Рубенс Его Картины

Рубенс, несмотря на откровенные картины изображаемые им, был любящим отцом всех своих детей, которых, к слову, у него было восемь. «христос в доме Марфы и Марии» (1628) – картина фламандских художников Яна Брейгеля Младшего и Питера Пауля Рубенса.

Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)

Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.

Испания в то время оставалась сильной морской державой (мужчина держит в руках трезубец, символ владыки морей), но уже начала терять свое могущество. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение.

Художник увлекся новым жанром — портретом. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер.

Питер Пауль Рубенс 
– биография и картины

Питер Пауль Рубенс – биография и картины

Игнатия (ныне посвящённой св. Луки. В Древней Греции этих богинь звали харитами. Незадолго до смерти Питера Пауля Рубенса Альберт занял его место в Тайном совете в Брюсселе.

Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года.

Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам».

В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Несмотря на то что, художник прославился своими потрясающими монументальными мифологическими и религиозными полотнами, Рубенс также являлся искусным мастером пейзажа и портрета.

Заниматься живописью Рубенс стал очень рано. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело.

Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Доброклонский и Н. Н. Один из охотников лежит без сознания с зажатым в руке ножом. И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса). Главное отличие коренится в непринуждённости и свободе портретируемых, что придаёт сюжету лиричность.

Питер Пауль Рубенс 
и его картины

Питер Пауль Рубенс и его картины

Рубенс заботился о своих авторских правах.

Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108.

Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.

По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Полотно с изящным названием Три грации хранится в испанском Музее Прадо. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы.

Петер Пауль Рубенс 
и его картины (16)

Петер Пауль Рубенс и его картины (16)

Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. По бокам от Иисуса выделяются Дева Мария и Моисей со святыми скрижалями в руках.

Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе.

Желающих работать в мастерской Рубенса оказалось так много, что в 1611 году он писал Жаку де Би, что многие желающие учиться у него соглашались ожидать вакансии по нескольку лет, а за два года пришлось отказать более чем сотне соискателей, в том числе родственникам самого Рубенса и Изабеллы Брант. Если наоборот – те же вопросы. Место, где плещутся дети и тритон, – очевидно, море. В июне 1627 года король Филипп передал полномочия вести переговоры с Англией эрцгерцогине Брюссельской, датировав указ 24 февраля 1626 года176.

Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. В 18 веке она вошла в коллекцию короля Пруссии Фридриха II, а в 1830 году стала частью коллекции музея Берлинеса.

Музеи ЕвропыО художниках 
и картинах

Музеи ЕвропыО художниках и картинах

Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Кто изображает реку – женская фигура или мужская.

Соперничество кончилось трагедией. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.

Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. В настоящее время картина хранится в мюнхенской Старой Пинакотеке. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28.

В инвентарном списке учтено 314 картин, не считая незаконченных или почти законченных произведений самого Рубенса225. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.

Пейреск тогда заметил, что картоны могут попасть в руки завистников, которые снимут с них копии. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.

Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября.

Галерея картин Питера 
Пауля Рубенса

Галерея картин Питера Пауля Рубенса

Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. О чем он ее спрашивает.

Также Рубенс создал множество портретов. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А.

Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц.

В этих работах Рубенс намного предвосхитил то, что впоследствии мы увидим только у импрессионистов. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Вопрос на лице мужчины – не праздный: Фландрия может быть и немецкой.

Известные картины 
Питера Пауля Рубенса

Известные картины Питера Пауля Рубенса

Рейнольдс считал, что Рубенс довёл до совершенства техническую, ремесленную сторону художественного творчества. Или бегемот. Рубенс постоянно переписывался с Николя Пейреском, его братом Валавэ и библиотекарем французского короля Дюпюи84.

Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт.

Аллегория – Четыре 
Континента, 1615

Аллегория – Четыре Континента, 1615

Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Среди классических шедевров мирового художественного искусства, динамика в композиции используется отнюдь не так часто.

Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса.

Петер Пауль Рубенс 
и его картины 16

Петер Пауль Рубенс и его картины 16

Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.

В письме к Франциску Юнию от 1 августа 1637 года Рубенс сравнивал попытку следовать античной живописи усилиям Орфея уловить тень Эвридики и напоминал, что, беря за образец античные статуи, следует постоянно помнить о различии художественного языка живописи и скульптуры130. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб.

Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Восходящее на востоке солнце и целый ряд других деталей указывают на то, что действие на картине происходит ранним утром. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель.

Тот же монарх приобрел ещё несколько десятков картин за 27 100 флоринов— среди них три полотна Тициана, два Тинторетто, три Веронезе, одно Пауля Бриля, четыре работы Эльсхеймера, одна Муциано, пять копий с полотен Тициана и тринадцать холстов Рубенса. В картине 1611 года Четыре философа Рубенс, помимо себя изобразил скончавшегося в этом году любимого брата Филипа, ученого философа Юста Липсия и его ученика Яна Воверия. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.

Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям. Она демонстрирует умение художника выстраивать сложные композиции и его несравненное мастерство в изображении обнаженного женского тела.

  • Рубенс Питер ПаульКартины и биография
  • 10 шедевров Питера Пауля Рубенса
  • Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
  • Неизвестные факты об известных художниках 7 часть
  • Питер Пауль Рубенс: биография и лучшие работы
  • Картины и репродукции Питера Пауля Рубенса
  • Прибытие Марии Медичи в Марсель Питер Пауль Рубенс
  • Елена Фоурмен со своими детьми Питер Пауль Рубенс

В разгар приготовлений Рубенса отозвали в Мантую, но вмешался Шипионе Боргезе и художнику разрешили остаться до следующей весны. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе.

Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Если он соглашался на заказ, то ему позировали непременно представители высшей аристократии, как это было в Генуе со Спинола и Дориа, а также герцогом Брабанта и антверпенскими буржуа. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64.

Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты.

  • Осенний пейзаж с замком Стен Питер Пауль Рубенс
  • Похищение дочерей Левкиппа Питер Пауль Рубенс
  • Снятие с креста Питер Пауль Рубенс
  • Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Питер Рубенс: последние новости

Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Его первым известным наставником стал художник Отто ван Веен. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. В его произведениях четко определяется вектор движения, который в свою очередь подчиняется повествованию.

Питер Рубенс картины которого украшали множество дворцов знати. В 1611 году художник приобрел для себя и семьи огромный дом-мастерскую и с этого момента начался особенно плодотворный период его творчества. В этот венок вплетена пальмовая ветвь, что говорит о Мудрости – Победительнице.

Карлу Борромео). Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея. Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути.

В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. А над ним сияющая богиня славы. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120.

Но еще до того, как наступило царствование импрессионизма, преклоняющегося перед извечным движением вселенной, были произведения, которые всячески стремились преодолеть плоскость – картины Питера Пауля Рубенса.

  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
  • Как приготовить ванильный кулич
  • Лучшие работы Питера Пауля Рубенса
  • Возвращение Дианы с охоты, 1615
  • Творчество Питера Пауля Рубенса
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Никулин. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Инфанта Изабелла снабдила его достаточными средствами для жизни в Лондоне, но освободила посланника от необходимости вести переговоры с Гаагой, поскольку там находился один из её эмиссаров— Ян Кесселер. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Ее особенностью стало не только огромное количество написанных картин, но и молодые талантливые мастера, тянущиеся к совместной работе с Рубенсом.

Рубенс Питер ПаульКартины 
и биография

Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Но на этом профиле можно прочитать какой-то вопрос, какое-то напряжение. Отпевание состоялось 2 июня. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.

Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Попробуем подойти с другой стороны.

Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. Слух имел реальную основу: раздражённый требовательностью мастера гравёр Лукас Ворстерман набросился на Рубенса с кочергой. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс».

Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. М. Лекуре также отмечала, что от итальянского периода не осталось никаких свидетельств романтических устремлений Рубенса. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Речь шла о «Воздвижении креста». Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя».

Луки214. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Эта же комната служила и личным кабинетом.

Почему именно тигр. Его зрительная память не уступала памяти на тексты.

Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Нептун и Кибела заключают союз, нежно держась за руки и глядя друг на друга их венчает Виктория, а сын Нептуна Тритон, поднявшись из морской глубины, трубит в раковину. Это не мольба, это именно вопрос.

Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Именно ему в своем творчестве удалось передать невероятную динамичность, яркое стремление к жизни и эмоциональность барочной европейской живописи.

Первая из них, фрагмент которой представлен выше, была написана в 1617 году. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. На заднем плане в окне виден пейзаж.

Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35.

Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия. Когда будущему художнику было 8 лет, семья Рубенс переехала в Кельн (Германия), где юноша обучался гуманитарным наукам сначала в иезуитской школе, а затем в богатой светской изучал греческий язык и проявлял способности феноменальной памяти.

Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. И как пишут историки, Фландрия была экономически развитой областью. Вследствие болезни он был практически парализован. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники).

Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги.

13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Если это союз города с рекой – то где город, а где река. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227.

Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива.

Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Причины, по которым художник избрал торговую Геную, а не Рим, Флоренцию или Венецию, лежали на поверхности. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17.

Больше всего его работы напоминают пробу пера: чередование белого с зелёным, похожее на приёмы Веронезе или Джулио Романо, тициановская охра, тёмный колорит Карраччи»54. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию.

С другой же, Италия была тесно связана в сознании Рубенса с античной мифологией и произведениями древнеримских поэтов, философов и историков. Рубенс является одним из самых значительных фигур в искусстве, начиная с 16-17 веков и по сей день. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. В сравнении с Рубенсом, Ватто кажется болезненным меланхоликом, Буше— холодным развратником, Ренуар— утончённым сластолюбцем»232.

После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. По объяснению самого Рубенса, дети – символ процветания. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»).

Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины.

Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми).

В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.

Обустройство дома по вкусам хозяина затянулось до 1616 года и потребовало немалых расходов. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг.

И думать, что «Союз Земли и Воды» представляет какую-то абстрактную композицию, было бы в корне неверно. Вот что пишет сам художник о некоторых символах, которые он использовал в своих картинах: «Пьедестал Минервы украшает масличный венок, отличительный знак сей Богини некогда на Народном собрании греки присудили такой венок Фемистоклу как признание его мудрости. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. создал свою мастерскую. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св.

Возможно, это мальчик и девочка (если судить по длине волос). И еще один персонаж – тигр. Возможно, художник это передал именно таким выражением лица девушки. Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.

У него тоже есть выражение, хотя лицо только обозначено частью профиля. В Риме он побывал дважды, причём в первый раз приехал туда летом 1601 года, когда герцог командировал его для копирования картин из коллекции кардинала Алессандро Монтальто. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». В 1629 году он побывал в Англии.

В его копиях Тициана, особенно в волосах персонажей, заметна фламандская техника наложения краски густым слоем49. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. В первую очередь это относилось к мировосприятию139.

Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. А вот и воплощенный герой в картине, несомненно одной из самых совершенных в его творчестве, – "Персей и Андромеда". Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг.

Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти». Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков.

Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. Для нас не суть важно, кто и что получил – установился мир, началась нормальная жизнь. В то же время выполненные Рубенсом копии, скорее, следует рассматривать как вариации на тему оригинала, поскольку он неизменно— хотя и в разной степени— прибегал к переделке оригинала.

На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97.

Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Брак был заключён с большой поспешностью. Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74.

После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. Это зависит и от нее.

Удивительная судьба ждала его в жизни и в творчестве. Эти слова как нельзя точнее отражают поразительную универсальность творчества мастера ибо жанровый диапазон его искусства вместил почти все многообразие тем и сюжетов, получивших распространение во фламандской и европейской живописи XVII века. Картина была подписана обоими художниками104.

Им тесно в пределах двухмерного пространства. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу.

Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186.

Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына.

Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета.

Выглядит он довольно непривлекательно, можно сказать, мерзко. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. М. Лекуре с иронией писала: «Под кистью Питера Пауэла бегство в Египет приобретает черты деревенской жанровой сцены.

Рубенс по-прежнему воспринимал мир как всеобъемлющее единство, центром мироздания для него являлся человек, которого следовало прославлять всеми возможными способами139. «Союз земли и воды» был написан в 1618 году, через год после заключения мира. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Губерта, Диану на охоте и подобное. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя.

Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129.

Пьедестал Меркурия украшен гражданским венком из зелени дуба ибо охранять граждан – такова цель послов (их можно узнать по ветвям Оливы Счастливой, которые они держат перед собой), успешно ведущих государственные дела. 8 мая 1600 года Рубенс получил документ за подписью бургомистра Антверпена, что податель его пребывает в добром здравии и в городе нет эпидемий30. В дипломатической деятельности Рубенса немалое место занимали и честолюбивые помыслы: выступив инициатором переговоров с Генеральными Штатами, он рассчитывал существенно повысить свой общественный статус.

Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Она даже пыталась продать ему свои драгоценности, чтобы нанять войска Рубенс кое-что купил. В саду росли самые разнообразные растения, какие только Рубенс смог добыть и он был украшен копиями античных беседок, посвящённых Гераклу, Бахусу, Церере и Гонору81. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Кто же не знает имя Петера Пауля Рубенса.

Естественно, что букет фруктов и ягод символизирует изобилие. В глазах Рубенса и его окружения античность была эпохой наивысшего расцвета цивилизации, с которой надо соразмеряться и подражать ей. Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»). 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Художник принадлежит к тому редчайшему типу мастеров, которые могли работать в одно касание, создавая истинные шедевры.

Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183.

В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.

Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Слаженная команда выполняла множество заказов от аристократов, включая работу «История Марии Медичи» для королевского дворца Франции. Мощный старец стоит к зрителю спиной. Франс Снейдерс в течение 30 лет писал для полотен Рубенса животных, цветы и плоды в завещании великого фламандца Снейдерс был назначен распорядителем его имущества99. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11).

Картина Рубенса Союз Земли и Воды, написанная в 1618 году, находится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Страдая подагрой, Рубенс обедал умеренно, а после еды совершал верховую прогулку, которая могла быть совмещена с деловыми визитами по городу. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608).

Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. Обычны для него тщательная проработка кружев воротников, фактуры жемчуга, шёлкового носового платка и перчаток, зажатых в руке эрцгерцога.

В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Разве что истинный талант.

Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Основная тематика, конечно, – образ юной жены.

Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов.

Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. «Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.

Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.

Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. В 1550 году Ян Рубенс перешёл в Падуанский университет, а в 1554 году— в Римский на отделение гражданского и канонического права.

Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112.

Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Венки на головах главных персонажей – символы побед и мира, символы мудрости правителей воюющих стран. Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу. Что-то странное в этой картине. Королева Мария Медичи, поняв, что помощи из Испании не будет, обосновалась в одном из монастырей Антверпена и часто наносила Рубенсу визиты.

За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов.

Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Увидеть полотно можно во флорентийском Палаццо Питти. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Да и после сравниться с ним в этом мог только Рембрандт.

В частности, были убраны бойницы. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать.

Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства.

Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Ван Веен также привил ученику любовь к античности, древнегреческой философии, мифологии и религии, что в дальнейшем вылилось в его творчестве. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190.

Особой его любовью пользовались геммы и монеты, причём одну античную гемму он не смог продать вместе с коллекцией герцогу Бэкингему— настолько он к ней привязался. Служанка то ли расчесывает, то ли просто перебирает красивые золотые волосы своей госпожи. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94.

Если женская – то какая связь между плодами и рекой. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св. В настоящее время полотно хранится в венском музее Коллекции Лихтенштейнов.

В них начисто отсутствует мистика. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Антверпенские работы 1609—1611 годов демонстрируют быструю эволюцию Рубенса в техническом отношении. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды).

Особой лиричностью и романтизмом обладали написанные им интимные портреты. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. С 8 августа 1630 года Рубенс пользовался привилегией не платить налоги в городскую казну и членские взносы в Гильдию св.

Большие светло-зелёные глаза и выбившиеся пряди белокурых волос придают особую реалистичность портрету. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Изучение и копирование лучших образцов античного и ренессансного искусства помогло художнику выработать собственную манеру и индивидуальный стиль, легко узнаваемый во всех произведениях.

После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Ниточка к этому заложена в приведенном комментарии: «Художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии». Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.

Первая жена знаменитого фламандского живописца родила ему троих детей – Клару Серену, Альберта и Николаса. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Монументальный строй композиций, эффектные архитектурные или пейзажные фоны, богатство колорита определяют несравненные декоративные качества этих больших картин, выполненных при широком участии помощников Рубенса. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.

8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.

Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса.

Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. В городе праздновалось заочное бракосочетание принцессы Генриетты с английским королём, представителем жениха был герцог Бэкингем. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов».

Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место.

Или буйвол. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Возможно, это труды Сенеки.

Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Никто из мастеров кисти и холста не смог добиться столь искусного владения карнацией или, в переводе с языка художников искусства написания живого тела.

Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. 16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель.

В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151.

Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.

Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений.

Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Художник вернулся домой в самом конце июня и объявил, что для окончания цикла понадобится полтора месяца. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Это великого чародея, раскрывшего человечеству мир красок и радости бытия.

В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Стоящая слева женщина в застывшей позе выписана чрезвычайно детально, что характерно для всех предшественников Рубенса. В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.

После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса.

Заказные портреты генуэзской аристократии стали эталоном барочного портрета и надолго определили развитие этого жанра в Италии, Фландрии, а затем и Франции и Испании. С 1610 по 1620 год художник был увлечен написанием охотничьих сюжетов. Впрочем, благодаря хозяйственным талантам Рубенса, к моменту кончины поместье расширилось впятеро от его первоначальной площади.

В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. В Национальной галерее искусств, Вашингтон, округ Колумбия, находится небольшая студийная версия с некоторыми отличиями.

Из Антверпена он вдоль Рейна последовал во Францию, посетил Париж, а далее направился в Венецию. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Текущая из амфоры вода, похоже изображает реку, впадающую в море (несомненно, это река Шельда). Если девушка изображает Фландрию (намек на ее богатства и важность для испанской короны – жемчуг в косах и в ушах), а мужчина – испанских Габсбургов, то картина – аллегория соглашения 1617 года, по которому Антверпен (Фландрия) получил мирную жизнь, следовательно и возможность процветания. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206.

А рядом с ним плещутся путти (путти – декоративные изображения маленьких детей, характерные для искусства барокко и ренессанса). Любимов). Немало поспособствовал успеху художника брак с Изабеллой Брант, дочерью Яна Бранта, статс-секретаря Антверпена.

Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Большую долю его творчества заняли и различные пейзажи.

28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года.

При дворе герцога он провёл всё лето 1601 года, период с апреля 1602 по май 1603 года и с мая 1604 по самый конец 1605 года36. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном.

Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.

Ян Рубенс покаялся и вернулся в лоно католической церкви, после чего вновь смог практиковать как юрист. Сын у Рубенсов родился только через 7 лет после женитьбы и был назван в честь высочайшего патрона и крёстного отца— эрцгерцога Альбрехта. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. Триптих Снятие с креста (можно увидеть выше) создавался уже конкретно для Собора, в котором находится по сей день, с 1612 по 1614 год.

Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.

Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Антверпенский период. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов.

Все полотна посвящены жизни Марии Медичи. И опять же – зачем тигр. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196.

Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Изабелла Брант еле заметно улыбается, что намекает на испытываемые ею чувства радости и счастья.

В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп.

Это дает ему право работать самостоятельно, но еще два года Питер Пауль оставался в мастерской ван Веена, участвуя в подготовке к торжественному въезду в Антверпен новых испанских правителей – эрцгерцога Альберта и его супруги Изабеллы. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем.

Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Также на полотно попал Мопс – любимый пес Липсия, преклонивший голову на коленях Воверия. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь.

Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Но Идас камнем сразил Полидевка.

Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).

Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Лекуре, «доходило до угодничества». Физическая сила, страстность иногда даже необузданность, упоение природой – вот характерные черты рубенсовской живописи. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера.

В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни.

В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. Рубенс был красив во всем. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью.

Противостояние человеческого оружия и сил диких животных ярко показано в смелом противостоянии двух мускулистых львов семи охотникам, половина из которых атакуют верхом на лошадях. Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи». И даже с какой-то угрозой. У ног мужчины – тритон гудит в раковину. Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него.

На нем тоже венок победителя. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)".

В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. В 1626 году умерла жена художника и он очень тяжело переживал эту потерю. Не иначе, он подмешивал в краски человеческую кровь – шептали они.

Но быть придворным юноша не хотел и уже через год начал обучаться живописи. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Он как бы полуприсел на пенек, на котором лежит исторгающий пресную воду кувшин.

Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. С наслаждением писал местные пейзажи.

В ходе переговоров с королевой, Ришельё и казначеем аббатом де Сент-Амбруазом были определены сюжеты 15 первых полотен. Чуть болезненный румянец и едва заметная улыбка на губах придают портрету личный интимный характер.

Триптих Воздвижение креста Господня, фрагмент которого можно увидеть на главном фото этой статьи, художник создал в 1610 году для алтаря старинной церкви Святого Вольбурга, а на свое сегодняшнее место картины попали в 1816 году. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения.

Если мужская – то почему такая мощная фигура. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия.

Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. В стеновский период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме.

Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно. В 1609 году Рубенс и Ян Брейгель исполнили портрет эрцгерцогской четы, причём Брейгель писал пейзаж на заднем плане. Семья к тому времени была уже большой: в 1562 году родился сын Ян Баптист, в 1564—1565 годах дочери Бландина и Клара, а в 1567 году— сын Хендрик. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации».

Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Афаретиды соперничали со своими двоюродными братьями Кастором и Полидевком Диоскурами, которые и похитили у них невест.

Войны истощали всех и вся. Прежд е всего: Антверпен был во Фландрии. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса.

Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене (Германия), в состоятельной и знаменитой семье ремесленников и торговцев. Рубенсовские женщины – белокурые красавицы с пышным чувственным телом и большими блестящими глазами.

Почему не лев. Испанское королевство даровало привилегию Рубенсу только в 1630 году, зато сразу на 12 лет с правом перехода авторских прав наследникам художника89. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Его сухощавое лицо и стекающие по чарке излишки свидетельствуют об этом.

Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. (Рубенс жил в Антверпене. )Рассмотрим эту версию. Картина Рубенса Два сатира продолжает тему мифологических существ. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс.

Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.

Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». На самом деле никакой магии в живописи Рубенса не присутствует.

Ещё ранее ему было поручено отправиться в Гаагу на сепаратные переговоры со штатгальтером Соединённых Провинций. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.