Рембрандт Флора
«типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией – Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, Лейденская коллекция Томаса Каплана, Нью-Йорк) и Софонизба (1634, Прадо)». «типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией— Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, Лейденская коллекция Томаса Каплана, Нью-Йорк) и Софонизба (1634, Прадо)»1. Картина Рембрандта Флора: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбюрх в образе древнеримской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры.
«флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры» – картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбюрх в образе древнеримской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. Техника Рембрандта в «Флоре» напоминает манеру его учителя Питера Ластмана, частично в выполнении одеяний. Техника Рембрандта в «Флоре» напоминает манеру его учителя Питера Ластмана, частично в выполнении одеяний.
Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. 1652—1654 гг. ), Портрет старушки (1654 г. ), Портрет старика (1654 г. ).
Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Первоклассным произведением Переправа на пароме представлен современник Гойена — Саломон фан Рейсдаль (1600— 1670).
- Описание картины Рембрандта ван Рейна «Саския Флора»
- Перейти к полному тексту работы
- Смотреть полный текст работы бесплатно
- Три музы Рембрандта – Саския, Гертье, Хендрикье
- Флора (портрет Саскии в виде Флоры) Рембрандт Хармес ван Рейн
Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. Вот одна из этих картин: ее длина тридцать три, высота двадцать девять сантиметров – но, несмотря на эти мизерные для живописной картины размеры, она кажется монументальной. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру.
Путешествуя вместе с художником по окраинам города, мы попадаем на какую-то загородную, может быть, деревенскую улочку, уходящую в глубину к стареньким, полуразвалившимся одноэтажным строениям. Рембрандт создал немало шедевров живописи, которые открыли миру весь его талант. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете.
- Портрет Саскии ван Эйленбюрх, Рембрандт, 1633
- Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669)
- Рембрандт Харменс ван Рейн Флора
- Флора (портрет Саскии в виде Флоры)
- Флора Репродукции Рембрандта Харменса ван Рейн
Главная тема искусства Рембрандта — мир человеческих чувств. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Небольшая картина Притча о работниках на винограднике (1637 г. ) воспринимается как иллюстрация социальных взаимоотношений: работники, возмущенные несправедливостью, предъявляют свои требования хозяину.
И вообще, догадаться о том, что на картине именно Флора, можно лишь по названию. Сколько труда, физического и душевного, было вложено художником, для того чтобы зритель завороженно смотрел на этот холст, не мог отвести взгляд. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». Следующий этап характеризует творчество Томаса де Кейзера (1596—1667) известнейшего портретиста своего времени. Болото принадлежит к числу наиболее прославленных произведений фан Рейсдаля. Внешне менее драматичное, чем произведения его современника Питера Пауля Рубенса, обширное наследие Рембрандта отражает сдержанные эмоции и дух благочестия кальвинистской Голландии. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный.
- Эскизы и наброски с изображением Саскии
- Портрет Саскии в аркадийском костюме
- Работа сайта временно приостановлена
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Отправить запрос на изготовление копии
- Купить картину Флора, Рембрандт
«Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5.
Таковы Портрет старика в красном (ок. Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба – на следующий год. Среди корифеев мирового искусства есть особенно любимые, священные имена.
Цветы несут аллегорический смысл – каждый из них символизирует прекрасное качество модели. 1629—1630 гг. ). Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. При этом название гравюры, под которым она известна с XVIII века – чистая условность, на самом деле она может изображать Эсфирь перед отправкой её к Артаксерксу.
Небесный свет, струящийся из окна и служащий истинной пищей философа, символически сопоставлен с источником земного, утилитарного света – с огнем очага, зажженным для подкрепления плоти. Он с удовольствием углубляется в детали костюма и аксессуаров, то есть добавочных принадлежностей или украшений и костюм и украшения написаны, может быть, даже более внимательно и, уж во всяком случае, более старательно, чем лицо. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе.
А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Холст, масло. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана.
Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Это ряд портретов, а также картины Давид и Урия и Возвращение блудного сына.
Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. Мы чувствуем, как плечи его и шея как бы наполняются энергией тихо, еще в глубоком сне возвращается он к жизни. Мы называем их вечными спутниками.
Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». Над полотном художник работал меньше года.
Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Почти одновременно с Данаей написано Снятие с креста (1634 г. ). Он нес ее в залитую солнцем мастерскую и усаживал рядом с собой в самый сноп солнечного света, в котором плясали золотые пылинки. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне.
На нем взгляд Саскии уже не рассеян и весел – эта Флора смотрит на зрителя в упор, а в глазах затаилась печаль потерь и переживаний. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В поколенном Мужском портрете де Кейзер создает колоритный образ голландского бюргера, делового, уверенного в себе, прочно занявшего «место под солнцем». Один раз любовь к женщине погубила Самсона.
Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
Они и сейчас приводят в восхищение не только художников и искусствоведов, но простых зрителей – любителей живописи. Его влекло к военному делу. Внутреннему строю произведения отвечает и широкая живописная манера и горячий багряно-красный колорит. Картина Поклонение волхвов только недавно была определена как оригинал Рембрандта.
В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». В 1630—1640-е гг. В них тонко охарактеризован внутренний мир человека. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста».
Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Думая о страдающих людях, Рембрандт воображал их себе людьми из своего окружения, но, отдавая дань своим представлениям о Палестине, где происходит действие, он одел в богатые восточные одежды стоящего спиной к нам рослого человека с посохом в левой руке, на переднем плане. Мягкое прелестное лицо застыло в выражении ожидания: во время написания картины Саския была беременна их первым ребенком, который вскоре после рождения умер. Основой композиционного приема офорта является резкое и очевидное противопоставление света, прямо-таки бьющего нам в лицо из глубины пространства слева вверху и тьмы, словно откатывающейся направо и вниз. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».
Картина была начата и завершена в 1654 году (Амстердам). С образцами жанра 20—30-х гг. Мадонна — немолодая изможденная крестьянка — падает на руки заботливо подоспевших друзей.
К этому периоду относится небольшая картина Прощание Давида с Ионафаном (1642 г. ) — вещь, тонкая по психологической настроенности и бесценная по живописному богатству. По этой причине картина распространена и под другим названием – Саския с красным цветком. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир.
Беззащитное тело неподвижно лежащей жертвы и широкое движение сильной фигуры Авраама, бесстрастное лицо небесного вестника и горестный взгляд отца — в этих контрастах лежит ключ к раскрытию эмоционально-психологического содержания произведения. Написанная в 1645 г. картина Святое семейство изображает семью плотника. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками.
Мартин Дай, собрание барона Ротшильда в Париже, стоит лицом к зрителю, несколько выставив вперед левую ногу. Широко расставив ноги в широких азиатских красных шароварах, привычно согнувшись – ему не впервой – он целится концом алебарды в левый глаз отчаянно сопротивляющегося Самсона. Но в образе Флоры живот еще не слишком выделяется и Саския скромно прикрывает его ниспадающей со спины частью платья.
Изнемогает от горя мать Христа, Мария – она не в силах стоять, теряет сознание, падает на руки заботливо обступивших ее людей. Саския не раз была изображена гениальным голландцем, но картина «Саския Флора» осталась непревзойденной. Эрмитажное собрание голландской живописи пользуется мировой известностью.
Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1. Темный покров ночи окутывает взволнованную толпу людей. Заказов становилось все меньше. также картину в Метрополитен музее)1. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку.
Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Герои произведения — простые люди Голландии. 1650 г. ) и Мужской портрет (до 1660 г. ) написаны в широкой, динамичной манере, с тем умением запечатлеть на полотне мгновенно увиденное, которое отличает яркий талант Хальса. Отличительная черта творчества одного из крупнейших бытописателей Голландии Яна Стена (1626—1679) – увлекательная повествовательность. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору» – на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей), но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии.
XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Годом создания картины стал 1634 год. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Гуманизм Рембрандта, пламенная вера в человека, в великую облагораживающую силу любви получили свое наиболее цельное выражение.
Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Пусть купцы и доктора дожидаются заказанных ими больших групповых портретов, – его любовь прежде всего. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры».
Неожиданно появившийся ангел отводит руку Авраама и нож падает на землю. Их кропотливые изыскания бросились на громкую известность Рембрандта, как рой муравьев.
Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Он мог, рисуя его, думать о своих будущих критиках. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7. По-рембрандтовски прозрачная темнота позволяет рассмотреть вдали смутные очертания города.
Второй самый известный из портретов Саскии в образе Флоры Рембрандтом ван Рейном был написан в 1634 году, уже после их свадьбы. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием.
С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне находится в Гравюрном кабинете). Вещие слова сказаны. Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне находится в Гравюрном кабинете). Без сомнения, он уступал ей во всем, чего бы ни потребовали каприз и фантазия, зародившиеся в беспредельной области женских прихотей.
К тому же времени высшего расцвета голландского реалистического искусства относится творчество Франса Хальса (1580—1666). Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Они вошли в историю мирового искусства как самые обаятельные и меланхолические.
Передать такие чувства и состояние души трудно и кропотливо. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Композиция картины по-шекспировски динамична.
Она же, уверенная в своей власти, не страшилась роли жены и любовницы одновременно и две человеческие воли, каждая принося свою жертву, загорелись общим восторгом. Девять картин эрмитажной коллекции отражают разнообразие интересов художника, его острую наблюдательность и юмор в изображении сцен повседневной жизни различных слоев голландского общества (Курильщик, Брачный контракт, Больная и врач, Гуляки и др. ). Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Сдержанно, но проникновенно повествует Рембрандт о душевных переживаниях отца и сына.
Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII в. был Ян фан Гойен (1596—1656). Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях.
Библейская легенда о старце Аврааме, вынужденном, повинуясь велению бога, принести в жертву своего сына Исаака (Жертвоприношение Авраама, 1635 г. ), рассказана Рембрандтом как подлинное событие человеческой жизни. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. Художник дарил любимой жемчуга, одевал в парчу, она была его музой. И эта тема звучит в произведениях разных лет, разных сюжетов.
Нидерланды (Голландия). «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца.
На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. Его обнажили – не без почтения, правда, но с беспощадным любопытством. Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6.
Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Портретная живопись, как и пейзаж, представлена работами мастеров разных поколений. Оно было далеким от классических норм. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее.
Многие считают картину пророческой. Так рождается романтический образ могучей, вечно обновляющейся природы. Неоднократно менялось и название картины. В этом случае название не было чисто случайным – в Голландии в 1-й пол.
Самым частым атрибутом Минервы в живописи и скульптуре является шлем римского легионера, венчающий ее голову и олицетворяющий ее еще и как богиню войны. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми. – Здесь царит задушевность, покой и уют.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. 175, 5 x 210, 5 см. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. В темнице его волосы отросли. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны.
Оно было далеким от классических норм. Волосы Саскии красиво распущены, взгляд рассеян, на лице блуждает нежная улыбка. Он был в моде.
Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам.
Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1). В Эрмитаже хранится двадцать шесть картин Рембрандта. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались.
Но их усилия оказались тщетными. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа».
В 1630 – 1640-е гг. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. Кто-то утверждает, что на данном полотне в образе Флоры изображена Хендрикье Стоффелс. Рембрандт фан Рейн (1606—1669). Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
Взоры учеников, жесты их рук направлены к Христу и это еще больше приковывает внимание к его фигуре. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Сидящий Моисей пристально смотрит вдаль, готовый устремиться туда, где твориться неправое дело, где народ отлил золотого тельца и поклоняется этому денежному идолу.
Вторая ранняя вещь—Портрет старика-воина (ок. Крепкая сочная манера письма сочетается у мастера с яркой характеристикой модели. Лучи солнца играют оттенками красок на холсте и создают необычайную мозаику чувств.
Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. И этот цветок Саския не прислоняет к волосам, а показывает зрителю, будто собираясь отдать. Он снова пишет одинокого мудреца, погруженного в размышления, но теперь Рембрандт успешно справляется с поистине грандиозными творческими задачами.
Кажется, что свет "отскакивает" от предметов и фигур, давая отзвуки, как если бы ножом стучать по разным камешкам. «Саския Флора» является одним из самых романтичных произведений талантливого художника, она полна загадок и необъяснимого очарования. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте.
"Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Как и в таких работах, роскошный костюм Флоры не имеет ничего общего ни с голландской модой того времени, ни с античными одеждами. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. В начале 1640-х гг.
Тематика его офортов очень широка. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. Эта мода была вдохновлена публикацией ок.
Какой ослепительный праздник любви. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Особое место среди художников-жанристов занимает Адриан фан Остаде (1610—1685), посвятивший свое творчество изображению крестьян. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом.
Кассель. Но для нас важно другое.
сюжет, но решенный Рембрандтом свежо и оригинально. На ней тяжелое атласное одеяние, цветы венчают ее юную головку.
1605 года пасторального романа Питера Корнелисзона Хофта «Гранида и Даифил». Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную.
Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Неоднократно менялось и название картины.
Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже.
В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисзона Хофта «Гранида и Даифил». Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо.
Фигурки рыбаков, конькобежцев, горожан, занятых своими повседневными, будничными делами, — неотъемлемая часть этих картин. Две эрмитажные картины Портрет молодого человека с перчаткой (ок. «Саския Флора» – портрет будущей жены Рембрандта ван Рейна, в 1634 году художник женился на Саскии.
Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. 1640 г. ) и, наконец, поздний, как будто сотканный из воздуха и света, портрет поэта Иеремиаса Деккера (1666 г. ), с которым Рембрандта связывала многолетняя дружба. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения.
последовал разрыв Рембрандта с официальным обществом Амстердама. Среди них ранний Портрет ученого (1631 г. ), где молодой художник фиксирует внимание на мимолетном движении модели Портрет молодого человека с кружевным воротником (1634 г. )—прекрасный образец заказного портрета той поры, когда Рембрандт был любимцем амстердамских бюргеров тонкий по характеристике Портрет Бартье Мартене Доомер (ок. Основа сложившегося у мастера идеала – облик его соотечественниц. Барокко. На картине Флора Рембрандт запечатлел свою жену Саскию в виде богини весны и цветов. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию.
Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). также картину в Метрополитен музее). И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья.
Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Она похожа на гигантскую латинскую букву "S", которая наверху прикасается к краю изображения. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность.
Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4.
Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято).
Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Рембрандт гордо и радостно смеялся.
Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. Ранних произведений великого голландца до нас дошло немного два находятся в Эрмитаже.
Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин.
Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. Художник пишет ряд больших картин с крупными фигурами, полными драматического напряжения, патетически повествующими о конфликтах могучих стихийных сил. Картинная галерея. Стол накрыт.
Этот текст является основой серии озвученных монтажей (первый вариант был создан в 1969-ом году) изначально созданных для незрячих людей, слушателей Говорящей книги, объединенных общей темой – Рембрандт. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность.
В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Это все термины самого Леонардо. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Широкое развитие получает портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт изображение животных.
Это ступени одного и того же скорбного пути. Здесь большую роль играет пейзаж. Жемчужина коллекции — Даная (1636 г. )—написана на довольно распространенный в искусстве XVI—XVII вв. Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта.
Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной». В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце).
Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Фон черноват паркет – серый.
Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Судорожная гримаса пробегает по его оживающему лицу – и всеми этими превращениями управляет стоящий на опрокинутой к нам каменной могильной плите, слева от Лазаря, в центре изображения, спиной к нам, Христос.
Интересным фактом является один из пунктов завещания Саскии, который гласил: «В случае повторной женитьбы вдовца ван Рейна, огромное состояние его покойной супруги, завещанное сыну Титусу, переходит в распоряжение одной из сестер ван Эйленбюрх». «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах». С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Творческие создания Рембрандта воплощают лучшее из того, что создало искусство его родины, но значение их шире – они открыли новые пути для художников эпохи, в которую жил Рембрандт, они стали затем образцами для всех последующих эпох, они справедливо причислены к высшим достижениям человеческого гения. Дела шли все хуже.
Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. Живописные достижения голландских жанристов второй половины XVII в. ярко проявились в творчестве Питера де Хоха (Хозяйка и служанка), Питера Янсенса (Комната в голландском доме), Габриеля Метсю (Завтрак, Больная и врач), Франса Мириса (Утро молодой дамы, Угощение устрицами) Герарда Терборха (Бокал лимонада, Получение письма, Женский портрет). Красивый, золотисто-оливковый колорит картины характерен для 1630-х гг. В европейском искусстве она заняла то же место, что и Форнарина Рафаэля, Елена Фоурмен Рубенса, возлюбленная Тициана и певица Забела-Врубель – муза Врубеля.
«Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). С творчеством Якоба фан Рейсдаля (1628/29—1682) связаны лучшие достижения пейзажной живописи второй половины XVII в. В Эрмитаже хранится одиннадцать картин этого мастера. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу.
Глубокий реализм и широта творческих замыслов Рембрандта были чужды бюргерской среде. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками.