Рене Магритт Произведения
Мэри Розелл о факторах, влияющих на цену произведения искусства
С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка. В том же году он создал первую картину в стиле сюрреализм – «Потерянный жокей», а в 1927 году состоялась первая выставка его работ в Брюсселе. Может быть, он действительно так думал в тот момент, но когда художник предпочитает «объективность» «субъективности», сам способ выбора может привести к такой же плотной и откровенной субъективности. Вот таким образом я назвал картину "Каникулы Гегеля". На картине Освобождение, выражена тема двух миров. Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало.
Именно так мы видим мир. Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира.
Виталий Зимаков «песня майи дерен»
По его словам, речь скорее шла о «художественной симпатии», нежели об «источнике вдохновения»14. «Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях. Онначинал сабстракции в1920-х исюрреализмом занялся после того, как его друг Патрис Леконт показал ему работу деКирико, вкартинах которого абстракция иреальность внекотором смысле соединяется вместе.
На картине Фальшивое зеркало (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. А есть еще импрессионизм военного периода, который Сильвестр называет «солнечный сюрреализм». На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти. Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. У Магритта не могло быть летописца— и, следовательно, защитника— лучше, чем Дэвид Сильвестр (1924–2001), который писал о художнике на протяжении четырех десятилетий и столько же времени потратил на составление каталога-резоне его работ. Эрик Ринкаут: «Картина кажется сложной инепонятной: вомногих работах Магритт как будтобы пытался нас запутать— рисовал ияйцо иптицу. Рене Магритт (21 ноября 1898, Лессин, Бельгия — 15 августа 1967, Брюссель, Бельгия)– полная противоположность и самому Дали и его пониманию сюрреализма: все предметы на полотнах Магритта никогда не теряли своих четких форм являются именно тем, чем кажутся обычно.
- Как смотреть (и понимать) картины Рене Магритта
- Вероломство Рене Магритта: 5 загадок сюрреализма
- Магритт РенеКартины и биография
- Сюрреализм по-бельгийски: обманчивая простота картин Рене Магритта
А разве любовь — это не слепота. Изображение и подпись, часто возникающая на его картинах, порой совпадают, а порой противоречат друг другу («Предательство образов», 1928-1929). Паунд жаловался Элиоту, что первый вариант «Бесплодной земли» оказался «слишком запредельно вероятностным».
Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел). Его также прославляли как лучшего организатора экспозиционного пространства и в 1992 году он представил работы Магритта в залах лондонской галереи «Хейуорд» так же разумно и умело, как делал это в печати. Такие картины, как «Охотники на краю ночи», которая захватывает и возбуждает чистейший страх или монументальные «Титанические дни» (которые Сильвестр блестяще связывает с храмом Зевса в Олимпии), где самый жуткий образ— крошечная прореха в манжете нападающего мужчины в том месте, где сходятся женские ноги, — знак того, как невытеснимо этот мужчина присутствует в телесном пространстве женщины или монументальный кондитерский образ «На пороге свободы» или изысканно чувственная картина «Вечно очевидное» (1930)— пять отдельно обрамленных и собранных в вертикальную композицию изображений частей женского обнаженного тела, — которую Сильвестр уместно установил в отдельной комнате «Хейуорда», как какой-нибудь фламандский полиптих в потайном боковом приделе. "Метод свободных ассоциаций", предложенный Зигмундом Фрейдом, его "теория ошибок", "толкование сновидений" были направлены прежде всего на выявление болезненных расстройств психики с целью исцеления.
- Картина-ребус Рене Магритта «Влюбленные»: символы и смыслы
- Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
- Рене Магритт: тайны великого художника
- Рене Магритт: биография и лучшие работы
- живопись фото архитектура анимация
Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. На картине Плагиат (1960) обращают на себя внимание несколько деталей-символов. Здесь можно вспомнить слова самого Магритта о том, что он снимает вуаль со скрытого. К величайшему изумлению, в женщине он узнаёт свою жену.
Сильвестр превратил нелепый и скучный интерьер «Хейуорда» в великолепный фон: мрачные бетонные стены, странные коридоры, тесные закоулки и неуместные лестницы преобразились в какое-то монструозное подобие магриттовского мозга. Вот, что значит концептуальность. Это неслучайно: если европейцы (иособенно Париж) недооценивали Магритта при жизни, тоименно вАмерике (где сейчас собраны его самые известные работы) онполучил признание, продавал свои работы— иповлиял наследующее поколение художников. Но и тебе не дано ничего увидеть. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Она умерла от сердечного приступа в дождливую осеннюю ночь. Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет.
Магритт знакомится с Максом Эрнстом, Сальвадором Дали и Полем Элюаром, которые становятся его близкими друзьями. В1954-м онвыставил свои работы вСША (11 картин, накоторых были изображены слова.
Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака. На картине "Безумие величия" (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча – как символ бренности человеческой жизни. Главная особенность Магритта — атмосфера таинственности в его произведениях. В картинах художника все время присутствует напряженность и таинственность («Компаньоны страха», «Букет слез», «Объяснение»). Где и проучился пару лет, на первом же курсе повстречав Жоржету в тумане идущей на пары того же ВУЗа. Потом из дерева делают гроб, дерево возвращается в землю.
Отсюда неожиданная трактовка внутреннего и внешнего в произведениях Магритта.
И даже запечатлел своего покровителя на нескольких картинах. Назвать образ дерева дерево – ошибка, случай неверного определения. Ключом здесь также становится название.
- Рене Магритт: чужой среди других
- Все Картины Рене Магритт по алфавиту
- Человек без лица и голубь в рукаве
- Сюрреализм как иллюзорное направление в живописи и литературе века
- Отличительные характеристики сюрреализма
- Каким человеком был Рене Магритт
- Познакомьтесь с Клементиной Бове — француженкой, которая написала сиквел «Евгения Онегина»
Личное гипертрофируется до чудовищных размеров. Его картина «Это нетрубка» должна стоять водном ряду сдюшановским фонтаном, который, несомненно, повлиял наотношение Магритта кобъекту. Ему также нравилась вода, жокеи и скачки, карусели и рыбы. И вдруг мы замечаем, что эти предметы огромны, что они занимают практически всю комнату.
Почему такое сочетание. Стоит отметить, что, несмотря на единодушие критиков в оценке влияния Магритта на поп-арт, сам Рене открещивался от титула «отца поп-арта», называя этот стиль очередным «бесконечно менее дерзновенным» вариантом дадаизма (интересно, что именно к неодадаизму относят некоторые работы Раушенберга и Джонса, которые, как было сказано выше, были большими поклонниками Магритта). Своеобразие творчества Рене Магритта раскроется полнее, если обратиться к теме "Сюрреализм и фрейдизм".
ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой. В картинах живописца Рене Магритта постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Букет слез, 1948 Объяснение, 1954). Это мнение автора. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком.
- История 16-летней Таси, которая ведет блог о феминизме, секспросвете и своем муковисцидозе
- «Здесь никогда ничего не изменится»: отрывок из фильма «Хрусталь»
- Как стать великим писателем в заключении: лайфхаки Александра Солженицына
- Ночь Содома: в чем идти на фетиш-вечеринку
Да. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. «Жизнь обязывает меня делать что-нибудь, вот таким образом я рисую» — вот единственная мотивация, которая была сформулирована Магриттом для того, чтобы объяснить, почему он пишет. Рядом — несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности).
Или— надругой его знаменитой картине— художник рисовал яйцо, аполучалась птица. Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком». Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954).
- Картины Рене Магритта с названиями
- Картины Магритта с отдельным описанием (открытие в отдельном окне)
- Самое интересное в виде мозаики
- Сергей Шеховцов: «Поролон был очень важным этапом моей жизни»
- Катлейне ван дер Стихелен: «Успешная женщина-художница — исключение, сломавшее правила»
- Александр Петрелли: «Иногда я испытываю ревность к самому себе»
Впрочем, может быть, так и было необходимо для создания его философских картин. Значит, цель Магритта достигнута. Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде.
В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. Говорят, он уехал в Швейцарию и там женился на дочери обойщика. А отвечать самим себе на них нам. Главное, что натурщик остался доволен. Все они вызывали различные эмоции у разных людей.
- Субодх Гупта: «Для художника одной жизни недостаточно»
- Десять новых книг по искусству и архитектуре
- Переписка Кандинского с Шёнбергом
- Витторио Згарби о «Беременной мадонне» Пьеро делла Франческа
- Десять книг по искусству и архитектуре
- Витторио Згарби о Джамбаттисте Тьеопло и Пьетро Лонги
- Аркадий Ипполитов о выставке русского искусства в Ватикане
- Пегги Гуггенхайм о своей выставке на Венецианской биеннале
"Ключом" здесь также становится название. В 1946 году он присоединяется к группе бельгийских художников и подписывается под манифестом «Сюрреализм в полном свете». Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. Стекло разбито: значительно застывая в полёте, ниспадают облики, выстраиваясь рядком, как льдины. Картины Магритта 1943-44 годов отличаются яркостью и насыщенностью красок. Его картины называют ребусами, загадками. Не принимал и автоматический способ создания произведений искусства как единственно верный, что в корне противоречило психоаналитическим основам сюрреализма.
Для зрителя дерево находится одновременно внутри комнаты на картине и снаружи в реальном ландшафте. Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы». Вот таким образом мы скорее реагируем в духе «А, так он шляпу-котелок называет La Neige», нежели «А, так вот как на самом деле выглядит— или мог бы выглядеть— снег». Он называл направление «не слишком серьезным и, возможно, не искусством вовсе», отводя ему место в мире моды и уличной рекламы. Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения.
Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру. Второе ответвление берет за основу воплощение ирреального образа, порожденного подсознанием человека, с иллюзорной точностью. Магритт же действует через разъединение: разорвать между ними связь, установить их неравенство, заставить каждое из них вести свою собственную игру, поддержать то, что проявляет природу живописи, в ущерб тому, что ближе к дискурсу. Если фабрика идей просто выдает готовую продукцию, мы сталкиваемся с проблемой, которую доктор Джонсон ставил в укор «Путешествиям Гулливера»: «Когда один раз подумаешь про больших людей и маленьких людей, всё остальное придумать очень несложно».
—Прим. ред. ) идаже период vache отвечал духу времени— стремлению кудовольствию, сексуальности. Магритту в ту пору было всего четырнадцать — вот она детская психологическая травма. В XX веке ничье наследие не отличается таким индивидуализмом и такой воспроизводимостью, как наследие Магритта, не зависит в той же степени от последовательного воспроизведения знакомых образов. И вот из этих элементарных частиц Магритт создает поистине волшебные конструкции.
- Наталья Мюррей: как футурист Пунин руководил Эрмитажем
- искусствовмассы: занимательные истории о художниках
- Андрей Руденцов о мире любителей старого искусства
- Вадим Садков о Рембрандте и Лейденской коллекции
- Общееколичествопросмотровстраницы
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Рене Франсуа Гислен Магритт, бельгийский художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство. Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. Так вот двойственность личности Томаса Крауна на редкость тонко обыграна именно при помощи картины Рене Магритта «Сын человеческий». С декабря 1920 и по сентябрь 1921 года Магритт служил в бельгийской пехоте. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, "лечебному" фактору. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка».
В конечном счете первый и последний шаг, сделанный Магриттом в «Избирательном сродстве», заключается в том, что вместо птицы в клетке он написал яйцо в клетке. Именно так мы видим мир. Вы удивлены.
- Юрий Гудумак «Макитра: картоид»
- Елена Георгиевская (прозаические миниатюры)
- Рене Магритт – поэтический сюрреализм
Вот почему лица на его картинах часто закрыты или заслонены. Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель. Странный пейзаж открывается из разбитого окна. Именно так мы видим мир.
Это яблоко можно воспринимать и как плод древа познания и как символ природы, которую пытается понять человек. Ужасно видеть, какому глумлению может подвергнуться человек, сделавший один невинный рисунок Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика". Однако, сам того не ведая, Магнус Шульман оставил след в истории. Магритт выстраивает калиграмму, а затем ее демонтирует.
Я никогда не видел выставку, с таким блеском организованную в пространстве. Отрицал прямую взаимосвязь и Раушенберг9. Безусловно, это неуютный образ, одновременно изысканный и мрачный. Где сон, где реальный мир. Впрочем, эти заявления абсолютно не умерили пыла самих психоаналитиков.
Только не спрашивайте, как это возможно, – ведь в мире Магритта ничего невозможного нет. Попытки Магритта опровергнуть эти домыслы, ясное дело, ни к чему не привели. Повторить это можно очень легко».
Это, быть может, одна из тех узких щелей в дверях мрака, через которые нам даётся возможность провидеть на мгновение всё то, что должно свершиться в гроте сокровищ, ещё доныне не открытых. Более забавен тот малотиражируемый факт, что мирный буржуа Магритт какое-то время состоял в Бельгийской компартии и публиковался (под псевдонимом своего тестя Флорана Берже) в газете «Глас народа».
Герберт Рид отмечал: Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950). Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света».
Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. «Открытое видимое» – Томас Краун – богатый, благополучный и безупречный бизнесмен, любитель и знаток живописи. Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. Первая его выставка в 1927 году была раскритикована.
Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, лечебному фактору. Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар.
А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта — символ безвременья) зритель видит голубые бестелесные геометрические формы, символизирующие чистые идеи и воздушный шар — символ абстрактной чистой мысли. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим (три наброска), всякий раз со штрихом поперек (набросок).
Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. Дело в том, что по чистой случайности он сделался прототипом бизнесмена для Магритта. Онмало путешествовал, вообще нелюбил перемены ичасто повторял одни итеже сюжеты.
На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Его главная цель — передача мысли средствами пластики. С этого момента он – сюрреалист. Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника. Название её – «Сын человеческий». Что касается призыва к «светлой стороне» из Брюсселя военного времени, этот предвестник голгофской песенки из монтипайтоновского «Жития Брайана»— такой же неубедительный ответ на предложенные обстоятельства. Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем.
Это всегда тайна". И раз уж мы об этом заговорили, давайте разберемся с одним утверждением Магритта: в 1925 году он сказал, что используя банальный стиль живописи, обращаясь к стандартной продукции, он отказывается от художественного удовлетворения «мелких личных предпочтений». Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно.
Наступает пора признаний, премий, международных выставок. Но способен ли он «выдержать экзамен». Иногда приемы чрезвычайно бесхитростны. Магический реализм как разновидность европейского романтизма имеет национальные особенности.
Главное, что натурщик остался доволен. Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц – символика Триединства. Он говорил, что, если зритель хочет тьмы и паники, сюрреалисты могут сворачивать палатки перед наступлением нацизма он говорил: «Вопреки общему пессимизму, я выступаю за поиск радости и удовольствия» и, наконец (в письме Элюару 1941 года), что он хочет «использовать светлую сторону жизни. Ему играючи легко дается «кустарная промышленность»— как это называет Сильвестр— сюрреалистского объекта: причудливые маски и раскрашенные бутылки («редкий старый выдержанный Пикассо»— это стилистическая издевка над снобизмом, общим для коллекционеров вина и коллекционеров предметов искусства). Магритт мастерски создает контраст между странными сочетаниями нереальных предметов и натуральным окружением, для чего активно использует в своих произведениях символы зеркал, окон, глаз («Фальшивое зеркало», «Ключ к пространству», «Прекрасный мир»). Такова его знаменитая картина Личное достояние (1952).
Публике всегда нужны простые и понятные символы. Яркий пример – работа Вероломство образов.
А когда художник говорит своему коллеге-сюрреалисту Полю Нуже в ноябре 1928 года, что его цель— создавать «картины, которые заставят глаз думать абсолютно иным способом, чем обычный глаз», нет смысла сомневаться в том, что если «заставлять глаз думать», это помешает «заставлять сердце чувствовать». Вего творчестве вовремя войны также был отчетливо импрессионистический период, который резко осудили сюрреалисты— иимонпосвятил абсолютно эксцентричную выставку впримитивистском стиле, этот период принято называть vache— «коровьим». И наоборот.
Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа. На картине "Фальшивое зеркало" (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной.
В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. Нельзя сказать, что это выдающийся концептуальный прорыв. Магритт оказал очень сильное влияние на развитие этого направления, хотя сам это отрицал. Схожую картину мы наблюдаем в автопортрете «Ясновидение» (1936). Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви».
Не надо путать реальное с сюрреалистическим и сюрреалистическое с подсознательным. Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо – о дне. Критики разнесли ее в пух и прах. Идите, возвращайтесь, выходите снова — вы найдёте среди сумерек то, что вам нужно. Картина «Империя Света» послужила прообразом знаменитой сцены фильма «Изгоняющий Дьявола», в которой Отец Феррин стоит перед домом МакНилов в освещении уличных фонарей.
Будену надоело быть художником камерных пляжных сцен с многофигурными группами. Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно – небо, вот в чем дело. Традиции старого нидерладского искусства благотворно повлияли на творчество Магритта. В 1927 году устраивает свою первую выставку. Вот котелки стройными рядами заглядывают в окно пустой комнате (Сезон сбора винограда), вот зависают в воздухе подобно каплям дождя (Голконда), а вот уже над их головами подобно нимбам висят молодые полумесяцы (Мистерия горизонта).
Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим. Вот комментарий художника к своей картине Удел человеческий (1933): Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Искусство Магритта глубоко рационально и интеллектуально. Недаром, одни из его излюбленных образов – стандартные и безликие котелки, похожие на клонов агента Смита из к/ф Матрица. На знаменитой картине «Сын человеческий» (безликий джентльмен в котелке) – похоже, он сам. Мы можем, конечно, говорить о настораживающем размере яйца можем задуматься о том, что и яйцо и клетка, в сущности, представляют разные «образы заточения», как выразился Нуже мы можем добавить, что опоры-бильбоке усиливают ощущение заточения (как и серый фон, как и сама рама картины). Они скрывают множество тайн.
Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. Было проведено специальное расследование и во всем обвинили местных жителей.
НетоМагритт. Например, в фильме Афера Томаса Крауна главный герой грабит американский музей, переодевшись сам и переодев множество своих сообщников в излюбленных персонажей картин Магритта – однотипных котелков, которые сбивают с толку полицию. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. – мещанской.
Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Затем до 1926 года он работал рисовальщиком на фабрике обоев. – это теленок, это квадрат, это цветок.
– Они кажутся мне порождениями скорее души, чем разума. Калиграмма – тавтология, она захватывает вещи в ловушку двойного начертания. Загадочность образу придаёт яблоко, висящее перед лицом человека. Так появилось «Избирательное сродство» 1933 года.
Герой чувствует, что оказался в другом измерении. Так, например, онрисовал огромную клетку ипомещал внее яйцо («Избирательное сходство»). Р. Магритт о картине Удел человеческий:Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Опять-таки это не бог весть какое умение: я знаю человека, который не может проехать мимо пасущихся на лужайке овец, не пробормотав «ужин» и не вообразив тарелку с бараньими ребрышками, но он утверждает, что им руководит голод, а не Магритт.
В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них — Раймон — впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Но наиболее ярко эта мысль выражена на одной из самых знаменитых и программных работ Магритта — «Вероломство образов» — где обыкновенную трубку сопровождает ироничная подпись «Это — не трубка». Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – «Пронзенное время», 1939).
В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы». Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя.
Помимо прочего, Магритта можно считать одним самых психоаналитических художников своего времени— унего есть, например, картина сточным изображением насилия, «LAube desarmee», — нонамного важнее для истории искусства то, что Магритт одним первых (если непервым) поместил слово вплоскость картины. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов. Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен.
Более забавен тот малотиражируемый факт, что мирный буржуа Магритт какое-то время состоял в Бельгийской компартии и публиковался (под псевдонимом своего тестя Флорана Берже) в газете Глас народа. Вот комментарий художника к своей картине "Рамки жизни" (1934): "Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Это всегда тайна. Только вместо радужной оболочки зритель видит летнее голубое небо с плывущими по нему прозрачными облаками. Расцвет Сильвестра пришелся на эпоху, когда в телевизионных программах по искусству нередко звучали серьезные разговоры об эстетике (а ведущим даже позволялось курить в эфире).
Для бельгийского романтизма, к которому можно отнести творчество Магритта, характерно мифо-поэтическое направление, восходящее к искусству великого Иеронимуса Босха (1450–1516). Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. После сотого или стопятидесятогорисунка штрих стал несколько шире (набросок). Сильвестр со вниманием относится к обоим этим периодам и справедливо замечает, что если они и демонстрируют нестандартные колебания стиля (которые коллеги и друзья Магритта ненавидели), они не противоречат «его общему отношению к стилю.
До четырнадцати лет месье Магритт был просто наблюдателем: ему нравились шахматные фигуры, рыбы, воздушные шары (и однажды на крышу их дома упал один из аэронавтов, вместе с корзиной и шаром). Алогизм, абсурд, сочетание несочетаемого, парадоксальная зрительная изменчивость образов и фигур – это основа основ сюрреализма. Такие картины оправдывают метод.
Но хотя мы можем сделать некоторые выводы из того, что художник смотрит на объект, а не на холст, над которым работает, «Ясновидение» не уводит нас далеко по пути художественной трансформации. И это глубокой ночью. Герберт Рид отмечал: "Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. Искусство Магритта оказало сильное влияние на многих современных художников.
Аеще онмного работал сфотографиями истроил поним свои изображения. В то же время эта деталь придаёт гармонию прозаическому облику аккуратного буржуа. Курировавший выставку Магритта художник-концептуалист и один из деятелей поп-арта Джон Балдессари, рассуждая о связи Магритта и поп-арта, говорил, что художник, скорее, повлиял на восприятие искусства массами, «сделав сюрреализм удобоваримым для широкой аудитории»15. Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота.
Вообще, слова не несут никакой информации о предмете, который описывают. Магритт ставит вопросы и разрушает сложившиеся стереотипы. Стены гостиной икухни онпокрасил вголубой исалатовый— под стать фону многих своих работ. Они стояли перед «Портретом мужчины» (предположительно Карло де Медичи) и экскурсовод сравнил его с фрейдовским портретом Фрэнсиса Бэкона, убежденно добавив: «Конечно, Мантенья в данном случае не стремился к реализму».
Вникая в тонкие и запутанные отношения между самоубийством матери Магритта, утопившейся в реке, тем, как об этом ему сообщили и тем, как он сообщал это остальным, вникая в воздействие, которое это событие могло оказать и в последующее появление на его картинах закутанных и обнаженных женских фигур, Сильвестр справедливо предупреждал свои замечания словом «вероятно». А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта – символ безвременья) зритель видит голубые "бестелесные" геометрические формы, символизирующие "чистые идеи" и воздушный шар – символ абстрактной "чистой мысли".
Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла. Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. Ощущение тайны, как известно, присуще настоящему искусству. Это действие – зримо и оно – как борьба и потому название Большая война воспроизводит его содержание с достаточной точностью». Человек в котелке это господин Посредственность при всей своей анонимности.
Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. На картине Фальшивое зеркало (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Картина названа именно так, так как, по мнению автора, в ней воплощен образ современного бизнесмена, который остается сыном Адама и все искушения современного мира (яблоко – символ соблазна), ему очень даже не чужды.
Что автор хочет этим сказать. В этом кружке Магритт не потерял свою индивидуальность, но вступление в него помогло Магритту обрести тот фирменный своеобразный стиль, по которому узнаются его картины. Наполу лежал «коврик для бедных»: паркет был покрашен вкрапинку, как это часто делали старые бельгийские семьи. А еще он должен был написать на вывеске своей лавки фальшивое имя – Мюллер.
—Прим. ред. )— ивел совсем небогемный образ жизни. Судите сами. Рядом – несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). Главный теоретик сюрреализма Андре Бретон, по профессии врач-психиатр, при оценке творчества художника придавал психоанализу Фрейда решающее значение. Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года.
Интуиция подсказывает художнику, как расположить эти предметы, чтобы выразить тайну. Для зрителя дерево находится одновременно внутри комнаты на картине и снаружи в реальном ландшафте. Фрейдистские взгляды были не просто усвоены многими сюрреалистами – это стало их способом мышления. Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе.
Я думаю ему бы понарвилось или показалось забавным (например во время каникул). Проблема с художником «идей» в отличие от, скажем, буржуазного эстета, каких Магритт не выносил на дух, в том, что любая неблестящая идея на холсте выглядит менее защищенной, чем неблестящий «эстетический» набросок. Увлечение художника философией и литературой находит отражение в большом количестве его картин, например, «Гигантессе» (по Бодлеру), «Области Арнхейм» (по Эдгару По). Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. Если послевоенный фовистский или «коровий» период был, как считает Сильвестр, пощечиной парижскому рынку искусства, возможно импрессионистский период Магритта оказался его пощечиной себе самому.
Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать". Видимое всегда прячет за собой еще одно видимое.
Это ничего, что на одной из них лицо Джеймса превратилось в подобие электролампочки, а во второй — он дважды нарисован с затылка. Художник "бросает" ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). Как только вего жизни появлялся новый предмет мебели, Магритт переносил его нахолст. В его работах мысль становится видимой реальностью, процесс мышления можно увидеть воочию. Он ничему не должен учить, а вместо этого — удивлять и завораживать. Режиссер несколько раз акцентирует внимание зрителей на картине «Сын человеческий» и именно она дает ощущение двойственности и соблазна (яблоко).
За спиной героя картины, стоящего возле стены, мы видим море и голубое облачное небо. Нет никакой связи между образом и его словесным выражением. Они сами стали личностями и будто ведут меж собой разговор.
Сюрреализм – это сложное направление в живописи, которое многие художники понимали и понимают по-своему. Будущий художник жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии. Он даже работал не так, как «нормальные» художники: всегда прерывался на обед писал по расписанию не имел мастерской, предпочитая использовать для этого гостиную.
Одна изних— про яйцо иптицу. И эту силу я называю поэзией». Репродукция этой картины висит в кабинете у Томаса Крауна.
Такой под силу написать любому «традиционному» художнику. Но верно ли это. Проекты Магритта были созвучны и«Новым реалистам» вПариже (предвестники поп-арта. Черное-белых комиков, фильмы о Фантомасе, ленты немецких экспрессионастов, Мельеса и его дурацкие сюжеты Сам художник даже снимал любительские фильмы, которые иногда показывал друзьям, но чаще всего его актерами и единственными зрителями была чета Магриттов, а самым расхожим реквизитом – туба и обувь. Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики. И, тем не менее, существует привычка речи: что на этой картинке. Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц — символика Триединства. Подобно волшебнику, художник словно материализует у нас на глазах образы своей фантазии и они превращаются в прекрасный плодоносящий сад — символ живого творческого воображения.
В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». Вот почему лица на его картинах часто закрыты или заслонены. Результат был бы не только менее магриттовским, но и более неряшливым вокруг слишком много художников синдивидуальностью, недостойной выражения, чтобы жаловаться на «чрезмерное выражение» какой-то индивидуальности. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее).
Картины Магрита основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла (Это не трубка, предупреждает надпись на его композиции, где изображена именно курительная трубка). Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте. Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городке Лессине.
Таким образом автор обыгрывает идею о парадоксальности восприятия, о том, что образы и слова хоть и взаимосвязаны, но не тождественны. ред. ). Попытки Магритта опровергнуть эти домыслы, ясное дело, ни к чему не привели. В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии — утопилась). На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода.
Р. Магритт:Действительно, разве можно набить эту трубку табаком. Он вносит смуту во все традиционные взаимоотношения между языком и образом. ВПариже Магритта непоказывали инеочень ценили. Его вдохновляют картины Пикассо, Кирико и Брака. Не один раз, постоянно: в одном параграфе шесть идущих подряд предположений предварены шестью последовательными «вероятно». В 1922 году женится на Жоржетт Берже.
А что же Магнус Шульман. И картину он крадет, скорее, для развлечения и остроты ощущений, а не из-за денег. "Личное" гипертрофируется до чудовищных размеров. Накухне Магритт чаще всего иработал, так как это было самое теплое пространство вдоме. Открытая взломанная дверь — символ иного измерения, таящего множество загадок. Поистине невыполнимая задача.
В 1927 году устраивает свою первую выставку. На это можно ответить разве что: «Это он сам тебе сказал, дружище. » Сильвестр же, напротив, знал достаточно, чтобы знать, что не всё можно знать. Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки.
Картина называется «Проницательность»: художник видит будущее— тообщее, что есть уяйца иптицы». Это всегда тайна. Как никто другой, этот художник любит соединять несоединимое, вводить в свои картины детали, так резко контрастирующие друг с другом, что зритель сначала испытывает легкий шок, но зато потом разум его начинает работать вдвойне интенсивнее, пытаясь найти решение предложенной шарады. Сам Магритт так сказал о ней: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно – ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев.
О слиянии живописи Магритта с поэзией уже упоминалось. Нет смысла в том, чтобы жалеть об ином исходе, о том, что художники тождественны собственному «я», которое они долго искали нет смысла говорить: «Ну вот если бы только он писал более фактурно или действительно сделал коллаж, был бы не таким хитроумным, вкладывал больше сердца в картины» и так далее. Большую часть своей жизни онпровел совсем просто: вего доме вБрюсселе поадресу Esseghemstraat, 135 (сейчас там устроен его дом-музей), небыло даже ванной— онсоорудил еенакухне для своей жены Жоржетты. Все вещи здесь странно изменились, как будто ожили, приобрели неутилитарный вид, хотя, как всегда у Магритта, предметы не изменили своего обличья, фактуры, цвета и прекрасно узнаваемы. Не осталось даже таблички с его именем, пусть и фальшивым.
Каждое утро в течение трех лет по дороге на станцию Магнус Шульман проходил мимо его окна. И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист.
Вот онразрезал ландшафт начетыре части, чтобы создать пространство для воображения. Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ.
В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. Мои картины просто выявляют такое положение вещей непосредственным и неожиданным образом. Деревья, которые мы видим, точно так же видят нас. Его картины называют парадоксальными. «Я не знаю настоящих причин живописи, так же как не знаю, зачем мы живем, страдаем и умираем».
А если пустить по стенам комнаты плывущие облака, а картину назвать Личное достояние. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим. Фраза «Это не что-нибудь» давно уже превратилась в привычный штамп писателей и рекламщиков.
Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца. Похоронен на Схарбекском кладбище. Она же вдохновила авторов постера к фильму1718. Это красивое яблоко будто бы парит в пространстве. Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949).
Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще — «дегенеративное искусство». Названия его картин— да и весь процесс придумывания названий, которые задумчиво изрекали братья-сюрреалисты, — кажутся слишком продуманными, а то и высокопарными, в то время как его серия «Использование речи» (например, «Это не трубка»), его план «находить новые слова для объектов» кажутся недодуманными или по крайней мере неловкими.
Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, лечебному фактору. Приоритет мысли над формой изображения подчеркивался несколько дилетанской, упрощенной манерой письма и названиями картин, помогающими понять их метафорический язык («Каникулы Гегеля», 1958).
На картине Безумие величия (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча — как символ бренности человеческой жизни. После этого его оставили в покое, а в последний день рождения фюрера и вовсе помиловали. Образ «Сына человеческого» был многократно16 использован в кинематографе. В этих словах — ключ к поэтике Магритта. Они сами стали "личностями" и будто ведут меж собой разговор. В фильме «Афера Томаса Крауна» главный герой одевается в характерные костюм и котелок для финального ограбления музея. В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью.
«Я не люблю самопожертвование, профессиональный героизм, терпение, украшательство, фольклор, рекламу, голоса радиоведущих, бойскаутов, пьяниц и выпуски новостей», — говорил он. Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу. Вот что говорил сам художник по этому поводу: Название — это указатель функции картины, В названии должна присутствовать живая эмоция, Лучший заголовок картины — поэтический. Трудно сказать, почему онстал так популярен именно вАмерике: оннебыл дорогим, уамериканцев тогда еще сохранилось преклонение перед всем европейским, нотавыставка в1954 году вНью-Йорке стала действительно важной: еепосетили Уорхол, Раушенберг, Лихтенштейн. Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля. МАГРИТТ (Magritte) Рене (1898-1967) – бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма. Как часто нам, погруженным в повседневные заботы, кажется, что жизнь протекает в заранее установленном русле и все события в ней подчиняются всем знакомым и понятным логическим законам.
Вернувшись наутро домой, он обнаруживает свою жену Луизу (так же звали её двойника) лежащей на полу кухни — она умерла от сердечного приступа. Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин — «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». Кстати, о хорроре – Магритт многое любил, причем как настоящий поэт, любил мелочи и впечатления: «Люблю то, что скрыто, ямочки на щеках, женские колена, длинные волосы, смех детей, когда им никто не мешает, девочку, куда-то бегущую вдоль улицы» — и ко всему этому беззаветно любил кино. Образ независим от предмета, который он представляет.
Это искусный и дерзкий образ, который при первом знакомстве вызывает чистую радость. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего — косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой.
Вот, что значит концептуальность. Существуют грёзы необычайной хрупкости, которые не являются мыслями и для которых я пока ещё считаю абсолютно невозможным подобрать слова, – писал в одном из своих эссе Эдгар По. Художник бросает ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). На картине Сын человеческий (1964) современный человек изображён на фоне стены, отделяющей его от бескрайних просторов океана и неба, символизирующих бесконечность. Нопочему-то эти работы неценились— иотдельно невыставлялись.
Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Рене Магрита стали популярнейшими (наряду с произведениями Сальвадора Дали) образцами сюрреализма. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». В 1967 году Рене Магритт умирает от рака поджелудочной железы, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». В 1947-48 годах Магритт рисует в провокационном и грубом стиле фовизма.
Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. «Скрытое видимое» – Томас Краун – умный и тонкий авантюрист, для которого социальные нормы и стереотипы не имеют значения.
Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположныхстремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Но не забывайте никогда, что вы близко от дверей. В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт. Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы.
Впрочем, эти заявления абсолютно не умерили пыла самих психоаналитиков. «Магритт превратил обыденные вещи в мифические, придав им тайну» – писал английский философ Герберт Рид. Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. Казалось бы – обычный, вполне реалистический ноктюрн. Мне эта картина напоминает дзенский коан. Магритту в ту пору было всего четырнадцать – вот она детская психологическая травма.
Магритт оставил несколько объяснений своего радостного ренуарства. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. В "Освобождении" символика цвета применена для выражения сложных ассоциаций. Они живут вместе с нами. Последняя фраза его монографии 1992 года идеально описывает эффект, который по-прежнему производят на нас самые сильные произведения Магритта: «некий трепет, который испытываешь в момент затмения». И даже запечатлел своего покровителя на нескольких картинах.
На картине Неожиданный ответ (1933) воплощена мысль Метерлинка: Нет в жизни незначительных дней. Но эта система, эта безжалостная система, произвела несколько работ, которым мы легко можем приписать бессмысленный эпитет «великие»: образы, которые лишают зрителя самообладания, покоя, уверенности работы, в которых, как Магритт писал про де Кирико, «зритель может осознать собственное одиночество и услышать тишину мира». Да, но художнику-то надо только посмотреть на яйцо, чтобы преобразить его. Его следы затерялись. Мастер цвета, Магритт пользутся им скупо, экономно.
Жизнь была тяжёлой. Им пригрозили расстрелом, если они не возместят утраченное золото. Недаром одну из своих картин, где изображен глаз с плывущими по роговице облаками, художник назвал «Фальшивое зеркало». И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни».
Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. На рекламном буклете издательства «Пенгуин» была изображена трубка Магритта-Мегрэ, написано имя Сименона, а ниже красовалась ключевая фраза: «Я не Мегрэ». Комната превращается в некий микрокосм, замкнутый, стиснутый, несмотря на небо с плывущими по нему облаками вместо стен. В 1922 году Магритт женился на Жоржетте Бергер, которую встретил еще в 1913 году. Зачастую элементы картины чрезвычайно просты и реалистичны. Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул). Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту.
Сюрреализм (надреализм, сверхреализм) – так называется стиль, в котором работал художник.
Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962). "Моя последняя картина, - писал он, - началась с вопроса: как изобразить в картине стакан воды таким образом, что бы он не был нам безразличен. Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин.
Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. Летом окно было растворено и Магритт мог вдыхать запах табака марки «Черный кедр 3» из Милуоки. Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния.