Репина Картины

Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Здесь же мы просто покажем вам избранные картины Репина с названиями и описанием. Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли».

Ирония судьбы – единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты. Картины Репина о бурлаках самые популярные, хотя эту тему затрагивали многие художники. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал.

Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. Перед началом стоит сказать, что картины Репина обладали какой-то роковой силой.

Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ. Картины Репина – настоящие шедевры русского изобразительного искусства. Эту картину Репин написал в Париже, где он страстно тосковал по Родине, ему казалось, что в картине Садко он выражает эту тоску.

Многие картины Репина известны нам со школы. В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. Если рассматривать картину с современных позиций, то возможно совершенно другое восприятие картины, так как итоги революции далеко не так радужны, как представлялось в свое время Репину и его единомышленникам. В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ).

Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» Данте. Картина Репина – Не ждали. Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии. Сначала покажем наиболее знаменитые картины Репина.

Оценивать картины Репина не буду, так как я не специалист. Картины Репина отличаются удивительным сочетанием реальности и вымысла. Эта картина Репина вторая по популярности после «Не ждали», где возвращается домой революционер. К слову сказать, многие ошибочно считают, что Репин написал картину «Приплыли».

В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство. О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.

Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта. Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века. Сюжет картины Репину навеяла музыка Николая Римского-Корсакова.

Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы.

Илья Ефимович Репин – биография и картины

По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.

На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Гости Мамонтова, слушавшие ответ казаков, буквально покатывались со смеху – так ловко издевательства смешивались в нем с озорством.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Стасов присылает ему все, что он просит.

По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Показателен тот факт, что для изображения царевича художник выбрал писателя В. Гаршина, во внешности которого, по его мнению, было выражение некоторой обреченности. Репин никуда не делся.

Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.

Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228.

Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.

В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Вся центральная часть написана самим Репиным. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.

Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Третьяков»109.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины 
 (1844- 1930)

Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)

Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.

В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.

Куда делась куча 
картин Репина и 
других русских художников

Куда делась куча картин Репина и других русских художников

Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».

На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.

«Роковой» художник: 
мистика и мифы, 
связанные с картинами

«Роковой» художник: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина

Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.

Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Она ушла из жизни в 1931 году55. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.

Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).

Страшная тайна картин 
Ильи Репина

Страшная тайна картин Ильи Репина

В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность.

В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.

Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).

Возвращается в Россию летом 1876 года. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.

Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.

Портрет производит яркое и сильное впечатление. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».

м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Судьбы детей Репина сложились по-разному. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.

В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.

Описание картины 
Ильи Репина «Бурлаки 
на Волге»

Описание картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»

В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Репин встречал их по средам. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.

Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. я работал завороженный.

Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.

Описание картины 
Ильи Репина «Запорожцы 
пишут письмо турецкому

Описание картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.

Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.

Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.

Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.

Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру.

Описание картины 
Ильи Репина «Иван 
Грозный и его сын

Описание картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»

После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.

Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.

Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Берег Волги.

Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.

Каждый персонаж переживает что-то своё. Мне минутами становилось страшно». Пятый факт. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам – жалости к отцу и прощения.

Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.

Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Все заняты.

Описание картины 
Ильи Репина «Крестный 
ход в Курской губернии»

Описание картины Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии»

Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.

Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.

Описание картины 
Ильи Репина «Не 
ждали»

Описание картины Ильи Репина «Не ждали»

Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу.

В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Публике картина понравилась. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.

Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Казалось, она спит. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).

Описание картины 
Ильи Репина «Садко»

Описание картины Ильи Репина «Садко»

Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.

Не случайно большинство портретов его работы поражают воплощенной в людях энергией и волей. Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. О картине появилось много статей в периодической печати. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.

Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.

  • Персоны и личности (интересное о известных)
  • Илья Репин: биография и факты из жизни
  • Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  • Картины Ильи Репина – мастерство художественного маэстро
  • Загадочный Репин — 10 интересных фактов
  • Все Картины Илья Репин по алфавиту
  • Топограф иконописец, студент Академии художеств

Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.

Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.

  1. Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  4. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  5. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)

Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Комната небогатой интеллигентной семьи. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.

Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».

  • «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
  • Биография художника Ильи Репина
  • Краткая характеристика творчества
  • Картины Репина (фото) с названиями
  • Путеводитель по Перми и Пермскому краю

В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.

Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.

Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Глаза ясные и добрые.

Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

  • «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
  • «Торжественное заседание Государственного совета»
  • Портрет премьер-министра Столыпина
  • «Портрет пианистки графини Луизы Мерси дАржанто»

«Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.

Убийство свершилось. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Не доносчик ли.

  • Самое интересное в виде мозаики
  • «Иван Грозный и сын» и их натурщики

Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11.

Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.

Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. «Пенаты» – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.

Персоны и личности 
 (интересное о известных)

Работал весь день, не замечая времени. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.

Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений.

Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Он идет прямо к матери.

Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Репин Илья Ефимович – великий русский художник. В его глазах читается печаль, тоска. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Поставленная перед художником задача была очень трудной.

В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).

Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.

Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.

За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди.

Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.

Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».

Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. За окном летний день. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».

Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Имя Репина стало широко известным. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.

Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.

Общение с прежними друзьями было только заочным. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. А, может Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров.

Внимание художника тяготит их. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.

Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».

Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.

Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Почти со всеми его связывали дружеские отношения. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Левее на скамье сидит, по словам Репина, местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.

В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Л. Н. Толстого». Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).

Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.

После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.

К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».

Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.

Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13.

Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Вегетарианцем стал и сам Репин.

Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Этот мужчина слыл в городе колдуном.

В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. художественный музей им. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.

Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Рассмотрим "ближний круг". Картина теперь писалась легко, вдохновенно.

Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Первый факт. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).

Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Так ли это – судить зрителям.

Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.

Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Замысел картины возник как отклик на кровавые события времени, как гневный протест против деспотизма. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.

Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).

Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.

Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Они словно противопоставлены друг другу. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Этюд получился превосходный. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.

После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.

Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Много учился на написании портретов близких и друзей.

Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.

Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба «Пенаты», место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Репин считал сам эту картину красивой. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.

Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.

И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.

И вот уже перед нами не царь, а отец. Репин дважды подавал прошения об отставке. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.

Они жили в Пенатах в течение двух недель. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.

Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.

М. Бунакову. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В эту минуту в комнату вошел Христос.

В его взгляде осуждение и тревога. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.

Она была закончена только в 1891 году. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Америка—Франция—Россия. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. О чем эта история. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.

А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине.