Рокотов Федор Степанович Картины
Фёдор Степанович Рокотов – биография и картины
Так как Рокотов денег быстро заработать не мог. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Он в опале и выражение презрительной горечи отражает его ощущения. Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но.
Вот так, казалось бы, легендарное и почти неправдоподобное «глухое упоминание» вдруг обратилось в реальные произведения. Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице. Федор Рокотов учился в петербургской АХ (с 1760).
Федор Рокотов: биография и картины
Он создавал возвышенно идеальные образы и отметал все частное и ненужное. Какая-то она странная, неуравновешенная. В московский период художник вступает в новую фазу творческого развития. Федор Степанович Рокотов.
От чиновничьего образа жизни он и бежал. Репнина. Перед нами крупнейший поэтический авторитет XVIII века.
Еще более портретов, приписываемых его кисти, но достоверность которых сомнительна. И теперь — в Ногинске. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк. Гениальный русский художник Александр Иванов считал. На склоне лет мастер занялся педагогической деятельностью.
Каталог. Таковы, например, портреты неизвестной в белом платье (Вторая половина 1780-х. Рокотов, очевидно. Разве не близки были Рокотову проповедь разумного начала в человеке. Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь.
Описание картины Федора Рокотова «Портрет Александры Струйской»
ГРМ), колорит которых строится на контрасте всего двух цветов – оттенков черного (или темно-коричневого до черноты) и белого. Восторгаясь мужеством русских воинов, поэт жестко говорит о войне: «Ты яд на землю изливаешь Ты гонишь ратаев прилежных к оружию с обильных пив» Самым «земным» в творчестве художника называли этот портрет. Это стало основой для дальнейшего поиска, который в конце концов и привел Вишневского к тому номеру журнала «Старые годы», в котором портрет Е. А. Голицыной репродуцировался. На весь XIX век. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III).
В их числе были А. П. Сумароков (1777. Вот таким образом в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. Его заново открыли мирискусники.
Описание картины Федора Рокотова «Портрет Варвары Суровцевой»
Например, куратором выставки Натальей Пресновой идентифицирована Неизвестная в белом платье с фисташковой лентой (1780-е, частная коллекция). И в Москве и в других городах. Он был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне. Как же тогда они туда попали. В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную спб. Больше он никогда не будет брать государственных подрядов. В этот период Рокотов также пишет внебрачного сына Екатерины II и Григория Орлова – Алексея Бобринского (Середина 1760-х гг.
Рокотова от его современников. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно. А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. Его карьера хотя и вершилась на глазах петербургского, а затем и московского бомонда, но о жизни живописца мало что известно. В эту эпоху именно дворянство было носителем культуры, просвещения и образования.
Колористическое решение художника безупречно. При этом художник остается верен натуре.
Описание картины Федора Рокотова «Портрет Петра »
Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа.
Ведь в клубе могли состоять только дворяне – лица других сословий не допускались. Каждый из них глубоко индивидуален, прекрасен по-своему. в Академию художеств.
Обрезков, который был послом в Османской империи. В каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник.
Описание картины Федора Рокотова «Портрет Прасковьи Ланской»
Произведение осталось невостребованным и все последующие заказы были переданы Антропову. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18.
Академии Художеств, СПб. Вспомним, хотя бы популярные портреты Н. Е. и А. П. Струйских. Он значительно усложняет свой изобразительный язык. Мастерская просто ломилась от обилия заказов. Он был приглашен писать российского императора одновременно с А. П. Антроповым.
- Картины — Рокотов, Федор Степанович
- Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника
- Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
- Федор Рокотов — Третьяковская галерея
- Федор Рокотов: биография и творчество
- Художник Рокотов Федор Степанович (1735-1808)
Затем как бы само собой портреты «вошли» в галерею Лутовиновых, незаметно «породнились» с ними. 183 Ю. Б. Иверсен, Медали в честь русских государственных деятелей и частных лиц, вып. В это время он имел уже такое множество заказов, что, по словам Штелина, в мастерской его скоплялось зараз до сорока портретов, так что он успевал с натуры заканчивать одни только лица, доличное же ему приходилось оканчивать после. Именно в это время складывается индивидуальный творческий почерк Рокотова. ГРМ), «Портрет В. Е. Новосильцовой» (1780. – М. : Художник РСФСР, 1962.
Фактически цвет не играет в данных портретах почти никакой роли. Сначала она сняла с живописи старый, пожелтевший, уже заскорузлый лак. Считаю приятным долгом назвать имена реставраторов, проделавших столь огромную работу. На портретиста оказали несомненное влияние идеи просветительства с его проблемами морального облика привилегированного сословия и «истинного достоинства дворянина».
Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто. Оказывается, мундир Куракина снизу был позже кем-то дописан. Поэтически обобщая черты моделей, он приподнимал человека, делал его лучше и чище. Рокотов выписал журнал, «Утренний свет» имевший масонское направление, который издавал Новиков. академию художеств за представленную ей картину Венера и за портрет императора Петра III.
- Фёдор Степанович Рокотов (1735 — 1808)
- Портреты женщин века художника Рокотова
- Рокотов Федор Степанович (1735—1808)
- Художник Федор Степанович Рокотов (1735-1808) – портреты 18 века
- Русские художники: Рокотов Федор Степанович
- Русские художники – Федор Степанович Рокотов
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Портретная галерея Фёдора Рокотова
Он создаст тот тип портрета, который отвечал представлениям дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, культуре, «душевном изяществе». Выразительны портреты умного изысканного вельможи И. Г. Орлова (ГРМ), талантливого государственного деятеля и писателя И. Л. Голенищева-Кутузова, дяди знаменитого полководца (ГРМ). В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И. А кое-что уже разошлось по домам и учреждениям, где их и отыскал Смирнов. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона изысканные цветовые сочетания.
С приходом на трон Екатерины II Рокотов был приближен ко двору. Все 26 полотен. В Москве художнику предстоит проработать почти сорок лет, здесь он состоится как «истинный Рокотов», выработавший свою живописную манеру. Академии Художеств.
- Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
- Парадные портреты петербургского периода
- Портреты последнего периода жизни
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- Краткие сведения о жизни художника
- Знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым
В чем дело. ГРМ), парный к «Портрету неизвестной в белом чепце» (1790-e. Художник часто писал императрицу: и с натуры и с работ других художников.
О последних двадцати годах его жизни известно мало. С. 76 – 78. ). Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. Иное дело, что счастье понималось с учетом сословных и прочих ограничений. ГТГ). 6.
Художник не мог не относиться к поэту приязненно. Его часто приглашали ко двору. ГТГ, вариант в Русском музее) и Григория Орлова (1762 – 1763 гг.
Большую роль в систематизации и изучении художественного наследия Рокотова сыграла его юбилейная выставка, состоявшаяся в 1960 году. и пламенная душа ево (Сумарокова. — В. Л. ) при всей ево нежности сердца на оживляемом тобою полотне не утаилася». Художник стремился выявить свое восприятие своеобразия модели. Сейчас его принято обозначать как «Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х.
Реставрация полотен была сложной и длительной. Таковы портреты Струйских. Что с ней. Струйский и его связи с Ф. С.
- Федор Степанович Рокотов (1735-1808)
- О жизни и творчестве выдающихся художников
Шувалов не только его заметил, но и вырастил. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. С. 68 – 71. ). Каждый портрет — это прежде всего чувство, воплощенное гибким и богатым языком живописи.
Гагарина княгини A. А. Голицыной (1777 г., находящийся в имении князя С. М. Голицына Кузьминки, под Москвой) княгини А. С. Голицыной (в имении Е. В. Всеволожской Рябово) князя Д. М. Голицына (в Кузьминках) графини Е. А. Головкиной (у А. П. Шувалова) М. Д. Демидова (гравюра с него приложена к книге: Признательное воспоминание Московского Университета в день рождения П. Г. Демидова, 1821 г. Москва) графини Д. Ф. Дмитриевой-Мамоновой Б. Е. Ельчанинова (гравирован в 1771 г. Герасимовым) H. M. Загряжской, урожденной княжны Голицыной (находящийся у В. А. Олсуфьева) и H. A. Загряжской княгини A. A. Живопись орловских картин показалась ей весьма характерной и вот таким образом знакомой. А лубочные картинки с текстами басен продавались во всех книжных лавках. Она же послужила прекрасным материалом для исследования жизни и творчества Рокотова.
Но главное в другом: художник привносит в свои творения особое утонченное и ускользающее восприятие изображенного лица, он наполняет холст некой «загадочностью». Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Портрет А. П. Сумарокова предвещает переход живописца на овальные холсты. Вот таким образом у Ф. С. 1842 П. H. – М., 1959.
ГРМ). Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. в портретах Рокотова среда, атмосфера словно проясняются. Пришлось несколько лет реставрировать картины в Москве. Свадебное настроение тоже и вот наступают будни.
Эти черты рокотовского творчества наиболее цельно проявились в женских портретах, занимавших особое место в искусстве XVIII века. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. ГРМ). То же можно сказать о портретах великих князей Константина Павловича (Начало 1780-х гг. Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П. И.
Каждый из них замечателен по-своему. Он первым из русских портретистов достиг европейского уровня живописного мастерства. Она мимолетна. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Гагариных и князя C. B. Идеал человека века Просвещения выразил в них художник – честь и достоинство.
Особенно выделяется портрет В. И. Майкова (ок. Жил в Москве на Пречистенской улице. Знакомство водит с людьми просвещенными, неординарными.
В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник. ГИМ) и В. И. Майков (1775. Правдивые и обличающие картины тогдашней жизни находим мы в поэмах и одах Майкова. Первый написан в 1763 году, после коронации Екатерины II, для его написания Рокотова специально отвезли в Москву. 1954.
Именно Ф. С. Дочь д (ей-ствительного) ст (атского) советника) Алексея Филипповича Кар и супруги его быв (шей) Гофмейстерины Вел (икой) княжны Натальи Алексеевны». На губах едва заметная полуулыбка. Т. 1. Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. В эти годы Рокотов пользуется огромной славой. Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Р. также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 г. ).
Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. Великого Князя Николая Михайловича, СПб. Он получает такое количество заказов, что не в силах справиться с ними один. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III».
В ряде мужских портретах он тщательно прописывает мундир, воинские атрибуты и награды: «Портрет неизвестного в черном мундире» (1780. «Также у Ротари и Токе он многому научился, – продолжает Штелин, – и затем всецело посвятил себя портретной живописи». Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б.
Сын крепостного. ГТГ), С. Г. Домашнев, Б. Е. Ельчанинов, С. А. Порошин, А. И. Воронцов, Д. П. Бутурлин. На одном холсте было написано: «Подарен 1772 года августа. ГРМ), «Портрет А. С. Жукова» (1780-е.
Растрелли. Его происхождение не совсем выяснено. ГТГ), урожденной Озеровой. Тема «просвещенного барина», начатая еще Никитиным в портрете С. Г. Строгонова, находит продолжение в творчестве Рокотова: И. Орлов, Воронцовы, Голицыны – это люди, вносящие свой вклад в развитие культуры России. А пламенная душа поэта уже была посыпана пеплом лет и разочарований.
С. 11. ). Майков пытается жить «как долг и честь велит» и призывал к нравственному самоочищению: «противу злобы ополчайтесь», «качество души телесных сил дороже» Творчеством поэта интересовался Дидро, его поэму «Елисей» одобрял Пушкин. Пензячка согласилась стать его женой.
Человек, неоднозначный, заносчивый, обидчивый, познавший и сладость и яд быстрой славы, он понял, наконец: «все на свете коловратно». В России такие социально-эстетические представления еще только зарождались. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. В 1778 году умирает князь Репнин. Но композиция потрета.
– М. : Искусство, 1945. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Станцевав с девушкой, Александр передумал идти отдыхать. Источниковые материалы о художнике чрезвычайно скупы и малочисленны. Рокотов, надо полагать, всегда помнил: он из крепостных, — еще и это определяло его подчас подчеркнуто-заносчивое поведение, направленное на тех, кто хотел унизить его. Иначе трудно объяснить тот факт, что подпись Рокотова стоит под «Правилами Московского английского клуба», составленными при его учреждении (Лебедев А. В.
Но в каком ужасном виде они находились. ГТГ). Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. В пору своего творческого расцвета художник создает галерею прекрасных женских образов: А. П. Струйской (1772, ГТГ), В. Е. Новосильцевой (1780, ГТГ), Е. В. Санти (1785, ГРМ), В. Н. Суровцевой (1780, ГРМ). как равный равных» Но мы знаем: Рокотов — не дворянин.
все – в Третьяковской галерее). Одна из них была куплена как работа неизвестного художника. Сам Майков, автор «комических поэм» и баснописец. Они были известны и раньше. Выставка имела огромный успех.
С. 94. ). Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись. С этим событием связана так или иначе программная картина «Венера, Амур и Сатир» (Между 1763 и 1765 гг. К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» – едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым). Но пожалуй, самая интересная находка произошла в Орле. В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С. – СПб., С. 52. ).
Как же они в его экспозиции несколько десятилетий представляли род писателя. В Академии художеств учителями Рокотова были иностранцы. ГТГ) и его второй жены Александры Струйской (1772. Люди на полотнах Рокотова, как кажется, таят в себе что-то сокровенное, значительное.
ГТГ). «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». И тем не менее он был забыт на целых сто двадцать лет, почти до начала XX века.
Недоброхоты писали, что художник «за славою стал спесив и важен». Оно было даже описано и воспроизведено в 1910 году в журнале «Старые годы». Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Сборник материалов для истории Академии художеств за 100 лет. При просмотре работ раннего периода становится видно, что краски еще пестры и слишком контрастны, а рисунок излишне жесткий.
Возможно, у художника слабело зрение. Портрет императрицы очень декоративен. Постепенно размягчался красочный слой, становился эластичным, «живым», что ли, склеивались между собой его опадавшие частицы, меж собой и грунтом — основой живописи. Александра III) А. Н. Сенявина В. Н. Суровцевой (у А. С. Танеева, в Петербурге) г-жи Талызиной, урожденной Зубовой (у г-на Новосильцева, в Тамбовской губ. ) графа П. Б. Шереметева (в Академии Художеств не достоверный) M. Е. Шуваловой (у А. П. Шувалова) графа А. П. Шувалова И. И. Шувалова (в Академии Художеств) Н. П. Шувалова (у А. П. Шувалова, в Петербурге) графа П. И. Шувалова (в Академии Художеств) и многие другие. Лицо кривит улыбка всезнания.
Следующим званием будет академик. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. В нем художник становится более конкретным. Надо сказать, что последние годы были на удивление «урожайными» на открытия картин Рокотова.
В облике томного изнеженного жуира угадывается иронический ум поэта-сатирика. и П. П. Рокотов запечатлел победоносно-чувственное самодовольство человека. словно бы снисходительно вещающего: «Живите всласть, окутайте жизнь»» Но видимая плотоядность — не обывательское понятие о радостях бытия. Все это, особенно принимая во внимание, с каким трудом в то время получались художниками сеансы Высочайших особ, заставляет нас признать, что в 1760 г. Рокотов вступил в Академию уже не учеником, а что художественное образование он получил раньше — как говорит предание, под руководством Ле Лорреня и графа П. Ротари последнее вероятно тем более, что с произведениями Ротари ранние работы Рокотова имеют большое сходство. Цвета — белые, розовые, жемчужные, чувствуется легкость, воздушность ткани. Они, как правило изображают верхнюю часть тела модели. 1874 A. Wassiltschikoff, Liste alphabtique de portraits russes, St. -Ptsb.
За одной из фавориток первого областного конкурса «Сурская красавица» Венерой Азизовой долго и красиво ухаживал далеко не бедный англичанин Эндрю Симмонс. Портреты не безмолвствуют, говорят о доверии, об отношении равных: художника и модели. Когда реставраторы сняли позднейшие подновления, то открылись прекрасные первозданные краски, тот самый неповторимый колорит и одухотворенность образа, что столь присущи творениям Рокотова. Но она была человеком своего времени. ГТГ), князя С. В. Гагарина (Не позднее 1768.
В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета. Каталог произведений иностранной живописи, СПб. Про эту пару Би-Би-Си даже снял документальный фильм.
Эталонными стали два портрета. Творчество Рокотова 1790-х годов противоречиво. художественный музей Белоруссии).
Федор Степанович Рокотов принадлежит к числу самых значительных художников XVIII века. Орлова (у графа А. А. Орлова-Давыдова, в Петербурге) графа И. Г. Орлова (у него же, в имении Отрада, Московской губ. ) другой его же (у Всеволожских в Петербурге гравирован Чемесовым) графа Ф. Г. Орлова П. С. Протасова (у С. И. Васильчикова в Петербурге) графа Н. П. Румянцева (у А. А. Муханова, в Чернигове) графини А. А. Санти (в Музее Имп. 1757), вероятный автопортрет РокотоваРокотов родился в подмосковном имении князей Репниных Воронцово. После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии.
Мать 18 детей, она пережила многих из них. К лучшим работам раннего периода творчества Рокотова относится Портрет Екатерины II в коронационном наряде (1763, ГТГ), служивший своеобразным эталоном, с которого выполнялись копии и портрет фаворита императрицы Григория Орлова (1762-1763, ГТГ). Единый круг персонажей предстаёт в портретах поэта В. И. Майкова (около 1765), А. И. Воронцова (конец 1760-х гг. ), А. П. Струйской (1772), неизвестной в розовом платье (1770-е гг. ), неизвестного в треуголке (1-я половина 1770-х гг. В овальном «Портрете А. П. Сумарокова» (1777. Херасков образовал литературный кружок.
Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Последним официальным заказом, выполненным не позже 1768 года, была серия портретов опекунов Московского воспитательного дома – И. Н. Тютчева (ГТГ), С. В. Гагарина (ГРМ), П. И. Вырубова (ГТГ).
Но ведь его портреты еще при жизни мастера получили всеобщее признание. Рокотов пишет «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761. или между 1768 и 1773 гг. Гос. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. Для его петербургского периода характерны парадные портреты (великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III (1758, Русский музей, Петербург, повторение – в Третьяковской галерее, Москва), Г. Г. Орлова в латах (1762–1763, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же вариант – в Дворце-музее Павловска). XVIII век.
Художник брал за работы крайне низкую оплату – по сто или даже по пятьдесят рублей. Словом, работа реставраторов была весьма трудоемкой. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе. Любимец основателя университета и Академии художеств, августейшего фаворита Ивана Шувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста Михаилом Ломоносовым и самой Екатериной II (той очень понравился ее профильный, как бы комплиментарный портрет), академик с 29 лет, Федор Рокотов был практически забыт сразу после смерти в 1808 году.
Самодержец изволил о ней спросить и, получив ответ, соблаговолил пройти польский снею». По его протекции Ф. С. Впрочем, чему тут удивляться: внешность пензячки была так обворожительна и «истинно изумительна», что царь «долго оставался на балу, назвав пензенский бал вторым после московского». Человек громадного обаяния. Художник был знаком со многими видными деятелями науки и культуры: ученым-энциклопедистом М. В. Ломоносовым, гравером Е. П. Чемесовым, архитектором В. И. Баженовым, ему позировали «театра русского отец» А. П. Сумароков и поэт-сатирик В. И, Майков. В «Портрете неизвестного молодого человека» предполагают автопортрет художника: он слегка улыбается миру, по зорки и оценивающи внимательные глаза. ГИМ) особенно интересны живописная тонкость и передача трагического настроения последней поры жизни драматурга.
Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве. Псковский музей) и Александра Павловича (Начало 1780-х гг. Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он — из самых похожих.
И вот теперь этот, по словам искусствоведа Л. А. Маркиной, «истинный шедевр» в Третьяковке. С 1762 адъюнкт АХ, с 1765 академик. ГТГ), «Портрет неизвестной в белом платье» (Вторая половина 1770-х гг. В Москве ставятся пьесы драматурга А. П. Пленительность этих творений возникала за счет наработанного мастерства. Особенно привлекали Федора Рокотова серьёзные юношеские лица.
У него было несколько учеников, но их имена (кроме Петра и Ивана Андреевых) неизвестны, также как и их произведения. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго. Эта одна-единствен-ная буква стала ценнейшей находкой для исследователей. человек-поэт, он создавал вокруг себя атмосферу лиричности. Нижегородский художественный музей).
Воронцовой (находящийся у графа И. И. Воронцова-Дашкова, в Петербурге) княгинь M. А. (1775 г. ), П. Ф. Притом не какую-то ее часть а полностью — все 26 полотен. Вот таким образом искусствоведам еще предстоит тщательно ее исследовать. Ее образ исполнен светящейся чистоты, непреходящей красоты юности. В апреле 1762 года император дал Рокотову сеанс. А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного. Не исключено, что Рокотов несколько раз приезжал в Санкт-Петербург, так как известны два портрета великого князя Павла Петровича, выполненные художником в 1770-х годах явно с натуры (оба в ГРМ).
Лицо написано чуть ли не осязаемо. В чем причина. Портрет богатейшей дамы империи, чья внучка стала женой декабриста Сергея Трубецкого, долгое время находился в коллекции известного искусствоведа Александра Габричевского (1891 – 1968). Художнику также поручается писать царских фаворитов Ивана Орлова (Между 1762 – 1765 гг.
Художник был дружен с ними, он исполнил несколько портретов представителей этой фамилии. 1829 Фишер, Указатель находящихся в Академии произведений, СПб. В 60-е годы Рокотов пишет и ряд интимных портретов, чаще всего мужских. Это Людмила Александровна Огородникова, которой достался особенно «трудный» портрет С. П. Озерова. Не одна, что уже было бы сенсацией, а сразу три.
Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя. Портрет потребовал длительной и кропотливой реставрации.
Его помощники впоследствии стали работать самостоятельно и образовался «круг Рокотова» из которого выходили произведения, схожие с рокотовскими, что создало искусствоведам множество трудностей в атрибуции этих работ. Но после революции она исчезла, считалась навсегда утерянной. Духовный мир ее богат и сложен.
А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. Якоб Штелин, первый историк русского искусства XVIII века, свидетельствует, что «Федор Степанович Рокотов учился в Академии при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо». Гладила осторожно, терпеливо. С одной стороны, он пишет, например, «Портрет княгини Е. Д. Волконской» (Начало 1790-х ГРМ), «Портрет неизвестного» (1790-х. Масон Н. И. Академия пока еще не открылась.
Вот те художественные черты, которые характерные для портретописи Рокотова в целом. музыкальной со средоточенности, на которую не откликался лишь абсолютно душевно тупой человек. Он становится адъюнктом, преподавателем. Успех, по тем временам, у Рокотова огромен. А поэт М. М.
В его мастерской, по свидетельству современника, стояло до сорока холстов, на которых «были окончены одни головы», а остальное, можно догадываться, дописывали ученики. В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. Портреты А. П. Струйской (1772), В. Е. Новосильцевой (1780), П. Н. Ланской (1780-е), Е. В. Санти (1785), В. И. Суровцевой (1780-е). т. I, СПб.
Её образ – словно воздушный полунамек. Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи.
Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. Судьба Струйской была не очень удачной. Притом созданные художником в пору расцвета своего блистательного таланта. С. 10. ). Т. 1.
Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. Писан 1775 Р. Т» На третьем, как позже определили, был изображен П. П. Озеров. Однако Академия запрещает свободную работу на стороне. Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей. Орлова, умного изысканного вельможи.
ГТГ). Для России это будет, скорее всего, Федор Степанович Рокотов. Рокотовым // Очерки по русскому и советскому искусству. Успехи художника привлекли внимание и вскоре он становится известен Двору, а в 1762 году за большой парадный Портрет Петра III (ГРМ) получает звание адъюнкта. Открывая новые грани человеческих переживаний, творчество Рокотова в какой-то степени предвосхищало поиски мастеров последующего поколения, художников романтического направления.
По его распоряжению Рокотов был принят в 1760г. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных. 1904—1908 Каталог историко-художественной выставки русских портретов 1905 г., СПб. ГТГ), «Портрет А. П. Кутайсовой» (Начало 1780-х гг. Его восхождению по лестнице признания способствуют дворцовые заказы.
Тверская картинная галерея), «Портрет П. С. Протасова» (Между 1785 и 1794 гг. Рокотов относился к своим героям по-разному, но никогда — равнодушно. В 1780-е годы Рокотов написал множество женских портретов.
Даже год рождения под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й. Теперь мастер часто пишет овальные портреты, причем форма холста подчеркивает общий ритмический строй произведения. Впрочем, к нынешней экспозиции обширная рокотовская галерея неизвестных поредела.
Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их. Их размеры обычно – около 73 х 56 или 65 х 53 см. Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Лицо поэта проповедника.
В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали.
ГТГ) в связи с ее коронацией в Москве (в Третьяковской галерее хранится этюд к этому портрету). Ломизе обратилась к знакомой уже нам книге А. А. Рыбникова «Фактура классической картины» и получила полное подтверждение своей догадки. Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». Теперь он украшает экспозицию Музея В. А. Тропинина. Но именно на его обороте обнаружились следы авторской пометки, точнее, след буквы «Р».
Женские портреты, как правило, овальной формы. Майков, вопрошавший: «Возможно ль тиху жизнь равнять с блестящей славой, в которой никогда нельзя иметь друзей. » — неуемно и жадно, пусть и не всегда удачно, рвался из тихой жизни к славе. Но, представьте себе, Александр Иванович разыскал эту легендарную исчезнувшую коллекцию. Родился он в 1735 году, а первое упоминание о художнике встречается в 1757 году в связи с созданием Портрета неизвестного молодого человека в гвардейском мундире (1757, ГТГ). Поэт-партизан Денис Давыдов «смертельно влюбился» в Евгению Золотареву. Рокотов стал, таким образом, одним из первых в России «вольных художников», независимых от государственной службы. Став академиком, Рокотов бросает службу в Академии художеств.
ГРМ) и П. Н. Ланской (Начало 1790-х. 1870 А. Сомов, Картинная галерея Имп. Рокотов работает в жанре камерного портрета и его разновидности – интимного изображения. Разумеется, такое понимание «духовного аристократизма» еще очень далеко от идеи внесословности личности – идеи, которая в ту эпоху уже полностью утвердилась в искусстве Франции. ГРМ) и «Портрет Петра III» (1762.
Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения. Орлов похож на переодетого античного бога. ГРМ). Вот таким образом в советской искусствоведческой литературе, посвященной Рокотову, портрет Е. А. Голицыной упоминался как одна из значительных работ художника, но с непременным и грустным комментарием «местонахождение неизвестно». Он с алой орденской лентой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Судьба его очень необычна и до сих пор не все в биографии выяснено.
Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А. М. Его успехи были замечены. У нее все положенные регалии: корона, скипетр и держава. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». На ней можно встретиться с такими хрестоматийными работами, как Портрет Василия Ивановича Майкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодаря невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихся учебниках «Родная речь», Портрет Александры Струйской (1772) – «русской Моны Лизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками) и воспетой спустя столетия поэтом Николаем Заболоцким, а также портрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Николая Струйского, который считал батоги эффективным инструментом для внушения крестьянам идей Просвещения. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке.
Вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов, свойственные ранним погрудным портретам Рокотова (портрет И. Л. Голенищева-Кутузова, 1-я половина 1760-х гг., Русский музей), характеризуют его как продолжателя традиций русского портрета 1-й половины 18 в. В 1765 году Фёдор Рокотов переселился в Москву, где положил начало своеобразной "московской" ветви русского портретного искусства. Удивительно красивые лица. что « в шитом высоко стоящем воротнике нельзя ничего сделать, кроме стоять вытянувшись».
В 1780-е гг. ГРМ). Портрет Якова Васильевича Худякова». Майков наверняка вел беседы во время сеансов. Рокотова было много заказов от знатных особ. Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей».
Петров, Отечественная живопись за сто лет — Северное Сияние 1862 г. Сборник материалов для истории Императорской С. -Петербургской Академии Художеств. Реставрация портрета, как признавалась Анна Ивановна, была сложной, хотя и вполне традиционной, то есть многократно проверенной. Исче-зали так называемые кракелюры — зловещие рваные трещины, разрушающие живопись. Итак, обнаружено три ранее неизвестные картины великого мастера. Что сказывалось на личной судьбе.
В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только вид лица, но и нежность сердца. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Художника привлекает внутренняя красота человека. Загадки Рокотова // Возрожденные шедевры. Многие годы существовала версия о дворянском происхождении Рокотова.
Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство. Ею оказалась Елена Ивановна Козицкая, супруга статс-секретаря Екатерины II. В Портрете Майкова (1765г. ) художник становится более конкретным. Наставления его и поучения раздражали.
Из московских произведений выделяется «Портрет В. И. Майкова» (1775. 1902 г. А. Бенуа, Русская школа живописи, СПб. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. Так, в 1765 году в его мастерской стояло сорок портретов, «в которых было окончены одни головы». Рокотов, Федор Степанович, Портрет Прасковьи Николаевны Ланской Начало 1790-х 74 x 53 (овал) см Холст, масло Россия Москва. Молодой художник делает быстрые и заметные успехи. Но кого художник изобразил.
Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. В советское время Рокотова выставляли и «при Грабаре» в 1923-м и в 1960 – 1961 годах (в Третьяковской галерее и Русском музее). Фон его — светлый, теряющий обычную для Рокотова таинственность, — будто пробегает многоцветная жизнь, столь любопытная поэту.
В Москве Рокотова приняли как равного и он стал членом Английского клуба. Два рокотовских полотна получил в дар Государственный музей В. А. Тропинина в Москве. В 1765 году художник пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком. Не этих ли, орловских. Теперь же приходится этих невольных «самозванцев» выводить из тургеневского круга.
На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными (портреты: В. Е. Новосильцовой, 1780, Третьяковская галерея супругов Суровцевых, 2-я половина 1780-х гг., Е. В. Санти, 1785 все три – в Русском музее). Но портрет создает, не приукрашивая: личность незаурядная и противоречивая. Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. Среди них можно выделить портрет И. Г. Таинственные полуулыбки его героинь их удивленные открытые глаза.
Рокотов написал их портреты. Его редкий дар передавать «души изменчивой приметы», неповторимое чувство цвета, своеобразный колорит картин, виртуозное владение кистью, таинственная дымка вокруг портретируемых, придающая им загадочность, поэтичность и некую трепетную интимность, сделали его одним из крупнейших, обаятельнейших русских живописцев. Колорит портрета подчеркивает полнокровность и жизнерадостность образа. Навряд ли наследник престола приезжал из столицы позировать Рокотову, скорее наоборот. Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца или И. Г.
Среди них поэты Сумароков и Майков. Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася. » – так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П. Сумарокова (Исторический музей), возданном всего лишь «по троекратном действии», то есть в три сеанса. Живопись. С. 82 – 83 Государственный Русский музей.
1904 Русские портреты ХVIII и XIX вв. 1905 А. Н. Бенуа, Русский Музей Александра III, М. 1905 Месяцеслов на 1840 г., стр. Известен еще один связанный с Рокотовым портрет Петра III (1762. С него были сделаны две копии. Современники выдающегося живописца в своих мемуарах обошли его молчанием. 78—79 Барон Н. Н. Врангель: Ф. С. Рокотов — Старые Годы 1910 г., апрель (с многочисленными снимками с работ Рокотова). 1908, стр.
Придавал ли им Рокотов черты своей мечты о человеке. Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека. ГТГ), графиня Елизавета Васильевна Санти (1785.
Исследователи также неоднократно высказывали предположение о том, что Рокотов обучался в привилегированном Петербургском Шляхетском кадетском корпусе для дворянских детей, где он получил широкое общее образование (Лапшина Н. П. – СПб., 1998. Особое внимание художник уделяет глазам и мимике. Почти играя, — рассказывает современник о работе художника, — ознаменовал только вид лица. (Сахарова И. Н. Е.
Так же относился к мундиру. Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. Куракиной, урожденной Паниной (гравирован Радигом) князя А. Б. Куракина князя Б. А. Куракина (гравирован Радигом) В. И. Майкова (принадлежит А. А. Майковой) В. А. Нарышкиной M. В. Олсуфьевой князя Гр.
Кроме того, он нигде не придавал своим образам полной ясности портретной характеристики. Рокотов тщательно воспроизвел картины шуваловского собрания, сплошь закрывающие стены кабинета, большой портрет самого И. И. Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета. Из-за плохой сохранности атрибуция портрета вызывает большие сомнения. Рокотова // Искусство. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства.
Сумарокова. В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III. Потому так притягательны «загадочные» и вдохновенные лица на полотнах Ф. С. Рокотова. Пелевин Ю. А. Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря.
Конечно. Рассмотрим, например Портрет Майкова (1765г. ). Их стало меньше и они уже не представляли такой грозной опасности, как раньше. И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. К биографии Ф. С.
Художник чаще всего пишет портреты овальной формы. Потом он жил в Ревеле. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Тогда картина находилась в собрании княгини Оболенской. Два рокотовских произведения пополнили собрание Государственной Третьяковской галереи. IV, СПб., 1882, стр.
Его незначительную роль в Академии можно объяснить тем, что он был портретистом, а в Академии приоритет отдавался «исторической живописи». Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь. Удалось назвать и примерную дату появления произведения — 60-е годы. Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах большинство их приписывается самому Р. Кроме этих двух изображений Екатерины из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один — в московской Оружейной палате, два — в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший — в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и др.
Портрет очень понравился Екатерине II. Так И. И. Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Фёдор Рокотов одним из первых русских живописцев уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины 18 в. (портрет Екатерины II, 1763, Третьяковская галерея и Русский музей, Ленинград). Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Палитра картины сочетает красные и зеленые тона, что еще больше подчеркивает полнокровность созданного художником образа. Так, портрет дочери воронежского фабриканта А. С. Тулиновой, принадлежавший одному москвичу, упоминался в литературе, экспонировался на выставках, даже попал в 1975 году на обложку каталога выставки «Русский портрет из московских частных собраний».
Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показывает картину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил. И были дидактично-нравоучительны призывы: «Собою украшай свой чин». В своих лучших произведениях художник творил «живописный миф».
Но когда был снят дублировочный холст и под ним открылся холст первоначальный, авторский, то обнаружили на нем такие слова: «Княгиня Екатерина Алексеевна Голицына — жена действительного Камергера Кн (язя) Петра Михайловича род (илась) 5 окт (ября) 1724 года— 16 февраля 1804 года. Ему этого и не дали сделать. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. За это творение он был милостиво награжден. исторический музей).
Еще одна красавица Юлия Перевезенцева уступила пальму первенства на национальном конкурсе красоты будущей «Мисс Вселенная» Оксане Фёдоровой. Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года. Но зато они вошли в драгоценное наследие великого русского художника. Большая роль одежды, аксессуаров, а главное — красочная гамма, в которой преобладают довольно яркие цвета, а также заметная жестковатость рисунка отличают эти произведения. Изд. Это Максим Харитонович Бутаков, Валерий Михайлович Танаев и Владимир Иванович Шульгин.
Чрезвычайно работоспособный, Рокотов вел много заказов. Федор Степанович Рокотов. Заделала многочисленные прорывы холста. Так вот «жемчужиной» этого собрания является портрет Екатерины II, созданный Рокотовым.
Остались лишь официальные документы, мало что проясняющие в биографии портретиста. Рокотов сосредоточивается теперь на технических средствах. В портрете В. И. Мастер ловит неуловимое – чувства человека, перенося их на полотно. – М., 1959.
— один из лучших русских портретистов род. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. ГРМ) и Писаревой (. ) (Первая половина 1790-х. Однако пышный ее наряд и драгоценности не заслоняют лицо, пленяющее нас «приятностью и разумом».
На другом — «Портрет Семена Петровича Озерова. Изысканное сочетание розовых и зеленых тонов подчеркивает аристократизм этого образа. Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А. Н. В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником. С каким почтением и удовольствием вспоминает о нем Гринев из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина: «Опыты мои, для тогдашнего времени, были изрядны и Александр Петрович Сумароков очень их похвалял» Рокотов, несомненно.
Она смазала красочный слой рыбьим клеем, который издавна применяется при подобных работах. ГРМ), «Портрет князя Г. С. Волконского» (Между 1780 и 1789 гг. Словом, в официальном заключении Всероссийского Центра имени академика И. Э. Грабаря, направленном в Орловский музей И. С. Тургенева, Ломизе уверенно констатировала: «Принадлежность этих портретов кисти Рокотова не вызывает сомнения».
С. 142. ). Портрет красноречив: на красноватом лице брезгливое опасение соседствует с уязвленностью и презрением к тем, кто недооценил его дарования на разных поприщах — а был он и первым директором российского театра и издавал журнал «Трудолюбивая пчела». Федор Степанович Рокотов. По другой гипотезе, Федор Рокотов являлся внебрачным ребенком князя П. И. Репнина. В портретах появляется лиризм и формируется многозначность образа.
на портрете великолепен. Н. Лапшина, автор наиболее полной и обстоятельной монографии о художнике, утверждала, что «Рокотов являет собой типичный пример художника-реалиста XVIII века, который, стремится представить в своем творчестве идеал нравственного достоинства человеческой личности» (Лапшина Н. П. В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную Санкт-Петербургскую академию художеств за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III. 1875 Д. Ровинский, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб.
ГРМ) – в рост на фоне военного лагеря. Он завален заказами. Что же сделала Садикова с портретом Куракина. Гр.
В 1763 году его приглашают писать парадный портрет императрицы (1763. Женские портреты, как правило, овальной формы. Это произведение – одно из самых значительных в искусстве XVIII века. При этом известно, что работал он не очень быстро. Последние известные работы Фёдора Рокотова относятся к 1790-м гг. На портретах появляется заученная мимика, напряженный взгляд, не пускающий внутрь образа.
Boт один из них. Хотя последний портрет не был закончен 5, он также был выкуплен и, среди прочих, находился в Воспитательном доме вплоть до революции. юность проходит быстро. Знает себе цену, ведает цену жизни. Его имя сразу же назвал Вишневский, обладавший удивительным чувством прекрасного.
Одно из немногих выявленных тогда рокотовских произведений. Из работ его, кроме упомянутых, нам известны еще следующие портреты: Н. А. Бекетова, А. И. Бибикова (гравированный Уткиным, Афанасьевым и неизвестным мастером) княгини Е. Д. Волконской графини M. A. Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Земная судьба А. П. Хотя, по заключению реставраторов, ее принадлежность Рокотову не вызывает сомнения. – М., 1963.
155—156 барон Н. Н. Врангель, Каталог старинных произведений искусств, хранящихся в Имп.