Репин Портрет Толстого
«портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя. Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом – и акварелью и пером и карандашом кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. Но к созданию образа Толстого Репин еще долго не приступал, он все изучал Льва Николаевича, присматривался к нему и лишь в 1887 году написал первый портрет писателя. «портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать.
Так вот, за два года до скандальной выставки И. Е. Репин выставил у передвижников портрет Л. Н. Толстого, причем изобразил великого писателя босиком.
Русский мир в портретах работы Ильи Репина
Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Цвета полотна очень сдержанны. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
В воспоминаниях жены Толстого Софьи Андреевны есть записи о том, как работал Репин в Ясной Поляне: «Все время неутомимо работал, – записала Софья Андреевна. «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер.
Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна
Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. оннаписал два превосходных портрета своихземляков-крестьян («Мужик с дурнымглазом» и «Муshyжичок из робких»). Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. М. Бунакову. Выражение победы духа над страстями». Казалось бы, что могло быть смешнее и ничтожнее этого бородатого чудака (проходившие баба и мужик долго стояли в сторонке, пристально вглядываясь в графа и ирония – мужицкая – «Божьего произволения» – не покидала их).
- Портрет Льва Толстого, Репин, 1887
- Лев Толстой на картинах Ильи Репина
- Описание картины Ильи Репина «Портрет Толстого»
- Портрет Толстого Льва Николаевича
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Нищие, грязные бурлаки в сопоставлении с нарядной толпой дачников (такую сцену Репин увидел однажды во время прогулки по Неве) – ободранные, Первоначальный замысел произведения целиком укладывался в концепцию критического 1860-х реализма годов.
- Лев Николаевич Толстой в живописи
- Сочиненин по картине Репина Портрет Толстого
- Описание картины Репина «Портрет Толстого»
- Портрет Толстого Льва Николаевича – величайшее произведение русской живописи
- Портрет Толстого Репин Описание
- Илья Репин — Портрет Льва Николаевича Толстого, 1887
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Многие художественные произведения были подарены музею старшими детьми Толстого – Сергеем, Ильей и Татьяной. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Картина строга и проста.
Собственно, если б не весенний свет, непрошеным ворвавшийся в комнату (его, судя по трауру старой женщины, фигура которой буквально перечеркивает все остальное, тоже не ждали. ), художнику не удалось бы передать впечатление несломленности, обновления и надежды. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин). К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214.
- Илья Ефимович Репин Портрет Льва Толстого
- Портрет Льва Николаевича Толстого
- Описание картин Репина Льва Толстого
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Картины Ильи Ефимовича Репина в других альбомах
Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Я вижу, что я сначала поступил неправильно, – писал Толстой Н. Н. Страхову 10 ноября 1887. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Сухотиной-Толстой. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
- Воспоминания современников Репина
А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. И, действительно, он работал до упаду. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. С И. Е. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Очень известна работа Н. Н. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок.
Ге 1884 года, на которой классик изображен самозабвенно пишущим: он не позирует, он работает. Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Работ очень много. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. Все кажется неотразимо, как сама истина. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Словно вопрос, который мучает его сейчас, он адресует и ему. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Грабарь широко использует эту переписку. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Сам он, тихий, очень скрытный и в высшей степени трудолюбивый, оставил самое приятное впечатление. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Он создал такие портреты Толстого, которые не были превзойдены никем, хотя Льва Николаевича рисовали крупнейшие русские художники. В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Репина, Н. Н. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. У него самая большая серия портретов писателя.
Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника – «Отдых», «Осенний букет» и др. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Лев Николаевич Толстой, считавший живопись «забавой длябогатых», согласился позировать Крамскому только после его обещания уничтожить портрет, если он непонравится писателю. Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876).
Крамского, И. Е. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Это барельефы и силуэты Ф. П. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Салтанова, И. Я.
Репин считал сам эту картину красивой. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
XIX в. В целом же тематика работ Репина достаточно разнообразна: жизнь российской деревни, революционная борьба исторические полотна, среди которых особенно известны картины «Иван Грозный убивает своего сына», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В этой картине Репинаудачнее, чем у кого бы то ни было, выраженовсе то, к чему стреshyмились егосовременники: и могуshyчее «хоровое»звучание темы. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»). Игумнова, П. И. Гинцбурга, П. П. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
«Не молчать перед правдой царицею». Особенно хорошо известны живописные произведения кисти вышеперечисленных русских художников. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста.
Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Выдающийся подбородок.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит». Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»).
Нагения смахивает». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Выражение победы духа над страстями». Силуэт фигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Этот момент расширяет характеристику образа – глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина изображающая Толстого на пашне идущего за сохой по борозде). Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Чертков, А. К. – И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Но Крамскому удалось убедить писателя. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
«Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны. По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. И. Н.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив».
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив».
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. Толстого. Ге. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Чертовский народ. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Крамской писал Репину: «Л граф Лев Толстой, которого я писал интересный человек, даже удивительный. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей.
Нет. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. «Не молчать перед правдой царицею». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав.
Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Встретила она нас очень любезно и стала говорить о том, что Л. Н. теперь в отличном периоде, бодр и спокоен. Сухотиной-Толстой. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Толстого, брата писателя, тетушек А. И.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал целую галерею портретов Льва Николаевича и маслом и акварелью и пером и карандашом. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни.
Картина строга и проста. ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Третьяков»109. Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий». Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году. Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. История создания такова.
Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света. Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Писатель изображен сидящим в несколько необычном кресле. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Но скажем лишь, что в портрете настолько точно передан сложный внутренний мир великого человека, что портрет этот превысил возможности фотографии, так как на фотографии запечатлен один только момент, а в этом портрете мы видим очень многое: тонкого знатока человеческих душ, проницательного психолога, гениального мыслителя, талантливого писателя. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Америка—Франция—Россия.
Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»).
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Леонид Пастернак много рисовал писателя. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок. Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Очертание всего рта было классически прекрасно.
Пастернака, М. С. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926).
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого.
Он погружён в работу и ничего не замечает. У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу.
Но Крамскому удалось убедить писателя. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь». Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно. Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Простой физический труд он считает оздоровляющим человека и физически и духовно.
Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. Очень много зарисовок ко всем картинам. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Непосредственным поводом для созданиякартины послужило стихотворение«Последняя испоshyведь» Н. М. Минского (Виленкина), Вполне владеязаконами пленерной живописи, напечатанное в нелегальномнародshyническом журнале «Народнаяволя» в октябре 1879 г. В этом драматизиshyрованномстихотворении приговоshyренный к казниреволюционер откаshyзывается от исповедии бросает в лицо священнику гневные игордые слова. Непосредственным поводом для созданиякартины послужило стихотворение«Последняя испоshyведь» Н. М. Минского (Виленкина), напечатанное в нелегальномнародshyническом журнале «Народнаяволя» в октябре 1879 г. В этом драматизиshyрованномстихотворении приговоshyренный к казниреволюционер откаshyзывается от исповедии бросает в лицо священнику гневные игордые слова: Я кафедру создам из эшафотаИ проповедь могучую безмолвно В последнийраз скажу перед толпой. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Очертание всего рта было классически прекрасно. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами. Толстого, Д. Н. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления.
Наша страна богата изображениями великого соотечественника. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
и С. А. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника. – писал Репин Стасову. Л. Н. Толстого».
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ».
–. Я провел сним несколько дней и, признаюсь, был все время ввозбужденном состоянии даже. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору. М. В. В комнате сумрак. Бирюков, Н. Л. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер.
Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. Репин и Н. Н. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Башилова, С. Н. Главный акцент сделан на лице и руках писателя. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Ге, Л. О.
На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда.
Среди них – выдающиеся работы И. Н. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. А 1906 году он нарисовал портрет углем. Кроме того – у них 23 внука.
В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича. Его взгляд самоуверенный ироническая улыбка на лице. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик.
Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг». В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Черткова, М. А. Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом. Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами. Выдающийся подбородок. –. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие. Общение с прежними друзьями было только заочным. Нужно было быть блестящимпсиshyхологом, чтобы суметь выразитьтаshyкое сложное переходное душевноесостояние людей: неуверенные, робкиешаги вернувшегося (он еще не знает, какего примут, простят ли ему причиненныеим страдания), медленное движение матери, приshyвставшей навстречу сыну (онавсеshyгда боялась, что не доживет доэтой минуты и теперь словно бы боитсяповерить счастью). И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона.
Подымать. ну и народец же. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты».
Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Толстой, многочисленные портреты Толстого и его окружения работы дочери писателя Татьяны Львовны, талант которой ценили И. Е. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. По ночам же – до 3-х час. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Черткова, Ю. И. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. И, действительно, он работал до упаду. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Черткова, М. А. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В воспоминаниях Софьи Андреевны Толстой мы находим краткую запись о том, как работал Репин: «Все время неутомимо работал, – записала Софья Андреевна. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. Нет. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Погрязнуть с ними навсегда – жертва.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу». Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Художнику Л. О. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Портрет написан позаказу П. Третьякова.
Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Остен-Сакен, А. А. Репин дважды подавал прошения об отставке. У М. В.
Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Так, когда П. М. Третьяков высказал мнение, что неудобно изображать Толстого за плугом, это, мол, будет похоже на рекламу и что-де с прежних писателей подобных картин не писали, Репин ответил, что он никогда в жизни с этим не согласится: «А что не писали этюдов с натуры с прежних гениев – это очень жаль. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Их надо осветить, пробудить от прозябания. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Стаховичей. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. кто может, пусть следует благородному Прометею.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Весь день поглощена она этим. Оболенский и др. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника.
Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.