Репин Картины С Названиями

Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Здесь же мы просто покажем вам избранные картины Репина с названиями и описанием. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал.

Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века.

Персоны и личности (интересное о известных)

Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Этот мужчина слыл в городе колдуном. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.

В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже.

Картины Репина с 
названиями история 
создания, сюжет

Картины Репина с названиями история создания, сюжет

Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.

Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».

Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины

Илья Ефимович Репин – биография и картины

Силу человеческого духа увидели в картине современники. Имя Репина стало широко известным. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).

В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Л. Н. Толстого». Она ушла из жизни в 1931 году55.

Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор.

Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков.

Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Каждый из портретируемых изображен ярко-индивидуально, с теми неповторимыми чертами, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.

Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.

я работал завороженный. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове.

Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.

Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Возвращается в Россию летом 1876 года. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Вегетарианцем стал и сам Репин. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.

После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.

Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Стасов присылает ему все, что он просит. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.

Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.

Работал в плакате и в книжной графике. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. О картине появилось много статей в периодической печати.

Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.

Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».

Загадочный Репин 
— 10 интересных 
фактов

Загадочный Репин — 10 интересных фактов

Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Каждый персонаж переживает что-то своё. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.

Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.

Полотно было негативно принято императором Александром III, на него даже был наложен запрет, который тем не менее стараниями других деятелей культуры был снят. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Работал весь день, не замечая времени. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Пятый факт.

Репин встречал их по средам. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.

О чем эта история. С 1913 – академик. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Убийство свершилось.

Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Казалось, она спит.

В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.

Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Америка—Франция—Россия.

Все Картины Илья 
Репин по алфавиту

Все Картины Илья Репин по алфавиту

На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.

Все заняты. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Получилось действительно впечатляющее произведение, которое, впрочем, не все посетители Третьяковской галереи, где оно было выставлено, воспринимали адекватно. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году.

Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Рисовать начал благодаря своему двоюродному брату Трофиму – когда он рисовал, Илья любил сидеть рядом и наблюдать, как на бумаге появляются цветы и фрукты. Не доносчик ли.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Репин дважды подавал прошения об отставке. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.

Действительный. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.

Путешествие по России: 
Самарская область

Путешествие по России: Самарская область

Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.

Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».

Картины Репина (фото) 
с названиями

Картины Репина (фото) с названиями

В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Этюд получился превосходный.

В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.

В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую., Остроумова-Лебедева. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Краткая характеристика 
творчества

Краткая характеристика творчества

На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.

Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Берег Волги. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.

Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Так ли это – судить зрителям.

Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Учился в Высшем. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Детство и юность Репина прошли на Украине и предание о вольных казаках, ответивших на предложение султана добровольно сдаться дерзким письмом, стало мощным творческим импульсом.

Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.

Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.

Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Он идет прямо к матери. Комната небогатой интеллигентной семьи.

Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. За окном летний день. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.

Топограф иконописец, 
студент Академии 
художеств

Топограф иконописец, студент Академии художеств

В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.

Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.

В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».

В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.

Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».

Жанровые и исторические 
полотна Ильи Репина

Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Они жили в Пенатах в течение двух недель.

Репин считал сам эту картину красивой. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Третьяков»109. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128.

Замысел картины возник как отклик на кровавые события времени, как гневный протест против деспотизма. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.

А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.

«Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)

Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.

В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».

«Крестный ход в 
Курской губернии» 
 (1880-1883)

«Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)

Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.

В эту минуту в комнату вошел Христос. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Первый факт. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).

Мне минутами становилось страшно». художественный музей им. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.

Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.

Великий представитель русского реализма в живописи страстно увлекавшийся другими творческими методами. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.

Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».

Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».

«Запорожцы пишут 
письмо турецкому 
султану» (1880-1891)

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)

Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.

Жил в Италии и Франции (1873–1876). И вот уже перед нами не царь, а отец. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».

Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина.

«Торжественное заседание 
Государственного 
Совета 7 мая 1901

«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)

К примеру, в 1913 году один из особо впечатлительных гостей нанёс картине три ножевых удара. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.

А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». М. Бунакову. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.

Описание картины 
Ильи Репина «Бурлаки 
на Волге»

Описание картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»

Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.

Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. Общение с прежними друзьями было только заочным. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).

Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.

Описание картины 
Ильи Репина «Запорожцы 
пишут письмо турецкому

Описание картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162.

Репин никуда не делся. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.

Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.

Описание картины 
Ильи Репина «Иван 
Грозный и его сын

Описание картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»

Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.

Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас.

Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Репин забыл о конкурсе, об Академии.

Описание картины 
Ильи Репина «Крестный 
ход в Курской губернии»

Описание картины Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии»

Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).

В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.

В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.

Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.

Описание картины 
Ильи Репина «Не 
ждали»

Описание картины Ильи Репина «Не ждали»

Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.

Третьяков. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Действительный член Академии художеств с 1903. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».

Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.

В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.

Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Публике картина понравилась. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).

Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.

Описание картины 
Ильи Репина «Садко»

Описание картины Ильи Репина «Садко»

И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.

Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.

В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.

  • Илья Репин: биография и факты из жизни
  • Биография художника Ильи Репина

В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Много учился на написании портретов близких и друзей.

В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.

Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.

Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.

В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Замысел картины возник в конце 1860-х во время работы над этюдами на Неве, когда Репина поразил контраст между беззаботно гуляющей по берегу публикой и изможденными людьми, тянущими баржи на лямках. Шесть лет потратил Репин, чтобы композиционно выстроить сюжет: практически сливающаяся с темнотой спина священника и освещенное лучами восходящего солнца лицо сидящего на постели революционера. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.

Илья Репин: биография 
и факты из жизни

Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.

Она была закончена только в 1891 году. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.

Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.

Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Судьбы детей Репина сложились по-разному. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.

И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».

А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.

Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.

Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.

Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».

Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.

В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.

Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Репин был очень дружен с Мамонтовым.