Саския Рембрандта
Саския ван Эйленбюрх (Эйленбург нидерл. Saskia van Uylenburgh, МФА: 2августа 1612, Леуварден— 14 июня 1642, Амстердам)— жена нидерландского художника Рембрандта ван Рейна изображённая на значительном числе его картин, рисунков и офортов. Интересно, что изначальная версия полотна была больше и, помимо Саскии на коленях Рембрандта, присутствовали другие персонажи. Рембрандт познакомился с Саскией в Амстердаме в доме ее кузена, торговца антиквариатом и художника Хендрике ван Эйленбурга.
Рембрандт наряжает Саскию в парчовые ткани и покрытые узором корсажи, придумывает ей широкие шляпы с перьями, покрывает ее сверкающим плащом, увешивает ее шею ожерельями, а руки – звенящими браслетами. «жизнь Христа» и «Жизнь Саскии» – два пути, на которые Рембрандт вступил на двадцать седьмом году жизни. Гравюрное изображение Саскии и Рембрандта на фото представлено выше. 14 июля 1642 года умерла Саския, оставив Рембрандта с девятимесячным сыном Титусом.
В 1633 году Саския ван Эйленбург становится невестой Рембрандта, а в июле 1634 года в церкви Бильдт, в приходе Святой Анны, состоялось бракосочетание. 8 июня 1633 года Рембрандт и Саския стали женихом и невестой, а спустя год, 22 июня 1634, обвенчались. Рембрандт создавал картины, на которых Саския была едина и многолика. В 1636 году Рембрандт пишет с жены знаменитую «Данаю» и одновременно делает гравюру, которая была очень высоко оценена: на ней Саския изображена в домашнем платье, со спокойной счастливой улыбкой. Саския ван Эйленбюрх (Эйленбург нидерл. Saskia van Uylenburgh, МФА: 2августа 1612 (1612-08-02), Леуварден— 14 июня 1642, Амстердам)— жена нидерландского художника Рембрандта ван Рейна изображённая на значительном числе его картин, рисунков и офортов.
Рембрандт сознавал, что за исключением часов, проводимых у мольберта, жить он может только около Саскии. Помимо большого количества картин Рембрандта с Саскией изображенной на них, большой интерес для исследователей жизни и творчества великого художника представляют его простые изображения супруги, выполненные карандашом. Саския ван Эйленбюрх (Эйленбур) 1612 — 1642 — жена нидерландского художника Рембрандта ван Рейна изображённая на значительном числе его картин и рисунков. После смерти Саскии в жизнь Рембрандта вошла другая женщина, скромная служанка Хендрикье Стофффельс, скрасившая одиночество мастера. Рембрандт встречался с Саскией не только на сеансах, но и на вечеринках, увеселительных прогулках с друзьями.
Саския ван Эйленбюрх (Эйленбург нидерл. Saskia van Uylenburgh, МФА: 2августа 1612 (16120802), Леуварден— 14 июня 1642, Амстердам)— жена нидерландского художника Рембрандта ван Рейна изображённая на значительном числе его картин, рисунков и офортов. В эти переживания вложено много личного: Рембрандт здесь – Плутон, Аид как и бог подземного царства, он похищает свою невесту, Саскию. Средства есть: Саския принесла богатое приданое, Рембрандт – дорогой художник. Рембрандт может слегка изменить черты лица, сделать русые волосы Саскии светлее или темнее светлее – бессознательно из желания изобразить ее еще более красивой темнее – намеренно, в соответствии с колористической гаммой картины.
В июле, когда они с Саскией находились во Фрисландии, куда после свадьбы уехали погостить у её замужних сестёр, Рембрандт получил известие о смерти своего брата Геррита. Несколько раз Рембрандт изобразит свою Саскию в обличье Флоры — римской богини цветов и плодов. Со временем нежные серебристые линии потемнели и сейчас портрет предстаёт перед нами в коричнево-чёрных тонах, но, несмотря на это, пожалуй, нигде у Рембрандта Саския, наряженная в лёгкую шляпу для прогулок, не выглядит столь свежей и безмятежной. В знаменитом «Автопортрете с Саскией на коленях» Рембрандт предстаёт влюблённым, любимым, радующимся семейному счастью и полностью им довольствующимся.
Она погляделась в зеркало, рассмеялась и сдвинула берет на ушко. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха.
Нидерланды (Голландия). Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине).
Чередование покорной и властной Саскии – образ переходящей власти внутри семьи. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Она важна как с точки зрения высокого искусства, так и с точки зрения истории. Фон черноват паркет – серый.
- Три музы Рембрандта – Саския, Гертье, Хендрикье
- Саския и Рембрандт: мистическая история любви
- Портрет Саскии ван Эйленбюрх, Рембрандт, 1633
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- АВТОПОРТРЕТ С САСКИЕЙ Рембрандт ван Рейн
- Рембрандт: Портрет жены художника
Рембрандт гордо и радостно смеялся. Он и его жена Скаукье Озинга произвели на свет восемь детей, четверо из них были дочери. На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. Как уже указывалось выше, некоторые исследователи предполагают, что в картине запечатлено одно из похождений «блудного сына».
В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином — признак достатка. Он не пристал окружающей роскоши. Даже в самых жестоких сюжетах, которые он изображает.
В следующем году Саския скончалась от чахотки. Рембрандт предложит ей многие другие. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Размер картины 52, 5 x 44, 5 см, холст, масло. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
- Рембрандт ван Рейн и Саския ван Эйленбург
- «Автопортрет с Саскией» картина Рембрандта
- Описание картины Рембрандта ван Рейна «Саския Флора»
- Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669)
В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас.
Рембрандт ни в чем не изменил своего образа жизни. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе.
Саския была младшей сестрой, а потому после смерти Скаукье (1619) и последовавшей вскоре смерти Ромбертуса (1624), братья заботились о ней до тех пор, пока она не достигла того возраста, когда смогла получить свою долю отцовского наследства. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Так простой жанровый мотив приобретает у Рембрандта наводящую на раздумья значительность с вещей словно спадает пелена, в них раскрывается глубокий внутренний смысл.
- Эскизы и наброски с изображением Саскии
- Портрет Саскии в аркадийском костюме
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Саския ван Эйленбюрх — жена и муза Рембрандта история любви
- Зримая чувственность Рембрандта
Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. И вот таким образом все видимые нами предметы – деревья, люди, животные, трава, земля, река – принимая свет, оказываются освещенными абсолютно по-разному или вообще почти не освещенными. Теперь фигура Саскии уже полностью повернулась к зрителю и подчинила себе окружающее пространство.
Размеры картины: 161х131. Это все термины самого Леонардо. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Должна ли любовь присутствовать в их игре.
Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. Это ступени одного и того же скорбного пути. Назидательную.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Напишите отзыв о статье Эйленбюрх, Саския ван
- Отрывок, характеризующий Эйленбюрх, Саския ван
«Саския Флора» – портрет будущей жены Рембрандта ван Рейна, в 1634 году художник женился на Саскии. Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт обеих близких Рембрандту женщин.
Противопоставление духа и плоти получает здесь также и пространственную выраженность, но Рембрандт не удовлетворяется и этим. Он занимает первый план.
Памятником любви к Саскии является и один из лучших шедевров Рембрандта— «Даная», которая долгое время представляла собою загадку. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино.
А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Он написал ее в 1654 году, но не обозначил в названии, кто является прототипом, а мнения современных искусствоведов по этому вопросу расходятся. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Тем временем черные кони Аида несутся мимо нас в дымящуюся бездну, разверзающуюся за правым нижним углом картины, – и над этим входом в бездну сгущается черный дым и такой же дым стелется над землей на задних планах, там, где промчался на своей колеснице Плутон.
Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Тематика его офортов очень широка.
Красавица. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ.
Переодевание. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались.
Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех.
Рембрандт хотел, чтобы она поселилась в его живописи. Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю.
Супруги пируют, наслаждаясь жизнью. Рембрандт, уже под хмельком, посмеивается. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр).
А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Но человек порой задумывается о том, что отвергает художник: например, об утрате смеха. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров).
И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. В тени между лицом и цветущим жезлом разверзается бездна – опасная каверна, зияющая тьмой. Возможно, впоследствии Саския сказала ему, что на этом портрете она выглядит печальной.
Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12. Прямоугольная рама центрального окна в глубине превращается в своеобразную раму погрудного портрета Христа. Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином. Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»). Впоследствии Рембрандт продал ее могилу, чтобы заплатить за погребение своей модели и любовницы Хендрике Стоффелс.
Интересным фактом является один из пунктов завещания Саскии, который гласил: «В случае повторной женитьбы вдовца ван Рейна, огромное состояние его покойной супруги, завещанное сыну Титусу, переходит в распоряжение одной из сестер ван Эйленбюрх». Она царит в его мыслях. Он желал, чтобы у них было лицо Саскии. Следует вспомнить, что тема «блудного сына» появляется в творчестве Рембрандта именно в середине 1630-х годов. Художник явно хочет показать хрупкость, эфемерность мифологического существа.
Красивая, несколько округленная голова с кротким и серьезным выражением красивые глаза с ясным взглядом темные волосы, зачесанные на прямой пробор, завитые локонами и касающиеся плеч. От смеха у нее выбилась прядь волос, появились морщинки у глаз и ямочки на полном лице. Обрисовка обстановки сведена к минимуму.
Это уже настоящее признание. Многие считают картину пророческой. Художник дарил любимой жемчуга, одевал в парчу, она была его музой.
Памятником любви к Саскии является шедевр мастера – «Даная». Лучи солнца играют оттенками красок на холсте и создают необычайную мозаику чувств. 22 сентября 1641 г. был крещен их сын Титус.
Непосредственно выраженные чувства этой молодой женщины передают «редкое естественное свойство» Рембрандта, как это заметил в биографии художника в 1718 году Арнольд Хубракен, а именно, «благодаря удивительно верным представлениям замечать и изображать душевные переживания в тот момент, когда они проявляются в характере объекта». жена голландского художника Рембрандта ван Рейна изображенная на значительном числе его картин и рисунков. Жемчуга и ожерелья – не только украшение ее прелести, но и знак ее могущества. Позднее, когда Саския ждала ребенка, он писал с нее фигуру плодородия.
По этой и по многим другим причинам, картина «Автопортрет с Саскией» считается шедевром мирового значения. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ).
Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. В 1639 г., благодаря многочисленным заказам, Рембрандт смог приобрести новый дом на улице Йоденбрестрат, в еврейском квартале, куда и переехал вместе с женой (ныне там расположен Музей Рембрандта).
И она – почему, сидя у него на коленях, она так напряжена, так чопорна. Преобладают композиции на библейские и евангельские темы. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа.
Самое главное, он еще никогда не изображал ничей смех.
Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Впрочем, нравится ей эта игра или пугает, она не может от нее отказаться. Себе он оставил только шляпу с пером. Посулы весны выражены лишь натянувшейся на животе тканью. Её дергали повестками еще и еще.
Из верхних углов фрески к его голове стремительно опускаются линии стыка потолка с боковыми стенами. Через нее просеивается протекающая жизнь.
В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. И вот на этой тихой, хотя и людной улице, поскольку здесь проживал важный в Республике человек – Пенсионарий Бореель, родился их первенец, мальчик, которого 25 декабря 1635 года торжественно отнесли в Олдекерк (Старую церковь). Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля.
Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. С какой радостью, с каким воодушевлением, с каким неистовством ввел Рембрандт Саскию в свой дом на Блюменграхте, где многочисленные ученики заполняли его мастерскую, являясь свидетелями признанного уже мастерства Рембрандта. Бесстрастное лицо ничего не говорит о плодородии. Портретов в 1640-х годах художник пишет сравнительно мало. Всего лишь маскарад.
Он предложил беременной супруге умереть. На женщине шелк Флоры, бархат дамы в шапке ландскнехта. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев». Много и успешно работает Рембрандт в 1630-ых годах в гравированном на металле рисунке, то есть офорте.
Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. «Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло). Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения.
И все же Рембрандт не оставляет ее спокойно торжествовать в зеленых кущах: он нагнетает тревогу. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Весь рисунок устремлен в направлении этого взгляда, тянущегося к новорожденному, который скрыт ото всех, кроме матери.
Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны. Итак, он посадил женщину себе на колени.
В новом, еще полупустом доме Рембрандт запечатлел событие на рисунке. Он был в моде. Так как цветы являются символом жизни, отданную маргаритку многие считают тем самым последним годом до преждевременной кончины Саскии, ведь картина была написана в 1641-м. Кассель.
Какие побуждения руководили этим человеком, сам ли Иуда потребовал плату за предложенную им кровь или она была предложена ему, на этот вопрос нет ответа. Рембрандт создал немало шедевров живописи, которые открыли миру весь его талант. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Вещие слова сказаны. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей.
В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Холст, масло. Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом». Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Но ведь и он прячет бородавку под усами.
Она не могла предвидеть его грядущее банкротство (из-за кредита на дом и проч. ) и вот таким образом распорядилась состоянием, предполагая, что он всегда будет оставаться богатым. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Ее распущенные волосы струятся до самого пояса.
Однако все это купается в свойственной только ему светотени. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. Саския – с ударением на первом слоге. Если любовь и покинула героев, она осталась на картине, запечатлевшей ее в кругах, концентрических овалах, поднимающихся с бахромы бархатных штанов через пышные складки шелковой юбки до самых занавесей, которые вздымаются от последних дуновений этой исключительно пластичной страсти. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости.
Не в роли статистки, хотя в его «Проповеди святого Иоанна Крестителя» кисть улавливала сходство – то с матерью в капюшоне, то с Саскией в экзотическом костюме. Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб.
Почему они не смеются вместе. Ибо он хотел показать печаль греха.
Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. И перед тем, как распластаться на полу в молитвенном исступлении, он в последний раз всплескивает сложенными руками. Тогда он подносил ей зеркало и оба они, молодые и шаловливые, дружно смеялись над чудесными превращениями, которые он придумывал для нее. Снизу он загорожен фигурой окончательно пораженного чудом самого близкого к нам ученика на первом плане, который, потеряв сознание, пал на колени перед деревянной скамьей. Один раз любовь к женщине погубила Самсона. Художник работает с тем, что осталось.
Любопытно, что в этот период среди библейских легенд внимание Рембрандта заостряется на теме Самсона, в которой элементы драматизма сочетаются с изображением грубой силы, тогда как в позднейшие годы его больше привлекает тема отцовской любви, одиночества и одухотворенного молчания. Саския ван Эйленбург (Эйленбюрх) родилась в городе Леувардене, провинция Фрисландия, в 1612 году в обеспеченной и влиятельной семье исповедовавшей кальвинизм. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже.
Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер.
Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Иоганн был знаком с Рембрандтом, который в 1633 году создал гравюру с его портретом. И все эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу.
Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»).
Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника.
Тело Христа, жалобно повисшее изогнулось и его вид – напряженная правая рука, за которую его еще держат наверху и висящая мертвая левая, его только что качнувшаяся окровавленная голова и складки туловища израненные ноги – вызывает не благоговение, а щемящую тоску и человеческое сочувствие равного равному. В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной. В темнице его волосы отросли. Достаточно потаенного смысла очертаний, тени и света. Теперь он пишет ее маслом.
Картинная галерея. На этой встрече в отдельном кабинете настоящая любовь не сорвала с них маски. Их брак ввел художника в высшие круги амстердамского бюргерства. Волосы Саскии красиво распущены, взгляд рассеян, на лице блуждает нежная улыбка. Через мгновение все потребности будут удовлетворены – голод, жажда, желание. Все с восторгом приветствовали пришествие юной и пламенной царицы, всецело преданной любви и ее триумфам, как новую эру добровольного подчинения веселому деспотизму.
Кто-то утверждает, что на данном полотне в образе Флоры изображена Хендрикье Стоффелс. По этой причине картина распространена и под другим названием – Саския с красным цветком. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. В обстановке, в которую он поместил их обоих, он мрачен.
Заказов становилось все меньше. Стол накрыт.
Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. Что еще нужно. Одной рукой она опирается на посох из виноградной лозы, второй держит ворох рассыпающихся цветов.
"Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Пусть купцы и доктора дожидаются заказанных ими больших групповых портретов, – его любовь прежде всего. Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. Наверное, это именно он отступил посреди картины. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. Свои средства она завещала сыну Титусу, оговорив, что муж будет получать с них проценты до женитьбы или абсолютнолетия Титуса.
Сколько труда, физического и душевного, было вложено художником, для того чтобы зритель завороженно смотрел на этот холст, не мог отвести взгляд. Неужели у Саскии такие длинные волосы, что покрывают ее до пят.
Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения.
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Барокко. Убранство и костюмы изысканны, но во всем этом чего-то недостает. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание.
Да, Саския – это та беременная женщина, указывающая на свое чрево, которой коленопреклоненная служанка подает некий напиток в раковине наутилуса, превращенной в чашу трудами ювелира, а старуха, стоящая в тени, наблюдает за этой сценой: Саския, то есть Софонисба, не желая украсить собой триумф Сципиона, предпочла выпить яд, присланный ей мужем. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Картина – это сито.
Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Композиция картины по-шекспировски динамична. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже «восточные» одежды натурщиков. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте.
Конечно, Рембрандт рассказал Саскии историю Софонисбы. Занавеси скоро будут задернуты. Точнее, свершится грех чревоугодия и сладострастия. Нож лежит на столе.
Теперь смеялся он сам играя роль блудного сына, предающегося разврату. Он вызеленил перо, чтоб оно сочеталось с ее платьем. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным.
Однако постоянные роды оказали пагубное влияние на здоровье Саскии.
Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Дело в том, что «Даная» не предназначалась художником для продажи и оставалась в его владении вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. И вообще, догадаться о том, что на картине именно Флора, можно лишь по названию. Он изобразил гуляку.
Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы.
Однако с появлением ребенка потребуется более просторное жилище. Саския бесстрашно подхватила игру. Она украсила себя как могла, спрятав под покрывало уши, которые считала некрасивыми. Саския едва улыбается. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу.
Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Саския не раз была изображена гениальным голландцем, но картина «Саския Флора» осталась непревзойденной. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Он спрашивает себя, не получится ли так, что его непримиримость, неистовство, бесчинства в искусстве (а на самом деле сила, побуждающая его вкладывать в каждое произведение такое богатство чувств, что изображение всегда становится неоднозначным благодаря соединению страдания и наслаждения), не случится ли, что трагизм его темперамента сделает жизнь Саскии полной опасностей.
Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Смех для нее, кираса для него – что это, маски. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. Детали ее портрета явятся повсюду. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко.
Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Именно его фигура посылает в окружающее пространство то самое загадочное желто-зеленое таинственное освещение, делающее еще более выразительными показанные в профиль и в трехчетвертные повороты изумленные и испуганные лица пожилых апостолов. Кто из них двоих не захотел довести опыт до конца. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Эсфирь была любимым образом протестантов, когда они подвергались гонениям за веру.
И первым станет смех Саскии. С самой свадьбы они жили у дяди Хендрика Эйленбюрха.
Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Годом создания картины стал 1634 год. Рембрандт, в силу своего страстного и необузданного темперамента, должно быть, принадлежал к числу мужчин, которые охотно признают себя побежденными перед взором женщины хотя бы потому, что они чувствуют себя слишком сильными. Грустную. Образ любимой женщины вышел за рамки того, что сама она считала границами своих владений.
Этот портрет возник под влиянием творческой переработки итальянского Ренессанса, примером для другой похожей по духу картины «Саския в образе Флоры» послужила картина «Флора» Тициана, которая в 30-х годах 17 века находилась в одном из амстердамских собраний. В отдельном кабинете.
Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. Но их усилия оказались тщетными. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца.
Трое их детей умерли вскоре после рождения. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. Он изобразил ее сидящей с распущенными волосами, с лицом, выражающим решимость и доверие. Ее след будет заметен в его творчестве и после ее смерти. Дела шли все хуже.
175, 5 x 210, 5 см. Саския – блудница, Рембрандт – развратник. Мальчика назвали Ромбартусом в честь отца Саскии. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам.
Но для нас важно другое. Она не могла предвидеть его грядущее банкротство (из-за кредита на дом и проч. ) и вот таким образом распорядилась состоянием, предполагая, что он всегда будет оставаться богатым. Да, поскольку они примеряют на себя образы героев легенд и так же легко с ними расстаются.
Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. В то же время не мешало бы и для мастерской подыскать более подходящее помещение. Позднее она стала героиней иезуитов и папистов.
Богиня весны и цветов. Его влекло к военному делу.
В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына. Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Юная Саския». Заготовлены другие бокалы. В настоящее время находится в Дрезденской галерее.
По контрасту с неопределенными переливами шелка особенно яркими кажутся цветы в руке Саскии, ее белая рубашка и корсаж, то есть жесткий пояс юбки, шитый золотом и голубым. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Они оба разыграли сатирическую комедию нравов. Быстрота работы Рембранда была почти баснословной.
Здесь большую роль играет пейзаж. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Апостол принимает его с заметным усилием, но так бережно, так осторожно, что мы понимаем – трагедия Христа стала его личной трагедией. Самым частым атрибутом Минервы в живописи и скульптуре является шлем римского легионера, венчающий ее голову и олицетворяющий ее еще и как богиню войны. Перед нами великолепный портрет любимой женщины художника.
Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Она не могла предвидеть его грядущее банкротство (из-за кредита на дом и проч. ) и вот таким образом распорядилась состоянием, предполагая, что он всегда будет оставаться богатым. Вот они, разгримированные актеры, снявшие с себя облачение роли.
Вложил ей в руку бумажный свиток – прошение. И добавил золотую цепь, прикрепив ее на плече богатым неграненым самоцветом. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. В таком случае нет оснований удивляться роскошной одежде молодого человека, ведь «блудный сын» ушел из богатого дома.
Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками. «Саския Флора» является одним из самых романтичных произведений талантливого художника, она полна загадок и необъяснимого очарования. Но смех Рембрандта донельзя печален. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.