Портрет Вари Адоратской
Одной из самых известных картин Фешина стал «Портрет Вари Адоратской», написанный в 1914 году в Казани, где до середины 20-х годов ХХ века жил и работал художник. «портрет Вари Адоратской» – самая известная картина Николая Ивановича Фeшина (1881 – 1955), о котором Репин в 1926 году сказал: «Фешин среди современных живописцев самый крупный». Одной из яркой работ живописца является «Портрет Вари Адоратской». Портрет, после того, как отец Вари Адоратской В. В. Адоратский отказался от него, приобрела Н. М.
Одна из известных и прекрасных работ художника этого периода — это «Портрет Вари Адоратской». «портрет Вари Адоратской» – одна из наиболее известных и узнаваемых картин Николая Фешина.
О семье Адоратских и о портретах Фешина
«Это было в марте-апреле 1914 года в Казани Я очень любила тетю Надю (прим. Затем все время продолжал работу над лицом, постепенно докончил всю картину. Она отметила карие задумчивые, внимательные и ясные глаза ребёнка, своеобразную посадку гибкой фигуры девочки «с чудесной, мягкой но линиям, шейкой»27. Она задумчиво вертит его в ладошках и довольно строго смотрит на работающего мастера. Был выявлен круг людей, у которых могли храниться его произведения.
Искусствоведы напишут об этом явлении так: «Ученик Репина Фешин смог смешать в своей манере академизм рисунка и передвижнические сюжеты импрессионистский мазок и экспрессионистский взгляд на мир». Пребывание в ссылках и в плену пагубно отразилось на здоровье всех членов семьи. Художник создал композицию портрета с учётом её восприятия зрителем (большую роль при этом играют цвет и его эмоциональное воздействие). В июле 1941 г. академик и недавний директор ИМЭЛ В. В. Его отличает «сделанность», свежесть, кажущаяся лёгкость исполнения и не всегда характерная для Фешина сдержанность живописного темперамента. После его смерти она работала в Институте Маркса-Энгельса-Ленина по договору13.
Передача картины состоялась в 1964 году22. Два произведения имеют достаточно много общего: объект изображения, выразительные средства, настроение (атмосфера равновесия, гармонии и счастья353637). Когда он писал, то пользовался большой палитрой у него было много кистей. Художественный критик и поэтесса Лариса Давтян писала, что первоначально восприняла героиню картины как «огромную куклу с очень человеческим лицом», поскольку девочка сидит в полный рост на столе.
- Описание картины «Портрет Вари Адоратской»
- Николай Фешин «Портрет Вари Адоратской»
- Сочинение по картине «Портрет Вари Адоратской»
- Описание картины Николая Фешина «Портрет Вари Адоратской»
Журналист Вл. По мнению Серякова, при использовании «нон-финито» общие формы изображения на «Портрете Вари Адоратской» хорошо «читаются», но при «детальном рассмотрении картины начинают вибрировать и местами распадаться на хаотичную гущу мазков». Во взгляде Вари Адоратской Давтян прочитала недоуменный вопрос ребёнка к странным взрослым: «И зачем вы меня сюда посадили. ». Натюрморт он писал иногда без меня.
Семья Адоратских жила в большой квартире, в доме на ул. Портрет Вари Адоратской продолжает трогательную по восприятию цепочку детских образов вслед за Алисой Л. Кэрролла (1865) и Верой Мамонтовой («Девочка с персиками» В. Серова, 1887), пронизанных ощущением счастливой беззаботности детства, растворенной в рассеянном свете дня. Но Н. И.
В картине «Киса», портретах Нины Белькович и Миши Бардукова представлены дети из иной социальной группы, но отношение автора к своему герою не меняется11. В настоящее время (с 2005 года) «Портрет Вари Адоратской» экспонируется в зале Николая Фешина на 3 этаже постоянной экспозиции Национальной художественной галереи «Хазинэ»5. Фон представляет серая однотонная стена, которая создаёт контраст плоскостности и объёма. Портрет тонок по колориту и живописи.
Художник прекрасно передал своеобразную посадку гибкой фигуры девочки. Отец юной модели художника— активный участник революционного движения, член РСДРП с 1904 года, впоследствии— философ-марксист и историк, В. В. Адоратский высоко оценивал полотна Фешина, ставил его «ничуть не ниже В. Серова», но он не одобрял, что часто художник изображал натурщиков в достаточно «надуманных позах»15. С 1914 года (после начала Первой мировой войны) вместе с отцом и матерью Варвара была интернирована19. Работу над натюрмортом Фешин продолжал и в отсутствие девочки15.
Фешин во время беседы высказал сомнения в их целесообразности, находя его манеру условной. Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть и снова бежит к холсту. В руках у неё разрезанная мускатная дыня. Кандидат искусствоведения Д. Г. Серяков оценивал картину как произведения стиля модерн33.
Размер полотна— 135 х 145 сантиметров (в каталоге выставки в московской галерее «Арт-Диваж» приводятся другие размеры— 138 х 147, 2 сантиметра2). В детских портретах Фешин не делает различия между ребёнком «из простой» и «интеллигентной» семей— и те и другие в его картинах олицетворяют светлый образ детства. Натюрморт играет роль живописного центра полотна «Портрет Вари Адоратской».
Никто из семьи не был репрессирован. На сеансы юная натурщица ходила более месяца три раза в неделю. С другой стороны, эти предметы являются важными цветовыми и фактурными акцентами. Так ли это было на самом деле. Искусствоведы Государственного Русского музея отмечали, что она «смотрелась бы как ожившая игрушка, если бы не серьёзный взгляд взрослеющего в недетском мире подростка».
Спустя многие годы Адоратская пыталась узнать о судьбе Николая Фешина, эмигрировавшего в США, через посредство своих друзей (Письмо В. В. Адоратской к Н. Н. Ливановой от 20 октября 1955 года в личном архиве Н. М. Валеева)21. Также картина была представлена на выставке, посвящённой творчеству Николая Фешина, проходившей в Казани в 1963 и в Москве в 1964 годах, на выставке 1992 года, в 2004 году в галерее «Арт-Диваж» (Москва), а также в Казани на выставке 2006—2007 годов1. 1914. Фешин Н. И. По мнению Г. П. Тулузаковой, «Портрет Вари Адоратской» является не повторением более ранней картины Валентина Серова, а собственной вариацией художника на тему предшественника. А Варя работала переводчицей в Институте марксизма-ленинизма (Варвара Владимировна в совершенстве знала несколько европейских языков).
Равновесие, несмотря на асимметрию, достигается контрастами фактуры мазков, цветовыми и тоновыми контрастами, разностилевыми приёмами, за счёт соотнесения светлых и тёмных тонов (сыграли свою роль просчитанные художником размер и количественные соотношения цветовых пятен). Варвара Адоратская умерла в 1963 году19.
Оно вызвано необычайностью композиции и неожиданностью расположения модели. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Свет благодаря этому создавал едва заметное мерцающее сияние вокруг головы. Этот эффект Фешин использовал при изображении волос и карих глаз девочки. Серафимовича, который тогда назывался Домом Правительства.
Вслед за этим она поняла, что это и не исполнение роли куклы (подобно Суок из «Трёх толстяков» Юрия Олеши), поскольку выражение лица девочки серьёзно, она явно ощущает неуютность пребывания на таком подиуме. Г. П. Тулузакова писала, что с первого появления на выставках картину Николая Фешина зрители непроизвольно связывали с известным полотном В. А. Серова «Девочка с персиками».
Искусствовед, специализировавшаяся на живописи Серебряного века, С. Г. Капланова отмечала серьёзность и душевную мягкость образа девочки, которую художник написал «словно внезапно». Фон— драпировка.
Взгляд девочки направлен на зрителя. В портрете В. Адоратской ему нравились простота и ясность композиции, сам «образ миловидной девочки», натюрморт на столе и благородная серовато-перламутровая гамма, господствующая в картине. С одной стороны, это— атрибуты повседневности, воссоздающие атмосферу семейного уюта. С фигуры Вари взгляд зрителя переносится на миниатюры и рисунки на стене, на цветы на подоконнике и вновь возвращается к натюрморту (написанному живописно, насыщенно, пастозно, фактурный мазок здесь соединяется с тонкой лессировочной живописью в стиле французского академиста XIX века Жана Огюста Доминика Энгра использован эффект свечения белого холста). Натюрморт он писал иногда без меня. Натюрморт он писал иногда без меня.
Тулузакова, как и другие искусствоведы, подчёркивает, что композиция картины асимметрична— фигура девочки смещена в сторону от центральной оси полотна. Позднее, после выхода повести Трифонова, все стали называть его «Дом на Набережной». В своей книге о творчестве художника Галина Тулузакова противопоставляет жанровые композиции художника, где он показывал сложность и противоречивость человеческой натуры, далеко не идеальные качества и свойства людей, присущие им от природы, его же детским портретам, где по её словам, проявляется «его романтическая, возвышенная вера в человека». Сериков считает, что в этой картине Фешин обращается к эффекту намеренной незаконченности («Нон-финито»), но здесь этот эффект имеет «более сдержанное звучание», чем в других его картинах, «тяготеет к естественной условности живописной манеры»34. Тулузакова отмечала единство в картине фигуры и окружающих её «аксессуаров»8.
В её рамках была проведена выставка «Фешин, Варя и я», подготовленная семейной студией ГМИИ РТ. Позже, заканчивая работу над лицом, художник постепенно завершил и всю картину. За ним последовала жена с дочерью.
«Портрет Вари Адоратской» выполнен в технике масляной живописи по холсту. Миниатюра в тёмной рамке на стене— устойчивая цветовая доминанта на вертикальной оси и «мост» между головкой Вари и подоконником, образующий диагональную линию. Деборин отказались, а В. В. Н. М. Сапожникова играла важную роль в жизни Фешина. Слева внизу находится подпись художника и датировка полотна: «Н. В октябре 1943 г. Адоратские вернулись из эвакуации в Москву.
Их письма хранятся в фонде В. В. Адоратского в архиве РГАСПИ – бывшего ИМЭЛ. То же самое он сделал с платьем куклы-японки, которая лежала рядом со мной. Тулузакова отмечает, что этот цвет на картине «приобретает качества перламутра, драгоценности»8.
Это— одна из причин единства композиции картины31. Был действительным членом Академии наук СССР. Адоратский предложение принял и выступил в «Известиях» с соответствующей статьёй. Но Н. И. Денков в статье 1915 года даже утверждал: «для портрета Вари Адоратской несомненно послужила образцом серовская же В. Мамонтова (Девочка с персиками)— фрукты на скатерти, смуглое лицо, серая стена и кусок окна»25.
В честь В. В. Внутри этого, по мнению Воронкова, воображаемого кругового движения взгляда находится светло-серая стена (окрашенная полупрозрачно, широким флейцем). Сквозь него просвечивают лежащие на столе фрукты. Всю жизнь она прожила неразлучно с родителями. Варе приходилось ухаживать за матерью. Уже тогда Репин был высокого мнения о творчестве своего бывшего ученика. Картина вызвала в памяти Корнилова работы Валентина Серова24. Фешин подчёркивает использование художником тёмные фрагментов, выполненных мазками ультрамарина, когда Фешин использует оригинальный оптический эффект (смешение — на расстоянии ультрамарин сливается с рядом лежащими цветами в один тон, но при приближении он создаёт резкие контрасты).
Серафимовича, который тогда назывался Домом Правительства. Тем не менее, он продолжал работать. Портрет Вари Адоратской продолжает трогательную по восприятию цепочку детских образов вслед за Алисой Л. Кэрролла (1865) и Верой Мамонтовой («Девочка с персиками» В. Серова, 1887), пронизанных ощущением счастливой беззаботности детства, растворенной в рассеянном свете дня. Как академик, Адоратский был эвакуирован с эшелоном АН СССР. Движения у него были порывистые и работал он с большим темпераментом и увлечением». Российский искусствовед считал картину «Портрет Вари Адоратской» примером композиционного и живописного мастерства, опирающихся на интуицию и анализ художника31. Казалось бы, очень благополучная судьба.
Присутствует также синий ультрамарин с его оттенками (голубая чашка и тарелки на столе, синее блюдце на подоконнике, голубизна глаз девочки). Фешин 1914»2. То же самое он сделал с платьем куклы-японки, которая лежала рядом со мной. Художник и искусствовед С. Н. Воронков писал, что композиция картины построена на контрастах, гармония и спокойствие в образе девочки противостоят хаосу натюрморта на столе (по его мнению это могло быть рефлексией на происходящие в то время в России события).
Благодаря этому внимание зрителя сосредоточено на лице девочки (хотя её головка смещена от геометрического центра и геометрическим центром оказывается апельсин в руках Вари)30. Но Н. И. Он считает, что картина Николая Фешина — яркий пример того, что «нон-финито», «являясь гиперболизацией закономерных условностей изобразительного языка (где неизменно присутствует художественный отбор главного от второстепенного и выразительность начального технического элемента — красочного мазка — естественным образом живет в общей структуре картины), может проявиться не только как прямой путь к нарастанию абстрактного начала в произведении, но и как в целом свойственный реалистической манере изображения стилистический подход»33. Оранжевая гамма (апельсины и их корки, цветы бегонии на подоконнике, алый цвет губ девочки)— как радость детства. Длинные русые волосы девочки заплетены в две плотные косички, схваченные голубыми лентами. Семья жила в Швейцарии, а затем в Германии.
Движения у него были порывистые и работал он с большим темпераментом и увлечением». Адоратский должен был эвакуироваться с ИМЭЛ из Москвы, но по состоянию здоровья (тяжёлая болезнь, кровотечение из почек) не мог ехать, как прочие сотрудники, в товарных вагонах. Девочка сидит на белой скатерти в белом же батистовом платье, с голубовато-зелёным бантом. Позже, создавая «Портрет Вари Адоратской», он сам использовал плоско «покрашенную» серую стену, но она оказалась здесь не «условной, а реалистически обоснованной»18.
У самой Вари в юности были туберкулез и базедова болезнь, это помешало ей завершить высшее образование (и выйти замуж, по всей вероятности, тоже). Наряду с картиной «Портрет Вари Адоратской» в него входили и многие другие значительные произведения, такие как портреты С. М. Адоратской (1910), портрет Миши Бардукова (1914), портреты Н. М. Сапожниковой (два этюда 1915 года и два большеформатных портрета 1916г. ), портрет Е. М. Конуриной (1917)22. От него взгляд зрителя перемещается на девочку.
Варвара в совершенстве знала несколько языков и работала переводчицей в Институте К. Маркса и Ф. Энгельса. Никто из семьи не был репрессирован. Пребывание в ссылках и в плену пагубно отразилось на здоровье всех членов семьи. Главный акцент художник сделал на «пытливых глазах ребёнка». Мне было тогда 9 лет, я была довольно застенчива и дика Было решено, что Н. И. Адоратского названа одна из улиц города Казани. В ГМИИ РТ портрет был передан в 1964 году от Разумова С. Н132.
При развороте композиции она, по мнению Воронкова, потеряет равновесие и смысл. Сам художник при этом серьёзен, в его работах отсутствует умиление перед детством. Дочь художника Ия сидит на столе.
Картина «Ия с дыней» (1923, Fenn Gallery, Санта Фе, США), по мнению Тулузаковой, является парафразом «Портрета Вари Адоратской». Сперва на мне был надет широкий шелковый пояс с синими, желтыми и красными клетками. Чёрная краска (чёрные туфли, чайник, коробочка на столе, волосы куклы, косички девочки игольница, рамка миниатюры, горшки на подоконнике), подобно оранжевой гамме, кругообразно проходит по холсту.
Внимание Корнилова привлёк «Портрет Вари Адоратской», хотя на выставке были представлены и другие значительные работы художника, в том числе «Бондарка» и «Портрет жены». Рязанов и директор Института философии академик А. М. Среди них: 43-я выставка Товарищества передвижных художественных выставок в 1915 году, экспозиция «От Казани до Таоса», проходившая с ноября 2011 года по февраль 2012 года в Национально-художественной галерее ГМИИ РТ.
Семья Адоратских жила в большой квартире, в доме на ул. То же самое он сделал с платьем куклы-японки, которая лежала рядом со мной. Вот таким образом его приобрела Н. М. Сапожникова. холст, масло Государственный музей изобразительных искусств РТ, Казань «Портрет Вари Адоратской» — самая известная картина Николая Ивановича Фeшина (1881–1955), о котором Репин в 1926 году сказал: «Фешин среди современных живописцев самый крупный». В картинах «Портрет девочки» (Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых), «Девочка в розовом платке» (она долгое время находилась в частной коллекции хирурга-онколога академика Н. Н. Блохина), «Крестьянская девочка» (частная коллекция, США).
Голубые глаза девочки не по-детски серьёзны, в них зритель чувствует её интерес к миру30. кликабельно Портрет Вари Адоратской. Душевная мягкость образа характерна для портрета Вари Адоратской (1914). Варвара Владимировна Адоратская родилась в Казани в 1904 году. В 1931 году был назначен директором Института Маркса-Энгельса-Ленина (ИМЭЛ).
Семья вернулась в Россию. Небрежные мазки (благодаря этому они рельефны и свободны), передают не только форму предметов, но и предметные качества материалов: серебро чайника, прозрачность вазы, фактуру апельсинов или винограда. В них – и о встреченных людях, о Крыме, Кавказе, окрестностях Казани, о новом доме отдыха «Сосны» и о книгах, театре, музыке и о наводнении в Москве 1932 года Варя была помощницей отца в его научно-литературной работе, делала для него переводы, печатала на машинке. Затем все время продолжал работу над лицом, постепенно докончил всю картину. Она не воспринимается как пустота, а расширяет пространство и даёт «выход» из картины.
А для родственников и простая рисовая каша была недосягаемой мечтой. Видимо, девочке очень не хочется запачкать белую скатерть. Владимир Викторович из-за ревматизма часто находился в больнице. Мне было тогда 9 лет, я была довольно застенчива и дика Было решено, что Н. И. Портрет, по её мнению интересен не только цветовым решением, но и серьёзностью, душевной мягкостью образа девочки. «Это было в марте-апреле 1914 года в Казани Я очень любила тетю Надю (прим.
Лицо девочки, как отмечает Галина Тулузакова, воплощает чистоту мироощущения ребёнка. В 30-е годы Адоратский получил дачу на Николиной горе, рядом с дачей Михалковых. В 30-е годы Адоратский получил дачу на Николиной горе, рядом с дачей Михалковых. Через год её отец был арестован за революционную деятельность, сначала отправлен в ссылку, а затем выслан из Российской империи (на короткое время позже Адоратские возвращались на родину— в 1907 году в Казани в ателье С. Фельзер была сделано их семейное фото13). Г. П. Тулузакова отмечала в её личности «контраст присущих женщине способностей тонко понимать и чувствовать прекрасное и одновременно явно мужского склада ума и энергичного характера»7.
Казалось бы, очень благополучная судьба. было невозможно и приходилось покоряться. «Портрет Вари Адоратской» Тулузакова называет «наиболее полной и абсолютной формой образа детства в творчестве Фешина». было невозможно и приходилось покоряться.
Варвара Адоратская вспоминала: «Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть издали, потом опять возьмёт краску на кисть и снова бежит к холсту, движения у него были порывистые, работал он с большим темпераментом и увлечением». Позднее, после выхода повести Трифонова, все стали называть его «Дом на Набережной». Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть и снова бежит к холсту. Затем все время продолжал работу над лицом, постепенно докончил всю картину. Директор Института Маркса-Энгельса-Ленина академик Д. Б.
Контраст цветовых гамм выявляеn, по мнению Тулузаковой, её хрупкость, «почти нематериальность». Портрет производит впечатление необыкновенной чистоты. Но спорить с Н. И. Он стал первым советским философом, начавшим превозносить Сталина как «теоретика ленинизма и вождя мирового пролетариата». Когда он писал, то пользовался большой палитрой у него было много кистей. Мне было тогда 9 лет, я была довольно застенчива и дика Было решено, что Н. И.
Фигура девочки, как и на «Портрете Вари Адоратской», сдвинута в сторону, лицо дано вполоборота, глаза опущены. Инвентарный номер полотна в собрании— Ж-9381. «Девочка» (Panhandle–Plains Historical Museum (англ. )русск., США), «Катенька» (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан) зритель может без труда определить, что персонаж принадлежит к социальным низам10. Через 12 лет скончалась Серафима Михайловна. Варя обратилась к сменившему её отца на посту директора ИМЭЛ М. Б. Сперва на мне был надет широкий шелковый пояс с синими, желтыми и красными клетками.
Портрет выдержан в нежной, радостной цветовой гамме. Фешин, по воспоминаниям К. К. Чеботарёва, не любил много говорить на таких собраниях, но внимательно слушал участников беседы, только иногда вставляя короткие реплики, «метко и чётко определяющие его отношение к предмету разговора». Это даёт возможность автору подчеркнуть «естественную грациозность, нежность пластики детского тела».
Её мастерская была одним из художественных центров Казани. По её мнению, это— не просто дурной тон, а опасный вызов сакральному представлению «стол— Божий престол». Живописная гамма построена на градациях светлых тонов. Варе приходилось ухаживать за матерью. Композиционную асимметрию картины Воронков считал характерной для эпохи модерна.
Портрет Вари Адоратской продолжает трогательную по восприятию цепочку детских образов вслед за Алисой Л. Кэрролла (1865) и Верой Мамонтовой («Девочка с персиками» В. Серова, 1887), пронизанных ощущением счастливой беззаботности детства, растворенной в рассеянном свете дня. Фешин не только часто бывал в мастерской, но и активно участвовал в её оформлении в так называемом «русском стиле»7. Так ли это было на самом деле.
Эта картина сейчас хранится в Национальной художественной галерее «Хазинэ» в Казани, располагающей лучшей и самой полной коллекцией полотен Фешина в России. Но спорить с Н. И. У самой Вари в юности были туберкулез и базедова болезнь, это помешало ей завершить высшее образование (и выйти замуж, по всей вероятности, тоже). Золотисто-русые волосы двумя косичками струятся за спину. С 1912 года Фешин участвовал в выставках Товарищества передвижных художественных выставок. В картинах «Девочка с персиками» Валентина Серова и «Портрет Вари Адоратской» Николая Фешина авторы запечатлели образ «надежды усталого, больного времени, чреватого социальными катастрофами»37, «глоток чистого воздуха среди скепсиса и разочарований, это желание обрести ясность среди сложностей и противоречий»11.
Семья Адоратских жила в квартире в Доме Правительства (он же— «Дом на набережной»). Для этой выставки группа детей создала свою версию картины «Портрет Вари Адоратской». В мастерской Сапожниковой (она была пристроена к располагавшемуся на Кремлёвской улице «Торговому дому М. Ф. Сапожникова», позже — здание Главпочтамта17), он находил убежище) часто собирались художники, они не только рисовали, но и вели разговоры об искусстве (о живописцах, о цвете, о грунтах и разбавителях). На картине Фешина «Портрет Вари Адоратской» изображена десятилетняя девочка, сидящая на столе среди разбросанных в живописном беспорядке игрушек и сладостей. Она помогала отцу в научной работе, делала для него переводы, печатала на пишущей машинке, трудилась под его руководством над переводами для Института Маркса-Энгельса-Ленина (так был переименован Институт К. Маркса и Ф. Энгельса после объединения с Институтом Ленина), где её отец с 1931 до 1939 года был директором.
Помню, что когда я начала позировать, он сперва нарисовал на холсте углем, затем стал рисовать лицо, а все остальное только наметки. Движения у него были порывистые и работал он с большим темпераментом и увлечением». Картина продолжает традицию детских образов, частью которой являются Алиса Льюиса Кэрролла (1865) и Вера Мамонтова на картине «Девочка с персиками» (1887) Валентина Серова, передающие «счастливую беззаботность детства»13. В руках Варенька держит персик, взятый ею из стоящей на столе вазы с фруктами.
При этом, лицо героини находится в оптически активной части холста11. Фигурка девочки изображена детально и материально в противовес эскизному натюрморту. Фешин с увлечением писал портреты на пленэре. Сперва на мне был надет широкий шелковый пояс с синими, желтыми и красными клетками. Фешин изобразил девочку сидящей на столе, что делает её частью «изысканного натюрморта».
было невозможно и приходилось покоряться. Развёрнутость стола и «прорыв стены подоконником» усиливает глубину пространства. «Это было в марте-апреле 1914 года в Казани Я очень любила тетю Надю (прим.
Воронков отмечал, что несмотря на хаотичность изображённых объектов, «в картине ничего нельзя убрать или добавить без ущерба для композиции». Детали интерьера, такие, как окно с цветочными горшками, миниатюры на стене, посуда и фрукты изображённые на столе, несут, по мнению Тулузаковой, двойную смысловую нагрузку. Она писала о чувстве недоумения, которое порождает знакомство с картиной. Но спорить с Н. И. Одна из бесед была посвящена так называемому «плоскостному» фону в портрете, Сапожникова была ученицей не только Фешина, но и Кеса ван Донгена, вот таким образом часто в своих работах апеллировала к его наставлениям.
По её мнению, картина— одно из самых гармоничных созданий художника, ясное и по мысли и по конструкции, визитная карточка русского периода творчества художника89. Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть и снова бежит к холсту. Она завещала портрет племяннице— Варе Адоратской, которая послужила для портрета моделью. Натюрморт на картине Капланова называла «прекрасно написанным», он включает чайник на спиртовке, апельсины, гранаты, орехи, вазу с фруктами и куклу в голубом платье16.
Карие глаза ребёнка задумчивы, внимательны и ясны. Белый цвет (платье и скатерть) воспринимается Воронковым как символ чистоты и непорочности. Болезнь глаз не позволяла ему работать при искусственном освещении. Когда он писал, то пользовался большой палитрой у него было много кистей. Ввиду этого он был отчислен из ИМЭЛ.
Цветовую гамму полотна Капланова охарактеризовала как нежную, радостную и одновременно изысканную.