Разборчивая Невеста Описание Картины
Описание картины «Разборчивая Невеста» уже закрепило за художником репутацию новатора, однако дальнейшее развитие карьера Федотова получила после знакомства с Брюлловым. Картина Павла Федотова Разборчивая невеста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Описание картины Федотова «Разборчивая невеста»
По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5. Мордочка собачки у ног жениха забавно напоминает подобострастное выражение его лица. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. РСССРРРёР, ССР РР РСРёРРРРР» Р РРРРССР, РРРРССРС РСРСРёР» СРРРё РРСРё РР РРР» Рё РРРС СРСРРРёС СРРРРССРёРРР РРРРССС. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2.
Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Кроме одного.
Описание картины «Разборчивая невеста» Федотова
Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Федотов показывает решающий момент объяснения. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста.
Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.
Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847)34. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. Почтовая марка СССР из выпуска «Русская живопись XIX в. П. А. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице».
Картина Разборчивая невеста Павла Федотова
Комичность ситуации добавляют, судя по всему, родители невесты, спрятавшиеся за шторой и ждущие ответа. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465.
В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант.
Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.
Описание картины «Разборчивая невеста»
Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».
Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Картина Федотова Разборчивая невеста изображает смешную сцену сватовства. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Павел Федотов «Разборчивая невеста»
ассигнациями в месяц». » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. В частности, во втором варианте отсутствует люстра, которая играла существенную роль в композиции.
Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». 2017 П. А. Федотов.
/ Никогда с ними я не бывала». После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». На марке изображена репродукция картины «Разборчивая невеста» (1847, Государственная Третьяковская Галерея, Москва). Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.
На комоде стоят хрустальные жирандоли, а на стуле— поднос с бутылкой шампанского и бокалами. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. Сюжет взят из финала одноименной басни И. Крылова: «Чтоб в одиночестве не кончить веку, / Красавица, пока совсем не отцвела, / За первого, кто к ней присватался, пошла: / И рада, рада уж была, / Что вышла за калеку». На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36.
Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. РРСРР РРР РР РРРРР РРР»РРР ССРРёС РРР»РРРРРРРСР РРРРёС.
Печальные невесты в русской живописи
Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена3. / Нет, в светлицу уйду. »46. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61.
чужой. Родители, подглядывающие из-за портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши. Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. / Ой, стыд какой.
В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Вот таким образом неудивительно появление картины про венчание заключенного. Перед нами старая дева и нарядно одетый горбун, предлагающий ей свою руку. РРССРёРР Р. Р. РРРРСРРР РРРРРССРёРРС РРРРССР РёРРРСРРРРС СРРСРСС ССРРС СРРСРРССРР. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».
Сочиненин по картине Федотова Разборчивая невеста
Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62.
Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Родители это понимают и с нетерпением ждут ее ответа. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. В центре картины та самая разборчивая невеста, которая сидит перед женихом в пышном переливающемся платье.
Такой союз вполне мог рассматриваться как выгодный для обеих сторон: офицер в результате такого брака получал приданое, которое он мог использовать, чтобы поправить своё материальное положение, а купец таким образом получал возможность породниться с дворянином и тем самым возвыситься в глазах общества26. Мужчина желает услышать заветную фразу: Я согласна. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам.
Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. «Разборчивая невеста». РСРСРёРР РРР»РРС ССР»ССРСС РРРРСРСС ССРРС: Р СРРР»РСРР. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.
Р–РРРёС РРСРРССР, ССРРлиРСР Рё СРР Р»ССРССРёР. РРР РС РРё РСР» ССРРлиРРРРРёС, СРРРРССРёРРР РРРРССР РР РёР РРРР РРР»ССР РСРРёСРСС. Картина П. А. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем.
К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3.
Картина Сватовство майора: описание картины
По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. / По-старинному— в сизом платочке. Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя.
Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.
РР СРРССРёС РР РРРРССС РРРР»СРРР РРР»РСР РРРёРРРРёС. Они уже совсем отчаялись выдать дочь замуж и вот пришел потенциальный жених и родители надеются на положительный ответ. В ней борются противоречивые чувства. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы.
Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. РСРСРСР РР СРР СРСР»Р, Р РРР СРР Рё РРёРРС С СРРРёСРР»СРРё Рё РР РСлРРРРСРРР. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ». Лицо сидельца, в первом варианте частично скрытое головой кухарки, во второй версии полностью открыто57.
Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. А невеста все равно рыдает. В центре картины та самая разборчивая невеста, которая сидит перед женихом в пышном переливающемся платье. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41.
Имея изначальное намерение стать баталистом, вскоре он понял, что ему больше по душе бытовой жанр, в рамках которого в 1844—1846 годах им была создана серия многофигурных сепий. РР СРРСРР РР РСРСРРРС, Р РРРРР РРРССРР РРССРлРРСРСР РРРС. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Согласно надписи, сделанной на обратной стороне полотна реставратором А. Сидоровым, в 1886 году масляный слой с изображением был перенесён со старого холста на новый98. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем.
Сочинение по картине Федотова Разборчивая невеста
Картину называли и «Благословение невесты» и «Брак по приказу» В более позднем полотне, «После венчания» и интерьер изящный, аристократический и отец-дворянин (у него нет бороды и на шее не круглая медаль, а крест). Крылова.
К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Федотов показывает решающий момент объяснения. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания.
Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Ее сюжет художник позаимствовал у Крылова.
Эта работа была написана художникам по мотивам одноименной басни И. А. РР РРР»С РРР»СРССС РРР СилиРРС, РРССРСРРё Рё ССРССС. Шикарная одежда жениха – дорогой жакет, блестящий цилиндр, лаковые туфли – привлекает их куда больше, чем искренние чувства и гарантирует «удачный брак». Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать.
Сочинение по картине Федотова «Разборчивая невеста»
Отсутствуют и другие делали: исчез замысловатый узор на скатерти, менее подробно выписаны висящие на стене картины и т. д. Федотов пытается снять перегружающие рассказ второстепенные подробности, чтобы сосредоточить внимание зрителей на главном и придать большую остроту представленной на картине ситуации57. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. — стыд какой. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора.
По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.
На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. РРРРёСРли ССР РРРРёРРСС Рё С РРСРСРРРРёРР РРСС РР РСРРСР. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Картина «Разборчивая невеста» была написана П. А. Федотовым в 1847 году.
Федотов». На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. РРРРРСР РРССРРР»РРР РРСРРРР СРРРРР РРРРР»СС, РРРСС РР ССРРёС РР»РСРР С РССРРСР РРРСРРРР. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания.
- История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
- Русский художник и график Павел Андреевич Федотов
- Федотов Павел АндреевичКартины и биография
- Картина Федотова РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Экскурсы по ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ДЕЙСТВИЙ
- Мораль басни Разборчивая Невеста Крылова (анализ, суть, смысл)
Родители, подглядывающие изза портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши. Ж-4521)8910. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Слева, скрываясь за тяжелой портьерой, подслушивают родители невесты.
Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Подобные браки случались тогда повсеместно. Судя по тому, что Федотов поместил руку купчихи, ухватившую свою дочь за подол, почти в самом центре полотна, он придавал этой детали очень важное значение50.
Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ».
- Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас
- «Неравный брак» и «Прерванное венчание» Василия Пукирева
- «Прерванное обручение» Адриана Волкова
- «К венцу (Прощание)» и «Выбор приданого» Владимира Маковского
- «Перед венцом» и «После венчания» Фирса Журавлева
- «В ожидании шафера» Иллариона Прянишникова
- «Свадьба в тюрьме» Николая Матвеева
На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость.