Пустынник Автор Картины

Картина Михаила Нестерова Пустынник: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

«Пустынник», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Темные одежды подчеркивают мягкий свет, словно исходящий от лица старика. Все предельно просто и это сближает природу и человека. В нём царит тишина и медлительность, сказочная отчужденность иллюзорного мира. Пейзаж Нестерова – это пейзаж среднерусский, скорее северный. Родители были людьми глубоко верующими. Это эпический образ родины, знакомый по многим картинам Нестерова. Нестеров пытается ответить на вопросы: Кто мы. Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского».

Начав с жанровых картин в духе передвижников («Знаток», 1884, ГТГ) и исторических композиций («До государя челобитчики», 1886, частное собрание, Москва), с конца 80-х гг. Человеческие фигуры появились позже. Окружающая природа служит лишь подтверждением этому. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Согласно преданию, юному Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия) никак не давалась грамота. С другой стороны – славянофилы видели в них истинных носителей «русского духа», силу, которая одна лишь может защитить Россию от надвигающейся с Запада угрозы, экспансии западных ценностей.

Сочинение по картине 
Нестерова Пустынник

Сочинение по картине Нестерова Пустынник

Он рад первому снегу, несильному морозцу, разлитой вокруг благодати. Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Первоначально он написал картину Святая Русь. Нестеров особенно почитал Достоевского.

В одной руке старик держит посох, в другой четки. Затем художник побывал в Греции и Италии. В своих воспоминаниях Булгаков раскрыл намерение Нестерова: Это был, по замыслу художника, не только портрет двух друзей. Закончена она была в разгар войны и отразила тревогу художника за судьбы родины. Нестеров стал переписывать голову пустынника, но не мог вернуть лицу прежнее выражение, его «душу», что было очень важным для него. Вглядитесь в лицо старца на картине. Портрет рожден страхом за ее жизнь и потребностью запечатлеть любимые черты. Другой тип портрета – это портрет-обобщение, портрет-биография иногда – портрет-символ.

Нестеров мастерски изобразил в картине полное единение человека и природы. Идет война, близится революция. Учился в МУЖВЗ (1877-81 и 1884-86) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (1881-84) у П. П. Чистякова.

Сочинение по картине 
Нестерова «Пустынник»

Сочинение по картине Нестерова «Пустынник»

Еще одной картиной, которую художник написал в окрестностях Сергиева Посада, станет «Под Благовест». И Левитан и Суриков одобрили новую работу, но последнему не понравилась фактура головы. Полотно отличается удивительной гармонией колорита. Он не вводит в картину Христа, помня о прежних неудачных попытках, а может быть и о мнении Льва Толстого, считавшего эту задачу невыполнимой.

Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Одежда его проста. Как бывает с животными, которые уходят умирать в другое место. Природа и одинокий скиталец слились воедино, они части одного целого. На картине можно также увидеть Достоевского, Толстого и Соловьева.

Только одна картина 
— Михаил Васильевич 
Нестеров «Пустынник»

Только одна картина — Михаил Васильевич Нестеров «Пустынник» (1888-1889)

В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. Он почти протер холст до дыр, но ничего не получалось. На правом плане обращает на себя внимание Христова невеста с горящей свечой в руке.

Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы. В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель». Его лицо обрамляет седая борода, в руке трость, а на лице легкая улыбка. Мастер обрадовался, что коллекционер принял его дар с искренней благодарностью. Продолжая работать над циклом о Сергии, Нестеров написал картину «Юность Сергия Радонежского» (1892–1897, Третьяковская галерея, Москва). Недвижные воды, в которых отражаются замершие леса. Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца из старинного купеческого рода Ростовцевых.

Ему хорошо и приятно даже в этой обстановке. Работая над картиной «За приворотным зельем», Нестеров задумал новое полотно.

Другие картины Михаила 
Васильевича Нестерова

Другие картины Михаила Васильевича Нестерова

Она еще находилась в мастерской, когда разразилась Февральская революция. Его лапти промокли и одет он не так тепло, как подобает. В коричневато-сером колорите картины еще сохраняется воздействие передвижнической живописи, но это уже неповторимый нестеровский мир Святой Руси. Сочинение по картине М. В. К последней и держат свой путь седовласый старец и юноша. Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы»— на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой.

Эта картина становится первой работой в новом для мастера жанре портрета. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). Он превратно ее в нестеровскую девушку. Нестеров умер во второй год Великой Отечественной войны.

Нестеров неоднократно избирает себя в качестве модели. Нестеров, по свидетельству художника В. Н. Бакшеева, во время учебы в Московском Училище живописи зачитывался романами Мельникова-Печерского, «восхищаясь поэтическими картинами русской природы и старинного русского быта». Портрет понравился многим, а сам мастер считал его одной из лучших своих работ. Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг» имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу.

Композиции предшествовала длительная подготовительная работа. Этот выдающийся мыслитель, ученый, предвосхитивший многие идеи семиотики, погиб в 1934 году в сталинских лагерях. в том немногом (одна фигура человека, одна елочка, одна гроздь рябины), что изображено в картине, Нестеров открывает поэтическую прелесть подробностей. Как бывает с животными, которые уходят умирать в другое место. Ему нет надобности нести с собой много. «Настроение»— это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. Если на двух предыдущих картинах трилогии присутствует Христос, то здесь его уже нет.

Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная Михаилом Нестеровым во время его жизни в Сергиевом Посаде. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Всю эту красоту он видел с террасы дома в Абрамцево. 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. В полной мере это относится к его Пустыннику.

Описание настроения 
картины Пустынник

Описание настроения картины Пустынник

Нет мирской суеты и заботы. М. В. Он как бы прислушивается к тому, что говорит ему рябина, каждая травинка.

Он написал своего пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, привлеченный его детской улыбкой и глазами, светящимися бесконечной добротой. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Зритель вместе с пустынником рассматривает землю. Вся эта толпа движется вдоль берега Волги. Куда идем.

Сначала художник колебался, принять ли это предложение. 1888-89, «Видение отроку Варфоломею», 1889-90, — оба в ГТГ). Горький даже побывал на полотне в толпе богоискателей, но художник убрал его. Жена, Екатерина Петровна Нестерова изображена в интерьере киевской квартиры.

Он рад первому снегу, несильному морозцу, разлитой вокруг благодати. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к побежденному свершению, которое нынче созерцаем. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». В семье родилось двенадцать детей, но в живых осталось лишь двое: Михаил и его сестра Александра. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой.

Картину объявили неудачей. В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова. В 1916 году Нестеров завершил работу над большой картиной «Душа народа» («На Руси», Третьяковская галерея, Москва). Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу.

Описание картины 
Михаила Нестерова 
«Пустынник»

Описание картины Михаила Нестерова «Пустынник»

Последнее было весьма близко умонастроениям Нестерова. Вот таким образом даже на стенах церкви он стремится создать станковую картину. Сколько в нем одухотворенности. Некоторые пытались толковать смысл картины как апологию женского иночества, как поэтическое узаконение женского страдания, однако это не так. Это смысловой центр картины. Время согнуло старца, но он не замечает ни бега времени, ни суетности мира.

Позже она получила название На Руси (Душа народа). Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). Булгакова и П. А.

Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея. Он как бы прислушивается к тому, что говорит ему рябина, каждая травинка. Ее композиция созревает в живых наблюдениях около Троице-Сергиевой лавры. Нестерова Пустинник. Картины Михаила Нестерова полны правдивости и натуральности. Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова.

Вечереет. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой. Такой увидел ее художник. Исчерпал себя и миф о Святой Руси. Итогом творческих исканий этого периода стало большое полотно «Святая Русь» (1905, Русский музей, Санкт-Петербург), над которым Нестеров работал пять лет.

Нестеров очень внимательно изучал и зарисовывал старинные одежды, писал знамена и бармы прошлых столетий в Оружейной палате, куда ездил ежедневно. Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость». Они были рождены любовью и нежностью к близким – жене и дочери.

  1. Михаил Васильевич Нестеров» Картины, живопись» Пустынник, 1888-1889
  2. Картина Пустынник Михаила Нестерова
  3. Нестеров Михаил Васильевич (1862 – 1942)
  4. Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942)
  5. Михаил Нестеров: художник, который написал «Душу народа»
  6. Творчество русского художника Михаила Васильевича Нестерова

Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души— чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита. Художник относится к ним как к живым существам.

И он «портретирует» ее внимательно и проникновенно. Лицо Нестерова строго и сурово, черты его обострены тяжелым раздумьем. Нестеров долго не мог найти модель для отрока. И действительно автор приметил чистого душой и сердцем монаха в Троице-Сергиевой лавре. Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни— Отрок Варфоломей, к концу— Душа народа». внизу с левой стороны картины.

Все церковные заказы отпали. И пусть увидят и поймут его люди века XXI. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор.

Все они написаны в традициях русского передвижничества. Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927г. Ему нет надобности нести с собой много. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Но он словно не замечает суровой погоды, а с привычным терпением принимает все тяготы и лишения.

  • Образ святого Антония в искусстве
  • Михаил Нестеров — Пустынник, 1888
  • Пустынник, 1888, Нестеров Михаил Васильевич
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Пройдет много времени и он напишет своему другу: «Сегодня видел оригинал «елочки» для «Пустынника», за 18 лет она стала елью, кудрявой, стройной». С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Откуда мы.

Эта людская лавина движется за ребенком, который единственный с открытым и чистым сердцем может «догнать» Бога.

  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890)
  • Отправить запрос на изготовление копии

Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы.

Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. После Октябрьской революции Нестеров стал преимущественно портретистом. В портрете С. Н. Тихая умиротворенность сообщается всему пейзажу. Она должна была стать выражением сокровенных нестеровских мыслей. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением.

Похоже, что и для Нестерова он является таковым. Нестеровы водили детей в театр и заезжий цирк, после чего Михаил и Александра устраивали собственные представления. Нестерова должен был посетить П. М. Третьяков и художник страшно боялся, что знаменитый коллекционер увидит «Пустынника» без головы. С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. Для этого требуются годы упорного труда и душевной борьбы, но результат стоит того. «Пустынник» привлек внимание необычностью: слишком большими размерами холста, что не характерно для такой камерной темы и колоритом, выдержанным в гамме светло-зеленых, серебристо-серых, синеватых оттенков. Время согнуло старца, но он не замечает ни бега времени, ни суетности мира.

Здесь он также изучал лишь памятники византийского искусства и не тратил времени на другие шедевры зодчества и живописи. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Состоянием полной гармонии наполнено полотно. Окружающая природа служит лишь подтверждением этому. Весной 1902г. Именно ребенок оказывается самым совершенным выражением души народа.

Эта картина— «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии. Человек сливается с окружающей природой, становится ее частичкой. Даже борода у старца цвета увядшей травы. По его словам, он испытал «молниеносную любовь». Он идет и улыбается- ему нипочем эта стужа.

Нестеров согласился. Пейзаж конкретен – это Волга у Царева кургана, но обладает эпической ширью. Он старается ступать осторожно, словно боясь нарушить эту патриархальную тишину. Старец слегка наклонил голову.

Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. Улыбка скитальца говорит нам, что он по-настоящему счастлив. После встречи с монахом, мальчик начал бегло читать. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения.

Михаил Васильевич 
Нестеров» Картины, 
живопись» Пустынник,

Даже борода у старца цвета увядшей травы. Когда картина была готова, художник стал показывать ее своим друзьям. Герои становятся частью природы, умиротворенной и затаившей дыхание перед чем-то великим.

но и духовное видение эпохи. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь. За девушками следует старуха с девочкой. И эта гармония предается зрителю, наполняя душу покоем и светлой радостью. Она в это время перенесла тяжелую операцию и ожидала вторую. Образ мальчика был написан художником со своего сына Алексея.

Сколько в нем одухотворенности. Обычно на картинах Нестерова – весна или осень, реже – зима или лето. В его облике нет теплоты, он слишком холеный, надменный, начальственный. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. Он – его часть, его продолжение.

У Нестерова это мир идеального старообрядчества. Художник был расстроен, т. к. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Нестерова упрекали в том, что Христос на картине слишком похож на простого человека. Много радости мальчику приносило и общение с природой, когда мать возила сына и дочь на тарантасе на прогулки по берегу реки Белой.

Вот она эта самая "Святая Русь". Он – его часть, его продолжение. Однако в самой картине нет движения и динамики. В толпе — Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Соловьев.

Вечереет. Но, несмотря на реалистичность пейзажа и образов (все фигуры, кроме Христа и святых, написаны с натуры), картина получилась надуманной, лишенной жизненной убедительности. Все, что ему нужно, дает природа: приют, отдых, пищу. Христианство для этого, в сущности, нигилиста, озорника мысли есть несравненная тема.

Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Л. Толстой сравнил Христа с «итальянским тенором», а картину назвал «панихидой русского православия». Глубокий внутренний лад связывает человека и природу.

Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова. В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина». А еще необходимо показывать свою любовь, ведь мудрость, которую они накопили с годами, способны передать нам, в советах. Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой. Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), русский и советский художник.

В природе – утверждает художник – ничто не безлико. Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. И лицо светится каким-то детским счастьем. Обостренная композиция яснее выражает мысль художника.

Вскоре он приступил к созданию «Пустынника» (1888–1889, Третьяковская галерея, Москва). Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси». Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. В нем художник всматривается в лицо человека, пытается разгадать сущность его характера. Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. Два типа портретов сосуществуют в творчестве Нестерова.

Не случайно первоначально картина называлась «Христиане». Фигуры святых Нестеров взял из своих прежних работ. Булгакова и П. А. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3).

По великим праздникам, на Пасху и Рождество, в доме принималось множество гостей. У самой реки — одинокая худенькая фигура мальчика (моделью для этого образа стал сын живописца, маленький Алеша Нестеров), легко ступающего по земле. Новой здесь оказалась не только манера подачи пустынника, но и окружающий его пейзаж, такой же тихий и одухотворенный. Задача была не из легких.

«Видение отроку Варфоломею» – стала первой картиной идея которой возникла во время посещения имения Абрамцево, куда он был приглашен женой Мамонтова Елизаветой Григорьевной. Автопортрет – это размышление художника о своем месте в искусстве и жизни. В картине Христос присутствует лишь в виде старинной потемневшей иконы Спаса.

Оба лица выражали одно и то же постижение, но по-разному, одному из них как видение ужаса, другое же как мира, радости, победного преодоления. Вскоре после появления «Видения отрока Варфоломея» Нестерову предложили сделать росписи Владимирского собора в Киеве вместе с В. М. Васнецовым. Первые этюды к ней художник начал создавать еще в год написания «Святой Руси». В одной руке старик держит посох, в другой четки. Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского.

По его лицу видно, что он живет в полной гармонии с миром. Иным настроением проникнут портрет дочери Ольги. Елочка для Нестерова – не представитель вида, а «личность». Член ТПХВ (с 1896, экспонент с 1889). Картина была написана в год 70-летнего юбилея Виктора Михайловича. Ей дорога в жизнь, только в жизнь. Замысел цикла картин, посвященных жизни Сергия Радонежского, появился у Михаила Васильевича во время пребывания в Сергиевом Посаде.

Все это сливается с пустынником в единый одухотворенный мир. Лишь на одном из первоначальных эскизов толпа народа идет за Христом. И лицо светится каким-то детским счастьем. Интересно, что в первом варианте «Пустынника» (1888), принадлежащем Русскому музею, земля занимает меньшую часть холста, ноги старца срезаны рамой. Образ любимой жены был создан Нестеровым в их киевской квартире. В 1905—1906гг.

Выдающийся художник-сказочник изображен сидящим в своей мастерской на фоне икон. Пейзаж за окном – коттеджи, построенные для сотрудников Павлова – виден словно бы в туманной дымке. На картине Михаила Васильевича Нестерова «Пустынник» изображен старец-пустынник, человек, который ушел от всего мирского в уединение и молитвы. В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. Дали, открывающиеся с высоких холмистых берегов реки Белой. Главная тема картины— реквием по несбывшемуся счастью.

Пришлось переписывать все заново. В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»). Старец слегка наклонил голову.

Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (18971898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». Отец, Василий Иванович Нестеров (18181904), человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. Но Нестеров был не монументалистом по характеру своего дарования, а лириком. Глаза старца-пустынника светятся какой-то неземной добротой, как у Иисуса Христа на иконах.

Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Нет мирской суеты и заботы.

Почти все крупные фигуры написаны с натуры. Вглядитесь в лицо старца на картине. Неудачной оказалась левая часть композиции с изображением Христа и святых. Неторопливое движение странника направлено к зрителю, создавая ощущение встречи в пути.

На картине изображен странствующий старец на фоне ранней зимы. Но старцу все нипочем. Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная художником во время его жизни в Сергиевом Посаде. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. Ольга вспоминала, что она не была столь печальной.

Все это сливается с пустынником в единый одухотворенный мир. В тот же период среди интеллигенции распространился интерес к старообрядчеству. Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг.

Нестеров мастерски изобразил в картине полное единение человека и природы. Картина изображает отшельника, неторопливо бредущего по тропке пустынного берега реки. Скромно желая всем добра, святой человек отождествляет на картине миролюбие Руси Святой. В лучах заходящего солнца горят кресты храма. Третьяков не выразил желания приобрести ее для своей галереи. С 1889 года учавствовал в выставках передвижников. Человек сливается с окружающей природой, становится ее частичкой.

За фигурой писателя он поместил его героя, русского инока Алешу Карамазова. Тема ее не была такой уж новой, к ней обращались многие художники академического и передвижнического направления. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. Одежда его проста.

Такой портрет строится традиционно: лицо и фигура модели обращены к зрителю. Уже кое-где лежит снег, а странник одет в легкую накидку. Все, что ему нужно, дает природа: приют, отдых, пищу. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Именно он, по мнению Нестерова, ближе всего к Богу, к Царствию Небесному, куда придут все, но одни быстро и радостно, другие же медленно, в серьезных раздумьях. Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы.

Красота – она под ногами, как бы говорит мастер. Здесь же церковь, часовенка. Необычен и сам образ человека, окруженного спокойной осенней природой.

Один – аналитический, во многом похожий на портретный этюд. На художника снова обрушились критики, которые увидели в картине недоверие к официальному православию и неканоническую «картинность» в изображении Христа и святых. Выходец из провинциальной купеческой среды, он закончил Московское училище живописи. Дочери предстоит еще одно хирургическое вмешательство – трепанация черепа.

Он счастлив, так как все законы природы, смена времен года – она незыблема и постоянна. Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Это была не первая его попытка. Но красиво очень, слов нет – и очень волшебно и символично, но и не верится.

Его героини приходили сюда в переломный момент жизни. Судьба Флоренского оказалась трагичной. Картина получилась слабее «Пустынника» и «Видения отрока Варфоломея». Состоянием полной гармонии наполнено полотно.

Последним его произведением стал пейзаж Осень в деревне – уголок русской природы. В те годы пользовались большим успехом романы П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На Горах», посвященные старообрядцам. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. В портретах С. Н. На картине к скиту, затерянному в глухой лесистой долине, приходят стар и млад, каждый со своей бедой. В конце концов мастер добился желаемого результата. По его лицу видно, что он живет в полной гармонии с миром.

В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви. Глазу зрителя видны редкая елка и красная рябина – главные герои пейзажей Нестерова. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Он ценит каждый момент этой жизни.

Л. Н. Толстой удивительно точно назвал ее «панихидой русского православия». В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские герои. Нестеров в поисках духовно-религиозного и этического идеала обратился к воплощению просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших мирской суетой («Пустынник». С одной стороны, еще с 60-х годов многие искали в старообрядчестве «революционную силу», видели в этом явлении форму протеста существующему порядку. Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Девушка в пышном бальном платье на мгновение присела на старинный диванчик, чтобы в следующее мгновение закружиться в вихре бала.

Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Первая крупная работа живописца. И вслед за стужей обязательно придет тепло. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». Однако, он идет и улыбается тому, что видит. Позднее Нестеров подарил «Юность Сергия Радонежского» и две другие работы из этого цикла (триптих «Труды Сергия Радонежского» и полотно «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием») галерее Третьякова.

Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого. На стене – картина Бенуа «Сентиментальная прогулка». Навстречу им из-за ограды выходят Христос и святые, наиболее почитаемые на Руси заступники – Николай, Сергий и Георгий (Егорий Храбрый – герой русских былин).

Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея.

И никогда не бушуют бури, не льют дожди, не гнутся под покровами ветра деревья. Автор воспринимал их исключительно как живых, как главных составляющих русской природы. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе.