Посещение Царевной Женского Монастыря Картина Сурикова

После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год). Купить картину или постер "Посещение царевной женского монастыря", художника Василия Сурикова вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Картина Посещение царевной женского монастыря была написана Суриковым в 1912 году.

Картина Василия Сурикова Посещение царевной женского монастыря: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «посещение царевной женского монастыря» – последняя из выдающихся картина величайшего русского художника Сурикова. «посещение царевной женского монастыря» — последняя из выдающихся картина величайшего русского художника Сурикова.

Посещение царевной женского монастыря, Суриков, 1912

Основная роль в композиции полотна отведена царевне, которая вошла под своды монастыря. Утверждая христианские ценности в своем искусстве, они таким образом и возродили духовную связь с искусством русского средневековья, порушенным во времена Петра I, то есть путь, на который русскому искусству раньше понадобилось сто лет, мы сегодня прошли всего-навсего за пятнадцать лет, как будто время уплотнилось. Отсюда эти белые одежды его героини. Все кажется как во сне.

Причем это нечто могло быть само по себе малозначительным, но оно вдруг вызывало такие ассоциации, от которых впоследствии рождались его великие художественные произведения. Причем я здесь должна отметить один очень важный момент. Но дочери царской семьи – царевны Древней Руси – в силу тогдашних религиозных представлений не могли выходить замуж.

На данном полотне Суриков изобразил не индивидуальный случай, подобный борьбе боярыни Морозовой, когда русская женщина решила восстать против господствующих представлений и пыталась порвать с установленными для нее правилами жизни. Хорошо известно, что с впечатлениями от черной вороны со сломанным крылом на белом снегу связано рождение суриковского шедевра «Боярыня Морозова», а от поразившего художника низкого потолка в деревенском доме, который не позволял встать в полный рост сидящему там высокому человеку, возникла картина «Меньшиков в Березове».

Посещение царевной 
женского монастыря

Посещение царевной женского монастыря

Живя и гостинице «Княжий двор», Суриков подружился с приехавшей из Сибири семьей Добринских, в которой были две дочери. Марина Петрова: Мы много десятилетий жили в стране воинствующего атеизма, когда слово «духовность» вообще ушло из лексикона, когда проповедовался исключительно материализм. Связано оно с именем выдающегося русского художника Александра Андреевича Иванова и с его картиной «Явление Христа народу». Есть в девушке и обаяние молодости.

Какую огромную разницу белого и черного изображает на картине Суриков. Ее светлый облик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством. Старшая сестра вспоминает, что характер младшей, Аси, отличался замкнутостью, задумчивостью, «она мечтала пи окончания гимназии уйти в монастырь». Целая толпа ее прислуги нянчится с ней исполняя любое пожелание.

Описание картины 
Сурикова «Посещение 
царевной женского

Описание картины Сурикова «Посещение царевной женского монастыря»

Похоже на пожизненный срок, только преступник заслужил его. Оставался один путь – в монастырь.

Так крепче будет». Название этих икон говорит само за себя. В концепции времени суриковская картина, как воплощение старины, воспитанной идеалами святой Руси, начинает восприниматься как собирательный образ самой России идущей навстречу своей судьбе, в которой и страшные испытания и тяжкие скорби.

Вместе с тем ей присуще все обаяние юности. Ее светлый лик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством. Но все-таки сегодня есть какие-то проблески надежды. Именно с них начинает свое непрерывное развитие ритм вертикали.

Так возникло и последнее крупное произведение этого художника. Сурова боярыня-нянька за спиной царевны. Ведь она привыкла совсем к иной жизни.

Картина «Посещение царевной женского монастыря» была написана Суриковым в 1912 году. Это последнее крупное произведение, завершающее творческий путь мастера.

И исцеление приходит. Черный цвет прозрачными тенями пролегает в его складках. Напротив, оно источает тихую, но светлую печаль, в которой и вера и надежда и любовь. Недаром вертикальный ритм буквально пронизывает всю композицию, придавая ей определенный настрой, причем возникают эти ритмы не из каких-то сложных конструктивных построений, а напротив, художник, как всегда, следует за натурой. Это как раз и вселяет надежду. Родилась эта особенность русского искусства в религиозном произведении, тем не менее, оно было сразу воспринято русскими художниками, вторая половина XIX века, вплоть до октября 1917 года шла под этим знаком исповедальности и Суриков – это не исключение, а естественная, неотъемлемая часть этого состояния, этого направления. За ней, в глубине картины, – разбитная прислужница, постельница либо златошвея, словом, представительница челяди терема.

Сочиненин по картине 
Сурикова Посещение 
царевной женского

Сочиненин по картине Сурикова Посещение царевной женского монастыря

Заканчивается этот композиционный ряд так же богородичной иконописью. Сияющую молодость проглотит утроба монастыря, а взгляд станет апатичным и равнодушным. Именно это качество и отличает лучшие произведения мастера.

Всего лишь через несколько лет молодую царевну и саму ждет постриг. Вместе с тем ей присуще все обаяние юной жизни. И в картине царевну сопровождают лица ее дворового чина.

«А более всего, надеюсь, как Бог устроит, – признавался он в письмах домой. Его «Царевна» написана в самый канун Первой мировой войны, когда в воздухе уже запахло порохом, да и в самой стране уже вовсю завывали «вихри враждебные», раздуваемые духом русской революции. Не раз и не два промелькнет в его письмах той поры фраза: «Читаю более все священные книги, нахожу большое утешение в них».

Но при этом лицо девушки не омрачено страданием, которое камнем ложится на душу. Предвкушает глава монастыря богатые поступления в казну заведения, приданого царевны. В «Посещении царевной женского монастыря» Суриковым взят не исключительный случай (как борьба боярыни Морозовой или царевны Софьи, когда русская женщина так или иначе восставала против господствующих представлений и порывала с установленными для нее правилами жизни), а то распространенное явление, когда женщина Древней Руси безропотно подчиняется господствующим правилам и понятиям, не давая себе отчета в том ужасе, который ее ожидает в монастыре-склепе. Вместе с тем и будничности, обыденности в характере изложения здесь тоже нет. С любопытством, может быть и с завистью, поглядывают они на нее. В следующем столетии мифология в чистом виде перестала играть ведущую роль и жизнь русского общества со второй половины XIX века характеризуется заострением духовно-нравственных проблем и там, где поиск их решения определялся православным мировоззрением использование церковных символов закономерно выходит на первый план, вот таким образом язык сказаний, которыми всегда владели исторические художники (впрочем иногда и фольклористы и даже пейзажисты), получил весьма широкое распространение.

Описание картины 
«Посещение царевной 
женского монастыря»

Описание картины «Посещение царевной женского монастыря»

Обступили царевну монастырские насельницы. Художник не концентрируется на выявлении ее характера, психологии. Так возникло автобиографическое произведение «Исцеление слепорожденного», которое сейчас находится в собрании Троице-Сергиевой лавры.

То есть что такое исповедальность. «Посещение царевной женского монастыря» – последняя историческая картина Сурикова. Еще в 1884 году Суриков писал своему педагогу по Академии Павлу Петровичу Чистякову из Венеции, делясь своими впечатлениями о мозаиках в соборе Сан-Марко, в частности, мозаикой на сюжет об Адаме и Еве: «Я в старой живописи, да и в новейшей, никогда не встречал, чтобы с такой психологической истиной была передана эта легенда».

Посещение царевной женского монастыря Суриков Картина

Сто лет понадобилось для того, чтобы художники обрели это качество. Внимательно следит она за строгим соблюдением всех мелочей церемонии. Такого ей не видать, когда она будет жить в монастыре. «Женский лик, – приговаривал он, – я очень любил неиспорченный ничем, нетронутый».

Но юная царевна и не заслужила и не хочет переезжать сюда. Я привожу эти слова здесь для того, чтобы показать, что изначально для Сурикова самое понятие «психологическая истина», родившееся в храме от созерцания иконописных мастеров XIII – XIV веков, заключало в себе в равной мере и эмоциональную характеристику и эстетический и религиозный смысл, то есть выражало духовную полноту художественного воплощения. А в довершение ко всему из-за очень сильного нервного потрясения отказали кисти рук.

Лицо девушки озаряет какая-то детская мечтательность и настоящая вера. Эта работа стала последним значительным произведением Суриков. Выходить замуж за равных по «крови» и «сану» иноверцев им запрещала церковь соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю поэзией" монастырской жизни».

Картина Посещение 
царевной женского 
монастыря Василия

Картина Посещение царевной женского монастыря Василия Сурикова

Главная роль в композиции отведена именно ей. Она опустила вниз глаза, словно не питая никакого интереса к царевне и к происходящему. Рядом с ней, за старым подсвечником, – молодая монахиня в черном куколе.

Не владея этим языком, трудно распознать в картине Васнецова «Богатыри» за внешней завесой фольклора апокалипсический смысл выстроившихся в ряд коня белого, коня вороного, коня рыжего, особенно если учесть, что в христианстве конь есть символ движения и даже войны. Она внимательно смотрит вправо – все ли идет так, как положено, по заведенному порядку.

Это твоя обязанность. Суриков был одним из тех, для кого эти слова Достоевского были очень близки и понятны, хотя бы уже потому, что раскрывали природу того жизненного и душевно-духовного уклада, который и вмещал для художника само понятие «русская старина». Марина Петрова: Об этом можно поговорить на примере картины Сурикова «Посещение царевной женского монастыря», созданной в 1912 году.

Суриков блестяще владел этим языком иносказаний и вне его не существует практически ни один шедевр мастера, но именно в «Царевне» и сам сюжет и та специфическая среда, в которой разворачивается действие, позволили раскрыть неоднозначный смысл иносказательного языка Церкви. Главная роль в композиции отведена царевне. В период работы над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах игуменьях, говоря: «Фальшивые все». В нем ее идеалы, вся правда и истина жизни».

Сочинение-описание 
картины Сурикова 
«Посещение царевной

Сочинение-описание картины Сурикова «Посещение царевной женского монастыря»

Не случайно после окончания Академии художеств Суриков приезжает в Москву. И Суриков выстраивая композицию, соблюдает это правило, но мало интересуется дорогой фактурой дорожки, то есть сводит на «нет» ее материальную и декоративную ценность.

Тяжелым золотом сверкают оклады монастырских образов. Эта икона здесь не очередная в общем наборе икон. По своему чину это, вероятно, «боярышня-девица», сверстница царевны, которую держат в дворцовом тереме для игр и забав. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: «Там фальшиво все». В этом, на мой взгляд и состоит психологическая истина картины Сурикова «Посещение царевной женского монастыря», картины – пророчества, картины – завещания. На ее совсем еще молодом красивом лице – особенная, страшная печать отрешенности, присущая обитательницам монастыря, «отрекшимся от помыслов земных».

Рассказывали, как Василий Иванович в последние годы жизни, когда знаменитая картина (Христос Иванова) была уже в лучших условиях, стояла в помещении с верхним светом приходил в Румянцевский музей за час, за два до его закрытия и, одинокий, оставался перед картиной, стоял, садился, снова вставал, подходил к ней вплотную, впиваясь в нее, ерошил свои волосы и с великим волнением уходил домой, чтобы опять прийти, опять насладиться, приходить в смущение и восторг от того, что видел своим духовным оком, оком творца Морозовой, Меншикова, Ермака. Как известно, обычно в храмах в честь высокого гостя для придания торжественности, праздничности выстилают красную дорожку. Образ мамки – типичный образ старой Руси – очень убедителен. Тема картины – трагическая судьба русских царевен.

Сочинение по картине 
Сурикова Посещение 
царевной женского

Сочинение по картине Сурикова Посещение царевной женского монастыря

Это равнодушие сразу же выделяет ее из толпы любопытствующих монахинь. То, что она сейчас видит и пугает и напрягает девушку.

Марина Петрова: Да, безусловно. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Справа за царевной пожилая боярыня – мамка – в меховой шапке и пестром узорном платке.

– Я теперь всегда полагаюсь на него и никогда не обманываюсь». Ее появление более чем органично как дальнейшая, эмоционально нарастающая словом молитвы к «Благой Заступнице ненавидимых и гонимых, ради неприятелей низложения, во бранях крепкой помощнице».

Картина Посещение 
царевной женского 
монастыря – Суриков

Картина Посещение царевной женского монастыря – Суриков Василий

Но удивительное дело – среди всех присутствующих в монастыре молится она одна. В те же самые годы духовный писатель Нилус с тревогой и болью отмечал: «Что-то грозное, стихийное, как тяжелые свинцовые тучи, навалилось непомерной тяжестью над когда-то светлым горизонтом православной России». На дальнем плане в арочной нише хорошо просматривается представшая во всей простоте и ясности настенная роспись «Богоматерь «Знаменье» в окружении архангелов Михаила и Гавриила».