Рафаэль Диспута

Но, как уже говорилось, великие свойства Рафаэлевой «Диспута» и частные условия ее воздействия — это всё общие моменты. «диспута» – первая фреска, выполненная Рафаэлем в Станце делла Сеньятура. Таково изображение в «Диспуте» Рафаэлем Санти земного действия, над которым он расположил сцену небесную.

Остальные будут расписываться его учениками. Ныне особенно ясно, как бесценно искусство, рожденное чувством красоты. Молодой художник имел множество заказов в Сиене. Это почтенное собрание принимает решение о церемонии совершения Евхаристии (Святое Причастие у католиков) источника и вершины христианской жизни.

(Южная стена – «Утверждение канонического и гражданского права»). Они необыкновенно усилены еще и судьбой самой картины. Кальво некоторое время жил в доме художника. Он продолжает огромную работу по росписи Ватикана.

Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. Вокруг Аполлона – девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Как например роспись четвертой Станцы, целиком принадлежащая его школе. Эта гармония и композиционное единство достигаются благодаря построению – фреска похожа на архитектурное строение и неотделима от помещения, в котором находится.

Он не только не помогает — он просто не замечает того, что происходит внизу. Точно так же только эту сцену включает и запрестольный образ работы Себастьяно дель Пьомбо в церкви Сан-Пьетро ин Монторио в Риме (там, где прежде стояла картина Рафаэля), писанный венецианцем между 1517 и 1524 годами. Именно античный Рим «напоил его душу чудотворной силой, неугасаемой славой своего великого прошлого, укрепив гений его образами, восставшими из мрака истории, очаровав величием своей природы и красотою памятников» (А.

  • Описание фрески Рафаэля Санти «Диспут»
  • Битва святого Георгия с драконом
  • Изведение апостола Петра из темницы
  • Портреты других исторических личностей
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике

Эта женщина с благородными чертами лица, которую он любил до самой смерти, была изображена и на портрете «Донна Велата» («Дама под покрывалом», 1514г. ), принадлежащем к числу величайших шедевров Высокого Возрождения. Браманте начал постройку собора святого Петра Микеланджело, до того занятый работой над проектом гробницы Юлия II, приступил к росписи потолка Сикстинской капеллы. Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). Здесь в момент какого-то озарения, вызванного бытием живописца, его пониманием и осмыслением времени, накоплением опыта и происходит тот неуловимый и непредсказуемый пластический «взрыв», схожий с рождением новой звезды. Все, все лучшие качества современников, весь опыт античности, всю глубину философских идей своего времени претворил Рафаэль и воплотил в «Сикстинской мадонне». Он также изображает постройку храма в углу фрески.

В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой – проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Росписи. Среди них были да Винчи и Микеланджело, трудившиеся в это время в городе. 28. Папа Иннокентий 29. Бонавентура 30. Папа СикстIV (Франческо делла Ровере, дядя Юлия ) 31. Данте 32. Саванаролла, еле заметный за спинами 33. Скорее всего-Платон Альбом: РафаэльАльбом: Рафаэль 20.

Группа народа многочисленнее, но теснится в правом нижнем углу картины. Здесь находятся не только афиняне (философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже).

  • Зимние пейзажи выдающихся художников
  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  • Уильям Блейк: необычные картины английского поэта

Увлеченный грандиозными планами и замыслами, заваленный бесчисленными заказами, он не замечал надвигавшегося на него творческого кризиса, следы которого уже отчетливо видны не только в его поздних монументально-декоративных циклах, но и в его больших алтарных картинах и в первую очередь в «Преображении Христа» (1517—1520, Рим, Ватиканская пинакотека) — последнем, так и не завершенном произведении художника, поставленном у его изголовья в день смерти. Так, многозначительно не завершены зримым синтезом во фреске «Афинская школа» учения двух величайши философов античности — Платона и Аристотеля. Еще незаконченные произведения настолько понравились Юлию II, что он поручил художнику роспись следующих трех станц (комнат), приблизительно такой же площади. Только так изображали eго в одноименных картинах и Тициан и Савольдо и Гольбейн-Старший и молодой Рубенс, чье «Преображение» (1604—1605 гг., Нанси, Музей), писанное по заказу мантуанских иезуитов, создавалось как очевидный противовес творению Рафаэля. Вокруг Аполлона – девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Наряду с безличными персонажами и вымышленными портретами папы Григория Великого (с лицом Юлия II), Иеронима, Амврозия, Августина, Фомы Аквинского, папы Иннокентия III в «земной зоне» идеального церковного собора художник представил монаха-живописца Фра Анджело, архитектора Браманте, Данте и Савонаролу.

Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. Можно понять священное негодование поборника религии: введя в благочестивую тему преображения сцену «грубых» страданий народа, более того, сцену народного недовольства, Рафаэль профанировал божественную материю. Чтобы это мероприятие не превратилось в варварское расхищение и уничтожение древних строений, он назначил Рафаэля главным смотрителем «всех мраморов и других камней, которые впредь будут вырыты в Риме и его округе» (папское бреве от 27 августа 1515 года). Не случайно впоследствии он избегал подобного рода эффектной драматизации. Очаровательная юная мать обыденно сидит в кресле, ее голова повязана пестрым платком, а на плечи наброшена вышитая крестьянская шаль. У него был обширный круг знакомых, но мало друзей.

Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. «Мадонна Темпи» и «Мадонна под балдахином», обе в 1508г. ). Первой пробой сил Рафаэля в зодчестве стало строительство маленькой изящной церкви Сант Элиджио дельи Орефичи (1509г. ). В верхних покоях – так называемых «станцах» – расположенных между двором Бельведера и старым двором папской резиденции, работал Рафаэль. И он мог бы написать еще немало картин. «Парнас» — это царство поэзии, шире говоря, царство искусства, так как и музыка тоже представлена на Парнасе, горе искусства. И третья Станца, «Станца дель Инчендио» («Зал Пожара»), названа тоже по одной из фресок Рафаэля — «Пожар в Борго».

Рафаэль обрел признание и чувство уверенности в себе. Я желал бы воскресить чудные Формы античных сооружений» Он мечтал о «воскрешении Древнего Рима»- титаническом предприятии, достойном художника Возрождения. Образы Платона и Аристотеля связаны соответственно с Восточной и Западной Церковью. Кроме Гомера, Виргилия и др.

  1. Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  2. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  3. 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  4. Самые красивые города в вечернем освещении
  5. Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  6. Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи

Однако именно портрет Маддалены Дони породил множество повторений. Внешне жизнь Рафаэля протекала спокойно. Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны.

Некоторое удивление вызывает появление среди этой динамичной толпы спокойного Юлия II, которого вносят в Храм драбанты (средневековые немецкие воины), один из которых наделён чертами великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Флорентийцы быстро оценили «мастера Мадонн». Три станцы (размер каждой из них – 8х10м. ) представляют собой анфиладу, с одной стороны оканчивающуюся башней Борджиа, а с другой примыкающую к угловому корпусу.

В ней хранится гостия (облатка) – лепешечка пресного теста, которую принимают причащающиеся католики (вином и гостией причащаются только священники). Во время дрезденского восстания в XIX веке русский революционер Михаил Бакунин мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов И все знают эпопею спасения «Сикстинской мадонны» советскими воинами во время второй мировой войны, вызволившими ее из подземного гитлеровского плена. Самые выдающиеся работы из этого цикла Рафаэля Санти – «Диспута», «Парнас» и «Афинская школа».

  • Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  • Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  • : музыка, которую можно увидеть
  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  • Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  • Напишите отзыв о статье Диспута
  • Отрывок, характеризующий Диспута

Вот таким образом не трудно заметить в еще робком, ученическом произведении Рафаэля, относящемся примерно к началу 1 500-х годов, —«Сне рыцаря» (Лондон, Национальная галерея) черты, общие для многих умбрийских художников конца XV века, — плавную музыкальную линию силуэта, поэтичность и тонкий лиризм женских образов с их характерным наклоном головы и «голубиным» взором. Вокруг папского двора группировались поэты и ученые-гуманисты. Господствующая идея всех картин и фресок Рафаэля римского периода – могущество Церкви. Завершает эту сюиту «Прекрасная садовница», в которой Рафаэль окружает группу полным сияния и радости пейзажем.

Все без исключения римские портреты Рафаэля («Бальдассаре Кастильоне», 1515, Париж, Лувр «Портрет кардинала», ок. «Парнас». На то же направлено воздействие (пейзажной) линии фона, объединяющей стороны собрания и приводящей их в гармоническое соотношение с венцом фигур наверху. Должность «комиссара древности», «префекта мраморов всех камней» (1515г. ) отнимала много сил и времени на охрану памятников римской античности. Чуть ниже, по обеим сторонам его, пророки также воспаряют над землей. «Мадонна» Рафаэля на века стала художественным олицетворением материнства, духовной красоты, горького счастья и мученичества.

  • Последние комментарии (всего 4)
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  • Станца дель Инчендио ди Борго ( )

С какой нежностью пишет Рафаэль этот мягкий овал лица, нежный рот, плавный изгиб шеи. Относительно функционального назначения этого зала до сих пор идут споры. Его мадонны вполне светские женщины, мило и грациозно играющие с детьми. Сам художник после смерти Браманте в 1514г.

Некоторое удивление вызывает появление среди этой динамичной толпы спокойного Юлия II, которого вносят в Храм драбанты (средневековые немецкие воины), один из которых наделён чертами великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Как же понять неслыханную противоречивость картины. Большинство фресок, за исключением, пожалуй, «Пожара в Борго», условны и лишены былой жизненности. В глубине видна часть собора св. Оба эти владыки католической церкви близко дружили с ним, считались с его мнением и естественно, что могущественные кардиналы и вельможи, составлявшие их окружение, несмотря на всю свою гордыню и власть, общались с Рафаэлем и даже где-то в глубине души побаивались этого улыбчивого, но непреклонного, внешне мягкого и ласкового, но своенравного живописца. Одна фреска за другой появляются на стенах.

Первый, указуя перстом на небо, держит в другой руке текст «Тимея» -сочинения, в котором он изложил идеалистические представления о мироздании, Аристотель же простер ладонь над землей и несет свою книгу «Этика». Живопись центральной комнаты отличается достаточной яркостью. Но участие самого Рафаэля в этих росписях неодинаково.

В искусстве Джулио Романо стала преобладать сюжетная сторона: пестрая вереница языческих богов и богинь, подробный, часто занимательный рассказ мифологической истории заняли место «универсального» охвата явлений, свойственного Рафаэлю. Для его загородной виллы Фарнезина Рафаэль написал торжественную античную фреску «Триумф Галатеи» (1513г. ). Цикл был исполнен по эскизам Рафаэля его учениками и помощниками, главными среди которых были Джулио Романо, Франческо Пенни (они исполняли сюжетные композиции на сводах) и Джованни да Удине (он писал все «гротески»), В легкой прозрачной живописи, простоте и ясной гармонии композиций, удивительной поэтической свежести декоративных орнаментов и «гротесков» (орнамент, в котором причудливо сочетаются декоративные мотивы и изображения животных, растений, масок, человеческих фигурок) заметно воздействие античной живописи, открытой тогда в развалинах Золотого дома Нерона. Пожалуй, это последний зал, над росписью которого Рафаэль работал собственноручно. Вся работа декоративного характера была мастерски спланирована и выполнена.

«Портрет папы Льва X с двумя кардиналами», ок. Рафаэлевский дар организации развернулся здесь во всей всей силе. Рафаэль начал работу в этой станце в 1512 году, завершив роспись спустя 2 года и папа Юлий смог увидеть «Изгнание Элиодора» перед своей смертью в феврале 1513 года, когда работы в станце были в самом разгаре. В Ватикане, кроме Станц, Рафаэль будет руководить и росписью Ватиканских Лоджий, галерей второго этажа (одной из застекленных сторон, которой галерея выходит на гору Бельведер), но их тоже расписывали ученики по эскизам и композиционным наброскам Рафаэля на сюжеты, взятые в основном из Ветхого Завета.

Все это — качества, определяющие достоинства композиции, но не частности рисунка. Абсолютно неудачен указывающий юноша по другую сторону, восходящий к (сохранившемуся в рисунке) мотиву Леонардо, так называемой «Беатриче». И на земле и на небе – христиане, вместе образующие соборное тело церкви. Это начальная точка движения и вершина фигуры. Используя и апокрифические мотивы, как, например, в «Мадонне со щегленком», воссоздающей легенду об оживлении глиняной птички младенцем Христом, Рафаэль ищет в этом мотиве по преимуществу выразительность правды.

Описание фрески 
Рафаэля Санти «Диспут»

Благодаря связям отца Рафаэль сблизился с сыном Федериго да Монтефельтро, Гвидобальдо. 1519, Мадрид, Предо «Томмазо Ингирами», ок. Епископ Эджидио да Витербо, связывая Св. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512).

На фреске изображен, скорее, апофеоз Евхаристии, апофеоз причастия, а не спор о таинстве. Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). Величественная и задумчивая «Мадонна дель Грандука» и «Мадонна с безбородым Иосифом» — обе созданные около 1505 года и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, проясненной гармонией, счастьем «Мадонна с щегленком» (1506 год).

В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. Этот взгляд, говорящий о сильном характере, принадлежит Микеланджело. Его врожденное чувство меры исключительное чутье пространства, равновесия и гармонии породило искусство «вечной красоты» – спокойное, возвышенное идеальное. С именем Рафаэля связаны росписи трех комнат Ватиканского дворца: «Станца делла Сеньятура» (1508 — 1511), «Станца дЭлиодоро» (1511 1514), «Станца дель Инчендио» (1515 — 1517). В Ватикане, кроме Станц, Рафаэль будет руководить и росписью Ватиканских Лоджий, галерей второго этажа (одной из застекленных сторон, которой галерея выходит на гору Бельведер), но их тоже расписывали ученики по эскизам и композиционным наброскам Рафаэля на сюжеты, взятые в основном из Ветхого Завета. Но каждому свое Где-то уступчивый Рафаэль в ватикановских «Стансах» слишком был регламентирован заказом и лишь его природное жизнелюбие иногда прорывается сквозь строгие параметры заранее надуманных аллегорических построений. Аристотель и Платон стоят на верхней ступени лестницы.

Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове (Donna velata), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу – Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой – живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Она пришла издалека, но умела разговаривать на понятном им языке разума и чувств. Таков глубокий символический смысл картины. Обилие голубого, белого, золотистого перекликается с росписями в апартаментах Борджиа. В 1504 году Рафаэль приехал во Флоренцию.

Но как это улетание согласовать с темой преображения. Словно букет, полевых цветов — фиалок, незабудок, васильков — расцвел на стене. Над алтарем восседает в лучах света Иисус. В 1508 году в Ватикане появился молодой человек.

На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу — Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой — живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). «Мадонна с рыбой», «Мадонна дель Импанната», обе в 1514г. Под наблюдением Рафаэля были достроены открытые лоджии дворца Сан Дамазо в Ватикане (знаменитые «Лоджии Рафаэля», 1518–1519гг. ) и декорированы по его проектам, как и «Лоджии Психеи» (1517–1518гг. ). Полтысячи лет сменялись поколения, неспешно переворачивались страницы летописи планеты. Вскоре после Второй мировой войны ее обнаружили строители в скромном и ветхом жилом доме. Археологические увлечения Рафаэля активизируются в 1510-е годы, когда он специальным папским бреве (указом) от 1 августа 1514 года был назначен главным архитектором собора св. Хотя все фрески, украшающие станцы Рафаэля, достойны звания шедевров, лучшей их них искусствоведы и историки называют работу «Афинская школа» (Scuola di Atene) в Станца делла Сеньятура. и с которой он написал портрет».

Ни одной фигуры, которую можно было бы поставить рядом с Августином в Оньисанти (Флоренция), на этой фреске нет. Во фреске «Месса в Больсене» Рафаэль показал себя не только превосходным мастером композиции, но и блестящим колористом. (Речь идет о «Мадонне Грандуке», ок. Кстати, данный визит можно рассматривать и как ответный жест прославленного римского музея, связанного с ГМИИ имени А. С. Пушкина узами давнего партнерства: недавно именно в Галерее Боргезе экспонировался предмет гордости «пушкинцев» — картина Лукаса Кранаха «Плоды ревности» («Серебряный век»). По правую его руку находится Пресвятая дева, а по левую – Иоан Креститель. Paris, 1908—1909, p. 67).

В 1508 г. Рафаэль стараниями Браманте переезжает в Рим. Господствующая идея всех картин и фресок Рафаэля римского периода – могущество Церкви. Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем. «Диспута» (1509г. ) стала первой росписью после фресок потолка и парусов («Суд Соломона») и была посвящена триумфу христианской религии. Их внешняя красота неотделима от духовного совершенства и благородства («Мадонна в зелени» и «Мадонна с безбородым Иосифом», обе в 1505г. Как например роспись четвертой Станцы, целиком принадлежащая его школе.

И Рафаэль, прибывший в Вечный город полный жажды достижения вершин искусства, создав за поразительно короткий срок фрески Ватикана — знаменитые «Стансы» и уже одной «Афинской школой» увековечивший свое имя, был завален бесчисленными иногда малозначительными заказами, многочасовыми, порою пустыми беседами, застольем и многими, многими, отнимающими силы делами. Слева художник расположил мощную фигуру вдохновенно поющего слепого Гомера в тёмно-синем паллиуме (длинный шерстяной плащ). Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Среди них хотелось бы упомянуть фреску в Ватиканской пинакотеке «Учреждение Ватиканской библиотеки папой Сикстом IV», на которой папа, окруженный своими родственниками, принимает коленопреклоненного папского библиотекаря Платину. Под нею ярко высвечена его рука, указующая на одержимого.

В течение всей жизни он пользовался дружеской поддержкой и покровительством его жены, Елизаветы Гонзаго, главной героини светских дружеских бесед, описанных в «Придворном» Бальдассаре Кастильоне. И вот таким образом, когда читаешь в солидных монографиях, что Рафаэль был счастливчиком, что ему безмерно везло, что он был баловнем судьбы, — это банальность и полное непонимание души истинных художников, поэтов, композиторов, вечно страждущих ищущих, никогда (пусть скрытно) не удовлетворенных сделанным. У стоп Христа снисходит к дароносице Святой Дух. Это — та смысловая ось, на которую «нанизывается» все изображение, развиваясь затем по горизонтали. Знаменитая фреска «Афинская школа» — это светская философия, естественная философия и природа этики, которые тоже причислялись к кругу философских наук.

Юная светловолосая женщина, прижав к груди сына идет по зеленому лугу. Петра. Древние философы, представленные здесь, упоминаются Данте в четвертой Песне «Ада», где повествуется о первом круге – Лимбе, куда попадают некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане. Взор и помыслы его — в небесах, куда он возносится отрешенно.

Но, увлеченный рассказами очевидцев о «битве гигантов» – живописном состязании Микеланджело и Леонардо да Винчи, – «забыв о своих выгодах и удобствах», он переезжает во Флоренцию. «Но в мечтах своих, писал Рафаэль, я думаю о будущем. В угловых частях свода – небольшие композиции, также связанные по своей тематике с содержанием соответствующих фресок: «Грехопадение» («Адам и Ева»), «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и «Суд Соломона». Этот поборник благочестия, называвший Рафаэля «работником божьим», чье искусство служило прославлению церкви и религиозной веры в 1808 году впервые увидев «Преображение», обрушился на картину с горячей филиппикой. В конце XV века в период понтификата (правления) Александра VI анфилада небольших, плохо освещенных, перекрытых крестовыми сводами комнат второго этажа старого Ватиканского дворца была расписана историческими и евангельскими сюжетами художниками Пьеро делла Франческа, Лукой Синьорелли и Бра-мантино. И вот таким образом неудивительно, что благодаря множеству рекомендаций исходивших в том числе от урбинского герцога делла Ровере (племянника папы Юлия II) и папского архитектора Браманте, работавшего над украшением Ватикана, Рафаэль на 25 году жизни был приглашен к папскому двору.

Троицы и т. д. ). Что же касается ватиканских фресок, то «Станца делла Сеньятура» расписывал сам мастер, «Станца дЭлиодоро»— Рафаэль и ученики. вы можете запросить все в системе с коробкой. Точнее, церковное право и светское правосудие.

Вазари свидетельствует, что работа исполненная в церкви Сан-Франческо в Перудже («Коронование Богоматери», 1503г. ), сделана Рафаэлем, хотя все современники были уверены, что «картина написана рукой Пьетро». Округлые мягкие линии объединяют фигуры матери и сына и гармонично вписываются в ритмический строй тондо (круга). Здесь также все определяется соображениями нового видения.

Картина Рафаэля необычайно современна. В церемониальном облачении он стоит в полный рост сразу за писцом, с правой стороны от престола (с точки зрения зрителя). Все эти специализации, нередко еще несколько других, объединял художник.

Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. 1506, Флоренция, Галерея Питти), написанные спустя три года после их свадьбы. Но грабителя настигла божья кара в виде ангела – прекрасного всадника в золотых доспехах. В Евангеp лии от Луки этот эпизод даже отнесен к следующему дню после преображения (гл.

Это — «Поэзия», «Богословие». »Правосудие» и «Философия» («Афинская школа»). В центре композиции – фигуры Аристотеля и Платона. Затем последовали сюжеты «Парнас», «Добродетели и закон», «Афинская школа». Последнее деление соответствует названиям университетских факультетов того времени. Герои дантевского Лимба находятся на востоке и севере рая – на западе и юге.

По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Она не рыдает, не рвет на себе волосы, не молит. В библиотеке книги могли распределяться по эим традиционным отраслям.

Такое сочетание двух фигур было создано Рафаэлем неспроста. Он так страдал, что утром не всегда мог встать с постели. здесь вновь можно видеть Данте. Лаврентия, св.

Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). было «расточительным и благосклонным, возлагая на одну лишь голову то бесконечное богатство своих сокровищ и красот, которое оно обыкновенно распределяет в течение долгого времени между несколькими личностями». Ясно и то, что Рафаэль допустил неслыханную вольность в обращении с священным сюжетом. Подобным же образом и Себастьяно дель Пьомбо изобразил воскрешение Христом Лазаря в картине (Лондон, Национальная рес галерея), писанной одновременно с «Преображением» Рафаэля.

Художник обладал такой притягательной силой, что мог склонить в свою пользу могущество Юлия II и великодушие Льва X, «заставив их при всем величии сана принять его в число своих самых близких друзей и оказывать ему всякого рода щедроты, почему, пользуясь их благорасположением и их поддержкой, Рафаэль и сумел достигнуть величайшего почета, как для себя, так и для искусства». Так как следующая по времени «Станца дель Элиодоро» названа так по сюжету одной из фресок Рафаэля — «Изгнание Илиодора из храма». Это было вполне допустимо ибо еще в 25 лет он получил должность живописца при папском дворе и «место секретаря апостолических бреве» – сан весьма значительный даже для молодых прелатов. Картины умбрийского периода все же отличаются от манеры Перуджино тонкой лиричностью, свежестью поэтического восприятия и почти миниатюрной тонкостью письма («Сон рыцаря», 1500г. Последнюю мысль необходимо понимать в контексте шестой Песни «Рая» Данте, в которой упоминается о двух императорах Константине и Юстиниане как о правителях, передвинувших столицу христианского мира с запада на восток (Константин) и с востока на запад (Юстиниан).

Его отец женился поздно на дочери урбинского купца Мадже Чиарле. Когда был я маленьким мальчиком и учился в школе, был у нас в классе мальчик Сырожа. В этом заключалась и сила портретных работ художника, среди которых преобладали изображения пап, кардиналов и знати («Портрет кардинала», ок. «Парнас» — заставляли подозревать в нем человека многих эпох.

И маленький Христос, доверчиво прижавшийся к ней, уже осознал неизбежную горечь разлуки. 9, ст. И так было не только до Рафаэля. Фреска написана на стене с окном, что и определило характер композиции. Санти исполнилось восемь лет, когда умерла его мать.

Причем жест этот не содержит намека на какое-либо смущение учеников Христа собственной неспособностью (не то, что жест старика-врача, признающего свое бессилие), ни тени милосердного сострадания. От этой работы сохранилась только живопись свода в Станце дЭли-одоро (1511 г. ) и то авторство Перуцци многими необоснованно оспаривается. Главный на фреске поток течет к середине слева. «Мадонну-садовницу», «Мадонну со щегленком».

«Иная гравюра, — как справедливо заметил А. Бенуа, — сделанная прямо с наброска мастера, хранила при этом лучше мысль Рафаэля, нежели исполненные учениками картины и фрески». Внизу, под «Парнасом», по сторонам окна гризайлью написаны две композиции: «Император Август запрещает душеприказчикам Вергилия сжигать «Энеиду» и «Александр Македонский приказывает сохранить сочинения Гомера в могиле Ахилла». Подобно тому как на смежных стенах христианская троица и отцы церкви в фреске «Диспута» соседствуют с языческими – богами и поэтами «Парнаса», так и в композициях свода библейское «Грехопадения» соотнесено с «Победой Аполлона над Марсием».

В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. Оригинал находится в Ватиканском дворце (Станца делла Сеньятура). Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона. Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников.

В середине 1510-х годов мастерская Рафаэля непомерно разрослась она стала самой крупной и наиболее значительной в Риме — центром притяжения творческих сил. Колорит: золото, белый, голубой.

Классическим стало ощущение жизни, ее полнокровное, мощное дыхание. Они – центр композиции. Ф. Пенни. Однако и здесь смещения не так уж велики.

Каждый элемент в «Мадонне Конестабиле» (1500–1502гг. ) значителен, закончен и ясен. В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Подпись Рафаэля (RSVM) — у ворота его одеяния. Скажем, в «Диспуте» все элементы изображения устремлены к одному центру тогда как в «Афинской школе» дана, скорее, панорама отдельных самостоятельных групп, что в сравнени и выражает «характер независимой философской мысли» в отличие от соподчинения теологической иерархии (Б. Ныне термин этот лютеранскими богословами оставлен.

Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519). 1518г. В отличие от торжественной атмосферы «Диспуты» или ясной упорядоченности «Афинской школы» в «Парнасе» господствует «дух пленительной идиллии» (М. Согласно Страбону, Парнас расположен на севере. Когда Рафаэль приехал в Рим, они уже работали в станцах.

И, наконец, две небольшие, намного меньше по своим размерам и вертикальные по формату фрески, которые намного реже репродуцируются, чем «Афинская школа» или «Диспута». «Никто более не страдает душою, — замечал Вазари, — когда ему не верят или не понимают, высшим его наслаждением кажется это то, когда он может учить других и сам от других учиться. » Рафаэль талантливо учится у Перуджино, Леонардо, Микеланджело И направляет своих многочисленных помощников, которые вместе с ним создают фрески, участвуют в строительстве грандиозного собора св. Из относительно тихой, замкнутой жизни урбинского двора, до поры до времени не затронутого бурными политическими и военными событиями тех лет, Рафаэль попал в эпицентр общеитальянских дел, вплотную соприкоснулся с папской курией, близко познакомился с «политической кухней» римских духовных владык. После смерти Федериго да Монтефельтро отец Рафаэля Джованни Санти создал «Рифмованную летопись». Потолки крайних комнат принадлежат Перуджино (аллегории в станце Инчендио) и Перуцци (ветхозаветные сцены плафона дЭлиодоро).

Над окном на южной стене также представлены четыре фигуры добродетелей: сила, знание, мудрость и умеренность. Но если флорентийские Мадонны – это трогательные юные матери, поглощенные заботой о ребенке, то римские Богоматери – светлые богини, несущие миру одухотворенную гармонию жертвенности, независимо от того, царят ли они над другими фигурами («Мадонна ди Фолиньи», 1511–1512гг. ) или решены в интимно-жанровом плане («Мадонна в кресле», 1514–1515гг. ). Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. Одолела суета.

И тем более — с темой исцеления одержимого. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура.

В пользу первого предположения говорит обилие композиций, связанных с темой правосудия. (1) Плафон 2, 6, 7, 8 и южная стена. Здесь к ним прилагалась традиционная свинцовая папская печать. В них преобладает риторика, за многословностью которой скрывается духовная пустота. В «Станца делла Сеньятура» воплощена квинтэссенция гуманизма, прославление достижений человеческой мысли в разных сферах деятельности: творческий гений человека, гений науки и искусства – науки философской, как царицы земных наук и искусства с фигурами поэтов от Гомера до Данте и, возможно, современника Рафаэля Ариосто. Первой написана фреска «Диспут о причастии». Только у Рафаэля взор Иисуса устремлен к небесам куда он возносится.

После смерти Юлия II Рафаэль выполнял заказы Льва X (стал папой в 1513 году), который, как все Медичи, считал себя знатоком и покровителем искусства. Христос здесь не посрамляет неверия учеников, не творит чуда, не исцеляет больного. Выше: что вы искали. У алтаря проходит богословский диспут о Пресуществлении. Весь живописный комплекс «Станца делла Сеньятура» завершили величавые фигуры Мудрости, Меры и Силы, олицетворяющие главные добродетели Правосудия.

На фреске Перуджино (Перуджа, Колледжо дель Камбио) все три фигуры приподняты над землей, но стоят на облачках подушечках: Христос — во весь рост, пророки же коленопреклоненные. За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. Необычайно выразительна не только динамика жестов, но и освещения. Ведь за прошедшие четыре с лишним столетия мировое искусство дало человечеству такие шедевры живописи, раскрыло таких мастеров колорита, композиций — невероятных по силе и экспрессии, что внешне весьма благозвучные, чтобы не сказать простые, по доступности изобразительного языка картины Рафаэля, естественно, могли «устареть», показаться «старомодными».

Но обратимся к самой картине Рафаэля. Говорят также, что это название условно, что, возможно, здесь хранилась часть папских коллекций и располагалась библиотека, хотя для библиотеки этот зал не очень удобен. Ватиканские фрески Рафаэля вместе с «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи и сикстинским потолком Микеланджело—вершина монументальной живописи эпохи Возрождения. Извиняясь в недостатке времени, он говорит, что мог бы поручить исполнение своего портрета кому-нибудь из учеников, с тем чтобы потом самому закончить его, но, прибавляет он, «этого не следует делать напротив, будет гораздо лучше, если всякий убедится, что я в самом деле не могу сравниться с вами».

Он строил дворцы, виллы, церкви, небольшие часовни. По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. Так же, как и Джулио Романо, Пенни покинул Рим после смерти учителя. Они существовали уже при папе Николае V (1447 – 1455 годы). Так образуется как бы разомкнутый ромб.

Прославленный художник уже к тридцати годам достиг невиданного (даже в той благословенной для живописцев поре), грандиозного успеха. Один из церковных патриархов что-то диктует писцу. Высшим достижением художественного гения Рафаэля явилась «Сикстинская Мадонна» (единственная картина, написанная на холсте, 1513–1514гг. ). признаться, среди этих прекрасных женщин, олицетворяющих красоту материнства, ни одна, кроме «Сикстинской мадонны», не волнует лично меня так, как «Мадонна Темпи». Успехи папского живописца вызывали вполне понятную зависть у одних и преклонение у других.

Станцы Рафаэля – это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м. ), расписанные в 1508 – 1517 годах Рафаэлем вместе с учениками и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Они свободно сидят, широко жестикулируют. Работа продолжалась около трех лет (1508 – 1511) и первой из фресок была создана Рафаэлем Санти «Диспута», воплощающая богословие. Через год молодой талантливый художник переезжает в Рим, где приобретает покровительство и наставничество гениального Браманте, по протекции которого сразу же получает заказ от Папы Юлия II на фресковую роспись помещений (станцев) в Апостольском дворце Ватикана. Рафаэль действует с оглядкой: он желает связывать и успокаивать, а не баламутить и раскалывать. Тема росписи – триумф высшей истины религиозного откровения.

Рафаэль был творцом четырех главных стен, расположенных в стенных арках, в то время, как кариатиды и роспись потолка гротесками принадлежат кисти других художников. Тем не менее, росписи потолка гармонично продолжают композиции стенных фресок, выполненные по эскизам Рафаэля. В центре свода помещён круг с гербом папы Юлия II. Аристотель держит в одной руке свою «Этику», а другой, словно успокаивая собеседника, указывает на землю. Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. Он находится в толпе, немного ниже Папы, видна только его голова и плечо. Триумф Галатеи.

Вместо этого радовался жизни, миру, людям и возможности творить. Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. Глядя на его сложные, многофигурные построения фресок «Изгнание Элиодора», «Освобождение апостола Петра из темницы» или «Месса в Больсене», словно читаешь своего рода «знакопись» развернутых психологических ситуаций. Он увлеченно работал над обширными планами архитектурных и декоративных произведений.

изучает анатомию, перспективу. Судя по немногим сохранившимся произведениям, лучшим из которых является «Мадонна с младенцем» (Урбино, Палаццо Дукале), Джованни Санти не был выдающимся художником, как не был и большим поэтом. Это третья опорная точка. Он продолжил обучение в мастерской своего отца, которой руководили помощники, а затем (1500–1505гг. ) – у Пьетро Перуджино – главы умбрийской школы живописи, доверчиво следуя за его манерой. Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма.

Подпись Рафаэля (RSVM) – у ворота его одеяния. Первую роспись Рафаэль сделал на богословскую тему «Диспут». Но Рафаэль внезапно раскрывает все богатство своего темперамента и «Афинская школа» на много веков становится эталоном высшего мастерства. Этические задачи, поставленные мастером, живы и поныне.

Слава художника и образованного, галантного человека летела впереди него. Рядом расположились христианские святые, восседающие на облаках, в массе которых мы видим фигурки херувимов — любимый прием Рафаэля, заметный и в других произведениях, включая «Сикстинскую мадонну». Ромуальда, св.

Продолжением «исторического» стиля второй станцы стала работа Рафаэля над циклом картонов для ковров (1515—1516 гг. ). В одном из пассажей своих жизнеописаний Вазари пишет о том, что Рафаэль от природы был одарен той скромностью и добротой, которые «нередко обнаруживаются у тех, у кого некая благородная человечность их натуры больше, чем у других, блистает в прекрасной оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для любого человека и при любых обстоятельствах». Классическое искусство Рафаэля синтетично, музыкально и удивительно соразмерно.

Подпись Рафаэля (RSVM) – у ворота его одеяния. В то же время художники, писавшие воскресение или вознесение, нередко прямо заимствовали для своей цели фигуру и движение взлетающего Христа из рафаэлевского «Преображения», это сделали Санти ди Тито и Джузеппе Валериано, трудно было найти лучшее изображение устремленного вверх полета. В центре фрески расположился Аполлон с виолой в окружении муз.

Наибольшее от нее уклонение имеет место в средней области. Где чудотворное могущество бога. Над ними парят архангелы. Они расположены по сторонам окна и изображают символы Права и Юриспруденции.

Таково изображение в «Диспуте» Рафаэлем Санти земного действия, над которым он расположил сцену небесную. Доля участия учеников особенно велика в станце Инчендио. Это нисколько не означает, что «Стансы» Рафаэля — «Диспута», «Парнас», «Изгнание Гелиодора», «Месса в Больсене» или другие—движение назад в его могучем творчестве. Это собор Петра, который пока находится на первых этапах постройки. Фреска имеет такую форму, так как была размещена на куполе. Целая армия помощников уже с трудом справлялась с размахом его художественных работ. Пифагор, окруженный учениками, пишет на таблице свои законы гармонии звуков.

Точно неизвестно даже время, когда картина поступила в Галерею Боргезе, но есть версия, что находится она там с самого момента возникновения коллекции, будучи куплена в 1606 году кардиналом Шипионе Березе вместе с грандиозной композицией Рафаэля «Положение во гроб» — этапным произведением, знаменующим начало его римского периода. Это полотно Рафаэля, вероятно, уже пять веков хранится в Галерее Боргезе (Рим). Рафаэль Санти – один из гениев эпохи Возрождения.

И была у нас с Сырожей взаимная неприязнь и недопонимание. Этот фальшивый штрих был вполне естественным в XVI веке. Но своей творческой деятельности он не прерывал и исполнил фрески в церкви Сан-Северо и три алтарных образа («Алтарь Колонна», «Алтарь Ансидеи», «Положение во гроб», все в 1505–1508гг. ). Нет. Вершину Парнаса венчают стройные лавровые деревья на фоне облачного голубого неба.

На ней изображены два плана: небеса, где правит Бог и земля, царство людей. На ней изображены два плана: небеса, где правит Бог и земля, царство людей. Третью комнату — «Станца дель Инчендио» расписывали в основном ученики. Фрески Рафаэля населены множеством персонажей Часто это своего рода двойные портреты.

Рафаэль и впоследствии всегда уделял внимание этому движению глаза. Потом оно плавно и гармонично замедляется. Громадную известность художник приобрел многочисленными (не менее 15) флорентийскими Мадоннами, привлекающими своим разнообразием и классическим совершенством художественного решения одной темы (малая и большая Мадонны Каупера, 1504–1508гг. В лучшем случае они признают, что в нижней сцене изображено море человеческих страданий, но настроение народа на картине истолковывают только как «просьбы и мольбы», Казалось бы, мольбы — атрибут веры должны радовать ее поборников, однако плохо скрыв немое неприятие этой сцены выдает, что смысл ее в общем-то понятен благочестивым критикам.

Гуманисты неоплатоники приписывали Платону христианские взгляды и использовали античные символы для выражения христианских идей (Аполлон – символ Христа девять муз – девять чинов ангельских история о суде Париса – иносказательное изображение таинства Св.

Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, – черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции. Уже первая фреска — «Изгнание Гелиодора из храма» захватывает бурной патетикой своего стремительного, быстро развертывающегося на глазах зрителя действия. Подобно тому как на смежных стенах христианская троица и отцы церкви в фреске «Диспута» соседствуют с языческими – богами и поэтами «Парнаса», так и в композициях свода библейское «Грехопадения» соотнесено с «Победой Аполлона над Марсием». Из их троих детей в живых остался только старший – Рафаэлло.

Вазари упоминает об одной женщине, которую Рафаэль «любил до самой смерти. В станце дЭлиодоро колорит более приглушенный (сероватые, сиреневые тона). То есть тема Чистилища возникает в программе росписей на южной стене наряду с темой Рая. В Рим были приглашены Пьетро Перуджино, Содома, Бальдассаре Перуцци и Лоренцо Лотто. Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) – помещения (станца – комната) в папском дворце Ватикана. Известно, например, что, разрабатывая композицию и характер образов первой фрески «Диспута», Рафаэль обращался за советами к папскому библиотекарю Томмазо Ингирами и к известному поэту, другу художника, Лудовико Ариосто, который не раз приезжал в Рим с поручениями кардинала Ипполито дЭсте.

В ней хранится гостия (облатка) – лепешечка пресного теста, которую принимают причащающиеся католики (вином и гостией причащаются только священники). В скоре Рафаэль изучил манеру Перуджино так, что подражал ей настолько точно и решительно во всем, что его копии невозможно было отличить от оригиналов его учителя и нельзя было установить никакой разницы между его вещами и вещами Пьетро. Не добиваясь дружбы прославленных художников, Рафаэль успешно осваивает более совершенные технические приемы, параллельно работая над многочисленными образами «Мадонны с младенцем», которые принесли ему вскоре широкую известность. И тем не менее Рафаэль умел жить счастливо.

Непревзойденный и единственный. В картине неопределимо ни время происходящего, ни пространственные его характеристики. Та же непринужденность и непрерывная связь отдельных персон и композиции в целом прослеживается в «Парнасе» (1510г. ), где представлена еще одна сфера духовной деятельности человека – поэзия.

Однако после смерти Юлия II многое изменилось в Вечном городе — ушла активность духовных поисков, творческая дерзость сменилась требованиями «хорошего вкуса» инициатива — осторожностью и умеренностью, художественная свобода в выражении высоких идей и в осмыслении законов мироздания выродилась в ученый педантизм, археологическую точность и эстетствующую схоластику литературных критиков. Рафаэль написал более двадцати мадонн, начиная с юношеской картины «Мадонна Конестабиле» и кончая «Сикстинской мадонной», которую он создал, будучи уже зрелым мастером и каждая из них пленительна по-своему. Автор копии: Ф. В. Виганд. Эти четыре помещения в дальнейшем стали называться «Станцами Рафаэля». Линии на портрете струятся, повторяются в мягких изгибах плотного покрывала («velo»), которое художник заботливо накинул на нее. Первая фреска, которую он написал в «Зале делла Сеньятура» (Stanza della Segnatura), — это «Диспута» или «Диспут о причастии». На боковых стенах станцы расположены две фрески—«Парнас» и «Юриспруденция».

Однако этого не произошло. 1504 год был одним из наиболее значительных в истории искусства Флоренции.

С обеих сторон от них на облаках расположились апостолы Павел и Петр, почитаемые итальянские святые Антоний Падуанский и Франциск Ассизский, библейские персонажи: Моисей, Адам, Иаков и другие. Первой написана фреска «Диспут о причастии». «Диспут о причастии» — это теология, богословие. В 1527 году он уехал в Мантую к Джулио Романо. Рафаэль Санти изобразил сюжет, полное название которого переводится как «Прения о таинстве».

Сюжет картины можно соотнести со «Стансами на турнир» Полициано – литератора и гуманиста круга Лоренцо Медичи, который перевел «Илиаду» Гомера с греческого на итальянский. Во времена Рафаэля было два типа Права: каноническое, то есть церковное право и светское. Древние мудрецы на его фресках занимают место, равное с богословами и поэтами. Смысловая ось сложной, но ясной композиции этой фрески находится в центре – это Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, символ которого – голубь в сфере – спускается к алтарю с хостией (евхаристическим хлебом, маленькой пресной лепёшкой). От них, учеников Христа, люди ждут исцеления. Советские солдаты, пол-Европы отшагавшие тяжелейшими дорогами войны извлекли из замурованного гитлеровцами тоннеля «Сикстинскую мадонну» и восхищенно стояли перед ней.

«Портрет кардинала Баббиены», 1516–1518гг. ). Его первые самостоятельные работы, в том числе хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна Конестабиле», лиричны исполнены тонкой поэзии. В тот же день один из современников, сообщая о его смерти, писал: «Окончилась его первая жизнь его вторая жизнь, в его посмертной славе, будет продолжаться вечно в его произведениях». Двойственность картины настолько чужда высочайшему мастерству композиции, каким владел Рафаэль и привычной цельности и гармоничности всего его искусства, а бьющая в глаза контрастность двух сцен настолько не согласуется с благочестивой темой произведения, что многие объясняли эту несообразность участием учеников Рафаэля, после смерти мастера «доводивших» неоконченную картину.

Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи. В «Станца делла Сеньятура» воплощена квинтэссенция гуманизма, прославление достижений человеческой мысли в разных сферах деятельности: творческий гений человека, гений науки и искусства – науки философской, как царицы земных наук и искусства с фигурами поэтов от Гомера до Данте и, возможно, современника Рафаэля Ариосто. Вместе они расписывали и комнаты виллы: Рафаэль и его ученики — Зал Галатеи (свод этого зала украшал Перуцци) и лоджию Психеи, а Перуцци — знаменитый Колонный зал, поражающий всех удивительной красотой и свежестью иллюзионистических пейзажей, как бы увиденных в просветах между колонн боковых портиков. Сохранившиеся подготовительные рисунки к «Диспуту» показывают, что Рафаэль первоначально и, видимо, с натуры, набросал большинство фигур обнаженными, в соответствующих позах и поворотах, проверив анатомию, а затем уже облек их в одежды в рисунках, представляющих эти же фигуры уже задрапированными. В частности, он много работал над левой частью фрески. Эта работа украсила собой один из монастырей Рима. В «Мадонне Конестабиле» много милой непосредственности, наивной восторженности, тихой, как бы зачарованной грусти.

Во фреске «Встреча Льва I с Аттилой» значительным было участие учеников. Среди безымянных фигур фреска Рафаэля заключает изображения нескольких узнаваемых лиц. Работа продолжалась около трех лет (1508 – 1511) и первой из фресок была создана Рафаэлем Санти «Диспута», воплощающая богословие.

В новом крыле были выполнены орнаментальные росписи потолков «Апартаментов Борджиа» на втором этаже (Пинтуриккио). Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

С 1509 по 1517 г. было расписано три зала, лучший из них «зал Подписи»- станца делла Сеньятура. Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа» – одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. Так как следующая по времени «Станца дель Элиодоро» названа так по сюжету одной из фресок Рафаэля — «Изгнание Илиодора из храма». Счастье триумфатора было тревожным Хотя заказы сыпались как из рога изобилия.

Помимо картин в галерее размещена выставка скульптуры, предметов интерьера и мебели. Лица всех пришедших обращены на апостолов. В геометрическом центре картины на темном фоне горы резко выделяется голова апостола. Еще незаконченные произведения настолько понравились Юлию II, что он поручил художнику роспись следующих трех станц (комнат), приблизительно такой же площади.

Но Юлий II, покоренный «гением доброй натуры» Рафаэля и первыми эскизами, поручил ему заново расписать предназначенные для него три Ватиканские станцы (комнаты), отстранив более именитых мастеров – Перуджино, Содому, Брамантино, Перуцци. «Сикстинская Мадонна» станет в итоге вершиной и славой его мастерства. Композиция делится на три части.

Вещь эта показалась Рафаэлю поразительной и потому он послал ему много листов с собственными рисунками, которыми Аль Брехт особенно дорожил. служившей одновременно библиотекой и кабинетом папы, Рафаэль создал четыре фрески, одна из них называется «Афинская школа», вторая «Парнас», третья—«Диспута», четвертая—«Юриспруденция» Темы росписей—разные формы духовной деятельности человека: философия. Есть сведения о том, что папа подписывал в нем официальные документы, буллы, послания. Однако возникшая было дружба омрачилась соперничеством этих двух мастеров. Одна из них — романтическая возлюбленная художника, дочь сиенского булочника из Трастевере известная под именем Форнарина (в ГМИИ им.

Поклонником его таланта был Юлий II. «Афинская школа». Рафаэлло рано остался сиротой. Когда Рафаэлю было всего 10-11 лет, скончался его отец. В ее центре — Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, спускающийся к стоящей на алтаре монстрации (разновидности дароносицы) с гостией (евхаристическим хлебом, пресуществившимся в плоть Христову).

всемье живописца и поэта-гуманиста Джованни Санти (Санцио).

Виппер). Рафаэль и его «Стансы» откроют новую страницу в истории искусств как пример удивительно гармонического решения в фресковых росписях. Находят, что «Сикстинская мадонна» схожа с «Донной Велатой» («Дамой с покрывалом»). Точнее, церковное право и светское правосудие. Вот таким образом они приносят богу к алтарю свои пожертвования. Темы материнства, женственности идеала красоты сливаются в этой картине, написанной в 1507 году (накануне отъезда в Рим из Флоренции). При этом, при описании Чистилища (Песнь 1, стихи 23-27) Данте упоминает четыре звезды, символизирующие четыре естественные добродетели древнего мира – мудрость, справедливость, мужество и умеренность.

Во фреске, давшей название этой станце, Рафаэль изобразил изгнание сирийского вождя Элиодора из Иерусалимского храма (3-я глава, 2-й книги «Маккавеев»). Здесь находятся не только афиняне (философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Лица матери и сына затмевают все краски на картине. Данте дважды будет изображен в этом зале: как поэт, восходящий на Парнас среди остальных гениев поэтического искусства, которые присутствуют при музицировании Аполлона и как теолог, как выдающийся богослов в избранном обществе во фреске «Диспута». Самыми обогащенными являются, вместе со своими соседями, согнувшиеся фигуры по углам. Парадоксальное объединение «Диспуты» и «Парнаса» дантевской темой легко объясняется в свете неоплатонизма.

Таким образом, позиция церкви в этом вопросе достаточно ясна. Иные искусствоведы часто задают вопрос: кто послужил прообразом Марии. Но, несмотря на разногласия спорящих, картина наполнена величавым спокойствием. Он также изображает постройку храма в углу фрески. Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа» – одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности.

Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Точно так же — и в обоих «Преображениях Джованни Беллини (1465 г., Венеция, музей Карреро 1485 г., Неаполь, Национальный музей). Все это позволило Микеланджело написать позднее в письме к епископу Марко Виджерио: «все, что он имел в искусстве, он имел от меня». В такой маскировке, приписываемая мастеру школы Перуджино, она «дожила» до 1935 года, пока реставрация не вернула флорентийке первозданный облик. Со своей стороны, любезный и признательный Рафаэль хочет непременно послать Франчиа свой портрет в благодарность за полученный им, «который так хорош, – пишет он, – так полон жизни, что мне кажется, будто я не только вижу вас, но даже слышу ваш голос». Сюжет: на фреске изображена беседа о таинстве причастия. Рафаэль обладал исключительной, почти невероятной работоспособностью. Когда Рафаэлю было всего 10-11 лет, скончался его отец.

Данте дважды будет изображен в этом зале: как поэт, восходящий на Парнас среди остальных гениев поэтического искусства, которые присутствуют при музицировании Аполлона и как теолог, как выдающийся богослов в избранном обществе во фреске «Диспута». Тысячи мастеров, больших и малых, писали мадонн, но мадонны Рафаэля — верх совершенства. В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Рафаэль был в чести у пап. И чем дольше вглядываешься в ее тревожные глаза, тем сильнее осознаешь трагическую жертвенность, на которую добровольно обрекла себя мать будущего Бога. Во Флоренции Рафаэль впервые обратился к портретному жанру. Уклад жизни Вечного города носил ярко выраженный светский характер.

На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу – Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой – живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell39Incendio di Borgo) – последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг. ). Рафаэль молча смотрел, как она возвращается по уграм навеселе. В первые десятилетия века в Риме работали флорентийские скульпторы Андреа (с 1505 г. ) и Якопо (с 1503 г. ) Сансовино, архитекторы Джулиано да Сангалло, друг Микеланджело и его племяник Антонио де Сангалло Младший (с 1503 года в мастерской Браманте) художник и архитектор Бальдассаре Перуцци (с 1503 г. ), художник из Сиены Джованни Антонио Бацци, прозванный Содома за необычные причуды и странные пристрастия (работал в мастерской Рафаэля), художник, мастер архитектурной декорации Бартоломео ди Альберто Суарди, прозванный Брамантино, венецианские художники Лоренцо Лотто (в 1508—1509 гг. ) и Себастьяно дель Пьомбо (с 1511 г. ). Мир будет спасен и блажен, когда он забудет самого себя перед лицом духа». Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу – в знак того, что мир идей обретается в горних пределах Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз – в знак того, что мир идей связан с земным опытом.

«Сикстинская мадонна» стала ярчайшим свидетельством этого духовного переворота в сознании и творчестве Рафаэля. «Сикстинская Мадонна» станет в итоге вершиной и славой его мастерства. Относительно функционального назначения этого зала до сих пор идут споры. Торжественна и строга по художественному исполнению «Мадонна дель Грандука» (1505г. ).

Указывая рукой на небо, он вещает о мире идей. Но жизнь продолжалась и одна роспись лучше другой покрывали стены Ватикана. Санти исполнилось восемь лет, когда умерла его мать. На фреске «Афинская школа» (I509-I5II) изображен просторный, залитый солнцем храм. Этот сонет написан около 1511 года, когда Рафаэлю было только 28 лет.

В этом же плане располагаются все пророки, включая Петра, Иоанна и Евангелиста. Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. Мадонны Рафаэля близки и понятны каждому человеку. Фра Беато Анжелико 21. Донато Браманте, который есть и в «Афинской школе» в образе Эвклида 22.

Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. У католиков вином и гостией причащаются только священники. Работа в них была завершена лишь в 1517 году, за три года до кончины художника. «Мадонна со щегленком», ок.

Так, всецело в сфере влияний Фра Бартоломмео находится незаконченная картина «Мадонна под балдахином» (Флоренция, Галерея Питти), которую Рафаэль взял с собой в Рим. В Венеции он учился сначала у Джованни Беллини, а затем в мастерской Джорджоне. В левой части, под горой группа апостолов. ему точную психологическую характеристику. Каждую из четырех стен этого зала занимает огромная фреска. Рафаэль Санти изобразил сюжет, полное название которого переводится как «Прения о таинстве».

Рафаэль сумел сделать это. Георгия» (1504–1505гг. ), преподнесенный урбинским герцогом в качестве подарка английскому королю Генриху VII, восхитил весь двор, хотя в картине нет ничего драматического и мужественный воин превращен юным художником в прекрасного сказочного рыцаря на белом коне. На картине (размеры ее грандиозны: высота 4, 05м, ширина 2, 78 м) в самом верху Христос в белых одеждах широко подняв руки, плавно взмывает над землей, окруженный облаком, которое пронизано голубовато-белым клубящимся светом. Эти фрески стали лучшей частью комплекса росписей, заполнивших стены четырех помещений Апостольского дворца и получивших название «Станцы Рафаэля». Затем по рекомендации венецианского патриция, кардинала Гримани и при поддержке Бальдассаре Перуцци он попал в мастерскую Рафаэля, где обучался писать цветы и плоды у фламандского художника Джованни (видимо, Иоганна Рейша).

Евангельская легенда изображается как реальное событие, происходящее на фоне сельского пейзажа, как в «Паси овцы мои» и в «Чудесном улове», на городской площади у входа в храм, как в «Проповеди Павла в Афинах», в многолюдной толпе у городских ворот, как в «Исцелении у Красных ворот». Изображение остальных событий развивается уже по горизонтали. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима. Рядом с Христом сидят Богоматерь и святой Иоанн Креститель, а на полукруглом облаке — праотцы, пророки, святые Петр, Павел, Иоанн Евангелист и другие. Появление портрета Юлия II в полном торжественном с тяжелой тиарой на голове папском облачении в образе Григория IX, римского папы с 1227 года, который боролся с императором Фридрихом II (так же, как Юлий II с Людовиком XII) за установление верховной власти пап над светскими государями и который для борьбы с ересью преобразовал инквизицию в постоянный карающий орган католической церкви имело совершенно определенный политический смысл. За ними закрепились следующие названия: «Станца делла Сеньятура» («Зал Подписей»), которую он расписывал первой. Дальше, двигаясь по линии ярко освещенного левого предплечья и плеча этого апостола (движение его левой руки и правой ноги почти точно параллельны движению руки апостола в центре картины), взгляд переходит на его освещенное правое плечо и упирается в макушку апостола, сидящего спиной к зрителю.

Свет, озаряющий тьму, стал главным средством художественного воздействия. Великий художник угас вместе со своей эпохой: со смертью Рафаэля «Высокое Возрождение в живописи сказало свое последнее слово». Лихорадка, свалившая еще молодого живописца, оказалась смертельной. Дело в том, что у женщины при родах лицевые мышцы сокращаются очень характерно, необычно.

Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции. Во времена Рафаэля было два типа Права: каноническое, то есть церковное право и светское. Благодарные потомки не устают отдавать дань восхищения и памяти гению Рафаэля. Через год молодой талантливый художник переезжает в Рим, где приобретает покровительство и наставничество гениального Браманте, по протекции которого сразу же получает заказ от Папы Юлия II на фресковую роспись помещений (станцев) в Апостольском дворце Ватикана. «Месса в Больсене» в образной форме подтверждала истинность таинства евхаристии, а Юлий II изображенный художником напротив священника, как бы олицетворял правоту церковного вероучения и подтверждал незыблемость авторитета папской власти.

В пространство стены, ограниченное, как и в остальных случаях, полуциркульной аркой, художник вписал сложную и в то же время ясную композицию. А ведь эта картина писалась «на глазах» юного Рафаэля. На своде над каждой фреской помещена в круглом медальоне аллегорическая фигура, символизирующая каждый из этих видов деятельности: Теология, Философия, Поэзия и Правосудие, олицетворяющих собою четыре духовные силы – религию, науку, право и красоту. Петра в Риме, что вводит в композицию тему Церкви. В этом священнодействии Санти запечатлел Сикста IV, дядю правящего папы.

Внизу, в четко обозначенном центре, стоит алтарь простой формы с дарохранительницей. Нет. «Перспективы» Колонного зала указали один из возможных путей развития иллюзионистически-декоративной живописи, достигшей своего блестящего расцвета позднее, в эпоху барокко.

А потом стал я замечать, что Сырожа пытается всех настроить против меня. Программа росписи станцы делла Сеньятура (1509-1511г. ). Он был окружен ими, как князь свитой. «Святое семейство Каниджани», 1507–1508гг.

В угловых частях свода – небольшие композиции, также связанные по своей тематике с содержанием соответствующих фресок: «Грехопадение» («Адам и Ева»), «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и «Суд Соломона». Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. Так просто и естественно художник воздал дань гениям прошлых веков и своим современникам.

В «Преображении» Шлегель усмотрел поворотный пункт отхода Рафаэля от «высокого назначения религиозного искусства». Но история беспристрастно засвидетельствовала: победителя не оказалось. Символическая топография изображений.

Рафаэль использует в картине портретные изображения (Платон – Леонардо да Винчи Эвклид – Браманте Гераклит – Микеланджело).