Сдача Бреды Веласкес
Можно без преувеличения сказать, что творчество Диего Веласкеса – это правдивая передача действительности, которую он виртуозно воплотил в «Сдаче Бреды». Можно без преувеличения сказать, что творчество Диего Веласкеса – это правдивая передача действительности, которую он виртуозно воплотил в «Сдаче Бреды». Картина Диего Веласкеса Сдача Бреды: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Полотно Веласкеса «Сдача Бреды» (307 х 367 см) является частью грандиозного политического проекта, задуманного и осуществленного под патронатом графа Оливареса накануне назревающего военного конфликта между Испанией и ее главным соперником на политической арене — Францией.
Слева голландское войско, справа – испанское, в центре – пустое пространство, пауза. Веласкес очень глубоко чувствовал характер своих моделей. Прадо.
На первом плане представлена мастерская, занятые работой ткачихи. Худшей участи для истинного таланта придумать невозможно. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. При этом оно образовано, движением двух ключевых фигур, контраст которых по отношению к окружающим настолько активен, что художник (дабы не разрушить целостности композиции) «остановил» их ритмом копий и крупом коня в правой части картины.
- «Сдача Бреды», Диего Веласкес — описание картины
- Описание картины Диего Веласкеса «Сдача Бреды»
- Картина Сдача Бреды Диего Веласкеса
- Описание картины Веласкеса «Сдача Бреды»
- Виктор Михайлович Васнецов1848-1926
- Словари и энциклопедии на Академике
- Рисунок акварелью собирателя открыток
- Галереи, серии картин, портретов
- СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
Особенно мне интересно историческое, батальное полотно, Сдача Бреды, написанное им приблизительно в 1634-1635 годах. Выше: что вы искали. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки при инфанте Изабелле.
Вглядываясь в черты двух людей, становиться понятно то, что именно гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы. Лицо осунулось, побледнело. Существуют различные толкования сюжета и жанра картины.
Мадрид. Холст, масло.
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Информация – Культура и искусство
- Напишите отзыв о статье Сдача Бреды
- Отрывок, характеризующий Сдача Бреды
- К вопросу о присутствии капитана Алатристе на картине Диего Веласкеса «Сдача Бреды»
Даже сам Артуро Перес-Реверте, в пору работы над «Приключениями капитана Алатристе» использовавший в качестве документального источника воспоминания Иньиго Бальбоа, который служил солдатом во Фландрии и Италии, участвовал уже в чине прапорщика в битве при Рокруа, затем был лейтенантом королевского почтового ведомства, затем – капитаном испанской гвардии, по достижении пятидесятилетнего возраста (в 1660 году) вышел в отставку вскоре после своей женитьбы на донье Инее Альварес де Толедо, вдове маркиза де Алыуасаса, – считал утверждения Иньиго Бальбоа не соответствующими действительности. На ковре Веласкес изобразил сюжет, почерпнутый из «Метаморфоз» Овидия: разгневанная Афина указывает на чудесный ковер, сделанный Арахной, простой девушкой, сумевшей превзойти богиню в искусстве ткачества и за это жестоко наказанной ею. Героями композиции Веласкеса являются военачальники, рядовые участники сражения. В результате достигается гармония всех элементов картины.
С 1404 года город Бреда – это резиденция графов Нассауских, а с конца XVI века он стал оплотом протестантства в борьбе против испанского владычества над Нидерландами. Buen Retiro). Отчаянно отплясывают они бешеный танец.
Испания. Возьмем тот же коллективный портрет испанской гвардии. Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634-1635 гг. Испанцы захватили город в 1581 году, а уже в 1590 году он был отвоеванным принцем Морисом Нассауским. Он мастерски сумел передать основу композиции: «ключ картины» был выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между основными фигурами, которые играют роль кулис.
Успешно развиваются рисунок и гравюра. Секрет обаяния Елены — в простодушии и наивной жизнерадостности. Весь строй картины убеждает в том, что каждое сословие в историческом действе хорошо на своем месте, в рамках отведенной ему функции и между ними лежит непреодолимая граница, которая в картине физически подчеркнута полным отсутствием среднего переходного плана (между первым планам и далями — провал). Мастер даёт верные, психологические характеристики главных действующих лиц.
Но не только для этого уравновешивает Веласкес две части картины. Античная мифология всегда была для Рубенса источником вдохновения. Нет, голландцы не разгромлены, потерпев поражение, они не падают духом. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой.
Картина написана стремительными, энергичными мазками. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов. Каждый защитник города индивидуален: несмотря на значительность момента (передачи ключей) голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет. Рубенсу оставалось жить меньше года. Недаром, увидев свой портрет, он воскликнул: «Чересчур правдиво. » Впрочем, работой художника Папа остался доволен. Галантное движение главных героев картины расположенных в ее центре в символическом смысле придает особую значимость «лес копий» испанских солдат, в лице которых и создан тот мощный образ силы по сравнению с левой частью картины, на которой изображен лагерь протестантов.
Гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы движущей силой всего полотна становится человечность, а не желание воспеть победы испанского оружия. Рядом с ними был помещен цикл полотен изображающих десять эпизодов из жизни Геракла работы Франсиско де Сурбарана и конные портреты трёх поколений правящей королевской семьи: Филиппа III и его супруги Маргариты Австрийской, Филиппа IV и Изабеллы Бурбонской, а также принца Бальтазара Карлоса, выполненные Веласкесом и его мастерской. В «Защите Кадиса» Сурбарана главными действующими лицами исторического события являются представители высшей знати. Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противник не чувствовал унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому нельзя отказать в сочувствии. Начальное образование Веласкес получил в Севилье в мастерской Ф. де Эрреры Старшего.
Мало того, Веласкес осеняет всю сцену и родное ему воинство священным авторитетом Библии. Вернувшись из Италии и погрузившись в атмосферу королевского двора, Веласкес пишет одну из самых прославленных своих картин- «Менины». В 1590 г. принц Морис Нассауский отвоевал город.
Saln de los Reinos) во дворце Буэн-Ретиро (исп. «кардинал Гвидо Бентивольо»Парадность соединяется с живостью и эмоциональностью. Живописного единства достигает прежде всего светом. В своей картине «Сдача Бреды» Веласкес отказывается от ложной драматизации событий, преувеличений, эффектной подачи, отсекая всё неважное и ненужное, чтобы проникнуть в глубину человеческих переживаний.
Их роль подобна божественной — быть первопричиной и неподвижным двигателем событий. «Сдача Бреды» – полотно исторического жанра, которое предназначалось для зала королевского дворца в Мадриде. «Сдача Бреды» («La Rendition de Breda») — знаменитая картина испанского живописца Диего Веласкеса (1599-1660), написанная им в 1634—1635 гг.
Рассмотрев картину «Сдача Бреды», можно утверждать, что в творчестве Веласкеса с наибольшей полнотой выразилась внестилевая линия, зародившаяся в Новое время. Однако и в таких условиях кисть не изменяет мастеру. По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Год спустя тридца-тичетырёхлетняя Изабелла, мать троих детей, умерла от чумы. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов. Матовый тон меха подчёркивает перламутровые оттенки и свежесть кожи.
Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для «посвященных» (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Тяжело ступая, с обнаженной головой идёт навстречу победителю Нассау, кажется, он готов преклонить колени, передавая ключи, а Спинола спешился, снял шляпу и, вытянув вперед руку, не позволяя голландцу стать на колени. Слева изображена часть большого холста, повернутого к зрителю обратной стороной.
Это свидетельствует о высоком мастерстве художника, так как нужно обладать точным глазомером, грамотно владеть рисунком и руководствоваться законами композиции, «чтобы смело и уверенно, цельно и прекрасно» организовать пространство картины. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой. «портрет Изабеллы» жены художника.
Центр – «ключ» окружён двойными кулисами: с помощью фигур полководцев и солдат (веяние классицизма), происходит акцентирование на этом эпическом событии. В ней отчётливо звучит миролюбивая нота человеческого уважения к доблести противника. Художник создал целую галерею портретов итальянских аристократов.
Натура отражается в них, как в зеркале в них нет и тени какой-либо условности. Свой автопортрет (молодой человек в шляпе у левого среза картины) он помещает в общности испанской армии. Среди полотен, размещенных на дальней стене, одно словно светится изнутри. К тому же они психологически активны, что выражается как в индивидуализации реакции каждого на события, так и в прямой апелляции к зрителю (взгляд мужчины с мушкетом в зеленом). Один из них заявил, что краски ван Дейка — «доподлинные плоть и кровь, свет и прозрачность». Ключ превращается в некий камертон времени.
По мнению А. К. Веласкес не стал образы голландцев умалять, а испанцев – превозносить. Художник освоил всё неповторимое богатство итальянской живописи. Движение двух его ключевых фигур изображенных на картине, контрастность их психологического характера, ему удалось «остановить» статическим ритмом копий и крупом коны на картине с правой стороны, четко подчеркнуть вертикали и горизонтали, которые ритмуются с форматом холста – прямоугольной рамой.
Абсолютно естественным образом оно вышло через плавный переход среднего плана на передний и заполнило собою историческую сцену. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для посвященных (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). ность и непринужденность.
«Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV. Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»). По-прежнему в центре внимания художников находится человек.
Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. Ничего этого на картине нет. 10 «Капитана Алатристе» и на стр. Характеры как испанцев, так и голландцев, победителей и побеждённых, переданы с неподражаемым мастерством.
«Ключ картины» – он же ключ в материальном смысле – выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между главными фигурами играющими роль кулис (художественный приём классицизма) – всё художественное пространство и целостность полотна завязаны на этой церемонии передачи. 10: «ибо когда при штурме бастиона Юлих отца моего прошила аркебузная пуля – отчего он и не попал на картину Сдача Бреды, не в пример своему другу и тезке Алатристе, которого-то художник Веласкес как раз запечатлел на ней справа, прямо за лошадиным крупом». В каждой паре положение одной из фигур в несколько изменённом виде повторяет другую. Крестьяне спешат насладиться краткими радостями праздника.
Впереди новая борьба. «Святой Мартин и нищие», 1620—1621 гг. ) уже сформировался характерный для него художественный почерк — мелкие, но энергичные мазки образуют плотные, насыщенные красочные пятна. Осанка, как и прежде, элегантна, но во всём облике чувствуется приближение старости. Страна пережила расцвет после открытия Нового Света и время ослабления экономической и политической жизни и утверждения реакционной формы абсолютизма.
Не случайно в Мадриде при короле Филиппе IV картину Веласкеса называли «Копья» (исп. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» 1625 г. Строгое чёрное платье с большим белым воротником отражает стиль брюссельского двора того времени. Веласкес трактует тему подлинно новаторски. Последний славился также и удивительной проницательностью. В восьмидесятилетней войне Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами, протестантская часть которых отделилась от испанской короны, создав Утрехтскую унию. В построении картины он достиг большой естественности.
Контрастирующие свет и тень интерес к точной передаче внешних особенностей человеческого облика сближают ранние работы художника с полотнами школы Караваджо. Побежденные обречены смотреть снизу вверх на победителей. В числе последних работ Питера Пауэла Рубенса «Автопортрет 1639 г» Взгляд художника внимателен и суров.
Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»). Во всех портретах цвет и манера живописи помогают сильнее почувствовать обаяние героини. Этому впечатлению способствует и зрительное «отступление» темных и изысканных холодных тонов голубого и жемчужно-розового.
И опять в картине возникает мотив равенства, отрицания превосходства одних над другими. В картине есть и ритм симметричных групп. В центре располагается главное событие – передача ключей. «Завоевание Байи» представлено Майно как божественное чудо явления лика/портрета короля Филиппа IV на боевых позициях (ср.
Работа выполнена на холсте маслом. «Сдача Бреды» Сюжетом картины послужил эпизод войны Испании с Нидерландами. Действие показано живописцем с объективностью, доступной только кисти гения. «Битва греков с амазонками» (1615— 1619 гг. ).
Исчезли темные тени, высветлился колорит, цветовая гамма стала необычайно богатой. «Шубка» (1638—1640 гг. ) молодая женщина, выйдя из ванны, набросила чёрную шубку. Эта группа обрамляет центральную сцену справа.
У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц. «Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает «прорыв» в глубину, усиливая пространственность изображения. Веласкес, в силу традиций испанского искусства столь часто поддававшийся соблазну натурализма, например в своих «бодегонес», в данном случае показал себя выдающимся композитором, виртуозом пластического мышления. Однако в 1625 г. после длительной осады Бреду снова пришлось отдать Испании. Все это позволяет говорить о картине как о групповом портрете.
Особенно мне интересно историческое, батальное полотно, «Сдача Бреды», написанное им приблизительно в 1634-1635 годах. Они существа из разных миров — горнего и дольнего. 318 x 276 см.
Бреда (Breda) — город в северном Брабанте (провинции в центральной части Нидерландов), расположен на реке Марк. Вторая половина XVII века — это иной, во многом кризисный период в испанской культуре. Рубенсу было пятьдесят три года, а его второй жене — всего шестнадцать. Движение двух ключевых фигур, контраст их психологических характеристик художник (дабы не разрушить целостности композиции) «остановил» статическим ритмом копий и крупом коня в правой части картины, подчеркнутостью горизонталей и вертикалей, рифмующихся с форматом — прямоугольной рамой холста. Опираясь на свидетельство Иньиго Бальбоа, непосредственного очевидца создания картины, который без колебаний утверждал (причем дважды – на стр.
Это впечатление подчеркивается характером копий и поворота коня на переднем плане. Новаторским было и толкование темы: побежденные голландцы, сконцентрированные в левой части картины, представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копей. Натура отражается в них, как в зеркале в них нет и тени какой-либо условности. Фламандская школа — это прежде всего школа Рубенса. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным.
А на это способен только настоящий мастер. Все они предназначались для (исп. Saln de los Reinos) во дворце Буэн-Ретиро (исп. Buen Retiro). Как указывает профессор Саморано в своем труде «Бреда – реальность и легенда», черты Диего Алатристе могут совпадать с чертами офицера, стоящего справа, хотя нельзя не признать, что черты этого персонажа мягче, нежели черты капитана Алатристе, знакомые нам по описанию Иньиго Бальбоа.
Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. Сюжет «Сдачи Бреды» посвящен эпизоду испано-нидерландской войны. Рубенс написал немало портретов.
Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны. Почти все лица присутствующих обращены на зрителя. Художник «возвышает в ранг события само Событие», художник как бы снимает налет излишний торжественности и этим выявил её глубокий человеческий смысл, он создает первую «по-настоящему историческую картину в живописи Европы». Успешно развиваются рисунок и гравюра.
В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям. Эта двуплановость образного строя непосредственно отражена в композиции.
«Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает глубину пространства. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте.
группового портрета и бытовой картины, что усложняет и обогащает композицию. Художник мастерски выстроил композицию: «ключ картины» — он же ключ в материальном смысле — выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между главными фигурами играющими роль кулис. Рассмотрев картину «Сдача Бреды», можно утверждать, что в творчестве Веласкеса с наибольшей полнотой выразилась внестилевая линия, зародившаяся в Новое время. Диего Родригес де Сильва Веласкес – один из первых мастеров валерной живописи. Но портреты Веласкеса — явление высокого искусства прежде всего и, может быть, первое, что заставляет зрителя вспоминать об этом, это чарующая, неповторимая по красоте живопись «портреты инфанты Маргариты» В портрете Филиппа IV (Ла Фага) Импозантность фигуры монарха и красота костюма не могут скрыть ни душевной апатии, которая читается в некрасивых, тяжелых чертах его лица и в пустом взгляде, ни заурядности его личности.
Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. По небу проносятся свинцово-сизые и огненные тучи. На картине Веласкеса «Сдача Бреды», которую принято считать образцом художественной концепции историзма Нового времени, на первый взгляд присутствуют те же компоненты: фигуры полководцев — в центре и на первом плане, поведение Спинолы — образец поведения, согласно рыцарскому кодексу чести, на месте и копья — главный символ знаменитой гражданской гвардии, которой в Испании гордились все, от короля до последнего нищего. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для «посвященных» (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Стены комнаты украшены большими живописными полотнами. Возможность того, что Алатристе, не представленный в правой группе персонажей, помещается среди других испанцев, стоящих на самом заднем плане, за протянутой рукой генерала Спинолы, отвергается после тщательного анализа, произведенного специалистом из «Фигаро Магазэн» Этьеном де Монтети. Это благодаря ему все изображенное на холсте, приобрело реальное существование.
К сожалению, в 1625 году городу снова пришлось отдать испанцам после длительной осады. Успешно развиваются рисунок и гравюра. Еще в XVI веке в искусстве Испании установился определенный канон парадного изображения. Елена стала неизменной моделью рубенсовских картин 30-х гг.
Сцене передачи ключа от крепости изображенной на полотне, предшествовала многомесячная (28 августа 1624 – 2 июня 1625) осада города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы. В 1567 г. кальвинисты разбивали статуи святых в храмах и уничтожали любые изображения. Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую в тридцатилетней войне, осадил крепость. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным.
«Кермесса» (1635—1636 гг. ). Это заметно по их позам, характеру движений. Притворно галантным движениям двух фигур в центре картины в символическом смысле придает вес «лес копий» испанских солдат, который создает образ мощной силы (в сравнении с левой частью картины, лагерем протестантов), что и было угодно заказчику.
Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности». Именно в таком ключе он писал членов королевской семьи и прежде всего инфанту Маргариту. решимость мужественно перенести утрату. Мастер даёт верные, психологические характеристики главных действующих лиц. Вопрос о том имеется ли в числе персонажей картины Веласкеса «Сдача Бреды» капитан Диего Алатристе-и-Тенорио, дебатируется уже на протяжении значительного времени. вы можете запросить все в системе с коробкой.
По-прежнему в центре внимания художников находится человек. «Похищение дочерей Левкиппа» (1619—1620 гг. ) привлекает необыкновенно искусная композиция. Создавая живописную формулу отношений военного права Нового времени, Веласкес отнюдь не противопоставлял себя и свою концепцию «своему времени» измеряемому национальным испанским хронотропом.
Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. К тому же они психологически активны, что выражается как в индивидуализации реакции каждого на события, так и в прямой апелляции к зрителю (взгляд мужчины с мушкетом в зеленом). «Ключ» известной композиции и само движение фигур (враждующие армии) в левой и правой части картины связаны между собой и в то же время создают некий «прорыв» в глубину, усиливая при этом само пространство изображения. За внешне благовидными чертами проглядывала истинная сущность человека. Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале.
Исходя из того, Диего Веласкес в своей работе использует живописные приемы имеющие реалистическую направленность (воздушная среда, светотень, характерную для естественного освещения, гармоничные колористические решения мягкого утреннего освещения, композицию и так далее), а главное – эта полотно воплотило в себе надежды людей на то, что, несмотря на многочисленные проблемы нового сложного мира, встречающиеся на пути человека, могут быть разрушены добрыми естественными взаимоотношениями (чувствуется связь с барокко), – можно с уверенностью говорить, что это полотно наиболее полно отождествляется с искусством Нового времени: прежде всего с внестелевой линией и частично с барокко и классицизмом. В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям. Однако художник заставил прозвучать это событие по-современному. Под стать пляске лёгкие движения кисти живописца. На кого направлены все взгляды присутствующих.
Совсем не случайно, картину «Сдача Бреды» в Мадриде во время правления короля Филиппа IV называли «Копья». Сначала Рубенс делал красками эскиз. Но что изображает художник, двойник Веласкеса, на огромном холсте. Тяжело ступая, с обнаженной головой идёт навстречу победителю Нассау, кажется, он готов преклонить колени, передавая ключи, а Спинола спешился, снял шляпу и, вытянув вперед руку, не позволяя голландцу стать на колени. В ней отчётливо звучит миролюбивая нота человеческого уважения к доблести противника.
Он (а вместе с ним и мы) любуется и гордится высоким трагичным этосом уходящего в прошлое национального мифа о несгибаемой рыцарственной армии. Веласкес использует изобретенную Эль Греко пластическую формулу, в которой представленное корпоративное множество обладает портретно трактованными индивидуализированными лицами и как бы единым мистическим телом (люди загораживают друг друга и стоящие сзади изображены как стоящие выше), однако в его трактовке своеобразное «единство тела» подчеркивает не мистическую связь избранного сословия, а вполне реальное единство и сплоченность испанского воинства. Это произведение вызвало восторг у современников и последователей художника. Его прототипом является ряд картин Эль Греко, в том числе и знаменитая «Эсполио» («Срывание одежд»), где представлен обобщенный портрет испанской аристократии, связанной мистическим единством высокой духовности и принадлежности к католицизму. С большой реалистической силой написаны бродяги.
Все они предназначались для зала королевств (исп. Испанец дружески приветствует коменданта. Кроме поразительного портретного сходства заметна общность, формирующая своеобразное «единство тела» испанского воинства. Их место — на первом плане, на максимально приближенном к зрителю «Олимпе» истории, возвышающемся в равной степени как над взирающим на картину, так и над самим сражением.
В 1622 г. Рубенс во главе армии помощников приступил к большой серии картин «Жизнь Марии Медичи» по заказу самой Марии Медичи (1573—1642) — матери французского короля Людовика XIII. Это свидетельствует о высоком мастерстве художника, так как нужно обладать точным глазомером, грамотно владеть рисунком и руководствоваться законами композиции, «чтобы смело и уверенно, цельно и прекрасно» организовать пространство картины. В своей картине «Сдача Бреды» Веласкес отказывается от ложной драматизации событий, преувеличений, эффектной подачи, отсекая всё неважное и ненужное, чтобы проникнуть в глубину человеческих переживаний. «Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV.
Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Исходя из того, Диего Веласкес в своей работе использует живописные приемы имеющие реалистическую направленность (воздушная среда, светотень, характерную для естественного освещения, гармоничные колористические решения мягкого утреннего освещения, композицию и так далее), а главное – эта полотно воплотило в себе надежды людей на то, что, несмотря на многочисленные проблемы нового сложного мира, встречающиеся на пути человека, могут быть разрушены добрыми естественными взаимоотношениями (чувствуется связь с барокко), – можно с уверенностью говорить, что это полотно наиболее полно отождествляется с искусством Нового времени: прежде всего с внестелевой линией и частично с барокко и классицизмом. Размеры полотна просто поражают (307367 см). Все «подсвеченные» лица неповторимы и в то же время похожи друг на друга.
Картина не вызвала возражений в общественном мнении того времени. Веласкес же решил подчинить своё полотно главной мысли: выразить уважению к побежденному и, прежде всего, увидеть в поверженном человека, – и в этом заключается основная гуманистическая мысль этого произведения.
Живописное полотно включает несколько портретов: портрет самого победителя Спинолы, может быть и портрет самого художника, не бывшего при сдаче Бреды»: свой автопортрет (молодой человек в шляпе у правого среза картины) он помещает в общности испанской армии и, конечно же изображен второй представитель из враждующих сторон – Юстино. Фигуры голландцев объемны и материально осязательны, они активно наступают благодаря светлой и теплой цветовой гамме (акценты желто-золотого, белого и зеленого) и буквально вдвигаются в реальное пространство зрителя (фигура в желтом на обрезе картины). Их позы и жесты оправданны, естественны. Смысловой и композиционный центр полотна – передача ключей. У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц.
Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. Живописное полотно включает несколько портретов: портрет самого победителя Спинолы, может быть и портрет самого художника, не бывшего при сдаче Бреды": свой автопортрет (молодой человек в шляпе у правого среза картины) он помещает в общности испанской армии и, конечно же изображен второй представитель из враждующих сторон – Юстино. Доведенная до совершенства техника письма позволяла Веласкесу запечатлеть на полотне не только внешний, но и внутренний облик человека, давая ему возможность с помощью художественных средств поведать о внутреннем мире изображенного на картине лица иногда далеком от идеала. «Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов. Его помощниками были Антонис ван Дейк, Якоб Йордане.
Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (16291631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Она изображена в открытом чёрном платье. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Поза купальщицы напоминает античные статуи, но это всё та же Елена с её доверчивым взглядом и солнечной улыбкой. Все они предназначались для зала королевств (исп. Saln de los Reinos) во дворце Буэн-Ретиро (исп. Buen Retiro). 1 Рядом с ними был помещен цикл полотен изображающих десять эпизодов из жизни Геракла работы Франсиско де Сурбарана и конные портреты трёх поколений правящей королевской семьи: Филиппа III и его супруги Маргариты Австрийской, Филиппа IV и Изабеллы Бурбонской, а также принца Бальтазара Карлоса, выполненные Веласкесом и его мастерской.
Однако, по наблюдению барселонского исследователя и переводчика Мигеля Антона изложенному в его работе «Капитан Алатристе и взятие Бреды», возраст его, не превышая тридцати лет, не совпадает с возрастом Алатристе в 1625 году и уж тем более – в 1634-1635 гг., когда и создавалось полотно, не говоря уж о том, что Алатристе, хотя и командовал взводом, оставался рядовым солдатом и, следовательно, не мог носить знаки различия офицера, которые мы видим на картине. Их позы и жесты оправданны, естественны.
«Пряхи» занимают особое место в европейском искусстве XVII века. Что же касается «Сдачи Бреды», то своеобразие метода художника достигла в ней новой вершины: он стремиться раскрыть в целостном единстве солдат существенные черты характера, душевного и умственного склада каждого человека в их сложности и противоречиях. Веласкес выделяет здесь фигуру молодой пряхи. Традиционность исторической концепции картины Леонардо «Взятие Юлиера» еще более показательна в связи с тем, что на ней изображен тот же персонаж — испанский полководец Амбросио де Спинола, маркиз де лос Бальбасес, что и на картине Веласкеса «Сдача Бреды». Но принцессу на картине окружают не просто придворные, а конкретные исторические лица изображенные с достоверным сходством и художник возле холста – это сам Веласкес.
Причем характер ритма внутри симметричных групп слева и справа различен. Это создает впечатление малочисленности и слабости войска. Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты.
«Las Lanzas»). Изображение частного эпизода перерастает под кистью живописца в эпический жанр. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным.
Лицо мастера спокойно и уверенно. Свою известность он получил благодаря своим памятникам искусства, в частности старинным замом, готической церковью Гротекерк (1400-1470 гг. ), высота башни которой составляет 97 метра. Дело в том, что в качестве иконографического источника композиции «Сдачи Бреды» Веласкес использовал хорошо знакомую его современникам гравюру на дереве Б. Саломона «Авраам и Мельхиседек».
Для последнего характерно единство пространственно-временного континуума — на базе наполнения конкретным историческим содержанием пространственных (семья, род, этнополитическая общность племени и государства, Вселенная в конечном счете) и временных (прошлое, настоящее, будущее) связей человека. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов. Что же касается «Сдачи Бреды», то своеобразие метода художника достигла в ней новой вершины: он стремиться раскрыть в целостном единстве солдат существенные черты характера, душевного и умственного склада каждого человека в их сложности и противоречиях. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. «Портрет супругов Рубенс» (1631 г. ) Они чинно прогуливаются по заботливо ухоженному саду.
Ван Дейк всегда тонко понимал индивидуальность модели. В 1581 г. Бреда была захвачена и разгромлена испанцами. Серые тона его картины переливаются множеством оттенков, а черные легки и прозрачны. Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую в тридцатилетней войне, осадил крепость.
Напомним, что сдача Бреды — только один из эпизодов войны, а не вся кампания в целом. Другая фрейлина присела в почтительном поклоне.
По мнению Ортеги-и-Гассета, «горькая правда состоит в том, что даже истощенная, потерявшая своих великих полководцев, теснимая врагами Испания в то время могла бы выстоять, будь у нее капля прагматического мышления, умения видеть факты, анализировать их и принимать соответствующие решения». Его живописи присуща свободная гармония цветов и уникальный реализм в передаче атмосферы. Роль Рубенса в истории европейского искусства исключительна.
Сцене передачи ключа от крепости изображенной на полотне, предшествовала многомесячная (28 августа 1624— 2 июня 1625) осада города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы. Правая группа – войско победителей – имеет ритм, который создает впечатление монолитности, крепости его. Они, подобно божественным кукловодам, волей и мыслью передвигают фигуры на «театре военных действий». Испанец дружески приветствует коменданта.
Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. В то же время ряды испанской армии развертываются вглубь и как бы отступают от картинной плоскости, постепенно уплощаясь и сливаясь с плоскостной графикой узора копий и голубизной неба. На заднем плане тревожно догорает закат.
Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634 – 1635 гг. Мост надёжен, но слишком мал, чтобы вместить скопище людей и коней. Основан в X в. В городе сохранился старинный замок, готическая церковь Гротекерк («Большая церковь» 1400-1470) с колокольной башней высотой 97 м (1468-1702), другие памятники архитектуры. Существенно изменилась живописная манера Веласкеса. 217 «Испанской ярости»), что его хозяин является одним из персонажей этой композиции, удалось установить путем изучения голов в правой части полотна, что центральный образ, бесспорно, принадлежит генералу Спиноле и – с меньшей степенью уверенности – идентифицировать находящихся рядом с ним лиц, как соответственно – Карлоса Колому, маркизов Леганеса и Эспинара, а также принца Нойбургского. Вглядываясь в черты двух людей, становиться понятно то, что именно гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы. Художник «возвышает в ранг события само Событие», художник как бы снимает налет излишний торжественности и этим выявил её глубокий человеческий смысл, он создает первую «по-настоящему историческую картину в живописи Европы».
И это тоже уже примета Нового времени. Этот новый человек сознает свою зависимость от общественной среды, а в Испании личность даже оказалась более связанной с окружающим её обществом, которое было ещё патриархально монолитным, не знало крайних форм индивидуализма, нередко проявляющихся в эпоху Возрождения в Италии. Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны.
с мифами о роли чудотворной иконы в отвращении врага на поле брани). Психологической завязкой сцены является передача ключей от крепости. Испанец, как бы не замечает, что фон Нассау передаёт ему ключи. Рука расслабленно лежит на эфесе шпаги. Благодаря этому достигается особенная гармония всех элементов картины.
Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. Неспокойно было и внутри самой Испании, что реализовалось в последующем отделении Португалии. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой. Дистанция между сидящим на лошади победителем и стоящим на коленях побежденным — огромна. Гнет католической церкви становится все сильнее.
Они просчитывают свое поведение на театре военных действий точно так же, как они просчитывали свои действия (расходы интриги, демарши и прочее) в области экономики и политики Картина Веласкеса формально изображает триумф испанского оружия в Голландии». Их руки никогда не встретятся.
«Автопортрет» 1622—1623 гг., художник одет в изысканный чёрный плащ, на голове у него большая шляпа, усы и бородка тщательно ухожены. Да и другие голландцы держат оружие произвольно. Перед ним в задумчивости застыл художник. Дух напряжённой, яростной схватки.
Все они предназначались для зала королевств (исп. Saln de los Reinos) во дворце Буэн-Ретиро (исп. Buen Retiro). Молодых фрейлин, с детства служивших у принцессы, называли «менинами», отсюда название картины. Барокко. «Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV. Побеждённые барахтаются в воде, окрашенной отблесками далёкого пожара.
В картине Диего Веласкеса композиция предельно ясна и осязательна. Работа выполнена на холсте маслом. В этот период художник работает над рядом полотен, сюжеты для которых черпались из наблюдений над жизнью простых людей. Этому впечатлению способствует и зрительное «отступление» темных и изысканных холодных тонов голубого и жемчужно-розового. Испанец, как бы не замечает, что фон Нассау передаёт ему ключи.
Наоборот, судя по присвоенному молвой второму названию картины «Копья» современники Веласкеса восприняли ее как апофеоз испанского оружия — сомкнутого строя непобедимой фаланги, которая вынесла на себе испанскую империю. Фигуры голландцев объемны и материально осязательны, они активно наступают благодаря светлой и теплой цветовой гамме (акценты желто-золотого, белого и зеленого) и буквально вдвигаются в реальное пространства зрителя (фигура в желтом на обрезе картины). Двадцать семь полотен, украшавших дворец, должны были в аллегорической (десять картин о подвигах Геракла кисти Сурбарана), документальной (двенадцать сцен побед испанского оружия кисти Веласкеса, Сурбарана, Кахеса, Кардучо, Майно Кастело, Переды, Д. Леонардо) и символической (пять конных портретов королевской семьи работы Веласкеса) форме засвидетельствовать мощь испанского государства и представить царствование Филиппа IV как достойное продолжение военно-политических успехов Испании в Х VI в. Укрепление мифа о непобедимости испанского оружия было, по мнению властей, особенно необходимым в связи с явно ощущаемым духом общего неблагополучия в состоянии дел на внешне- и внутриполитической арене: еще свежи были воспоминания о гибели Великой Армады, Нидерланды жестоко и упорно сопротивлялись в ходе кровопролитной Тридцатилетней войны, маленькая Голландия успешно отражала агрессию Испании и теснила ее на морских просторах.
Позже за севильскими картинами Веласкеса закрепилось общее название «бодегонес» или сценки из повседневной жизни для испанской живописи «бодегонес» Веласкеса явились новаторским опытом, т. к. никогда прежде мастера искусства не затрагивали эту сторону действительности. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов. Самые важные фрагменты будущей картины он выписывал более детально. «Пряхи» Последняя крупная работа Веласкеса — раскрывает в полную силу возможности бытовой жанровой композиции.
Размеры полотна просто поражают (307 х 367 см). Он подарил миру около трёх тысяч картин и множество рисунков.