Пустынник Нестеров Описание
Картина Михаила Нестерова Пустынник: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
«Пустынник», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины
Родители были людьми глубоко верующими. Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная художником во время его жизни в Сергиевом Посаде. В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова. Обостренная композиция яснее выражает мысль художника. Его лапти промокли и одет он не так тепло, как подобает. Все это сливается с пустынником в единый одухотворенный мир.
Но приступить к работе Нестеров смог только после итальянского путешествия – с большим воодушевлением он выполнил большое количество подготовительных этюдов и рисунков, в том числе и пейзаж, который позже ляжет в основу картины. Сколько в нем одухотворенности. Он как бы прислушивается к тому, что говорит ему рябина, каждая травинка.
В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»). Дочери предстоит еще одно хирургическое вмешательство – трепанация черепа.
Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. Нестерова должен был посетить П. М. Третьяков и художник страшно боялся, что знаменитый коллекционер увидит «Пустынника» без головы. Еще одной картиной, которую художник написал в окрестностях Сергиева Посада, станет «Под Благовест». Даже борода у старца цвета увядшей травы. Состоянием полной гармонии наполнено полотно. Затем художник побывал в Греции и Италии.
Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Он почти протер холст до дыр, но ничего не получалось. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3).
Помогите написать сочинение по картине нестеров пустынник
Художник относится к ним как к живым существам. Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Эта картина становится первой работой в новом для мастера жанре портрета. В конце концов мастер добился желаемого результата.
В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Выдающийся художник-сказочник изображен сидящим в своей мастерской на фоне икон. Картина изображает отшельника, неторопливо бредущего по тропке пустынного берега реки. Л. Н. Толстой удивительно точно назвал ее «панихидой русского православия».
- Сочинение по картине Нестерова Пустынник
- Михаил Васильевич Нестеров» Картины, живопись» Пустынник, 1888-1889
- Описание картины Нестерова «Пустынник»
- Сочинение по картине Нестерова «Пустынник»
- Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942)
Природа и одинокий скиталец слились воедино, они части одного целого. Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского». Интересно, что в первом варианте «Пустынника» (1888), принадлежащем Русскому музею, земля занимает меньшую часть холста, ноги старца срезаны рамой. В лучах заходящего солнца горят кресты храма. Пейзаж был лишен внешних красот, сер и скуден в своей наготе ранней зимы, но пронзительно поэтичен.
Он счастлив, так как все законы природы, смена времен года – она незыблема и постоянна. Итогом творческих исканий этого периода стало большое полотно «Святая Русь» (1905, Русский музей, Санкт-Петербург), над которым Нестеров работал пять лет. Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). Герои становятся частью природы, умиротворенной и затаившей дыхание перед чем-то великим. Картина была написана в год 70-летнего юбилея Виктора Михайловича. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». Выходец из провинциальной купеческой среды, он закончил Московское училище живописи. Нестеров мастерски изобразил в картине полное единение человека и природы.
Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы»— на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой. Главная тема картины— реквием по несбывшемуся счастью. Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость». Эта людская лавина движется за ребенком, который единственный с открытым и чистым сердцем может «догнать» Бога. Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Нестеров мастерски изобразил в картине полное единение человека и природы.
- Картина Пустынник Михаила Нестерова
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Михаил Нестеров: художник, который писал «Душу народа»
- Михаил Нестеров — Пустынник, 1888
- Нестеров Михаил Васильевич (1862 – 1942)
Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни— Отрок Варфоломей, к концу— Душа народа». Дали, открывающиеся с высоких холмистых берегов реки Белой. И эта гармония предается зрителю, наполняя душу покоем и светлой радостью. Картина Пустынник, 1888-1889. Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества.
Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души— чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита. Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. Глаза старца-пустынника светятся какой-то неземной добротой, как у Иисуса Христа на иконах. И лицо светится каким-то детским счастьем.
Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. За девушками следует старуха с девочкой. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. Для этого требуются годы упорного труда и душевной борьбы, но результат стоит того. И пусть увидят и поймут его люди века XXI. Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. В толпе — Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Соловьев. Все, что ему нужно, дает природа: приют, отдых, пищу.
- Другие картины Михаила Васильевича Нестерова
- Описание настроения картины Пустынник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890)
- Описание картины Михаила Нестерова «Пустынник»
Время согнуло старца, но он не замечает ни бега времени, ни суетности мира. Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. Эта смерть наложила отпечаток не только на его творчество, но и на саму жизнь, на свои взгляды.
И эта гармония предается зрителю, наполняя душу покоем и светлой радостью. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». По великим праздникам, на Пасху и Рождество, в доме принималось множество гостей. Мастер обрадовался, что коллекционер принял его дар с искренней благодарностью.
Полотно отличается удивительной гармонией колорита. В 1916 году Нестеров завершил работу над большой картиной «Душа народа» («На Руси», Третьяковская галерея, Москва). Но он словно не замечает суровой погоды, а с привычным терпением принимает все тяготы и лишения. Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески.
Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. На картине Михаила Васильевича Нестерова «Пустынник» изображен старец-пустынник, человек, который ушел от всего мирского в уединение и молитвы. И действительно автор приметил чистого душой и сердцем монаха в Троице-Сергиевой лавре. Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885).
Однако, он идет и улыбается тому, что видит. Всю эту красоту он видел с террасы дома в Абрамцево. Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси». Портрет понравился многим, а сам мастер считал его одной из лучших своих работ.
- О жизни и творчестве выдающихся художников
Нестерова Пустинник. Картины Михаила Нестерова полны правдивости и натуральности. К художественному таланту своего сына проявлял живой тёплый интерес, пристальное внимание и ободряющее участие, за что Нестеров был ему глубоко признателен до конца своей жизни. Первые этюды к ней художник начал создавать еще в год написания «Святой Руси».
Обычно на картинах Нестерова – весна или осень, реже – зима или лето. Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого. Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Образ мальчика был написан художником со своего сына Алексея. Зритель вместе с пустынником рассматривает землю.
Вскоре после появления «Видения отрока Варфоломея» Нестерову предложили сделать росписи Владимирского собора в Киеве вместе с В. М. Васнецовым. С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. Человек сливается с окружающей природой, становится ее частичкой. Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея.
Пришлось переписывать все заново. Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг. И лицо светится каким-то детским счастьем.
На берегу художник располагает еще один храм, тем самым символично иллюстрируя Церковь земную и Церковь небесную. Все, что ему нужно, дает природа: приют, отдых, пищу. На стене – картина Бенуа «Сентиментальная прогулка». Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу. Но, несмотря на реалистичность пейзажа и образов (все фигуры, кроме Христа и святых, написаны с натуры), картина получилась надуманной, лишенной жизненной убедительности.
«Настроение»— это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. Все тихо, благолепно, все проникнуто тютчевским ощущением того, что сквозит и тайно светит в красоте русской природы. Кресло с высокими подлокотниками развернуто таким образом, чтобы зритель отгораживал портретируемого от всего остального мира, а святитель в светлых одеждах с иконы словно призывает Васнецова к беседе. Не случайно первоначально картина называлась «Христиане».
Время согнуло старца, но он не замечает ни бега времени, ни суетности мира. Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. В одной руке старик держит посох, в другой четки. Ему нет надобности нести с собой много. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Автор воспринимал их исключительно как живых, как главных составляющих русской природы.
В портретах С. Н. Третьяков не выразил желания приобрести ее для своей галереи. Продолжая работать над циклом о Сергии, Нестеров написал картину «Юность Сергия Радонежского» (1892–1897, Третьяковская галерея, Москва).
Он идет и улыбается- ему нипочем эта стужа. Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца из старинного купеческого рода Ростовцевых. Однажды он встретил в деревне крестьянскую девочку, худенькую и бледную после перенесенной болезни. И никогда не бушуют бури, не льют дожди, не гнутся под покровами ветра деревья.
Он как бы прислушивается к тому, что говорит ему рябина, каждая травинка. Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова. в том немногом (одна фигура человека, одна елочка, одна гроздь рябины), что изображено в картине, Нестеров открывает поэтическую прелесть подробностей. Улыбка скитальца говорит нам, что он по-настоящему счастлив. Композиции предшествовала длительная подготовительная работа. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу.
Позднее Нестеров подарил «Юность Сергия Радонежского» и две другие работы из этого цикла (триптих «Труды Сергия Радонежского» и полотно «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием») галерее Третьякова. Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная Михаилом Нестеровым во время его жизни в Сергиевом Посаде. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы. Нет мирской суеты и заботы. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль.
Неизменные составляющие нестеровского пейзажа, повторяющихся в бесконечных вариациях на его картинах— это тонкие белостволые берёзки, чахлые ёлки, приглушенная зелень весеннего или осеннего леса, алые гроздья рябины, вербы с мохнатыми, бархатисто-серыми серёжками, еле заметные цветки, бесконечные просторы, открывающиеся с холмистых берегов реки Белой и тихие, неподвижные воды с отражающимися в них словно замершими лесами. Он старается ступать осторожно, словно боясь нарушить эту патриархальную тишину.
Отец, Василий Иванович Нестеров (18181904), человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. Одухотворенный старец как бы говорит своим современникам и нам – далеким потомкам, что человек должен со смирением принимать все, что дано ему свыше и нести свою ношу без пререканий. И природа поддерживает старца, она так же скромно и невзрачно одета, без пурпура, без багрянца, без золота. В полной мере это относится к его Пустыннику. Пройдет много времени и он напишет своему другу: «Сегодня видел оригинал «елочки» для «Пустынника», за 18 лет она стала елью, кудрявой, стройной». Весной 1902г. «Видение отроку Варфоломею» – стала первой картиной идея которой возникла во время посещения имения Абрамцево, куда он был приглашен женой Мамонтова Елизаветой Григорьевной.
Даже борода у старца цвета увядшей травы. В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель». Его старик-монах – простец, с наивной верой в Бога, не искушенный в религиозно-философских мудрствованиях, но чистый сердцем, безгрешный, близкий к земле, – это и делает его таким счастливым. Но старцу все нипочем. За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (18971898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры».
На картине изображен странствующий старец на фоне ранней зимы. Все это сливается с пустынником в единый одухотворенный мир. Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. По его словам, он испытал «молниеносную любовь».
Сколько в нем одухотворенности. Почти все крупные фигуры написаны с натуры. Нестеров долго не мог найти модель для отрока. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением. После встречи с монахом, мальчик начал бегло читать.
Он ценит каждый момент этой жизни. Работая над картиной «За приворотным зельем», Нестеров задумал новое полотно. Скромно желая всем добра, святой человек отождествляет на картине миролюбие Руси Святой. С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан.
Недвижные воды, в которых отражаются замершие леса. Нет мирской суеты и заботы. Новым для русской живописи был не только образ старца, но и пейзаж, замечательный своей одухотворенностью.
Он – его часть, его продолжение. Необычен и сам образ человека, окруженного спокойной осенней природой. Старец слегка наклонил голову. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением.
Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. На картине можно также увидеть Достоевского, Толстого и Соловьева. Окружающая природа служит лишь подтверждением этому. Здесь же церковь, часовенка.
Монахи настолько углубились в чтение, что не обращают внимания на красоту природы, которая просыпается от зимнего сна. И он «портретирует» ее внимательно и проникновенно. Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. Эта картина— «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии. Первая крупная работа живописца. Задача была не из легких.
Уже кое-где лежит снег, а странник одет в легкую накидку. Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг» имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу. У самой реки — одинокая худенькая фигура мальчика (моделью для этого образа стал сын живописца, маленький Алеша Нестеров), легко ступающего по земле. Глазу зрителя видны редкая елка и красная рябина – главные герои пейзажей Нестерова. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа.
Он рад первому снегу, несильному морозцу, разлитой вокруг благодати. Как бывает с животными, которые уходят умирать в другое место. М. В. Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой. Вглядитесь в лицо старца на картине.
С 1889 года учавствовал в выставках передвижников. Вглядитесь в лицо старца на картине. В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина». Согласно преданию, юному Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия) никак не давалась грамота. Елочка для Нестерова – не представитель вида, а «личность». Ему хорошо и приятно даже в этой обстановке. Красота – она под ногами, как бы говорит мастер.
Он рад первому снегу, несильному морозцу, разлитой вокруг благодати. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Одежда его проста. Пейзаж Нестерова – это пейзаж среднерусский, скорее северный.
Булгакова и П. А. «Пустынник» привлек внимание необычностью: слишком большими размерами холста, что не характерно для такой камерной темы и колоритом, выдержанным в гамме светло-зеленых, серебристо-серых, синеватых оттенков.
Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Он – его часть, его продолжение. Художник был расстроен, т. к. И Левитан и Суриков одобрили новую работу, но последнему не понравилась фактура головы. Его лицо обрамляет седая борода, в руке трость, а на лице легкая улыбка. Образ любимой жены был создан Нестеровым в их киевской квартире. Если на двух предыдущих картинах трилогии присутствует Христос, то здесь его уже нет.
1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Когда картина была готова, художник стал показывать ее своим друзьям. И вслед за стужей обязательно придет тепло. Он написал старообрядческий скит, затерявшийся в лесной глуши – такие он видел на родине и в окрестностях Троице-Сергиевой лавры.
Трава почти желтая, а водная гладь до сих пор не покрыта льдом. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. В 1905—1906гг. Однако в самой картине нет движения и динамики. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927г. Запечатлев этого человека на картине, Нестеров показал, насколько просто можно жить, чтобы достичь единения с природой, а главное – с самим собой. Этот ссутулившийся странник намного выше богатых снобов, которых полно было и в 19 веке, когда творил Нестеров.
Все они написаны в традициях русского передвижничества. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой. Все предельно просто и это сближает природу и человека. Ему нет надобности нести с собой много.
Написал он пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, привлеченный его детской улыбкой и глазами, светящимися бесконечной добротой. Одежда его проста. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские герои. Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея.
К последней и держат свой путь седовласый старец и юноша. Человеческие фигуры появились позже. В природе – утверждает художник – ничто не безлико. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу.
Состоянием полной гармонии наполнено полотно. внизу с левой стороны картины. По его лицу видно, что он живет в полной гармонии с миром. Внутренние связи – доминанты полотна – образуют четкий треугольник: две лодки и церковь на вершине горы. В одной руке старик держит посох, в другой четки.
Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Человек сливается с окружающей природой, становится ее частичкой. Картина получилась слабее «Пустынника» и «Видения отрока Варфоломея». Нестеров стал переписывать голову пустынника, но не мог вернуть лицу прежнее выражение, его «душу», что было очень важным для него. Вечереет.
Старец слегка наклонил голову. Окружающая природа служит лишь подтверждением этому. Вскоре он приступил к созданию «Пустынника» (1888–1889, Третьяковская галерея, Москва). В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. По его лицу видно, что он живет в полной гармонии с миром. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь.