Рокотов Парадный Портрет Екатерины 2

Федор Рокотов: лица екатерининской эпохи

Возможно, у художника слабело зрение. Контуры фигур растворены, они как бы сплавляются с густым мерцающим фоном. Современники отмечали его привлекательную внешность, он любил искусство, был добр и отзывчив. Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто. О последних двадцати годах его жизни известно мало. Одни пуговицы на его кафтане стоили около 80 тысяч рублей. Эти портреты отличаются беспрецедентной в русском искусстве раскованностью «поведения» персонажей.

Владычица на алтаре сжигает маки в знак жертвования собственным покоем ради общего блага. В них – как, например, в портрете врача Леруа работы Жака Луи Давида (1783) – важен не статус, а деятельность героя, не благообразие облика, а честно предъявляемый характер. Этот портрет интересен своим камерным, «домашним» характером и императрица смотрит на нем как-то грустно и даже несколько удивленно. Дмитрий Григорьевич Левицкий портрет Екатерины 2 создал с использованием символов правосудия и справедливости. И вот зал 4. Она передавалась, в частности, литературными произведениями, которые описывали воображаемую коммуникацию с портретом: поэтические «собеседования» с ним истории о влюбленности в портреты, а в эпоху романтизма – страшные рассказы об оживающих изображениях.

В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722–1782). Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия. Горделиво улыбающаяся императрица возвышается как скала, окруженная поясом своих соратников. Екатерина II Великая- идеал просвещенной монархини. Учившийся в Италии петровский пенсионер Иван Никитин – первый русский мастер, «забывший» про парсуну.

Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России. Сорокалетний Антропов совершенствовался под руководством Пьетро Ротари – переселившегося в Россию живописца с европейской репутацией. Источник света помещен сбоку. Григорий Орлов Екатерина прожила с Орловым двенадцать лет. А через три года, в 1914 году, книги Рузаевской типографии будут выставлены как образец высочайшего типографского искусства на Международной выставке выставку печатного дела в Лейпциге. Улыбка Екатерины – это нечто большее, чем просто улыбка согласно портретной традиции.

Рокотов, Федор Степанович 
– Портрет Екатерины 
 (2)

Рокотов, Федор Степанович – Портрет Екатерины (2)

Платон Александрович Зубов Лампи Старший Иоганн Баптист. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. На ее голове вместо императорской короны – лавровый венец. Андрея Первозванного. Но она была человеком своего времени.

Чрезвычайно добрый, честный и простой, он отличался особенной откровенностью и прямотой, но не имел достаточно гибкости, качества, столь необходимого фавориту среди придворных интриг. Фавориты Григорий Александрович Потемкин Фаворитом императрицы был всего два года. Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры. Обычно художник пишет голову в трёхчетвертном повороте, отчего на лицах моделей появляется неопределенное загадочное выражение. Если в 1770-х годах его стандартный портрет стоил 50 рублей, то в 1780-х он оценивался уже в сотню.

Изображения Екатерины II передают царственную осанку, твёрдый, но добродетельный, взгляд и, кажется, сам дух эпохи русского просвещения. Возмущенная подобной черной неблагодарностью, Екатерина в шею выгнала из дворца и фаворита-изменника и подругу-предательницу. Правда, во многих произведениях Боровиковского «причастность природе» персонажа приобретает характер клише, свидетельствующего о том, что чувствительность и естественность превратились в моду. В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И.

Потемкин не был «паркетным» генералом. Фавориты Александр Дмитриевич Ланской Конногвардеец Александр Дмитриевич Ланской был одно время адъютантом светлейшего князя Таврического и по приказу Потемкина отправился «на службу» в спальню императрицы. Обаятельный мужчина с приятным характером — Екатерина II в очередной раз поражена в самое сердце.

Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита. Растрелли. И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. Он даже поселился во дворце. Он был человеком лично храбрым, решительным, но не более того. Стоит присмотреться к тому, как Рокотов пишет глаза: в таких вещах, как знаменитый портрет Александры Струйской (1772), зрачок написан сплавленными мазками близких цветов с ярким бликом, – взор теряет ясность, но приобретает глубину.

10 неизвестных: 
история России в 
портретах Федора

10 неизвестных: история России в портретах Федора Рокотова

В 1775-м он был назначен кабинет-секретарем. С конца 1760-х гг. Портрет отражает и транслирует стандарты социального поведения.

Теперь портрет отчетливо расслаивается на парадный и приватный. С основанием Академии художеств в 1757 году ситуация стала меняться. В начале 1770-х Рокотов, устав от придворных скандалов, уезжает в Москву. Так начинал формироваться исторический портрет Екатерины 2, основными чертами которого стали волевой стержень, мужество, тщеславие, гордыня и хитрость.

Портрет человека творческой профессии сам по себе мог символически повышать его статус. В них обязательно говорится, что портрет «как живой», он «дышит», ему не хватает только дара речи и т. п. Как правило, описываемые поэтами картины были плодом их воображения. Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент.

Более неестественное изображение и представить себе сложно. В 1770-е для Рокотова становится характерным раскованная манера письма. Лессировки создают впечатление особой глубины и прозрачности поверхности. Светлый хитон жрицы символизирует чистоту ее помыслов и дел лавровый венок и морской пейзаж с кораблями – военные победы и успехи на ниве дипломатии маки, сжигаемые на алтаре Фемиды, – неусыпное попечение о правосудии, а орел с перунами придает величественному образу черты сходства с Юпитером. Она сама в одном лице законодатель и судья – богиня Справедливости и Правосудия.

Ломоносова к И. И. Но в середине 1950-х годов искусствовед А. И. Михайлов обнаружил челобитную Рокотова, датированную августом 1776 г., в которой тот просил об освобождении от крепостной зависимости своих племянников. С улыбкой она вошла и в русскую классическую литературу. Екатерина прожила с Орловым двенадцать лет. При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль. В 1760 году, по словесному приказанию Шувалова, Рокотов был зачислен в Академию художеств.

Но европеизация изобразительных форм началась раньше. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. Особенно это заметно в виртуозно исполненных женских портретах, следующих идеалу юной «природной» красоты и калькирующих позы и атрибуты модели. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Портрет Струйского плохо сохранился, но ясно видны его нервное лицо, большие беспокойные темные глаза. Первым в этом ряду стал «Портрет ЕкатериныIIв русском платье».

На постаменте скульптуры вырезан профиль Солона – афинского законодателя. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. Выставка одного предмета открывалась редко экспонирующимся полотном Стефано Торелли «Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами» (1772, собрание Государственной Третьяковской галереи). Впрочем, фаворитом Васильчиков пробыл недолго.

1780-е – нач. 1790-х – новый период творчества художника. Петр III сетовал: «Бог знает, откуда моя жена беременеет я не знаю наверное, мой ли этот ребенок и должен ли я признавать его своим». Ни семьи, ни детей, только портреты, где взгляд притягивают лица, а не кружева и шелка. Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712–1780) создавал официальный, канонический образ императрицы.

А «прокололся» он вот на чем. Конец 1780-х в портретной галерее Екатерины представлен ее портретом в дорожном костюме кисти бывшего крепостного, художника Михаила Шибанова (биографические сведения о нем крайне скудны), написанным во время ее знаменитого путешествия в Крым (1787). Портреты занимали важное место на академических выставках и позволяли художнику сделать полноценную карьеру – стать «назначенным» (то есть членом-корреспондентом) или даже академиком. Петр Васильевич Заводовский Пётр Васильевич Завадовский (1739 — 1812) — русский государственный деятель, кабинет-секретарь и фаворит Екатерины II, первый министр народного просвещения Российской империи (1802-10).

Но это Рокотов. В конце XVIII века, например, считалось, что «в портретном роде всегда делается только одна фигура и по большей части в одинаковом положении Не можно сей род сравнять с историческим». Это ее тайный, вебрачный сын от Григория Орлова, который родился еще до ее коронации при жизни Петра III. На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833–1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году.

Фото, рисунки и 
портреты Екатерины 
 Великой

Фото, рисунки и портреты Екатерины Великой

Императрица в лавровом венке и гражданской короне, жертвуя своим покоем, сжигает маки на стоящем под статуей Фемиды алтаре с надписью «для общего блага». Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) –1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных. Это позволило художнику приобрести участок земли за 14 000 рублей, построить на нем двухэтажный каменный дом, стать членом Английского клуба и заслужить раздраженное замечание современника: «Рокотов за славою стал спесив и важен». Первый варьирует характерный для Европы XVIII и начала XIX века тип дворянского портрета.

При горячей поддержке Екатерины II Понятовский стал королем Польши. На вопрос последнего, какие книги ему нужны, он ответил: «Ну, знаете, большие тома внизу, а маленькие книжки вверху – как у Ее Величества». К тому же она находила его «потише и смирнее» Потемкина. Впервые имя Рокотова упоминается в 1757 году в письме М. В.

Становление русской 
живописи: портрет 
века

Становление русской живописи: портрет века

При этом известно, что работал он не очень быстро. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Это один из первых признаков нового для России процесса: изобразительное искусство перестает обслуживать утилитарные потребности элиты (репрезентация политических и личных амбиций, украшение жизни, визуализация знания и т. п. ) и постепенно становится важным элементом национальной культуры, организуя диалог между различными частями общества. А лучшим и самым известным портретом И. И.

Небогатые атрибутами и сдержанные по манере портреты четы Хрипуновых в Европе были бы отнесены к портретам третьего сословия, отражающим ценности Просвещения. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. В тени за ними — бюст Петра I в лавровом венке и мраморная доска с надписью «Начатое свершает»: этим Екатерина недвусмысленно даёт понять, что в деле реформирования России считает себя преемницей первого русского императора. Жил в Москве на Пречистенской улице.

Понятовский не был официальным фаворитом, но все же его считали любовником императрицы, что придавало ему вес в обществе. Различные по манере и духу, оба живописца заставляют увидеть в своих портретах не только изображения конкретных людей, но и ощутить живопись как таковую, которая воздействует мазком, фактурой, колоритом – вне зависимости от сюжета. Последний его подвиг – ликвидация в 1771 году чумного бунта в Москве. На атласе платья сверкает бриллиантовая цепь с изображением св.

Сочинение-описание 
картины Рокотова 
«Портрет Екатерины

Сочинение-описание картины Рокотова «Портрет Екатерины 2»

Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами. Потом он жил в Ревеле. С приходом сентиментализма именно жизнь души становится ценностью, признаком личности, гармонически сочетающей природу и цивилизацию. Почти три с половиной десятилетия царствования Екатерины II ее портреты писали ведущие художники, причем как отечественные, так и зарубежные мастера, приезжавшие в Россию. Соответствующее место этот жанр занимает и в академической иерархии. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных.

Но художник первой половины – середины XVIII века все еще многостаночник: шереметевский крепостной Иван Аргунов выполнял разнообразные прихоти хозяина и завершил свой путь домоправителем, оставив живопись Андрей Матвеев и Иван Вишняков надзирали за зодчими и декораторами Канцелярии от строений сходные обязанности были у Алексея Антропова в Синоде.

Федор Степанович 
Рокотов парадный 
портрет Екатерины

Федор Степанович Рокотов парадный портрет Екатерины

юность проходит быстро. Он любит изображать покой и негу. Его сменили портрет Е. Г. Темкиной, написанный Боровиковским в 1798 году и портрет поэта Гавриила Державина кисти итальянского художника Сальваторе Тончи (оба также из ГТГ). Он был ее давним знакомым.

По-видимому, он отвечал той необходимой героизации, которая была чрезвычайно важна для императрицы при упоминании о «революции» 1762 года. Н. Е. Живописное начало преобладает над рисунком. Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь. Сентиментализм признает главной в человеке сферу чувств.

Рокотов – первый в России мастер эмоционального портрета. А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного. Коллективным героем произведений Кипренского стало поколение 1812 года. Своеобразие русского классицизма: мастера обращались не только к античности, но и к родной истории, ни стремились к простоте, естественности и человечности. Посетитель Русского музея, переходящий из экспозиции иконописи в зал Петра I испытывает ощущения, похожие на те, что в фильме «Матрица» пережил Нео, принявший из рук Морфеуса красную таблетку.

«Золотой век» екатерининской 
эпохи

«Золотой век» екатерининской эпохи

Его моделями становятся представители старой московской знати. Сыновья жили с отцом и воспитывались в Австрии под руководством католических аббатов. Екатерина прожила с Орловым двенадцать лет.

Женские портреты, как правило, овальной формы. Гениальный крепостной, ставший академиком. «Портрет светлейшего князя Платона Александровича Зубова» 1793 Холст, масло 107, 5 x 88, 2 Государственная Третьяковская галерея Москва По характеру изображения: парадный, военный портрет: на фоне колонн битва при Дербенте По позе: анфас По формату: во весь рост Стиль: академизм Поджанр: Репрезентативным Костюмированный Платон Александрович Зубов (1767-1822) — с 1793 года граф, с 1796 — светлейший князь. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Освещение, по-прежнему выполняющее важную роль в характеристике образов, меняется.

В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни. Тяжелыми складками ложится затканная двуглавыми орлами горностаевая мантия. Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии.

В этом ряду стоят и портреты четы Хрипуновых кисти Аргунова (1757). Характерный пример – супруги Лобановы-Ростовские кисти Ивана Аргунова (1750 и 1754). Это тоже XVIII век.

Однако фавор длился недолго. Выражения лиц моделей Рокотова сложны, подчас неуловимы. Живопись приобретает плотность, фактуры разнообразных материалов – определённость.

Лик Екатерины 2: 
традиции изображения

Лик Екатерины 2: традиции изображения

Но чувственный телесный покой сатира – лишь оборотная сторона его животной натуры и Кипренский великолепно пользуется этой памятью прототипа (одновременно знаковой и пластической), создавая образ героя, пребывающего в расслабленном покое, но способного распрямиться, подобно пружине. С 1762 года, став адъюнктом, уже надзирал над занятиями других учеников. Нарочитой роскошью блещет изображение «бриллиантового князя» Куракина (1801 – 1802), прозванного так за любовь к драгоценностям и показной пышности.

Вернувшись в Россию, Ермолов поселился в Москве, в своем доме на Тверской и здесь вскоре женился на княжне Елизавете Михайловне Голицыной, от которой имел 3 сыновей: Петра Александровича, отца Александра Петровича-мл., женатого на Анастасии Николаевне Ермоловой, урожденной княжне Щербатовой Михаила Александровича, женатого на дочери французского генерала графа де-Лассаль, Жозефине-Шарлотте, от брака с нею имевшего дочь Елену — за французским маркизом, римским князем Де-Подена и Фёдора Александровича, без потомства (в январе 1855 г. ) и женатого на Анастасии Николаевне Щербатовой, по смерти его вышедшей за племянника своего мужа. Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но. Он был человеком лично храбрым, решительным, но не более того.

Высшее достижение 
в области парадного 
портрета

Высшее достижение в области парадного портрета

Ко двору его привел граф Петр Румянцев, фаворит другой императрицы — Елизаветы Петровны. В соответствии со второй традицией изображения Екатерины II императрица представала как обыкновенная земная женщина, не чуждая человеческим чувствам и настроениям (камерные интимные портреты). При детальном обследовании оказалось, что это сын Екатерины II Алеша, который впоследствии получил фамилию Бобринский.

Слева из-под мантии выглядывает звезда ордена Святого Георгия. Не лишенный ума, Ермолов был угрюм и неразговорчив. Но об этом чуть ниже. Художник больше не пишет парадных изображений и выбирает сферу камерного портрета. Впрочем, он и сам особо ни к чему не стремился и просто выполнял свой долг подданного «матушки-императрицы» доступным для него способом.

Парадные портреты 
петербургского периода

Парадные портреты петербургского периода

Римский-Корсаков отличался редкой красотой и не менее редким невежеством. В XVII веке мастера Оружейной палаты и другие изографы создали гибрид иконы и портрета – парсуну (от слова «персона», которое в первой половине XVIII заменяло в России слово «портрет»). В 1780 году, когда он стал фаворитом императрицы, ему шел 23-й год.

Ему этого и не дали сделать. Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям. Высокий и стройный блондин, с хорошим цветом лица, Ермолов обращал на себя внимание своей красивой наружностью и только широкий, плоский нос, за который Потемкин прозвал его «lе negre blanc», портил его лицо. Художественные ценности из дома Струйских будут вывезены, проданы и перепроданы. Фавориты Семен Гаврилович Зорич Премьер-майор русской службы Максима Зорича. Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник».

Наиболее ярко образ Екатерины II в предстает в известном «Портрете Екатерины II-Законодательницы в храме Богини Правосудия», Д. Г. Левицкий (1783). Он словно говорит: «Перед тобой благородный человек. Показательно сопоставление «формального» портрета полковника Евграфа Давыдова (1809) и серии графических портретов участников Отечественной войны 1812 – 1814 годов (Алексея Ланского, Михаила Ланского, Алексея Томилова, Ефима Чаплица, Петра Оленина и других, все – 1813). Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же – в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина). Эта непринужденность героев вместе с демонстративной легкостью исполнения выступают зримым воплощением внутреннего «самостояния» поколения – небывалого до той поры в русской истории ощущения свободы.

«Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова11. Это была эпоха столетия ее царствования. При всей узнаваемости персонажей перед зрителем прежде всего «благородный вельможа» и «любезная красавица», положение которых раз и навсегда зафиксировано форменным мундиром, горностаевой мантией и платьем с серебряным шитьем.

В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». Последний его подвиг – ликвидация в 1771 году чумного бунта в Москве. Фавориты Иван Николаевич Римский-Корсаков Иван Николаевич Римский-Корсаков был сержантом лейб-гвардии Конного полка, который князь Потемкин считал чем-то вроде «кадрового резерва» и откуда он брал все новых и новых фаворитов для страстной императрицы. Источник света теперь помещен не сбоку, а прямо перед портретируемым. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. Свободно положенные мазки обозначают абрис формы, не совпадая с ее границами.

«На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. Классическая теория искусства невысоко ценит портрет. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. Девушки танцуют исполняют театральные роли, но два замыкающих серию изображения «старшекурсниц» Глафиры Алымовой и Екатерины Молчановой словно подводят итог, воплощая две ипостаси просвещенной женщины. Свадебное настроение тоже и вот наступают будни.

Золотой век екатерининской эпохи

Он много лет жил в Лондоне и в составе английской дипмиссии оказался в Петербурге. При этом художник остается верен натуре. Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. Григорий Григорьевич Орлов, сын новгородского вице-губернатора Г. И. Орлова от брака с Л. И. Зиновьевой, второй из пяти братьев. Таковы, например, «Лизынька и Дашинька» (1794) – дворовые девушки покровительствовавшего живописцу Львова, почти неотличимые внешне от молодых дворянок.

Улыбка облагораживала, делала образ привлекательнее.

  • Описание картины «Портрет Екатерины »
  • Портрет Екатерины, Федор Степанович Рокотов, 1780-е
  • Портрет Екатерины (1763 год), Фёдор Степанович Рокотов
  • То, что время пощадило, то, что память сберегла
  • Официальный блог Государственной Третьяковской галереи

В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. Изысканная цветовая гамма построена на бесчисленном разнообразии оттенков розового цвета. А. П. Антропов и Д. Г. Левицкий – посвятили полотна Екатерине II. В Петровскую эпоху происходит привыкание к облику индивида, встроенного в социальную иерархию.

Главная тема – торжество общественных начал над личными, долга над чувством. При создании двух самых знаменитых образов императрицы на страницах художественных произведений – в «Капитанской дочке» и «Ночи перед Рождеством» – Пушкин и Гоголь используют даже одинаковые слова: у русской царицы голубые глаза и легкая улыбка, так умевшая покорять все вокруг. А на рисунке Валентина Серова (1865–1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту. На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено. Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729–1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716–1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году. Левицкий- классицист рославляет идеального героя в образе правосудия. Очевидно, отсюда проистекает обаяние, которым наделено для современного зрителя изображение десятилетней Сарры Фермор (1749).

  1. Федор Рокотов — Третьяковская галерея
  2. Презентация по истории на тему Образ Екатерины и ее фаворитов в искусстве
  3. Фигура великой императрицы: путь к правлению
  4. Федор Степанович Рокотов: жизненный путь
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты. По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна. Художники и поэты создают официальный, «парадный портрет» Екатерины, мудрого монарха, который проводит свои дни в трудах и заботах о благе народа. Это инструмент ее политики, ее общения, один из очень многих, но немаловажный.

Говоря о портрете, нужно напомнить несколько вещей. Намерение императрицы служить России, выражено в жесте ее руки, указывающей на алтарь, а сжигаемые маки символизируют «идею утраты «драгоценного покоя» царствующей монархини, ее неустанных забот о государственном благе. То есть он был моложе Екатерины на 29 лет. Первый историограф русского искусства XVIII века Якоб Штелин свидетельствует, что еще в Петербурге художник был «столь искусен и знаменит, что не мог один справиться со всеми заказанными ему работами Он имел у себя в своей квартире около 50 портретов, очень похожих, на них ничего не было закончено, кроме головы».

  1. Рядом расположены достопримечательности
  2. О жизни и творчестве выдающихся художников
  3. Отправить запрос на изготовление копии
  4. Портретная галерея Фёдора Рокотова
  5. Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
  6. Портреты последнего периода жизни

формируется классический «рокотовский» стиль. Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника. Здесь парадный стиль портретов сменяется на более камерный. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву».

Часть своего колоссального богатства он перед кончиной распорядился передать в казну. Целый ряд композиций носил подчеркнуто аллегорический характер, на других императрица показана почти в домашней, непринужденной обстановке – и все вместе они составили внушительную галерею образов, ярких и чрезвычайно интересных.

  • Видео: Русский художник Боровиковский Владимир Лукич
  • Видео: Владимир Боровиковский "Портрет ребенка с яблоками"
  • Сочинения по картинам 5-9 класс
  • Игровое занятие – «Маленький эксперт»

С осени 2017 года выставка одной картины стала знакомить посетителей с ролями и образами Екатерины II на примере произведений из собственной коллекции ГМЗ «Царицыно». В парадных портретах петербургского периода демонстрирует полное знакомство с приёмами западноевропейской живописи того времени. Карл Брюллов конструировал собственный образ по лекалам «старого мастера» и вместе с тем воссоздавал на русской почве великолепие вандейковского парадного портрета с его симфонической роскошью колорита («Всадница», 1831 портрет сестер Шишмарёвых, 1839).

В отличие от современной Франции, где в эпоху Энциклопедии книга не была редкостью даже в аристократическом портрете, персонажи русских полотен XVIII века очень редко представлены за чтением. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго.

  • Мастер-классы по созданию кукол-мотанок, ткачеству поясов или соломоплетению
  • Карта гостя Национального художественного музея
  • В Национальном художественном музее Республики Беларусь действует программа Карта Гостя
  • Новая развлекательно-познавательная экскурсия для детей «Самые-самые»

Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х. Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы. Эти особенности и в XVIII столетии долгое время сохранялись в провинциальном дворянском портрете, в портретах купечества и духовенства. Портрет, в котором соблюдены и согласованы необходимые условности изображения (поза, костюм, антураж и атрибуты), автоматически удостоверит высокий социальный статус своего персонажа. Другое дело, что далеко не всем она шла.

Портрет не понравился Екатерине, но, скорее всего, подсказал Пушкину мизансцену встречи Маши Мироновой с императрицей в «Капитанской дочке». Она сама дает стране законы и сама же является гарантом их безусловного соблюдения. Его молодая супруга держит в руках раскрытую книгу и со спокойным достоинством глядит на нас (по данным исповедных книг, Феодосии Хрипуновой вряд ли больше двадцати лет: персонажи портретов XVIII века часто выглядят старше своего возраста). Последний его подвиг – ликвидация в 1771 году чумного бунта в Москве.

Описание картины 
«Портрет Екатерины 
»

Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность. Однако на написанном Торелли портрете в русском платье она кажется абсолютно серьезной (даже без улыбки) и производит скорее не слишком благоприятное впечатление. Отсюда и притягательность таких изображений, где лишенное внешней красивости лицо словно бы выступает залогом правдивой передачи характера: таковы антроповские портреты статс-дамы Анастасии Измайловой (1759) или Анны Бутурлиной (1763).

Виды портрета Портрет (произошло от фр. Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684–1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой. На фоне заметен торговый флот – вестник процветания государства. Первая традиция связана с идеализацией и с возвеличиванием императрицы. Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. С именами Рокотова и Левицкого впервые в России Нового времени связывается представление о строго индивидуальной манере, которая словно подчиняет себе модели: теперь можно смело говорить о даме, «сошедшей с полотна Рокотова», о кавалере «с потрета Левицкого». На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871–1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка.

Для новой идеологии главной становится проблема утверждения подлинной человечности во всех областях жизни. Левой рукой художник церемонно берет руку спутницы правой, покровительственно приобняв, направляет ее к зрителю. От портрета пришла задача – облик человека в его социальной роли. Классическим образцом подобного изображения может служить портрет Екатерины II, созданный неизвестным художником в конце 1770-х гг. Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время). Становление его манеры граничит с воздействием итальянца Ротари, чьи девичьи «головки» принято считать пикантными безделушками рококо.

Аргунов учился у Гроота и по повелению императрицы сам наставлял живописи «спавших с голоса» певчих, среди которых был будущий исторический художник Антон Лосенко. Поэтичность образа, лиризм изображения возникают во многом благодаря неясным, тающим золотисто-пепельным тонам. Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. История русского портрета XVIII века – это картина визуального самосознания нации, развернутый во времени процесс обретения русским человеком «лица». Сентиментализм проявляется в отказе автора от парадных дворцовых интерьеров и предпочтении природы, которая «прекраснее дворцов».

В конце 1780-х годов в творчестве Рокотова вновь начинает преобладать парадный портрет. Портретом Алесандры Струйской восхищались все современники. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних. Из Преображенского полка он вышел в отставку прапорщиком и навсегда осел в своей вотчине.

Он созвучен появившейся в том же 1783 году оде Державина «Фелица». Портретный класс в Академии был основан в 1767 году. Императрица, однако, распорядилась передать все имущество Ланского его родственникам.

Принцесса Фике (таково было ее домашнее прозвище) смотрит на зрителя внимательно и в то же время как бы высокомерно. Ермолов умер в Вене 24 марта 1834 года. Генерал от инфантерии.

Отныне Григорий Александрович стал величаться светлейшим. Семь полотен серии «Смолянки», написанные в 1772 – 1776 годах изображают девятерых воспитанниц Смольного института благородных девиц разных «возрастов» (периодов обучения). Шувалова был принят в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге (ИАХ).

Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). Екатерина Левицкого представлена «неким «орудием Правосудия» – ее фигура, жесты рук, легкий наклон корпуса вправо уподобляют ее атрибуту правосудия – весам «оба конца» которых (чаши) вверены ее государственному попечению». Там его «достоинства» пришлись по душе Екатерине. Екатерина осыпала его наградами и драгоценностями. Его автор Михаил Микешин (1835–1896) уже один раз изобразил великую императрицу – на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории.

Парадные и не очень парадные, они должны были служить определенным целям. В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». Пушкина» изображающая момент вручения императрицей письма Маше Мироновой о помиловании Петра Гринева. На этот раз Екатерину привлек Завадовский — представитель известного казацкого рода.

Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С. Струйский был одной из самых причудливых и странных личностей XVIII столетия. Фавориты Александр Семенович Васильчиков.

В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751–1830) и Владимир Боровиковский (1757–1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы. Сам Потемкин, разочаровавшись в Ермолове, успешно устроил его быстрое падение.

Римский-Корсаков был фаворитом императрицы около года. Поза Давыдова не просто демонстрирует отрешенную непринужденность, она иконографически облагораживает персонажа, поскольку восходит к знаменитому «Отдыхающему сатиру» Праксителя: совершенство классической статуи гарантирует достоинство героя полотна. Левицкий изобразил архитектора Кокоринова в 1769 году по стандарту портрета государственного деятеля: ректор Академии художеств при шпаге и в роскошном костюме стоимостью в его годовое жалованье исполненным благородства жестом указывает на секретер с академической казной, печать Академии и ее план. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа.

Несмотря на, казалось бы, невысокий статус жанра из девяти окончивших Академию учеников первого приема пятеро выпустились как портретисты и лишь двое специализировались на исторической живописи. Портрет середины столетия – это по большей части изображение не личности, а статуса. На его примере мы можем составить представление о положении востребованного живописца. Рассталась Екатерина с Григорием Григорьевичем из-за того, что тот, будучи человеком не менее пылким и увлекающимся, чем сама императрица имел немало любовных связей на стороне. Даже весьма оригинальный портрет императрицы в шугае и кокошнике оставляет не лучшее впечатление: смотрящая на нас пожилая женщина не внушает особой симпатии.

Потемкин взял его в свою свиту, а почти два десятилетия спустя предложил его кандидатуру Екатерине в качестве фаворита. Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна.

Так, в 1760 году Рокотов по словесному приказанию И. И. выше). В результате изображенные воспринимаются светлыми силуэтами на тёмном фоне. Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь. Обе эти работы не понравились стареющей монархине.

Характерный для «эпохи чувствительности» гибрид представляет собой изображение Екатерины II в Царском Селе (см. Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря. Золотой век Российской империи», запущенный в 2015 году в честь главной царицынской героини, с самого начала был обозначен как «постоянно меняющаяся экспозиция».

Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играет одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831–1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874). Её образ – словно воздушный полунамек.

С этого времени и на весь наступающий век портрет станет синонимом русской живописи. Завадовский получил звание генерал-майора, 4 тысячи крестьянских душ. А уж пленять сердца Екатерина умела виртуозно.

Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск). Его богатство по подсчетам современников составляло 7 миллионов рублей. Молчанова репрезентирует интеллектуальное начало.

Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины). Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15.

В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. В чине генерал-майора он участвовал в штурме Хотина, а в 1770 году -в сражении при Фокшанах. Все эти знания в скором будущем пригодились ей в качестве источника успешного правления.

Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия показывает, каким должен быть идеальный монарх- «первый гражданин отечества» истинно радеющий за благо своих подданных. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк. Его происхождение не совсем выяснено.

Через правое плечо перекинута лента с крестом учреждённого в 1769 году самой императрицей ордена Святого Георгия (она стала и первым его кавалером). Шувалову, основателю и первому куратору Московского Университета (ныне МГУ), а также Академии художеств и Эрмитажа.

Он был человеком лично храбрым, решительным, но не более того. Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716–1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте. Переплетчики обертывали книги в глазет, в сафьян, в пергамент. Тонкие сжатые губы усиливают это впечатление.

Каждый из карандашных портретов молодых «ветеранов» также в некоторой степени подчинен какому-либо портретному клише, но вместе они демонстрируют небывалую графическую свободу и разнообразие формальных решений: поворотов тела, наклонов головы, жестов, взглядов. Сегодня мы больше ценим те произведения русского портрета XVIII века, в которых условный образ кажется утратившим цельность, а декорум (баланс идеального и реального в портрете) нарушен в пользу правдоподобия.

Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Наконец, та же Анна Розина де Гаск написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-пажом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер. Во второй половине ХVIII в. в русском искусстве формируется стиль классицизм. На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707–1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным.

Екатерина мечтала сделать из Ланского своего помощника. Но изобразительные средства во многом остаются иконными: плоскостность формы и пространства, условность строения тела, поясняющий текст в изображении, орнаментальная трактовка одеяний и атрибутов. Земная судьба А. П. Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения.