Пустынник Картина Нестерова
Первой значительной картиной, которая стала свидетельством самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах. Картина Михаила Нестерова Пустынник: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
«Пустынник», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины
Но Нестеров был не монументалистом по характеру своего дарования, а лириком. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь. Начав с жанровых картин в духе передвижников («Знаток», 1884, ГТГ) и исторических композиций («До государя челобитчики», 1886, частное собрание, Москва), с конца 80-х гг.
Вскоре после появления «Видения отрока Варфоломея» Нестерову предложили сделать росписи Владимирского собора в Киеве вместе с В. М. Васнецовым. Пустынник одет в потрепанную, старую, но при этом аккуратную одежду. Она в это время перенесла тяжелую операцию и ожидала вторую. Он ценит каждый момент этой жизни.
Обостренная композиция яснее выражает мысль художника. За фигурой писателя он поместил его героя, русского инока Алешу Карамазова. Вскоре он приступил к созданию «Пустынника» (1888–1889, Третьяковская галерея, Москва). Красота – она под ногами, как бы говорит мастер.
Ей дорога в жизнь, только в жизнь. Интересно, что в первом варианте «Пустынника» (1888), принадлежащем Русскому музею, земля занимает меньшую часть холста, ноги старца срезаны рамой. С одной стороны, еще с 60-х годов многие искали в старообрядчестве «революционную силу», видели в этом явлении форму протеста существующему порядку. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Мастер обрадовался, что коллекционер принял его дар с искренней благодарностью. В конце концов мастер добился желаемого результата.
Нестеров в поисках духовно-религиозного и этического идеала обратился к воплощению просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших мирской суетой («Пустынник». Это была не первая его попытка. Булгакова и П. А.
В природе – утверждает художник – ничто не безлико. Первой работой, вкоторой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста». Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. Глазу зрителя видны редкая елка и красная рябина – главные герои пейзажей Нестерова.
По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». Вся эта толпа движется вдоль берега Волги. Как бывает с животными, которые уходят умирать в другое место.
Сочинение по картине Нестерова Пустынник
Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. В1886году, спустя год после свадьбы, вовремя родов скончалась его жена Мария. Его лицо обрамляет седая борода, в руке трость, а на лице легкая улыбка. Навстречу им из-за ограды выходят Христос и святые, наиболее почитаемые на Руси заступники – Николай, Сергий и Георгий (Егорий Храбрый – герой русских былин). Продолжая работать над циклом о Сергии, Нестеров написал картину «Юность Сергия Радонежского» (1892–1897, Третьяковская галерея, Москва). Портрет понравился многим, а сам мастер считал его одной из лучших своих работ.
Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. Л. Толстой сравнил Христа с «итальянским тенором», а картину назвал «панихидой русского православия». Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея.
Его лапти промокли и одет он не так тепло, как подобает. В картине Христос присутствует лишь в виде старинной потемневшей иконы Спаса. На картине можно также увидеть Достоевского, Толстого и Соловьева.
Но старцу все нипочем. Родился Михаил Нестеров в1862 году вУфе. В те годы пользовались большим успехом романы П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На Горах», посвященные старообрядцам.
Вечереет. Елочка для Нестерова – не представитель вида, а «личность». Еще одной картиной, которую художник написал в окрестностях Сергиева Посада, станет «Под Благовест». В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Недвижные воды, в которых отражаются замершие леса. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением.
Сочинение по картине Нестерова «Пустынник»
Нестеров неоднократно избирает себя в качестве модели. О стариках нужно заботиться и проявлять уважение к возрасту, не позволять бездумно собрать вещи и направится в неизвестную путь-дорогу. Картина получилась слабее «Пустынника» и «Видения отрока Варфоломея». Вот таким образом даже на стенах церкви он стремится создать станковую картину.
Еечертами наделяет художник героиню своей картины. На стене – картина Бенуа «Сентиментальная прогулка». Учился в МУЖВЗ (1877-81 и 1884-86) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (1881-84) у П. П. Чистякова. Его семья была купеческой, родители— хорошо образованными людьми широких взглядов. К последней и держат свой путь седовласый старец и юноша.
Нестеров не стремится сделать девушку олицетворением революции, но прав был Горький, когда заметил, что эта не-стеровская девушка в монастырь не уйдет. Он счастлив, так как все законы природы, смена времен года – она незыблема и постоянна. У Нестерова это мир идеального старообрядчества. Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу.
Пейзаж конкретен – это Волга у Царева кургана, но обладает эпической ширью. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. В портретах С. Н.
В нём царит тишина и медлительность, сказочная отчужденность иллюзорного мира. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой. Все церковные заказы отпали. Третьяков не выразил желания приобрести ее для своей галереи. Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала.
И никогда не бушуют бури, не льют дожди, не гнутся под покровами ветра деревья. В 1916 году Нестеров завершил работу над большой картиной «Душа народа» («На Руси», Третьяковская галерея, Москва). Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова. Композиции предшествовала длительная подготовительная работа. Итогом творческих исканий этого периода стало большое полотно «Святая Русь» (1905, Русский музей, Санкт-Петербург), над которым Нестеров работал пять лет. Иным настроением проникнут портрет дочери Ольги. Именно ребенок оказывается самым совершенным выражением души народа. Нестеров долго не мог найти модель для отрока.
Позже она получила название На Руси (Душа народа). Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Умиротворенному настроению старца словно бы вторит тишина вечерней, отходящей ко сну осенней природы. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Описание картины Нестерова «Пустынник»
В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Все тихо, благолепно, все проникнуто тютчевским ощущением того, что сквозит и тайно светит в красоте русской природы. Не случайно первоначально картина называлась «Христиане». То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к побежденному свершению, которое нынче созерцаем. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви.
Лицо Нестерова строго и сурово, черты его обострены тяжелым раздумьем. Лишь на одном из первоначальных эскизов толпа народа идет за Христом. В семье родилось двенадцать детей, но в живых осталось лишь двое: Михаил и его сестра Александра.
Только одна картина – Михаил Васильевич Нестеров «Пустынник» (1888-1889)
Картина была написана в год 70-летнего юбилея Виктора Михайловича. Он написал старообрядческий скит, затерявшийся в лесной глуши – такие он видел на родине и в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. Они были рождены любовью и нежностью к близким – жене и дочери. Полотно отличается удивительной гармонией колорита. Нестеров согласился.
За девушками следует старуха с девочкой. Можно только гадать, несчастная ли любовь причина их ухода из мира или просто отвращение к его грязи и пошлости. Это эпический образ родины, знакомый по многим картинам Нестерова. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль.
Только одна картина — Михаил Васильевич Нестеров «Пустынник» (1888-1889)
Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. Вслед за ней прогремела Октябрьская и Святая Русь Нестерова ушла, чтобы никогда уже больше не вернуться. Фигуры святых Нестеров взял из своих прежних работ. Витоге втворчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой». Его героини приходили сюда в переломный момент жизни. Похоже, что и для Нестерова он является таковым.
Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Картину объявили неудачей. Она еще находилась в мастерской, когда разразилась Февральская революция. Жена, Екатерина Петровна Нестерова изображена в интерьере киевской квартиры. С 1889 года учавствовал в выставках передвижников.
Трава почти желтая, а водная гладь до сих пор не покрыта льдом. Автопортрет – это размышление художника о своем месте в искусстве и жизни. В обилии коричневых и сероватых тонов полотна заметно влияние живописи передвижников, но все же это уже воплощение никем не повторенного личного мира Святой Руси Нестерова.
Портрет рожден страхом за ее жизнь и потребностью запечатлеть любимые черты. В портрете С. Н. Две пожилые женщины на правом плане, поддерживающие больную девушку, – это сестра и мать художника. Он знает, что скоро осенняя палитра сменится суровой белоснежной зимой. Закончена она была в разгар войны и отразила тревогу художника за судьбы родины.
Перед толпой, намного опередив ее идет мальчик в крестьянском платье с котомкой за плечами и с расписным туеском в руке. После Октябрьской революции Нестеров стал преимущественно портретистом. Необычен и сам образ человека, окруженного спокойной осенней природой. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Природа и одинокий скиталец слились воедино, они части одного целого.
Сочиненин по картине Нестерова Пустынник
Последним его произведением стал пейзаж Осень в деревне – уголок русской природы. Эти картины отличаются вниманием кличности портретного героя иего роду занятий. Новой здесь оказалась не только манера подачи пустынника, но и окружающий его пейзаж, такой же тихий и одухотворенный. В нем художник всматривается в лицо человека, пытается разгадать сущность его характера. Однако, он идет и улыбается тому, что видит. Вот она эта самая "Святая Русь".
Эта картина становится первой работой в новом для мастера жанре портрета. Ввозрасте 12лет его отправили учиться вреальное училище, ноуже через два года онпоступил вМосковское училище живописи, ваяния изодчества. Дочери предстоит еще одно хирургическое вмешательство – трепанация черепа. Образ любимой жены был создан Нестеровым в их киевской квартире. Художник не делал набросков к портрету, он писал его прямо с натуры, стараясь поймать секунды жизни любимой женщины, словно предчувствуя разлуку с ней.
Создать лирический портрет – именно такую цель художник ставит перед собой в портрете дочери, Веры Михайловны Титовой, написав ее в интерьере музея 1840-х годов. Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого. Седовласый старец смотрит на зрителя сверху вниз, но в его взоре нет высокомерие, скорее подчеркивается значительность его личности. Член ТПХВ (с 1896, экспонент с 1889). Горький даже побывал на полотне в толпе богоискателей, но художник убрал его. Нестеров умер во второй год Великой Отечественной войны. Обычно на картинах Нестерова – весна или осень, реже – зима или лето.
Последнее было весьма близко умонастроениям Нестерова. Пейзаж Нестерова – это пейзаж среднерусский, скорее северный. Ольга вспоминала, что она не была столь печальной. Пройдет много времени и он напишет своему другу: «Сегодня видел оригинал «елочки» для «Пустынника», за 18 лет она стала елью, кудрявой, стройной». Именно он, по мнению Нестерова, ближе всего к Богу, к Царствию Небесному, куда придут все, но одни быстро и радостно, другие же медленно, в серьезных раздумьях. Одинокая елка уже почти зачахла, а гроздья красной рябины вот-вот опадут. Улыбка скитальца говорит нам, что он по-настоящему счастлив.
Другие картины Михаила Васильевича Нестерова
Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Задача была не из легких. Судьба Флоренского оказалась трагичной. «Видение отроку Варфоломею» – стала первой картиной идея которой возникла во время посещения имения Абрамцево, куда он был приглашен женой Мамонтова Елизаветой Григорьевной. Неудачной оказалась левая часть композиции с изображением Христа и святых.
Л. Н. Толстой удивительно точно назвал ее «панихидой русского православия». Выходец из провинциальной купеческой среды, он закончил Московское училище живописи. Нестеров, по свидетельству художника В. Н. Бакшеева, во время учебы в Московском Училище живописи зачитывался романами Мельникова-Печерского, «восхищаясь поэтическими картинами русской природы и старинного русского быта».
Но, несмотря на реалистичность пейзажа и образов (все фигуры, кроме Христа и святых, написаны с натуры), картина получилась надуманной, лишенной жизненной убедительности. Булгакова и П. А. В тот же период среди интеллигенции распространился интерес к старообрядчеству. Образ мальчика был написан художником со своего сына Алексея. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея. но и духовное видение эпохи.
Позднее Нестеров подарил «Юность Сергия Радонежского» и две другие работы из этого цикла (триптих «Труды Сергия Радонежского» и полотно «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием») галерее Третьякова. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. На правом плане обращает на себя внимание Христова невеста с горящей свечой в руке. Согласно преданию, юному Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия) никак не давалась грамота.
Он старается ступать осторожно, словно боясь нарушить эту патриархальную тишину. Он попытался показать на полотне всю христианскую Русь, весь народ, начиная от древнерусских князей и царей до своих современников. В лучах заходящего солнца горят кресты храма.
Однако в самой картине нет движения и динамики. Родители были людьми глубоко верующими. На картине изображен странствующий старец на фоне ранней зимы. в том немногом (одна фигура человека, одна елочка, одна гроздь рябины), что изображено в картине, Нестеров открывает поэтическую прелесть подробностей.
Описание настроения картины Пустынник
Нестерова упрекали в том, что Христос на картине слишком похож на простого человека. Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), русский и советский художник. Ему хорошо и приятно даже в этой обстановке. Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость».
Согласно легенде, будучи юным пастушком и бродя по полям в поисках стада, отрок Варфоломей встретил у дуба древнего старца, который предсказал ему великую будущность и великую ответственность за судьбы своей земли. По великим праздникам, на Пасху и Рождество, в доме принималось множество гостей. Но красиво очень, слов нет – и очень волшебно и символично, но и не верится. На художника снова обрушились критики, которые увидели в картине недоверие к официальному православию и неканоническую «картинность» в изображении Христа и святых. Изобразив Христа среди русских святых на фоне зимней природы Руси, мастер попытался выразить мысль о нравственном совершенствовании общества с помощью идеи христианства.
Картина изображает отшельника, неторопливо бредущего по тропке пустынного берега реки. Когда картина была готова, художник стал показывать ее своим друзьям. Такой портрет строится традиционно: лицо и фигура модели обращены к зрителю. Вечереет.
Почти все крупные фигуры написаны с натуры. Нестеров пытается ответить на вопросы: Кто мы. И вслед за стужей обязательно придет тепло. «Пустынник» привлек внимание необычностью: слишком большими размерами холста, что не характерно для такой камерной темы и колоритом, выдержанным в гамме светло-зеленых, серебристо-серых, синеватых оттенков.
Описание картины Михаила Нестерова «Пустынник»
Художник был расстроен, т. к. Всю эту красоту он видел с террасы дома в Абрамцево. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. Он идет и улыбается- ему нипочем эта стужа. Однажды он встретил в деревне крестьянскую девочку, худенькую и бледную после перенесенной болезни.
По его словам, он испытал «молниеносную любовь». Уже кое-где лежит снег, а странник одет в легкую накидку. Выдающийся художник-сказочник изображен сидящим в своей мастерской на фоне икон. И он «портретирует» ее внимательно и проникновенно.
- Михаил Васильевич Нестеров» Картины, живопись» Пустынник, 1888-1889
- Картина Пустынник Михаила Нестерова
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942)
- Творчество русского художника Михаила Васильевича Нестерова
- Нестеров Михаил Васильевич (1862 – 1942)
Куда идем. Один – аналитический, во многом похожий на портретный этюд. Первая крупная работа живописца. Такой увидел ее художник. Он превратно ее в нестеровскую девушку.
Под ихвлиянием ранние картины Нестерова созданы втрадициях передвижничества. Затем художник побывал в Греции и Италии. У самой реки — одинокая худенькая фигура мальчика (моделью для этого образа стал сын живописца, маленький Алеша Нестеров), легко ступающего по земле. В изображении этой группы проявилась любовь художника к самым близким для него людям и, возможно, это своего рода благодарственная молитва за спасение едва не погибшей от болезни дочери Ольги. Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли.
И Левитан и Суриков одобрили новую работу, но последнему не понравилась фактура головы. Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Первоначально он написал картину Святая Русь. Нестерова должен был посетить П. М. Третьяков и художник страшно боялся, что знаменитый коллекционер увидит «Пустынника» без головы.
- «Любовь ипотеря сделали меня художником»
- «Отрок Варфоломей» и«Святая Русь»
- О жизни и творчестве выдающихся художников
В Марфо-Мариинской обители он задумывает написать на стене трапезной картину Путь ко Христу. Здесь же церковь, часовенка. Христианство для этого, в сущности, нигилиста, озорника мысли есть несравненная тема. Он почти протер холст до дыр, но ничего не получалось. Печальному настроению, которым охвачен Варфоломей, вторит грустный осенний пейзаж, написанный неяркими, нежно-зелеными и золотистыми красками. С другой стороны – славянофилы видели в них истинных носителей «русского духа», силу, которая одна лишь может защитить Россию от надвигающейся с Запада угрозы, экспансии западных ценностей.
Зритель вместе с пустынником рассматривает землю. Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему.
Герои становятся частью природы, умиротворенной и затаившей дыхание перед чем-то великим. Два типа портретов сосуществуют в творчестве Нестерова. Другой тип портрета – это портрет-обобщение, портрет-биография иногда – портрет-символ. Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная художником во время его жизни в Сергиевом Посаде. Первые этюды к ней художник начал создавать еще в год написания «Святой Руси». Исчерпал себя и миф о Святой Руси.
В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Нестеров стал переписывать голову пустынника, но не мог вернуть лицу прежнее выражение, его «душу», что было очень важным для него. Человеческие фигуры появились позже.
Автор воспринимал их исключительно как живых, как главных составляющих русской природы. Активная жизнь каждой творческой личности ибыла основной темой портретов, написанных Нестеровым. Работая над картиной «За приворотным зельем», Нестеров задумал новое полотно. После встречи с монахом, мальчик начал бегло читать. Нестеров особенно почитал Достоевского.
Откуда мы. 1888-89, «Видение отроку Варфоломею», 1889-90, — оба в ГТГ). Если на двух предыдущих картинах трилогии присутствует Христос, то здесь его уже нет.
Она должна была стать выражением сокровенных нестеровских мыслей. Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. Это смысловой центр картины. В его облике нет теплоты, он слишком холеный, надменный, начальственный. Эта людская лавина движется за ребенком, который единственный с открытым и чистым сердцем может «догнать» Бога.
В толпе — Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Соловьев. Пришлось переписывать все заново. Идет война, близится революция. Явление Христа народу Нестеров решил перевести на русскую почву и показать явление Христа русскому народу. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь.
Дали, открывающиеся с высоких холмистых берегов реки Белой. Ее композиция созревает в живых наблюдениях около Троице-Сергиевой лавры.