Сандро Боттичелли Пьета
Анатомические реалии пьеты Микеланджело
Ветер треплет тунику и плащ музы множеством мелких закругляющихся складок, круглыми спиралями вьются синяя лента лебедя и алые ленты амуров, светлыми завитками поблескивают травки и пенящиеся гребни фиолетовых волн. Справа приближается Весна, сыплющая цветы и Зефир преследует Флору. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Его образы (за очень редким исключением) лишены монументальности и драматизма их преувеличенно хрупкие формы всегда немного условны.
Массовому психозу поддались также некоторые художники, среди которых был Боттичелли. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Родственники и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни и в один момент Марк и Маркеллин стали колебаться, но поддержать осуждённых пришёл Себастьян, его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству.
У Боттичелли все внимание сосредоточено на человеческом образе, на самой Симонетте. По крайней мере, это прослеживается потенциально в его мужских портретах. Да полно, Христа ли хоронит здесь художник или оплакивает собственную «языческую» молодость, собственную, недавно еще страстно любимую «античность». Этот принцип можно было бы назвать принципом «полярной или контрастной симметрии».
- «Пьета», Сандро Боттичелли — описание картины
- Описание картины «Оплакивание Христа»
- Боттичелли СандроКартины и биография
- Художник по прозвищу Боттичелли
Отсюда — предпочтение к аллегорическим и символическим темам. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. В доме, который принадлежал Ручеллаи, он снимал квартиру. Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова.
Духа составляют здесь верхний регистр композиции, в среднем изображены двое заказчиков из семейства Ленци, а в нижнем — открытая погребальная ниша со скелетом и надписью «Я был тем же, что ты сейчас и ты станешь тем же, чем я». Характерно прежде всего, что Боттичелли выбирает для себя самые сложные и до сих пор не разработанные темы. Это обстоятельство нужно принять во внимание. И пока на городских площадях сжигали "суету" (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо.
Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один. Но, в сущности говоря, это зрелище не было ни странным, ни новым. В миланской «Пьета» жесткие складки упавшей в обморок Богоматери служат как бы основанием всей пирамидальной группы, обрамленной проемом на фоне провала гробницы. Себастьяна, который был очень торжественно установлен в церкви Санта Марии Маджиори (Маggiori), во Флоренции, Появляются прекрасные мадонны излучающие просветленную кротость Но самую большую известность он получил, когда, примерно в 1475г исполнил «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла, где в окружении Марии изобразил членов семейства Медичи.
Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте — рисунок «Карта ада» (La mappa dell inferno). Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески. Однако уже и здесь намечаются признаки того беспокойного напряжения, которое свойственно дальнейшей деятельности Филиппино Липпи, может быть, еще в большей степени, чем Боттичелли.
Типичный образец позднего стиля Пьеро ди Козимо дает «Непорочное зачатие» в Уффици. Ни минуты покоя в непрерывном трепетании натуры. Рубашки распластаны на ступенях как трупы. Собор Святого Петра в Ватикане богат шедеврами: Папы не скупились, приглашая для его украшения лучших мастеров своего времени. Тем же духом проникнуты сами иллюстрации Боттичелли. Сандро Боттичелли родился в 1444 (или в 1445) году в семье кожевника, флорентийского гражданина Мариано Филиппепи.
Была принята демократическая конституция.
Таким образом Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Россели и Доменико Гирландайо – 27 октября 1480 года были направлены в Рим для росписи стены новой «великой капеллы» Ватикана, которая была сиюминутно возведена по приказу папы Сикста IV (именно вот таким образом получила своё название Сикстинской). Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Таково, например, «Рождество Христово», написанное, вероятно, в 1500 или 1501 году и хранящееся в лондонской Национальной галерее.
- Сандро Ботичелли: жизнь и творчество художника
- обои для рабочего стола Рисованное Сандро Боттичелли – Пьета
- Пьета Микеланджело: история, особенности, как посетить
- Другие картины Сандро Боттичелли
- Произведения на религиозные и мифологические темы (ранние работы)
Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Младенец смотрит на богоматерь.
В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Особенно это относится к замечательной картине «Явление богоматери святому Бернарду», написанной около 1486 года и хранящейся в Бадии во Флоренции. Особенно показательны в этом смысле его мифологические картины.
Анной» (ок. 1423-1424), полиптих для церкви Санта-Мария-дель-Кармине в Пизе, сохранившийся в разрозненном состоянии (1426 наиболее известна входившая в него «Богоматерь с младенцем»). Сандро снова подвержен переживаниям в данном случае в качестве гонца моральной красоты: «Покинутая», «Венчание Богоматери», «Благовещение», «Аллегория клеветы».
- Картины Боттичелли светской тематики
- Поздние работы Сандро Боттичелли
- Словари и энциклопедии на Академике
- Биография итальянского художника
- Основные произведения Сандро Боттичелли: Аллегория Силы
- Известность флорентийского живописца
- Известные произведения Сандро Боттичелли
- Индивидуальность стиля Боттичелли
- Мифологическое веяние в полотнах Боттичелли
Темой этого карнавала была колесница Смерти. Я имею в виду Пьеро ди Козимо. Об этом свидетельствует «Поклонение волхвов», теперь находящееся в Уффици. Только то, что художник полон чувств болезненной горечи, одиночества и пессимизма. Мадонна, погруженная в мысли, записывает слова псалма — «Magnificat anima mea dominum» — в книгу, которую держит один ангел и пользуется при этом чернильницей, которую держит другой ангел. Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина.
Наиболее красноречива и в то же время драматически-лаконична «Чудо со статиром». В числе украшавших его картин были «История римлянки Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). Фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции (1425-1428) стали школой флорентийского искусства и заложили фундамент искусства Раннего Возрождения. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали.
Фигуры ассоциируются со шпалерой за счёт чёткой манеры изображения на фоне глухой листвы. Просьба пизанцев заключалась в росписи фресок в цикле росписей Кампосанто.
Эти черты достигают своего апогея в цикле самых известных его произведений — фресках капеллы Бранкаччи во флорентийской церкви Санта-Мария-дель-Кармине (ок. 1427 часть фресок написал Мазолино). Сила переживания захватывает каждого из персонажей и объединяет их в патетическое целое. от Луки I: 46). Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Во фреске «Воскрешение Друзианы» есть несомненные элементы классического стиля. В этом моменте мы видим насколько его учитель был горд своим учеником и считал его превзошедшим мастера.
- Последние годы жизни итальянского художника
- Скачать обои для рабочего стола Сандро Боттичелли – Пьета и фото
- Творчество итальянского живописца
- Интересные факты: происхождение прозвища «Ботичелли»
- Поздние картины Сандро Боттичелли
В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Не слишком распыляя внимание зрителя на пейзажные и архитектурные аксессуары (хотя, как показала расчистка 1986-1988, он все же уделял им гораздо большее, чем предполагалось прежде, внимание), мастер умеет драматически выделить самую суть сцены, с беспрецедентной силой и выразительностью выражая эту суть позами и жестами. Филиппино написал эту картину в 1496 году по заказу монахов монастыря Сан Донато близ Флоренции взамен того знаменитого «Поклонения волхвов», которое пятнадцатью годами раньше было заказано Леонардо да Винчи, осталось незаконченным и теперь тоже хранится в Уффици. около 1427) фреске «Троица». Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. После небольшого перерыва снова взялся за написание картин. Когда она пошевелилась в кустах, Кефал принял ее за дичь и насмерть заколол копьем.
Тогда Пилат приказал отдать тело. Не исключена также возможность, что Боттичелли некоторое время, в 1468 и 1469 годах, работал у другого известного флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио. Но та степень архаизации, которую мастер применяет в миланской «Пьете», кажется ему недостаточной.
Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Слева — Меркурий рядом с ним три грации, сплетающие свои руки в медленном хороводе. Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма.
Петр и Иоанн, раздающие милостыню», «Св. Во второй фреске Филиппино изображает «Святого Филиппа, заклинающего демона». Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче. Но какое различие по существу художественного замысла. Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г. Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным). В этом смысле очень интересны его нимбы.
Еще в ранней молодости Боттичелли приобрел опыт в писании портретов, этого характерного испытания мастерства художника. Его произведения вызывают чувство, какое не вызывают произведения других мастеров. Первоначально, тема для написания «Весны» была почерпнута из поэмы Полициано «Турнир» в которой прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. В языках пламени он сжег несколько своих эскизов, хотя точных свидетельств этого поступка не имеется.
Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора. Возьмем для примера одно из самых известных произведений Пьеро ди Козимо — «Портрет Симонетты Веспуччи». Умер он в нищете, заброшенный и одинокий. В это время мир увидели известные произведения Сандро Боттичелли: «Паллада и Кентавр», «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», относящиеся к числу самых ценных произведений эпохи Возрождения и являющие собой истинные шедевры западноевропейского искусства.
Эти составляющие присутствуют во фреске «Св. Августин» (1480). Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. В произведениях последних десяти лет жизни мастера (Боттичелли умер в 1510 году) формальная упрощенность его концепции приводит к почти полному отказу от живописных завоеваний кватроченто. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми.
В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. 28 января 1475 брат Лоренцо Великолепного Джулиано принимал участие в турнире на одной из флорентийских площадей со штандартом, расписанным Боттичелли (не сохранился). В 1493 году Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного. Сандро Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции. Этот период творчества отмечен картиной «Коронование Девы Марии», заказанной для капеллы цеха ювелиров.
Себастьян» (1473), «Портрет флорентийской дамы» (1470) и «Портрет молодого человека» (1470). Ревнивая Прокрида выслеживает во время охоты своего возлюбленного Кефала.
На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. Композиции, бесспорно принадлежащие Мазаччо («Изгнание из Рая», «Свв. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Иногда эта символика имеет даже актуальный политический оттенок: так, в картине «Паллада и кентавр» кентавр воплощает дух распри, раздора, а в укрощении кентавра надо видеть намек на ликвидацию Лоренцо Великолепным внутренних распрей во Флоренции. Нарастание беспокойства и динамики видим также в «Благовещении» из Сан Джиминьяно.
На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. прекрасная Мария Магдалина с длинными распущенными волосами склонилась перед Христом и обнимает его ноги. Но может быть, прозвище возникло по созвучию с ювелирным ремеслом второго брата, Антонио. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами.
Боттичелли выполнил три сцены. Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания. Оно как точка, где всякое движение останавливается и цепенеет.
Это романтическое одухотворение природы Пьеро ди Козимо переносит и в свою живопись. До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Вскоре после турнира, еще до отъезда художника в Рим тот заказывает ему несколько работ.
Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). В патетических проповедях обличалась тирания Медичи, развращенность папства, верхов флорентийского общества, погрязших в «языческом зле» проповеди были направлены также против упадка религии и нравственности, против гуманизма и «дьявольской» культуры Ренессанса. Именно для Джулиано художник разрисовал знамя для турнира 1475 года. Он был похоронен близ церкви Оньиссанти, на церковном кладбище. В 1472-75гг.
В отличие от словно вздымающейся рыданием композиции вертикальной миланской «Пьета» мюнхенская построена на горизонтально стелющихся мотивах, как бы в попытках сдержать или рассеять рвущуюся боль. Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры».
То же самое относится и к отдельным фигурам, к отдельным головам у Филиппино Липпи. Обстановка творческого поиска, господствовавшая в среде людей искусства, ярко выражена в первых работах флорентийского мастера: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» и «Мадонна в розарии». Боттичелли тесно контактировал с семьей Медичи – бесспорными правителями Флоренции. Что же определяет искусство Боттичелли.
В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим. Но его искусство стремится не к прямому, а к косвенному содержанию. Подобное накопление тревоги, нервного сотрясения, диссонансов не только в корне противоречит стилю Ренессанса, но его не знает в такой мере и живопись треченто.
Изобразительный язык, который, по определению некоторых исследователей, в эпоху раннего Возрождения мог показаться слишком «болтливым», стал обобщённым и сдержанным. Прозрачные одежды обнажают тонкие изгибающиеся тела. Еще Леоне Баттиста Альберти в своем «Трактате о живописи» рекомендовал вниманию живописцев тему «Клеветы», которую в свое время греческий художник Апеллес использовал в картине, направленной против его соперника Антифила, когда тот оклеветал мастера перед египетским царем Птолемеем.
Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. И он рассказал, что когда-то, очень давно, он очень любил эту девушку, но она причинила ему много горя, так что от ее жестокости и надменности он убил себя. Настоящее имя Ботичелли – Алессандро ди Мариано Филипепи.
Царство Венеры изображено в виде цветущей лужайки, окруженной апельсиновыми деревьями. По словам некоторых летописцев, среди них был и Боттичелли. К трону судьи Клевета с факелом в руке влечет за волосы обнаженного юношу.
В иллюстрациях к «Аду» и «Чистилищу» Боттичелли стремится буквально следовать словам текста и видит свою цель в правдивом воспроизведении воспетых Данте событий. Семь персонажей создают цельную, компактную группу. Их внутренняя жизнь полна созерцательности и таинственности.
Таким образом, круг от мечтательности юноши заканчивается проповедью пророка. Через три года после «Силы духа» Боттичелли создаёт св.
Он глубоко переживал смерть своего покровителя — герцога Лоренцо Медичи (.
Единогласно историками вынесены даты данных работ – 1477-1478 года. После неудавшегося заговора Пацци с целью свержения Медичи (26 апреля 1478) Боттичелли по заказу Лоренцо Великолепного исполнил фреску над воротами делла Догана, которые вели к палаццо Веккио. В попытках осознания своих чувств мастер переключается с растроганности в «Рождестве» мотивам, раздирающим душу в «Распятии» и «Сцен из жизни святого Зиновия». В композиции «Поклонения» Филиппино, безусловно, обнаруживает параллели к классическому стилю, в известной степени он даже использует уроки самого Леонардо. 1495).
Боттичелли любит размышлять, мечтать, выражаться намеком, символом, но тяготится обязанностью рассказчика, драматурга. Себастьян (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. Далее Сандро, жаждущий новых познаний, стал посетителем мастерской Андреа Верроккио – итальянского скульптора и живописца, человека разностороннего, возглавлявшего бригаду начинающих талантливых художников. Были и те, кто, поддавшись массовому психозу, сжигали свои картины с обнаженными фигурами. Он сумел приобрести в городе много сторонников.
Полотно «Венчание Богоматери» (1490) пропитано волнующей тревогой, обеспокоенностью чувств и светлыми надеждами. После возвращения из Рима он пишет ряд картин на мифологические темы. Рисунки Боттичелли к «Божественной комедии» не сразу оказывают воздействие на зрителя. Самые известные картины Сандро («Примавера» и «Рождение Венеры»), которые были заказаны семьёй Медичи, стали воплощением культурной атмосферы, свойственной для медического круга. Время написания большей их части определялось путем проведения стилистического анализа. Главный мотив, объединяющий композицию, – сострадание, охватившее живых свидетелей казни Христа.
Только Петр стоит прямо в позе благословляющего. Кающийся Св. На берегу Гора встречает Венеру, готовясь ее закутать в вытканный цветами плащ. Боттичелли — не единственная жертва конфликта эпохи.
Написанная в конце семидесятых годов для украшения виллы Медичи (по стихотворению Полициано «Турнир»), она находится теперь в галерее Уффици. Она изображает «Призвание первых апостолов» в обычной для Гирландайо модернизации события многочисленными портретами современников. 492), с чьим именем связан расцвет местного искусства. Период 1467-1470 год охарактеризовался знаменитым образом Сандро именуемым «Алтарь Сант-Амброджо». Лучшая из них изображает «Юность Моисея» (опять-таки очень редкая тема).
Линии ясны и в то же время текуче-нежны. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. И так каждый день, в одно и то же время.
Картина носит название «Primavera» («Весна»). У Боттичелли появился собственный стиль написания: персонажи его картин характеризуются крепким строением, контурам свойственна энергичность, элегантность и ясность, а драматическая образность достигается сочетанием сильного внутреннего настроя и активного действия. Он вместе со своей семьёй жил в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. Вскоре отец умер и семью возглавил старший брат, зажиточный торговец, которому дали прозвище Боттичелли («Боченок»), возможно из-за округлой фигуры, возможно из-за симпатии к вину. Легенда рассказывает о пребывании апостола Филиппа в Скифии.
Но наиболее крайних пределов своей барочной фантазии Филиппино достигает во фреске цикла изображающей «Мучение святого Филиппа». Одно из самых глубоких и потрясающих произведений Боттичелли – картина «Пьета» («Оплакивание Христа»).
Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город. Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине. Напомню сначала фреску Гирландайо из того же сикстинского цикла. При этом Христос и апостолы выглядят, с одной стороны, как сильные и волевые личности, наглядно творящие священное предначертание, а с другой стороны (благодаря подчеркнутой натурности обстановки), как простые горожане, эмоционально сопряженные со зрителем.
Иллюстрации к «Раю» состоят почти исключительно из двух фигур — Данте и Беатриче — из их диалогов, в которых Беатриче то поучает своего спутника, то ободряет его, то влечет его за собой в полете по небесным сферам. Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг.
Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии. С этого времени его творчество, а это период расцвета, граничит с именём Медичи. Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Боттичелли исполнил около ста рисунков серебряным карандашом (с обведенными пером контурами), посвятив каждой песне поэмы по одному рисунку.
Филиппино Липпи, несомненно, более одаренный колорист, чем Боттичелли. В девяностые годы Боттичелли получил от племянника Лоренцо Великолепного, тонкого эстета Лоренцо ди Пьер Франческо де Медичи (того самого, которому принадлежали «Весна» и «Рождение Венеры») заказ на иллюстрации к рукописному экземпляру «Божественной комедии» Данте. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Художник сам режиссёр и композитор своих творений.
Композиция построена на еле уловимом диссонансе. «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета. Недавно еще праздничная и ликующая Флоренция под влиянием речей Савонаролы превращалась в кающуюся и плачущую (сторонники Савонаролы так и назывались piagnoni — плакальщики). Композиция двухфигурная.
Подтверждением тому выступает работа (ставшая отражением общения художника с семьёй Медичи) «Поклонение волхвов», заказанное в промежутке межу 1475 и 1478 годами Гаспаре (или Джованни) да Дзаноби Лами (банкир, приближенный к семье Медичи). Сама идея вернуться к рукописным иллюстрациям в эпоху развития книгопечатания и гравюрной техники ясно говорит об архаизирующих вкусах, царивших в кругу Медичи. В «Рождении Венеры» Боттичелли заимствует тематическую канву из поэмы Полициано, где описывается прибытие Венеры, рожденной из морской пены, на остров Киферу. Боттичелли обратился к первоисточнику Альберти — Лукиану, подробно описывающему картину Апеллеса и, вдохновившись сложной аллегорической темой, написал свою «Клевету». Святой Филипп приказывает дракону удалиться в пустыню.
В семье из четырёх сыновей он был самым младшим. В городе – бывшей колыбели гуманистической мысли – звучали революционные речи Савонароды. Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Особенно ярким примером этого аскетического и в то же время мистически-экзальтированного стиля Боттичелли, его спиритуалистической экспрессии могут служить его рисунки к «Божественной комедии».
Последней его большой работой, на светскую тему была «Клевета», но в ней, при все талантливости исполнения, отсутствует роскошно украшенный, декоративный стиль, присущий Боттичелли. Каждое новое поколение исследователей и почитателей пыталось найти в картинах Боттичелли оправдание своих собственных воззрений на жизнь и искусство. Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении.
Смерть Сандро Ботичелли произошла в 1510 году, когда художнику было 65 лет. Но что здесь странного и чудаческого. К этому временному периоду относятся такие полотна как «Поклонение волхвов» (1475), «Св.
Радость, поклонение Красоте навсегда ушли из его творчества. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Все аскетичнее становятся образы, все стилизованней и архаичней язык форм. «Оплакивание Христа», алтарный образ для флорентийской церкви Санта-Мария Маджоре, создавался Боттичелли в трагическую для него пору.
Произведения, фото полотен выражают стремление к глубокому драматизму, который четко прослеживается в картине «Покинутая», сюжет которой взят из Библии: Фамарь, которую изгнал Аммон. Запечатленные на картине ангелы передают встревоженность, в жесте св. Рисунок фигур изображает бурное напряжение.
Все ясней намечается эволюция Боттичелли от языческой чувственности к повышенной одухотворенности все отчетливей выступает свойственная ему двойственность: неловкости, скульптурной жесткости — и нежной хрупкости изысканности архаизма — и острой новизны линейной точности — и эмоциональности изменчивости. Все находили образам Боттичелли разное объяснение, но никого они не оставляли равнодушным. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». Следует отметить, что, в отличие от всех предшествующих картин, она написана не на дереве, а на холсте. Искусство ювелира, профессия уважаемая в середине 15-го столетия, многому научила его.
С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок. На ней были изображены повешенные заговорщики (эта роспись была уничтожена 14 ноября 1494 после бегства Пьеро Медичи из Флоренции). Вернувшись в 1482 году во Флоренцию, Сандро похоронил отца. Пьеро ди Козимо родился в 1462 году, то есть на десять лет позднее Леонардо да Винчи и умер в 1521 году, пережив и Леонардо и Рафаэля и «золотой век» Высокого Ренессанса. С одной стороны, это сложившаяся в окружении Медичи гуманистическая культура с ее рыцарскими и языческими мотивами с другой – реформаторский и аскетический дух Савонаролы, для которого христианство определяло не только его личную этику, но и принципы гражданской и политической жизни, так что деятельность этого "Христа, царя флорентийского" (надпись, которую приверженцы Савонаролы хотели сделать над входом в Палаццо делла Синьория) выступала полной противоположностью великолепному и тираническому правлению Медичи.
Но процесс архаизации в творчестве Боттичелли не останавливается даже на этой стадии. Наверху — хоровод ангелов, затем на соломенной крыше хижины — три ангела, поющих «gloria in excelsis», далее — святое семейство, к которому слева приближаются волхвы, а справа пастухи и, наконец, в нижней полосе — три пары ревностно обнимающихся с ангелами людей, в то время как маленькие чертенята в ужасе спасаются в щелях скалы. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на своеобразный принцип композиции, который Боттичелли применяет в аллегории «Клевета» и который делается излюбленным приемом живописцев «второй готики». Кто она, эта женщина. Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами.
1495 г. Музей Польди-Пеццоли, Флоренция. Ни в пропорциях, ни в позах фигур мастер не считается с реальной действительностью. Пьеро ди Козимо гораздо больше интересует атмосфера вокруг Симонетты. Заказы его были весьма многочисленны. В эру раннего Ренессанса был одним из ярких представителей.
Вскоре Савонарола был обвинен в ереси и публично казнен. Афродиты. Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. Языческой мифологией овеяна его Аллегория весны, написанная по заказу семейства Медичи.
В интенсивном пылании красок «Пьета» вся сила отчаяния и в холоде их — холод самой смерти. В миланский период творчества, длившийся двадцать лет, Браманте возвёл несколько великолепных зданий, среди которых выделяется перестроенная по приказу Лодовико Моро алтарная часть монастырской церкви Санта-Мария делла Грацие. Все движения как бы лишены воли. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Четыре листа раскрашены темперой.
28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. Начинает последний период творчества Боттичелли знаменитая «Пьета» (Плач над телом Христовым), написанная в 1490-е годы и теперь находящаяся в галерее Польди-Пеццоли в Милане. Обаяние искусства Боттичелли всегда остается немного загадочным.
В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Умирающую Прокриду находит фавн, а у ее ног сидит черный Лелапс, ее верный пес. В его руках жертвенная чаша и кропило. Фигура Бога-Отца, возвышающегося над Распятием, само Распятие и голубь Св. Позади процессии отдельную группу составляют Раскаяние в образе зловещей старухи и обнаженная Истина, тщетно взывающая к небесам. Оно то и передалось всем братьям в семье. Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию.
Но оно приняло у Филиппино несколько иные, более телесные и более динамические формы. Оплакивание Христа. Из архаизатора он обращается в настоящего архаика. Медленно сползает с материнских колен безжизненное тело Христа.
Ученик стал последователем своего преподавателя и подражал ему во всем.
В них особенно можно отметить в качестве шедевра только «Лоренцано» – сплетение необыкновенной жизненности и портрет молодого человека, выражающий выдающуюся экспрессию интерпретации формулировки любви. К росписи этой капеллы, выстроенной по идее папы Сикста IV и которая впоследствии сделалась ареной деятельности Микеланджело, наряду с выдающимися умбрийскими мастерами (Перуджино, Пинтуриккьо и Синьорелли) были привлечены три флорентийских живописца — Боттичелли, Гирландайо и Козимо Росселли. В его искусстве можно найти следы влияния Боттичелли, но еще больше — Леонардо да Винчи. Партия Савонаролы завладела властью в городе. Идеал видели в возвращении в лоно христианской религии в простом, народном понимании, к благочестивым временам церковного феодализма (как казалось Савонароле и Боттичелли).
Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа. К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. Среди его алтарных образов — небольшой триптих «Богоматерь с младенцем, двумя ангелами и святыми» (1422), «Богоматерь с младенцем и Св. Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место.
По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. (Похожая по стилю «Пьета» Боттичелли, сделанная в этот период, хранится в мюнхенской Новой пинакотеке). Все его вдохновение направлено к тому, чтобы потоком непрерывных линий связать фигуры вместе, в одно духовное существо и чтобы поворотами их голов, сплетениями их рук, безжизненностью холодного колорита выразить обморочное бессилие скорби. Святые образы, сохраняя свое величие, приобретают у него все более земной характер, выделяясь своей трехмерной иллюзорно-пластической «осязаемостью». В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились).
С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. Боттичелли ставит себе здесь задачу, абсолютно неприемлемую для концепции Ренессанса. Живописные проблемы, занимающие его, — свет, колорит, воздух — оставляли живописцев Высокого Ренессанса вполне равнодушными.
Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек». (Джованни, Антонио и Симоне) Братья Филипепи получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы.
Но в зените своего творческого развития (Филиппино умер в 1504 году) мастеру пришлось испробовать свои силы и в большом фресковом цикле. После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину. Иосиф изображён с терновым венком в руке. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Иное впечатление мы получаем от фресок Боттичелли.
В результате в сугубо христианском сюжете «Оплакивания» из Мюнхена Христос, словно наперекор общепокаянным намерениям автора, получает языческие черты — более даже, чем в самых светских сюжетах Боттичелли. Именно в них четко прослеживается опыт, полученный Боттичелли у своих преподавателей. Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой. В 1470-е Боттичелли сблизился с семьей Медичи и «медичейским кружком» – поэтами и философами-неоплатониками (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолой, Анджело Полициано).
Одновременно, в данной работе чувствуется отрешение от совершенства в пропорциях (быть может вследствие этого, работа и не была столь успешна), увеличивается величественное напряжение, которое характерно только для внутреннего мира героев, происходит усиление резкости цвета, который становится всё более самостоятельным. Боттичелли стремился к познанию большей степени драматизма, что характерно для таких произведений автора как «Покинутая». Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. Восприятие мира и человеческой личности как будто укрупнилось в художественном творчестве это отразилось не только о в величественных масштабах архитектурных сооружений, монументов, торжественных фресковых циклов и картин, но и в их содержании, выразительности образов. И там и здесь мы имеем дело с фантастическим, воображаемым, экспрессивным портретом.
Он начинает действительно чувствовать, мыслить и видеть, как средневековый иконописец. Но чаще у Боттичелли мы встретим мифологическую символику — античную или средневековую. Идея бренности всего земного и воскрешения через веру в Троицу мощно усилена иллюзорно уходящим вглубь сводчатым архитектурным антуражем с единой перспективной точкой схода (схема, впервые осуществленная столь четко и свидетельствующая о хорошем знакомстве с теорией и практикой зодчего Ф. Брунеллески). Здесь сказывается все большая тенденция к архаизации. Вместе с тем живопись Боттичелли становится все более бестелесной и архаичной. 1475).
Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. В 1493м году, после смерти Лоренцо Великолепного, скончавшегося в 44 года от подагры. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа.
Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. В иллюстрациях к «Раю» Боттичелли уже отказывается от точного сопровождения текста и воплощает в своих рисунках те моменты и переживания, которые в поэме непосредственно не описаны и которые можно прочитать только между строк. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками. По отдельности эти фигуры превосходны, полны свойственного Боттичелли ритма движений, точно так же, как превосходны некоторые портреты (например, белокурого мальчика в темной шапочке). Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве.
Такой взгляд, безусловно, неправилен. В том и другом вариантах Боттичелли от былой деликатной цветовой приглушенности окончательно переходит к откровенному полыханию резко контрастных красок. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Он тайно исповедовал христианство.
Много позднее, уже в 1727 году, католическая церковь утвердила праздник Семи Скорбей – 15 сентября. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла.
Об этом красноречиво свидетельствует последняя дошедшая до нас его работа — четыре сцены из жизни святого Зиновия (две из них хранятся в лондонской Национальной галерее, одна в Дрездене и одна в нью-йоркском музее Метрополитен). Пирамида, составленная из персонажей, окружающих Христа, доминирует. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. После доминиканского монастыря, вместе со среднима братом, Алессандро пошел учиться ювелирному мастерству.
В духе художника происходит настоящее перерождение. С. Боттичелли «Весна» (1482).
В 1458 году Сандро подрабатывал подмастерьем в принадлежавшей его брату ювелирной мастерской. По своей специальности Мариано был кожевником. Но их странность, если можно так сказать, не абстрактна, не абсолютна, а относительна. Семья Филипепи обладала внушительными доходами (были хозяевами домов, владельцами земель, лавок и виноградников) и занимала высокое положение в обществе. Графический стиль Боттичелли совершенствуется по мере продвижения работы. Иеронима прослеживается уверенность и достоинство. Венеру, выходящую из морской глади, два зефира ветрами направляют к земле в то время как Весна накрывает ее своим плащом. Картина создавалась в последний период творчества Боттичелли, когда его родной город Флоренция попала в немилость к монахам, когда всей Италии грозили гибелью – все это наложило мрачный оттенок на картину.
Но они иначе реагировали на него в своем искусстве, чем Боттичелли. В данном случае существование Венеры означает не переживания любви в понятии язычества, а символизирует гуманистический идеал любви душевной. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Творческий кризис наступил в жизни Сандро Боттичелли.
В 1467 году флорентиец решился на открытие собственной мастерской. По неизвестной причине он их не выполнил, но в соборе Пизы написал фреску «Вознесение Богоматери», погибшую в 1583. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Мертвецы под звуки глухих и хриплых труб подымались из своих могил и пели гробовыми голосами «Скорбь, плач и покаяние».
Здесь живопись Пьеро ди Козимо более всего напоминает Боттичелли. Так возникла в начале девяностых годов аллегория «Клевета», картина, которую Боттичелли, по словам Вазари, подарил своему другу, флорентийскому дворянину Антонио Сеньи и которая теперь находится в галерее Уффици.
При этом горизонт закрыт холмами, на которых Боттичелли и разрабатывает мелкие сцены. Линейное беспокойство передается и колориту. Боттичелли один из самых содержательных, поэтически и идейно насыщенных художников. В первой фреске, помещенной как раз напротив папского трона, Боттичелли главную тему — «Искушение Христа» — дает в мелких эпизодах на заднем плане, на передний же план выдвигает второстепенный сюжет Нового завета — «Очистительную жертву прокаженного», подчеркивая ее символическое значение. Внушение Савонаролы было так велико, что, по словам Вазари, в костер, на котором Савонарола хотел подвергнуть сожжению все предметы роскоши (музыкальные инструменты, театральный реквизит), Боттичелли самолично бросил некоторые свои картины. Амур с завязанными глазами находится над Венерой (центр композиции), отожествлением с Humanitas (созвездие духовных свойств человека, олицетворяющих три Грации), Меркурий, глядя ввысь, рассеивает облака своим кадуцеем. Боттичелли трактует миф, который несёт в себе особую атмосферу выразительности: сцены идиллии помешены на фоне апельсиновых деревьев, которые густо сплетаются ветвями, подвластные единому гармоническому ритму.
У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо.
Художник заканчивает картину «Весна», начатую до отъезда. Вазари рассказывает с легкой усмешкой и о других странностях Пьеро ди Козимо. Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Великолепного. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало.
Это чувство переполняет душу мастера и хотя тема Оплакивания имеет свой глубокий догматический смысл, все же именно оно доминирует в его обеих композициях «Пьета». Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника — в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма.
Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Филиппино ставит крест в ракурсе, под углом, уравновешивая его диагональ другими диагоналями — лестниц и канатов. Или в другой иллюстрации к «Раю» — языки пламени, ослепляющие Данте, показаны отвлеченным орнаментом на белой поверхности пергамента различие между телесным существом Данте и астральным существом Беатриче выражено исключительно различиями штриха, сплошного в одном случае и прерывистого, вибрирующего в другом.
Как и у Боттичелли, главным полем деятельности Филиппино Липпи является станковая картина. Его кличка «Botticella», что в переводе «бочонок» перекочевало к его известному брату. Это прозвище распространилось и на других братьев.
Перед нами довольно разные оценки. В том же году Сандро Боттичелли был приглашен в Пизу для работы над фресками Кампосанто.
Он родился в 1457 году и пятнадцати лет вступил в мастерскую Боттичелли. Это как бы символ конца флорентийского кватроченто. С. 494 по 1498 диктатором города был доминиканский монах Джироламо Саванарола, «личный враг дьявола». Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко" ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием"), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко.
Фигуры, по большей части довольно мелкие в иллюстрациях к «Аду», становятся крупнее в иллюстрациях к «Чистилищу» и особенно к «Раю», а их количество уменьшается. Одна из них, «Венера и Марс», очень близка по композиции к знакомой нам картине Боттичелли. ко Моро. На колеснице стояла исполинская фигура Смерти с косою в руке на краях колесницы видны были закрытые гробы.
С. Боттичелли «Покинутая» (ок. Если пейзаж картины «Венера и Марс» дышит счастливой идиллией, то в пейзаже к «Смерти Прокриды» соответственно теме отражается настроение трагического одиночества. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Тела живых, глубоко скорбящих воистину переплетены с мертвым телом оплакиваемого Христа, создавая живую пирамиду. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию.
Вместо гибкого, непрерывно текущего ритма Боттичелли здесь нарочито угловатые, ломаные, прерывистые движения (обратите особенное внимание на левую руку Марса и на неестественно вытянутую правую ногу Венеры). В близкой по времени "Мадонне Бенуа". Читайте в статье «Олимпийские боги»). Сандро Боттичелли.
Сандро был самым младшим, четвертым сыном Филиппепи. Вероятно, этот вид работ давался художнику меньше из-за его постоянной необходимости в движении и совершенстве ритма, которых портрет по грудь (характерен для XV века) не мог дать. Конечно, нельзя и обойти вниманием возвышенный характер реализма Сандро. Исчезли всегда так любимые Сандро прозрачные драпировки, эти изящные воплощения «веяний духа». В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева. Потребовались три века на то, чтобы канон превратился в рутину и косность и взбунтовавшиеся против академизма прерафаэлиты (то есть сторонники возврата к живописи, существовавший до Рафаэля) заново открыли бы миру Боттичелли и прелесть его полотен.
Гибнет все, что любил художник. Но есть и очень важное отличие. Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане.
И в его живописи эмоциональное начало играет господствующую роль. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Эти произведения демонстрируют, как, вдохновляясь искусством Джотто и его последователей, молодой художник последовательно обновлял их стилистику под впечатлением новаций Донателло (влияние которого он испытал). Время, проведенное в мастерской наставника, протекало для юноши продуктивно и весело. Особенной силы отчаяния, еще не виданного у Боттичелли исполнен в обоих «Плачах» тоскующий облик медноволосой Магдалины.
В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста. Язычники привели его в храм Марса. Сандро Боттичелли — великий художник (настоящее имя этого мастера эпохи Возрождения Алессандро ди Мариано Филипепи), родился в Италии в 1445 году. Позы неустойчивы все чуть касаются земли и друг друга (руки граций). Художник был силен в написании натюрморта.
Таким образом, роли Весны оттенены космологически-духовным характером.
«Смерть Прокриды» (картина находится в Лондоне) интересна и по чрезвычайной редкости своей темы. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. В капелле Строцци, в церкви Санта Мария Новелла на рубеже XV и XVI веков Филиппино пишет фрески, посвященные легендам апостолов Иоанна и Филиппа. Одна из поздних работ Боттичелли полна глубокого символического значения — «Покинутая» (в частном римском собрании Паллавичини). Здесь Боттичелли избегает всяких указаний на реальность пространства и фигур и дает как бы только сокращенные оптические символы — например, впечатление полета Беатриче и Данте усилено очертаниями тонких деревьев, гнущихся от ветра (наперекор природе) в обратную сторону.
потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов. Отец Мариано Филипепи с женой Змеральдой арендовал квартиру, собственная мастерская давала очень скромный доход, вот таким образом кожевник мечтал удачно пристроить своих сыновей и оставить свое ремесло.
Филиппино — великолепный портретист. Красноречивым примером резкой оппозиции к классическому стилю может служить также «Аллегория музыки» из Берлинских музеев. Пьеро ди Козимо был единственным среди флорентийских живописцев Ренессанса, который обнаружил настоящее чутье пейзажа. В своем подражании Гирландайо Боттичелли идет еще дальше и дважды повторяет любимый Гирландайо мотив служанки: в фигуре молодой женщины, выбегающей с правой стороны картины со связкой дров на голове и еще раз — в глубине сцены в виде такой же спешащей служанки.
Поистине произведение это – величайшее чудо и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется». В это время Боттичелли пишет замечательные портреты. Крайнюю степень этого плоскостного стиля Боттичелли демонстрирует в третьей картине цикла — «Рождение Венеры» (тоже теперь в Уффици).
В то время как художники Ренессанса сосредоточивают весь свой интерес на человеке, на проявлениях его воли, его действий, на преодолении природных сил своей логикой, Пьеро ди Козимо чувствует себя органически слитым с природой и всем своим искусством пассивно погружен в стихийную жизнь природы. Одна из самых известных картин – «Святой Себастьян», написана для старейшей городской церкви Санта Мария Маджоре.