Рябушкин Улица Старой Москвы
Московская улица века в праздничный день
С увлечением читает литературу по истории Руси, летописи, народные сказания. Года за четыре до смерти некоторое время жил он в Костромской губернии. На выставках работ его выставлялось очень мало. «Премудрое незнанье иноземцев» было свойственно передвижникам.
В гуаши Чаепитие (1903) члены одной семьи навеки отделены друг от друга соперничеством, завистью, денежными интересами, эгоизмом. Очень хороша живопись этой картины, особенно самой шубы с красным узором по желтому. Летом 1886 года он едет с Абрамом Ефимовичем Архиповым на этюды в Рязанскую губернию. Дрожки пронеслись и быстро скрылись за углом. Творческая фантазия художника рождает яркие национальные характеры. Одно из самых известных произведений Рябушкина — «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895, Русский музей, Санкт-Петербург).
Художник Андрей Рябушкин (1861-1904) Московская улица века в праздничный день (1896 год)
На лицах – печать извечных житейских проблем. Среди его картин – «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895), «Семья купца в XVII веке» (1896), «Едут» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902). Но и эта выставка, на которой было собрано более 250 разнообразных произведений имела успех очень относительный. Вскоре после кончины Рябушкин был почти забыт.
Настроение резко переменилось исчезла ирония, Андрей Петрович весь как-то смягчился. Похожая на групповой портрет, эта композиция в то же время не является им. Последний ответил: «Разрежу на куски, на этюды». Эта картина упрочила за ним репутацию талантливого художника. Там, в Привольном, в 1891—1899 годах был написан ряд известных картин Рябушкина, среди которых была и «Московская улица XVII века в праздничный день»111213. Однажды, в дни такого разгула, по особому заказу в заведение привезли чудотворную икону. Впервые же на посмертной выставке появилась замечательная картина Московская девушка XVII века (В праздничный день).
Идут века, меняются стили, но художники снова и снова возвращаются к Москве в своих картинах, оставляя её величие потомкам. Здесь, в Академии, он раскрыл свой талант полностью. Во всяком случае о пьянстве в том смысле, в котором оно «сгубило столько талантливых русских людей», не может быть и речи ибо талант Рябушкина расцвел именно в последние годы его жизни, когда были написаны наиболее интересные его произведения. С одной стороны, в этот период он находится под влиянием семьи известного русского бытописателя П. И.
В 1925 году, художник, подводя итоги творчества и своего изучения жизни старой Москвы, пишет большую картину «Красная площадь во второй половине XVII века». Не раз он вспоминал потом, как однажды сорвал свой голос на «Херувимской», надсаживаясь изо всех сил. Жалеть нечего. Смерть Рябушкина прошла малозаметно.
Описание картины Андрея Рябушкина «Московская улица века в праздничный день»
И затем уже в программах, писавшихся к этим экзаменам, почти не допускалось изменений. Перова, Е. С. Новый султан изменял жизнь заведения.
Не только этюды, но и картины раздаривались направо и налево. Редко от кого приходилось слышать о нем слово неодобрения. Как разыгрывалась фантазия, сколько рождалось в голове исторических образов. Именно тогда за несколько дней он написал большое панно Пир богатырей у ласкового князя Владимира для столовой в доме Тюменевых. Замечательно лицо женщины: оно молодо и прекрасно своей особенной национальной красотой.
Город изображался весёлым, боярским. Все его помыслы были направлены в сторону русской старины. Мужики и бабы чутьем угадывали, что это «свой человек» и потому в каждый праздник он был у них желанным гостем, никогда не отказывавшимся от скромного угощения и, если при этом случалось лишнее выпить, то первым долгом все заботы были направлены на Андрея Петровича: его укладывали спать, ухаживали за ним, берегли. Но это отрицание «заграницы» не было отзвуком славянофильства, каким-либо протестом, а просто Репин искренне полагал, что «нам там нечему учиться».
Напишете еще». Художник больше не посылает своих работ на выставки товарищества. Так на небосклоне русского искусства появилась ещё одна звезда. Рябушкин учился хорошо.
Нежными тонами переливается ее красно-фиолетовая шубка, светятся желтые сапожки, развевается вплетенная в длинную косу красная лента. Когда обе картины были закончены, он призвал к себе в мастерскую несколько близких людей, которым особенно верил и спросил их, какую картину можно отправить в Петербург на выставку «Мира искусства». По некоторым сведениям изначально «Московская улица XVII века» была задумана как журнальная иллюстрация и только потом, на основании эскиза, Рябушкин принял решение работать не над графическим произведением, а над большим живописным полотном17.
Картина помечена 1901 годом. И Рябушкин отправился по старым городам России. Все должно было быть согласовано с его капризными вкусами. Но начальству позы, костюмы и подчеркнутый реализм показались вольностью. Спустя двенадцать лет, в 1925 году, уже немолодой художник, подводя итоги творчества и своего изучения жизни старой Москвы, пишет большую картину «Красная площадь во второй половине XVII века». Главная тема картин художника — Россия XVII столетия.
Московская улица 17 века в праздничный день
Все очень просто, естественно. К таким именно счастливцам принадлежал и А. П. Чуть ли не в одном только журнале «Мир искусства» был помещен сравнительно небольшой некролог. Автор был вызван для объяснения и внушения и на вопрос ректора, откуда он взял такие костюмы, скромно ответил: «Из академической библиотеки».
А лет за шесть до смерти он совсем бросил пить. На улице, залитой жидкой грязью, видны фигуры и группы москвичей идущих по своим делам или вышедших погулять – «на людей посмотреть и себя показать». С 1965г. Художественная выразительность картины в значительной степени достигается её пейзажным фоном, представляющим собой образ осенней природы. «Потешные ПетраI в кружале», пожалуй, самая острая по своей направленности историческая картина Рябушкина.
Как уже говорилось, великий князь дал ему деньги на двухгодичную заграничную командировку. Им уже заинтересовались в художественных кругах.
Описание картины «Московская улица 17 века в праздничный день»
Любовь к искусству у Андрея Рябушкина появилась ещё в детстве.
Вероятно, подобные сцены Рябушкин часто наблюдал в провинциальных городках, да и на улицах современной Москвы, вот таким образом персонажи изображены в картине так живо и естественно. И в то же время удивительная жизненность, ни малейшей натянутости в самих движениях фигур, столь оригинально, как бы нарочно не «по- картинному» размещенных. Старший его брат Федор Петров Рябушкин остался на земле».
Он чаще стал срываться. За спиной старика и молодой женщины возвышается фигура приказчика. Горгия и св. За прилавками продавцы и покупатели. В ближайших селах и деревнях у него было много крестников, кумовьев и кумушек. В 1901 году Рябушкин закончил новую большую картину Едут (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века), которая вместе с Московской улицей XVII века в праздничный день и Свадебным поездом в Москве (XVII столетие) образует группу произведений, посвященных одной теме.
Кажется, что героиня Рябушкина думает о чем-то своем, приятном и важном для нее.
Рябушкин много работал над этюдами для этой картины. При этом «какой-то свет озаряет её лицо с чуть заметной улыбкой», словно находится она не посреди грязной улицы, а «всё ещё там, в храме Божьем, там, где снизошло на неё очистительное просветление»26. Задавшись целью показать быт и типы москвичей XVII века, Рябушкин не считал свой замысел осуществленным вполне в двух первых произведениях.
1914 Малая Бронная улица от Тверского бульвара
Он научился играть на скрипке, гитаре, балалайке, гармошке, сделал сам черемисские гусли по оригиналу, который видел где-то в трактире в Нижнем Новгороде. Это был первоначальный толчок, послуживший дальнейшей обработке той же темы. В серо-зеленоватую дымку погружается деревянная улица древней Москвы. Везде он пишет этюды церквей, копирует фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты.
Здесь в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии (1891) и исторической композиции Потешные в кружале (1892 изображены солдаты потешных полков Петра 1 и стрельцы в кабаке). В 1901 году написана самая очаровательная и живая, самая рябушкинская из его историко-бытовых картин Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). За столбик ухватился молодой человек, готовящийся перепрыгнуть через поток грязи. Фантазия его под влиянием музыки разыгрывалась и порождала художественные образы. В «Московской улице XVII века» Рябушкин развивает и обобщает принципы построения пейзажа, которые он за несколько лет до этого использовал в небольшой по размеру картине «Воскресный день» («Приглянулась»).
Они настоящие хозяева. Последняя тема очень занимала художника. Эти вечера были заполнены музыкой, преимущественно из русских исторических опер. Тут у него завязываются близкие отношения со многими учениками Академии художеств. В руке молодой горожанки — тонкая свеча, на губах играет легкая улыбка.
Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки. сын Дмитрия Донского, князь Василий, вернул чудотворный образ в Москву и он был гордостью Успенского собора, пока не переместился в собрание Третьяковской галереи (естественно, это произошло уже при советской власти). По словам Алпатова, главными отличиями «Московской улицы» от более ранних картин Рябушкина (таких, как «Потешные Петра I в кружале», 1892) являются случайность и непреднамеренность её композиции, а также то, что «вместо коробочного пространства с рассаженными в нём фигурами эта картина носит характер растянутого вширь монументального панно»3132. Тут он был в своей сфере и без всяких затруднений создавал одну за другой весьма типичные сцены.
Обратившись к историческому жанру, последовательно добивался все большей декоративной звучности колорита и яркой экспрессии мизансцен, где заговорили не только персонажи, но как бы сама бытовая среда, рождающая характерный для символизма и модерна эффект «сиюминутности» минувших времен. Сначала она была задумана иначе, со стрельцами, замененными потом простонародьем. Подобная участь не была приметой времени К счастью искусствоведы XXв. Она знает себе цену и бережно несет свое достоинство и красоту.
Волшебный мир старой Москвы: Страстная площадь 19 века на макете
Заданные сюжеты Рябушкин решал по-своему, отрываясь от привычных академических канонов. В картине нет какого-либо известного исторического события.
Затем следуют Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд) и Мученическая кончина великого князя Глеба Владимировича, а также большое полотно Московская улица XVIIвека в праздничный день. В многофигурной картине Едут (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века) на большом полотне осуществлена сложная психологическая разработка различных типов жителей Москвы XVII века изображенных как «стоглавая» толпа, собравшаяся при въезде в город иностранного посольства. Лишая своих героев личностных свойств, художник, вероятно, стремится показать, что человек XVII столетия не сосредоточен на себе так, как современный, он экстравертивен (т. е. Никто не знал, где его искать.
- Русский художник Андрей Рябушкин
- Русский музей Дополненная реальность
- Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904)
- Рябушкин Андрей Петрович (1861 – 1904)
- Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина
Он представляет собой «наиболее яркий русский тип», а его «поза, выражение добродушно-спокойного лица являют пример чего-то очень милого и непосредственного»28. Успенский собор можно без преувеличения назвать главным храмом древней Руси.
Картина покоряет такой необыкновенной ясностью, удивительной непосредственностью изображения жизни, что зритель может предположить, будто художник все это видел своими глазами.
Он меньше всего приукрашивал историю и действительность, как это делали академисты, меньше всего огрублял и подчеркивал якобы характерное, как это делали передвижники. Справа от него, чуть отклонившись, сидит его жена с маленьким мальчиком на коленях. Накопив несколько сот, он исчезал так на неделю. Слева от него стоит стряпчий, не имевший права сидеть в присутствии бояр.
- Автор картины изображающий московский быт 17 века
- Историческая живопись Андрея Рябушкина
- Москва в картинах художника Сергея Волкова
- Старая Москва на картинах Аполлинария Васнецова
- Картина «Красная площадь в Москве»
- Багетная мастерская в центре Москвы
Зато остались на своих местах знаменитые иконы св. Прямо перед ним сидит молодой человек, задавший ему какой-то, вероятно, каверзный вопрос. Усадьба принадлежала другу Рябушкина — художнику и музыканту Илье Тюменеву.
Рябушкин. Хозяйство это было крайне несложным, что вполне соответствовало характеру хозяина, который жил, как птица небесная, не придерживался никакого определенного режима, работал иногда по ночам, завтракал и обедал, когда попало. Когда же Рябушкин заявил о себе выдающимися работами, ему было предоставлено право жить на «казенной квартире» в стенах самой Академии. Ближе к центру картины, немного правее женщины в красном охабне изображён молодой парень с волосами «цвета спелой ржи» и светлокожим румяным лицом, обрамлённым светлым воротником. Деревянные и каменные постройки, киот с иконами на улице, возле которого сидит слепец с расписной деревенской чашкой, костюмы, узоры на тканях – все это не только верно, но и по-настоящему красиво. История образа святого Георгия, находящегося в Успенском соборе, достаточно драматична. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни.
- Заказ паспарту в багетной мастерской
- Пластиковые рамки для фотографий
- Заказ рамок для дипломов в багетной мастерской
- Коллекция Государственного Русского музея
- Андрей Петрович Рябушкин, русский художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Резьба Царского места изображает эпизоды предания о получении Владимиром Мономахом византийских царских регалий и несколько стилизованные иллюстрации к истории похода воинов Мономаха во Фракию (древнее государство на берегах Дуная). В Ожидании новобрачных от венца в Новгородской губернии Андрей Петрович запечатлел многие черты народного быта, тонко подмеченные им, благодаря жизни в деревне и тесному общению с крестьянами. Врачи не решались разбить эту надежду: не позволяло чувство простого человеческого сострадания и он думал, что это лишь «плевритики», которым суждено вскоре рассосаться.
Московская улица XVII века в праздничный день вместе с Боярской думой появилась впервые в Москве на выставке возникшего тогда Общества художников исторической живописи, в котором Андрей Петрович был членом-учредителем и членом правления. Нельзя не отметить, что Рябушкину всегда везло в смысле условий для работы. исправили эту ошибку и спасли немало шедевров древности. Сравнивая картину «Московская улица XVII века в праздничный день» с полотнами Василия Сурикова искусствовед Виталий Манин писал, что живопись Рябушкина «обращена к абсолютно иной, нежели у Сурикова интерпретации российской исторической жизни» — его произведения неконфликтны и «имеют явственно выраженный бытовой характер, воссоздавая историческую действительность в прозаическом плане».
- Ностальгический клуб любителей кино
Почему все и конные и пешие, торопятся куда-то вместе, сливаясь в один многоцветный стремительный поток и только одна девушка, грустная, кем-то обиженная, спешит скрыться от процессии в переулок. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. О первых школьных годах Рябушкина почти нет свидетельств и воспоминаний. Он любил оперы Руслан, Русалка, Жизнь за царя, Борис Годунов, Хованщина. Его интересовала проза, обыденность угасшей жизни, ее бытовой колорит. Чья-то радость для нее, видимо, нестерпимо обидна, она явно страдает.
Отметим, что подобная одаренность, чутье музыки свойственны многим русским живописцам. В игнорировании «заграницы» сказалась любопытная и характерная черта русских художников того времени. Участник выставок общества Мир искусства (с 1900) и Союза русских художников (с 1903). Среди старинной архитектуры, наряженные в старинные костюмы, бредут по колено в грязи непролазной мужчины и женщины, списанные Рябушкиным с крестьян деревни, где он жил. Вечер ранней весны.
Все было нарисовано смело, уверенно и живо. Рябушкиным исполнены акварель Пир царя Алексея Михайловича в охотничьем шатре, Императрица Анна Иоанновна на охоте и Петр I с супругой в шлюпке на Неве. Свадебный поезд в Москве (XVII столетие) – вершина мастерства, достигнутая художником, драгоценный сплав лучших свойств его таланта, всех его предшествовавших творческих поисков. Искусствовед и критик Александр Ростиславов, автор первой книги о жизни и творчестве художника, в связи с этим отмечал, что Рябушкин иногда заражался «чисто художественным интересом к какой-нибудь одной детали», при этом ему была «абсолютно чужда холодная академическая компоновка с предварительным перспективным построением и контурной вырисовкой»25. Вот таким образом неудивительно, что широкая публика, слегка знакомая с его музейными картинами, почти забыла о нем до устройства «Посмертной выставки картин, эскизов, этюдов и рисунков художника Андрея Петровича Рябушкина», устроенной в Петербурге осенью 1912 года, через восемь лет после смерти художника.
Зритель как бы наблюдает за сценой из прошлого «сквозь окошко», находясь, как и в ряде других картин Рябушкина, сбоку слева от происходящего действия22. Известно, как много картин им сожжено, записано, разрезано на куски. Правда, как государственный крестьянин он получал стипендию 300 рублей в год. вынужденный все время подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни (журнальной и книжной графикой он будет заниматься и дальше).
Он все еще питал надежду, горел желанием поправиться, чтобы снова взяться за кисть. Аналогична по композиции Московской девушке XVII века тоже небольшая картина Шуба с царского плеча или, как она была названа в каталоге выставки «Мира искусства» 1902 года, где впервые появилась вместе с картиной Едут, Пожалован шубой с царского плеча. Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил П. М. Третьяков и купил картину.
К теме Москвы обращались не только русские художники, но и иностранцы. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1893-1895). Это небольшие по размерам работы, для которых художник использовал особую технику: карандаш, уголь, акварель, белила на бумажной основе. Рябушкин дает верные типы русских людей той эпохи в характерном старомосковском пейзаже. Здесь написана одна из наиболее известных картин Едут (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века). Его небольшая, но чрезвычайно пропорциональная фигура, бледное лицо, обрамленное русой бородой, светлые белокурые волосы, всегда немного взлохмаченные, тонкая изящная линия носа и рта, кроткое выражение глаз, тихий грудной голос и некоторая застенчивость подкупали всех и каждого.
С искренней симпатией художник изображает женщин на полотне «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899, Третьяковская галерея, Москва). Все это интересует его давно: еще с 1880-х гг. Но без его картин русская живопись потеряла бы что-то очень существенное и привлекательное, без них современный и будущий зритель был бы лишен возможности понять какую-то важную грань характера русского человека.
Свои знания ему хотелось подкрепить изучением «на местах»: кое-что увидеть, кое-что зарисовать. Играл свою роль он с юмором, несмотря на обычную его серьезность и даже угрюмость. Тогда Третьяков предложил художнику продать ему полотно за 500 рублей. Может быть именно вот таким образом свадьба и связанные с ней сюжеты повторялись у Рябушкина и позднее в рисунках и картинах Молодожены, Свадебный поезд в Москве (XVII столетие) и других. Если он был действительно «преждевременно угасшим талантом», как о нем в свое время писали и говорили, то, с другой стороны, не имел несчастья пережить самого себя, ослабить более или менее бледными повторениями свежесть и оригинальность наиболее удачных своих произведений.
И Андрей Петрович работает не покладая рук. И сейчас его картины находятся в самых известных музеях России. Лицо ее абсолютно невыразительно, оно сохраняет важную неподвижность. Употреблялись, кроме белил и румян, даже голубая и коричневая краски. Более чувствительные девицы от умиления плакали.
Рябушкин Андрей Петрович (1861, с. Станичная слобода Тамбовской губ. Ему было здесь по душе все: и жирные, пьющие пиво немцы и музыка, несшаяся из полуприкрытых дверей кабачков и само пиво, которое он иначе не называл, как «доброе, старое нюренбергское пиво». Написана она вся с натуры. Картина Рябушкина привлекла к себе большой интерес, поскольку она выделялась на фоне произведений художников позднеакадемического направления — в частности, работ Генриха Семирадского, Степана Бакаловича и Фёдора Бронникова, присланных на выставку из Рима141516.
Впрочем, Московское училище живописи, ваяния и зодчества издавна наполнялось такими же бедняками и, вероятно, потому товарищи не замечали ничего особенно тяжелого в его положении, тем более что у него все-таки был покровитель. Все внимание людей обращено на офицера в треугольной шляпе. И. Ф. Пособие ему было дано. Семья Рябушинских— один из ярчайших примеров русской купеческой династии.
Он поселяется в отдельном домике, с отдельным хозяйством. На картине изображена московская улица в осенний день21. Их нельзя спутать с картинами других художников – современников Рябушкина их легко узнать и без подписи среди полотен русской художественной школы XIX столетия. Этим редким даром он напоминает В. И. Сурикова. По внешним событиям вся предыдущая его жизнь в общем-то представляла бесцветную и мало интересную жизнь русской богемы, обязанной поддерживать свое существование заработком и «заказами», хотя и сложилась, как мы видим, весьма своеобразно в смысле будничной обстановки.
Привлекает внимание фигура женщины в красной одежде. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину. Когда мальчику исполнилось 11 лет, умер отец и Рябушкин остался круглым сиротой. Работы его неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину Снятие с креста (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом АХ эскиза. Только вдали на куполах и барабанах церквей догорают красно-оранжевые лучи солнца. Так, вскоре после появления этого произведения на выставке газета Новое время опубликовала статью, в которой обвиняла художника в стремлении эпатировать зрителей.
Необходимо отметить, что эта страсть к сжиганию преследовала художника всю его жизнь. Работник он был первоклассный и часто помогал однокашникам, приходившим к нему за советом. В этом небольшом эскизе так же, как потом в большом фрагменте картины Едут (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века) и других работах, сказались особенный композиционный вкус и умение Рябушкина обрамлять свои картины, показывать, часто путем постепенного обрезывания, как раз только то, что нужно.
Картина не была написана. И долго будто бы Андрей Петрович лелеял мысль написать картину Привоз чудотворной иконы. Но появляется новое – отсутствие развернутого действия. И те и другие он писал в разных гаммах, но в одном «ключе».
Ясное зимнее утро, снег с проталинами и мимо какого-то проулочка по улице проносится яркий, пестрый, блестящий поезд, проходят нарядные фигуры на фоне черной деревянной Москвы с каменными уже церковками. Словом, Рябушкин в самые юные годы шел по обычной и протоптанной дорожке многих начинающих дарований. Правее столбика с иконами гордо возвышается едущий на лошади боярин. Она оказалась непринятой и стояла в распорядительской комнате.
Все другие ждут, что будет дальше. Очень удачно показан берег болотистой Невы. Член Общества художников исторической живописи. Кое-где уложены бревенчатые мостки, которые от воды стали скользкими.
Тесная деревенская изба. Жизнь его резко изменилась. К тому же времени относится этюд Дача, написанный в усадьбе Приволье. На пути из церкви домой она о чём-то задумалась, погрузившись в «свой отнюдь не радостный внутренний мир»24, ничего не замечая вокруг себя и лишь машинально приподнимая подол своей одежды, уберегая его от уличной грязи26. Теснящаяся, чтобы приложиться к иконе, толпа, освещенная тысячью свечей, – чисто русский мотив. Правее, на столбике, укреплен четырехгранный киотец с иконами. Это угрюмая, властная женщина, недобрый взгляд ее колючих глаз устремлен в пространство.
Кажется, что под высокими церковными сводами звучит нежная музыка. Принято делить деятельность художников на периоды. Окончив работу над полотном, он сказал: «Вот теперь я только выучился». Писал декоративно-красочные (навеянные народным творчеством) жанровые картины, посвященные в основном праздничной, обрядовой стороне крестьянского быта (Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии, 1880, ГТГ), а также жизни Москвы XVII в. Оставаясь верным традициям русской живописи второй половины XIX в., убедительно передавая обстановку, костюмы, пейзаж, Рябушкин вместе с тем нередко прибегал к декоративному обобщению форм использовал мажорные, локальные цвета, восходящие к колориту русских стенописей XVII в. Работал также как иллюстратор.
Выезжал на лечение в Швейцарию на Женевское озеро, посетил города Германии: Дрезден, Мюнхен, Нюрнберг (1903). Троицы. Хотя люди передвигаются по улице в разных направлениях, «композиционно всё движение организовано вокруг основной оси», в качестве которой выступает «голубец с иконами в левой части полотна»24.
Программное полотно Рябушкина на Большую золотую медаль «Снятие с креста» («Голгофа») получилось удачным и сильным по живописному мастерству. Женские лица действительно кажутся почти масками. Легко скользят фигуры людей, кареты, лошади. На посмертной выставке впервые появился прекрасный эскиз гуашью Петр I на Неве как фрагмент большой картины. Сидя в ряд, они позируют и в то же время священнодействуют. В последние годы он показывает свои произведения на выставках «Мира искусства».
Картины «Русские женщины XVII столетия в церкви» и «Семья купца» были показаны на Международной выставке в Париже и принесли автору почетные дипломы. Протяжно голосит сидящий у киота слепой нищий. Рябушкин – один из самых обаятельных живописцев русской народной жизни. По поводу первого рисунка началась его переписка с историком Костомаровым.
Царское место Ивана Грозного было создано в 1551г. Стремительно, как быстро исчезающее видение, проносится поезд. В 1395г. Работы его последних лет стоят совсем особняком, в них абсолютно не видно влияния даже таких родственных ему по задачам художников-современников, как Васнецов, Нестеров, Суриков. Это свойственно и другим портретным работам Рябушкина. Исследователи творчества Рябушкина полагают, что прообразом героини полотна «Московская улица XVII века» могла быть крестьянская девушка с эскиза «Возвращение в праздник из церкви» (бумага, акварель, 65, 8 46, 8см, 1894, ГРМ), а также двух карандашных этюдов к этому эскизу (1894, ГРМ и музей-квартира И. И. Бродского)2429. В эти дни многие видят Рябушкина, то посещающего Смоленское кладбище, где он наблюдает во время похорон выражение лиц родственников умерших, то изучающего трупы в «препаровочных».
В тесном и темном кабаке (кружале) сидят самые разные посетители. Самая известная из поздних работ Рябушкина – Свадебный поезд в Москве (XVII столетие) (1901). Обычное передвижническое противопоставление нищеты одних и бездушного эгоизма других.
По-видимому, горожане идут из церкви после обедни22. Рябушкин то более склоняется к жанру, как в этой картине, то к внешней красоте старого быта – Русские женщины XVII века в церкви (1899). Такие приступы, худо кончавшиеся, стали ярче. Он узнал меня, крикнул: Здравствуй, Михаил Васильевич. Но, увы, в этих мечтах ему суждено было разочароваться. Рябушкин все глубже погружается в историю Руси. Именно после этого икона, написанная в XIв.
Рядом другой всадник, который, видимо, устраняет пешеходов, мешающих движению начальства. Рассказывали еще такое. Рябушкин сидел уже за «обрядом христосованья Царя и Царицы» или за какой-нибудь соответствующей сценой иллюстрирующей быт бояр того времени.
Подчеркивая свое увлечение русской стариной, художник говорил: Я живу в семнадцатом веке. Живопись этих полотен еще по-передвижнически темная. Близилась Пасха – и А. П. Андрей Петрович Рябушкин (1861-1904), русский художник.
Так, например, возникла мысль о создании типов русских былинных богатырей. С простодушным видом все члены семьи как будто позируют художнику. Она тоже очень богато одета. На полотне «Московская улица» художник изображает прохладный осенний день «с нависшей тучей, мигающими лужицами, отражающими лазурь неба».
Почему. Полотно Русские женщины XVII столетия в церкви роднит Рябушкина и с древними иконописцами. Он даже не снял своей треуголки, хотя все остальные без шапок.
Эти произведения были приняты на выставки передвижников. Слава его среди учеников росла. Природа наполнена движением, которое перекликается с оживлением, царящим на улице.
Оно стоило ему большого труда. Мы видим грандиозный пятиярусный иконостас, высота которого равна примерно 16м. Слишком непривычна.
Другие пейзажные детали — «поредевшая листва деревьев, синие купола собора, прихотливое сочетание нарядных кокошников кирпичной церковки», в также «спелые гроздья рябин у мостовых», — своими красочными ритмами создают «единый хор с одеждами праздничной толпы»24. Надо думать, они были мрачны и безрадостны.
Андрей Петрович Рябушкин не принадлежал к числу знаменитых художников при жизни. Изучает в музеях старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. Правее этой группы, у голубца с иконами, сидит нищий «с профессионально-жалостным лицом». И так же таяла жизнь, таяли творческие силы недюжинного художественного дарования.
Медленно ползущие желтоватые облака напоминают о приближении предзимнего холода. Учился в МУЖВЗ (1875-82) у В. Г. Перова и И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (1882-90). Похороны были очень скромны.
Трогательная простота, жизненная непосредственность отличают картину. Забегая немного вперед, скажем, что Рябушкин до конца так и остался одиноким.
Тюменев вспоминает по этому поводу следующее: «Я был усажен за рояль с предписанием играть первый акт Руслана и под могучие звуки княжого пира в тот же вечер, за один присест, создались образы всех шести главных богатырей». В училище свободно рисовали с натуры. Основная их часть создана в 1920-е годы для Музея истории и реконструкции Москвы.
Именно сюда он вернулся из ссылки, покинув итальянский город Сорренто. Андрей Петрович возвращался к ней впоследствии еще два-три раза. Некоторые были написаны за год, за два или за три до смерти художника. В будущем предполагается написать боярина с семьей, царя с семьей и т. д». Он умер у себя в мастерской. Весьма любопытно и знаменательно, как воспользовался своей командировкой Рябушкин.
Обычный холодный осенний денек. Отдельные рисунки и наброски того времени отличаются особым мастерством, тонкостью и остротой. Дело в том, что в прошлом обновление храмовых росписей и икон производилось не с целью реставрации, а для «поновления» святынь. Так же идущая фигура заполняет картину, но голова повернута. После сильного дождя поверхность улицы покрыта водой. Таковы, например, Выезд на соколиную охоту при царе Алексее Михайловиче, В гости, Молодожены.
Рябушкин сам был доволен написанным. Замечательно написано лицо молодой женщины – жены младшего брата. Преображенский увёз молодое дарование в Москву и определил в училище. Осуществил поездки по многим городам России, по Волге. Это было чуть ли не законом: «.
А такое, к сожалению, тоже довольно часто происходит с живописцами. Вполне свободно Андрей Петрович чувствовал себя только в кругу своих друзей и в этих случаях бывал очень весел, остроумен и разговорчив. Бережно несет свечу возвращающаяся из церкви молодая женщина в белом платке.
Задачи Рябушкина были гораздо скромнее.
Его отец и брат занимались иконописью и он, как младший в семье, помогал им. Время от времени Андрей и сам пробовал писать иконы и просто делать рисунки. Несомненно, это одно из самых лучших и оригинальных произведений Рябушкина. Он удалялся тогда в места злачные.
В статье «Андрей Рябушкин — поэт русской старины», опубликованной в 1965 году искусствовед Михаил Алпатов отмечал, что в картине «Московская улица XVII века в праздничный день» можно найти черты, связывающие её с композиционными поисками французских импрессионистов, в частности, с картинами Эдгара Дега. Чистякова (1882-1890). Даже Репин, так скептически отнесшийся в первое свое путешествие не только к современному ему европейскому искусству, но и к «великим старикам», не чувствовал необходимости учиться у Европы. Далее, начиная с 18 века, картины стали более реалистичными.
Работа над картиной была закончена в начале 1895 года. Перед нами характерная семья из старинного московского купечества. В эти плодотворные годы в голове у художника возникает много замыслов и творческих планов. Он не пожелал ехать за границу, а предпочел странствовать по России. Напоминает провинциальную семейную фотографию картина «Семья купца в XVII веке» (1896, Русский музей, Санкт-Петербург). Начало 20 века – период русского авангарда, перемешанный с революционными веяниями. Как ни различно изображали они характер одной и той же исторической эпохи, облик бытовых фигур, обстановки, как ни различны их живописные задачи, мы верим и тому и другому.
Его живописное видение развивалось в основном русле русской реалистической живописи 1880-х годов и определялось природными условиями, обстановкой, натурой – словом, «естественным колоритом» того сюжета, который он писал (сравним хотя бы картины Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии и Потешные Петра I в кружале). На 1894-1895 годы – наиболее плодотворную в жизни Рябушкина эпоху – выпадает целый ряд весьма разнообразных работ. В лицах изображенных на полотне людей отсутствуют черты индивидуальной неповторимости. В последние годы он жег вообще беспощадно все, что залежалось или что, по его мнению, «никому не нужно».
С 1891 жил в Новгородской губернии, в имении Приволье (1891, 1901) и усадьбе Дидвино (1901-1904). Прянишникова, В. Г. В XIX а это изумительное произведение новгородских мастеров XIIв. Ознакомившись с историей Успенского собора и его внешним видом, войдем внутрь.
Нанята даже была особая изба. Рябушкине Рано угасили талант. шатры, навесы, пестрые блики. В 1890 году Рябушкин пишет Снятие с креста (Голгофа) – конкурсную программу на большую золотую медаль. Тот день прошел в особом сосредоточенном настроении.
По свидетельствам современников художника, он начал работу над картиной именно с этого придорожного голубца, который служит «красочным камертоном всего колористического строя полотна, организуя определённую гармонию цвета»7. Сорокиных (1875-1882), в Императорской Академии художеств у П. П., 1902). Это была, конечно, работа и притом работа довольно тяжелая. Такова композиция «Потешные ПетраI в кружале».
И лишь случайно узнали, где в такие дни пропадает Андрей Петрович. Лицо женщины «прекрасно своей особенной национальной красотой»27, но при этом художник не приукрашивает и не идеализирует её образ — её лицо «крупновато, широкоскуло, да и нос её несколько великоват»28.
Судя по одежде, она не из богатых — обычная горожанка, «своя» для тех, кто вокруг неё и вот таким образом она не привлекает внимание окружающих её людей26. Впрочем, это звучит слишком громко, так как «квартира» представляла, в сущности, каморку где-то под крышей. Благодаря ей, некоторые критики готовы были даже окончательно поставить крест на Рябушкине как на ординарном «историческом художнике». Сохранился этюд женской фигуры, написанный еще в 1892 году. Андрей Петрович рвался к творчеству свободному и благодаря этому те из его иллюстраций, в которые он вкладывал свое «я», справедливо считаются лучшими, хотя и в них он был связан определенным заданием.
Ничего более поэтически светлого и чистого по чувству Рябушкин до тех пор не писал. Голова эта замечательна. Ее лицо светится особой чистотой и ясностью. При этом, по мнению Манина, у Рябушкина «проза жизни оценивается иронически», а «городские обитатели показаны полусерьёзно, полушутливо»33. Своеобразной чопорностью веет от характерного профиля ее лица, степенной походки.
византийскими мастерами и первоначально находившаяся в Киеве, получила название «Владимирской». Закрашивая глухим слоем масляной краски древние шедевры, художники XIXв. Материальная обстановка была, конечно, самая плачевная. В один из таких вечеров, устроенный академистами на Масленицу, Андрей Петрович вызвал общий восторг игрой на балалайке и приплясыванием в костюме деревенского парня во главе «блинной» процессии. Перед ними на золоченом троне инкрустированном драгоценными камнями, сидит царь. На людей, мало его знающих, он производил впечатление угрюмого человека, необщительного, в действительности же этого не было: он просто подолгу присматривался ко всем новым людям изучал их.
Именно такой предстает Московская Русь XVII века на картине «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате». Но все эти слухи очень преувеличены. Выбор сюжета, композиционное и колористическое его воплощение, даже эмоциональный тон – все указывает на одинаковый подход художника как к бытовым, так и к историко-бытовым картинам.
Родителей его в живых нет, телосложения по наружному виду здравого. Солнцев, автор капитального труда Древности Государства Российского. И икону вынесли девицы на руках до кареты, запряженной цугом. От самой усадьбы до кладбища гроб несли на руках крестьяне окрестных деревень. Рябушкин в Академии художеств очень увлекался композицией и сильно «набивал себе руку».
Рябушкин вообще был всесторонне одаренным человеком. С его способностями это было сделать довольно просто. Вокруг – нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу. И вот 27 апреля 1904 года его не стало.
Длинный стол, уставленный скромными закусками. Из-за того, что «отсутствует единая сюжетная мотивировка движения людей», складывается впечатление, что улица «бурлит народом»: одни перебираются через залитую водой улицу, другие стоят по её краям, третьи движутся на зрителя из глубины картины23. в здании находится Дом-музей Горького.
Под киотцом сидит нищий с профессиональным жалостным лицом. Молодой художник, не имевший в то время ни гроша, очень обрадовался этому предложению. Она нарядно одета, её лицо выглядит набелённым и насурьмлённым. На левой стороне целая группа беседующих между собой людей. И здесь он не порывает с точностью. Он захаживал к ним запросто.
За ней стоит пожилая женщина — по-видимому, её мать или сопровождающая. В центре младший сын и его жена. Он так и сделал. В буквально-реалистическом смысле задача дать подобные портреты едва ли осуществима, но глубоко интересна в смысле передачи типического, как оно кажется художнику, с его особым и оригинальным проникновением в историю. Но основные достопримечательности великолепного дома все же остались нетронутыми.
«Приходится самому, – пишет он, – оставаться почти без средств». Такова и «Московская девушка XVII века» (1903, Третьяковская галерея, Москва). Во время революции семья Рябушинских подверглась гонениям, а дом отошёл государству. Недаром в их разговор прислушиваются слуги. В 1932 году особняк достался Алексею Максимовичу Горькому. Искусствовед Раиса Власова отмечала очевидное сходство этой «пригожей девицы» с героиней картины Рябушкина «Воскресный день» (или «Приглянулась», холст, масло, 38, 8 60, 7см, Новгородский государственный объединённый музей-заповедник)23.
Так будет и в дальнейшем. Рябушкин. Вернувшись из этого путешествия с большим запасом впечатлений и зарисовок, художник поселился в усадьбе «Привольное» под Петербургом, на территории которой для него был построен дом-мастерская. Впрочем, ему было все равно, лишь бы можно было работать.
Есть сведения о том, что художник, как ученый-исследователь изучал вопрос о папертях и месте в церквах, где обыкновенно стояли женщины. Хотя ничего волнующего и драматичного не происходит, чувствуется, что в душах стрельцов зреет недовольство новыми «потешными» войсками Петра. Рябушкин по- прежнему жил материально очень тяжело. Его вклад неизмеримо скромнее и незаметнее.
Как известно, Богатыри Рябушкина появились сперва в журнале Шут (1893) в виде иллюстраций к новгородской былине О Ваське Буслаеве, а затем в качестве приложения к Всемирной иллюстрации. В последние годы жизни у Рябушкина обнаружилась чахотка. В глубине виднеется фигура боярина, с превеликой важностью сидящего на вороном коне. Встретили икону с подобающим почетом.
Стремительно проходит мимо нас, спешит куда-то московская девушка XVII века. Теплых солнечных дней на его долю выпало совсем мало и, когда они, наконец, появились, он тотчас же оживился, стал веселее, разговорчивее. Основная их часть создана в 1920-е годы для Музея истории и реконструкции Москвы.
Обыкновенно он показывал свою работу кому-либо из крестьян и терпеливо ждал приговора. Ещё иконописцы изображали святых на фоне храмов и церквей. Мужчина этот был Андрей Петрович Рябушкин. Он держит в руках бутылку с вином. обращен вовне) и неразрывно связан со своим народом. Необычная колонна на втором этаже, где начинается путь в ту самую молельню, у основания обвита змеями и украшена саламандрами (олицетворение зла) и лилиями (добра).
Пока приходилось рассказывать о работах Рябушкина с некоторыми оговорками. Превосходна фигура царя, мощная и одновременно тонкая. Из всех европейских городов только один Нюрнберг задел Рябушкина за живое. Но ведь он действительно оставил не так уж много воистину ценных произведений. Вместе с другими художниками «Мира искусства» он был приглашен для иллюстрирования Истории царской охоты Н. И.
В марте того же года полотно, под названием «Московская улица до Петра Великого в праздничный день», экспонировалось на 1-й выставке Общества художников исторической живописи (ОХИЖ), открывшейся в Москве. Любопытство, жажда увидеть неизвестное, диковинное объединяет всех мужчин и женщин. Хотя он внимательно изучал и осваивал композиционные приемы классического искусства, ему был совершенно чужд тот ложный пафос, который, как правило, был присущ в ту пору академическим «историческим сочинениям».
Эти странствия дали ему очень много в смысле знакомства с подлинниками русской старины исконно русскими местами и бытом и особенно старинной фресковой росписью. Здесь он провёл всю свою оставшуюся жизнь. Нередко такое деление искусственно. Кто не следовал моде, подвергался насмешкам, хотя духовенство и не одобряло ее.
Порядок для всех конкурентов тогда был один. Но впоследствии Рябушкин сжег все хранившиеся у него письма, в том числе и письма Серова. Работа над эскизами сопровождалась чтением былин. Перья их огромных шляп трепались по ветру. С откровенной неприязнью молодой мужик поглядывает на своего старшего брата.
Картину Семья купца XVII века публика встретила с непониманием. Сопоставление его с Суриковым особенно интересно. Сохранилось много подготовительных эскизов, набросков, рисунков.
Нестерова: «Андрей Петрович был замкнутый, как бы носящий в себе какую-то тайну. и П. С. В этом одном из самых поэтичных созданий художника все пронизано тонким ощущением жизни.