Репин Портрет Тургенева
Репродукция картины Портрет Тургенева (1874) Художник Илья Репин (1844-1930). Виновником этого был П. М. Третьяков, который, воспользовавшись приездом Тургенева в Москву, просил Репина «толкнуться» к писателю, чтобы вновь написать его портрет. В марте 1874 года Репин начал писать портрет И. С. Тургенева по заказу П. М. Третьякова, для большой серии портретов выдающихся русских писателей. И все же Репин в Абрамцеве дружески встретился с Тургеневым и даже принялся писать новый его портрет.
Картина Ильи Репина Портрет писателя И. С. Тургенева: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. 3 апреля 1874 года Илья Репин в письме Павлу Третьякову сообщил, что приступил к работе над портретом Ивана Тургенева.
Илья Репин приступил к работе над портретом Тургенева
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. И. Репин. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Государственная Третьяковская галерея (Москва)Репин дружил с Мусоргским и был поклонником его таланта. Гениям свойственны странности, то же касалось и автора «Отцов и детей». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Портрет тургенева в исполнении репина
Мусоргского (1881). Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. И. Е. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось.
Репин очень точно изобразил, характер И. С. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. При продаже, то есть через много лет, Репин ошибочно поставил на нем дату – «1878», чем позднее ввел в заблуждение московских исследователей, позволив им усомниться в авторстве, так как надпись, конечно же, не соответствовала красочному слою всего холста. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна (1909-1915). Третьяков»109. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. КрошицкогоЭто второй портрет Тургенева кисти Репина. Самарский художественный музейХудожник любил музыку, об этом говорят многие образы композиторов и музыкантов, созданные им.
Холст, масло. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Видео: Наш китайский портрет) я и дочка Юлька
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом.
Он сам – как это (ни) странно, – при абсолютно аристократических данных своей культуры, был очень скромен и до робости деликатен. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Сказать, что молодой повеса ахнул – это ничего не сказать.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Максимовскому. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
- Портрет Тургенева в исполнении Репина
- Портрет Тургенева, выполненный Ильей Репиным: история создания и описание
- Описание картины Ильи Репина «Портрет Тургенева»
- Портреты писателя Тургенева Ивана Сергеевича (1818-1883)
- Портрет писателя Ивана Тургенева
- Иван Тургенев – 195 лет со дня рождения
- Воспоминания современников Репина
- Видео: Портреты Василия Тропинина
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Прославила его картина «Бурлаки на Волге», растиражированная во всех учебниках истории. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Приветливый добрый взгляд обращён к зрителю. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Сначала Третьяков приобрел его, но впоследствии вернул автору (только после революции этот портрет вновь оказался в ГТГ). Зильберштейн ошибся. В этом человеке виден ум, большой жизненный опыт и грусть. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Впервые Тургенев позировал художнику в 1874 году в Париже в доме Полины Виардо. Сложна и запутанна история создания Ильей Ефимовичем Репиным (1844 – 1930) портрета великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883). Репин дважды подавал прошения об отставке. По свидетельству Репина, Стасов был «грозою многих критиков, его боялись». В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
- Видео: Илья Репин, Портрет баронессы Икскуль
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. заходил ко мне частенько, был нараспашку и с ним было очень интересно.
Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Репин долгие годы дружил со Стасовым.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Находясь под большим впечатлением от общения с Толстым, Репин писал его дочери: «Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями не прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп». Художник работал над этим портретом почти 10 лет.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Его глаза полны тоски, грусти и усталости.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Левый плохо видящий глаз чуть прищурен.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева.
Многие портреты он создал по заказу П. М. Толстой несколько раз позировал ему в саду. Характер портрета – отражение духовных исканий писателя: в то время он стремился к «опрощению», часто занимался крестьянским трудом. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Все же Репин показал портрет Тургенева на VII Передвижной выставке в Москве в 1879 году.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Николай Иванович Пирогов (1810-1881) – русский хирург и учёный-анатом, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. 216 x 136 см. Холст, масло, 64, 5 x 53, 4 см.
Серг. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Иван Сергеевич симпатизировал мне лично и это особенно я заметил по одному случаю. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. На первый взгляд это неприметная, но на самом деле, очень важная деталь. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями. По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. Кроме этого, мастер воспользовался белым цветом для бороды и волос Тургенева, на которых играют таинственные золотые отблески.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Писатель сидит в широком кресле, с зеленой обивкой и золотыми узорами. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
И. Репин. Портрет П. М. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. У него были драгоценные перлы искусства. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Холст, масло, 101 x 77 см. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Когда традиционная «русская хандра» посещала Тургенева, то он частенько стоял в углу с колпаком на голове. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Холст, масло 251 х 160 см.
Он восторженно отзывался о нём в своих мемуарах. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Матери это порядком надоело и она прислала ему последнюю посылку, набитую кирпичами. Тургенев уважал вкус мосье Виардо и верил ему.
Портрет был заказан художнику Павлом Михайловичем Третьяковым, мечтавшим собрать портретную галерею передовой русской интеллигенции XIX века – «разума нации»: художников, писателей, ученых. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Но история начинается в Париже в 1874 году. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Когда художник узнал о тяжёлой болезни Мусоргского, он посетил Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский и в течение четырех дней писал знаменитый портрет композитора. Судьбы детей Репина сложились по-разному. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Стасова называли «идейным вождём» русского реализма, но он бы бескомпромиссным противником «искусства для искусства».
Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне. Тем более, что в 1909 году на большой выставке, посвященной памяти Тургенева в Императорской Академии наук, экспонировались два портрета писателя, написанные в 1879-м (ныне севастопольский) и 1883 годах, причем первый уже значился в каталоге как собственность Н. Н. Максимовского, другой – кассы взаимопомощи учащихся Академии художеств. Однако затем и И. С. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Репин изобразил Третьякова в его обычной позе: когда он внимательно кого-то слушал, он скрещивал на груди руки.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Она ушла из жизни в 1931 году55. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Однако дату под ним поставил «1883 год», хотя, несмотря на ретушь, даже на этой репродукции, а также на дореволюционных открытках и воспроизведении в каталоге XXXVI выставки ТПХВ над головой писателя в боковом свете можно прочесть дату «1878». Вот таким сложным и очень долгим оказался путь к зрителю одного из лучших портретов знаменитого русского писателя И. С.
Одна из работ художника – «Портрет Тургенева», картина написана в темных тонах, что делает ее особенной, не похожей на другие, а так же в свою очередь говорит о главном герое холста, о его характере, мудрости и серьёзности. галерею лишь много лет спустя, уже в советское время.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. И. Репин. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Ведь благодаря такой детали, Репин смог подчеркнуть любовь писателя, к своей работе. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя.
Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. Севастопольский художественный музей им. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. М. Бунакову. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Но в третий раз, когда он захотел еще взглянуть на Христа, – его уже не было.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
На лице мягкая и какая-то чуть виноватая детская улыбка. Портрет И. С. Тургенева (1879). Нужно сказать, что оригинальность была семейной чертой. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. И. Репин. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Узнавая каждый раз что-то новое о творчестве великих писателей, художников, получаешь не только представление об их личностях, характерах, но и начинаешь видеть нечто доселе незаметное, невидимое в их произведениях, получая о них больше понимания, а, значит, возможностей для анализа, осмысления. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Лев Николаевич Толстой босой (1901). В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Они жили в Пенатах в течение двух недель. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. В другой раз он зашел и говорил много интересного по поводу начатой картины. А. Г. Но этот портрет всё-таки был создан.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». И. Репин. Таким образом И. Е.
Так как я часто и много увлекался этим сюжетом, то у меня первое время шло увлекательно. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Все, знавшие Мусоргского, «были в восторге от этого портрета, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». 78 х 63 см. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Дальше сведения об этих портретах были перепутаны. Государственный Русский музей (Петербург)Репина с Толстым связывали многолетние дружеские отношения. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Портрет В. В. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Судя по письмам Третьякова, этот портрет значительно больше нравился коллекционеру, но по каким-то причинам он его не приобрел. На этот раз Репин пытался «схватить» писателя, но, сам признавался, что «все это были неудачные потуги и из этого ничего особенного не вышло». Стасова (1873). Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. И я заметил, что он уже посмотрел на меня, как на психически неблагополучного.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Холст, масло. Портрет композитора М. П.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Государственный Русский музей (Петербург)На протяжении всей своей жизни художник занимался портретной живописью. В 1947 году в книге «Репин и Тургенев» он воспроизвел портрет, который с 1950-х годов хранится в Севастополе (композиция и все детали совпадают).
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Третьякова (1883). Оперируя раненых, Пирогов впервые в истории русской медицины применил гипсовую повязку, дав начало сберегательной тактике лечения ранений конечностей и избавив многих солдат и офицеров от ампутации. Работал врачом на Крымской войне 1853-1856 гг., Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Пирогов был энергичным, волевым человеком с сильным темпераментом. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой. Л. Н. Толстого». Но сам Третьяков был человеком очень сдержанным и замкнутым, он долго не соглашался позировать для портрета. Общение с прежними друзьями было только заочным. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Зильберштейн «развел» эти портреты, доказав, что их было два и они различны. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. И. Репин. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Портрет хирурга Н. И. Кропоткин так описывал внешность писателя: «Внешность Тургенева хорошо известна. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Тургенев при первом взгляде на начало остановился со вниманием.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Через 11 дней после окончания работы Мусоргский умер. В. В. Холст, масло.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Репиным.
В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Видел много и в Европе и в России и знал превосходно русский народ и его язык.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В нём он передал состояние сосредоточенности, самоуглубленности писателя.
До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. Уважать авторитеты – это была в нем еще университетская традиция. Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Известный исследователь И. С.
Всё это выдаёт в нём целеустремленность ученого и борца, его ум, крутой нрав. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица.
Тёмная одежда, также говорит о серьёзности характера писателя. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Тургенева, созданного в 1879 году великим русским живописцем И. Е. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Репин всегда отличался своим талантом в написании портретов, этому художнику удавалось передать в своих работах все мелочи, всю жизнь человека.
207 х 73 см. Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. И. Репин. Америка—Франция—Россия.
Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10. П. А.
Перед нами мудрый, начитанный человек, прошедший великий жизненный путь. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Я записал картину: Стенькой Разиным на лодке. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. П. М.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Пирогова (1881). На все он имел свой оригинальный взгляд.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Тургенева, через краски, черты лица, одежды и всевозможных мелочей. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Тонкие длинные пальцы говорят о его тонкой натуре. 89 x 68 см.
71, 8 x 58, 5 см. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. И. Репин. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Глаза его светились умом и не лишены были юмористического оттенка, а манеры отличались. Портрет Николая II (1896). Так как я жил недалеко, то Ив. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Кажется, такая колоритная фигура должна удаваться легко, но этого почему-то не случалось. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».