Рубенс Картины Фото
Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)
Искусство Рубенса – типичное выражение стиля барокко, которое приобрело в его произведениях национальные особенности. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Заказные портреты генуэзской аристократии стали эталоном барочного портрета и надолго определили развитие этого жанра в Италии, Фландрии, а затем и Франции и Испании.
Тела не смуглые, как было принято в итальянском искусстве и не молочно-белые, как во фламандской традиции, а решены в розовой, янтарной и терракотовой гамме. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ.
В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111.
Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.
Петер Пауль Рубенс и его картины (16)
К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи.
Эта же комната служила и личным кабинетом. Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. Их пышные, но легкие, местами прозрачные кроны, крепкие и стройные стволы окутаны этим сиянием, как фантастически прекрасным нарядом. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Разве что истинный талант.
Он побывал в Делфте и Утрехте, вызвал подозрения британского посла и переговоры оказались на грани срыва.
Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. «Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году.
Карлу Борромео). От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Это совпало с научным исследованием творчества Рубенса, начатым небольшой монографией художника-ориенталиста Эжена Фромантена. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч.
С наслаждением писал местные пейзажи. почему этот фрагмент не стал полномерной картиной. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений.
Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Не иначе, он подмешивал в краски человеческую кровь – шептали они. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св.
Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Судя по описаниям племянника— Филиппа Рубенса, Питер Пауль вёл в своём помпезном доме почти буржуазную жизнь. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя. Брак был заключён с большой поспешностью.
Питер Пауль Рубенс – биография и картины
Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Весьма ценил Рубенса Эжен Делакруа, находивший у мастера умение передавать высочайший накал эмоций. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138.
24 января 1633 года на заседании Генеральных Штатов епископы Ипра и Намюра потребовали разъяснить, какое место в их делегации занимает Рубенс. Портрет демонстрирует несомненную близость Рубенса тех лет к старой голландской школе, заложенной ван Эйком.
Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Им тесно в пределах двухмерного пространства. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей.
Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Оформление и архитектурное решение студии отражало серьёзное отношение Рубенса к своей работе, которого он ожидал от заказчиков, моделей и посетителей.
В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Рубенс прихватил с собой несколько картин, но очень спешил: не стал заезжать в Париж и в Прованс к Пейреску, единственным исключением стала его двухдневная поездка к осаждённой Ла-Рошели.
Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Все это я вычитала в аннотации к картине. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.
Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Художник дважды был женат. За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник.
картина, Питер Пауль Рубенс, мифология,, Праздник Венеры обои (фото, картинки)
В 1634 году Рубенс получил крупнейший в своей карьере официальный заказ на украшение Антверпена в честь прибытия нового правителя Нидерландов— Фердинанда Австрийского. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей.
При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.
Удивительная судьба ждала его в жизни и в творчестве. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516.
Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе».
Кто такие рубенсовские женщины: описание, картины и интересные факты
В Нидерландах он оставил эту практику, вот таким образом не существует прямых свидетельств, как Рубенс понимал трактовку тех или иных философских постулатов и религиозных таинств, человеческих страстей и прочего9091. Один из его учителей, Отто ван Веен, большой знаток античной истории, находился под влиянием искусства итальянского Возрождения и его увлечение в полной мере передалось ученику. Семейство жило поблизости от резиденции Вильгельма Оранского, с женой которого— Анной Саксонской— Рубенс-старший вступил в близкие отношения, что закончилось нежелательной беременностью. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета.
По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Луки214. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). На заднем плане в окне виден пейзаж.
Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Напряжённая работа привела к сильнейшему приступу подагры и Рубенса возили в кресле на колёсиках216. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать.
Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Покупка обошлась в 93 000 гульденов, но расходы этим не ограничились, поскольку Рубенс снёс башню и подъёмный мост, придав усадебному дому более ренессансный вид. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест.
Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия. Только Тициан из его предшественников и Ренуар из преемников могли сравнится с ним в изображении женских форм114. Но не смотря ни на что, пейзажи пейзажи Питера Пауля Рубенса за счет колорита и композиции создают трогательную гармонию. В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца.
Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина.
Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Предложения Дании Рубенс также отправил Спиноле в Мадрид, рассчитывая добиться уступок от Голландии180.
Каталог картин маслом – Рубенс Питер Пауль
Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов.
По субботам и воскресеньям он исполнял заказы типографии Плантена— Моретуса: рисовал фронтисписы, оформлял титульные листы и создавал иллюстрации. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. В июле 1627 года Рубенс выехал в Голландию для встречи с Жербье, обставив её как увеселительную поездку. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем.
Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74.
Галерея картин Питера Пауля Рубенса
Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. 12 мая 1635 года был подписан нотариальный акт о приобретении Рубенсом поместья Стеен в Элевейте. Осталось несколько полотен с изображением Альберта.
Соперничество кончилось трагедией. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». И слава Богу. Эрцгерцогиня возместила ему все расходы и подписала прошение о даровании художнику испанского кавалерского титула, аналогичного английскому.
Известные картины Питера Пауля Рубенса
Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.
Ван Дейку Рубенс доверял писать уменьшенные копии картин, с которых снимались гравюры, распространяемые затем по всей Европе. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов.
Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Рубенс заботился о своих авторских правах. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Питер Пауль Рубенс – репродукции известных картин
Возможно, это труды Сенеки. Все это тайна велика есть. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227.
Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции Воздвижение Креста, около 1610-1611, Снятие со Креста, около 1611-1614, – обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Кроме этих художников первой величины, у Рубенса работали Эразм Квеллин-старший, Ян ван ден Хеске, Питер ван Моль, Юстус ван Эгмонт, Абрахам ван Дипенбек, Ян ван Сток и многие другие. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы.
На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса.
Питер Пауль Рубенс-Репродукции и копии картин Великих Мастеров на холсте
М. Лекуре также отмечала, что от итальянского периода не осталось никаких свидетельств романтических устремлений Рубенса. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября.
Картина была подписана обоими художниками104. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты.
Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. Купить картину также можно позвонив нам по телефону. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.
- 10 шедевров Питера Пауля Рубенса
- Рубенс Питер ПаульКартины и биография
- Прибытие Марии Медичи в Марсель Питер Пауль Рубенс
- Елена Фоурмен со своими детьми Питер Пауль Рубенс
- Осенний пейзаж с замком Стен Питер Пауль Рубенс
- Похищение дочерей Левкиппа Питер Пауль Рубенс
Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. В это время появились известия о франко-испанском договоре о совместном вторжении на Британские острова и восстановлении на них католической веры, который был подписан Оливаресом ещё 20 марта 1627 года. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. При дворе герцога он провёл всё лето 1601 года, период с апреля 1602 по май 1603 года и с мая 1604 по самый конец 1605 года36. Эрцгерцогиня, впрочем, не придавала особого значения его достоинствам советника, но заказала Рубенсу в 1624 году портрет польского посланника, что вызвало язвительный комментарий французского агента163. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Его зрительная память не уступала памяти на тексты.
- Снятие с креста Питер Пауль Рубенс
- Неизвестные факты об известных художниках 7 часть
- 28 июня, 435 лет назад, родился фламандский художник эпохи барокко – Питер Пауль Рубенс
- Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
- Питер Пауль Рубенс: биография и лучшие работы
- Картины и репродукции Питера Пауля Рубенса
Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин.
Физическая сила, страстность иногда даже необузданность, упоение природой – вот характерные черты рубенсовской живописи. Однако благодаря отличным отношениям с королём он добился назначения посланником в Мадрид Фрэнсиса Коттингтона, происпански настроенного католика, который как раз и убедил художника остаться в Лондоне198. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива».
- Питер Пауль Рубенс-творчество и самые знаменитые работы
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Питер Рубенс: последние новости
К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Собственно же переговоры начались абсолютно неудачно, поскольку король, несмотря на огромное расположение к художнику и уважение к его статусу, не желал идти на уступки даже в мелочах. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Красный фон перекликается с румянцем на щеках, а ожерелье и кружева создают что-то вроде драгоценной оправы для столь дорогой сердцу художника жены. Во время своих продолжительных путешествий, когда он старательно штудировал и зачастую копировал произведения искусства различных эпох, он на равных встречался со многими знаменитыми европейскими интеллектуалами.
Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. 1750). Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Лучшие работы Питера Пауля Рубенса
- «Рубенсовские женщины» : созданные из молока и крови
Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко.
После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Страдая подагрой, Рубенс обедал умеренно, а после еды совершал верховую прогулку, которая могла быть совмещена с деловыми визитами по городу. Наиболее примечательно на этом фоне, что Рубенс не отказался от планов создания галереи Генриха IV и 27 января 1628 года сообщил аббату де Сент-Амбруазу, что приступил к работе над эскизами. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение.
Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных».
- Шедевры, выставленные в Эрмитаже
- Огромный каталог репродукций на холсте
Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него.
Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена.
Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи.
Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Парис решил похитить Елену. Все они без исключения были одобрены заказчиками и цензорами, несмотря на откровенно мирские художественные решения. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона».
Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Речь шла о «Воздвижении креста». Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе.
В июне 1627 года король Филипп передал полномочия вести переговоры с Англией эрцгерцогине Брюссельской, датировав указ 24 февраля 1626 года176. Это произошло, прежде всего из-за того, что крупнейшие французские художники Пуссен и Лоррен пребывали в том году в Риме, а итальянцы— Гвидо Рени или Гверчино— не собирались покидать Италии.
Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. В конце концов, в 1636 году Рубенс процесс проиграл, поскольку утверждал, что в 1631 году, когда была выполнена гравюра, находился в Англии, что не соответствовало действительности215. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».
Художник трансформировал плоский фламандский пейзаж, сделав его более красочным и разнообразным. В то время, когда он работал, наёмный чтец читал ему вслух античных классиков, чаще всего Плутарха, Тита Ливия или Сенеку.
Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Некоторые художники называют его королём живописцев, так как его кисти были присущи уверенная манера, выразительность персонажей, даже где-то манерность, а так же уникальные световые градации. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном.
В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.
Рубенс внёс в портрет движение и жизнь, свободу живописной формы и богатство цвета, обогатил его своим чувством большого стиля, усилив значение фона— пейзажного или архитектурного— в подаче образа в общем, сделал портрет достойной задачей подлинно монументального искусства»65. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Обычны для него тщательная проработка кружев воротников, фактуры жемчуга, шёлкового носового платка и перчаток, зажатых в руке эрцгерцога. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. За грандиозную феерию Рубенс был удостоен премии в 5600 флоринов, при том, что в оформление церемонии им было вложено 80 000 собственных средств. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников.
Лицо персонажа, однако, выглядит отдельным от всех остальных деталей картины и представлено абсолютно безэмоциональным. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV.
9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. В них начисто отсутствует мистика. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место.
В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. В 1635 году Рубенс приобрел замок Стен, расположенный в нескольких милях к югу от Антверпена. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила.
Его искусство, характеризуемое его кипучей жизненной энергией, его страстями, является квинтэссенцией грандиозного стиля барокко. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года.
Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Колонны, обрамляющие окно, похожи на сохранившиеся на Палатинском холме в Риме и отсылают к портику-стое, перекликающемуся с портретным бюстом Сенеки132.
Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Больше всего его работы напоминают пробу пера: чередование белого с зелёным, похожее на приёмы Веронезе или Джулио Романо, тициановская охра, тёмный колорит Карраччи»54. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей.
Триптихи были традиционны для нидерландского искусства, однако Рубенс смело нарушил традицию, по которой на боковых створках изображались либо портреты заказчиков-донаторов, либо события, непосредственно связанные с сюжетом центральной части. Поездка в Испанию стала первым официальным дипломатическим поручением Рубенса, который имел необходимые полномочия из Брюсселя и ехал по вызову из Мадрида184. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Неужели она была настолько скромна. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной».
Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни.
Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.
Подобно академистам и импрессионистам XIX века, они противопоставляли линию и рисунок цвету. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. На самом деле никакой магии в живописи Рубенса не присутствует. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Неизвестно, откуда у Питера оказались деньги на заграничную поездку— возможно, он выполнил некий заказ в Антверпене или продал некоторые свои работы.
Рубенс не скрывал коммерческой направленности своего творчества и придавал огромное значение материальному благосостоянию87. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Питер Пауль Рубенс был оценен прежде всего за интересные идеи присутствующие в его художественном стиле.
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. 28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс. В июне Рубенс промыл холсты в горячей воде, просушил на солнце и занялся реставрацией в одиночку.
Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу.
В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи.
Испанское королевство даровало привилегию Рубенсу только в 1630 году, зато сразу на 12 лет с правом перехода авторских прав наследникам художника89. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
Губерта, Диану на охоте и подобное. Но Рубенс никогда не был педантом.
Это повлияло на решение Париса и приз достался Венере, но это решение вызвало обиду у Юноны и Минервы.
Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго.
В ходе переговоров с королевой, Ришельё и казначеем аббатом де Сент-Амбруазом были определены сюжеты 15 первых полотен. Картины изготовлены на итальянском, художественном холсте. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Начиная от подаренной им родителями внешности и заканчивая полотнами, которые выходили из-под его кисти. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.
Значительную часть его дохода приносило распространение гравюр с вариациями сюжетов его картин, они одновременно служили и рекламными проспектами. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Многочисленность произведений Рубенса приводит к тому, что рубенсоведам далеко не всегда удаётся проследить историю каждого из них.
Впоследствии Рубенс доверял работу над одеждой, аксессуарами или фоном своим ученикам, однако в начале своего пути он пренебрегал бригадным методом и все детали портрета исполнил сам. На первой картине мифологические двоюродные братья Кастор и Поллукс похищают дочерей короля Мессены.
Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. В частности, были убраны бойницы.
Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. В знаменитом суде Парису отвели роль судьи, который должен был вручить награду – золотое яблоко раздора – прекраснейшей из богинь.
Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.
После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков.
Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Предполагается, что на самом деле на полотне изображен образ в зрелом возрасте умершей в 1623-м дочери художника Клары Сирены.
Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Стиль Рубенса на первом официальном заказе проявился лишь в ярко-красной драпировке, отсекающей задний план и придающей глубину изображению. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку.
Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии.
Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Крупным успехом стало подписание контракта на 20 000 экю, в котором была предусмотрена статья, что даже в случае кончины заказчика будет оплачена уже выполненная часть заказа. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации».
Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Но что-то дрогнуло во мне. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».
Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Питер Пауль Рубенс – Ознакомьтесь с интересным выбором репродукций картин данного художника и будьте уверены в новом облике ваших стен благодаря репродукциям на холсте. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. После возвращения он ужинал с избранными друзьями.
При этом он не преследовал научных целей и не пытался создать целостный каталог античного и ренессансного искусства, поскольку потакал своим личным вкусам63. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.
В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса.
В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса.
Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Рубенс во многом придерживался эстетики Возрождения, хотя только этим нельзя объяснить созданный им идеал красоты.
По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
В сравнении с лихорадочным экстазом блаженных великомучеников Сурбарана умирающие праведники Рубенса выглядят поразительно бодрыми. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс.
Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место.
Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.
Отпевание состоялось 2 июня. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам».
Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175.
Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног.
Но пока верная подруга художника жива, он запечатлевает ее молодой и привлекательной, с живыми, умными глазами и нежной улыбкой. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны.
Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения.
В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Лекуре, «доходило до угодничества». Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель.
Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Родился великий художник Питер Пауль Рубенс 28 июня 1577 года в городе Зигене, что в Германии.
Рубенс был красив во всем. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты.
Заниматься живописью Рубенс стал очень рано. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Игнатия (ныне посвящённой св.
Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Особенно его интересовали монеты и медали, а также геммы, которые были источниками подробностей о религиозных и бытовых обыкновениях античности и бесценным пособием по хронологии152. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. В первую очередь это относилось к мировосприятию139.
Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137.
За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Союзниками Рубенса в его миссии были посланники Савойи, напротив, посланник Голландии Йоахими всячески подчёркивал, что художник Рубенс находится в английской столице по прямой своей профессиональной обязанности. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом).
Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре».
Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Особое место занимали отношения Рубенса с Яном Брейгелем-младшим: это была своего рода дружеская взаимопомощь.
Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей.
Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.
Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги.
Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара.
В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Если вы находитесь в поиске стильной настенной декорации, данная репродукция картины наверняка вас порадует.
Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома.
Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Он материально поддерживал Клаудио Монтеверди и вызволил из сумасшедшего дома Торквато Тассо.
По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.
Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен».
Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Кто же не знает имя Петера Пауля Рубенса. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки.
Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом.
Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Тем более, что если мы внимательно посмотрим на портреты обеих его жён, то заметим очевидное сходство. 16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель.
Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.
Это великого чародея, раскрывшего человечеству мир красок и радости бытия. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой.
Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него».
В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте.
Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14.
Метод работы над этим портретом использовался художником долгие годы: сначала делался набросок или предварительный композиционный эскиз, затем— всегда с натуры— писалось лицо модели. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. По словам Н. Грицай, «в недостойный его кисти жанр придворного портрета художник вдохнул новую жизнь, решительно освободив его от характерных для маньеристического искусства рубежа XVI и XVII веков жёсткости письма, застылости композиций, напряжённой замкнутости словно отгороженных от реального мира образов.
Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс».
Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками.
В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94.
Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Там он писал свои последние пейзажи, наблюдая жизнь окрестных сел, крестьянские праздники и гулянья.
Слишком скудно. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Высокое качество данной репродукции гарантирует, что картина будет прекрасно смотреться в вашей квартире или доме. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Идеал рубенсовской красоты далек и от классических канонов и от современных представлений о ней.
Но Идас камнем сразил Полидевка. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202.
Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. После смерти мужа, в 1587 году, мать вновь приняла католичество и вернулась с детьми в Антверпен. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.
Восходящее на востоке солнце и целый ряд других деталей указывают на то, что действие на картине происходит ранним утром. Ван Ноорт, хотя и не исполнял церковных заказов, пользовался большой репутацией из его мастерской вышли Якоб Йорданс и Хендрик ван Бален19. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет.
В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом.
В сравнении с Рубенсом, Ватто кажется болезненным меланхоликом, Буше— холодным развратником, Ренуар— утончённым сластолюбцем»232.
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу.
Заказ был грандиозен по масштабу и очень жёсток по срокам: контракт был подписан 20 марта 1620 года, а работы были сданы в конце того же года. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. В дипломатической деятельности Рубенса немалое место занимали и честолюбивые помыслы: выступив инициатором переговоров с Генеральными Штатами, он рассчитывал существенно повысить свой общественный статус.
Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности».
В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Рубенс и себя не раз писал в ней. А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68.
Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. А ведь оно только одно из многих.
Стоящая слева женщина в застывшей позе выписана чрезвычайно детально, что характерно для всех предшественников Рубенса. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Занимался в мастерской Отто ван Веена, придворного художника, мастера исторической живописи. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов.
Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. КОНТИНЕНТЫ.
Части света часто персонифицировались речными божествами и могут появляться в живописи вместе с характерными для этих мест животными или опираться на урны из которых струится вода голова под вуалью указывает, что источник реки неизвестен. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Для этого следовало заключить англо-испанский договор, который также привёл бы к окружению Франции владениями или союзниками Испанского королевства174. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью.
Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Художник принадлежит к тому редчайшему типу мастеров, которые могли работать в одно касание, создавая истинные шедевры.
Вторая серия осталась неосуществленной. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю».
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства.
10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль.
Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Соответственными были и его доходы, он мог зарабатывать до 100 гульденов в неделю, а за большие полотна получал гонорары от 200 до 500 гульденов86. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году.
«Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Очевидно, он был любимым ребёнком, поскольку единственным из всех детей Питера Пауля удостоился упоминания в переписке. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
Кроме того, многочисленные корреспонденты Рубенса по антикварной торговле позволяли вести обширную тайную переписку, в которой художник пользовался как минимум четырьмя разными шифрами181. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса.
Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28.