Ржаное Поле Картина
У Саврасова ржаное поле замерло в преддверии грозы, на первом плане нависли тучи их чернота уходит всё дальше и все выше— настолько высоко, что сама картина не в состоянии вместить их.
Описание одного шедевра: картина Шишкина «Рожь»
Чуть раньше, в 1878 году, появилась картина другого художника-передвижника И. И. Шишкина с такой же темой и таким же названием— «Рожь», — экспонировавшаяся с огромным успехом VI передвижной выставке в 1878 году и сразу приобретенная П. М. Третьяковым для его галереи. Шишкин писал свою «Рожь» в тяжелом состоянии: только недавно он похоронил подряд почти всю семью: отца, брата жены, жену и двух маленьких сыновей, уходивших из жизни друг за другом. Картина Шишкина «Рожь» сейчас находится в Третьяковской галерее. На первый взгляд, картина пронизана спокойствием и умиротворением. А по обеим сторонам нивы, вдоль её кромки, высятся одинокие рослые сосны.
И это не случайно. Картина Шишкина «Рожь», дыша полным покоем, тайно говорит о стойкости и мужестве. Всю нижнюю часть картины занимало бесконечное ржаное поле, а верхнюю – бездонное небо.
Описание картины Рожь, Шишкин Иван Иванович, 1878
Вместе со своей двоюродной сестрой Екатериной Васильевной художник проводит много времени на так называемом «Лекаревском поле» в окрестностях Елабуги. «Рожь» – одна из удачнейших вещей Шишкина вообще, – писал И. Н. Крамской в своем письме к Илье Репину. Два путника, головы которых видны только внимательному зрителю, чуть заметные, ушли уже очень далеко. Холст Шишкина «Дорога во ржи» обрамляет густая зелень и далекие верхушки сосен на заднем плане завершают это великолепие. Каждый, кто живет в России, не раз любовался ее просторами, воспринимая их как родное, естественное, себя как ее малую часть. А И. Левитан в знаменитой «Владимирке» неожиданно для самого себя «отрабатывает» социальную тематику, заключенную как в колорите и композиционных деталях, так и в обозначении «дороги скорби», вынесенном в название работы.
Наливные колосья уже готовы к сбору урожая, они низко наклонились к земле. Он очень умело передавал через свои полотна состояние природы и окружающего мира. Но проклятая болезнь не давала нормально жить. И совсем скоро на землю упадут первые дождевые капли. Дважды был в гражданских браках (не надо считать гражданские семьи чем-то неудачным в 19 веке в рафинированных столицах Российской империи гражданские семьи были весьма частым явлением— хотя формально и не имели таких же юридических прав, как теперь).
Их ветви опущены вниз и напоминают роскошный естественный шатёр. Сочинение по картине (Шишкин) «Рожь» проще начать с анализа самого пейзажа. Полотно Ивана Шишкина «Рожь» одно из классических произведений русской реалистической пейзажной живописи. Верный себе, он даже сосны выбрал для этой картины (как, впрочем и для многих других) не случайно. Первое место занимает Шишкина «Рожь».
Художник очень ищет и жаждет его. Так выделяет Шишкин рожь. В картине «Рожь» впечатление широкого пространства достигается в основном путем использования линейной перспективы. За шесть последних лет это был его первый выезд в родные края. А легкий ветерок слегка колышет колосья, жужжат шмели, стрекочут ласточки. Вдохновение его покидает, он бросает работать, начинает выпивать и селится в деревне.
Но в день, наполненный зноем и ленью, невозможно, да, наверное и не нужно их догонять. Изображение зачахшей сосны выбрано Шишкиным не случайно. Полные колосья уже клонятся к земле и ждут жнецов. Небесные голубые и золотые – это ее цвета. Благодаря этому, полотно уравнивает красоту русской природы и возводит ее величие в ранг божественной. Сосны – великаны как бы застыли на страже, охраняя покой этой доброй хлебородной земли. Хоть и названа картина Шишкина «Рожь», но художник не мог удержаться, чтобы не нарисовать своё любимое дерево.
Русское богатство». Дорога, популярный прежде символ скорбного пути русского народа, здесь кардинально переосмыслена, превратившись в дорогу к счастью, в дорогу в чаемое Беловодье, о котором рассказывает столько русских легенд, – при этом конкретику и, что ли, обеспеченность этого пути указывают и подтверждают характерные пейзажные детали. Надо сказать, что «Рожь» Шишкина – не единовременное озарение художника. Очевидно, он чувствовал нечто похожее в состоянии своего товарища И. И. Шишкина, когда тот создавал картину «Рожь». Что же увидели они. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)— выдающийся русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, стал в русской живописи не первым художником, обратившимся к этой теме. Художник еще не знает, как эти надежды оказались призрачны и как скоро рухнут и они.
Но мешала болезнь— алкоголизм. Сильные искривленные стволы, верхушка, которая тянется в небо, подсознательно навеивает ассоциацию с песней «Сосны» одной из украинских рок-групп. Великий художник Иван Иванович Шишкин вошел в историю русской живописи как создатель «пейзажа настроения». Они неслучайны в этом произведении. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
«Рожь», в сущности, является зримым выражением указанной тоски и блестящей попыткой решить поставленную задачу. Но не каждому словом или кистью удается запечатлеть величие и покой Родины. Сосновые деревья на заднем плане картины – символ всего творчества Шишкина. Ширь безбрежная. Что чувствует зритель, остановившись перед работой Шишкина, созерцая её. Описание картины можно продолжить тем, что жаркий знойный день заполнил все полотно.
«Рожь» – одна из удачнейших вещей Шишкина вообще», – писал И. Н. Крамской Илье Репину. Но, по общему мнению, все они уступали картине Шишкина это мнение сформулировал Крамской в письме к Репину: «Я буду говорить в том порядке, – писал он, – в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. В этом, пожалуй, весь Шишкин.
От края до края золотятся хлеба. А может, так и положено в этой жизни, где всё полно контрастов. Она готовилась всем его предшествующим опытом отголоски настроения, наполняющего картину, мы найдем уже в первой по-настоящему оцененной публикой работе, написанной за девять лет до «Ржи», – это «Полдень. Их мохнатые темно-зеленые кроны величественно возвышаются над рожью.
Картина с золотой колосистой рожью отличается от многих других его работ душевным равновесием и спокойствием. Именно так и выглядит картина Шишкина «Рожь». Нива колосится по правую и левую стороны, невысокая, густая, кажется, так и слышно шорох колосьев под дуновением ветерка. Ведь рожь— это символ жизни. Но на самом деле нас не покидает неясное ощущение тревоги.
Вековые сосны расположены вдоль дороги их ветки свисают над колосьями и рассказывают историю о том, что когда-то местность была сосновым бором. Рассматривая художественное полотно, проникаясь его очарованием, нельзя не обратить внимания на то особое состояние предгрозовья, в котором находится природа. На картине изображен знойный августовский день.
Наряду с «Рожью» тогда было показано несколько замечательных работ соратников Шишкина по Товариществу передвижных художественных выставок, в частности – всем известные «Вечер на Украине» Куинджи, «Кочегар» Ярошенко, «Протодьякон» Репина. Гладь полей или степи и уходящую вдаль дорогу. В глубине поля стоят могучие сосны-великаны. Легкое колыхание колосьев, как бы передает аромат созревшего урожая. Он наслаждался увиденными пейзажами. Поле и небо простираются далеко, куда хватает глаз и прячутся за горизонтом.
На заднем плане высятся силуэты одиночных деревьев. Тучные колосья уже готовые к сбору урожая, колышутся под легким дуновением ветерка. А есть— только надежда. Конкретный же смысл всякий раз определяется в зависимости от «декораций», в которые дорога помещена. Описание картины Шишкина «Рожь» следует начать с интересного сочетания голубого и золотого цветов, которое свойственно традиционной русской иконописи.
Божья Благодать. Пространство расширено, его не ограничивают ни горы, ни какие-либо строения. Эти назывные предложения в концентрированном виде передают нам тогдашнее ощущение Шишкина. Написана она была в 1878 году, после очередной поездки в родную Елабугу.
Описание картины Ивана Шишкина «Рожь»
Может, оно так и задумано Господом. Его полотна много экспонировались, неоднократно удостаивались премий. Успей собрать урожай, который дался большим трудом. Тезисно перечислил все, что хотел передать своей картиной.
Картина Шишкина «Рожь» – одно из удачнейших изображений, которое в сознании смотрящего на нее человека сливается с великой страной, в которой все дышит миром и покоем. Она немаленькая. Человек вырубил деревья, обработал землю и посадил рожь, что дает ему пищу. Оно по праву считается символом всего его творчества. Это чувство навевает нам вид одинокой засохшей сосны. Особое оживление придают полотну летающие низко над землёй ласточки.
Рожь. Потеря близких людей сильно надламывает художника. Что представляет он собою.
Рожь, Иван Иванович Шишкин – обзор картины
Вот золото ржи с двух сторон дороги. Это ощущение не перебивают даже ласточки, скользящие над дорогой во ржи. Автор подмечает, как пробегают по колосьям одиночные порывы ветра, как покачиваются вершины сосен, как кивают из стороны в сторону их огромные лапы. Именно по таким простым с виду произведениям трудно написать что-то осмысленное, поскольку в них ровным счетом ничего не происходит. Еще через год от чахотки погибает жена художника, а вслед за ней и оба маленьких сына. Нет, покоя нет и быть не может— как нет его в душе художника.
Тему необъятного колосящегося поля художник задумывал написать еще давно. И вот теперь, спустя 12 лет, на Лекаревском поле художник видит похожий мотив, который вдохновляет его на создание нового пейзажа, наполненного опытом прошедших двенадцати лет и всеми эмоциями, которые ему довелось за это время пережить. Кроме поля, зрителей словно обступает, окутывает со всех сторон небо. Совсем далеко виднеется зубчатая полоска леса.
В окрестностях Москвы» (1869). Не найти русского пейзажиста (да и, пожалуй, вообще русского художника), который бы не писал проселочную дорогу, затерявшуюся в безбрежье широких полей. У его сподвижника, А. Куинджи, поражавшего современников «невозможными» цветовыми и световыми эффектами, дорога часто смотрится таинственно и символично. Вот картина Шишкина «Рожь» (фото представлено ниже). Вот в такое время появилось его выдающееся полотно— картина «Рожь». Смысловая музыка этого мотива всякий раз определяется контекстом картины. Она заросла полевой травой, ее украшают белые ромашки и васильки. Лишь спустя 3 года художник находит в себе силы вернуться к творчеству, к живописи.
И спасался тем, что пил и работал. В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость— это было время появления специфически русского искусства и русской культуры Россия стала не только вбирать европейские творения, но и создавать собственные, свойственные ее социальному складу это касалось всего: живописи, музыки, литературы В русской живописи одним из этих этапов стала Шишкинская «Рожь». На переднем плане колосится бескрайнее поле со спелой рожью. И ему это отлично удалось. Бродя по полям и лесам, вдыхая чистый воздух, он наблюдал, запоминал, зарисовывал. На руках у Шишкина остается маленькая дочь Лидия.
Рисуем пластилиновую копию картины «Рожь» Ивана Шишкина
Пейзаж намеренно статичен, словно запечатлен художником для вечности. Но покой ли. Изображение насыщено скрытой экспрессией, выразительно и динамично. Русское богатство».
Шишкин восхищается величием и мощью русских просторов и передает свой восторг нам. На переднем плане картины берет свое начало извилистая полевая дорога. Я, столкнувшись с такой проблемой, обратилась к журналу «Галерея», который когда-то собирала. Созданию картины «Рожь» предшествовал тяжелый период в жизни художника.
— ведь и это волнение ржи— тоже проявление жизни. Художник метался, он был в отчаянии. Невероятная тишина царит в пейзаже. Само же поле перерезалось унылой проселочной дорогой с одинокой фигурой бредущего путника. Шишкин восхищается величием и мощью русских просторов и передает свой восторг нам.
Он остался с маленькой дочерью. «Рожь» (описание картины помогает это понять) – полотно-настроение, полотно-ощущение. Пейзаж намеренно статичен, словно запечатлен художником для вечности. А значит— что-то еще будет и хорошее. На главном плане картины открывается золотое поле со спелой рожью.
Там репродукция оказалась достаточно хорошего качества. Через поле убегает вдаль извилистая проселочная дорога. На богатом ржаном поле, вдоль извилистой дороги стоят могучие сосны-сторожа. Кругом жар и золотой зной.
Все это позволяет и услышать и увидеть картина, написанная с любовью. Иван Шишкин «Рожь» свою писал, восхищённый искренне не только размахом русских полей их чистым, свежим дыханием, но и величавостью, гордостью колючих великанов. С детства знакомая картина родной природы. Она извиваясь, уходит вдаль вглубь поля. Первое помогало мало, второе— не давало совсем пропасть. Посетив Третьяковскую галерею и на минутку остановившись около этого шедевра, вы самостоятельно прочувствуете увлекательную летнюю симфонию русской природы — жужжание пчел и шмелей, шелест травы.
Картиной «Рожь» завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина – пейзажиста эпического склада. Это ощущение не перебивают даже ласточки, скользящие над дорогой во ржи. В 1866 году он создал картину «Дорога во ржи». На карандашном наброске, выполненном на Лекаревском поле, художник написал «Эта» – этот набросок и стал основой полотна. Да и колосья неспокойны их колышет ветер. Там же и небо потемнее, облака сгустились плотной массой.
В его картинах воспета природа родного края, богатство и достояние живущих на ней людей. Конца и края нет ни полям, ни высокому небу. Россия под покровительством Матери Божией.
Даже маленькие ласточки, летающие над самой землей, не нарушают этой гармонии. Так выглядит картина Шишкина «Рожь» на переднем плане. Над полем раскинулось шатром светло-голубое, выжженное зноем небо. А дорога, делящая поле на части, вносит необходимый ритм.
А в центре картины они более светлые, с лёгким розоватым оттенком. Вот проселочная дорога, уходящая вдаль и теряющаяся в ней. Картина Шишкина «Рожь» – классическое отражение русского национального хронотопа. Уже там была громко заявлена и талантливо решена тема «национального блага», тема «благодарения жизни».
Картина Шишкина «Рожь» как раз и показывает упоение художника увиденным полем. Но он уехал на свою малую родину. Незадолго до начала работы художник перенес горькие личные потери близких людей. Работа была написана через год, в 1878, а на обратной стороне ее эскиза автор написал: «Простор, раздолье, рожь, русское богатство, Божья благодать».
Любимый пейзаж – картина Шишкина «Рожь»
Сосны высокие, с белесыми, слегка изогнутыми стволами. Деревья, словно могучие богатыри-часовые, стоят на страже зреющего урожая. Над ними скользят по небу легкие воздушные облака. Сбылись ли эти надежды.
Просёлочная дорога лентой вьётся вперёд. И потому пейзаж, казалось бы, такой умиротворенный, проникнут ощущеним тревоги. Картиной «Рожь» завершаются в семидесятых годах эстетические воззрения Шишкина— пейзажиста эпического склада. Божественным золотом, как на иконах. Верный себе, он даже сосны выбрал для этой картины (как, впрочем и для многих других) не случайно. Но у горизонта уже начинают сгущаться тяжелые кучевые облака. Мохнатая ветвь старой сосны справа очень низко нависает над рожью.
Идею для картины Рожь Иван Шишкин нашёл в Елабуге
Пейзаж-картина «Рожь», созданная певцом русской природы в 1878 году, проникнута чувством покоя и выполнена в яркой манере живописи. Кстати, золотом наполнена вся картина. Вспомним еще раз собственный комментарий Шишкина: «Божия Благодать. Он еще два раза пробовал создать семью. Если вы из тех людей, у которых хороший литературный вкус, то вспомните стихотворение Бунина «И цветы и шмели и травы и колосья», которое звучит очень по-шишкински. Основным персонажем в картинах мастера кисти И. И. Шишкина являются пейзажи с изображением леса, преимущественно соснового.