Рабы Микеланджело
Украинском языке его произведения переводили М. Бажан (подготовил издание сонетов Микеланджело с репродукциями его живописных произведений), И. Драч, Г. Кочур), М. Литвинец, Д. Павлычко, М. Фишбейн, Павел Грабовский и другие. За шесть дней до смерти Микеланджело работал над другим вариантом Пьета, возможно, это была Палестринська Пьета. Стоит отметить, что с момента начала проектирования и завершения работы прошло целых 40 лет, а сам Микеланджело имел в своем распоряжении шесть проектов. Из последних скульптурных работ Микеланджело заслуживает внимания группа «Положение во гроб», которую художник предназначал для своей гробницы. Начало 1512 года – завершение работы Микеланджело.
Восставший раб и Умирающий раб Микеланджело
Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. И это понимает только один человек – апостол Петр. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. 25, 26. Оно дает о себе знать и в более живой группировке фигур и в более гибком композиционном ритме ив большей мягкости форм и в более богатой игре светотени, невольно заставляющей вспомнить о леонардовском сфумато.
173. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой.
Особенности скульптуры «Умирающий раб» Микеланджело
По-видимому, при разработке образа Мадонны Микеланджело исходил от античных стел и работ позднего Донателло, во многом близких ему по духу. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). 80. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон.
С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года).
Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. 145.
К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Здесь все построено на контрастах. 3, 4. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей).
Раб восставший и раб умирающий Микеланджело Буонаротти
Илл. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). В 1488 году тринадцатилетний Микеланджело стал учеником в мастерской братьев Гирландайо. созданные для гробницы папы Юлия II – «Моисей», «Скованный раб», «Умирающий раб», «Просыпающийся раб», «Скорчившийся мальчик».
Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Ранее композиция Страшного суда состояла из нескольких отдельных частей. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей.
«Восставший раб» и «Умирающий раб»
Привязанный к своей родной стране и любимой публике, Микеле часто появляется на телеэкранах итальянцев и участвует в фестивале Кастрокаро (Castrocaro). В течение 10 лет он работает с рок-группой «Art Decade» (1988—1999) и три года с группой «Tasti Neri», а затем с немецкой группой «Unix». Новый этап его творчества открывают несколько проектов, в числе которых тесное сотрудничество в качестве композитора с знаменитым Маурицио Пикколи (итал. Микеланджело же решил изобразить момент, предшествующий бою. вы можете запросить все в системе с коробкой.
Благодаря их совместной деятельности Микеланджело Локонте выигрывает первый национальный приз праздника Неизвестных (аналог конкурса молодых талантов), транслируемого RAI2 за исполнение «Aria». К этому же времени относится единственная картина, безусловно нарисована Микеланджело, – тондо Мадонна Дони (Галерея Уффици, Флоренция). Илл. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии.
Вазари прямо пишет:. Илл. 185, 186. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет.
Микеланджело «Умирающий раб» (около 1513)
Согласно замыслу художника, на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), а сама потолок изображает начало истории человечества, Книгу Бытия. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. При этом движение лишено всякой скованности.
Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы.
Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Часто он бросал начатое стихотворение, полагая, что его мысль достаточно хорошо выражена в фрагментарной форме. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов.
- Варварская галерея / Микеланджело (1475-1564)
- Творчество Микеланджело Буонарроти
- Идущий через века (о Микеланджело Буонарроти)
- Словари и энциклопедии на Академике
- Напишите отзыв о статье Рабы Микеланджело
- Отрывок, характеризующий Рабы Микеланджело
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Claude Barzotti) и Анн-Мари Гаспар (Anne Marie Gaspard). Поверхность мрамора тщательно отполирована, все детали отделаны с высочайшей степенью законченности, равную которой мы найдем лишь в скульптурах Бернини.
Микеланджело полностью подчиняет его форме. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Например, деревянная модель собора св. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него. Микеланджело Локонте родился в городе Чериньола (Италия) 5 декабря 1973 года.
Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских – он выполнял заказы для девяти из них. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Илл. Закончил курс факультета «Наука Связи» в Перуджи по специальности наука и техника рекламы. В 21 год судьба сводит его с Ритой Павоне (Rita Pavone).
Работа продолжалась более двух лет, в период между 1508 и 1512, при минимальном участии помощников. Loredana Bert), «Come si cambia» (итал. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа.
В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Илл. Илл.
- Скульптурные шедевры Микеланджело
- Микеланджело «Битва кентавров» или «Бой Геркулеса с кентаврами») (около 1492)
- Информация по экскурсии Аудиогид: Лувр
- Объекты по экскурсии Аудиогид: Лувр
- Предложения наших партнеров по Парижу
Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. Действительность не оправдала их надежд. Среди его первых известных скульптурных работ – Председатель фавна (мрамор, не сохранилась), рельефы Битва кентавров и Мадонна у лестницы (мрамор, Каза Буонарроти, Флоренция). В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины.
И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Это человек действия (vir activus). В этих фресках, самых поздних из исполненных Микеланджело, лица нередко уподобляются трагическим маскам, что в связи со статуарностью фигур порождает тяжелое чувство отчужденности.
73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. В действительности оно так и получилось. И в элиминированной форме его тяжелые переживания могли как-то преломиться в отдельных образах, тем более что сама тематика фресок в распалубках и люнетах во многом к этому предрасполагала.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Микеланджело картины и скульптуры
- Биография и творчество Микеланджело
- Картины кисти Микеланджело Буонарроти (1475-1564)
Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Илл. Его мировоззрение приобретает трагический характер. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). Он полон героизма, полон духовной и физической мощи.
Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Моисей восседает в торжественной позе.
- Презентация биоэлектрической кисти Микеланджело
- Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти
- Микеланджело Буонарроти Скрижали Завета
- Микеланджело Буонарроти Сотворение мира
Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Однако, по завершении произведения кардинал отказался от него и скульптуру для своего сада приобрел банкир Якопо Галли (сейчас статуя находится в музее Барджелло во Флоренции). Эта статуя осталась неоконченной, поскольку уже через два года Микеланджело уехал в Рим.
У Микеланджело она является овальной водоворотом голых мускулистых тел (позднее художники дорисовали одежду на голых фигурах).
Выделяются три триады. Jean de Bilhres). Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Его гений искал более широкого поля деятельности.
Но как раз этого не произошло. Микеланджело не был склонен к спокойной идеализма скульптуры Парфенона. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольный низкий конус. Используя этот случайно до нас дошедший материал, а также сонеты и высказывания об искусстве как самого художника, так и его ближайших друзей, мы все же можем восстановить метод работы великого мастера. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными.
- Видеообзор скульптуры Микеланджело
- Картины Микеланджело Мерази да Караваджо
- Уффици – Зал Микеланджело – Флоренция – Аудиогид –
- Пьяныи Искусствовед: МИКЕЛАНДЖЕЛО БУАНАРОТТИ
Они утратили волю. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению.
Илл. Частично, как мы видим ему это удалось. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной.
Илл. 184. Илл. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело.
131, 132. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Петра.
Донателло и Вероккйо создали бронзовые скульптуры юноши, чудом поразил великана, голова которого лежит у ног библейского героя. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк.
Илл. Илл. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). Илл. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Она напоминает мощную лавину. Последние тридцать лет жизни художника падают уже на новую эпоху, когда на Италию надвинулась феодальная реакция и сопутствовавшая ей контрреформация.
Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. В люнетах и сферических треугольниках под росписью, также размещены сцены.
К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор.
Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Примерно в 1530 Микеланджело создал небольшую мраморную статую Аполлона (Флоренция, Барджелло) и скульптурную группу Гений победы (Палаццо Веккьо, Флоренция). Илл. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса.
Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Вероятно, картон пропал у 1516 года. Фигура вырубалась из мраморного блока, сохраняя его прямоугольные формы. Илл. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа.
Илл. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Илл.
Согласно проекту Микеланджело, ее обрамлением с трех сторон стали фасады дворцов. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений.
Контраст ее молодости с безжизненным телом Христа еще более усиливает трагизм ситуации. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. 130. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Слева мы видим райский сад. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах.
Это помогало ему сохранять чувство целого. Фигура коренастая, сильная, мужественна.
Giovan Francesco Aldovrandini). В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. 109, 111.
Петра. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. В XIV-XV веках образ пьяного Ноя обычно трактовался как символ греха, а надругательство Хама теологи рассматривали как ветхозаветный прототип надругательства над Христом. Илл. 149.
163. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти.
75-78. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. 46.
Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Но какой ценой. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой.
Маньеристы, широко использовавшие отдельные архитектурные мотивы из проектов и построек Микеланджело, наивно думали, что великий мастер был их единомышленником. Хотя Микеланджело являлся антиподом Леонардо и по своим политическим убеждениям и по своим художественным вкусам, в его жизни был все же момент, когда он не избег влияния прославленного живописца. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет.
Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. В 1863 году Чезаре Гуасти (итал. И он сумел объединить в этом аспекте все наиболее выигрышные для данной скульптуры точки зрения. Илл.
Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Группа Победа, несколько необычная для Микеланджело по своему идейному замыслу и формальному решению, вызвала самые различные толкования.
10, 11, 12. Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. 89-91. Это композиционное решение он использовал позже в статуе Гений победы.
Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя.
Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Илл. Микеланджело изображает Мадонну юной и прекрасной.
Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Он был одновременно великим скульптором, великим живописцем, великим архитектором и великим поэтом.
Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Ева послушно следует слову творца. 134.
Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Илл. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая.
В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Безупречная композиция делает их удивительно правдивыми и достоверными. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела.
Возможно с участием Никколо Макиавелли, в эти же годы был задуман еще один крупный государственный проект: Леонардо да Винчи и Микеланджело было поручено создать две огромные фрески для зала Большого Совета (Синьории) в Палаццо Веккьо на тему исторических побед флорентийцев при Ангьяри и при Кашине. Диаметр 120 см.
В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Его работа в саду скульптур Лоренцо Великолепного, привлекла внимание последнего и в 1490 году парень поселился во дворце Медичи, оставаясь там до смерти Лоренцо (1492). К великому сожалению, церковь Сан Джованни деи Фьорентини так и не была построена по замыслу мастера, хотя его проект изобилует совсем новыми архитектурными решениями.
Илл. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое.
С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Затем всплыл вариант трех гробниц, размещенных вдоль стен (одиночные гробницы правнуков Козимо-Джулиано, герцога Немурского – ум. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя.
109-112, 116-119. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Этот проект существовал в нескольких вариантах. Илл. Но этим роль античного наследия не была исчерпана.
Микеланджело успел закончить 2 из них и начать 4, но работа над этим вариантом была остановлена. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Микеланджело не удалось полностью воплотить этот замысел, но он успел построить заднюю и боковые стены собора с гигантскими пилястрами коринфского ордера, с нишами и окнами между ними. Илл.
Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью.
На Капитолийский холм ведет широкая лестница. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Собираясь приступить к работе над статуями для гробницы, он узнает стороною, что Юлий отказывается от оплаты заготовленного мрамора. Его искусство учило многому.
Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Илл. Цикл библейских сцен в среднем поясе завершается изображением первого дня творения мира – Отделением света от тьмы. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело.
И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Илл. 159. Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни.
Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). 7, 8. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Смерть и скорбь словно содержатся в мраморе из которого создана скульптура.
Последняя рассказывает историю Ноя, заканчивающейся его опьянением. В Риме на него произвели сильное впечатление античные памятники, с которыми он впервые соприкоснулся так близко.
Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Одни хотели придать этому храму, учитывая его исключительно большое значение для всего католического мира, традиционную форму базилики, другие ратовали за центрально-купольное решение.
В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Это были тяжелые годы. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни.
Vergine Madre, figlia del tuo figlio). 167. Илл. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге.
Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Петра, с чем папа был полностью согласен. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать.
Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. 106, 113. Maurizio Piccoli), «Luna» (итал.
К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Обычно он начинал с уточнения пластического объема здания, нередко игнорируя при этом законы статики. Илл. В Бельгии продюсер Алек Мансион (Alec Mansion) предлагает Микеле работу креативным директором в студии «La Chapelle» в Вэмсе (Waimes). Микеле владеет несколькими музыкальными инструментами (пианино, клавишные, гитара, ударные) и, благодаря этому, становится аранжировщиком в нескольких синглах, выпущенных в Бельгии. Вместе с прославленными музыкантами Микеле выступил в нескольких странах Европы, затем в Бразилии. В 2006 году он выступает на сцене в Клермоне, но не с группой, а тайно.
Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы. Ему пришлось вступить в жестокую борьбу с последователями Антонио да Сангалло и с ворами, которые нагревали себе руки на этой крупнейшей по тому времени постройке.
Илл. Все это придает его архитектуре величественный характер. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой.
Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. 10 мая 1508 году Микеланджело начал роспись потолка.
155. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. 2.
Однако и здесь царит дух отчужденности. А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole). И этому оно учит и нас. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа.
177, 178. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. 135, 139.
В боковых дворцах, с их мощными пилястрами и открытыми нижними галереями, Микеланджело всячески подчеркнул протяженность фасадов, прибегая к ритмическому повтору одного и того же мотива. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон.
Определенное представление о чувствах Микеланджело может дать его же поэзия. 174. Второй крупной архитектурной работой, над которой Микеланджело трудился в Риме, было оформление Капитолийского холма. Известно много стихов написанных Микеланджело в юношу (Томаззо тогда было 23 года), а также рисунков, нарисованных и подаренных им Томаззо (Ганимед, Тите, Падение Фаэтона т. д. ). Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника.
Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. Илл. Обо всем этом он рассказал нам в своих последних стихотворениях, поражающих чисто философской глубиной содержания и совсем особой выразительностью поэтического строя, в котором каждое слово обладает весомостью камня.
Флоренция. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход». Эти три фигуры, обладающие огромной пластической выразительностью, завязаны в тугой композиционный узел.
Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. 166, 167.
Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. Илл. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости.
В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. В 1513 году был заключен новый договор, предоставлявший Микеланджело возможность расширения первого варианта. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге.
Вопрос это очень даже любопытный и в то же время сложный. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи.
Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность.
Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Возрождение. 23, 24.
У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Возможно именно в это же время скульптор начал работу над статуями четырех рабов (Академия, Флоренция), так и остались незавершенными. Кроме Микеланджело. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье.
Фигура Христа, напоминающая Зевса, расположена вверху – его правая рука поднята в жесте проклятия тем, кто находится слева от него.
Илл. Дерево, масло. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи.
Здесь Микеланджело достигает той компактности скульптурной композиции, которая всегда была предметом зависти у современных ему художников. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Илл.
Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Это гимн во славу человека и его безграничных творческих возможностей, это прославление его духовной мощи, это неиссякаемый родник физической энергии. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными.
Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых.
158, 159. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). И в небесной зоне и в земной слишком много внутренне неоправданного движения, что придает всей сцене несколько внешний характер. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня.
Особенно выразительна правая фигура. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. 27 июля 1982) и старшая сестра Анжела (род. В угловых распалубках, поверхность которых имеет вогнутую форму, мастер разместил еще четыре библейские сцены изображающие чудесное спасение избранного народа от гибели.
Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). 146-148. Немного истории про сие монументальное произведение великого итальянца. В борьбу включился и Микеланджело. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело.
Илл. В 1517 году Микеланджело провел много времени в Карраре, разработал модель фасада церкви. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. 179-181.
К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. Но школярская учеба не привлекала мальчика.
В них он ставил себе задачей запечатлеть грядущие эффекты света и тени, уточнить свое понимание динамической формы и физической силы того или иного архитектурного элемента. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Вот таким образом до нас дошли лишь жалкие крупицы из некогда огромного творческого фонда Микеланджело.
Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Немного истории про сие монументальное произведение великого итальянца.
Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Купол завершил Джакомо делла Порта, уже после смерти Микеланджело. Петра (Музео Петриано). Петра.
Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. 41.
Таков, несомненно, был его основной замысел. Настоящее имя — Микеле Локонте. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться.
За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Микеланджело трактует тему весьма сдержанно. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу.
Фигура погружается в сон. Илл. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций.
Пейзаж пустынен и гол. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Основные темы – воспевание человека, горечь разочарования и одиночество художника.
Илл. По свидетельствам французского дипломата и криптографа Блеза где Виженер, который в 1550 году посетил Рим и видел семидесятипятилетнего Микеланджело за работой, скульптор не был слишком сильным, однако, за пятнадцать минут он отколол от очень тяжелой глыбы мрамора больше, чем трое молодых каменщиков могли бы сделать три или в четыре раза больше времени (. ) Одним ударом он отсекал куски в три-четыре пальца толщиной и так точно в намеченном месте, если бы он задел еще несколько мрамора, то рисковал бы уничтожить всю работу.
175, 176. Но все усилия напрасны. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится гроздью винограда. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан.
182, 187, 188, 189. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению.
Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, которая оплакивает безвременную смерть брата. Этот жест символизирует молчание. Эту постыдную работу продолжали и позднее.
Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки).
«Рабы», высеченные прославленным итальянским скульптором Микеланджело — цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы, предназначавшихся для неосуществлённого проекта гробницы папы Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи. Проект надгробия Папы Юлия II существовал в нескольких вариантах. Как обычно у Микеланджело, пейзажные элементы сведены до минимума, пространство строится главным образом с помощью фигур, перед которыми как бы отступает разбушевавшаяся водная стихия, против которых бессильны разверзшиеся хляби небесные. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника.
Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души.
Он даже не дотрагивается до нее. 32. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями.
И результаты были самыми плачевными. Илл. 150. Глухие окна с массивными обрамлениями контрастируют с нарочито легкими филенками, обрамляющими небольшие прямоугольные нишки.
Ромен Роллан писал о нем: Пусть сам он был создан из этого праха земного. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми.
Это издание было неполным и содержало определенные неточности. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское.
После этого Warner Music выпустил диск, ставший бриллиантовым (более 750 000 проданных копий). 25 мая 2012 года — первый дуэт с Жераром Ленорманом с песней «Soldats, ne tirez pas». Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело.
Он собирался использовать двор как часть протяженной архитектурной композиции, с подчеркнутой продольной осью: попадая с площади через центральный портал во внутренний двор, посетитель проходил бы через открытые арки первого этажа в расположенный позади дворца сад, соединявшийся переброшенным через Тибр мостом с парком в Трастевере, где возвышалась принадлежащая тому же семейству Фарнезе вилла Фарнезина. По Кондиви именно в это время Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи заказал ему статую Молодого Иоанна Крестителя, а также статую Амур, что спит (утрачена), но с условием так обработать произведение, чтобы иметь возможность продать его дороже, как античный. Он терял свою свободу и превращался в придворного мастера, полностью зависевшего от прихоти тех, кому он служил. В 1516 он получил заказ на отделку фасада семейной церкви Медичи во Флоренции, Сан Лоренцо. Только при этой точке зрения микеланджеловское Положение во гроб открывает свой наиболее выразительный пластический аспект. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII).
Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Илл. 5, 6. Между маем 1513 года и июлем 1516 года Микеланджело закончил скульптуры «Восставший раб» и «Умирающий раб», показывающие разные состояния человека, оказавшегося перед лицом смерти.
Илл. 86-88. Контракт был подписан 7 августа того же года. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация.
Илл. К этому же периоду относится его картина Муки Святого Антония (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Недаром они украшали пилястры. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения.
170. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Fiorella Mannoia). В конце 1999 года переехал в Льеж. Первые шаги во Франции он делает в качестве актёра и исполнителя в мюзикле «Новые кочевники» (Les nouveaux Nomades) Клода Барцотти (фр. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. По-видимому, это была статуя Вакха.
Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. 136. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу.
Илл. Здесь он познакомился и имел шанс общаться с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и др. ). Группа «Пьета» изображает мертвое тело Христа, лежащее на коленях Мадонны, скорбно склонившейся над ним. Поначалу борьба со строптивым отцом.
В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. В этом отношении особенно характерны следующие его слова: если жизнь нам нравится, то поскольку смерть есть дело рук того же мастера, она не должна нам не нравиться. Илл. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств).
И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Тут столкнулись два сильных характера. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. Это два составных звена единой архитектурной концепции.
110, 112. е. уважением классической традиции). Но здесь архитектурный каркас играл вспомогательную роль и был осуществлен средствами живописи. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. И тут же Юлий заключил с художником договор на выполнение большой его бронзовой статуи, предназначенной для постановки на фасаде Сан Петронио. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно.
Когда Микеланджело работал над росписью Сикстинского потолка, для Италии наступила тяжелая пора. Илл. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. Giuntine).
Вот таким образом искажены гримасами их лица, вот таким образом так безнадежны все их, даже самые энергичные, движения, напряженные и конвульсивные. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Илл. 151.
Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Выше: что вы искали. Отходя от традиции. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка.
Частично, как мы видим ему это удалось. Слева изображены разверзшиеся могилы и восстающие из них мертвецы, выше – устремляющиеся вверх души, еще выше – праведники, на самом верху, слева и справа, – несущие орудия мучений Христа ангелы, справа – опять праведники, ниже их, справа же, – восставшие титаны, еще ниже – Ахерон с ладьей, в которой стоит гонящий грешников в ад Харон. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. 114, 115.
Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Он побежден. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Илл.
И этой же цели служит цвет. Вот таким образом по мнению Джона Саймондза, Микеланджело не любил, не восхищался и не желал женщин.
Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. 37. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам.
Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. 107, 108.
119, 111. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Там парень жил в Джанфранческо Альдовранди (итал. Илл. 47. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений.
Илл. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). Недаром его любимым материалом была бронза.
Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. Камень стал казаться ему слишком материальным и весомым для воплощения его все более порывавших с ренесансным сенсуализмом идеалов. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. В сцене Сотворение светил и растений фигура Саваофа дана дважды: справа летящей на зрителя, слева устремляющейся вглубь. что ваятель успел создать, считается, величайшими шедеврами мирового искусства.
Он стал уже высекать статую св. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора.
Один из них (2-й) включал статуи рабов, которые должны были находиться на нижнем ярусе. Все время приходилось ему преодолевать препятствия. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатой одеждой Богоматери. И здесь его постигает страшный удар.
На дошедших до нас портретах XVI века Лоренцо имеет совсем не ту внешность, которой наделил его Микеланджело в своей статуе. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Его привлекают высокие идеалы, обобщенная универсальная форма, ясный, лишенный второстепенных деталей композиционный строй. Илл.
Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование.
Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Илл. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию.
122-125. И всюду Микеланджело выходил победителем.
81-84. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию.
Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. 116-119. Иной характер и иной темперамент воплощены в фигуре Джулиано, также лишенной и намека на портретную трактовку. Она научила его примирять и конденсировать в одном-единственном живописном аспекте все таящиеся в человеческой фигуре пластические возможности.
С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). На смену средневековью Савонаролы, временно вернулся в город, пришла светская республика, для которой Микеланджело создал свою первую большую статую во Флоренции, мраморного Давида (1501 – 1504, Флоренция, Академия). Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад.
97, 98. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб.
Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Илл. С конца 1540-х годов до 1555 году Микеланджело работал над скульптурной группой Пьета (Собор Санта Мария дель Фьори, Флоренция).
Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). И здесь невольно напрашивается сравнение с его живописью, в которой пространство существует лишь как вместилище для пластических тел. Они называли Микеланджело divino (божественным). Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа.
Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался.
Сохранилось около 300 его стихотворений. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Возможно, что Микеланджело вложил в нее горечь разочарования, порожденного трагедией гробницы. ислучайно найденной в январе 1506 года в земле на месте Золотого дома императора Нерона. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса.
183. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Илл. 16. А воля художника была поистине безмерна. Это стало его псевдонимом. Его родители — учителя.
Кроме того, считается, что женщины Микеланджело очень мужские по своей форме. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира).
Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад.
Совсем необычен иконографический тип Мадонны. И это приводит к трагической разобщенности образов. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа.
Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. И как ни высоко склонны мы расценивать его старческие работы исполненные уже по достижении семидесятилетнего возраста и поражающие глубиной замысла и высочайшей одухотворенностью, в них все же не найти былого мастерства, былой верности глаза и точности руки. Это двухметровая скульптура, предназначенная для кругового обзора. Эти распалубки, вместе с четырьмя угловыми парными распалубками, выполняют конструктивную роль, облегчая сочетание зеркального свода со стенами. Этот юноша, принадлежавший к знатной римской семье, отличался замечательной красотой и большим внутренним благородством.
По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Микеланджело дает единую систему устремляющихся кверху сил: огромные пилястры большого ордера находят себе продолжение в раскрепованных выступах аттика, в спаренных колоннах тамбура, в ребрах купола, наконец, в колонках фонаря. Мертвое тело Христа держит Святой Никодим, а с двух сторон поддерживают Богоматерь и Мария Магдалина (закончена фигура Христа и отчасти Святой Магдалины).
На самом же деле между ними лежала бездна. Внезапно раздался крик: мы пропали. По-видимому, Микеланджело приступил к работе над статуями более из страха перед папой, чем из любви к Медичи. И тогда полностью раскрываются ее красоты. Илл.
Образ Давида был традиционным во Флоренции. В городе все кипело и бурлило, фракции и партии вступили в яростную борьбу друг с другом, общая обстановка накалялась с каждым днем. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки.
Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Для Микеланджело и его единомышленника скульптора Винченцо Данти такая формулировка уже неприемлема. В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. 99, 101, 102.
13, 14, 15. Хотя годы экономического подъема Флоренции были уже позади, город продолжал оставаться выдающимся культурным центром. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев.
140, 141. Таким представил его и Микеланджело. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом.
Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. 39. Илл.
Существовал портрет парня, который, однако, потеряно. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. 169. Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) (итал.
Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб». Статуя осталась незаконченной. Эрмитажная статуя опустившегося на корточки мальчика была, возможно, предназначена для украшения антаблемента неосуществленной парной гробницы Медичи. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300).
Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле.
162. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. В общем ответить на него правильно рассуждаю логически непросто, нужны знания. В 2007 году выступает на фестивале в Монтрё. Его талант и обворожительный голос — это те преимущества, которые позволили Микеланджело Локонте блестяще сыграть роль Моцарта в мюзикле, созданном Довом Аттия (Dove Attia) и Альбером Коэном (Albert Cohen) «Mozart lOpra Rock». За роль Моцарта Микеле получил 3 награды NRJ Music в 2010 году. В октябре 2009 года специальный приз «Prix Pouilles 2009», был присуждением ему как представителю народа в художественной сфере. Он участвует в благотворительных акциях таких как «Футконцерт», «Все поют против рака», «Дом родителей». В мае 2011 года в первый раз выступает на «Restos Du Coeur Belges». Последнее его выступление в «Моцарте» состоялось в Париже, Берси 10 июля 2011.
30), довольно точно передающая ее общий вид. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Karl Frey) Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем (Берлин).
Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой. У Микеле есть младший брат Пьетро (род. Илл.
Зато вид группы справа мало удачен. 48-55. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя.
По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Эти тончайшие перекрещивающиеся линии, не лишая камень твердости, в то же время придают его поверхности жизнь и движение. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя.
Петра со стороны апсид. Тем самым ей отводится центральное место. 164. Страшный Суд Микеланджело уже при жизни мастера породил резкую оппозицию в контр-реформационных кругах. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований.
В 1519 году он начал работу над Христом с крестом (Санта Мария сопра Минерва, Рим), которую окончил 1520. Эта статуя – единственная из работ Микеланджело, подписанное им самим. Илл. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий.
И здесь бог изображен в активном действии. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Жизнь Микеланджело была трудной. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Все фигуры выглядят безрадостными, они выражают тревогу и мрачное настроение. Илл. Илл.
Он должен думать о смерти. Илл. Он избегает детализированной характеристики места. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. все члены изменяются по ширине и длине во время движения.
Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. 160. это сам Микеланджело и символ всей его жизни.
Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Илл. Илл. Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах.
Часть шеи и драпировка завершены Тиберио Кальканьи, одним из любимых учеников Микеланджело. Упорно шлифуя свое мастерство, Микеланджело, как все большие художники, широко черпал творческие импульсы из тех источников, которые были ему близки и которые облегчали решение новых задач. Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. дней всего 4, в том числе и статуя «Моисей» – в вопросе речь о ней. Петра. Илл.
Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. Это предназначенные для украшения гробницы Св.
Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Илл.
Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Перед Микеланджело такая проблема никогда не вставала, поскольку он умел замечательно точно и экономно вписывать фигуру в форму каменного блока. 79, 142. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение.
174. «Умирающий раб» с его едва видимыми мускулами, казавшийся еще тоньше из-за элегантности своей позы, выглядел уже отдавшимся на волю Леты, реки забвения из подземного царства Аида. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Илл. Илл.
Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах).
Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного.
Оно учило, как из элементов реальности создается художественный образ общечеловеческой значимости. Художник охотно принял это предложение. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. 38. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны.
Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием Стихи Микеланджело, собраны его племянником во флорентийском издательстве Джунтине (итал. Здесь лишний раз убеждаешься в том, какое исключительное значение придавал мастер в архитектуре принципу соподчиненности. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов.
Трудность своего характера осознавал и сам художник. 161. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. 17, 18, 19, 20.
Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе.
Получил диплом магистра искусств. 33, 34. Недаром Себастьяно дель Пьомбо писал ему в 1520 году: Вы всякому внушаете страх, даже папе. Три года напряженнейшей работы пропали даром. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера.
92, 93, 94. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха.
В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Илл. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Для этого он вводит дополнительную среднюю зону, которой нет в старой сакристии, суживает кверху обрамление окон в люнетах третьей зоны, чтобы подчеркнуть устремленность движения вверх, наконец, дает кессоны купола в перспективном сокращении, усиливая тем самым его глубину.
Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Это, конечно, не так. С несравненно большим чувством собственного достоинства ведет себя Адам, старающийся лишь отстранить грозный меч ангела. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень).
И когда Микеланджело усумнился к глубокой старости в обретении бессмертия через созданные им творения, это означало гибель всех его надежд. Саваофе огромным напряжением отталкивает наседающие на него со всех сторон облака, стремясь отделить свет от тьмы. Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках.
Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания.
Фигуры несчастных грешников сдвинуты к самому краю композиции, так что в центре образуется просвет, все более и более отдаляющий их от райского блаженства.
56-71). В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений.
В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Последняя была предназначена для хора старого собора св. В 1506 году Микеланджело начал работу над статуей Евангелиста Матфея (Флоренция, Академия). Микеланджело был живописцем, скульптором, архитектором, поэтом и военным инженером, по силе своего гения он занимает место среди величайших мастеров Возрождения.
Обе фигуры слиты в единое целое. В марте 1505 года папа Юлий II вызывает Микеланджело в Рим, чтобы поручить ему выполнение своей гробницы. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. В 1546 г. Микеланджело подарил 2 готовые статуи Роберто Строцци в благодарность за оказанное гостеприимство, а тот преподнес их французскому королю Франциску I. В 1578 года они хранились в замке Экуан, после этого — в замке Пуату у кардинала Ришелье, в 1793 году были сняты с продажи как национальное достояние и попали в Лувр. 4 незаконченные статуи находятся во Флоренции (галерея Академии) – они остались во флорентийской мастерской Микеланджело, в 1564 г. Леонардо, его племянник, подарил их герцогу Козимо I: скульптуры находились в гроте в садах Боболи (Питти галерея), а в 1909 году их перенесли в Галерею Академии во Флоренции. Две законченные луврские статуи являются противопоставлением прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы, другому юноше, бессильно повисающему в них. В первоначальном плане мавзолея, по утверждению Вазари: «Пленники эти означали области, покоренные Папой и подчиненные апостольской церкви другие же разнообразные статуи, также связанные, — олицетворяли все добродетели и хитроумные искусства изображенные там потому, что и они были подчинены смерти и не в меньшей степени, чем сам первосвященник, который столь успешно им покровительствовал». В «Восставшем рабе» находили олицетворение архитектуры, а в «Умирающем» — живописи, так как у ног фигуры имеется незавершенное изображение обезьяны из афоризма Ars simia naturae («Искусство – обезьяна природы»). После росписи Сикстинской капеллы изменился пластический стиль мастера: статуя уже не исчерпывается восприятием с одной, главной точки зрения.
Илл. Италия. Однако то. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим.
36. Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (голые) обрамляют сцены из Книги Бытия.
Этому его научила скульптура. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. 21, 22. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам.
В 1517 году были сделаны глиняная и деревянная модели, а четыре года спустя контракт был разорван и проект остался неосуществленным. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. В 1492-1493 гг Микеланджело работал над Распятием (дерево, церковь Санто Спирито, Флоренция).
Илл. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. Чтобы вызвать у зрителя впечатление богатства и пышности райского сада, художник изображает лишь несколько покрытых листьями веток и намечает волнистой линией землю. Первое граничит с созданием мира. Он сам писал: Но когда план целиком меняет свою форму, то не только дозволено, но и необходимо изменять, по сравнению со сказанным выше, также и украшения и равным образом те, которые им отвечают. Позже проект был закрыт.
Он победил. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Илл. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного.
Его рука сгибается к плечу. Илл. Вот таким образом стена и без того имеющая согласно конфигурации плана выступы и отступы, приобретает еще большую подвижность. Илл.
Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Илл. Но с тлена вспыхнул огонь, который очищает все, – огонь гения.
Илл. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей.
В дальнейшем не было ни одного сколько-нибудь крупного архитектора, скульптора и живописца, который в той или иной форме не отдал бы дань увлечению Микеланджело. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту.
Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Все традиционные элементы в изображении Страшного суда Микеланджело осмыслил совсем по-новому, в соответствии со своим общим замыслом.
Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. В результате они предстают зрителю трагически одинокими.
Две гробницы герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи представляют собой саркофаги с покатыми крышками, на которых расположено по две фигуры – «Утро» и «Вечер», «День» и «Ночь». Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Илл. Волосы обработаны скарпелью, лицо – троянкой, зубья которой оставили на поверхности камня следы тончайших перекрещивающихся линий.
На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Договор на выполнение этой работы было подписано 16 августа 1501 года. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Но этот бурный поток устремляющихся ввысь сил встречает на своем пути препятствие в виде тяжелого аттика и лишь в результате героических усилий удается ему преодолеть данный барьер, после чего движение вверх вновь подхватывается колонками тамбура и ребрами купола.
Но роспись обладает и другим аспектом. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. В этих юношах Микеланджело лишний раз показал сколь неисчерпаемой была его фантазия при изображении обнаженного тела.
Массивный, более грубый в изготовлении «Восставший раб» не мог не вызывать в памяти отчаянное сопротивление Лаокоона, персонажа скульптурной группы, выполненной из мрамора в I веке до н. э. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир.
Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). 86-91. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. 171.
В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Он действует только словом. Их он терпеть не мог и не щадил. Известно, что Микеланджело работал над картоном до ноября 1506 года.
По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи). Заказ был сделан Пьеро Содерини, гонфалоньером Флоренции, в августе 1504 года. И в ней мастер смело порывает с традицией. Галерея Уффици.
Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу.
Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Илл. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло.
В заключение он выражает надежду, что Господь пошлет на землю своих святых, дабы они низвергли эти идолы. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Обнаружив трещину в камне, он разбил скульптуру молотком.
Сначала он намечал на этой плоскости контур будущей статуи и затем удалял ненужный материал в наиболее выступающих частях фигуры. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения.
Их ритм нетороплив их словарный фонд не так уж богат их рифмы далеко не всегда безупречны. Илл. 126.
Фигуры как бы выплывают из подернутой дымкой глыбы камня, рожденные к жизни могучим резцом скульптора. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов.
Илл. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Любимые поэтические формы – мадригал и сонет. 155, 156.