Рубенс Пейзажи
На этот сюжет у Рубенса есть несколько картин: его привлекала возможность написать трех прекрасных обнаженных женщин на фоне идеального пасторального пейзажа. Мастерство Рубенса-пейзажиста будет оценено лишь в начале XIX века, когда его картины природы признают достойным для подражания образцом и станут копировать многие европейские художники – в частности, англичанин Джон Констебл (1776-18370).
Вечерний пейзаж с телегой, Рубенс
Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. А рядом с ним плещутся путти (путти – декоративные изображения маленьких детей, характерные для искусства барокко и ренессанса).
Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97.
- Описание картины «Пейзаж с радугой»
- Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)
- Рубенс Питер ПаульКартины и биография
- мои любимые книги «Сто великих художников»
Во Франции Рубенс создал серию из двадцати одной картины для галереи Люксембургского дворца в Париже. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Античное искусство помогало найти должную меру между жизненным и идеальным началом.
Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153.
- Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
- 10 шедевров Питера Пауля Рубенса
- РУБЕНС ПИТЕР ПАУЭЛ Пейзаж с птицеловом
- Описание картины Питера Пауля Рубенса «Пейзаж с радугой»
- Питер Пауль Рубенс: биография и лучшие работы
- Петер Пауль Рубенс и его картины (16)
- Галерея картин Питера Пауля Рубенса
Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».
Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Пейзажи Рубеке писал исключительно для своего удовольствия. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. У него тоже есть выражение, хотя лицо только обозначено частью профиля. Очень много портретов Елены создал Рембрандт: в свадебном наряде, с детьми, со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду.
Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы.
Он писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которым я не смел и помыслить». Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.
- Известные картины Питера Пауля Рубенса
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Дизайн интерьера и мебель в стиле ретро
По объяснению самого Рубенса, дети – символ процветания. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Ожидавшийся британский посланник не приехал из-за покушения на Бэкингема в Портсмуте 23 августа, о чём в Мадриде узнали лишь 5 октября.
Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Пространственная глубина с воздушной перспективой, свойственная более поздним произведениям искусства, на них почти отсутствует. Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году.
- Творчество Питера Пауля Рубенса
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Лучшие работы Питера Пауля Рубенса
- Словари и энциклопедии на Академике
Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Перед нами не пылкий юноша в объятиях молодой возлюбленной, но зрелый, умудрённый жизненным опытом и всё же, невероятно счастливый Рубенс. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.
Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Семейство жило поблизости от резиденции Вильгельма Оранского, с женой которого— Анной Саксонской— Рубенс-старший вступил в близкие отношения, что закончилось нежелательной беременностью.
Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. И как пишут историки, Фландрия была экономически развитой областью.
В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148.
Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны.
Если мужская – то почему такая мощная фигура. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.
Пьедестал Меркурия украшен гражданским венком из зелени дуба ибо охранять граждан – такова цель послов (их можно узнать по ветвям Оливы Счастливой, которые они держат перед собой), успешно ведущих государственные дела. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Он как бы полуприсел на пенек, на котором лежит исторгающий пресную воду кувшин. Он продолжает библейскую и античную тему («Вирсавия», «Три грации», «Вакх»), пишет множество патетических композиций для триумфальных арок и апофеозов, батальные сцены. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203.
К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». После возвращения он ужинал с избранными друзьями. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая».
Тем не менее, Рубенс написал портреты короля и его брата кардинала Фердинанда, королеву инфанту Марию-Терезию и так далее185. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва.
Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру.
Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Предложения Дании Рубенс также отправил Спиноле в Мадрид, рассчитывая добиться уступок от Голландии180. «Союз земли и воды» был написан в 1618 году, через год после заключения мира. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.
Мощный старец стоит к зрителю спиной. Рубенс избегал излишеств в вине, пище и игре.
В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». 28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс. В Мадриде написал многочисленные портреты испанской знати.
Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. Эта картина создана Рубенсом вскоре после женитьбы и изображает супругов на фоне куста жимолости. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230.
С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками.
До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230.
С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Брак был заключён с большой поспешностью. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.
В частности, были убраны бойницы. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187.
В ней художник достиг виртуозной манеры письма как в исключительном фактурном разнообразии, так и в умении придать картине праздничный декоративный характер.
Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183.
В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения.
И думать, что «Союз Земли и Воды» представляет какую-то абстрактную композицию, было бы в корне неверно. Вот что пишет сам художник о некоторых символах, которые он использовал в своих картинах: «Пьедестал Минервы украшает масличный венок, отличительный знак сей Богини некогда на Народном собрании греки присудили такой венок Фемистоклу как признание его мудрости. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля.
Все полотна посвящены жизни Марии Медичи. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. И даже с какой-то угрозой. У ног мужчины – тритон гудит в раковину.
Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Колорит картины довольно сдержан и построен на переходе от тёмного платья к тёплым краскам лица с преобладанием жемчужно-серебристых тонов. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг.
Карлу Борромео). Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Но на этом профиле можно прочитать какой-то вопрос, какое-то напряжение.
Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»). Возможно также, что деньги на путешествие предоставил отец Деодато дель Монте, сопровождавшего Рубенса в качестве его ученика29. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал.
Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21.
Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. На ней изображён греческий мифологический герой Персей во время освобождения Андромеды, после победы над морским монстром, который держал её в плену. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом.
Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Основная тематика, конечно, – образ юной жены. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году.
Лекуре, «доходило до угодничества». Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. На заднем плане в окне виден пейзаж. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Что-то странное в этой картине. Мантуанский герцог Винченцо Гонзага сделал его своим придворным живописцем.
Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.
13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела.
В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Они, помимо прочего, демонстрируют, насколько трепетно любил Рубенс природу.
Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». Несмотря на постоянную занятость, художник жил очень размеренно.
Ракурс композиции необычен— Рубенс возвышается над Изабеллой, зритель видит его как бы из позиции снизу вверх. Здесь для алтаря мантуанской церкви создал картину «Преображение» — произведение, отошедшее от ренессансных традиций. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы.
Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Темы картин Питера Рубенса разнообразны – это и античная мифология и библейские сюжеты. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу.
Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе.
В каждой из этих стран, его авторитет был весьма высок. Для творческого наследия Рубенса этот портрет отличается некоторой строгостью и сдержанностью. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Попробуем подойти с другой стороны. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.
Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник.
Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8.
Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Войны истощали всех и вся. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
В первую очередь это относилось к мировосприятию139. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Посетил Венецию, Мантую, Рим и Геную.
Антверпенский период. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Кроме того, многочисленные корреспонденты Рубенса по антикварной торговле позволяли вести обширную тайную переписку, в которой художник пользовался как минимум четырьмя разными шифрами181.
Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов.
Губерта, Диану на охоте и подобное. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. Если наоборот – те же вопросы. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил.
После кончины Филиппа в 1611 году Питер Пауль устроил ему пышные похороны, принятые в их социальном кругу, которые обошлись в 133 флорина. Пейреск тогда заметил, что картоны могут попасть в руки завистников, которые снимут с них копии. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191.
Если испанский премьер-министр проявил расположение к художнику, дал ему множество заказов и пригласил поселиться в его резиденции, то с поверенным Иберти наладить отношений не удалось. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121.
В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства. В 1610— 14 он создал знаменитые — «Водружение креста» и «Снятие с креста» (Антверпен.
Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года.
Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Рубенс не осуждал чужих произведений и находил «нечто хорошее в любой манере».
Рубенс и себя не раз писал в ней. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Светлые тела обнажённых золотоволосых женщин искусно сопоставлены с загорелыми фигурами тёмнокудрых мужчин.
По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Прежд е всего: Антверпен был во Фландрии. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94.
Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.
Тот же монарх приобрел ещё несколько десятков картин за 27 100 флоринов— среди них три полотна Тициана, два Тинторетто, три Веронезе, одно Пауля Бриля, четыре работы Эльсхеймера, одна Муциано, пять копий с полотен Тициана и тринадцать холстов Рубенса. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения.
Выполнив миссию, в 1604—08 вернулся в Италию к мантуанскому двору. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. На нем тоже венок победителя.
После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св.
Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Он находил удовольствие в поездках на испанском коне, чтении, а также – изучении медалей и резных камней (агатов и сердоликов) прекрасным собранием которых располагал. Однако все они поражают нас буйством красок, тончайшими переходами оттенков и чувственной радостью бытия – таковы «Союз Земли и Воды», «Похищение Ганимеда», «Туалет Венеры». Он также работал в портретном жанре, вдохновленный портретными традициями Нидерландов. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. После общения с королевой и инфантой Рубенс 1 августа написал Оливаресу, предлагая ему вмешаться в династическую распрю. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.
И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Он считал религиозные картины художника излишне театральными, но восхищался его способностью выражать настроение с помощью красок, а также его умением быстро и уверенно рисовать228.
Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. В середине 1630-х годов небольшое поместье в Экерене, принадлежавшее Рубенсу, пострадало из-за прорыва дамбы, вдобавок, оно располагалось в прифронтовой полосе и подвергалось грабежам. Им тесно в пределах двухмерного пространства.
Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно».
Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Однако Рубенс создал столь смелое произведение, что заказчики его не приняли. Место, где плещутся дети и тритон, – очевидно, море. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.
Ниточка к этому заложена в приведенном комментарии: «Художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии».
Управляющий имуществом герцога Мантуанского А. Кьеппьо рекомендовал фламандца кардиналу Монтальто— племяннику папы римского Климента VII. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Вопрос на лице мужчины – не праздный: Фландрия может быть и немецкой.
Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
В 1598 году Рубенс вступил в гильдию св. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Поздний периодВ 1630 году Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фаурмент, племяннице первой жены. Он побывал в Делфте и Утрехте, вызвал подозрения британского посла и переговоры оказались на грани срыва. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти.
Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Спустя десять лет он напишет картину «Битву греков с амазонками», где постарается достичь выразительности картины Леонардо в сложной многофигурной композиции.
Задача была грандиозна: следовало сорвать готовящуюся сделку Ришельё с Англией уговорить главу французских гугенотов Субиза вернуться во Францию, чтобы раздувать смуту далее найти возможность примирить курфюрста Пфальца с австрийским императором, поскольку это стало главной причиной желания Лондона к переговорам наконец, приложить все усилия к заключению перемирия между Испанией и Соединёнными Провинциями. О чем он ее спрашивает. Из-за террора герцога Альбы Рубенсы переехали к родственникам Марии в Лимбург, а в 1569 году обосновались в Кёльне67.
Контрастом этой картине служит вторая, на которой изображен спокойный танец служанок Венеры. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи.
В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили.
Считается, что женщинами на картине являются Мария Магдалина и две сестры Девы Марии. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Работая с античными памятниками, Рубенс ставил перед собой различные задачи. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног.
Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. 24 мая Рубенс прибыл в Париж, с собой он привёз ещё 9 картин и коллекцию медалей герцога Арсхота на реализацию. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.
Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). Рубенс накладывал краску жидкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивал подмалёвок или тон грунта92.
Это случилось в 1635 году. Она началась за десять лет до его рождения и завершилась спустя восемь лет после его смерти.
Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Текущая из амфоры вода, похоже изображает реку, впадающую в море (несомненно, это река Шельда). Если девушка изображает Фландрию (намек на ее богатства и важность для испанской короны – жемчуг в косах и в ушах), а мужчина – испанских Габсбургов, то картина – аллегория соглашения 1617 года, по которому Антверпен (Фландрия) получил мирную жизнь, следовательно и возможность процветания. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Но, технике фрески он предпочитал масляную живопись.
К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. У него было три учителя: Т. Ферхахт, А. ван Норт и О. Вениус.
Немало поспособствовал успеху художника брак с Изабеллой Брант, дочерью Яна Бранта, статс-секретаря Антверпена. Возможно, это труды Сенеки. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Эта же комната служила и личным кабинетом. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. Его творчество стало связующим звеном двух художественных культур — возрождения и барокко.
Такие его работы, как данный пейзаж, — наилучшее тому подтверждение. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151.
Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Рубенс заботился о своих авторских правах.
Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. 1 мая 1628 года пришёл приказ из Мадрида переслать всю переписку с английскими официальными лицами, накопленную Рубенсом за три года. Поездка в Испанию стала первым официальным дипломатическим поручением Рубенса, который имел необходимые полномочия из Брюсселя и ехал по вызову из Мадрида184.
По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Почти то же самое значат и забавы играющих и пляшущих детей так издавна изображали обычно в мраморе и на монетах времена благоденствия». )Попробуем обратиться к историческим событиям того времени.
Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. Отпевание состоялось 2 июня.
К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.
Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.
По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Рубенс любил свой труд и старался жить так, чтобы работа была в радость. Возможно, это мальчик и девочка (если судить по длине волос). И еще один персонаж – тигр.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435.
За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса.
Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин.
Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Его ню лишены исторически-воспитательного или метафизического подтекста в одном из писем Рубенс рассуждал, что если человек состоит из плоти и крови, то таким его и следует изображать112.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. 8 мая 1600 года Рубенс получил документ за подписью бургомистра Антверпена, что податель его пребывает в добром здравии и в городе нет эпидемий30. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.
М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212.
Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Или бегемот. Быстрота работы мастера поражала современников. Рубенс всегда заключал с заказчиком договор, в котором оговаривалась желаемая сумма, размер картины и её сюжет.
Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.
Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Известно, что знаменитую картину «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей) высотой в пять метров он написал в 1624 году за одиннадцать дней. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.
Это зависит и от нее. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Картина является частью коллекции М. Паскье в Руане, которая была выставлена на аукцион в 1755 году в Париже. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности».
Далее следовала староголландская и немецкая живопись, представленная в основном портретами Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Дюрера, Гольбейна, Квентина Массейса, Виллема Кея, Луки Лейденского, ван Хемессена, А. Мора, ван Скорела и Флориса. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159.
Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия. Не чувствуя удовлетворения от придворной карьеры и дипломатической службы, он целиком посвятил себя творчеству. Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги.
Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Игнатия (ныне посвящённой св. Его зрительная память не уступала памяти на тексты.
Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Рубенс воспользовался моментом, чтобы, как и в молодости, скопировать интересовавшие его работы Тициана— всего 32 картины. Делегацию возглавил герцог Арсхот, который в штыки воспринимал любые попытки художника вмешаться в ход переговоров.
Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти». Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки.
«Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году. Перенося в картину изображение живой модели, художник освобождал ее от всего случайного. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. В 1609, после смерти матери, вернулся на родину, обосновался в Антверпене, став придворным живописцем эрцгерцога Альберта и его жены Изабеллы Австрийской. Южные нидерландские провинции (иначе называемые Фландрией) во главе с Антверпеном оказались под властью Испанской монархии.
КОНТИНЕНТЫ. 1750). В изображении Рубенса «Вознесение Девы Марии» хор ангелов поднимает её в спиралевидном движении к вспышке божественного света. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. После того, как в том же году умерла Анна Саксонская, род Нассау отказался от преследования семьи Рубенсов.
Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74.
Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему.
Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Или буйвол. Уже три десятилетия шла война с Испанией, стремившейся вернуть северные провинции Нидерландов, объявившие себя «Свободной, независимой республикой Голландией». Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение.
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Художник сделал рисунки с различных ракурсов с аллегорической статуи «Ночь», стремясь научиться свободному выявлению выразительности и красоты человеческого тела. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место.
16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Это обошлось ещё в 7000 флоринов.
Картина была подписана обоими художниками104. В ходе переговоров с королевой, Ришельё и казначеем аббатом де Сент-Амбруазом были определены сюжеты 15 первых полотен. В июле 1718 года церковь сгорела и от живописи художника не осталось и следа, за исключением немногих предварительных эскизов и набросков. В качестве свадебных подарков Елена получила от Рубенса пять золотых цепей, в том числе две с бриллиантами, три нитки жемчуга, бриллиантовое колье, такие же серьги, золотые и эмалевые пуговицы, кошелёк с золотыми монетами и множество дорогих нарядов210.
Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Возможно, художник это передал именно таким выражением лица девушки.
Естественно, что букет фруктов и ягод символизирует изобилие. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко.
Парис решил похитить Елену. Вершиной стало представление художника при эрцгерцогском дворе, состоявшееся, судя по документам, 8 августа 1609 года. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов».
Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Многие жители покидали разоренную войной страну. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. «Вознесение Девы Марии» или «Успение Пресвятой Богородицы» – картина Питера Пауля Рубенса, завершённая в 1626 году в качестве запрестольного образа для главного алтаря Собора Богоматери в Антверпене, где она хранится. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.
По И. Е. Прусс, он был одним из создателей этого стиля и его крупнейшим представителем, но во многих отношениях его творческое кредо роднило его с Ренессансом. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Потеряв жену в 1626 году, Питер Рубенс увлекся дипломатическим поприщем и побывал в Италии и Испании, где открыл для себя Тициана.
Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Если женская – то какая связь между плодами и рекой.
Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».
Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. К тому времени Рубенс успел исполнить для французского двора серию шпалер, прославляющих Константина Великого. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы.
Художник скончался в 1640 году. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены.
При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Заниматься живописью Рубенс стал очень рано. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Рубенс писал всех выдающихся деятелей противоборствующих сторон: поясной портрет Бэкингема сангиной и конный— маслом, полководца Спинолу и даже вдовствующую эрцгерцогиню, которая 10 июля 1625 года остановилась в его доме на пути из Бреды. И опять же – зачем тигр.
Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия.
Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Художник любил работать с размахом, о чем говорят уже его первые монументальные композиции «Воздвижение Креста» и «Снятие с креста». Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. К тому времени готовые полотна он представил в Брюсселе, они очень понравились эрцгерцогине. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь.
Его талант был сразу же замечен. Благодаря рисунку Рубенса сейчас можно представить себе исчезнувшую композицию Леонардо «Битва при Ангиари».
Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23.
«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Первые годы жизни мальчик провел в Кёльне. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Почему именно тигр. В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение.
Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»).
Луки214. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия.
Выглядит он довольно непривлекательно, можно сказать, мерзко. В те времена почта из Лондона в Мадрид шла 11 суток, а принятие решений занимало много времени192.
Если это союз города с рекой – то где город, а где река. Кто изображает реку – женская фигура или мужская. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.
Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов.
(Рубенс жил в Антверпене. )Рассмотрим эту версию. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Вследствие болезни он был практически парализован. Однако величина фигур угнетает динамику композиции.
Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. В 1609 году после возвращения в Антверпен Рубенс стал придворным живописцем при правителях Испанских Нидерландов эрцгерцоге Альберте и эрцгерцогине Инфанте Изабелле. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила.
Был придворным художником мантуанского герцога Винченцо Гонзага. В этот венок вплетена пальмовая ветвь, что говорит о Мудрости – Победительнице. Король, однако, чрезвычайно любезно принял Рубенса и отнёсся к нему как к полномочному представителю иностранной державы193. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.
Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
В том же декабре 1627 года Рубенс попытался выйти на руководство Протестантской лиги, приняв в своей мастерской посланника Дании в Гааге Восбергена. По его поручению в 1603 посетил Испанию. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию.
Это не мольба, это именно вопрос. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.
Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель.
Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте.
Речь шла о «Воздвижении креста». Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Испания в то время оставалась сильной морской державой (мужчина держит в руках трезубец, символ владыки морей), но уже начала терять свое могущество. В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году.
Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Только после смерти отца, в 1589, вместе с матерью вернулся на родину. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию.
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Большое значение он придавал архитектурному обрамлению своих произведений.
Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию.
Почему не лев. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Для нас не суть важно, кто и что получил – установился мир, началась нормальная жизнь.
Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. По этому праву незаконное воспроизведение гравюр Рубенса в Голландии каралось конфискацией тиража и штрафом в 100 флоринов. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Таким был великий фламандский художник XVII века Петер Пауль Рубенс. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227.
Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68.