Репин Портрет Тургенева Описание
Картина Ильи Репина Портрет писателя И. С. Тургенева: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Портрет Тургенева, выполненный Ильей Репиным: история создания и описание
Нет чего-то, что С. А. считала самым важным и самым нужным в облике Толстого. Тургенев уважал вкус мосье Виардо и верил ему. Увлечение эрмитажными картинами, несомненно, сказалось и на конкурсной программе — «Воскрешение дочери Иаира» — и даже на желтом колорите «Бурлаков». Портрет, начатый в Москве, был окончен уже в Петербурге.
часто сталипоявлятьсянарусских выставках. И как раз в 1913 г. таких блестящих портретов он дал еще несколько. Написан в два сеанса на небольшой дощечке. Д. Спасович, юрист (II, стр. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Руки, всегда особенно много говорящие уРепина, здесьисключительновыразительны.
Портрет тургенева в исполнении репина
95). Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. 141. Н. А. Римский-Корсаков, композитор (II, стр. 93), 1895. Данныйпортретестьтот крайний, конечный пункт на пути к иллюзорности, докоторогодошелРепин. Дальше идти было некуда тут достигнуто все, к чему он стремился: на настоящем диване, обитом настоящимперсидскимковром, опираясьнатакую же подушку, отороченную малиновым атласом, сидит доиллюзииживойчеловек. Дообмана живая голова обращена в три четверти вправо, вповороте, близком к профилю.
20. Аналогичные появятся лишь позднее, лет через57. В. Павлов, хирург, в операционном зале, 1888. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Он пишет только то, что видит, без «оглядки назад». Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Портрет-этюд, написанный в свободной живописной манере, выработанной Репиным послеписанияэтюдовнавоздухедля «Бурлаков», когда он сразу значительно повысил свое живописное мастерство. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. 84.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Серг.
Описание картины репина тургенев
Портрет был написан зимою 1883 — 1884 г., при лампе, почему вышел слишком желтым и красным, что автору, да и другим художникам особенно бросалось в глаза на XII Передвижной выставке 1884 г. Репин снял портрет с выставки и он не попал в каталог, но видевший егоТретьяковжестокораскритиковалегов письмекРепину. Последнийтотчас жеответил, что и сам согласен с этой оценкой:«Мясоедоваянамеренпереписатьднем, онрыжеват весь» 16. 61). Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Лучший репинский женский портрет. 113. А. Картина Репина Бурлаки на Волге – собирательный образ народа.
Репин писал его долго, вынужденный не выходить из квартиры Куинджи, гдеоностановился и где его одолевали жестокие приступы малярии. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. 900 Картин самых известных русских. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Второй портрет также долго не давался Репину, что видно и на его живописи, носящей следы неоднократных переписываний и исправлений, но в конце концов он вышел на славу. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
- Описание картины Ильи Репина «Портрет Тургенева»
- Портрет Тургенева в исполнении Репина
- Портреты писателя Тургенева Ивана Сергеевича (1818-1883)
- Портрет писателя Ивана Тургенева
- Слайды и текст этой презентации
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Воспоминания современников Репина
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Верно построенные, слегка по-монгольскипоставленные глазаобнаруживаютосновательноезнакомство с теорией и практикой «перспективногостроенияголовы», культивировавшегосяв Академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Писан в октябре 1877 г. в «неряшливой», с точки зрения московскиххудожниковтоговремени, манере«Протодиакона», но его живопись говорит уже о том, что «музейная пелена» окончательно спала с глаз Репина.
В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11. 207). Гр. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Освещен слева сзади и с правой стороны рефлексы от других окон.
- Видео: Илья Репин, Портрет баронессы Икскуль
При продаже, то есть через много лет, Репин ошибочно поставил на нем дату – «1878», чем позднее ввел в заблуждение московских исследователей, позволив им усомниться в авторстве, так как надпись, конечно же, не соответствовала красочному слою всего холста. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. А это бывает. И всегда, был ли он за границей или жил в Москве вдали от композитора, ему вспоминался «Мусорянин», как называли Модеста Петровича Репин и Стасов: «Нас вечно восхищающий, здоровый, как лев, полный сил и таланта, до такой степени своеобразного и чисто русского, что я внутренне приседал до полу или подскакивал до потолка от его неожиданных и, как гром, сильных творений». У него были драгоценные перлы искусства.
9 —16). Написанпоистиневдохновенно, безкаких бы то ни было оглядок на искусство прежнихэпохилисовременноеРепину, на чужое илиегособственное, сединственноймыслью передатьнахолстечертылюбимогодругаи гениальногокомпозитора. «Мусоргским»от крываетсядлиннаясерияпервоклассныхрепинских портретов80-х годов, которых одних былобыдостаточно, чтобыобессмертитьего имя. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. ГТГ Описание картины И. Е. Репина «Портрет А. Г. Рубинштейна». После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56.
Робость его на самом деле только кажущаяся. Тургенев Русский художник Илья Ефимович Репин Портрет.
Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна (картина Репина. Через 11 дней после последнего сеанса она умерла. Иван Сергеевич симпатизировал мне лично и это особенно я заметил по одному случаю. Слишком мало времени мог уделить Антон Рубинштейн на сеансы, да и позировал Рубинштейн «скверно». 28. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Он до жуткости похож и до жуткости живой. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Портрет был на выставке Репина и Шишкина в 1891 г. 126. Суворин. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Репин боялся, что портрет не получится. Л. Н. Толстой, писатель (II, стр.
Но Третьяков, не допускавший, чтобы портрет можно было так мало отделывать и заканчивать, как этот, был, конечно, неправ, настаивая на том, что это «не портрет». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. 1930. В 1890 г. она умирала от туберкулеза легких.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Припоминается случай с Иваном Сергеевичем Аксаковым. Задача живописца не так проста. Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время.
Следите за обновлениями в. Перов В. Г. «Интересная голова, на льва похожа», – говорил художник. Ц. А. Кюи, композитор (II, стр.
Рисунок уверенный, лепка твердая. Это одно из самых красивых по колориту произведений Репина. 114. К. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Достаточно сказать, что «Протодиакон» — первый настоящий Репин, Репин будущих картин. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Получив известие о «бегстве» Толстого из Ясной Поляны, о последовавшей вслед за тем его смерти на станции Остапово и прочитав газетные статьи и заметки, в которых между строк проскальзывало желание всю вину за смерть Толстого свалить на Софью Андреевну, Репин возненавидел «злого гения» Толстого и тут же решил на картине поссорить его с женой: он отвернул голову Льва Николаевича влево, заставив его смотреть хмуро и озабоченно в сторону (II, стр. Хорошо написана голова и рука.
В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». 91. Г. 110. Е. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Н. Н. Ге, художник. 132. В. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. 16. Читающая девушка, 1870. А. Стрепетова, драматическая актриса (//, стр. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Но вот портрет окончен.
Едва ли в 1870 г. подобную задачу мог с такой свободой и уверенностью разрешить другой русский художник. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Таким образом И. Е. 32.
Репин изобразил его стариком (незадолго до смерти), со старчески сложенными на груди руками, со стариковским, плотно сжатым ртом, с сильно прищуренным глазом (один глаз у Пирогова почти не видел), но над этим, уже отжившим, уже близким к смерти, угасающим обликом старика высится изумительная, полная энергии, глубокой мудрости, страсти борца – голова. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Г. Мясоедов, художник инициатор организацииТовариществапередвижныхвыставок (II, стр. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
«Трудовиками» называли себя члены думской партии 1907 г., примыкавшие к эсерам. Было от чего прийти в отчаяние. Авторегоне оченьценил, ноонтемне менее значительнаявехавеготворчестве. ЭтопервыйобстановочныйпортретРепина, какие вслед за тем. М. Бунакову.
77. П. Через пять лет Репин вернулся к нему, но написал Рубинштейна дирижирующим. В. А. Серов (II, стр. В свое время, на XXXVI Передвижной 1908 г., они обратили на себя всеобщее внимание, но более своим сюжетом или, вернее интригующим названием «портреты мужа и жены трудовиков», нежели своими художественными достоинствами.
На желтый цветлица обращалвниманиеРепина уже П. М. Третьяков, считавший портрет крайне неудачным, но все жеповесившийего у себя в Галерее. К концу 1870-х годов упавшая было слава Тургенева снова возросла и Третьяков, собиравший не только картины знаменитых русских художников, но и портреты знаменитых русских деятелей на самых разнообразных поприщах, не мог отказаться от соблазна обогатить свое собрание новым портретом такой всесветной знаменитости, как Тургенев, хотя в Галерее давно уже висел тургеневский портрет работы Перова (1872). Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
От нечего делать он зачастил в Эрмитаж, где усердно копировал Рембрандта. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Был приобретен в 1913 г. О. Д. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Тяжко глядеть, чувствуется – ему остаются считанные часы жизни. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В таких случаях я — несчастный, неутешный страдалец. Девочка рыбачка, картину Садко и знаменитый портрет Тургенева.
37. Так как я жил недалеко, то Ив. «Трудовик» и «Трудовичиха» (II, стр. Тем более, что в 1909 году на большой выставке, посвященной памяти Тургенева в Императорской Академии наук, экспонировались два портрета писателя, написанные в 1879-м (ныне севастопольский) и 1883 годах, причем первый уже значился в каталоге как собственность Н. Н. Максимовского, другой – кассы взаимопомощи учащихся Академии художеств. Однако затем и И. С. В противоположность тому, этот писан в совсем ином плане, энергично, плотно, материально. Он сделал с него тут же тот прекрасный рисунок, которыйизвестенпоостроуховскому собранию (с 1930 г. вТретьяковскойгалерее).
Портрет И. С. Тургенева. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Портрет был первоначально задуманкак большой декоративно взятый рисунок углем и толькопоокончанииегоРепинрешилего «раскрасить», чем, поегособственномупризнанию, только погубил удачную вещь. Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. 183-184.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. и я убийственно страдал. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Метко и зло характеризован. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Портрет Соловьева написан в один присест, в Москве, куда Репин приезжал в связи с ранением его картины «Иван Грозный и сын его Иван».
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Левенфельдом, в Москве, в собрании которого и находился до революции. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Писался в том же 1890 г., что и предыдущий. Однако портрет «вышел» и не один, а два погрудных – прямо и сбоку. Третьяков выполнил просьбу Репина. ЭтооднаизлучшихвещейРепина 1910-х годов. 261.
Рассказ И. С. Тургенева Бежин луг и картина В. Е. Маковского Ночное. В 1947 году в книге «Репин и Тургенев» он воспроизвел портрет, который с 1950-х годов хранится в Севастополе (композиция и все детали совпадают). Он сам – как это (ни) странно, – при абсолютно аристократических данных своей культуры, был очень скромен и до робости деликатен. Репин, Илья Ефимович: (05. 08. 1844, Чугуев, Харьковская губерния 29. 09.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Перов. В противоположность предыдущему этот портрет писан долго. Жизнь и творчество, описание картин художника Ильи Репина. Первый сейчас в Третьяковской галерее, второй — во Владивостокском музее.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Д. Боткина, жена коллекционера Д. П. Боткина, братаженыФета, МарииПетровны. Репин восхищался музыкой Мусоргского, композитор преклонялся перед кистью Репина. Репин особенно высоко ставил как раз этот рембрандтовский шедевр и едва ли можно сомневаться в том, что «Ян Собесский» подсказал художнику и общую концепцию«Протодиакона»:нетолькотакой же посох в руке, но и вся жирная кладка живописи — трактовка фона, рук и самого лица — говорят о том, что летние посещения РепинымЭрмитажа не прошли даром для его чугуевско-го периода. Уже на живописи «Еврея на молитве» и портрета Овденко лежала печать луврских прогулок Репина в «Протодиаконе», кроме влияния Рембрандта, сказавшегося некогда и на миниатюрном портрете матери 1872 г., мы видим нечто такое, чего ранее у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
После «Стрекозы» Репин в течениецелогогодапочтинепишетпортретов сперва «Грозный», а затем «Волостные старшины» поглощали все его силы и время, не остававшееся для портретов, если не считать портретных этюдов к «Старшинам». В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. 108. А.
«Еврей на молитве» — столько же картина, сколько и первоклассный портрет, мастерский по выполнению и тонкий по характеристике. 87. В. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете».
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Кроме этого, мастер воспользовался белым цветом для бороды и волос Тургенева, на которых играют таинственные золотые отблески. Репин очень точно изобразил, характер И. С. Писатель сидит в широком кресле, с зеленой обивкой и золотыми узорами. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Большой холст, на котором Лист изображен в сутане аббата во весь рост, прислонившимся к роялю и вдохновенно вперившим взор в пространство. «АфанасийАфанасьевичговорилгромким басом и как серьезный помещик привык повелеватьиприказывать. », — писалРепинК. И. мне сочинение описание картины. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Репину очень хотелось написать портрет великого русского хирурга, но, не надеясь в такие торжественные дни самому добиться от Пирогова сеансов, он обратился с просьбой к Третьякову помочь ему через брата Третьякова – Сергея Михайловича, бывшего в ту пору московским городским головою.
И все же на живописи «Еврея на молитве» тяготеет еще гипноз «галерейного тона», сковывавший свободу индивидуального творчества и мешавший пониманию и принятию совершившегося тогда великого переворота во французской живописи. Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Картина супер, но можно пож. Художник начнет без предубеждения всматриваться в «дикие» картины Эдуарда Манэ и признает его мастером, даже полушутя-полусерьезно станет ему подражать, чему примером может служить изумительный этюд, написанныйим с трехлетнейдочурки. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Он так же хорош по форме, как и по живописи. На художнике куртка, без воротника.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Америка—Франция—Россия. 87), 1891. Чуковскому. Ходила публика — праздник — и кто-то хвалил.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Одна из наиболее блестящих по живописи вещей Третьяковской галереи, купленная на XII Передвижной выставке 1884 г., где портрет значился в каталоге как «этюд». 79. П. М. Третъяков, основательТретьяковскойгалереи (I, стр. 243). Портретначатв 1882г. Портреты Васи Репина, Хлобощина и Шевцовой уже в1860-х годах, в ученический период Репина, обнаруживают черту, особенно типичную для всего егопортретногоискусствавдальнейшем, — постоянныепоиски, «каквзять» на холсте данного человека, «как дать» его в наиболее ему прису-щем и характерном движении.
«Художественный журнал» отмечал: «Общее внимание привлекает портрет И. С. Аксакова, написанный И. Репиным. На столе книги и серая шляпка. Общение с прежними друзьями было только заочным. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Картина Ильи Ефимовича Репина Бурлаки на Волге является настоящим. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Сейчас в Толстовском музее в Москве.
Ильича Маслова, у которого он постоянно останавливался и где Тургенев, во время жестоких приступов подагры, «завернувши пледом ноги, вылеживал свой срок, принимая всю образованную и боготворящую его интеллигентную Москву». Поколенный. Картина Ильи Репина «Портрет Тургенева» (1874 г. ) не зря считают одним из лучших изображений писателя.
1877, Илья Ефимович Репин – Портрет мальчика, Онлайн. 39. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Портрет писателя И. С. Первый репинский портрет, ставший знаменитым со дня появления в стенах Третьяковской галереи.
262. И. С. Остроухое, художник, коллекционер, музейный деятель (II, стр. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Неслучайно портрет является наиболее сложным жанром.
1874 (541x700, 53Kb). Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Янв 10 2016.
По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. 22. В. Г. Перов. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. – восклицал Репин. в Цветковской галерее. И. Введенский, критик 1888. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Очень занятна постановка глаз, построенных по-монгольски. Л. Н. Толстого». Так как я часто и много увлекался этим сюжетом, то у меня первое время шло увлекательно.
Члены «могучей кучки» любили стоять во времяконцертоввДворянскомсобрании, сзади среднего прохода, недалеко от входной двери, уколонн. Этатрадицияудержаласьуоставшихсявживых«кучкистов»до19С0-Х годов. Репин дважды подавал прошения об отставке. Крамской говорил, что новый Репин пишет словно в какой-то ярости и что никому из русских художников не написать так, как написан «Протодиакон». Отзывы прессы были весьма резки, если не сказать больше. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
«Это самое большое торжество образованного человечества. 14. 17. 73. Е. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. 75. В. Они высоко ценили талант друг друга. Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка.
Максимовскому. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. П. Бородин, химик и композитор (II, стр. В нем, во всяком случае, больше надрыва, чем в портрете той же актрисы в роли «Лизаветы». 14 ПисьмокРепину от 28 февраля1884 г. -Там же, стр. В. А. Репина, заснувшая в кресле (II, стр. 21), 1882. Знаменитоепроизведение неувядаемой пластической силы и высокого мастерства. Перед нами мудрый, начитанный человек, прошедший великий жизненный путь.
Это — единственный портрет «стриженого Репина». В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. 40). Но перед вторым сеансом Репин получил «длинную» и «беспокойную» записку Тургенева, в которой тот резко изменил свое первоначальное мнение о начатом портрете (это «совсем неудачное начало») и просил художника начать снова на другом холсте. Руки очень нравились самому Тургеневу.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Впервые Тургенев позировал художнику в 1874 году в Париже в доме Полины Виардо.
Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Тургенева или на других вещах, которые (маленькие картины и. Иван Сергеевич Тургенев. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Репин знал произведения Тургенева, читал и перечитывал каждый новый его роман и повесть. Подобной портретной концепции русская живопись до того не знала. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно. Портрет был заказан художнику Павлом Михайловичем Третьяковым, мечтавшим собрать портретную галерею передовой русской интеллигенции XIX века – «разума нации»: художников, писателей, ученых. «Рубинштейн», наряду с «Пироговым» — одна из вершин репинского искусства.
Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Потом он взял новый холст и начал тот портрет, которыйнаходилсявТретьяковской галерее. заходил ко мне частенько, был нараспашку и с ним было очень интересно. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств.
Все же Репин показал портрет Тургенева на VII Передвижной выставке в Москве, в 1879 году. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Так, узнав, что Репин пишет в Париже картину «Садко», Чижов, через Поленова, рекомендует Репину съездить в Неаполь, посмотреть и сделать этюды с самого большого аквариума в мире, так как это для Репина «клад» и предлагает Репину для поездки деньги, обещает художнику великолепный прием в Неаполе, так как директором этого аквариума является приятель Чижова. Писан в Чугуеве одновременно с «Протодиаконом» и нижеследующим портретом.
59), 1890. Он хорошо относился к Репину, давал ему дружеские советы и предлагал свою помощь. 1874. А. Д. Третьякова, мать П. М. Третьякова.
12. В этом его сильная и слабая стороны и в этом отношении он является уникальным. Протодиакон, 1877. Портретчугуевскогособорногодиакона. Несмотря нато, что«Протодиакон» — прославленная картина, она всежепортрет, нопортрет, выросший до картины, как портрет так называемого «Яна Собесского» Рембрандта (на самом деле автопортрет его)вырос до одной из знаменитейших в мире картин.
Но в третий раз, когда он захотел еще взглянуть на Христа, – его уже не было. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Я реалист и никогда не прикрашивал и не скрывал натуры.
147. Автопортрет в куртке (II, стр. 88. «Стрекоза». ПортретВ. И. Репиной (II, стр. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
А такой именно «Третьяков» не выходил, «не задавался», по любимому выражению Репина. 53), 1888. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Но в рамках данного материала мы не будем углубляться в эту странную карму. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Взят смело для своего времени, с энергичным поворотом головы вправо от зрителя. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). 90), 1893. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. М. Гаршин, писатель, 1884. Однаиз вершин всего репинского творчества. В. А. Шевцова, с1872г. женаРепина, 1869. Первый, дошедшийдонас портретхудожника, являющийсякрупнымхудожественным произведением. Тостремление уйти от банальной трактовки портретной композиции, которое видно уже в портрете Хлобощина, здесь более бросается в глаза: девушка взята жизненно, естественнопосажена на кушетку, несколько неуклюже неуклюжестью подростка, но именно потому без всякого позерства. Тургенев при первом взгляде на начало остановился со вниманием.
Не в том дело, что он мне понадобится, а он бывает нужен мне очень часто. На все он имел свой оригинальный взгляд. «Мужичок из робких», 1877. Илья Ефимович Репин картины с описанием. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
РЕПИН Илья – Портрет И. С. Тургенева. Схвачено только основное, только суть данного человека, превосходно характеризованного самыми скупыми, но много говорящими средствами. 36. Сам Репин назвал картину «В операционном зале».
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Поколенный портрет исполненный в типичной репинской технике — углем по масляному холсту. Репин остриг свои длинные волосы, что значительно изменило его обычный вид. Начинаю писать его, он мне и говорит: «Вот что, Илья Ефимович, если вы хотите писать меня, как следует, убавьте мне лицо, рожи у меня много. » Действительно, лицо у Ивана Сергеевича Аксакова было красное, мясистое и массивное. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Портрет писан долго и голова изрядно заделана, но строго прорисована и выискана в мельчайших формах. 1874 193 / 516.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Это прежде всего бешеный темперамент его новой живописи, впервые сказавшийся именно здесь. В московском журнале «Свет и тени» говорилось: «Какого-то старческого селадона представил нам Репин вместо Тургенева». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Увы, портрет вышел сух и скучен».
Длинные волосы и борода говорят о возрасте писателя, а мы знаем, что пожилые люди, более начитанее, умнее и рассудительней, нежели люди младшего возраста. Рубинштейн избалованный всесветной славой и капризный, позировал из рук вон плохо: засыпал, беспрерывно двигался, ни минуты не сидел спокойно. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Вторая попытка, следует отметить, что все трое сохраняли надежду на то, что достойный портрет Ивана Тургенева еще может состояться, несмотря на явное присутствие злого рока.
Спасович написан по заказу Совета присяжных поверенных в СПБ. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Есть картина Льва. Репин не согласен: он считает портрет удачным.
МертвыйФ. иоконченв1883г. Картина с. Описание картины «Портрет И. С. Тургенева». Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Приехавшая в Россию страстная почитательница музыки «могучей кучки», Аржанто променяла вскоре Францию на Россию, став жизненной подругой Цезаря Кюи, другом и покровительницей кучкистов. Тургенева. Тогда же Репин, по заказу Третьякова, написал портрет Антона Рубинштейна. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже. Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой.
– И во время своей подагры, которою непременно Тургенев заболевал в Москве, он там, в квартире И. И. Маслова, завернувши пледом ноги, вылеживал свой срок, принимая всю образованную и боготворящую его интеллигентную Москву». 128. О. С. Гейнс, женавоенногоинженера, 1890. ПисанпослесмертиБородина, почему являетсятакжепортретом-реконструкцией, подобно портретам Листа, Глинки, Щепкина, стой лишь разницей, чтоБородина Репин хорошо знали снимчастовстречался. Своенравная певица раскритиковала начатую работу, что не замедлило сказаться на желании Тургенева начать работу заново.
И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Список и описание портретов написанных Репиным. Прославила его картина «Бурлаки на Волге», растиражированная во всех учебниках истории.
Тёмная одежда, также говорит о серьёзности характера писателя. 255. В. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В. В. Стасов, художественный критик, апрель 1873.
Уже тогда Чижов высказывал пожелание, чтобы Репин и Поленов написали его портрет. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Писан перед тем, как приступить к большому заказному портрету того же лица. 47). Здесь все в меру, все исполнено мудрости: как он потерял бы, например, если бы в левой руке его, покоящейся на колене, не было этой бесподобно, в один взмах написанной книги, своим светлым пятном уравновешивающейпятнокистиправойруки. Сам Толстой был доволен портретом, о чем писал Н. Н. Ге Софья Андреевна, напротив, считала его не вполне удавшимся. 107. Я.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Мерси дАржанто (II, стр. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Известный исследователь И. С.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. И. Е. Забелин, археолог. До революции был в собрании М. П. Рябушинского настоящееегоместонахождениенеизвестно. Матери это порядком надоело и она прислала ему последнюю посылку, набитую кирпичами. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
В репинских письмах постоянно фигурируют тургеневские цитаты и образы. Чем была неудовлетворена Софья Андреевна. Она ушла из жизни в 1931 году55. 115. М. О. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. В целом глядя на данный портрет, мы можем себе представить, как выглядел Тургенев, чем занимался по жизни и насколько сильно был увлечен своей работой. «Это тип, а не портрет», как точно определил Третьяков.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Уважать авторитеты – это была в нем еще университетская традиция. Дальше сведения об этих портретах были перепутаны.
По живописи они довольно слабы и черноваты. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. Очень слабо нарисованы руки. Писан в 1894 г. в Неаполе.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. 215), 1907. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Тургенева, через краски, черты лица, одежды и всевозможных мелочей. Изображен по пояс в фас, несколько откинувшимся назад.
Возможно, оно появится позже. На первый план выступает тот Мусоргский, который говорил про себя: «. 71. «Отдых». Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет.
Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. Репин писал о Мусоргском: «Какая глубина души изящество мысли и добродушие в поступках. Видел много и в Европе и в России и знал превосходно русский народ и его язык. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Портрет этот находится в собрании И. И. Бродского, в Ленинграде.
Портрет И. С. Тургенева, 1872 г. портреты Тургенева создают К. Е. Маковский, Н. Н. Ге, И. Е. Репин) В. Г. Ясно видно, как многому научился Репин за два года жизни и работы в Париже. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151. Так, уже будучи в Петербурге, в 1883 году, после торжественных похорон Ивана Сергеевича, на которых Репин присутствовал (похороны состоялись 27 сентября), он начал писать новый портрет знаменитого писателя и снова, в который уже раз, его постигла неудача.
Его глаза полны тоски, грусти и усталости. Художественный такт, здоровое чувство меры удержало художника у самой грани натурализма, не дав ему через нее переступить. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). 180), 1913. Был в1894 г. на выставке в Академии художеств. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Репиным. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Сказать, что молодой повеса ахнул – это ничего не сказать.
Внизу, в неясных контурах и формах — «пляска смерти». Русский художник Илья Ефимович Репин писал свою знаменитую картину очень долго. Старуха, по рассказам старожилов, была разительно похожа. Однако дату под ним поставил «1883 год», хотя, несмотря на ретушь, даже на этой репродукции, а также на дореволюционных открытках и воспроизведении в каталоге XXXVI выставки ТПХВ над головой писателя в боковом свете можно прочесть дату «1878». Вот таким сложным и очень долгим оказался путь к зрителю одного из лучших портретов знаменитого русского писателя И. С.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. 145), 1913. Картина Репина Приплыли – наверное, слышали это выражение. 46. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Но взгляните только на его стеклянный, неподвижно упершийся глаз, переданный с изумительным совершенством и вас обдаст холодом. »Стасов понимал данное автором название портрета в таком же примерно смысле, в каком позднее Чехов назвал героиню своего известного рассказа «беззащитным существом».
Не перестаю удивляться мастерству Ильи Репина (24 июля (5 августа) 1844. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. «И, о глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный яркий подмалевок (который не надо было трогать) головой вниз и начал с другого поворота. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Это изумительно полный представитель русского, даровитого, проницательного и простого человека.
Как ни убеждал художник Тургенева, что из этого ничего не выйдет, – не помогло. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Ведь какой взгляд.
62. Стрепетова была сама трагедия это чувствуешь, глядя на репинский этюд. По одной из версий прообразом кафе для картины Репина могло. Репинначалегоспервавповоротевправо, близкомкпрофилю, ибросил, недоведядо конца. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Глубокая любовь связывала Репина с Мусоргским. Ф. Д. Хлобощин, архитек, 1868. Когда традиционная «русская хандра» посещала Тургенева, то он частенько стоял в углу с колпаком на голове. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Но вскоре у Репина произойдет решительный перелом во взглядах на задачи и, главное, «возможности» живописи. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Прекрасно зная Третьякова изучив каждое его движение, его повадки, жесты, Репин не мог удовлетвориться обычным, фотографическим сходством, предъявляя к себе повышенные требования. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. 60. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Он только намечен, но намечен могучей рукой мастера-гиганта.
Но чувство неприязни, возникшее еще при первом знакомстве в 1871 году в Петербурге и усиленное затем при последующих встречах – в Москве в 1872 году, когда Репин писал картину «Славянские композиторы» и в 1874 году в Париже, – осталось у Репина на всю его жизнь. Но история начинается в Париже в 1874 году. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. 56. А. 1898, Илья Ефимович Репин.
Илья Ефимович Репин – Молодой мужчина в военной форме. Дни сомнений и шатаний, дни мучительных прогулок по Эрмитажу, с целью выйти из творческого тупика, в который Репин попал после «Бурлаков», бесследно миновали. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Над головой Репин очень долго работал и она далась ему нелегко, почему несколько тяжела в живописи, по сравнению с блестяще написанной обстановкой и одеждой — кителем, военной на красной подкладке шинелью и брюками, с широкими генеральскими лампасами: Кюи был генералом от фортификации. Портрет был.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. 55), 1888. Я. Страхов, писатель (II, стр. 54), 1888.
Третьяков так же считал Репина одним1 изсвоих ближайших друзей. ВсеэтонепозволялоРепинутолько отделаться, «отписаться» портретом, хотя и неплохим, достаточносхожим, ностоящимне вполне на высоте поставленной задачи. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Портрет был выставлен на XVII Передвижной 1889 г., вместе с портретамиГлазунова и Щепкина. Н. Герард, юрист (II, стр. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
1873, Илья Ефимович Репин – На Академической даче. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Так, художник отказался продать его Третьякову для галереи, ответив, что портрет актрисы, «этюд», как называл Репин это абсолютное свое произведение, «останется у меня еще долгое и, может быть, очень долгое время. 47. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
На первый взгляд это неприметная, но на самом деле, очень важная деталь. «Толстой сидит абсолютно живой, серьезный и задумчивый. Гениям свойственны странности, то же касалось и автора «Отцов и детей». Н. и С. А. Толстые (II, стр. 17), 1881. И я заметил, что он уже посмотрел на меня, как на психически неблагополучного.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. 101. «Пахарь» (II, стр. 100. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго.
Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. Галерея Репин, Илья Ефимович Портрет писателя И. С. Тургенева. Портрет молодойженщины, вфантастическомкостюме, убранном крупными цветами, с распущеннымиволосами, украшеннымитакимижецветами. Вправойрукедержитворона, привязанного шнуромкеепоясу. Написан небеззадней мыслибытьнавысоте «модернизма», завезенного в Россию на рубеже двух столетий и особенно культивировавшегося в стенах Академии в начале1900-х годов. М. Фофанов, поэт (II, стр. 195). О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
206), 1907. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Обстановка богатого дома с мещанским вкусомпортрет писан на месте. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Описание этой работы пока отсутствует.
Академический сторож Ефимов, 1871. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». 127. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Написанный в конце мая 1891 г., через год после «Кюи», этот портрет, при всем композиционном великолепии концепции и изумительной даже дляРепина характеристике, являет пример несомненного перехода порога реализма в сторону холодного объективизма: одной ногой автор уже перешагнул этот порог и ступил на почву натурализма, другими словами, на платформу иллюзорности дляиллюзорности. Но, перейдя опаснуюгрань, Репинне сжегсвоих живописных кораблей и, скорее, портреты нарочито объективные были исключением из общего правила, нежели обратно он продолжал одновременно увлекаться и задачами чисто живописного порядка.
Может быть он поступит в вашу галерею, когда меня уже не будет в живых». Ознакомившись с текстом завещания, Репин перечислил на счёт Академии 40 000 рублей, предназначенные для организации будущего музея. Ведь благодаря такой детали, Репин смог подчеркнуть любовь писателя, к своей работе. Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Третьяков писал по поводу него Репину: «Стрепетова очень хороша это тип, но не портрет» 14. Это было сказано по поводу моих же грехов.
Здесь даже и не соблюдено сходство. Портрет принадлежал проф. В. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Третьяков, получивший в свою коллекцию портрет Тургенева, не скрывал неудовольствия.
«Ян Собесский» был только трамплином, с которого Репин совершил свой изумительный скачок в русской живописи, столь переполошивший всех художников, взволновавший русское культурное общество конца 70-х и начала 80-х годов и особенно глубоко задевший правдивого в делах искусства портретиста-профессионалаКрамского. Это новое заключается не только в невиданной до того чисто репинской тематике, открывающейся «Протодиаконом», но и в самой живописи, ее установках и характере. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. На самом деле у Репина нет такой картины. Тургенева, созданного в 1879 году великим русским живописцем И. Е. Задача.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. «Сютаев» уже был куплен 13. Красочная кладка Репина отличается здесь невиданной прежде плотностью и уверенностью. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Ф. Писемский, писатель, 1880.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Сначала Третьяков приобрел его, но впоследствии вернул автору (только после революции этот портрет вновь оказался в ГТГ). Мне везловславе» 20.
Но Репин именно этого хотел и в этом смысле портрет его — гигантское достижение, рядом с которым «Кардинал Лавижери» Бонна — лишь робкая и неудавшаяся попытка достичь того же. Были в собрании Н. Д. Ермакова, ныне в Русском музее. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. 217), 1901.
Этюд красив по живописииизященпо фактуре. Подпись и дата на портрете сделаны художником в 90-х годах.
Знаменитый портрет Третьяковской галереи, написанный в три сеанса 13 — 15 августа 1887 г, в «Ясной Поляне», как о том свидетельствует подпись Репина. Микешин, художник и скульптор, (II, стр. Первый портрет поступил в Третьяковскую галерею (где находится и ныне), второй же, не совсем законченный, остался у Репина. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Писано прямо с натуры, на даче в Мартышкине, под Петербургом. 7). Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Желая изобразить «Трудовика» и «Трудовичиху», Репин написал портрет с одного плотника, работавшего в Куокка-ла, а в качестве его жены взял кухарку генерала Стаценко, жившего в Куоккала. Крамскому также не удался портрет Репина, которого он мечтал сделать давно: он вышел незначительным обывателем, совсем не художником и всего менее большим мастером, каким тогда был.
– Сколько говорилось там глубокого, правдивого, человеческого. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10. Зильберштейн ошибся. Вкаталоге выставки, по цензурным условиям, фамилииСютаеванельзябылопоместить, и портретбыл названпросто«этюдом». Около 1 декабря 1884 г. в Третьяковской галерее былЛев Толстой. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18. Стасов обещает написать об этом портрете и в газете «Голос» появляется его статья «Портрет Мусоргского».
Бородинобычностоял, опершисьоколонну. Нужно сказать, что оригинальность была семейной чертой. А какое чутье Руси. Третьяков»109. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Большой эффектный портрет на холсте, углем. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. 140. В. Тогда-то вошли в моду лилияивсякиефантастическиеодеяния. Эта репинская дань «модерну» наложила на ряд его вещей того времени печать пустоты и дешевки, а временами даже и прямой пошлости.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. И вот тут вспоминаю афоризм Тургенева: «Хорошее — враг лучшего». В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
От последнего она перешла к И. С. Остроухову, у которого таким образом был и рисунок и картина. Картина слабее рисунка и даже беглого взгляда на нее достаточно, чтобы не оставалось сомнений в том, что она написана не с натуры. Лучшевсегосделанаголова. Освещение, по-видимому ламповое, не достаточно выражено. Недурно написаны зеленая и белая подушка. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. 225. Л. Сидитнажердочке, залитаяярким солнечным светом и щурит от солнца глаза.
Написан на хутореГе, всентябре1880 г., когда Репин заехал к нему с Днепровских порогов, где писал этюдыдля«Запорожцев». Портретвзят правдиво и жизненно, в непринужденной позе: Ге сидит, отвалившись в кресле назад и запрокинув голову, которая дана в ракурсе. Картина в 1935 г. перешла в собрание Е. В. Гельцер, в Москве. Галерея картин и рисунков художника. И, говорят, ею он выразил народное вольнолюбие. В. Чижов, 1877.
Неслучайно портрет является наиболее сложным жанром. В Россию Репин. Я записал картину: Стенькой Разиным на лодке. И. Маслов был в Москве для Тургенева даровая квартира, где его обожали, – вспоминал Репин. 228—229.
Хотя это по виду скорее картина, чемпортрет, нонасамомделеэтоподлинный групповойпортрет изображающий знаменитого в свое время лейб-хирурга с его ассистентамиисотрудниками. Задачасвета, льющегося из окна и играющего всеми цветами на белых халатах, усложнялась миниатюрностью портретов, которые тем не менее удались на славу. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. М. П. Мусоргский, композитор (II, стр. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». «И. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Дальнейший шаг на пути овладения формой.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. 9), 1882. Илья Репин. Главный куратор музея Маскарель идентифицировал картину Поля Сезанна. Репин находит себя только к началу 1877 г. 31.
Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200.
«Портрет Тургенева действительно слаб, — отвечает он ему 5 марта 1884 г., — но ваш портрет меня удовлетворяет и многие художники его хвалят». Был в собрании О. Д. Левенфельда в Москве. Портрет писателя И. С. Тургенева. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Сложна и запутанна история создания Ильей Ефимовичем Репиным (1844 – 1930) портрета великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883). 54. Ефим Васильевич Репин, отецхудожника, 1879. Портретглавнымобразомписанный из-за живописностиобщеговпечатленияиколоритностицветовыхотношений. Хотяпри взгляде на данный портрет снова вспоминается Рембрандт, но здесь нет уже и следа былого «галерейного тона».
А. Г. Рубинштейн, пианист и композитор (II, стр. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В это именно время, когда она уже не вставала с дивана, ее увидел Репин. 195. «С черным вороном», 1901. 37), 1884. Неоднократно пишет он об этом Поленову, просит уговорить Репина съездить в Неаполь. Он очень красив по цветовой гамме, решенной лучше, чем в «Пирогове». Описание картины Ильи Репина «Портрет Тургенева».
98. Франц Лист, композитор и пианист, 1887. 21. Репин познакомился с ним еще во Франции, когда Чижов приезжал туда и бывал у В. Д. Поленова. Даже Стасов вынужден был отметить, что между многими портретами, написанными Репиным, «неудачен только один именно – портрет Тургенева». Можете ли вообразить его в весеннюю пору, вечером, в слякоть, в его блузе, без шапки, бегущим по аллее сада, шлепая туфлями, отыскивая экипаж, в котором вы к нему приехали. было слава Тургенева снова возросла и Третьяков, собиравший не только картины знаменитых.
«Первый сеанс был так удачен, – говорил Репин, – что И. С. торжествовал мой успех». Вот что он писал по поводу этогопортрета и некоторых других, затеянных углем, К. И. Чуковскому в 1922 г. «Затеял я однажды серию портретов писателей — черным (дело было зимой). От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Так как Николай Николаевич Страхов позировал аккуратно, охотно и сам был так интересен, то я захотел портрет раскрасить (уже совсем законченный удачный портрет).
Газета «Русские ведомости» писала, что у Репина Тургенев «явился с таким цветом лица, какой бывает у человека после долгого перепоя вместо же роскошных седых волос и бороды Репин украсил г. Тургенева белыми мазками, напоминающими скорее взбитое мыло, чем человеческие волосы». Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Портрет во всех отношениях немощен, являя признаки бесспорного упадка. «АфанасийАфанасьевичсадился близко, у меня за плечами и громко, наставительно и авторитетно говорил мне: я Вам советую правую руку отвести правее иначе, смотрите, — ведьувасполучаетсяракурсчтовы с ним делать будете. » 12. Зильберштейн «развел» эти портреты, доказав, что их было два и они различны.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Справана фоне цветы. И только уже года через два Лев Николаевич Толстой вывел меня на чистый воздух». Портрет этот показывает, что Репин, даже в эпоху явно обозначившегося ущерба его творческих сил, мог еще создавать временами вещи исключительного художественного очарования. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Художник Илья Репин Портрет (1879). Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В другой раз он зашел и говорил много интересного по поводу начатой картины. С. Груздеву, принесшему его в 1919 г. в дар Казанскому музею. По словам В. С. Груздева, портрет был им куплен в давние годы, тотчас после окончания им университета, вместе с целой обстановкой и достался ему почти даром, в придачу к мебели.