона, Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»).
Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре, как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения38. Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. Фигура стояла во весь рост и лицо было чуть более натуральной величины.
Брюсов являлся и членом Моссовета40. Тогда же он написал свое первое литературное произведение – комедию «Лягушка». Как почти всегда бывает в подобных случаях, «духовная дружба» переросла в нечто большее, причем со стороны Петровской. Причина— повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины»60.
В целом, проза его мужская, прямая, в ней нет манерности. Во время прогулки под ночным дождем сильно замерз, после чего занемог. Своего пика эти настроения достигли во время Первой русской революции они ярко выражены в брюсовской драме «Земля» (1904, вошла в сборник «Земная ось»), описывающей будущую гибель всего человечества затем— в стихотворении «Грядущие Гунны» (1905) в 1906 году Брюсовым была написана новелла «Последние мученики», описывающая последние дни жизни русской интеллигенции, участвующей в безумной эротической оргии пред лицом смерти. Следующим сборником Брюсова стал «» («Венок»), написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года (вышел в декабре 1905) сам поэт считал его вершиной своего поэтического творчества («Венок завершил мою поэзию, надел на неё воистину венок», — пишет Брюсов37). Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик».
Завершив книгу, писатель стал охладевать к Нине. Глаза с тяжелыми веками, упорно злые, не отрываясь, пристально смотрели на меня. Но Львова не могла примириться с тем, что Валерий был женат. Лучший роман Брюсова – Огненный ангел (1907) – рассказывает о немецком купце времен Лютера. Читать маленький Валера научился практически самостоятельно еще в четырехлетнем возрасте. Урбанистическая тема получает здесь большее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia» поэт отдельными штрихами рисует жизнь большого города во всех её проявленияхисточник не указан 51 день: так, мы видим и чувства рабочего («И каждую ночь регулярно я здесь под окошком стою и сердце моё благодарно, что видит лампадку твою»35) и истинные переживания обитательницы «дома с красненьким фонариком». В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши. », 1924) он радикально обновляет свою поэтику используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли» используя опыт футуризма) Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот период как попытку через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые».
Врубелю был отведен отдельный огромный зал, где разместилось несколько десятков его произведений. Опыт Брюсова-редактора был учтён Струве, когда тот пригласил поэта редактировать литературный отдел старейшего московского журнала «Русская мысль» в 1910 году. Эти стихи написаны от лица увлечённой модными веяниями «шикарной» городской куртизанки, своего рода женского соответствия лирического героя Игоря Северянина, поэтика обнаруживает— наряду с характерными приметами брюсовского стиля, благодаря которым мистификация была скоро разоблачена— влияние Северянина и футуризма, к появлению которого Брюсов относится с интересом1446.
Грустно и неловко за эту триумфаторскую легенду и ее восторженные тиражи. Пушкин и русская литература Серебряного века». В новеллистическом цикле «Ночи и дни» Брюсов отдаётся «философии мига», «религии страсти». Открыла, например, поэту Владимиру Пясту, а через него — Александру Блоку ошеломившую их книгу Августа Стриндберга «Одинокий». Несмотря на трагический финал, в пьесе изредка всё же встречаются вселяющие надежду нотки так, в финальной сцене появляется верящий в «возрождение человечества» и в Новую жизнь юноша по нему— лишь истинному человечеству вверена жизнь земли и люди, решившиеся умереть «гордой смертью», — только заблудившаяся в жизни «несчастная толпа», ветвь, оторванная от своего дерева. Катя догадалась похлопотать, чтобы с покойного художника сняли маску (это сделал Петр Бромирский), ездила в траурный магазин, заказывала место на кладбище, оттуда поспешила на панихиду в академической церкви.
Несколько статей («Пушкин и крепостное право», статья о стихотворной технике Пушкина и др. ) написано Брюсовым для собрания сочинений великого русского поэта (издание Брокгауза). В 1919 году Брюсов стал членом РКП (б). Хотя его творчество пропитано культурой веков, Брюсов не философский и не «думающий» поэт. Трудно восстановить ее образ.
Привели они, между прочим, к ситуации, которую не кто-нибудь, а сам Пабло Пикассо определил так: «Живопись кончилась, а художники остались». Разница в возрасте была велика. С начала 1910-х годов он уделяет значительное внимание прозе (роман «Алтарь победы»), критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике32. Эта часть экспозиции включает также конверты издательства «Скорпион» и журнала «Весы» с логотипами, выполненными художником Николаем Феофилактовым, рукописи Брюсова и Блока.
У психиатра Усольцева относительно Врубеля вывод: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми». Анна Александровна не захотела говорить о менее красивых деталях немощи, заставлявшей ее брата мучиться и ворчать «хоть бы яду дали. ». Именно в это время он встретил писательницу и литературного критика Нину Петровскую. Отзывы 1916—1917 годов (писавшая под псевдонимом Андрей Полянин София Парнок, Георгий Иванов и др. ) отмечают в «Семи цветах радуги» самоповторения, срывы поэтической техники и вкуса, гиперболизированные самовосхваления («Памятник» и др. ), приходят к выводу об исчерпанности брюсовского таланта4445. Переступая порог, посетитель тут же погружается в атмосферу Серебряного века.
Две стороны бытия, пожирающие друг друга, – какой-то потусторонний намек». Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, на «средах» у Брюсова, а также у его друга Александра Миропольского (Ланга). Стихотворения «Кинжал» (1903), «Довольным» (1905)— стихотворения «песенника» растущей революции, готового встретить «приветственным гимном» её свержение14. По Брюсову, революция была неминуема. Анна Александровна отметила, что «с потерей зрения, как это ни кажется невероятным, психика брата стала успокаиваться».
Здесь расположена та самая историко-литературная экспозиция «А. С. Петровская была замужем за издателем Сергеем Соколовым (Кречетовым), но состояла в своеобразной -духовной дружбе» с поэтом Андреем Белым. В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» — именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением. Поэзия Бальмонта не что иное, как «парфюмерный блуд», книги Леонида Андреева – «грязная слизь»: такими определениями будетляне, как называли себя первые русские футуристы, награждали творчество своих предшественников. Оригинальные новеллы Брюсова, построенные на принципе двоемирья, составили сборник «Земная ось» (1907). В памяти Ольги Форш-Срезневской она осталась «прелестной старинной женщиной».
Есть много выдающихся людей, которые признают оккультизм наукой изучают его. Она тут неслучайна. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала Русский архив. Мотивы брюсовских романов в полной мере соответствуют мотивам стихотворных произведений автора как и стихи, брюсовские романы описывают эпоху распада старого мира, рисуют отдельных его представителей, остановившихся в раздумье перед приходом мира нового, поддерживаемого свежими, оживляющими силамиисточник не указан 51 день. Как и у большинства русских символистов, стихи Брюсова состоят в основном из «высоких» слов и всегда торжественны и иератичны. Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной», дабы изведать тайны «жизни мудрой и простой».
Наиболее полным сборником критических статей Брюсова является «Далёкие и близкие». Даже лекарства полумертвый Врубель ощущал эстетически. В нём мы видим слияние трудно сочетаемых качеств. И даже в период поклонения городу у Брюсова иногда возникает мотив «бегства» с шумных улиц на лоно природы.
И вдруг я узнала – да ведь это Брюсов. В 11 вечера она застрелилась. Валерий Яковлевич умер от сильнейшей простуды. Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в зажиточной купеческой семье. Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта.
Брюсов поёт «гимн славы» «грядущим гуннам», прекрасно понимая, что они идут разрушить культуру современного ему мира, что мир этот обречён и что он, поэт, — его неотрывная часть. В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее теперь же он может «возродить жизнь». Только циклы «Из ада изведённые» и «Мгновения» посвящены любви. Двумя годами позднее вышел второй сборник — «Это — я». Брюсов молодился, написал книгу в духе Игоря Северянина и посвятил ее Наде.
Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих» в духе Верхарна, разрабатывал «длинные» размеры (12-стопный ямб с внутренними рифмами: «Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра // ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра», знаменитый 7-стопный хорей без цезуры в «Конь блед»: «Улица была как буря. Окончание редакторства Брюсова произошло в конце 1912 года. », 1903)39. Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион».
Но как страшно он изменился. Но он. Как и «Мир искусства» когда-то, журнал «Аполлон» объединил писателей и художников, в редакции устраивались не только литературные, но и музыкальные вечера с участием Игоря Стравинского, Александра Скрябина, Сергея Прокофьева, проводились и художественные выставки.
«По дороге, — пишет она, — я купила синих цветов с длинным стеблем, мне хотелось, чтобы были цветы, как на врубелевской картине» У гроба было столько букетов: розы, лилии, охапки сирени и такая масса венков, что «гробовщик стал уже беспокоиться, как их повезут ими была занята вся погребальная колесница». По Л. Каменеву Брюсов— «молотобоец и ювелир»источник не указан 51 день. В них была угрюмость и злоба. В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих (дольник— термин им и введённый в русское стиховедение в статье 1918 года), но, в отличие от Гиппиус и впоследствии Блока, дал мало запоминающихся образцов и в дальнейшем к этому стиху обращался редко: наиболее известные дольники Брюсова— «Грядущие гунны» (1904) и «Третья осень» (1920)49. В 1918 году Брюсов издал сборник «Опыты», не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха (сверхдлинные окончания строк, фигурная поэзия ит. п. ).
– Как вы можете говорить, что такой науки нет. В последнем великолепно отображена психология описываемого времени (Германии XVI века), точно передаётся настроение эпохи по мотивам «Огненного ангела» Сергей Прокофьев написал одноимённую оперу51. В дни болезни художница увидела перед своим окном силуэт странного человека. Следующую книгу — сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами — поэт посвятил Константину Бальмонту. «В последний сознательный день, перед агонией, — пишет Анна Александровна, — он особенно тщательно привел себя в порядок (сам причесался, вымылся с одеколоном), горячо поцеловал с благодарностью руки жены и сестры и больше уже мы с ним не беседовали: он мог только коротко отвечать на вопросы и раз только ночью, придя в себя, сказал, обращаясь к человеку, который ухаживал за ним: Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». В 1895-м здание с участком приобрел тут купец-обувщик Кузьма Баев.
Брюсов сам ощущает себя рабом буржуазной культуры, культуры города и его собственное культурное строительство является сооружением той же тюрьмы, что представлена в стихотворении «Каменщик». др. )14. Прием стилизации спас прозу Брюсова от «поэтизации» и импрессионистичности. В его стихах все чаще звучала тема одиночества и самоубийства. В ранних стихах (1894–1896) он пытался привить России «поющее звучание» Верлена и ранних французских символистов, а также оживить и осовременить «напевы» Фета.
Еще в детстве он начал читать очерки, биографии и научные труды знаменитых ученых. Зал символизма открывают графические портреты Александра Блока (работы Татьяны Гиппиус, сестры знаменитой поэтессы, 1925), Андрея Белого (Леона Бакста, 1906) и Юргиса Балтрушайтиса (Леонида Пастернака, 1912). Нередко здесь проходили модные в те годы спиритические сеансы. По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника14.
Унизительной фазы превращения в бессмысленное подобие человека он не допустил, февральской ночью простудил себя, как пишет его сестра, «умышленным стоянием под форточкой» и получил воспаление легких, которое перешло в скоротечную чахотку.