Рабочий И Колхозница Мухина
Скульптура «Рабочий и колхозница»
После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву. Предметами ее поисков служили драпировки и положение свободных рук рабочего и колхозницы.
Мухину не пустили на демонтаж из-за того, что в Париже она отказалась жить вместе с правительственной делегацией, а остановилась в доме «невозвращенки» Александры Экстер6. «МИР 24» решил вспомнить историю создания «Рабочего и колхозницы» и выяснить, благодаря чему эта скульптура стала самой известной в XX веке. Или другой пример – работа «Ветер», в которой на первый план выносится тема стихии, которая ломает формы. Экспозиционная площадь делилась на три уровня и составляла примерно 3, 2 тыс. Была еще одна причина амбициозного решения внешнего оформления павильона.
История создания скульптуры «Рабочий и колхозница»
Троцкого. В апреле на строительство немецкого павильона приезжал министр экономики Я. Шахт. Вот таким образом будущая композиция сразу же представлялась как двухфигурная». В 1999 году табачный завод «Ява» заключил с Всеволодом Замковым, сыном Веры Мухиной и наследником всех авторских прав на её произведения, договор на использование изображения «Рабочего и колхозницы» в рекламной компании.
Нам дали, узнала она, площадку над автомобильным тоннелем, обсаженным по краям платанами. Через несколько дней началась разборка скульптуры, чистка и обдувание песком. Осенью 2003 г. «Рабочий и колхозница» были разобраны для проведения ремонтных и реставрационных работ.
Мир, труд, май: как Вера Мухина создавала «Рабочего и колхозницу»
Французам так полюбилась советская скульптура, что они стали собирать средства для выкупа. Он был понятен каждому и волновал всех. После этого детали обработали антикоррозийной пастой, созданной ВИАМ специально для реставрации «Рабочего и колхозницы».
Мухина работала над эскизом недолго, но весьма напряженно. Статую разрезали автогеном на части и свалили на платформы.
Чтобы привлечь внимание к проблеме, группа художников под руководством И. Ортеговой и представители текстильного холдинга «Монолит» во главе с пиар-директором Игорем Поповичем провели необычную акцию: нарядили «Рабочего и колхозницу» в красный сарафан и синий комбинезон 560-го размера и задрапировали в шарф цветов российского флага, а у подножия организовали митинг и концерт. Парижане ходили смотреть на скульптуру несколько раз в день. Но ни многократные письма Мухиной в правительство (последнее отправлено ею незадолго перед смертью), ни все последующие обращения общественности ни к чему не привели и открытый конкурс закончился странным, но удобным решением: оставить все по-старому, так как «перенос статуи сложен и не гарантирует ее сохранения».
Эту технологию, а не распространённую тогда методику соединения заклёпками, решено было применить и для сборки «Рабочего и колхозницы»2526. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. Вот таким образом было найдено иное решение— испорченные деревянные заготовки для голов наполнили глиной, после чего верхний слой сняли и полученные «болванки» пролепили сталью.
Лучше было бы сделать скульптуру больших размеров, меньше вероятность последующих ошибок, но времени решительно не хватает даже на метровую модель. Согласно сохранившимся документам из архива «Мосфильма», в 1951-м Мухина получила 20 тыс. И не зря — один из тросов оказался подпиленным.
Троцкий в складках юбки или Как появилась скульптура «Рабочий и колхозница»
К 1998 году состояние «Рабочего и колхозницы» оценивалось как критическое. Мы видим их и сейчас, когда пересматриваем киноленты «Мосфильма» – киностудия и сейчас использует изображение знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» в качестве товарного знака.
Для их растворения НПО «Технобиор» разработал крайне токсичный и текучий состав, который позволил полностью очистить поверхность. Иофан, видимо, опираясь на опыт создания американской статуи Свободы, предполагал сделать скульптуру из дюралюминия ибо статуя ему мыслилась в легком и светлом, но не блестящем металле. Тамбовцев даже написал, что в отдельных ракурсах каркаса можно увидеть профиль «врага народа» Льва Троцкого3. Но директор завода С. Тамбовцев, чтобы обезопасить себя, написал донос в правительство. Это решение как нельзя лучше отразило геополитическую обстановку того времени.
Но уже было решено статую демонтировать и перевезти в Москву. Вместе с известным дизайнером Надеждой Ламановой она создала альбом «Искусство в быту», в котором читателям предлагали выкройки простой, но изящной одежды из подручных материалов. Горького. Взысканные средства планировалось перевести в фонд реставрации скульптуры.
Как появилась знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница»
А с 1947 года киностудия «Мосфильм» стала использовать в своих заставках знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», тем самым утвердив как эмблему советской страны. После окончания реконструкции павильон «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», затем— МВО «Манеж», а в 2017 году был передан на баланс ВДНХ. Как только ее выколачивали, она норовила сложиться пополам. Консультировавший их профессор Н. С.
При этом нарушений закона в ней не обнаружили. Как-то мастер ленинградского завода смешал азербайджанские и молдавские сорта табака и создал культовые папиросы «Беломорканал». - Докажете от противного. И за 12 лет прошел путь от корреспондента до заместителя редактора «КП».
Маленькую модель в 1/100 покрасили серебряной краской и отвезли в Планетарий, где на аппарате смоделировали положение и высоту солнца в Париже по отношению к ориентации статуи. Реставрационные действия продолжались около шести лет. Для этого Рабочего и колхозницу вновь разобрали на 40 составляющих. Они пропагандировали «арийский» эталон красоты — хорошо сложенные, мускулистые тела молодых людей, настоящих воинов и не менее гармонично сложенные тела матерей будущих солдат. Вторым прообразом стала «Ника Самофракийская», архитектор назвал её воплощением «триумфа семнадцатого года, крылатой победы, которую должен был отразить советский павильон в Париже»15.
Донос не был принят во внимание, а инженеры Б. А. Дзержкович и А. А. Прихожан успешно спроектировали ферму для шарфа, которая позволила ему свободно «парить» за спинами рабочего и колхозницы. Его погрузили на платформы поезда из 29 вагонов. Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина называла «пенек». Идея установить скульптуру поверх павильона принадлежит Борису Иофану. Государственный центральный музей кино – один из молодых российских музеев. Павильон СССР получил восторженные отзывы, а скульптура «Рабочий и колхозница» была признана символом триумфа советского искусства, французская пресса окрестила её «величайшим произведением ХХ века» и воплощением идеи «освобождённого труда».
В итоге П. Н. Истоки возникновения шедевра монументальной архитектуры отсылают нас в эпоху античности. Разработка получила приз на международной выставке в Брюсселе. И в дальнейшем, сооружая павильон для нью-йоркской Всемирной выставки, где он повторил ту же основную схему — скульптура, увенчивающая центральный пилон, — зодчий выбрал для осуществления наименее интересный и почти полностью повторяющий его эскиз проект статуи «Рабочий» В. А. С конца 2005 года фондовые хранилища Музея кино располагались на территории киноконцерна «Мосфильм», а кинопоказы и другие музейные мероприятия проходили на различных площадках Москвы. Иофану.
Поскольку строительные работы на гидроузле в это время были ещё не завершены, в качестве альтернативы предлагали Манежную площадь40. Согласно сохранившимся документам из архива «Мосфильма», в 1951-м Мухина получила 20 тыс. Донос не был принят во внимание, а инженеры Б. А. Дзержкович и А. А. Прихожан успешно спроектировали ферму для шарфа, которая позволила ему свободно «парить» за спинами рабочего и колхозницы2930. Заместитель председателя Совнаркома Е. К.
«Рабочий и колхозница» на самом деле – танцор и физкультурница
Чтобы привлечь внимание к проблеме, группа художников под руководством И. Ортеговой и представители текстильного холдинга «Монолит» во главе с пиар-директором Игорем Поповичем провели необычную акцию: нарядили «Рабочего и колхозницу» в красный сарафан и синий комбинезон 560-го размера и задрапировали в шарф цветов российского флага, а у подножия организовали митинг и концерт29. Вот таким образом будущая композиция сразу же представлялась как двухфигурная». Девушка на тот момент работала телефонисткой в НКВД и выглядела как воплощённая «спортсменка, комсомолка, красавица»22.
Архитектор скончался в 1976-м, не успев завершить работу. Вот таким образом было найдено иное решение— испорченные деревянные заготовки для голов наполнили глиной, после чего верхний слой сняли и полученные «болванки» пролепили сталью2827.
В 1950-е гг. Вере Игнатьевне намекнули, что обнажённая фигура рабочего, прикрытая лишь развевающимся на ветру шарфом, может произвести «не то» впечатление и что нужны «какие-нибудь штаны». В 1975 году с тем же предложением обратился в правительство президиум Академии художеств.
После этого некая московская юридическая фирма предложила Замкову выступить представителем его интересов и подать в суд на ряд коммерческих компаний, среди которых киностудия «Мосфильм», швейная фабрика «Монолит», Лианозовский ликёроводочный завод и другие, за использование изображения «Рабочего и колхозницы» в качестве товарной марки. В дело опять вступили плотники, которые внутри «долблёнок» убирали лишние части дерева и наращивали недостающие. А что сделал Шадр, ее друг. Кроме того, Вера Игнатьевна потребовала изменения размеров монумента, заменяя первоначальную равновеликость статуи и здания на «золотое сечение».
Скульптура прекрасно просматривается из разных обзорных точек. Композиция «Рабочий и колхозница» во многом напоминает античную скульптуру «Тираноборцы», созданную Критием и Несиотом. Величественный памятник героям Сталинградской битвы работы скульптора Евгения Вучетича возвышается на Мамаевом кургане в Волгограде. ХХ в. территории, окружающие ВДНХ, охватывает волна индустриального домостроения. Они напоминают нам о времени, когда Серп и Молот были символами молодой страны Советов. Наконец, скульптура утверждена.
Мухина в своем проекте смело пошла на изменение архитектурного замысла. Экспозиционная площадь делилась на три уровня и составляла примерно 3, 2 тыс. Кроме того, Борис Михайлович полагал, что эта скульптурная группа должна стать частью всего архитектурного проекта, как бы «подчиниться» ему, с чем решительно не соглашалась Вера Игнатьевна, которая считала, что скульптуру ни в коем случае нельзя растворять в архитектуре.
Ребочий и колхозница Мухиной в Париже
Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. В частном разговоре комиссар выставки И. И Межлаук попросил Мухину «одеть» статую, так как по первоначальному проекту Иофана фигуры были обнаженными.
Павильон СССР получил восторженные отзывы, а скульптура «Рабочий и колхозница» была признана символом триумфа советского искусства, французская пресса окрестила её «величайшим произведением ХХ века» и воплощением идеи «освобождённого труда»25. Она величественно встает между колесом обозрения ВДНХ и монументом «Покорителям космоса» в парке космонавтов. После окончания реконструкции павильон «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», затем— МВО «Манеж», а в 2017 году был передан на баланс ВДНХ. Проект возглавил скульптор Вадим Церковников изготовлением материалов занимались ЦНИИ стальных конструкций имени Владимира Кучеренко, отлив и монтаж были проведены на белгородском заводе «Энергомаш». Однако монумент решили вернуть в СССР. Наконец спросили: А что думает автор. Пришлось сделать три варианта статуи: без шарфа, с одиночным и с раздвоенным шарфом.
В 1934 году Мухина создает портретный бюст архитектора С. Замкова. Особенно интересным стал момент монтажа самой спорной детали композиции – летящего по воздуху шарфа, вырывающегося между двух фигур, в виде огромной дуги, схваченной за край сильной женской рукой. Главное творение жизни Мухиной, прославившее ее на долгие годы – это скульптура «Рабочий и колхозница».
Для Мухиной, Зеленской и Ивановой исправление этих форм было задачей весьма затруднительной — ведь надо было все время представлять себе вид сравнительно небольшого (по отношению к общему объёму) участка поверхности статуи, да еще в «позитивном» виде, увеличенном по сравнению с моделью в 15 раз. 1 мая 1937 года она сияла на солнце в небе Парижа. Он нужен был ей для создания необходимой горизонтали. Где-то на границе с Польшей поезд останавливают и дальше не пускают, поскольку сегменты скульптуры (их упаковали, обложили войлоком и положили в ящики) слишком сильно выступают за пределы железнодорожного полотна и норовят зацепиться за тоннельные перекрытия. Иванова и Н. Г. Львова. К полувековому юбилею «Рабочего и колхозницы» дискуссия о возможности переноса монумента возобновилась.
Основной каркас монумента был изготовлен на заводе «Стальмост», а детали внешней оболочки— на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора Петра Николаевича Львова. Говорили: «Вера Игнатьевна, зачем вы это используете. » Она стояла на своем. Победу одержал проект Веры Мухина, в котором главные фигуры застыли в уверенном движении не только вперед, но и вверх — как и положено настоящим советским символам (помните, как в известной советской песне: «все выше и выше и выше»).
Серп с молотом и Троцкий в платье: как создавалась скульптура «Рабочий и колхозница»
Единственным претендентом и победителем торгов стала компания «СК Стратегия»— дочернее предприятие компании «Интеко» Елены Батуриной, супруги действовавшего мэра Москвы Юрия Лужкова. В большой статуе больше работы и по обкладке и по формовке. Последний зал павильона был вообще пустым, в центре стояла большая статуя Сталина, а на стенах висело несколько картин. Львов, скульпторы З. Г.
Идея создания скульптуры принадлежит архитектору Борису Иофану. Для большей убедительности своего «сигнала» он написал, что, по отзывам специалистов, в отдельных местах стальной оболочки каркаса якобы возникает профиль «врага народа» Л. Д. Трудно сказать, у кого из посетителей выставки «Рабочий и колхозница» не вызывали восторга.
К тому же, она не согласна с пропорциями группы по отношению к зданию – она убеждена теперь, что общий размер статуи придется значительно изменить. Вторым этапом реконструкции стала очистка. Сначала «Рабочего и колхозницу» решили установить на центральном пирсе главного шлюза строящейся Рыбинской ГЭС, в газете «Большая Волга» был опубликован официальный эскиз проекта. Она отражала феминизм визуальной пропаганды периода коллективизации— колхозница должна была ассоциироваться с могучим, плодородным началом21. Между тем, на протяжении ХХ века обсуждалось множество вариантов ее размещения в разных концах города. Напомним, к тому времени Гитлер уже около четырех лет находится у власти. Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. Масса всего монумента достигла двухсот тонн.
Однако успех и общественный резонанс «Рабочего и колхозницы» были так велики, что было принято постановление об установке статуи у входа на открывавшуюся в 1938 году Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Сегодня «Рабочий и Колхозница» стоят на здании, уступами поднимающимся ввысь. Когда сварщики падали с ног, Мухина и её две помощницы сами принимались варить. Львов — видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования — убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, соединяемую не с помощью заклепок (как это было сделано в Америке), а путем сварки. В 1947 году изображение «Рабочего и колхозницы» появилось в титрах картины Григория Александрова «Весна», а с 1948-го скульптура стала официальным символом киностудии «Мосфильм».
В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. Самое большее, на что он соглашался, – уменьшить группу на полметра, но ведь это при таких масштабах ничего не даст. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. Правительство Москвы выделило бюджет в 35млн рублей на демонтаж, при этом для соблюдения техники безопасности только на строительные леса требовалось 5 млн долларов США (около 140млн рублей). Таковы ее памятники М. Горькому и П. Чайковскому.
Мухина несколько расчленяет мужскую и женскую фигуры, пропуская между ними воздух (у Иофана они срослись подобно сиамским близнецам) ищет форму и силуэт каждого просвета между фигурами, шарфом, каждого куска пространства внутри статуи, с тем чтобы одна часть не закрывала другую, а напротив – помогала бы воспринимать движение и сливалась в многообразную декоративную симфонию ансамбля всего сооружения. «Ее все время просили отказаться от этого шарфа. Ее могли поставить на площадке перед Рыбинской ГЭС – на место, где сейчас установлена скульптура «Мать-Волга». Антонов резко возражал против шарфа.
Теперь вектор развития творчества направлен от общего к частному. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня.
Свои первые уроки живописи и рисунка она получила еще в детстве. Иофану. На обработку деталей скульптуры потребовалась тонна пасты. После завершения выставки советское правительство получило предложение продать «Рабочего и колхозницу» Франции, был даже открыт сбор средств на выкуп скульптуры. «Приютить» скульптуру также хотели Манежная площадь, стрелка Болотного острова, Воробьевы горы – вариантов было много, но в итоге было решено установить скульптуру перед Главным входом (ныне Северным) на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, которая проходила в Москве в 1939 году. Работа на заводе Работали, как принято было при социализме, авралом, штурмовщиной, без выходных, в рекордно короткие сроки. Сталин наотрез отказался от предложения: «Рабочий и колхозница» вернулись домой, в Советский союз. Главная: это официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова, к которой обратился художник Лев Майстренко, работавший над мемориалом в группе Вучетича.
Скульпутра «Рабочий и колхозница» в Москве
Окончательное решение о месте постановки статуи пока не принято. В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов.
Поэт Луи Арагон и писатель Ромен Роллан, художники Франс Мазерель и Пабло Пикассо восхищались творением Мухиной и называли его «поразительным, современным творением, динамичным воплощением будущего»3233. Сложности возникли и с изготовлением шарфа— тридцатиметровое развевающееся «полотнище» весило около пяти тонн и должно было надёжно удерживаться в горизонтальном положении без внешней опоры. Потом рядом с ней появляется другая, движение замедляется, становится спокойнее. Она пыталась соединить свободные руки мужчины и женщины «внутри» группы, а атрибуты вложить рабочему в правую руку, а колхознице — в левую, так что между серпом и молотом получался довольно значительный пространственный разрыв. В 2003 году было принято решение о реконструкции знаменитой скульптуры. В какой-то момент даже поставила ультиматум: «Либо я, либо шарф. ».
«Рабочий и колхозница», неофициальная эмблема Советского Союза, по мнению многих критиков — величайшее произведениее скульптуры XX века, уже четыре года находится на реставрации. Без повреждений до Москвы доехали только головы и мужская рука статуи. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников. Раскрытая широкая ладонь мужской руки символизировала власть рабочего народа над государством и рождала ассоциации с памятниками Петру I и Минину и Пожарскому, где также символический жест «указывал на судьбы России». Она отражала феминизм визуальной пропаганды периода коллективизации— колхозница должна была ассоциироваться с могучим, плодородным началом. Вот бегущая обнаженная фигура, в руках у нее что-то вроде олимпийского факела. Тамбовцев даже написал, что в отдельных ракурсах каркаса можно увидеть профиль «врага народа» Льва Троцкого.
Сама Вера Игнатьевна называла свою композицию «Рабочий и крестьянка». Северный вход утратил статус главного, в 1970-е гг. В первом случае я изготовляю каркас на 4-5 пудов, во втором – на 4 тонны глины. Г. Иванову и Н. Г. Зеленскую.
Андреева. Ужесточение режима транслировалось и на восприятие «Рабочего и колхозницы»— скульптура стала восприниматься как «символ тоталитарного насилия и уравниловки». В октябре 1937 года состоялся просмотр пяти представленных на конкурс работ.
Девушка на тот момент работала телефонисткой в НКВД и выглядела как воплощённая «спортсменка, комсомолка, красавица». Проектирование было поручено Б. М. 9.
Валентина Ивановна призналась, что, по мнению художника, воплощала «все физические и нравственные качества идеальной советской женщины». Для пробы он изготовил из инновационного материала голову «Давида» Микеланджело. Стрелецкий назвал конструкцию «экзотической». Под руководством Церковникова был рассчитан и спроектирован новый тройной каркас: он делится на несущий, промежуточный и конструктивный, который связывает оболочку и несущий каркас.
Публикуемые ниже материалы предоставлены Научно-проектным отделом «Охрана историко-культурного комплекса» ГУП НИИПИ Генплана Москвы. В Москве она была восстановлена из более толстых листов стали (до 2 мм) и смонтирована на гораздо более низком постаменте перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (планировку площади и монумента выполнили архитекторы Н. Быкова и И. Таранов). Теперь памятник стал вдвое выше, чем был прежде.
По чертежам, в свою очередь, были сделаны контрольные формы. По меркам 30-х годов они считались очень дорогими, ведь тогда народ курил самокрутки. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. К полувековому юбилею «Рабочего и колхозницы» дискуссия о возможности переноса монумента возобновилась. Мухина, когда ее увидела, воскликнула: «Ой, здорово. ».
Скульптура "Рабочий и колхозница"
Поэт Луи Арагон и писатель Ромен Роллан, художники Франс Мазерель и Пабло Пикассо восхищались творением Мухиной и называли его «поразительным, современным творением, динамичным воплощением будущего». Все же для окончательного просмотра она сделала три варианта и опять начала ждать. В виде пробы была «выбита» голова известной скульптуры «Давид» Микеланджело и этот эксперимент оказался очень удачным, хотя, как замечает Иофан, все скульпторы поначалу отнеслись к стали скептически. Во втором варианте, законченном уже в больнице, она предлагала установить скульптуру на Ленинских горах, на высокой бровке Москвы-реки, с тем чтобы высота берега, без особых затрат, давала бы нужную высоту и полет ее «детям», как она ласково называла обе фигуры.
Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. По словам Иофана, «победа в Октябре 1917 года— это победа союза рабочих и крестьян. На оболочку ушло 8, 5 т нержавеющей стали, а на промежуточный каркас около 15 т стали различных профилей. Вере Игнатьевне самой тоже стало понятно, что ее решение — лучшее. Вера Мухина довольно рано начала заниматься искусством.
Поверх неё был нанесён дополнительный защитный состав. Основной каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИМАШ непосредственно в цехе и во дворе завода под руководством одного из «стальных людей», как называла их Мухина, профессора П. Н. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова.
Студия была на заводе газовых аппаратов, платили по три рубля в день. Завершающий этап работы – сборку скульптуры – производили во дворе завода. Например, следуя советам художников из двух владимирских полотенец можно было легко сшить кафтан. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот». Для мужской фигуры позировали двое: тело лепили с бывшего танцора балета Игоря Басенко, а модель для лица Мухина выбрала на физкультурном параде— ей стал строитель Сергей Каснер23.
Вера Мухина: главное о создательнице «Рабочего и колхозницы»
Окончательно реставрация была завершена только в ноябре 2009 года48. Шагающая вперед женщина стоит вполоборота с поднятым в руке мечом и зовет в бой. В итоге выбрали другое место— перед главным входом на ВСХВ. А. Стригалев утверждает, что Иофан лишь «решительно обратился к тому, что «носилось в воздухе», — именно в этом состояла сила и убедительность его замысла». Секретарь Иофана И. Ю. Эйгель утверждал, что на создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей Крития и Несиота, стоящих рядом с мечами в руках.
В итоге выбрали другое место— перед главным входом на ВСХВ. Мухину очень огорчило то, что постамент сделали очень низким – всего 10 метров в высоту. Вскоре стало известно, что скульптура будут изготавливать из нержавеющей стали.
Вера Мухина «Рабочий и колхозница»
Идея увенчания советского павильона Всемирной парижской выставки парной cтатуей «Рабочий и колхозница», выполненной из металла, принадлежит архитектору Б. М. Под строительство дворца выделили место, на котором до того стоял храм Христа Спасителя.
Ужесточение режима транслировалось и на восприятие «Рабочего и колхозницы»— скульптура стала восприниматься как «символ тоталитарного насилия и уравниловки»1943. Памятник Горькому до сих пор стоит в Сочи на улице Горького. По завершении разборки из-за подозрения в хищениях проект заморозили, после многочисленных проверок работы возобновили только в 2007-м. На обработку деталей скульптуры потребовалась тонна пасты. рублей гонорара за гипсовую модель «Рабочего и колхозницы» и ещё 7500 рублей за передачу прав на использование её изображения в заставке фильма.
Победа идеи скульптуры «Рабочий и колхозница»
Упаковали все в ящики, обложили войлоком. Здесь же можно посмотреть интересные полотна в стиле социалистического реализма.
В 1947 году изображение «Рабочего и колхозницы» появилось в титрах картины Григория Александрова «Весна», а с 1948-го скульптура стала официальным символом киностудии «Мосфильм». Также, по слухам, сильные возражения вызывал шарф, не имевший никакого «смыслового» значения. Вся скульптура схематично была поделена на 59 сегментов, все размеры увеличили в 15 раз. «Жест в монументальной скульптуре, – писала она, – должен нести в себе громадное внутреннее содержание». На фоне общей неразберихи возникли споры о материале скульптуры. При составлении чертежа «Рабочего и колхозницы» было снято 200 тысяч мерок со срезов скульптуры.
Окончательно реставрация была завершена только в ноябре 2009 года. 4 сентября 2010 года в павильоне-основании открылся музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», в котором была представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. В одном предполагалось поставить статую на высоком пьедестале на стрелке Москвы-реки. Вторым прообразом стала «Ника Самофракийская», архитектор назвал её воплощением «триумфа семнадцатого года, крылатой победы, которую должен был отразить советский павильон в Париже». Для возвращения в Москву его распилили уже на 44 фрагмента.
«Рабочий и колхозница» – всемирно известный символ советской эпохи
Летящий за фигурами шарф завершает композицию. Однако монумент решили вернуть в СССР. С монтажом сложного изгиба шарфа, названным Мухиной «загогулиной», пришлось основательно повозиться.
К 1998 году состояние «Рабочего и колхозницы» оценивалось как критическое. Через несколько сеансов натурщицу уговорили оголить грудь. Я бы сказал, что монумент не «нависает над московскими улицами», а стремится в небо. Основной каркас монумента был изготовлен на заводе «Стальмост», а детали внешней оболочки— на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора Петра Николаевича Львова.
Модель в 1/15 делалась дома, в комнате-мастерской Веры Игнатьевны, в которой, несмотря на высоту потолков (около 6 м), не было верхнего света и она очень боялась за неучтенные ракурсы и эффекты освещения. Конечно, сделать скульптуру в один метр много легче, чем в три метра. Для их растворения НПО «Технобиор» разработал крайне токсичный и текучий состав, который позволил полностью очистить поверхность. В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. При этом нарушений закона в ней не обнаружили.
В 1963 году Виталий, с детства мечтавший стать журналистом, пришел стажером в «Комсомольскую правду». Когда оболочка была обдута песком снаружи и изнутри, весь каркас был окрашен суриком. Он внимательно осмотрел все работы, но остановился на проекте Мухиной. Сначала «Рабочего и колхозницу» решили установить на центральном пирсе главного шлюза строящейся Рыбинской ГЭС, в газете «Большая Волга» был опубликован официальный эскиз проекта.
Учёный секретарь Иофана Исаак Юльевич Эйгель, проработавший с архитектором свыше сорока лет, писал в своих мемуарах, что прообразом «Рабочего и колхозницы» послужила античная статуя «Тираноборцы». Конечно, павильон вместе со скульптурой в Париж не полетел, а поехал. Кроме красочных панно, диорам, фотографий и макетов, почти ничего не было. Это могло создать для скульпторов большие проблемы.
Представьте себе, что вы нарезали батон хлеба тонкими ровными ломтиками и разложили их по Порядку и вы поймёте суть первой операции.
Адрес монумента «Рабочий и колхозница»
Сохранились ее личные рисунки к двум последним вариантам. Одежда— не рабочая, а городской сарафан, подобный тому, который носила сама Мухина.
Его верхушку венчал орел, держащий в когтях свастику. Формальным поводом снять «одежду» назвали возросшую нагрузку на конструкцию из-за увеличения парусности. Третий вариант – мужчина и женщина держатся за руки: и сами они и поднятые ими серп и молот торжественно-спокойны.
Как доехать до скульптуры «Рабочий и колхозница»
Когда скульптура прибыла в Париж, там во время монтажа скульптуры их приварили обратно. Затем, встретившись с Иофаном, спорила, старалась быть спокойной, убедительной. На Рыбинской ГЭС в 1953 году был установлен монумент «Мать-Волга». Тогда Мухина призывает на помощь своих учениц – 3.
Статуя становится неотрывной от ее основания. Однако строительство прервала Великая Отечественная война. Торжественное открытие выставки состоялось 25 мая 1937 года. Однако в последнее время появились утверждения, что «плакатный» жест руки с некой эмблемой, даже образы юноши и девушки с молотом и серпом, — все это уже было многократно обыграно в советском искусстве. Взысканные средства планировалось перевести в фонд реставрации скульптуры. Единственным претендентом и победителем торгов стала компания «СК Стратегия»— дочернее предприятие компании «Интеко» Елены Батуриной, супруги действовавшего мэра Москвы Юрия Лужкова.
Одежда— не рабочая, а городской сарафан, подобный тому, который носила сама Мухина6. Решающим аргументом в пользу стали стала её способность отражать свет лучше, чем бронза и медь, а монумент «должен был сиять так, чтобы затмить орла на павильоне Германии и Эйфелеву башню». за скульптурой был установлен Монреальский павильон, со 2-й пол. После утверждения эскиза начался настоящий аврал. Облицевав боковые фасады не газганским мрамором, а составом симентолита — патентованной штукатурки с примесью натуральной каменной крошки — и запроектировав главный вертикальный объем без окон, расчлененный лишь вертикальными тягами, Иофан еще более подчеркнул «служебность» этой центральной части. Затем скульптуру ждало несколько десятилетий относительно спокойной жизни у Северного входа ВСХВ (ВДНХ), но в начале 2000-х годов стало ясно, что она нуждается в основательной реставрации.
Телефон музея «Рабочий и колхозница»
Мухиной было поставить «Рабочего и колхозницу» над Москвой, на Ленинских горах. Самый представительный член комиссии – В. М. Интересно, что лицо девушки принципиально не проработано, что заставляет вспомнить лишенных индивидуальных черт «Авиньонских девиц» Пикассо.
Наконец спросили: «А что думает автор. Однако времени для подготовки такой модели не хватало и «на одном из очень бурных заседаний» П. Н. Мухина начала с набросков композиционных вариантов скульптуры. Поверх неё был нанесён дополнительный защитный состав50.
С момента открытия и до ноября 2005 года Музей кино располагался в Киноцентре на Красной Пресне, где были созданы фондовые коллекции, отражающие кинокультуру России, проводились регулярные показы шедевров мирового кино. Вероятно, они решили таким образом драматизировать конфликт и посмотреть, кто кого перещеголяет в монументальности. Знаменитые «Рабочий и колхозница», созданные Мухиной для советского павильона Бориса Иофана к Всемирной выставке в Париже 1937 года, прекрасно иллюстрирует её пристрастия. В Большой советской энциклопедии творение скульптора определили как «эталон социалистического реализма». В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. После этого детали обработали антикоррозийной пастой, созданной ВИАМ специально для реставрации «Рабочего и колхозницы». Проект возглавил скульптор Вадим Церковников изготовлением материалов занимались ЦНИИ стальных конструкций имени Владимира Кучеренко, отлив и монтаж были проведены на белгородском заводе «Энергомаш»49. Постоянную экспозицию комплекса демонтировали, планируется её «переосмысление» в рамках будущего музея ВДНХ.
Профессор П. Н. Формальным поводом снять «одежду» назвали возросшую нагрузку на конструкцию из-за увеличения парусности4647. В 1987 году был объявлен еще один конкурс на подыскание места для прославленной группы. Работая по 13 часов в сутки, они в течение месяца изготавливают модель будущей скульптуры, а завод «Сталь мост» в это время делает конструкцию каркаса.
Торжественное открытие выставки состоялось 25 мая 1937 года34. Если убрать шарф, то будет нарушена пропорциональность монумента: он объемный, по длине ровно такой же, как и по высоте. По словам Иофана, «победа в Октябре 1917 года— это победа союза рабочих и крестьян. После этого Вера Игнатьевна немного успокоилась.
Решающим аргументом в пользу стали стала её способность отражать свет лучше, чем бронза и медь, а монумент «должен был сиять так, чтобы затмить орла на павильоне Германии и Эйфелеву башню». Постоянную экспозицию комплекса демонтировали, планируется её «переосмысление» в рамках будущего музея ВДНХ5960. После завершения выставки советское правительство получило предложение продать «Рабочего и колхозницу» Франции, был даже открыт сбор средств на выкуп скульптуры. Самой большой мечтой В. И. Как вспоминали впоследствии друзья Веры Игнатьевны, она с самого начала почувствовала, что её «Рабочий и колхозница» – лучшая из этих работ.
Также Иофан проектировал здание МГУ на Воробьевых горах. Глядя на него, невольно веришь, что да, действительно им играет вольный ветер. Так как статуя должна была смотреться не только издали, но и прямо снизу, от входа в павильон, было сделано множество фотоснимков с подобных «рискованных» точек. Также в качестве прототипов называют жену скульптора Вучетича – Веру. «Молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу», – написал о скульптуре Мухиной по завершении парижской выставки французский журналист Филипп Ламур. Её «рабочий получает лицо».
Три четкие вертикальные линии немецкого павильона символизировали Третий рейх. Заместитель председателя Совнаркома Е. К.
Рабочий и колхозница – история создания
Изображение известного памятника появилось в виде многочисленных сувениров и по своей популярности могло соперничать только с русской матрешкой. Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры изначально задуманные обнаженными. Дизайн упаковки стал поводом для анекдота: «Советские летчики могут летать, ориентируясь только по пачке «Беломора». Эту технологию, а не распространённую тогда методику соединения заклёпками, решено было применить и для сборки «Рабочего и колхозницы». По ее мнению, скульптура в родной Москве не производила должного эффекта на горожан. Раскрытая широкая ладонь мужской руки символизировала власть рабочего народа над государством и рождала ассоциации с памятниками Петру I и Минину и Пожарскому, где также символический жест «указывал на судьбы России»20.
Этот период истории скульптуры исследователи характеризуют как «вырождение символа»— нарушенные пропорции при установке на низком пилоне лишили монумент его выразительной устремлённости ввысь, совпадая с перерождением политического строя. Через три дня ткань со статуи убрали, одновременно с этим без объяснения причин был снят с должности заместитель начальника Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Москвы Алексей Куренной, который выдал разрешение на проведение акции. После довольно резкого обсуждения Молотов сказал: «Ну, поверим автору», — и была принята средняя модель с более легким шарфом. Масса всего монумента достигла двухсот тонн52.
Вперед и вверх – так символически воспринималось развитие молодого Советского государства. Образы для воплощения этой идеи ей придумывать не пришлось – они встречались ей постоянно. м, три зала отводились для временных выставок.
Женская фигура воплотила в себе собирательный образ 1930-х годов: у неё короткая стрижка, атлетическая фигура, голова не покрыта косынкой. Вторым этапом реконструкции стала очистка. Павильон СССР пользовался большим успехом у посетителей выставки. Зеленская, вновь обратились в правительство с предложением о переносе статуи.
Разработка получила приз на международной выставке в Брюсселе. Недавно принято решение о сносе Монреальского павильона и строительстве на его месте торгового центра. К железному каркасу были подведены леса, придвинут тридцатиметровый подъемный кран. Ей удавалось создавать из этого сложного материала, не только утилитарные вещи (кстати идея формы гранёного стакана принадлежит именно ей), но и скульптуру, таким образом она стала одним из первых мастеров художественного стеклоделия. На пачке художник Андрей Тараканов изобразил карту Средиземноморья и Европы. Неудача этого решения была ясна заранее и стала еще очевиднее после установки статуи. Антонов резко возражал против шарфа.
Но не только античное наследие служило подпиткой для творчества Веры Мухиной. Сложности возникли и с изготовлением шарфа— тридцатиметровое развевающееся «полотнище» весило около пяти тонн и должно было надёжно удерживаться в горизонтальном положении без внешней опоры. Особенное значение Мухина придавала именно ажурности группы. Все это понимали и с небольшими доработками эскиз был окончательно утвержден.
Официальный сайт музея «Рабочий и колхозница»
Наконец художница остановилась на движении-порыве, усиленном ритмичным и четким жестом. При размещении скульптуры перед входом на ВСХВ была создана уникальная градостроительная ситуация, позволявшая в значительной степени акцентировать пластические, силуэтные и символические характеристики скульптурной группы. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина.
Ошибка в 1-2 миллиметра вела к крупным искажениям. На Рыбинской ГЭС в 1953 году был установлен монумент «Мать-Волга»2541. Чтобы узнать, как будет выглядеть скульптура в реальных условиях, Вера Игнатьевна пошла в Московский Планетарий, где ей сконструировали картину парижского неба в период выставки с мая по октябрь. Архитектор стоял на своем.
Жертвы переезда. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников13. Но другого выхода не было. В Польше поезд задержали под тем предлогом, что некоторые ящики могут не пройти в туннеле. Но с течением времени ситуация изменилась. После ее окончания строительство не возобновлялось.
Мухина просто не могла не посещать выставки этих художников. Говорят, что зрители сочли это зрелище нелепым, а монументу «Рабочий и колхозница» – не раз аплодировали. Он был изготовлен в рекордный срок — 3 недели. рублей гонорара за гипсовую модель «Рабочего и колхозницы» и ещё 7500 рублей за передачу прав на использование её изображения в заставке фильма5763.
Еще одним большим увлечением Мухиной было стекло. 4 сентября 2010 года в павильоне-основании открылся музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», в котором была представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. м, три зала отводились для временных выставок. Этот период истории скульптуры исследователи характеризуют как «вырождение символа»— нарушенные пропорции при установке на низком пилоне лишили монумент его выразительной устремлённости ввысь, совпадая с перерождением политического строя. Несколько раз был в этом недавно открытом павильоне.
Все участники этой сложной работы от руководителя проекта до подсобного рабочего буквально «валились с ног» от усталости, но когда последняя деталь села на свое место и шарф свободно взмыл в небо, Вера Игнатьевна почувствовала радостное облегчение. Жюри оценило придумку русских художников, вручив им Гран-при. В 1999 году табачный завод «Ява» заключил с Всеволодом Замковым, сыном Веры Мухиной и наследником всех авторских прав на её произведения, договор на использование изображения «Рабочего и колхозницы» в рекламной компании. Для воплощения замысла устраивалсязакрытый конкурс среди самых известных скульпторов тех времен. » Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится.
Но оказалось, что размеры плана заданы местом, отведенным на территории парижской выставки. Правительство Москвы выделило бюджет в 35млн рублей на демонтаж, при этом для соблюдения техники безопасности только на строительные леса требовалось 5 млн долларов США (около 140млн рублей). Архитектор скончался в 1976-м, не успев завершить работу12. Мухину не пустили на демонтаж из-за того, что в Париже она отказалась жить вместе с правительственной делегацией, а остановилась в доме «невозвращенки» Александры Экстер. После этого некая московская юридическая фирма предложила Замкову выступить представителем его интересов и подать в суд на ряд коммерческих компаний, среди которых киностудия «Мосфильм», швейная фабрика «Монолит», Лианозовский ликёроводочный завод и другие, за использование изображения «Рабочего и колхозницы» в качестве товарной марки.
Напишите отзыв о статье Рабочий и колхозница
Есть несколько версий, с кого скульпторы списали образ. Яркий образец – «Крестьянка», созданная в начале её творческой карьеры. Это была исключительно сложная и трудоёмкая работа. Кстати, поза памятника напоминает скульптурную группу «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже и древнегреческую скульптуру Ники Самофракийской.
Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, скульптуру вернули на площадь. Когда все было закончено, уточнились габариты статуи. «Рабочий и колхозница»— памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», признанный «эталон социалистического реализма».
Отрывок, характеризующий Рабочий и колхозница
Учёный секретарь Иофана Исаак Юльевич Эйгель, проработавший с архитектором свыше сорока лет, писал в своих мемуарах, что прообразом «Рабочего и колхозницы» послужила античная статуя «Тираноборцы». В результате огромный герб нацистского рейха — орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». Эти контуры увеличивались в 15 раз и переносились на листы фанеры. При этом предлагается вернуть на прежнее место «Рабочего и колхозницу», поставив их на постамент высотой 40, 6 м. Любители советского кинематографа хорошо знакомы с этой парой.
Позже, в 1962 году, коллеги Мухиной по созданию «Рабочего и колхозницы» — профессор П. Н.