Саврасов Алексей Грачи Прилетели Картина

Одна из лучших работ художника Алексея Кондратьевича Саврасова – картина «Грачи прилетели» написана в 1871 году. В1997году, когда отмечалось 100 лет содня смерти великого художника, Центральным банком России была выпущена памятная серебряная монета сизображенным наней портретом Алексея Саврасова ифрагментом его знаменитой картины «Грачи прилетели». Саврасов Алексей — художник, что подарил нам замечательные картины, среди которых и наиболее популярная, непревзойденная работа Грачи прилетели. «грачи прилетели» – картина знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова.

«Грачи прилетели» картина Саврасова

Это скорее эскиз по памяти". Б. В. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819.

Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Если обратиться к истории создания полотна, то стоит сказать о том, что Саврасов давно хотел изобразить церковь.

А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. Это скорее эскиз по памяти. Согласно предположению Фаины Мальцевой, этот эскиз-вариант мог быть выполнен художником в окрестностях Ярославля на начальном этапе работы над картиной— возможно, в сельской слободе Кресты, где находился похожий по архитектуре храм79. По этому поводу высказывались разные версии.

Грачи прилетели, 
Алексей Кондратьевич 
Саврасов, 1871

Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871

Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Необходимо основательно к этому подготовиться. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Ветерок принес с собой и целую стаю веселых птиц.

Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу». Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся.

Описание картины 
Алексея Саврасова 
«Грачи прилетели»

Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

«Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. Кроме этого, художник изобразил колокольню несколько более высокой по отношению к храму, чем на самом деле, а также уменьшил расстояние между колокольней и храмом. И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39.

Это является доказательством того, насколько это полотно опередило время и насколько ему удалось подняться над другими пейзажами, показанными на 1-й передвижной выставке70. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака.

Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. 27192)386. Это были деревенские мотивы. Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. После возвращения из Молвитина Саврасов работал над картиной в Ярославле13, а затем дорабатывал композицию в Москве14, куда он возвратился в начале мая.

Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». Это было настоящей трагедией для него. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889.

В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве.

Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. Чудесная картина, написанная Саврасовым «Грачи прилетели», одновременно и очень поэтичная и радостная и тоскливая. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17.

Саврасов Алексей 
Кондратьевич «Грачи 
прилетели»

Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»

Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). На среднем плане мы видим серое пятно. Описывая её сюжет, Левитан писал: «Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько берёзок, на которых уселись прилетевшие грачи, — и только. Таким образом, картина кажется исполненной приглушенными красками, что лишь подчеркивает неизбежность будущей весны. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». К. Саврасов умер в возрасте 67 лет 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке.

Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели».

История одного шедевра: 
«Грачи прилетели» 
Саврасова

История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова

На самом же деле эта обыденность мнимая. В следующем – 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало».

По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». Также на них заметны птичьи гнезда. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. До 1871 года вся творческая деятельность Саврасова была более жалкой бледной и невостребованной, но с появлением картины «грачи прилетели» изменилось не только отношение к художнику, но и его настроение. Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов.

Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. Продолжим осматривать картину. Обычный весенний немного сероватый день. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого.

Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми.

Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Автор этой статьи Б. В. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них.

Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки. Ужаснее картину представить трудно. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.

Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. РЖ-627)90. Береза всегда имеет свой рисунок. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью.

Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник.

Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Купил ее в свою коллекцию Третьяков. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега.

После этой картины, как не странно, он снова спрятался в тень и последние двадцать пять лет провел в полном бездействии, выпивая, зарабатывая еле-еле, тем, что продавал на московских улицах свои не очень важные этюды. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. Молвитино»36.

Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798.

Они, щебеча, расселись на деревьях и разносят радостную весть о приближении весны. Саврасовъ. Береза всегда имеет свой рисунок По такому этюду не сделаешь картину.

Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Возле лужи мы видим одинокий голый куст. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами.

Картина «Грачи прилетели» 
Алексея Саврасова, 
описание

Картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, описание

В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. Несколько голых берез – кривых и изломанных. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Кроме того, что изображено имеет значение то, как это сделано.

Вот так жил и творил Саврасов. Какая простота. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью.

Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49.

При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно.

Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях.

Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. – Оденешь его – опять пропьет все. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59.

Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. На переднем плане полотна – снег. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71.

В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Вдалеке раскинулось черное поле.

Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ).

В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами.

В этот период года природа оживает, а вместе с ней оживают деревья и цветы, просыпаются насекомые, солнце начинает светить дольше, ярче и теплее. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Как они красивы». Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена.

На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. «Грачи прилетели» — картина, написанная человеком сильной впечатлительности, острой наблюдательности и вместе с тем художником огромного мастерства.

Гений одной картины: трагическая судьба родноначальника русского пейзажа

А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. На картине птицы изображены сидящими на березах в своих гнездах, летающими или прыгающими по последнему весеннем снегу. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое.

Центральная группа берёз является основой композиции. По мутному пепельному небу плывут облака. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Однако, это лишь поначалу. Саврасова в Молвитино.

Сочинение по картине 
Саврасова «Грачи 
прилетели»

Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»

К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. Салтыков).

Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. За ними виднеется черное поле, серый горизонт. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок.

Сочинение по картине 
Саврасова Грачи 
прилетели 2, 4,

Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2, 4, 8 класс

В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. Затем в 1882 году его уволили с работы.

Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». На каждой выставке их можно увидеть десятками. Даже сам Саврасов впоследствии не написал больше ничего подобного, может быть потому, что его картина «Грачи прилетели» была выше его творческих талантов.

Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. Видимо, пейзажиста привлекла в эти места возможность наблюдать более поздний, замедленный приход весны.

Описание картины 
«Грачи прилетели»

Описание картины «Грачи прилетели»

«Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. Но эта заурядность кажущаяся. При взгляде на этот пейзаж чувствуется, как пригревает мартовское солнце, как журчит оттаявшая река, как хлопочут первые весенние птицы.

Это скорее эскиз по памяти». Яркие живые краски в него вносит светлая церквушка, проталина с водой и чудом прорвавшийся луч света. Все еще низкое серое небо покрыто облаками. Первый биограф художника А. Солмонов, видимо, со слов самого Саврасова писал в 1894 году об охватившем мастера в ту весну творческом экстазе. На них с шумом и гамом опускается стая грачей.

В феврале 1871 года эта спокойная жизнь была нарушена трагическими событиями— в переписке с Третьяковым 13 февраля Саврасов сообщал, что тяжело заболела его беременная жена, а 18 февраля написал, что были преждевременные роды, жена поправляется, но ребёнок очень слаб3132. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. В нижней части этюда была подпись: «А. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. По такому этюду не сделаешь картину.

В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. В марте 1871 года Саврасов поехал в Костромскую губернию34, где он сначала посетил губернский центр. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны.

Грачи прилетели, 
Алексей Саврасов 
– обзор картины

Грачи прилетели, Алексей Саврасов – обзор картины

Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго.

Похоронен он был на Ваганьковском кладбище. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами.

Картина Алексея 
Саврасова Грачи 
прилетели

Картина Алексея Саврасова Грачи прилетели

Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы.

Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Это скорее эскиз по памяти». Работа стала популярной и ее все хотели приобрести. А известность картины началась немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению.

Поездки оставляли глубокий след в его душе. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Может быть, он понимал, насколько неожиданно для него было ее написание. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин.

Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. В то время, художники перенасытили свое творчество всевозможными картинами ор весне. Но для своего времени картина Саврасова была свежа и прелестна. Береза всегда имеет свой рисунок. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236.

А между верхним и нижним поясами, охватывая пространство от забора до дальних полей у горизонта, находится относительно узкий средний пояс, написанный в коричневых тонах с голубыми прописками. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели».

Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. Это было родное село легендарного исторического персонажа – Ивана Сусанина. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу.

«Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Эта картина истинно весенняя, ее часто сравнивают с вступлением к опере Римского «Снегурочка». Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна.

Грачи прилетели 
 (картина Саврасова, 
1871)

Грачи прилетели (картина Саврасова, 1871)

Он тусклый и потому не дает блики на свету. Зима еще не отступила. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей.

Сразу за березами художник нарисовал постаревший сырой забор, за которым виднеются деревянные, скорее всего, жилые постройки. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. В конце 80-х годов, когда наиболее яркие представители русского искусства начали писать пейзажи имея для этого все технические средства (свет, краски и т. д. ), картина Саврасова «Грачи прилетели» являлась своеобразным эталоном, путеводной звездой для многих художников пейзажистов. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно.

Некоторые художники взяли за основу своего творчества весну и пишут из года в год картины, на которых изображены праздные «последние снега», «распутицы» и т. п. Однозначно ответить нельзя. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Около них расположена старенькая, но работающая церковь. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48.

Новая веха в изобразительном 
искусстве, создание 
картины «Проселок»

Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»

Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины.

На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Он был приобретён галереей в 1984 году7677. Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В.

На переднем плане – рыхлый грязный снег. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений.

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи – лирическому пейзажу. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53.

Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся.

Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П.

Через несколько дней новорождённая девочка умерла. Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня.

«Грачи прилетели» 
: описание картины

«Грачи прилетели» : описание картины

По такому этюду не сделаешь картину. А потом все-таки сбежит. На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев.

Церковь была построена в конце XVIII века. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. боярином Г. И. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. (. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа.

Весной 1871 года художник совершил поездку в Среднее Поволжье, главным результатом которой и явилось создание картины «Грачи прилетели». На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27.

Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Здесь и были сделаны подготовительные этюды и эскизы. Сколько было таких сел в России. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6.

Это произведение искусства символизирует некий гимн природе России, начинающейся весне и весеннему настроению, пробуждающемуся в нас. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало.

Саврасов «Грачи 
прилетели»: описание 
картины

Саврасов «Грачи прилетели»: описание картины

в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг. Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег.