Рождество Христово Рублев Описание

Более детальное описание событий Рождества Христова на иконах появляется лишь к 6 в. Такой сюжет имеется и среди работ иконописца А. Рублева.

Икона Рождество Христово: описание, значение

Основными источниками иконографии Рождества Христова являются Евангелие и церковное предание. Иосиф изображается сидящим в задумчивой позе и беседующим с одним из пастухов. Они созерцают свет внутри себя.

– именно в этот год была проведена упомянутая Лукой перепись императора Августа. Икона Рождества написана яркими красками.

Рублев четкой, уверенно очерченной линией обозначил глаза, верхние веки и брови. Мы не видим лучей, от которых укрылись апостолы. Свидетели Иеговы, в свою очередь, считают, что Христос родился в начале октября, поскольку это время, когда на пастбища выводят пастись овец и пастухи держат ночную стражу в полях, указывая на то, что декабрь и январь слишком холодные для этого месяцы в гористой местности Иудеи, где находился Вифлеем. Рождение Иисуса Христа – величайший праздник для христиан всего мира во все времена. Значимость события призваны передать фигуры ангелов и пастухов, внимательно слушающих чудесную новость. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей и рождению служительницей и вот таким образом воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение».

Дни еще короткие.

Времени совсем не оставалось – неотвратимо приближалась рождественская ночь. Когда же они были там, наступило время родить Ей и родила Сына своего Первенца и спеленала Его и положила Его в ясли, так как не было им места в гостинице (Лк. 2:1-7). В Евангелии от Матфея говорится, что Иисус родился в Вифлееме в правление царя Ирода. Исходя из сведений, указанных евангелистами, учёные пытались вычислить точную дату, когда родился Иисус Христос. И ангелы и люди, впервые со времен грехопадения Адама, вместе славят Младенца Христа. Мелкие латки заметны также на лице Богоматери, мафории и хитоне. Слева – волхвы, «со звездою путешествующие» с дарами к Предвечному Богу.

Икона Рождество 
Христово — описание, 
значение, в чем

Икона Рождество Христово — описание, значение, в чем помогает

Там, в непостижимости преображенной земной глубины, со Своим Младенцем пребывает Дева, которая была взращена в Святом Святых, которую питали Ангелы, ныне воспевающие «слава в вышних Богу и на земле мир». маловероятны по двум причинам. Благодаря такому подбору цветов и теней весь образ кажется воздушным и невещественным. Рождение Иисуса Христа полностью перевернуло религиозный мир.

Икона написана на липовой доске. Датой празднования Благовещения было установлено 25марта (7апреля), так как к моменту установления Юлианского календаря на 25 марта чаще всегоисточник не указан 354 дня17 приходилось весеннее равноденствие— некий образ уравновешенности двух природ в Иисусе Христе: Божественной и человеческой. Их пение в древности было распространено по всей Руси. Они ждут у входа в пещеру и не могут войти из-за слишком яркого света. Праздник Рождества продолжается восемь дней— с 25 декабря по 1 января— образующих Октаву Рождества.

Но начинались приготовления к весенним полевым и иным работам. На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Временем ее завершения считается 1405 год. Но сообщение Луки (Лк. 2:8), что были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего, указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью.

Прежний левкас частично утрачен по всему периметру иконы. Праздник "Сретение" был известен уже в IV веке. Но в творчестве существует художественная свобода. «Новые чудеса поражают меня страхом, — говорит уже упомянутый св. "Особенно хорошо "Преображение", выдержанное в холодной серебристой гамме.

Икона «Рождество 
Христово» (краткое 
описание)

Икона «Рождество Христово» (краткое описание)

Осень подает свои первые знаки. Киноварная окантовка сохранилась только в верхней части. В композиции иконы «Рождество Христово» обычно изображается несколько разновременных событий. Ее невозможно служить без музыки. Однако, уже к моменту повсеместного закрепления церковного празднования Рождества Христова на 25 декабря в IV веке из-за неточности Юлианского календаря, день зимнего солнцестояния за прошедшие четыре столетия сместился уже на три дня и стал приходиться уже не на 25 декабря, а на 22 декабря, а в високосные годы — даже на 21 декабря.

Лик Спаса дышит силой и покоем. Ангелы славят Христа. И сказал Иосиф Марии: я привел Тебе двух женщин, Зелому и Саломею.

Прибавление к этой дате девяти месяцев— периода беременности человека— соответственно даёт 25декабря (7января). В них с удивлением заглядывают вол и осёл. Рождество изображали художники, жившие, по крайней мере, за 1100 лет до Рублева. Новорожденный Христос окутан в белую пелену, перевязанную свивальником. Однако даты после 4 года дон. э. Юное "отроча" ждет позор, поругание, крестная мука. Это событие ознаменовано появлением на свет Спасителя. Девой Она зачала, Девой Она родила и Девой Она остается.

Икона рождество 
христово: описание, 
значение

Икона рождество христово: описание, значение

При этом следует отметить, что в странах, где Рождество не является общенациональным праздником, в качестве государственных праздников, как правило, установлены праздники других религий (Марокко) или жители лишены права на свободу вероисповедания и установлен государственный атеизм по коммунистическому образцу (Китай). Он разлит во всем творении, просвещает тихо и почти невидимо людей и землю и растения. Но оно трудно вместимо в человеческое сознание.

Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств. В настоящее время икона «Рождество Христово» находится в Благовещенском соборе Кремля, где увидеть ее может каждый желающий. Фон иконы – оливковых, золотистых тонов, что придаёт невещественность. Яркий свет Вифлеемской звезды освещает пещеру с младенцем и фигуру Марии.

Икона Рождества 
Христова: описание 
и дата создания

Икона Рождества Христова: описание и дата создания

Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь (в пределах Украины), старообрядцы и старостильные церкви празднуют 25декабря (7января) по юлианскому календарю1. Таинственный свет повсюду. — Ветхий Деньми стал Младенцем, чтобы сделать людей чадами Божиими.

Это прозрение значения праздника в образах самой природы – черта национальная, русская. Розовато-алая киноварь ложа Богоматери хотя и дана на желтовато-прозрачном фоне светлых горок, но справа особенно загорается от соседства с зеленью растений, придавая радостность славословия звучанию колорита всей иконы. Называлась она сочивом, а весь день предпразднества – Сочельником.

Стояла глубокая зима. Здесь все в особом измерении, здесь нет привычного пространства и обыденного времени. Прямо посреди листа – черный проем пещеры. Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм. Повреждения от гвоздей, заделанные воском и левкасом, особенно заметны вокруг головы младенца, лежащего в яслях. В 1923 году на Всеправославном Соборе в Константинополе представителями 11 автокефальных православных церквей было принято решение о переходе на «новоюлианский календарь» (в настоящее время совпадает с григорианским).

Григорий Неокесарийский. Тело учителя перед их взором вдруг осиялось необыкновенным светом. Икона праздника Рождества Христова входит в цикл праздничных икон: Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение, Вход в Иерусалим. (Хотя вот об этом-то чудесном свете, о смысле его, а главное, о происхождении, природе и размышляли, спорили и не пришли к единому мнению исследователи в дальнейшем). За спиной Богородицы иконописец черным цветом показал, что это событие произошло в пещере. святой Григорий Неокесарийский в слове на праздник Рождества Христова говорил, выражая мнение своих современников: «Люди, считая глаза более верными свидетелями, чем уши, верят тому, что видят и сомневаются в том, чего не видят». Пещера превращена в хлев, там животные но в шестой день миротворения, прежде создания первого Адама, земля произвела, по повелению Бога, животных, наполнивших леса, поля, горы, пещеры «И увидел Бог, что это хорошо». Ничего нечистого не было при зачатии и никакой болезни в рождении.

1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы. Она не потрясена и не устала, необыкновенное рождение безболезненно. К этому Груберу он и помчался, умоляя придумать музыку. Крещение же отмечается в воскресенье после 6 января. Она полулежит, опершись на руку, отвернувшись от младенца. На иконах много символичных изображений, невещественный, Божественный характер передачи события.

Если же это воскресенье уже «занято» праздником Богоявления, то Крещение и, соответственно, завершение Рождественского периода, переносятся на ближайший понедельник24). Это лицо зрелого человека в мерном развитии духовных и физических сил. И там ученикам дано было увидеть странное, загадочное. Однако даты после 4 года дон. э. Вверху справа – ангелы славят Христа, с другой стороны, сверху – волхвы на лошадях. Она обращена к человечеству имея особую силу любви, дарованную Ей Божественным Сыном. Рождество).

  • Описание работы «Рождество Христово»
  • Рождество Христово: иконы и фрески
  • Икона Господа Рождество Христово
  • Изображения иконы Рождество Христово
  • Рождество Христово: как изображали событие, ставшее началом новой эры
  • Рождество Христово (история иконы)

Полосой в 1 см шириной она доходит до колен старца, стоящего перед Иосифом. Эта композиция стала основной и в нее со временем были включены изображения «персидских царей» и другие сцены. Синее небо, еще летнее, но веет от него предосенним холодком. Но вот музыку писать он не был способен. И сейчас он узнаёт, ясно чувствует, что миг этот настал.

Вот таким образом Мария осознает его в глубокой задумчивости. Я никогда не подозревала и не слышала ничего подобного: грудь Ее полна молока и у Нее Дитя мужского пола, хотя Она Дева. Впрочем, здесь существует противоречие с упомянутым тем же Лукой правлением Квириния в Сирии: он начал править только в 6 году н. э., что противоречит тому, что Иисус родился в правление Иудеей царем Иродом, который умер в 4 году до н. э. (по другим данным, в 1 году до н. э. или 1 году н. э. ). В самый же день Рождества, 25 декабря, могут быть совершены три различные мессы— Месса ночью (Ad Missam in nocte), Месса на заре (Ad Missam in aurora) и Месса днём (Ad Missam in die) имеющие несколько различные последования и разные чтения Писания.

". На смену старому, ветхому приходит мир новый, завет иной. Наиболее вероятная дата Рождества – 7 год до н. э.

Но это не простой праздник. Свободное, непринужденное изящество ее позы и силуэта выражает отдохновение. Яркие краски одежд передают праздничное настроение. Как раз на 25 декабря тогда же (при Юлии Цезаре) приходился день зимнего солнцестояния18, после которого продолжительность светового дня в Северном полушарии Земли начинает прибывать, что послужило поводом для языческих народов считать 25 декабря днём рождения бога Солнца. Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния. Это подвергается критике со стороны некоторых представителей других вероисповеданий и атеистов как нарушение права на свободу совести и отделения религии от государства.

  • Рождество Христово: православная икона
  • Икона праздника «Рождество Христово»
  • «Красками и звуками восславляя»
  • Рождество Христово — Андрей Рублёв
  • Презентация к проекту Рождество Христово
  • Еще кто изображен на иконе «Рождество Христово»

Фигура Богородицы размещена в самом центре и облачена в темно-красную (багровую) одежду или, как ее правильно называют, мофорий. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. Видимо, на музыканта снизошла благодать, так как мелодия эта пережила века. И пошли все записываться, каждый в свой город.

На лицевой стороне иконы на полях, на фоне вверху и на нимбах много следов от гвоздей от басменного оклада. маловероятны по двум причинам. И он приказал одной из женщин войти. Богомладенец родился не во дворце, а в жалкой пещере но вся природа — Его храм. Справа традиционно изображаются пастухи (пастыри), получившие от ангелов Благую весть о Рождестве Спасителя мира и поспешившие поклониться Богомладенцу.

Образно говоря, человечество перестало быть «пещерным». И выйдя, она стала разглашать и рассказывать о чудесах, которые видела и как она пострадала и была исцелена и многие поверили проповеди ее (Евангелие Псевдо-Матфея, глава 13). Саломея (иногда вместе с Зеломой) изображается на многих православных иконах Рождества Христова: Саломея помогает пеленать младенца Христа или купает его. Но рожде-ственские чудеса продолжались.

Легкий, как будто цветочный, запах. Мы видим Матерь Божию с Младенцем (тип изображения — Млекопитательница, что подчеркивает реальность Боговоплощения), перед нею — пророк (скорее всего, Исайя), указывающий поднятой рукой на звезду. В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления— 6 января.

Около 200 года о такой практике упоминает Климент Александрийский. дар художника" (В. И. Лазарев).

  1. Ангельская песнь, услышанная пастухами
  2. Коротко о жизни и творчестве Андрея Рублева
  3. Рождество Христово в творчестве других художников
  4. Вифлеем, храм Рождества Христова: иконы
  5. Описание иконы и изображенных на ней фигур
  6. В чем помогает икона Рождество Христово

Однако во времена господствующего атеизма, этого все-таки не произошло. Тихое, располагающее к раздумьям время. Зелень листвы серебрится под ветром.

Эти мессы были приняты в христианской церкви с V века, однако с XVIII века эта традиция в Западной Европе почти прекратилась (Польша оставалась одной из немногих католических стран, где всенощные рождественские службы продолжались повсеместно). И Саломея, приблизившись к Марии, сказала Ей: позволь мне прикоснуться к Тебе и удостовериться, что Зелома сказала правду. Юлианскому календарю следуют также все «старокалендарные» деноминации греческой Церкви, а также истинно-православные синоды, отделившиеся от вышеперечисленных автокефалий и патриархатов. Свою собственную смерть.

Прекрасна и величественна земля с золотистыми горами и посеребрёнными вершинами. Звучный, несколько холодноватый тон его киновари везде на иконе одинаков и празднично вспыхивает на гиматии служанки в сцене купания младенца, на гиматии и тунике у двух славословящих ангелов справа вверху и на развевающемся плаще одного из едущих на конях волхвов слева. Изменилось понимание самого бытия, последовавшее через воплощение Сына Божия.

  1. Икона «Крещение Господне» Андрея Рублева
  2. Записки переводчика с Андреем Десницким
  3. Икона Рождества Христова и её смысл
  4. Рождество в богослужении Православной церкви

Такую версию выдвинул некий монах, который занимался созданием юлианского календаря. Крещение же Господне отмечалось 13 января, в октаву Богоявления. Ее фигура очерчена гибкой, певучей линией. За её спиной – чёрная пещера, в которой видны ясли со спелёнатым младенцем. Грубер оказался хо-рошим другом – для спасения приятеля он написал мелодию. Старинная икона «Рождество Христово» выполнена в оливковом, белом, зеленовато-желтом цвете и от этого она кажется солнечной и нерукотворной.

Рождественское время продолжается и после окончания Октавы Рождества. В центре иконы – Богородица и Младенец, луч Вифлеемской звезды нисходит на Них сверху, указывая «великую благочестия тайну – Бог явился во плоти». И над всем этим мерцает золотой фон, льется негаснущий свет вечности. Сретение по смыслу тесно граничит с Рождеством. Третье косвенное подтверждение этого вывода они видят в сообщении евангелиста Луки о переписи по указу цезаря Августа, согласно которому каждый должен был пройти перепись в своем родном городе.

  • Молитва перед иконой «Рождество Христово»
  • Как в домашних условиях снять с себя сглаз и порчу
  • Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых
  • Икона Рождество Христово: история создания

Сохранность иконы средняя. Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего стада»9. Помощник викария по имени Йозефа Мор обнаружил это мышиное злодеяние 23 декабря. За ее спиною четко вырисовывается черный фон пещеры, где и произошло Рождество Христово. Она находится в пещере, но по законам пространства, свойственным иконописи, ее ложе «вынесено» художником на первый план и дано на фоне пещеры в более крупном виде, чем остальные фигуры. Он понимал, что у песни должны быть авторы и приказал придворному концертмейстеру разыскать их.

Слегка начинает пожухать, желтеть трава. Издревле празднование Рождества на Руси начиналось в ночь на 25 декабря. Икона «Рождество Христово», значение и ее смысл будут, несомненно, понятны и близки не только верующим, но и людям, так или иначе знакомым с историей происхождения этого православного праздника.

  • Вы вошли как: священник Константин Пархоменко
  • Евангельское повествование о празднике «Рождество Христово»
  • Картина В Рублёва «Рождество Христово»
  • Описание иконы Андрея Рублева «Рождество Христово»

На Руси в первые дни февраля (сейчас это 15 февраля), по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз. Небольшие заделки утрат левкаса имеются также на изображении Богоматери (на носу, на левой щеке, на шее, под подбородком, на мафории, на хитоне), а также и на крыле среднего ангела вверху справа. В центре композиции изображена лежащая на киноварном ложе Божья Матерь, облаченная в темно-красную ризу (мафорий). Догматические сюжеты автор раскрасил теплым эмоциональным и философским содержанием.

Такую композицию мы называем каноническим изображением праздника. Сидящая поза Марии должна была подтверждать понятие о том, что Богоматерь безболезненно родила Христа и вот таким образом, в отличие от всех женщин, не нуждалась в отдыхе после родов. Иконописец имеет в своем распоряжении ряд изобразительных элементов: прежде всего, это образы Богомладенца Христа и Божией Матери, также образ Иосифа, ангелов, пастырей, волхвов, служанок затем, это природные образы: земля, пещера, вол и осел, овцы, космические символы — звезда и небесный сегмент из которого она исходит в световом луче. Литургические песнопения этой мессы отличаются большой торжественностью. Она хорошо известна: в центре — пещера, где лежит в яслях Младенец, рядом с Ним — Богоматерь, тут же животные: вол и ослик, над пещерой — звезда. На иконе изображены и ангелы и простые смертные.

  1. Описание иконы Рождество Христово
  2. Видео: Лики святых Об иконе Рождество Христово
  3. Видео: Икона рукописная Рождество Христово

(момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 года н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. Сейчас он приемлет на руки. (по другим данным, в 1 году дон. э. ). Здесь, при храме, живет пророчица Анна. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского (III-IV вв. ), не позднее 330-х годов по приказу императора Константина в Вифлееме была выстроена церковь Рождества, где, несомненно, была икона этого праздника. Католическая церковь— 25 декабря по григорианскому календарю.

Авторов песни безуспешно искали целый год и могли бы искать бесконечно. Он услышал песню в Рождество 1853 г. «Тихая ночь, Святая ночь» потрясла короля. Оно в буквальном смысле соответствует рождественским песнопениям, например, кондаку праздника: «Дева днесь Пресущественнаго раждает и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Описание работы 
«Рождество Христово»

Ранее Адвент считался периодом поста. Мария, слыша это, улыбнулась. Две вставки есть на нижнем поле справа. Константинопольская, Элладская, Болгарская и ряд иных поместных православных церквей празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю.

Он писал, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 года н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. Но сообщение Луки (Лк. 2:8), что были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего, указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью. В центре иконы на киноварном ложе изображена полулежащая Богоматерь, окутанная темным красновато-коричневым мафорием (живопись мафория плохой сохранности, во многих местах она утрачена до левкаса и слегка затонирована при реставрации).

Отныне на земле — мир, что и выражено в иконографии праздника. С этого момента жизнь многих людей значительно изменилась. Первая глава книги Бытия читается на паремиях праздника. Список этих праздников в каждой стране свой. «Ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми хотящего явитися», — воспевается в службе навечерия. (по другим данным, в 1 году дон. э. 8).

В середине III века по Р. Х. Сверху изображены ясли, вплотную примыкающие к ложу Богоматери. Время пожинать плоды годовых трудов на земле. На картинах подчёркивается человеческая сущность персонажей – Марии, Младенца и других.

И когда Мария позволила ей, женщина воскликнула громким голосом: Господи, Господи великий, милостивый. А вот уже им навстречу спешат волхвы. В центре в окружении «земной тверди» (горок) на ярко-алом фоне возлежит Дева Мария.

Ранним, уже холодным утром спешил народ на освящение первых поспевших яблок.

У ног Богоматери сидит погруженный в глубокую думу Иосиф. Эта практика до сих пор сохранилась у католиков, придерживающихся традиционного обряда. Он изображает на черном фоне пещеры ясли со спеленутым младенцем. Аналогичное изменение произошло и с празднованием Благовещения, когда весеннее равноденствие стало наблюдаться уже не 25 марта, как при Юлие Цезаре в 46 году до н. э., а на несколько дней раньше — 22 марта (а в високосные годы — 21 марта).

Над лежащим в яслях Младенцем склонились осел и вол (по преданию, находившиеся в пещере вол и осел стояли около яслей и своим дыханием согревали лежавшего в яслях Божественного Младенца). Это были их предки, нарисованные в национальной одежде и пришедшие поклониться Христу. Персов это так потрясло, что они с благоговением вышли из храма. Зритель видит извне все сразу: и гору и вход в пещеру и то, что происходит внутри ее.

В III веке появляются изображения волхвов, несущих дары Богородице и Богомладенцу. Младенец лежит рядом в белых пеленах, перевязанных киноварным (красного цвета) свивальником. Пещера — один из первичных общечеловеческих символов с глубоким и многогранным значением. Слово Вифлеем в переводе с иврита означает «дом хлеба», сам город небольшой, но является хранителем великого события. Отсюда и просторечное название празднику – "яблочный" спас.

Многие считали это явление как проявление божества в Иисусе Христе. Однако древнейшее изображение, рассказывающее о Боговоплощении (оно находится в катакомбах Каллиста в Риме и относится к концу II века), показывает нам не само Рождество, а осуществленное пророчество. Поскольку главным директором, заведующий одним новгородским музеем, тайно удалось переправить православную икону «Рождество Христово» в главный центр России. Также Рождество по юлианскому календарю (7 января по григорианскому календарю) празднуют в Афонских монастырях23. Они относятся к V-VII векам.

Везде этот алый цвет дан в сочетании с прозрачным темно-зеленым тоном, усиливающим его звучность (в местах утраты верхних слоев живописи этот зеленый тон, к сожалению, стал гораздо светлее и слабее первоначального). Такая композиция также имеется в катакомбах Каллиста. Накануне Рождества вечером положена особая месса, называемая Месса Навечерия Рождества (Ad Missam in Vigilia).

Икона «Рождество Христово» создана мастером, принадлежащим к кругу Андрея Рублёва. Корзины, чистые холщовые узелки с отборными, лучшими плодами. И когда Зелома приблизилась к Марии, она сказала Ей: позволь мне прикоснуться. Икона должна помогать верующему человеку в его духовном делании. Луч сверху указывает, что Бог явился во плоти, этот младенец-Мессия.

В центре всегда изображен Младенец, лежащий, спеленутый. Из-за яслей, где лежит младенец, выглядывают вол и осёл. Это всё творение ликует о родившемся Христе. Золотой фон иконы подчёркивает торжественность и праздничность происходящего события. И вот я стала несчастной из-за неверия моего, оттого что осмелилась усомниться в Твоей Деве. Икона Рублева изнутри сияет легким и ровным светом.

Армянская апостольская церковь— 6 января. Во-вторых, если принять поздние даты, то получается, что ко времени своей проповеди и казни Иисус был бы слишком молод.

Следует заметить, что тон киновари «Рождества Христова»» очень близок к красным одеяниям царей Давида и Соломона и Евы на иконе «Сошествие во ад», где тема радости праздника особенно выразительна. А 24 декабря – рождественская месса. Небольшие утраты левкаса есть по краям боковых полей. На этих уступах и горках, на этой земной тверди располагаются легкие фигурки всех участников события, всех свидетелей свершившегося, объединенных общей причастностью к открывающейся великой тайне. Внизу слева в месте соединения досок имеется небольшая вставка нового левкаса.

В левом нижнем углу изображён Иосиф с пророком Исайей. Однако позже, примерно к 9-10 векам, в Византии сформировался канон с лежащей Богоматерью, который также находит свое утверждение в богословских текстах, соотносящих Рождество Христово как начало пути Спасителя с его финалом, с Голгофой: лежащая Богородица, обычно отвернувшаяся от Младенца, глядящая в сторону, прозревает будущие крестные страдания Сына. Все стало знаком обновления мира. Внизу справа также имеются две вставки. смилостивись надо мной.

Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожденному. Сидящий в славе на небесах, ради любви к людям, покоится в яслях бессловесных животных. В греко-римском мире изобразительные искусства стояли очень высоко.