Руанский Собор Моне Картины
Цикл «Руанский собор» — это цикл из тридцати картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные художником в 1890-х годах. Вопреки воле Моне картины серии «Руанский собор» были проданы разным лицам и сегодня их можно найти в музеях Франции, Германии, Японии, Соединенных Штатов и Роcсии. «руанский собор»— цикл из тридцати картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные художником в 1890-х годах. Цикл «Руанский собор» — это цикл из тридцати картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные художником в период с 1892 по 1893 гг.
Картина Клода Моне Руанский собор: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Клод Моне Руанский собор – венец импрессионизма
На всех полотнах изображен западный фасад собора, только центральный вход. Моне арендовал жилье через дорогу от собора и сделал там временную студию. Цикл «Руанский собор» – это серия картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, состоящая из 31 работы. Однако если в своих первых сериях Моне еще отдавал дань традиции, меняя точку зрения и композицию, то в серии «Руанский собор» он предложил действительно революционное решение: на всех картинах изображено, с очень незначительными вариациями, одно и то же – фрагмент западного фасада знаменитого готического собора в Руане. Импрессионисты освежили пейзажную живопись и сделали её более реалистичной, пусть взамен детализации и «прилизывания» композиции. Клод Моне увековечил облик Руанского собора, ставшего символом Франции, не придавая особого значения его архитектурным особенностям. Не видно ни башен, ни колокольни.
Краски и фрагменты картины сливались и соединялись между собой. Он сознательно выбрал тот же период, что и в прошлом году, желая работать при таком же освещении, но тем не мене был вынужден несколько изменить угол зрения, переместившись в здание завода «Эдуард Моки» на улице Большого моста.
Руанский собор, главный вход и Тур дАльбан на солнце
Большинство работ были созданы в 1892 и 1893 годах, впоследствии он их доработал в 1894г. Почему Моне остановился на этом сюжете. Вот как описывал свои впечатления от серии «соборов» Жорж Клемансо, художественный критик и близкий друг Моне, часто бывавший в его доме в Живерни и истинный почитатель его таланта: «Сначала серая серия – огромная серая масса, которая постепенно все больше и больше светлеет затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей своей кульминации в сполохах радужной серии и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение». Он не любил теоретизировать («я всегда ненавидел эти ужасные теории») и выразил свои творческие устремления в трех словах: «Я ищу невозможного».
Моне выбрал в общей сложности пять различных точек, с которых изобразил собор. Картины показывают фасад готического собора в Руане в различных освещениях и разных погодных условиях. В последующем художник наносил на полотно новые слои, которые соединялись и сливались. Главный фасад отстраивался в течение нескольких веков. Тени написаны яркими красками. «Я не могу думать ни о чем, кроме собора».
Даже внимательный взгляд стороннего наблюдателя способен уловить эти перемены, заметить едва уловимые колебания.
Серия, посвященная Руанскому собору, состоит из 30 картин, выполненных в одном формате. Клемансо даже пишет статью «Революция соборов». Руанский собор – это не только произведение искусства архитектуры. Вопреки воле автора, «Соборы» были проданы разным покупателям и сегодня картины серии украшают музейные и частные коллекции многих стран.
Ни одна серия, ни до, ни после, не давалась ему с таким надрывом: ведь в «Соборах» Клод Моне ввел в живопись, обычно имевшую дело лишь с тремя измерениями пространства, четвёртое измерение – время. «Соборы» вызывали противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро и Клемансо приняли их с энтузиазмом. Трудился Клод над циклом «Руанский собор» около двух лет. Будучи юношей, он познакомился с одним из основателей школы – Эженом Буденом. Но нельзя в этом смысле недооценивать и «Соборы». Он многократно переписывал холсты, в отчаянии уничтожал их и начинал заново (что объясняет противоречивую информацию об общем числе картин, от 28 до 40, считая наброски).
Каждые полчаса он пытался запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды и передать едва уловимые полутона цвета. 3 апреля Моне писал Алисе Ошеде: «Каждый день я открываю для себя что-то новое, то, чего не видел раньше». Его письма из Руана жене и друзьям полны жалоб и сомнений: «Я разбит, я не могу больше // Мои ночи полны кошмаров: собор обрушивается мне на голову, он кажется то голубым, то розовым, то желтым». Символично, что в том же 1895 году, когда «Соборы» экспонировались у Дюран-Рюэля, в Москве проходила выставка импрессионистов, на которой тридцатилетний Василий Кандинский увидел картину Моне «Стога», ставшую первым шагом на его пути к абстракционизму.
Описание картины «Руанский собор, главный вход и Тур дАльбан на солнце»
Клод Моне писал живо, напористо и его эмоции передаются зрителям. Световые эффекты стали для мастера не менее значимыми, чем изображаемый предмет. С абстракционизмом обычно связывают позднее творчество Моне и прежде всего – работы из грандиозной серии «Кувшинки» : отдельные фрагменты этих произведений мог бы, кажется, написать представитель абстрактного экспрессионизма – Джексон Поллок или Андрэ Массон. Когда Моне создавал цикл Руанских Соборов, он уже давно увлечен темой выразительной передачи различий света в разное время дня и года и тем как атмосферные условия изменяются.
Он работал одновременно с несколькими полотнами. «Я абсолютно растерян и недоволен тем, что я сделал здесь.
Этот человек ходил с Моне на прогулки и помогал учиться рисовать с натуры. «Я работаю так, что от усталости близок к удару». Картины «Руанский собор в полдень» и «Руанский собор вечером», вероятно, были написаны из окна дома, расположенного напротив собора.
Цикл картин Клода Моне «Руанский собор»
Благодаря такой технике создавалось впечатление, что в картине живет свет. Невооруженным глазом видно, что облик собора постоянно преображается в лучах света. Я метил слишком высоко, но, кажется, перестарался испортив то, что было хорошо. Десятки раз повторяя мотив, преображающийся в лучах света в различное время дня, Моне изменил общепринятое представление о картине как о законченном самодостаточном произведении. Картины, где собор – светлый, написаны днём.
Моне, будучи художником, опережающим своё время, учит нас воспринимать зрительные образы и более утончённо видеть мир». Вопреки воле Моне «Соборы» были проданы разным лицам и сегодня они хранятся в музеях Франции, Соединенных Штатов и России. И там возобновляв в памяти образы храма продолжал трудится над рисунками. Даже названия отдельных работ серии «Соборы» приближают нас к беспредметному искусству: «Коричневая гармония», «Гармония голубого и золотистого», «Симфония серого и розового».
Руанский собор, портал и башня Сен-Ромен: пасмурная погода
Из его окон открывался прекрасный вид и долгое время он наслаждался этим зрелищем работая в одно время над несколькими картинами. Благодаря Полю Дюран-Рюэлью в мае 1895 года была организована персональная выставка для цикла «соборов» и еще до окончания выставки было продано восемь картин. Ожидаемая всеми руанская серия была представлена только в 1895 году. Все они выполнены в одном формате.
Восхищенный, он заимствовал игру лучей солнца и запечатлел каждую деталь, будь то бледные стены под влиянием туманной серой дымки, золотисто-янтарные фасады в пик полуденной жары или многогранное свечение витражей. У Моне тень становилась цветом, а цвет — игрой света.
В результате картины были распроданы поодиночке и разошлись по разным странам. Под кистью Моне все теряет свою определенность и вещественность. Благодаря этому складывается впечатление, как будто свет живет в картине.
Эта серия картин сама по себе стала наглядным доказательством актуальности утверждений импрессионистов – о ценности художественного "впечатления" от того, что глаз видит в конкретный момент. Вот уже четыре дня я не могу работать и решил все бросить и возвратиться домой.
Главный фасад отстраивался в течение нескольких веков. Не стану даже упаковывать свои полотна – не хочу их видеть, хоть некоторое время». Атмосферные эффекты переносятся на холст, кажется, что время на миг застыло.
Живопись собора была многообещающей задачей, даже для Моне. Картины занимали целый зал и Монэ сам утверждал порядок их расположения. Во всех своих предшествующих опытах со светом Моне изображал пейзажи. Ведь именно в «Соборах» художник наиболее последовательно продекларировал вторичность объекта по отношению к собственно живописным эффектам. Об этом свидетельствует ракурс захвата картин. Работа представляла сложность даже для Моне, вот таким образом он создавал эскиз с основными (определяющими суть) мазками. В этой серии мы видим один и тот же объект, но не один и тот же образ.
Серия "Руанский собор": двадцать открытий Клода Моне
С течением времени Моне наносил на полотно с каждым разом все более толстый слой краски, выделение отдельных цветов менее заметно, чем в начале его творчества. Он сознательно выбрал тот же период, что и в прошлом году, желая работать при таком же освещении, но тем не мене был вынужден несколько изменить угол зрения, переместившись в здание завода «Эдуард Моки» на улице Большого моста. В картинах Руанский собор, реальный объект больше не является архитектурной моделью. В ветреную погоду поверхность камня кажется рябой, а в солнечные дни — темно-серой. Клод Моне примкнул к импрессионистам не сразу, в силу своего возраста. Руанский собор здесь не несет никакой смысловой нагрузки: он интересен автору лишь необычным готическим фасадом, отличноподходящим для экспериментов художника.
Если посмотреть внимательно – здания на «солнечных» картинах состоят из сплошных пятен света разных цветов и оттенков. В разное время суток источник света – солнце – находится в разных точках небесного свода. Вопреки воле Моне «Соборы» были проданы разным лицам и сегодня их можно найти в музеях Франции, Соединенных Штатов и России. Живопись собора была многообещающей задачей, даже для Моне. Для Моне эффекты света стали столь же важными как и изображаемый предмет.
Описание картины Клода Моне «Собор в Руане»
В ветреную погоду поверхность камня кажется рябой, а в солнечные дни – темно-серой. В предыдущих своих экспериментах со светом художник изображал пейзажи. Но его не очень привлекали архитектурные особенности этого грандиозного сооружения, больше всего его интересовали цветовые рефлексы на камне при разных углах преломления солнечных лучей. Однако, если присмотреться внимательнее, можно найти множество отличий.
Чего уж говорить о живописце, глаз которого куда более совершенен. Однако отсутствие контраста здесь – специально. Только Моне мог превратить огромную массу известняка в чистую вибрацию света. На каждой работе собор изображён иначе, чем на предыдущей.
Он внес храм в историю современного импрессионистического искусства. «Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что должен работать, чтобы воспроизвести то, что я ищу: мгновенное влияние атмосферы на вещи и свет, рассеянный во всем», – писал Клод Моне в 1891 году. Тогда он и начал писать первые картины из цикла, а всего их насчитывается около 30. Художник решает сконцентрироваться на отдельных фрагментах готического собора и выбирает портал, башню святого Мартина и башню Альбане. Невооруженным глазом видно, что облик собора постоянно преображается в лучах света. Кульминация импрессионизма – так можно назвать серию картин «Руанский собор» великого французского импрессиониста Клода Моне.
Светлый камень игра света и тени, резное кружево – все это стало для художника идеальным «экраном», на котором отражались изменения, происходящие в природе день за днем, от рассвета до заката. Главный фасад отстраивался в течение нескольких веков. Знаменитый французский художник, один из основоположников импрессионизма, Клод Моне жил в Руане с 1892 по 1895 годы. Благодаря Полю Дюран-Рюэлью в мае 1895 года была организована персональная выставка для цикла «соборов» и еще до окончания выставки было продано восемь картин.
Серия картин "Руанский собор" Клода Моне (это около 30 картин) стала наглядным примером (символом), демонстрирующим саму идею импрессионизма. Чего уж говорить о живописце, глаз которого куда более совершенен. И здесь он проявил выдержку показав сено под летним солнцем, в зимнюю пору и весной, на восходе и заходе солнца. Многие задаются вопросом: «Почему именно этот сюжет. ». Этот цикл занимает важное место в творчестве Моне, художник работал над ней систематически, с особой тщательностью, как никогда прежде.
Вся суть в освещении. Художник выбрал высокую точку зрения, позволяющую максимально охватить объект, отойти на большое расстояние от которого он не мог. Благодаря Полю Дюран-Рюэлью в мае 1985 года была организована персональная выставка для цикла «соборов» и еще до окончания выставки было продано 8 картин.
Он был то голубой, то красный, то желтый». Цикл «Соборы» не был для Моне первым циклом полотен одной темы, но он был самым исчерпывающим. Художник почти полностью отказывается от линии, рисунка, растворяя их в красочном пятне. Невооруженным глазом видно, что облик собора постоянно преображается в лучах света. В зависимости от солнца и настроения, Моне кладёт мазки жёлтых, голубоватых, ультрамариновых «рефлексов» на стены собора. 3 апреля Моне писал Алисе Ошеде: «Каждый день я открываю для себя что-то новое, то, чего не видел раньше». Окончательно серия была завершена лишь в 1894 году в Живерни.
Руанский собор Репродукции Моне
Ожидаемая всеми руанская серия была представлена только в 1895 году. «Соборы» вызвали противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро приняли их с энтузиазмом, а Клемансо написал статью «Революция соборов».
«Соборы» вызвали противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро приняли их с энтузиазмом, а Клемансо написал статью «Революция соборов». Руанский собор художник изобразил загадочным, потерянным в утреннем тумане. Первая выставка была в 1895 году, на ней были представлены 20 лучших полотен серии. Мазок художника становится рельефным, будто передавая фактуру камня.
Но мысль, что готическая архитектура была очень интересна и увлекательна художнику, неверная. Играя с объектами маэстро сотворил массу новых образов. Художник показал наглядно разные впечатления (impression) от видов Руанского собора при различном освещении, погоде и времени суток. Сейчас картины занимают достойное место в музеях разных стран, преимущественно во Франции и США и стали частью частных коллекциях любителей работ Клода Моне.
Картина Руанский собор Клода Моне
Здание полностью преображается, становясь сценой для прекрасного светового спектакля. У Моне тень становилась цветом, а цвет— игрой света. Эта светлая, полупрозрачная дымка придаёт сооружению романтичность. Краски и фрагменты картины сливались и соединялись между собой. В связи с почти полным отсутствием перспективы, собор потерял свое величие и представляет собой лишь фон для динамической игры света. В ней художник создал большинство картин.
Грандиозный, как сам Руанский собор, труд измучил Моне. Для этого Моне собирался выставить все картины сразу. Вот как описывал свои впечатления от серии «соборов» Жорж Клемансо, художественный критик и близкий друг Моне, часто бывавший в его доме в Живерни и истинный почитатель его таланта: «Сначала серая серия — огромная серая масса, которая постепенно все больше и больше светлеет затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей своей кульминации в сполохах радужной серии и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение». Меняется только свет и цвет. «Глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины», – передавал Кандинский свое впечатление от «Стогов» в книге «Ступени» (1913).
Это – ещё и название серии потрясающих работ французского художника Клода Моне. Но и разрозненная серия «Руанский собор» стала одним из самых заметных художественных явлений конца 19 века, опередила свое время и соединила два столетия. Моне арендовал апартаменты возле собора, где для работы оборудовал временную студию. Моне был очарован им.
Клод Моне писал свои полотна с 1892 по 1894 годы. Впервые в истории живописи художнику удалось представить четвертое измерение. В серии как бы протекает само время, запечатленное в изменении тональности от одного полотна к другому, а все картины вместе воспринимались как единая декоративная композиция.
Руанский собор в полдень — Клод Моне
Впервые Моне посетил Руан в 1892 году и был восхищен помпезностью и убранством собора. Затем появлялись нотки ярких переливов. Чего уж говорить о живописце, глаз которого куда более совершенен. Благодаря этому складывается впечатление, как будто свет живет в картине. Серединой и квинтэссенцией были работы с радужными переливами и особо яркими мазками.
Лишь через сто лет после окончания серии, в мае 1994 года, семнадцать «Соборов» ненадолго встретились в Руане, на выставке в городском музее изящных искусств. В 90-е годы XIX века Моне, завершив (в его случае — не мучительные) поиски, переходит к новому стилистическому этапу в своей творческой жизни серией полотен «Руанский собор». В циклах «Вокзал Сен-Лазар» (1877), «Стога» (1890 – 1891), «Тополя» (1891) Моне многократно изображал близкие сюжеты при различном освещении и погодных условиях, все более решительно двигаясь от одиночного пейзажа или группы тематически близких пейзажей к объединенной общим замыслом серии. «Ах, эти его соборы. » – восторженно восклицает героиняромана Марселя Пруста «Содом и Гоморра» (1921). Вопреки воле Моне «Соборы» были проданы разным лицам и сегодня они хранятся в музеях Франции, Соединенных Штатов и России.
Видео:Руанский собор Клода Моне
В этом поиске невозможного, в мучительной погоне за мгновением Моне провел годы, отданные серии «Руанский собор», ставшей, по мнению критиков, квинтэссенцией импрессионизма. Со словами Кандинского перекликаются рассуждения о «Соборах» Моне другого зачинателя беспредметного искусства – Казимира Малевича: «Не собор нужен, а живопись, а откуда и с чего она взята, нам не важно, как не важно, с какой раковины выбраны жемчуга» («О новых системах в искусстве», 1919). Работа над «Соборами» заняла больше двух лет.