Рубенс Скачать Картины
Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)
Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела.
В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства.
В конце концов, потерпев в 1631—1632 годах неудачу в очередных переговорах по поводу возможности заключения перемирия с Голландией, Рубенс, «возненавидев дворы» и ощутив всю тщету своих усилий в мире, раздираемом противоречиями «железного века», оставляет дипломатическую деятельность, всецело отдавшись творчеству. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Возможно, художник это передал именно таким выражением лица девушки. и не стремлюсь ни к чему на свете, кроме мирной жизни».
Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.
Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.
После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». В частности, были убраны бойницы.
Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний.
Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя.
Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. В письме к Франциску Юнию от 1 августа 1637 года Рубенс сравнивал попытку следовать античной живописи усилиям Орфея уловить тень Эвридики и напоминал, что, беря за образец античные статуи, следует постоянно помнить о различии художественного языка живописи и скульптуры130. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. И даже с какой-то угрозой. У ног мужчины – тритон гудит в раковину. Если это союз города с рекой – то где город, а где река.
Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. Современники называли его королем художников и художником королей. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону.
Испания в то время оставалась сильной морской державой (мужчина держит в руках трезубец, символ владыки морей), но уже начала терять свое могущество. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать.
Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Собственно же переговоры начались абсолютно неудачно, поскольку король, несмотря на огромное расположение к художнику и уважение к его статусу, не желал идти на уступки даже в мелочах. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.
Текущая из амфоры вода, похоже изображает реку, впадающую в море (несомненно, это река Шельда). Если девушка изображает Фландрию (намек на ее богатства и важность для испанской короны – жемчуг в косах и в ушах), а мужчина – испанских Габсбургов, то картина – аллегория соглашения 1617 года, по которому Антверпен (Фландрия) получил мирную жизнь, следовательно и возможность процветания. Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить».
картина, Питер Пауль Рубенс, мифология,, Праздник Венеры обои (фото, картинки)
Эти слова как нельзя точнее отражают поразительную универсальность творчества мастера ибо жанровый диапазон его искусства вместил почти все многообразие тем и сюжетов, получивших распространение во фламандской и европейской живописи XVII века. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном.
Торрент скачать бесплатно фильмы, сериалы игры, музыка, книги, программы, КПК
Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. В это время появились известия о франко-испанском договоре о совместном вторжении на Британские острова и восстановлении на них католической веры, который был подписан Оливаресом ещё 20 марта 1627 года. Брак был заключён с большой поспешностью.
По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»).
Питер Пауль Рубенс – биография и картины
Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события.
Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Как придворный художник Рубенс мог иметь неограниченное число помощников и учеников. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. В 1627 году он едет с секретным поручением в Париж, а затем, под видом живописца, совершающего путешествие с целью изучения искусства, — в Голландию, где ведет тайные переговоры с поверенным английского министра герцога Бэкингема.
Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Союзниками Рубенса в его миссии были посланники Савойи, напротив, посланник Голландии Йоахими всячески подчёркивал, что художник Рубенс находится в английской столице по прямой своей профессиональной обязанности. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
С наслаждением писал местные пейзажи. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков.
Рубенс создал новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчёркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи). Много дала Рубенсу поездка в Рим. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены.
Петер Пауль Рубенс и его картины (16)
Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74.
Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Парис решил похитить Елену. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Ниточка к этому заложена в приведенном комментарии: «Художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии». Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.
А рядом с ним плещутся путти (путти – декоративные изображения маленьких детей, характерные для искусства барокко и ренессанса). И думать, что «Союз Земли и Воды» представляет какую-то абстрактную композицию, было бы в корне неверно. Вот что пишет сам художник о некоторых символах, которые он использовал в своих картинах: «Пьедестал Минервы украшает масличный венок, отличительный знак сей Богини некогда на Народном собрании греки присудили такой венок Фемистоклу как признание его мудрости. Питер Пауль Рубенс разработал метод, который впоследствии вошёл в арсенал всех академических школ живописи: он рисовал античные статуи и копировал работы предшественников, пока полностью не усваивал идеал завершённости формы. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу.
Галерея картин Питера Пауля Рубенса
Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. В имении он перестал чуждаться сельских празднеств, оставил и воздержанный образ жизни и однажды жаловался Л. Файдербе, что в его замке иссякли запасы вина.
Огромную часть его наследия итальянского периода составляли зарисовки и копии с античных и современных ему произведений искусства. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко.
Луки214. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Это зависит и от нее.
В 1609 году Рубенс и Ян Брейгель исполнили портрет эрцгерцогской четы, причём Брейгель писал пейзаж на заднем плане. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Этот алтарный образ по праву считается одной из самых мощных и величественных картин Рубенса. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.
Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Если наоборот – те же вопросы. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. В поисках собственного монументального стиля художник не прошел также мимо опыта современников — Аннибале Карраччи и особенно Караваджо.
В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства.
Известные картины Питера Пауля Рубенса
Лицо персонажа, однако, выглядит отдельным от всех остальных деталей картины и представлено абсолютно безэмоциональным. Что-то странное в этой картине. Вскоре от Рубенса потребовали выслать эскизы картин для ознакомления, что его оскорбило как признак недоверия к его мастерству исполнять это требование он не собирался. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135.
Но Идас камнем сразил Полидевка. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Пьедестал Меркурия украшен гражданским венком из зелени дуба ибо охранять граждан – такова цель послов (их можно узнать по ветвям Оливы Счастливой, которые они держат перед собой), успешно ведущих государственные дела.
20 готовых цветовых палитр с насыщенных картин Рубенса
Невыгодным стало его положение после прибытия посланника Франции де Шатонёфа, поскольку француз обладал правом принятия решений на месте, а Рубенсу приходилось за каждый шаг отчитываться перед Оливаресом. Отпевание состоялось 2 июня. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва.
Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Художник восхищается пластикой человеческого тела, движениями рук, поворотом головы, женскими формами. 28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс.
Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. В спорах критиков, принадлежавших к обоим лагерям, на первое место выносились требования, предъявляемые к линии и цвету. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. В середине 1630-х годов небольшое поместье в Экерене, принадлежавшее Рубенсу, пострадало из-за прорыва дамбы, вдобавок, оно располагалось в прифронтовой полосе и подвергалось грабежам.
Прежд е всего: Антверпен был во Фландрии. Подобная доминанта стихийно-природного начала в мировосприятии Рубенса и близких к нему живописцев фламандской школы в условиях такой сложной и рефлексирующей эпохи, как XVII век, выглядит неожиданной. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Изображённый на картине бюст Сенеки принадлежал художнику и был использован в нескольких картинах и гравюрах133. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему.
- Рубенс Питер ПаульКартины и биография
- 10 шедевров Питера Пауля Рубенса
- Презентация "Питер Пауль Рубенс – король живописи"
- Презентация на тему: Питер Пауль Рубенс
- Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. От продажи коллекции Бэкингему осталось 84 000 флоринов, прочие деньги ушли на покупку 3 домов в Баскюле и 4 домов на улице Аньо, смежных с владениями художника. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.
Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. В декабре 1630 года художник вступает во второй брак, женившись на шестнадцатилетней Елене Фоурмент, младшей дочери богатого торговца шпалерами Даниеля Фоурмеита. При дворе герцога он провёл всё лето 1601 года, период с апреля 1602 по май 1603 года и с мая 1604 по самый конец 1605 года36. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми).
Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Рисуя портреты или обсуждая заказы на монументальные декоративные украшения стен дворцов, Рубенс одновременно с этим зачастую вел с королями и принцами секретные переговоры. Рубенсу оказалась чуждой придворная среда и парижский образ жизни и он покинул город 4 марта.
- Книга Рубенс из жанра Живопись, альбомы иллюстрированные каталоги – Скачать бесплатно, читать онлайн
- Прибытие Марии Медичи в Марсель Питер Пауль Рубенс
- Елена Фоурмен со своими детьми Питер Пауль Рубенс
- Осенний пейзаж с замком Стен Питер Пауль Рубенс
- Похищение дочерей Левкиппа Питер Пауль Рубенс
- Снятие с креста Питер Пауль Рубенс
Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68.
Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. И опять же – зачем тигр. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Выглядит он довольно непривлекательно, можно сказать, мерзко.
В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Почему именно тигр.
- Рубенс, Питер Пауль – презентация
- Картины и репродукции Питера Пауля Рубенса
- Влияние Византии на формирование русского национального стиля
- Смоленск — древний город России
- Каменная архитектура Красноярска
- Нидерландские пословицы художника эпохи Возрождения Питера Брейгеля
- Моя малая Родина – Питерский район
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
В этот венок вплетена пальмовая ветвь, что говорит о Мудрости – Победительнице. М. Лекуре с иронией писала: «Под кистью Питера Пауэла бегство в Египет приобретает черты деревенской жанровой сцены.
Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Художник Рубенс – интересные факты
Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Или буйвол. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение.
М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80.
Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Недаром в одном из поздних писем он назвал именно ее своей «любимой профессией». Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён.
Головокружительная слава пришла к нему при жизни. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года.
Пейзажи позднего Рубенса воспроизводят эпический образ природы Фландрии с её просторами, далями и населяющими её людьми («Радуга», «Возвращение с поля»). Заниматься живописью Рубенс стал очень рано.
Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. Исполнение обоих заказов (вариант большой картины для главного алтаря церкви ораторианцев Санта-Мария ин Валличелла и «Поклонение пастухов») позволило молодому фламандцу войти в число первых живописцев Рима. Более того, в мировоззрении Рубенса вера Христова и сюжет триумфа святого Причастия были вполне совместимы с верой в природный порядок вещей и цельность всего мироздания. Гравюра Желая, чтобы создаваемые по его картинам гравюры стилистически соответствовали оригиналам, передавая градациями черного и белого все особенности его живописи или, говоря иначе, требуя от гравюры «эффекта картины», Рубенс внимательнейшим образом следил за самим процессом создания подготовительных рисунков, предназначавшихся для гравирования. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму».
Им тесно в пределах двухмерного пространства. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Мощный старец стоит к зрителю спиной. Выдающийся художник, глава фламандской школы живописи барокко Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми как для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, – мощным интеллектом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности. Решение этой задачи как раз и составило основное содержание работ так называемого «классицистического периода» творчества Рубенса, то есть 1611—1615 годов — первых лет существования его мастерской.
За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь.
После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Кто изображает реку – женская фигура или мужская. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435.
Естественно, что античность служила Рубенсу источником тем и образцов, отдельных мотивов и композиционных приёмов. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Впрочем, внешне в жизни Рубенса мало что изменилось: он много времени проводил за заказами в мастерской, принимал за обедом антверпенских буржуа, председательствовал в Обществе романистов. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
В них начисто отсутствует мистика. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Соперничество кончилось трагедией.
Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. Сын у Рубенсов родился только через 7 лет после женитьбы и был назван в честь высочайшего патрона и крёстного отца— эрцгерцога Альбрехта. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190.
При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Уже на рисунке была представлена вся композиция, включая низкую линию горизонта и контуры дерева. Естественно, что букет фруктов и ягод символизирует изобилие. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей.
Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года.
Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику.
Причём, блистал Рубенс не только в области искусства. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями.
Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202.
Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.
Контрастом этой картине служит вторая, на которой изображен спокойный танец служанок Венеры. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. 16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель. Деятельность Рубенса на протяжении 1620-х годов поражает своей разносторонностью. 24 января 1633 года на заседании Генеральных Штатов епископы Ипра и Намюра потребовали разъяснить, какое место в их делегации занимает Рубенс.
Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. У него тоже есть выражение, хотя лицо только обозначено частью профиля. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Его зрительная память не уступала памяти на тексты.
С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Рубенс прекрасно разбирался в искусстве и истории материальной культуры и в этой области выделялся даже в кругу своих друзей-учёных. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна.
Уже в 1611 году, по свидетельству антверпенского купца Яна ле Грана, Рубенса называли «богом живописцев». Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Перед художником была поставлена сложнейшая задача создания вокруг королевы современного мифа в условиях отсутствия в её жизни ярких позитивных сюжетов, а также ввиду весьма напряжённых отношений между королевой-матерью, королём и кардиналом Ришельё155.
Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. У верующих, созерцающих картину, не должно было остаться ни малейших сомнений в масштабе принесённой ради них жертвы107. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97.
Возвращение интереса к барокко после 1950-х годов оживило интерес к Рубенсу, в том числе и на рынке искусства. Выдающийся фламандский художник Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми как для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, — мощным интеллектом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности.
Возможно, это мальчик и девочка (если судить по длине волос). И еще один персонаж – тигр. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.
Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. В 1632 году Рубенс добился продления авторских прав на репродукции своих картин во Франции, однако некий предприимчивый торговец оспорил решение суда низшей инстанции и апеллировал к Парижскому парламенту. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Это не мольба, это именно вопрос. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.
По объяснению самого Рубенса, дети – символ процветания. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.
Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Практически сразу по возвращении в город, Рубенс сделал предложение своей соседке Изабелле Брант— племяннице супруги брата Марии де Муа72.
Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. В мастерской Рубенса были написаны 39 полотен, сделаны чертежи и модели фасада и внутреннего скульптурного убранства. Место, где плещутся дети и тритон, – очевидно, море.
Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. В Кёльне Ян Рубенс сам стал учить своих детей Священному Писанию, латинскому и французскому языкам. 18 сентября он написал Бэкингему, что по договору Испания предоставляет Франции 60 военных судов, но инфанта полна решимости оттянуть их поставку, а Рубенс будет продолжать работать в прежнем направлении, хотя никто его об этом не просил177. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Великий художник, он был также великим мастером рисунка (этюды с натуры, самостоятельные композиции, портреты, зарисовки сохранилось около 300 рисунков).
Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.
Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.
Персы же, придя, перебили многих из них, а еще больше захватили в плен, среди прочих и сына царицы Томирис, командовавшего массагетами имя которого было Спаргапис. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. На первой картине мифологические двоюродные братья Кастор и Поллукс похищают дочерей короля Мессены. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.
Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. К великим современникам лично Рубенс не испытывал интереса и не предпринимал попыток встретиться в Риме ни с Гвидо Рени, ни с Караваджо или Аннибале Карраччи. «Союз земли и воды» был написан в 1618 году, через год после заключения мира. Он как бы полуприсел на пенек, на котором лежит исторгающий пресную воду кувшин. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин.
9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Рубенс заботился о своих авторских правах.
В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Однако организация большой мастерской поставила перед Рубенсом и другие задачи. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.
Рубенсу же принадлежала идея трёхчастного членения фасада, уровни которого объединены волютами так же, как и в римской церкви Иль Джезу. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Для нас не суть важно, кто и что получил – установился мир, началась нормальная жизнь.
На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197.
В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Игнатия (ныне посвящённой св. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Художник любил работать с размахом, о чем говорят уже его первые монументальные композиции «Воздвижение Креста» и «Снятие с креста». Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью.
Квеллин после смерти учителя официально возглавил его мастерскую, а ван Эгмонт сделал карьеру во Франции и был одним из создателей Академии живописи и ваяния96. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет.
Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Если мужская – то почему такая мощная фигура.
Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги.
Возможно, это труды Сенеки. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. 27 мая 1640 года Рубенс составил завещание, а 30 мая его постиг приступ такой силы, что не выдержало сердце: незадолго до полудня художник скончался.
Обычны для него тщательная проработка кружев воротников, фактуры жемчуга, шёлкового носового платка и перчаток, зажатых в руке эрцгерцога. Рубенс не стал конфликтовать с послом, а вместо этого уехал в Эскориал копировать коллекцию полотен Тициана, насчитывавшую более 70 картин. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111.
Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе».
Рубенс и себя не раз писал в ней.
Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. Его религиозной живописи была чужда отвлеченность церковной догматики. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.
Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского. Речь шла о «Воздвижении креста». Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св.
Последнюю попытку вернуться к дипломатической деятельности Рубенс предпринял в 1635 году, но она закончилась, не успев начаться: художнику не выдали транзитного паспорта для посещения Голландии через Англию207. Темы картин Питера Рубенса разнообразны – это и античная мифология и библейские сюжеты. О чем он ее спрашивает. Художника увлекали высокие примеры стойкости, несломленности человеческого духа («Христос в терновом венце»), героическое начало в человеке, его способность к подвигу («Отцелюбие римлянки»).
Так, положенный в основу картины «Пир у Симона фарисея» (около 1618) популярный в живописи XVI—XVII веков евангельский сюжет послужил художнику лишь поводом передать накал страстей, бурное столкновение разнообразных человеческих характеров. Карлу Борромео). Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18.
Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Потеряв жену в 1626 году, Питер Рубенс увлекся дипломатическим поприщем и побывал в Италии и Испании, где открыл для себя Тициана. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации».
В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Почему не лев. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей.
Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте.
Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои.
Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Но на этом профиле можно прочитать какой-то вопрос, какое-то напряжение.
Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».
К их изготовлению он привлекал обычно учеников и помощников своей живописной мастерской. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения.
В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Эта картина, с рельефной проработкой фигур, является у Рубенса одной из самых классицистских117. Первый крупный заказ, полученный Рубенсом по возвращении на родину, — большая картина «Поклонение волхвов», дебют художника в родном городе и особенно исполнение им двух огромных триптихов — «Водружение креста» и «Снятие с креста» быстро выдвинули имя мастера на первое место, как ведущего живописца Антверпена. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Это отвечало эстетическим потребностям самого Рубенса, который не хотел жертвовать разнообразием фигур и колористических сопоставлений.
Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант.
В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Однако Рубенсу подчас приходилось отстаивать свои замыслы, противясь намерениям королевы. Главной отличительной чертой этой работы, присущей вообще портретному жанру барокко, является система приёмов и аксессуаров, подчёркивающих героический характер модели. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива.
Письма государственному секретарю Гевартсу из Испании написаны на макаронической смеси фламандского и латинского языков, причём деловые и житейские вопросы обсуждаются на нидерландском, а научные и политические— на латыни, включая пассажи о ненависти испанцев к графу-герцогу Оливаресу128. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175.
Войны истощали всех и вся. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела.
На нем тоже венок победителя. Однако все они поражают нас буйством красок, тончайшими переходами оттенков и чувственной радостью бытия – таковы «Союз Земли и Воды», «Похищение Ганимеда», «Туалет Венеры».
Герцог Альбрехт плохо представлял себе, кто такой Рубенс, но заказал ему свой портрет и портрет жены, а после исполнения заказа немедленно присвоил ему звание. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Поистине я потерял превосходную подругу, которую я мог и должен был любить, так как она не обладала никакими недостатками своего пола она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили её живую и оплакивают мёртвую.
Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. К тому времени он свободно владел латинским и итальянским языками, был знаком лично и по переписке со всеми известными учёными-антиковедами31. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября.
С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Эта же комната служила и личным кабинетом. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны).
Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно.
1750). Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета.
Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».
Причины, по которым художник избрал торговую Геную, а не Рим, Флоренцию или Венецию, лежали на поверхности. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. В саду росли самые разнообразные растения, какие только Рубенс смог добыть и он был украшен копиями античных беседок, посвящённых Гераклу, Бахусу, Церере и Гонору81.
Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти. » «Теперь, — добавлял в том же письме художник, — я спокойно живу с моей женой и детьми. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
В Риме Вениус был обласкан родом Фарнезе и получал папские заказы в Ватикане, был светским человеком, знатоком латыни и древностей. Вопрос на лице мужчины – не праздный: Фландрия может быть и немецкой. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.
В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231.
В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Диапазон творчества художника очень широк: картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», «Персей и Андромеда») историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи»), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов»), полные живого обаяния портреты («Камеристка»). Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.
Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение).
Губерта, Диану на охоте и подобное. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21.
«Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Рубенса вообще отличало острое ощущение своей эпохи, ее потребностей и он пристально вглядывался в достижения работавших рядом с ним художников, не пропуская ни одной из новинок искусства.
Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил.
Попробуем подойти с другой стороны. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Переговоры с художником начались в 1621 году, в ноябре согласие дал королевский интендант Ришельё и 23 декабря Николя де Пейреск писал Рубенсу о его приглашении в Париж154.
Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи.
Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9.
Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям.
Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты.
Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. На заднем плане в окне виден пейзаж. Рубенс изображает прозрачный перелесок на берегу ручья, когда деревья озарены золотисто-розовыми лучами заходящего солнца. "История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, совершенного авторитета, такого творческого триумфа", – писал о Рубенсе один из его биографов. Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея. В результате 23-летний фламандец оказался на службе Мантуанского двора и, едва появившись в Италии, получил покровителя, жалованье и относительно высокое общественное положение32.
И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.
Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго.
В Нидерландах он оставил эту практику, вот таким образом не существует прямых свидетельств, как Рубенс понимал трактовку тех или иных философских постулатов и религиозных таинств, человеческих страстей и прочего9091. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой.
Вообще обстановка при французском дворе была не слишком благоприятной. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл.
По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение. Рубенс стоял между Микеланджело и Бернини как художник своей эпохи, который смог объединить в своём искусстве живопись, скульптуру и архитектуру. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть.
Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом).
Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121.
10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Он руководит работой граверов и живописцев своей обширной мастерской, оформляет книги самого разнообразного содержания для издательства Плантена, делает картоны для шпалер, выполняет проекты скульптурных рельефов и различных изделий художественного ремесла, задумывает вместе с Пейреском издание гравюр с античных гемм и камей, наконец, смолоду интересуясь архитектурой, выпускает в свет двухтомный увраж «Дворцы Генуи с их планами, фасадами и разрезами» (1622). Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета.
Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. «Отличие Рубенса от любого другого художника, жившего до него, сильнее всего чувствуется в цвете.
Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). О его передвижениях свидетельствует переписка с герцогским управляющим Аннибале Кьеппьо из которой следует, что в Мантуе Рубенс провёл полных три года из восьми лет пребывания в Италии. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина.
Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Лекуре, «доходило до угодничества». Сверх того: 9 статуй из металла, 2 статуи из слоновой кости, 2 мраморные статуи и 12 ящиков с геммами170.
Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Он продолжает библейскую и античную тему («Вирсавия», «Три грации», «Вакх»), пишет множество патетических композиций для триумфальных арок и апофеозов, батальные сцены.
После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. (Рубенс жил в Антверпене. )Рассмотрим эту версию. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Или бегемот.
Если женская – то какая связь между плодами и рекой. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35.
Он также работал в портретном жанре, вдохновленный портретными традициями Нидерландов. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве.
Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти.
Иными словами, мир мог быть постигнут путём персонификации, а человек ощущал в себе непосредственную причастность к мировым процессам116. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году.
Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера.
КОНТИНЕНТЫ. Рубенс прихватил с собой несколько картин, но очень спешил: не стал заезжать в Париж и в Прованс к Пейреску, единственным исключением стала его двухдневная поездка к осаждённой Ла-Рошели. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Соответственными были и его доходы, он мог зарабатывать до 100 гульденов в неделю, а за большие полотна получал гонорары от 200 до 500 гульденов86. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно».
Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. И как пишут историки, Фландрия была экономически развитой областью.
Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Картина была подписана обоими художниками104.
Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия. Представители семейства его отца— Яна Рубенса— были кожевниками, москательщиками и аптекарями, предки матери— урождённой Пейпелинкс— занимались ковроткачеством и торговлей3. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году.
Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.
Соответственно, философ был помещён в самый центр композиции, а на его последнюю научную работу намекал бюст Сенеки. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы.