Репин Портрет Третьякова
Но самый известный портрет Третьякова был написан И. Е Репиным в 1883 году. Мне показалось символичным, что выставку открывает полотно И. Е. Репина «Портрет П. М. Третьякова». В галерее имеются два портрета П. М Третьякова: 1876 года кисти Крамского и более известный портрет 188 года кисти И. Е Репина. Картина Ильи Репина Портрет П. М. Третьякова: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
В их доме бывали художники, писатели, музыканты, в том числе И. С. Во всех материалах о Третьяковской галерее датой ее основания называется 1856 год – именно тогда П. М. Третьяков приобрел две первые картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Пополнить коллекцию московского собирателя было огромной честью для художников.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Переписка коллекционера картин и художника, которая продолжалась двадцать пять лет, что доказывает их взаимную привязанность и заинтересованность друг в друге. Тонкие, длинные пальцы характеризуют коллекционера как аристократа с утонченной натурой.
Константин Коровин». Достоевского (1872), А. Н. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Русское купечество второй половины XIX века уже не было закрытым сословием, чтившим лишь «Домострой» и Священное писание.
Погодин, а после его смерти – И. С. Художник высоко ценил подвижническую деятельность Третьякова, называя ее"колоссальным, беспримерным подвигом", а самую галерею "чудным памятником". Переписка художника и собирателя, продолжавшаяся двадцать пять лет (18731898), свидетельствует о неизменном уважении и заинтересованности в деятельности другдруга. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Почвенники высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати.
- Портрет Третьякова, Репин, 1883
- Описание картины Ильи Репина «Портрет Третьякова»
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Сочиненин по картине Репина Портрет Третьякова
- Описание картины Репина «Портрет Третьякова»
- Павел Михайлович Третьяков и его галерея
- Портрет Третьякова, РЕПИН, ОБЗОРЫ КАРТИН
- Описание картины Репина Портрет Павла Михайловича Третьякова
«Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации. Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован. Левитана, А. М. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
«Портрета В. М. Илья Репин. Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. Салтыкова-Щедрина.
Эти приобретения положили начало галерее. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Каминский. Клодта. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Строгих правил или канона не существовало. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Современная Третьяковская галерея
- Городская художественная галерея братьев Третьяковых
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Тяжелые багеты висят над его сутулой спиной, примостившейся к мягкойспинке стула. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887). Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. собрание мое, картин русской школы и портретов (выделено автором – Т. Ю. )» 2. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. Павел Михайлович задумчив, спокоен, он глубоко ушел в себя.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. Тургенев, П. И.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. 1883. Холст, масло. Одним из первых был заказан живописный портрет А. С. Он сидит, осторожно облокотившись на мягкую спинку стула. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные. Третьяков долго не соглашался позировать, не хотел, чтобы посетители выставкиузнавали его в лицо. Третьяков высоко ценил талант И. Н. Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей. Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности. Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов.
Лишь в 1873 году И. Н. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Сихры и С. Н. Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Репин изобразил егоушедшим в себя, поглощенным думой. «В 1883 году в Харькове портрет хористки. Поддерживал людей искусства и Савва Мамонтов. Горавскому, В. Г. 16 декабря 1998 года, в день 100-летия со дня смерти П. М. На первые годы падает множество заказов и совместная работа с художниками над поиском образа. А произошло это так.
Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников.
Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. Вяземского (1874) и других деятелей культуры. В 1885 году к дому в Лаврушинском пристраивается еще 7 залов. Тютчева (1873), А. К. Островского (1871), В. И.
101 x 77. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному. Америка—Франция—Россия.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Соколова, «Разносчик» В. И. Поленова, И. И. Третьяков всякий раз радовался верному выбору.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Катков22, портрет которого безуспешно пытался заказать П. М. Туркестанская серия Верещагина заставила задуматься о новой перестройке. Ознакомившись с текстом завещания, Репин перечислил на счёт Академии 40 000 рублей, предназначенные для организации будущего музея. В 1870-е годы в собрании Третьякова появляются картины «Христос в пустыне» И. Н.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. О том, что у него уже тогда возникла идея создания музея русской живописи, говорит его первое завещание 1860 года, в котором он просит брата и сестер исполнить его просьбу: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи». Сходство черт лица и выражение поразительны. Третьяков»109. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Верещагину, И. П. Так что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки, так как он не нравится ни художникам, ни членам – г. Мосолову и еще каким-то. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Им былиприобретены пятьдесят две живописные работы маслом и восемь рисунков. И живопись этого этюда находили непонятной.
Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» произведения И. Е. Гончарова (1869), А. Н. Летом 1873 г. Крамской с семьей живет на даче в Козловке-Засеке, возле Тулы. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. «. Я задался собрать русскую школу, как она есть в последовательном ее ходе» 5, – так обозначил в 1879 году П. М. Серов еще не писал в это время портретов.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Чехова». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Немного позднее он приобрел полотна «Сбор вишен» И. И. Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. «Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Погодин, наряду с ним Ф. И. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным.
Пушкину в Москве (открыт в 1880 году). В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Когда И. Н. Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора.
Его дедушка по материнской линии экспортировал в Англию сало. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В письмах он оценивает, критикует, требует и ищет новое.
Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным. Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». За месяц до этого не стало Сергея Третьякова. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151. Третьяков вкладывал деньги не только в предприятия, сулившие материальную выгоду.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Это портреты А. Н.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Репин, И. Н. Крамскому (последние два – отказались). Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Репин выбрал суховатую, строгую манеру живописи. Третьяков дальнейший вектор развития галереи. Начатые работы порой могли и не иметь продолжения.
Л. Н. Толстого». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Васнецов, В. Г.
Писемского (1869), М. П. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Посещает Льва Толстого в Ясной Поляне, но тот продолжает отказываться от позирования.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Об этом достаточно сказано в литературе. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям. Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Руки, скрещенные на груди, ярко выделяются на фоне черного сюртука. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно. Нам не известны годы приобретения графических портретов русских гитаристов А. О. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В 1856 году Третьяков купил работы Николая Шильдера «Искушение» и Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. Это было еще в 1880 году. Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам.
Клодта, «Бабушкины сны» В. М. «Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» 14. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Серова исполненного И. П.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Келеру-Вилианди, А. Г. «Портрет А. П. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. 1898). Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Даля (1871), Ф. М.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов. «Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии.
Купец Василий Кокорев в 1862 году открыл первую в Москве публичную картинную галерею. В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В. И. Положил глаз на другую, на третью — все оказались проданы тому же коллекционеру. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Но не это главное.
Остроухова. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. «Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13. Так он не только пополнил коллекцию, но и поддержал семью покойного друга. Репина писал портреты быстро, с непобедимым желанием дать не толькопортретное сходство, а схватить и передать внутренний мир человека, самоесокровенное его души.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Крамского «Неутешное горе», Н. А. Дети — после эпидемий скарлатины из одиннадцати в живых осталось пятеро — получали домашнее образование.
В 1850 году, когда не стало отца, старший сын принял дела. Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Павел Михайлович женился поздно, в 1865 г., но был очень счастлив в семье. Знаменитая «Тройка» Василия Перова была продана всего за 50 рублей серебром. Она умерла в 1914 году в Локарно, завещав, чтобы пожизненным владельцем усадьбы стал Илья Ефимович. На этот факт уже обращали внимание исследователи25. Не захотел скинуть ни рубля за «Княжну Тараканову» Константин Флавицкий. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
В обожествлении Пушкина радикалы улавливали повелительные интонации навязываемой точки зрения, которая несла угрозу самостоятельному мнению и свободе слова. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Репину, К. Ф. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Кроме того, в эти годы у Репина была уйма работы. Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав.
Гуну, И. Н. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Погодина (1872) и других. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Аксенова, автора популярных романсов композитора А. А. Музей всегда с благодарностью принимал и принимает как отдельные работы, так и целые коллекции. Тургенева31, в которых, по свидетельству А. П. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Чайковский, А. Г. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Фон — любимая им галерея, дело всей егожизни. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Максимова и другие. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
В 1874 году Василий Верещагин выставил на продажу свою «Туркестанскую серию». Руководил строительными работами муж одной из сестер Третьякова, архитектор А. С. В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее. Даргомыжского11. Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова.
Портрет не был исполнен. Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной). Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н. Н.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Позже открыл клинику для тяжелобольных, где работало психиатрическое отделение. Крамскому удалось его уговорить. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Рубинштейн, И. Е. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». Якоби, «Последняя весна» М. П. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым.
Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая. Ярошенко «Всюду жизнь» и другие. Павел Михайлович Третьяков родился в 1832 г. и был первенцем.
Но сделать портрет по материалам и воображению было нелегко. Едва ли случаен заказ портрета И. Ф. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей».
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Третьяков был терпелив. В галерее появляются картины В. Д.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Но незаконченное полотно «Никита Пустосвят. Любопытное, на первый взгляд, совпадение. Третьякова. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Ради этого они нередко уступали в цене, хотя и ворчали, что «Павел Михалыч прижимист». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Находясь в восторге от только что прослушанной новой оперы «Вражья сила» композитора А. Н. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». Даргомыжского (1869), Ф. И. Во время сеанса вызывал на разговоры, споры.
Васнецова, И. С. Одним из членов Славянского комитета был М. Н. К числу удачных работ Репина надо отнести картину «М.
Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», И. И. Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого. Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Царь Иван Грозный и сын его Иван» работы В. М. Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной». Дашкова, собиравшего галерею знаменитых соотечественников, пожертвованную им в 1882 году в Румянцевский музей.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Толстого (1874), П. А. Именно в этот период, с конца 1860-х годов, П. М. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Перову, И. Е. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. Глинки (1869), И. А.
Точной цифры назвать нельзя – можно сосчитать по каталогу Третьяковской галереи 1898 года, над которым собиратель работал в последний год своей жизни, сколько всего портретов было в его собрании, сколько портретов было им заказано, но сказать определенно, какие портреты формировали портретную галерею, а какие приобретались как пример высокого мастерства, сегодня не представляется возможным. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. У Третьякова было несколько графических портретов М. И.
Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками». Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Спор о вере» Третьяков приобрел у наследников Перова за семь тысяч. Шишкина «Утро в сосновом лесу», И. Н. В семье все любили друг друга. У него было 6 детей. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Дочерям он дал прекрасное домашнее образование. Браз. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Портрет П. М. Третьякова. И даже в позе Третьякова есть отголоски особенности этой личности. Отец Михаил Третьяков был человек строгих патриархальных взглядов.
Желая иметь «достойный» портрет писателя, Третьяков пытался заказывать его многим живописцам: В. П. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Крамского, с которым особенно сблизился в 1876 году. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Стернина, «довольно специфического состава» 21. Однажды на выставку передвижников пришел Александр III. Д. И. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В 1887 году от скарлатины, осложненной менингитом, умер Ваня, всеобщий любимец, надежда отца. Павел Михайлович очень горевал. Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Третьяков оставляет впечатление несколько замкнутого человека. В Галерее работает детская студия. П. М. Заказы портретов становятся единичными.
Высоко ценил Павел Михайлович творчество В. Г. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Павел Третьяков родился в 1832 году в старинном купеческом районе Москвы — Замоскворечье. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Он требовал большего. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим» 28.
С тех пор началась дружба семьями. Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С. Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Старшего сына Павла Третьякова и второго по старшинству Сергея к семейной торговле приобщали с ранних лет.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В том же письме 1870 года, начальной поры собирательства портретной галереи, он подчеркнул значимость для него именно портретов: «. На его двоюродной сестре Вере Мамонтовой Павел Третьяков женился в 1865 году. Павел Михайлович много работал: большую часть времени отнимали торгово-промышленные дела — управление Костромской льнопрядильной фабрикой, магазины и другие, а все оставшееся время посвящалось галерее (посещение выставок, художников, строительные работы в галерее, развеска, составление каталога и т. п. ). Алябьева или А. Л.
Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства. Крамской, В. М. На вернисаже они висели с табличками «собственность Третьякова». Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Но к сдержанной, крайне скромной натуре Третьякова такая техника непошла бы.
Продолжается пополнение музея художественными произведениями. Предполагалось, что серию приобретет государь, но тот отказался из-за колоссальной цены. В это время Третьяков становится искренним сторонником только что возникшего Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), он оказывает материальную и моральную поддержку художникам-передвижникам. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Павел Михайлович Третьяков писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья. » Через много лет, вспоминая об этих днях, старшая из дочерей Вера Павловна напишет в своих воспоминаниях: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Якоби, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А. К. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г. Анненковым. «Как так. » Очень просто, я, разумеется, не напишу и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно.
Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Глинки12. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами.
Серова (1870), А. С. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Были годы чрезвычайно «урожайные». Крамского, «Сосновый бор» И. И. Саврасова, «Больной музыкант» М. П.
На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра». Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9. А. В. Подход Третьякова принципиально отличался от подхода других коллекционеров.
В 1860-е годы были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант» в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским».
Майкова (1871), А. Ф. Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24. В 1873 году к дому пристроили галерею, которая вскоре открылась для свободного посещения. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Еще молодое лицо с правильными, строгими чертами и рыжеватой бородой выражает собранность, организованность.
В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера, научные конференции. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10. Третьяков купил работы за 92 тысячи рублей. Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Шишкина, «Грачи прилетели» А. К.
Писано на балконе в общественном Коммерческом саду. Некрасова сатирика М. Е. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский. Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Торговля расширялась и процветала.
Возглавляемые Н. Г. Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности. Если ранее, как отмечает наблюдательный современник, портреты в галерее Третьякова были «скучены и внизу и наверху», то теперь «развешены по мастерам» «в хронологическом порядке», обращая внимание публики на «манеру художника» 6.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Келером-Вилианди в 1870 году. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Перов, В. Д. Худякова. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Собиратель болезненно переживал, когда желанная картина уходила в чужие руки.
Залы сообщались с жилыми помещениями. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М. М. Бунакову. Аксаков.
Современники находили, что портрет отличался безусловным глубоким сходством. Во-первых, он планировал сделать галерею общедоступной. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович. Размер портрета обычно приближен к натуре.
Крамской работал над портретом Л. Н. Ге и другие. Третьяков пытался действовать через Фета, рассчитывая на его дружбу с Толстым, но получил отказ: «Насчет портрета я прямо говорил и говорю: нет Есть какое-то чувство, сильнее рассуждения, которое мне говорит, что это не годится». Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи.
Репин дважды подавал прошения об отставке. А в 1887 он заказал Репину живописный портрет композитора «в период сочинения им оперы «Руслан и Людмила», любимой оперы собирателя.