Репин Нищая

Репину удалось передать даже мельчайшие детали нищенской одежды девчушки. И когда Грабарь, великий историк русского искусства и художник, познакомившийся на тот момент с огромным количеством его работ, увидел «Нищую», он сказал, что это лучшая работа молодого Репина. Купить картину или постер "Нищая (Девочка-рыбачка)", художника Ильи Репина вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

«нищая» изображающая девочку с рыбацкими сетями в руках, написана Репиным в 1874 году во французском городе Вёль, куда он отправился сразу после окончания Петербуржской академии искусств. И когда Грабарь, великий историк русского искусства и художник, познакомившийся на тот момент с огромным количеством его работ, увидел «Нищую», он сказал, что это лучшая работа молодого Репина. И когда Грабарь, великий историк русского искусства и художник, познакомившийся на тот момент с огромным количеством его работ, увидел «Нищую», он сказал, что это лучшая работа молодого Репина. «нищая» изображающая девочку с рыбацкими сетями в руках, написана Репиным в 1874 году во французском городе Вёль, куда он отправился сразу после окончания Петербуржской академии искусств.

Этюд «Нищая» искусствоведы всего мира признают лучшей работой молодого Ильи Репина. Искусствоведы и художники всего мира утверждают, что, написав «Нищую», Илья Репин впервые состоялся как великий портретист.

Художник: Репин Илья ЕфимовичСидящий нищий

(словно под музыку. ) — по залам Третьяковской галереи, среди своих прославленных картин, а за ним в отдалении шла толпа почитателей — Иван Алексеевич Бунин, Муромцева, Шаляпин, Ермаков и другие, – и походка у него была очень уверенная, непохожая на его обычную поступь и видно было, что он ощущает себя триумфатором, так что, надень кто-нибудь в эту минуту на его кудри лавровый венок, это никому не показалось бы странным. Верное решение сразу ему найти не удалось, но оставить своих запорожцев Репин уже не мог. Одним из самых знаковых в его творчестве стал портрет Модеста Петровича Мусоргского. И когда Грабарь, великий историк русского искусства и художник, познакомившийся на тот момент с огромным количеством его работ, увидел «Нищую», он сказал, что это лучшая работа молодого Репина. В 1901 году Илья Ефимович приступил к работе над грандиозным (4, 628, 53 метра) групповым портретом «Торжественное заседание Государственного совета». Таким образом, они получали крохи, позволяющие хоть как-то прожить. Он как будто не хотел расставаться с «возлюбленным поэтом».

Некоторые из них изумительны, хотя после окончания каждого он приговаривал удрученным, виноватым, разочарованным басом: «Ради бога, никому не показывайте, ох, какая вышла банальщина. » Он действовал окурком, как кистью и чернильные пятна создавали впечатление живописи. Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после продажи «Запорожцев» давало ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. 18 августа 1904 года в «Пенаты» пришел Горький. Да и в прочих ее писаниях чувствуется что-то не совсем безнадежное. У окна — Ирина Кустодиева.

  • История одной картины: как Репин не достался Третьяковке
  • Маленький шедевр большого Репина
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Картина Репина «Нищая (Вёль) (Девочка-рыбачка)»
  • Картина Репина НИЩАЯ (ВЕЛЬ) (ДЕВОЧКА-РЫБАЧКА)
  • Илья Ефимович Репин "Нищая из Веля", 1874

Я указал ему на это обстоятельство и он страшно на меня рассердился, повторяя, что это «ангельски добрая, прекрасная личность» и что я вношу в его портрет этой женщины свою собственную ненависть к ней. Тогда-то, помню, я подумал: «А ведь как красивы все бессознательные движения человека, который, абсолютно забыв о производимом впечатлении, занят весь своей творческой работой или свободной игрой». Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. Художник Семен Чуйков родился и вырос в Киргизии. Для тех, кто приходил в «Пенаты», было важно, что художник ценил и в других проявления творческого духа. Несмотря на мучительные — и такие частые — приступы жгучего недовольства собою, на вечные свои «сокрушения» о мнимых неудачах и провалах, он в тайниках своей личности хранил незыблемую веру в себя и всякий раз, когда враждебные «веяния» подвергали его веру испытаниям, она обнаруживалась во всей своей силе.

И останавливаться не собирался. Как и всякий труженик, Репин умел отдыхать. Алчно глотал: и тон неба, — розовых, перистых облаков над солнцем, — это, к досаде, редко повторялось и как дополнения: обмелевшую в продолжение лета Двину (над порогами против нас) и лес сейчас за рекой. Выпишите скорее эту брошюру Это такой шедевр литературного искусства.

  1. Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  2. Из Википедии — свободной энциклопедии
  3. Сидя на жердочке, словно стрекоза
  4. Маленькая сеньорита под палящим солнцем
  5. Воплощение детской безмятежности
  6. Сама любознательность и любопытство

Тем памятным летом многие друзья Горького часто приходили в «Пенаты». Вскоре на картину началась настоящая охота. С ним остались две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия забрала мать. А пока «Когда же художник Иван Макаров отпустит погулять. » До светской жизни еще расти и расти.

Девочка позировала из рук вон плохо: дергалась и безобразничала. Опекаемая чужой семьёй, умерла Наталья Борисовна в июне 1914 года. После вторичной женитьбы отца отношения с детьми приобрели явно скандальный характер. «О.

Осенью 1907 года Репин познакомился в Куоккале с молодым литератором Корнеем Чуковским и в судьбе обоих это знакомство оставило глубокий след. При переезде в Петербург семейство Репиных зажило «открытым» домом, как и девическую пору Веры Алексеевны. Так, если посчастливится писать с Короленко, — один сеанс, с Ре-Ми — также. Но сейчас оно всколыхнуло самые дорогие воспоминания о родной земле. Я знал эту породу людей.

Каждый день сотни зрителей заполняют залы музеев и к сердцу каждого из них находят свою дорогу атаман Серко, писарь, судья, «Тарас Бульба» и его сыновья, казак Голота и все остальные запорожцы. Тогда Репин решил поступить в частную рисовальную школу, где преподавал Крамской. Илье Репину привелось увидеть Мусоргского в последний раз в начале поста. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену — 35 000 рублей. В том же году Репин вернулся в Россию. Но все это позже.

  1. Босоногие, веселые в ярких сарафанах и платках
  2. Девочка во время зарядки у открытого окна
  3. Указывать местоположение в твитах
  4. Последовательность не содержит соответствующий элемент

После этого случайного знакомства я нередко встречал его то на почте, то в булочной, то в аптеке, то в лавке бакалейных товаров, носившей громкое название «Меркурий». Бескрайние степи, далекие горы, синее небо, целеустремленный взгляд. Сознание это очень редко пробивалось наружу (словно на мгновение спадала завеса. ) и лишь тогда мы могли убедиться, как несокрушима его безграничная вера в себя и в победительную силу своего дарования.

Позднее, в переписке со старым приятелем, Илья упоминает натурщицу. Заболевшую жену Репин на несколько месяцев повёз в Италию на лечение. Между ними даже произошла своеобразная дуэль: они одновременно рисовали друг друга. Тогда Репин уделял большое количество времени живописи на открытом воздухе. Увы, в жизни в этой семье его не знали.

Как звали кудрявую девушку, я, повторяю, забыл. Чтобы избежать юбилейных торжеств, он запер свою мастерскую на ключ и в праздничном светло-сером костюме, с розой в петлице, с траурной лентой на шляпе поднялся по лестнице ко мне в мою комнату и попросил «ради праздника» почитать ему Пушкина.

Репин жил в Куоккале и зимою и летом, так что всю долгую финскую зиму его «Пенаты» 1 оставались вдали от какого бы то ни было культурного общества, от литературы, науки и музыки. Валентин Серов даже позволил себе резко охарактеризовать своё отношение к ней: «Нет во мне к ней ни симпатии, ни уважения». Ибо только на поверхностный взгляд он казался таким покладистым, уступчивым, мягким. Дорожки зарастали, беседки разрушались. Несмотря на трудности военного времени, город вызвал из Москвы реставратора П. Полежаева, который «натянул холст, промыл от загрязнения, затонировал угол сверху, покрыл лаком». Впрочем, портрет подкупает тёплым колоритом и играющим, переливающимся светом. Старшие дочери остались с отцом, а Юрий и Татьяна — с матерью.

Одну из них, начинавшуюся сразу от резных ворот, засадили березами, другую, проведенную от дома, — молодыми елями (ее Репин назвал аллеей Пушкина). Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Мне, провинциалу, с детства привыкшему связывать с его именем представление о бессмертных заслугах, было даже странно, что и в аптеке и в булочной его ничем не выделяют из серой массы других покупателей, что говорливый приказчик «Меркурия», отпуская ему свой товар, обращается к нему с теми же бойкими шуточками, что и ко всем остальным и что никто не считает его появления в лавке событием.

Борис Садовской, ненавидя и тех и других, выступил против них со своим «Самоваром». Раздражаясь, затевали ссоры, которые обычно завершались разъездами. Его невероятная скромность, его простота сказывались тогда на каждом шагу. Все свои портреты Репин писал «враздробь», не соблюдая никакой очередности в изображении отдельных частей человеческого лица и фигуры и той же кистью, которою только что создал мой глаз, вылепил одним ударом и пуговицу у меня на груди и складку у меня на пиджаке.

  1. Описание картины Ильи Репина «Нищая»
  2. Картина Нищая (Девочка-рыбачка) – Репин Илья
  3. Картины Репина (фото) с названиями

В работе над картиной Репину помогали его ученики Кустодиев и Куликов. В 1892 году «Запорожцы» и более чем тридцать этюдов к картине экспонировались на выставке произведений Репина и Шишкина в Академии художеств. Позой, жестом скрещенных рук, выражением лица он отвергал последнюю исповедь. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Художественное наследие» под редакцией И. Грабаря и И. Зильберштейна, там полноцветная репродукция «Нищей» была включена в серию этюдов художника, написанных в Вёле. Скандальные ситуации, размолвки стали в семье художника частыми. Купить картину или постер Нищая (Девочка-рыбачка), художника Ильи Репина вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

«Если Вы возвратились из Вашего веселого путешествия в Хельсинки то не удосужитесь ли в понедельник 2 августа ко мне попозировать (очень необходимо: думаю, будет последний сеанс) Отныне, то есть после Вашего затянувшегося портрета, я намереваюсь взять другую методу: писать только один сеанс — как выйдет, так и баста, а то все в разном настроении: затягивается и теряется свежесть и живописи впечатление первое от лица. Каков же был этот человек в полном расцвете всех сил, когда творчество не было для него такой изнурительной тяготой, когда на одном мольберте стоял у него «Крестный ход», на другом — «Не ждали», на третьем — «Иван Грозный, убивающий сына», на четвертом — «Отказ от исповеди перед казнью», на пятом — портрет Сютяева, на шестом — тайно от всех — «Запорожцы» когда Крамской говорил о нем: «Он точно будто вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту, словно в ярости какой-то. В те краткие периоды, когда у Репина бывало перемирие с сыном, жившим по соседству с «Пенатами» (а их размолвки длились иногда годами и вообще отношения у них были тяжелые), Илья Ефимович втягивал в работу и сына и очень радовался, когда тот соглашался прийти к нему в мастерскую со своей палитрой.

История одной картины: 
как Репин не достался 
Третьяковке

В национальной галерее «Атенеум» он провел целый день с утра до вечера и кому же из посетителей, чинно бродивших по залам, могло прийти в голову, что этот экспансивный старик, восторженно жестикулирующий перед каким-то малозаметным холстом, — один из самых замечательных мастеров русской живописи. В нем звучали теперь не только презрение и уничтожающая насмешка над врагом, но и боевой вызов. Было написано несколько десятков портретов, а также картины «На разведке» в 1904 году, «Манифестация 17 октября 1905 года» (с 1907-го по 1911-й годы), «В осажденной Москве» и «Защитники Москвы» в 1912 году, «Козьма Крючков» и «Бельгийский король Альберт в бою» (с 1914-го по 1915-й годы), «В атаку с сестрой» (с 1915-го по 1917-й годы) и «Пушкин на набережной Невы». Осталась Варвара Львова, впоследствии Бобринская, в истории не только искусства. Они были для него отдушиной, в которую проникал свежий ветер «свободы, равенства и братства», дух вольной, никем не покоренной Запорожской Сечи, столь разительно не похожей на современную ему Россию.

В такие моменты он посылал ей письма. По многим музеям мира разошлись многочисленные этюды, эскизы, рисунки к «Запорожцам»: эскиз картины — в Третьяковской галерее, первый вариант — в Харьковском художественном музее, основная картина — в Русском музее в Ленинграде. Часто читались стихи или отрывки из только что вышедших книг. Через несколько месяцев все то же: «Запорожцев» я еще не кончил.

Руководство Третьяковки, увидев картину, написало в министерство культуры претензию о том, что такой шедевр должен выставляться в столице. Девочка-рыбачка» в музей города Иркутска. Тогда Репин уделял большое количество времени живописи на открытом воздухе. (Эта хорошо известная картина находится во Всесоюзном музее А. С. Пушкина. ). В 1947 году «Нищая» отправляется в Москву, где её ожидала ещё одна реставрация и фотосъёмка.

В 1887 году он разошелся с женой. Первыми гостями в «Пенатах» были В. В. Стасов и члены его семьи 24 июля старого стиля 1904 года, в день рождения Репина. Не поддадимся тебе, но биться с тобой будем». Заглавия поэтических сборников отличались тогда либо высокопарной торжественностью: «Золото в лазури», «Будем, как солнце», «Cor ardens», либо тяготели к абстракциям: «Нечаянная радость», «Безбрежность», «Прозрачность».

Каждая картина, особенно в последние годы, давалась ему с таким надрывным трудом, он столько раз менял, перекраивал, переиначивал в ней каждый вершок, предъявляя к себе при этом такие невыполнимые требования, что у него и в самом деле выдавались периоды, когда он ненавидел себя за свою «неумелость». Дверь массивная, тяжелая, глухая и в ней небольшое окошечко. «Дочь советской Киргизии» все же увидела мир — облетев весь свет на почтовой марке. Поздней осенью она родила первенца – дочь, названной в ее честь Верой, через два года, тоже осенью, в Париже родилась Надя, позже в молодой семье появились Юрий и Татьяна.

Когда художник твой папа — и церемониться не стоит. Вот лохмотья. Но приступил он к своему замыслу в 1980 году. В ее туалете чувствовался парижский вкус.

Литературные способности молодой жены поощрялись живописцем. Но художник переставил многие фигуры, некоторые убрал совсем, ввел много новых персонажей. «Пенаты» — дом и сад (теперь музей-усадьба) — находились в 44 километрах от Ленинграда по Приморскому шоссе, в поселке Репино (быв. Он умел распознать талантливость в любом роде человеческой деятельности. Его небезукоризненная грамота екатерининского времени с невероятной живостью рисует Запорожье Уверен, что Вы, как и я (старый дид), будете танцевать от радости от писания Яценка-Зеленского»17.

Стасов обрушился на картину в печати. Далее художник не раз обращался к образу революционера. Картина начала свою, уже независимую от автора жизнь.

Однако в целом парк сохранил свой облик до 1940 года, когда был открыт музей. Он оригинален и удобен. Он писал этюды парижского предместья, уличные сцены, портреты в частности, Тургенева, задумал и написал большую картину «Парижское кафе». Около трех лет с 1873-го по 1876-й годы художник провел в Париже. В 1880-х годах Репин их закончил и только тогда, обогащенный большим жизненным и творческим опытом, почувствовал в себе силу создать «Запорожцев». Изобразить работу мысли, неуловимые приметы вдохновения, чуда, которое предшествует рождению художественного образа, — были той «синей птицей», которую стремился настигнуть художник.

Не проходило и месяца, как его уже тянуло обратно — к своему родному самовару. Колористический строй портретов, в сопоставлениях «официальных» цветов российского чиновничества — черного, золотого, красного, голубого и белого, сообщал изображаемому парадную торжественность. Первая реставрация произведения была осуществлена еще в 1943 году. Вообще всякий, кто хоть бегло перелистает его мемуары, увидит, что, кажется, ни один человек не умел так жарко, самозабвенно, неистово восхищаться материей, «физикой» окружающего реального мира. Стасову он писал: «Учиться нам здесь нечему у них принцип другой, другая задача, миросозерцание другое».

Илья Репин вернулся в Пенаты накануне своего 70-летия. В трудные 1920-е годы парк постепенно приходил в запустение. Гостей бывало много, чувствовали они себя свободно и высказывались обо всем открыто.

Критичный В. Стасов так отзывался о завладевшей сердцем художника даме в письме к брату: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». Пришлось пожертвовать очень многим и менять много в цветах и личностях. Создавая свой парк-сад, хозяева «Пенатов» старались использовать особенности пейзажа этих суровых мест. Вот таким образом и заявил тут же, что футуристом Маяковского не считает. Куоккала). Эти-то супы из сена приобрели большую популярность в обывательских массах.

– в Киоске, а не в Храме Изиды, где читали Тарханов, Леонид Андреев Про «Пенаты» можно сказать: все побывали тут. Вскоре на картину началась настоящая охота. Позднее, в переписке со старым приятелем, Илья упоминает натурщицу.

Спектакль разыгрывался только на людях, в жизни же все домашние дела выполняла прислуга. Вегетарианство ее было очень суровое: она не ела яиц, не пила молока. Слушая «Медного всадника», которого я читал ему вслух, он взял четвертушку бумаги и начал рисовать всех собравшихся. Постоянное требование денег с их стороны стало нормой отношения к отцу. После нескольких экспедиций на Украину в Москве Репин начал работу на большом холсте. Борис Садовской в то время предстал перед Репиным как автор сборника стихов «Самовар». Жена не успевала за ним, да и по складу характера не стремилась быть светской львицей.

Во время самого заседания художник (впервые в своей практике) применил для работы фотографическую съемку. Их сводили воедино звуки вальса, они устраивались рядышком во время игры в фанты. Картина всем нравилась, но Репин был ею недоволен и вскоре абсолютно переписал фигуру.

Репину удалось разместить на огромном холсте 60 фигур. Делами музея ведала Академия художеств СССР, которой Репин и завещал усадьбу. Гости не спеша распаковывают привезенные ими покупки. Только хозяйке едва исполнилось три. Девочка позировала из рук вон плохо: дергалась и безобразничала. Один из прудов был засыпан. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни. Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии. ». О том, как игриво и франтовато-кокетливо машет щеголь дьякон кадилом и с какой коровьей покорностью шагают скудоумные, тощие странницы и как монументально-увесисто шествует рядом с иконой «мясомордый», разопрелый кулак и какая важная и в то же время смиренно-подобострастная, семенящая походка у двух богомолок, которые благоговейно несут пустой деревянный футляр от иконы и какой раздувшейся вошью выступает во всей своей славе коротконогая и потная помещица, — обо всем этом с такой же выразительностью мог бы написать лишь один человек: Лев Толстой.

Ведь Мусоргский — один из самых крупных русских музыкантов. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. Хотя требовательный к себе художник и говорил, что картина «не задалась», все же при оформлении музыкальных спектаклей на тему Садко сценографы при создании декораций будут опираться именно на репинское видение подводного царства. Сама же картина неизвестна широкому зрителю — в 1919 году после многочисленных переделок (Репин менял композицию, переписывал фигуры) она оказалась в одной из частных коллекций в Швеции. Репин издали тревожно прислушивался к этому телефонному шуму и когда Наталье Борисовне удалось наконец получить от редакции «Русского слова» подтверждение утренних сведений, тотчас же ушел собираться в дорогу, все такой же внешне спокойный и бодрый. Как закончил картину, предложил Аимжамал ехать учиться в Москву, но не пустила мать. Какая трудная вещь — кончить картину.

Никому из нас всех не сделать того, что делает теперь он»43. Зато всякая обывательская болтовня о болезнях и дрязгах, о квартирах, покупках и тряпках была для него так отвратительна, что он больше пяти минут не выдерживал, сердито вынимал из жилетного кармана часы (на цепочке, старинные, с крышкой) и, заявив, что у него неотложное дело, убегал без оглядки домой, несмотря на все протесты и просьбы собравшихся. В строках проскальзывает недовольство. Небо, вода, песок — и одиннадцать людей, труд которых ценится ниже лошадиного и, конечно, паровой тяги (вдали, на горизонте, был виден дымок парохода). Наталья Нордман была своеобразной женщиной. Одних только этюдов к «Запорожцам» было у Репина несколько сот и мне чудилось, что в них даже штрих украинский: мягкий, музыкальный, лиричный.

В такой неунывающей компании, с улыбкой благодарности судьбе подходил художник к финалу. Именно он сопровождал отправленную в Москву картину «Нищая» и сделал всё, чтоб она вернулась обратно в Иркутск: ведь из Москвы картину отпускать не хотели, готовили документы о переводе произведения из фондов Иркутского музея в Третьяковскую галерею и даже предлагали за неё конкретные произведения. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.

Казалось, он всю жизнь провел в состоянии увлеченной влюбленности в человека и, движимый ею искал и находил в каждой модели неповторимо-индивидуальное своеобразие, бесконечное богатство психологии, характера, внутреннего мира. Кругом все умерло. Но моя старая привязанность к виновнику этой тени брала верх», — писала свидетельница непростых отношений супругов Репиных. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Но и это не повлияло на Репина и, хотя он очень любил переделывать свои композиции, дополнять их исправлять, «кочевряжить», в этой картине он не изменил ни единой черты, так как и здесь, как везде, следовал собственному своему убеждению, даже наперекор самым авторитетным ценителям.

Тогда, Фатьянов (на тот момент он был директором Иркутского музея), обманом выманил этюд у реставраторов Третьяковки и тайно увёз его обратно в Иркутск. А пока «Когда же художник Иван Макаров отпустит погулять. » До светской жизни еще расти и расти. Особенно ценил он «Что делать. » и знал оттуда несколько страниц наизусть, главным образом «Третий сон Веры Павловны». В те годы проходили громкие процессы землевольцев, народовольцев, террористов, то и дело появлялись сообщения о новых покушениях на царя, губернаторов, жандармских генералов, о судебных процессах и жестоких приговорах, побегах с каторги, самоубийствах, смертных казнях, отказах осужденных от последней исповеди и причастия.

Картина потрясла всех — и друзей и недругов художника. В доме повсюду висели плакаты: «Не ждите прислугу, её нет» или «Всё делайте сами» и прочие. Все нарисовано безукоризненно, выписано тонко. Однако мастер сумел разглядеть за всем этим тонкую душу и истинное положение вещей.

Но 7 сентября к нам пришла старшая сестра художника Ивана Альбертовича Пуни (я забыл ее имя), она добровольно отправлялась на фронт в качестве сестры милосердия. Нордман повторно уехала в Италию, а потом в Швейцарию. На почти квадратном, сравнительно небольшом холсте художник сгруппировал своих героев.

Эта встреча положила начало знаменитым репинским «средам», которыми прославились «Пенаты». Когда в 1914 году пробурили артезианский колодец, он стал питать пруды чистой водой. Ах, что за вещь.

Но вскоре в его письмах друзьям появились упоминания о «давно задуманных картинах из самой животрепещущей действительности, окружающей нас, понятной нам и волнующей нас более всех прошлых событий». Приблизились. Он закончил «Крестный ход в дубовом лесу», написал коллективный портрет финских художников, музыкантов и писателей, несколько картин на евангельские сюжеты.

Картина стала называться «Пушкин на набережной Невы. Посвящалась картина памяти любимого композитора Репина — Модеста Мусоргского. Знаменитые среды, которые она завела в его доме, внесли в его жизнь порядок, давая возможность сосредоточенно работать во все прочие дни и не бояться никаких посетителей (ибо к среде приурочивались также и деловые свидания). — Мадмуазель Нордман сняла со всех нас множество фотографий (она большая мастерица), мы обедали и очень парадно, в 8-угольной стеклянной огромной клетке, которую Репин пристроил к даче, как мастерскую plein-air, вечером ходили на большие песчаные горы над морем, откуда он писал «Какой простор» — красивые места. » Фотографии, о которых писал Стасов, сохранились.

В 1887 году Репин приступил к работе над вторым и окончательным вариантом «Запорожцев». Он всегда охотно писал портреты артистов, художников, музыкантов и писателей. Писала она также и пьесы. Быть может именно в подобных ситуациях Репин проявлял лучшие качества своего таланта. Картину приобрел Александр III. Репин зарисовывал гостей. «Будем судить за форму, за художественность, это понятно нам, жрецам, гастрономам всякого рода, до соловьиных языков, голых задов и прочих даров неисчерпаемой богатством природы, но не будем же уже так нагло относиться к проявлениям разума в жизни, ведь это и есть тот святой дух, который нас ведет к чему-то высшему»35.

Недаром про них Гоголь писал, все это правда. На образовавшемся участке разбили огород. Работа над этой картиной продолжалась несколько лет. «День прошел — чудесно. В 1948 году директор Иркутского художественного музея привёз «Нищую» на выставку в Третьяковскую галерею.

Когда она восстала, например, против шуб и мехов, составлявших, как она выражалась, «привилегию зажиточных классов», она в самый лютый мороз облеклась в какое-то худое пальтишко, подбитое сосновыми стружками и уверяла, что ей гораздо теплее, чем нам, закутанным в «шкуры зверей»: ведь дают же стружки тепло, когда мы сжигаем их в печке. Конечно, я не предвидел тогда, что этих «пенок» искусства окажется такое количество. При мне академик Бехтерев излагал в «Пенатах» теорию гипнотизма и нужно было видеть, с каким упоением слушал его лекцию Репин. Еще в молодости Репин с презрением писал Стасову о «затхлых рутинерах», которые ценят великих мастеров только за их виртуозность.

Сад «Пенатов» тоже стал достопримечательностью и бывавшие здесь гости связывали его с творческой индивидуальностью Репина. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В столетнюю годовщину рождения Гоголя Репин написал трагическое полотно, на котором изобразил писателя сжигающим рукопись второго тома «Мертвых душ» («Самосожжение Гоголя» в 1909 году). Среди русской интеллигенции были популярны репинские «среды», особенно весело проходили они на Рождество. Правительственный заказ на эту огромную картину Репин принял в апреле 1901 года с условием, что каждый из сановников будет позировать ему персонально (в настоящее время известно 48 портретных этюдов к картине). Его любимым блюдом был, по словам Чуковского, картофель с подсолнечным маслом.

Работу он начал секретно от всех. Уже наступили сумерки. О том, как зародился замысел «Бурлаков», художник рассказывал в своих воспоминаниях. В то же лето у того же колодца он чуть не изгнал из «Пенатов» одну назойливую и скудоумную женщину, которая привела к нему своего семилетнего сына в качестве жаждущего его похвал вундеркинда. В «Пенатах» он снова писал начатую еще в 1870-х годах картину «Крестный ход в дубовом лесу», написал новые варианты картин «Иван Грозный и сын Иван» («Сыноубийца» в 1909 году) и «Дуэль» («Поединок» в 1913 году).

В 1936 году Иркутский художественный музей выпустил каталог собрания, где была указана и «Нищая» Репина. Повесишь эту бумажную импровизацию на стену — и в комнате становится весело. Здесь Репина застали трагические события 1905 года.

Менялись настроения Репина, менялся и его «Пушкин». В это время и увиделся с Мусоргским Репин. На все обращенные к нему письма (от кого бы то ни было) Репин считал своим долгом ответить, тратя на это по нескольку часов каждый день.

Репину нравилось, что Маяковский много рисовал. Репин в это самое время сделал несколько набросков на отдельных листках — один с Николая Евреинова, другой с меня (читающего книгу) и с писателя Юлия Волина, который вышел у него необыкновенно похож, не только внешностью, но и самой сутью характера. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи.

Отброшена и забыта кукла, недосуг позировать часами. Конечно, с Мусоргского снято было в прежние годы несколько хороших фотографических портретов, но что такое фотография в сравнении с таким созданием, как портрет, деланный рукой высокого художника. Девочка-рыбачка» в музей города Иркутска. Свое состояние художник так описал в письме к В. В. Стасову: «До сих пор не мог ответить Вам, Владимир Васильевич, а всему виноваты «Запорожцы», ну и народец же. Думаешь, умрешь и все останется недомалеванным».

Постепенно Илья привык к её обществу и тосковал, когда они подолгу не виделись. Ведь «кроткою улыбкой увяданья» у этой женщины светит не только лицо такая же улыбка сказалась и в том, как она держит свои безвольные руки и как обвисли волосы у нее за спиной. Однако мастер сумел разглядеть за всем этим тонкую душу и истинное положение вещей.

В том же году Илья Ефимович ушел от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. И все Вас вспоминаю. ) Помните лекции. Сельская девочка, ставшая лицом целой страны. Каждый персонаж переживает что-то своё. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. В красной косынке с книжками в руке — Аимжамал Огобаева.

Большие валуны, каких много на здешних полях, в лесу и на берегу, уложенные в живописные группы, стали украшением сада. Положение обязывает. Вскоре на картину началась настоящая охота. Из-под репинского карандаша возникла группа смеющихся казаков: лукаво усмехался писарь, стриженный «под горшок», за его спиной — атаман Серко, рядом казак с протянутой рукой, а чуть дальше «Тарас Бульба», грохочущий во всю свою богатырскую силу. А начальник станции Бромс (или Брумс), наделенный от природы такой напыщенной важностью, которая присуща лишь тупицам, разговаривал с ним даже чуть-чуть свысока и все это казалось мне очень обидным. Но хотя Илья Ефимович уже издавна привык разговаривать (иногда без умолку) во время писания портретов, хотя эти разговоры ни на минуту не отрывали его от самого напряженного творчества, от разрешения встающих перед ним живописных задач, я заметил, что они с каждым годом все больше затрудняют его и отнимают у него все больше энергии и потому старался по возможности брать на себя всю разговорную часть: с Бехтеревым говорил о гипнотизме, с Битнером о «Вестнике знания», с Яворской о Киеве, о Ростане, о театральных новинках. Домашних своего постепенно разраставшегося семейства художник зарисовывал.

Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками (при мне он работал не раз то с Еленой Киселевой, то с Кустодиевым, то с Бродским, то с Паоло Трубецким). В 1873 году Репин завершил работу над картиной «Бурлаки на Волге». Этюд «Нищая» искусствоведы всего мира признают лучшей работой молодого Ильи Репина. К 1910 году образ поэта принял трагический оттенок. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. Репин любил эту атмосферу идейных интересов и волнений, она была с юности привычна ему». Среди многочисленных фотографий, запечатлевших репинских гостей в его доме, есть снимок, где зрители видят молодого Владимира Маяковского, стоящего рядом с Чуковским в столовой «Пенатов».

Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. Конец 1880-х годов — тяжелые годы для Репина. У пенатского дома своя судьба, в которой были и расцвет и гибель и возрождение. Но напрасно мечтал он вернуть ему первозданную свежесть: эта свежесть оказалась, по его выражению, «невозвратной, как молодость». К подобной теме, позволявшей развернуть галерею типов русской деревни, не раз обращались художники, однако Репин поднял ее до уровня исторической масштабности.

В 1910 году — «Интимные страницы». Общественная деятельность Натальи Нордман была суматошной. Художник Семен Чуйков родился и вырос в Киргизии. Я не помню случая, когда бы он уезжал на концерт или в гости без нее. Когда художник твой папа — и церемониться не стоит.

Илья Репин, студент Академии художеств, работал над конкурсной картиной на библейский сюжет «Иов и его друзья». Чертовский народ. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне Вот, вот, кажется, настукал И вдруг все рухнет в сторону и клад опять провалился» — так писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова: «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба» В 1925 году: «А «Пушкин» все еще не кончен».

Картина эта — «Казнь Чернышевского». Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Нельзя не написать о портретном творчестве Ильи Репина.

Изображены были запорожцы, пляшущие гопак. Во втором наброске лицо Стасова дано художником почти в профиль. К этому циклу относилась картина «Отказ от исповеди», «Сходка» и «Не ждали». Перед ним тюремный священник с крестом в руках. Таким образом, они получали крохи, позволяющие хоть как-то прожить.

Последняя картина простояла у художника в работе более тридцати лет. Несмотря на свое вынужденное затворничество в «Пенатах» после 1918 года, Репин не оставлял работы в мастерской и спасеньем его ото всех бед была живопись. И в другом месте снова подчеркивал, что его сугубый реализм составляет в нем, так сказать, «наследственность простонародности», отмечая тем самым демократическую сущность своего реализма.

Что поделать — дворянские корни. Стол был двухъярусный, с поворачивающейся центральной частью. 1835 год». С 24 июня 1962 года репинский дом зажил новой жизнью. Ни звука ни от кого». В «Пенатах» сохранились подготовительные работы к картине: маленький эскиз, этюд крестящегося в запорожской бурке, а также несколько превосходных рисунков отдельных персонажей.

Помню только, что она объявила себя поклонницей футуристической живописи и что вместо юбки были на ней шаровары, для ношения которых в то время «девушке из хорошего дома» нужна была незаурядная смелость. Репин создал её скульптурный портрет, красивый по лепке, тонко прочувствованный. Как мог он так близко подойти к святая святых язычества. Горького он изобразил читающим только что написанную драму «Дети солнца», а рядом с ним слушающих В. Стасова и Н. Гарина-Михайловского. В газетах быт Репиных описывался с комическим ужасом.

И. Страстно любил разговоры на литературные и научные темы. Приехавшие в 1926 году к Репину художники из Советской России во главе с Иосифом Бродским единодушно отметили необычность композиционного решения и живописную выразительность новой картины Репина «Голгофа». Можно было догадаться по их лицам, что они уже давно поджидают его. «Пенаты» в начале века были счастливым местом общения самых разных людей. Очень скоро развился туберкулёз.

Только этим я и могу объяснить, что начиная с зимы 1908 — 1909 года он стал все чаще и чаще бывать у меня (вместе со своей женою Натальей Борисовной) и нередко проводил на моей маленькой даче все свои воскресные досуги. Фотограф К. К. Булла не упустил случая снять всех. Некоторые мостики сложены из дикого камня. Уже по тому изумлению, с которым он встречал меня в позднейшие годы, всякий раз, когда я приходил возвращать ему долг (а я выплачивал свой, долг по частям), можно было видеть, что, покупая мне дачу, он и не ждал возвращения затраченных денег.

Какой это труд. Он умер в «Пенатах» 29 сентября 1930 года. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Кроме того, он не раз повторял, что одной из своих наиболее блестящих удач — композицией «Государственного совета» — он всецело обязан Наталье Борисовне: она приняла к сердцу те трудности, которые он встретил при написании этой картины и помогла ему своими советами, а также сделанными ею фотоснимками.

И эскиз и картина были написаны. «Запорожцы» стали для Репина большим, чем обычной очередной картиной. Наталья Нордман была адмиральской дочерью, она происходила из обрусевшего шведского рода. Когда он писал свою картину «Пушкин читает «Воспоминания в Царском Селе», он для одной только фигуры Державина проштудировал и двухтомную гротовскую «Жизнь Державина» и обширные «Записки» поэта и многотомное собрание его сочинений. От картин исходил дух покоя и мира, домашнего уюта, семейного счастья. А девичья жизнь идет и мир для девочки с косичками и бантами, конечно, за окном.

Сколько персонажей в его картине «Крестный ход» и хотя все они сбиты в густую толпу, которая ползет по раскаленной дороге, укутанная дымовою завесою пыли, здесь нет ни одного человека, который и походкой и прической и одеждой и жестом не выражал бы самого существа своей личности и в то же время не служил бы выразителем главной идеи картины. На его создание художник потратил мало времени, настолько горел идеей. Когда, например, ему стало известно, что Стасов резко осудил его картину «Царевна Софья» и что критик считает ошибочным путь, приведший Репина к созданию этой картины, Репин с гневом восстал против его приговора и, обычно такой мягкий, уступчивый, здесь не сделал ни малейшей уступки и не выразил никаких «сокрушений».

Однако Репин не оставил и первоначального своего замысла. Через протоки прудов и канавы перекинуты деревянные мостики с перилами. Мать в разговоре со мной объявила его «будущим Репиным». Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Конечно, я не тронул главного, что составляет суть картины, — это-то есть. Тогда, Фатьянов (на тот момент он был директором Иркутского музея), обманом выманил этюд у реставраторов Третьяковки и тайно увёз его обратно в Иркутск. В 1940 году в доме Репина Академией художеств был открыт мемориальный музей.

Илья Ефимович торопливо подходит к своим тяжеловесным гостям. Жил в Италии и Франции (1873—1876). В ту зиму я жил уже несколько ближе к «Пенатам». Он всегда был страшно любопытен ко всяким произведениям искусства. Вегетарианство в «Пенатах» было то строгим, то смягченным и лишь в 1918 году, когда стало очень трудно с продуктами, Репин перешел на обычную пищу.

Под венец молодые пошли 11 февраля 1872 года и с браком прервалась учебы девушки. В портрете «Дамы в красном тюрбане», написанном Репиным в 1906 году уже чувствуется начинающееся проявление болезни мастера – отказывала правая рука и художник переучивался писать левой. Репин познакомил Горького со Стасовым. Возлюбленная была на девятнадцать лет моложе Ильи Ефимовича. Фотографии донесли до потомков по крайней мере семь-восемь разных изображений. Дорожки в парке тоже мостили мелкими камешками с моря.

К красоте формы он был необыкновенно чувствителен. Они нередко бывали в «Пенатах», богатые петербургские жители, владельцы домов и заводов, занимавшиеся коллекционерством картин. Художник Грабарь так откликнулся на это произведение: «Блестящая по мастерству, свежая и сочная, она принадлежала к лучшим пейзажным мотивам, когда-либо написанным Репиным». Здесь, уже на русской земле, он написал замечательную картину «На дерновой скамье», представлявшую собой групповой портрет в пейзаже. Для постановки этих пьес Илья Ефимович приобрел на станции Оллила здание дачного театра — в сущности, обширный деревянный сарай, который Наталья Борисовна назвала «Прометей»88.

Она часто бывала в «Пенатах» и оказывала Репину, его дочери и Наталье Борисовне Нордман много добрососедских услуг, так что Репин чувствовал себя чрезвычайно обязанным ей и решил из благодарности написать ее акварельный портрет. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым.

Что поделать — дворянские корни. Работаю иногда просто до упаду очень устаю». По желанию хозяйки здесь была устроена мастерская, выходившая в парк.

Летом 1890 года Репин писал одному из своих друзей: «Работал над общей гармонией картины. Сходство черт лица и выражение были поразительны. В 1910 году по заказу лицейского общества Репин приступил к работе над картиной «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». Личность Стасова имела огромное значение для художника, Репин очень дорожил их дружбой, письма художника к критику наполнены безмерным уважением, особенной доверительностью, Репин отмечал и ценил способность Стасова как критика «верно определить врожденных талантов (каковых на земле везде весьма немного) от искусственно воспитанных (каковых неисчислимое множество)». Девочка-подросток казалась Репину очень близким, родственным его душе человеком.

В 1948 году директор Иркутского художественного музея привёз «Нищую» на выставку в Третьяковскую галерею. Путешественников расспрашивал об их путешествиях, хирургов — об их операциях. Помимо работы над новыми произведениями Репин часто возвращался к старым сюжетам. На его создание художник потратил мало времени, настолько горел идеей.

«Перечитываю Короленко, – писал он мне на восемьдесят третьем году своей жизни. В последующие годы Пушкин на репинском холсте постоянно менялся. И все же, если бы я изобразил Репина только таким, я сказал бы о нем большую неправду. В полной мере сохраняя присущую его дарованию чувственно осязаемую конкретность и индивидуальность каждого персонажа, он как бы воссоздал образ всей России: надутая дворянской спесью барыня с чудотворной иконой, полицейские верхом — стражи порядка, купцы-толстосумы, благоденствующие дородные священнослужители, мещаночки, умильно несущие футляр от иконы, степенные кулаки-бородачи, сотские, теснящие палками толпу бедняков, калек, убогих Каждый из них — личность, яркий рельефный характер и все вместе образовывали главного героя картины — многоголосый и многоликий образ русской деревни той поры, всего русского общества.

Смех казаков, веселый и издевательский, становился многозначительным грозным смехом запорожской вольницы. Гораздо сложнее протекала работа над другим «пушкинским» холстом, который остался в «Пенатах» и стоит на мольберте в мастерской. Все это время он держался со мной и моими домашними до такой степени просто и дружественно и мы так привыкли к нему, что мало-помалу совсем перестали ощущать его исторической личностью и он сделался для нас «Ильей Ефимычем», желанным гостем, любимым соседом.

В этот же период Илья Репин написал свою первую картину на революционную тему — «Под жандармским конвоем». Только хозяйке едва исполнилось три. Звали его Эдя Рубинштейн. Часто и в «Пенатах» собирались чисто литературные «среды». «Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Репин встречал его очень радушно, даже как будто заискивающе и после первого же сеанса горячо одобрял его живопись, но Юрий Ильич выслушивал его в угрюмом молчании, не глядя ему в лицо и норовил воспользоваться любой возможностью, чтобы ускользнуть из «Пенатов» и скрыться от отцовского глаза.

В 1901 году вышла в свет ее повесть «Эта» с иллюстрациями Ильи Ефимовича. Репин.

Вообще его бурная восторженность изумляла меня с первых же дней. На многих её снимках художник был запечатлён в разных видах. Портрет нищей девочки был написан на пленэре в один сеанс. В 1899 году Репин сочетался вторым браком с Натальей Борисовной Нордман-Северовой.

На выставках в Чикаго, Будапеште, Мюнхене, Стокгольме «Запорожцы» пользовались неизменным успехом. Не было бы ничего удивительного, если бы он нюхал табак из «табатерки» Михаила Погодина и оказался приятелем Нестора Кукольника или барона Брамбеуса. Много раз я слышал от него, что, когда он писал «Дочь Иаира», он просил своего брата играть ему целыми часами на флейте и, по его выражению, флейта была в полной гармонии с композицией и колоритом этой ранней картины. Облик Веры Алексеевны был полон изящества. В конце 1870-х годов Репин много работал над портретами и картинами «Проводы новобранца» и «Крестный ход в дубовом лесу». Полотно написано с натуры.

Двадцать лет он мучился над нею, написал по крайней мере сотню Пушкиных — то с одним поворотом головы, то с другим, то над вечерней рекой, то над утренней то в одном сюртуке, то в другом, то с элегической, то с патетической улыбкой, — и чувствовалось, что впереди у него еще многие годы работы над этой «незадавшейся» картиной. Репин так больше и не вернулся в Россию. Зимняя Куоккала была совсем не похожа на летнюю. Похоронен Илья Репин в парке усадьбы, который был создан его руками и по его замыслам. Тут же Репин написал бивачный костер и фигуры перепрыгивающих через огонь. Репину удалось передать даже мельчайшие детали нищенской одежды девчушки. Гостям за столом не прислуживали, никто, кроме хозяина, не подавал им пальто.

В тот год он много общался с непосредственными участниками событий и, прежде всего с Алексеем Горьким, которому после освобождения из Петропавловской крепости разрешено было вновь поселиться в Куоккале. «Я родился военным поселянином. В сложном сопоставлении красных, золотистых и зеленых одежд, белых рубах, бархатных и овчинных шапок, темно-бронзовых и багровых лиц с черными и седыми усами художник сумел найти единственно верное решение. Бедные французские девочки зачастую позировали различным творцам за плату. В толпе он постоянно стушевывался.

Отдохнув, он создал в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры — «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. В основном композиция и главные персонажи — Серко, писарь, «Тарас Бульба», казак с протянутой рукой, сидящий слева запорожец в рубахе и некоторые другие — остаются те же, что и в карандашном наброске. Он написал картину на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». В 1880 году Репин был весь поглощен работой над «Запорожцами».

И писал уже в преклонных годах: «Недавно в письмах Чернышевского мне представился весь действительный ужас заживо погребенного русского гения». Обычное лицо, каких тысячи, простота и сдержанность. И пока юная дама научилась принимать светский вид лишь благодаря кисти художника. «Не «этюд», а картина, с кружками в глазах от солнца — писалась мною все лето в Здравневе, забыл в котором году. Несколько раз я бывал с ним в Москве, в Выборге, в Хельсинки, в Ваммельсуу (у Леонида Андреева) и всякий раз он возвращался домой раньше, чем предполагалось вначале.

Первый карандашный портрет дочки Борис Кустодиев написал, когда ей было четыре часа. Помимо научной ценности каждого из исследований в отдельности, помимо исключительной содержательности переписки, все литературное наследие И. Э. Грабаря — это интереснейшая страница истории русской культуры. За несколько недель напряженного труда Репин значительно подвинул вперед картину.

И вот счастье поблагоприятствовало портрету: в начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, когда он посвежел, приободрился, повеселел, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных произведениях. Это письмо запорожцев Репин знал с детства, списки его были широко распространены на Украине. Портрет получился сложным, глубоким, очень завершенным. У меня в это время сидели режиссер Н. Н. Евреинов и художник Юрий Анненков.

Словно репетиция к приему гостей. Pеnsion – обеспечение) поездки Ильи Репина от Императорской Академии художеств. Сохранилось много фотографий круглого репинского стола. Так, А. И. Куприн в 1920 году вспоминал события пятнадцатилетней давности, когда ему довелось наблюдать работу Репина над портретом М. Ф. Андреевой: «Палитра у Вас лежала на полу (это было в стеклянном павильоне) Вы придерживали ее ногой, когда нагибались, чтобы взять кистью краску отходили, всматривались, приближались, склоняли голову и слегка туловище, с кистью то поднятой вверх, то устремленной вперед, писали и быстро поворачивались и все это было так естественно, невольно, само собой, что я видел, что до нас, посторонних зрителей Вашего дела, Вам никакого интереса не было: мы не существовали. Я сопровождал его до станции Оллила и оттуда в поезде до Питера. В соответствии с замыслом он писал свою картину как поэму о вольности народа.

Участок пришлось осушать, для этого в будущем парке было вырыто пять прудов. А. С. В этой «секретной» была очень любопытная дверь, которая сохранялась до 1907 года. Но девочка словно живет в атмосфере летнего светлого дня». Еще и в 1930 году Репин пытался переделывать Пушкина. Давно проросли новыми стенами старые камни фундамента, стали на прежние места сохраненные старые вещи. После очередного увлечения Ильи Ефимовича жена потребовала разрыва отношений.

В 1948 году директор Иркутского художественного музея привёз «Нищую» на выставку в Третьяковскую галерею. Появлялись полотна уставшей к вечеру молодой мамы, на миг присевшей отдохнуть в кресле, портрет черноволосой «парижанки» Наденьки, разметавшейся во сне по белоснежной подушке. Правда, Репин в своих воспоминаниях пишет, что в присутствии Льва Николаевича он, «как загипнотизированный», мог «только подчиняться его воле» и что всякое положение, высказываемое Львом Николаевичем, казалось ему в ту минуту бесспорным, — среди близких Толстому людей не было другого человека, который так страстно и упорно боролся бы с толстовским аскетизмом, толстовским непротивлением злу, толстовским утилитарным подходом к искусству. Повелеваю вам, чтоб есте добровольно поддались нам со всеми людьми».

Это были начатые уже художником картины «Крестный ход в Курской губернии», «Арест пропагандиста», «Не ждали» и «Отказ от исповеди перед смертной казнью». По сравнению с первым эскизом в большую картину Репин внес некоторые изменения. Это не покажется странным, если знать, что картина писалась с 1904-го по 1908-й годы.

Среди завсегдатаев «странного» дома ходили шутки по поводу оригинальных блюд, создаваемых по воле Натальи Борисовны. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Впоследствии он горько сожалел, что его замысел остался неосуществленным.

Репин ее соскабливал и писал тут же другой вариант. Он тоже поселился в Куоккале, на «Вилле Линтула», примерно в двух километрах от «Пенатов». Кроме общедоступной большой мастерской, занимавшей весь второй этаж его «Пенатов», была еще одна мастерская, «секретная» и, проработав пять или шесть часов кряду в одной, он шел без всякой передышки в другую, к новым, «засекреченным» холстам. Художник был очень рад приезду Бродского, в недавнем прошлом своего ученика. Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. Словно репетиция к приему гостей. Биограф живописца Софья Пророкова писала: «Никто точно не скажет, когда в доме поселился раздор, но виноваты в нём были одинаково оба.

Чтение Маяковского, С. Городецкого, Горького, пение Скитальца и др. «Гопак» стал третьей картиной изображающей так полюбившихся художнику «лыцарей духа», как они сами себя называли. Может быть, потому к Репину так любили приезжать люди молодые — литераторы, художники, что в «Пенатах» они могли услышать всегда непосредственный и искренний отклик на все, что их волновало. В сущности, это была не злая и не глупая женщина. В Италии Репин почти ничего не пишет, как будто набираясь сил перед созданием картины «Садко» и «Итальянка», вероятно, написана им по воспоминаниям от итальянского путешествия и встреч с жителями итальянских городов.

Однако характер предполагаемого издания менялся на протяжении довольно долгого времени, пока И. Э. Грабарь не пришел к созданию того жанра творческой биографии и вместе с тем углубленного историко-культурного исследования, каким явилась двухтомная монография «И. Репиным были представлены все оттенки человеческих переживаний — от лихой удали до тихого отчаяния. В мастерской собирались многочисленные друзья Репиных. Однако новые интересы, а вернее, уже начатые ранее полотна («Крестный ход в Курской губернии», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди») постепенно отодвигали «Запорожцев» на второй план. В назначенное время Илья Ефимович приехал на выставку.

Первая семья Репина по своей некультурности проявляла мало интереса к его творчеству, а Наталья Борисовна уже с 1901 года стала собирать всю литературу о нем, составила ценнейшие альбомы с газетными вырезками о каждой его картине. Было это в 1868 году. Все современное было враждебно ему. Репин представил запорожских казаков в момент ожидания близкой смерти, когда, возвращаясь после набега на турецкие берега, они были застигнуты в Черном море сильнейшей бурей. В этот яркий июльский день, когда, переходя из аллеи в аллею, вдоволь насладившись и белыми китайскими розами и флоксами и зарослями оранжевых лилий, постояв у тихого пруда, на берегу которого вечно играли в индейцев его насупленные внуки Гай и Дий, одетые как девочки (с косичками. ), он приблизился наконец к гордости своего сада — к абиссинскому колодцу из глубины колодца ночью и днем била ледяная вода.

Это пожалуй интереснее и плодотворнее». «Святое недовольство» собою далеко не всегда угнетало его вообще он был человек очень сложный, в нем легко уживались противоречивые качества и наряду с приступами мучительного неверия в свое дарование, наряду с этой упорной и раз навсегда усвоенной скромностью было в Репине где-то под спудом иное — глубоко затаенное гордое чувство ибо не мог же он — наедине с собою, так сказать, в тайнике души — не сознавать всей огромности той исторической роли, которая сыграна им в русском национальном искусстве. Тема и сюжет картины, ее основные персонажи остались те же, что и в эскизе. И пока юная дама научилась принимать светский вид лишь благодаря кисти художника. Лицо у него было неподвижное, мертвенно-бледное, выражавшее какую-то напряженную думу.

Нас же не перестают восхищать внимательность и такт, с которыми Репин преобразовал бросовую землю, не нарушив ни в чем природного равновесия. — писал Стасов брату. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). Репин вспоминал позже, как бывали здесь С. Скиталец, И. Рукавишников и А. Куприн. На него надвигались две мировые войны и величайшая в мире революция, а он пытался отгородиться от этого неотвратимого будущего идиллическим своим «Самоваром», стихами своего боготворимого Фета, бисерными кошельками, старинными оборотами стилизованной речи.

Ее приобрел для своего собрания один из великих князей. Тогда же он написал портреты Л. Андреева, жены Горького М. Андреевой, В. В. Стасова. Вдобавок ко всему стояла чудесная погода и большая, с высокими окнами комната, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом. Каждый уголок парка был как-нибудь назван, но названия быстро менялись.

Мы только что видели немало примеров того, что эта «титаническая гордость» была у него действительно «тайной», глубоко запрятанной и только в особых случаях, как теперь в Третьяковке, становилась на мгновение явной. Этюд к картине «Садко», на котором изображены диковинные морские создания – это один из подарков Иркутскому художественному музею московского коллекционера Юлия Невзорова в 1965 году. «нищая» изображающая девочку с рыбацкими сетями в руках, написана Репиным в 1874 году во французском городе Вёль, куда он отправился сразу после окончания Петербуржской академии искусств. Открылась в Петербурге выставка «левых» иностранных художников под названием «Салон Издебского». О боже, зачем же они такие грязные, оборванные.

Это вовсе не значит, что в оценке картин он руководствовался лишь их содержанием. Художник не выдумал своего героя. Рисунок исполнен папиросным окурком.

«Дочь советской Киргизии» все же увидела мир — облетев весь свет на почтовой марке. Самое заглавие этой книги воспринималось в ту пору как бунт. Он был не в восторге от современного искусства. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. И снова дикий местный камень становился и фундаментом и ступеньками. А девичья жизнь идет и мир для девочки с косичками и бантами, конечно, за окном. Но все это позже.

Репин любил эту атмосферу идейных интересов и волнений, она была с юности привычна ему. Художник дал блестящее по силе обобщения изображение правящей верхушки России. Против этой выспренной поэтики символистских заглавий по-своему протестовали тогда футуристы, дававшие своим книгам такие названия, как «Дохлая луна», «Засахаре кры» и пр. Вглядываясь в эти чернильные пятна, сделанные размякшим и разбухшим окурком, я всегда восхищался их изощренной тональностью ибо одной из сильнейших сторон репинской техники мне всегда представлялась та точность, с которой художник фиксировал «световые градации цвета, в зависимости от его положения в пространстве»48. – Какая гениальная вещь его «Тени».

«Бурлаки» были показаны на всемирной выставке в Вене и принесли художнику европейскую известность. Чтобы стать женой стареющего Репина, Наталья порвала со своей семьёй. Она читала мне отрывки из своего дневника, посвященные главным образом Репину и его окружению (1903-1909) и я был удивлен ее талантливостью: столько здесь было зоркого и меткого юмора, столько свежей женской наблюдательности. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Это чудо прислал мне Дмитрий Иванович Яворницкий «Две поездки в Запорожскую Сечь Яценка-Зеленского, монаха Полтавского монастыря, в 1750-1751 годах».

Берега прудов укреплены булыжником, у воды выросли ивы. Позже его приобрел Сукачёв. Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось». После того, например, как он написал «Запорожцев», на всю жизнь сохранились у него самые подробные сведения о повседневном быте украинской Сечи и величайший авторитет в этой области, профессор Д. И. Яворницкий не раз утверждал, что за время писания своих «Запорожцев» Репин приобрел столько знаний по истории украинского «лыцарства», что он, Яворницкий, уже ничего нового не может ему сообщить. Он постоянно говорил и писал: «Завтра я приду к вам в Чукоккалу» или «У вас в Чукоккале» и т. д. Около этого времени у Ильи Ефимовича сильно заболела рука и я стал по воскресеньям прятать от него перья и карандаши, чтобы он не утомлял больную руку.