Серебрякова Автопортрет
Автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Серебряковой, наряду с картинами «Баня» (1913, ГРМ), «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ)13. Молодость, счастье, радость и душевная чистота – все это можно увидеть в прекрасной картине З. Серебряковой «Автопортрет. Автопортрет художника Зинаиды Серебряковой на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.
«серебрякову видел – Автопортрет у зеркала – очень милая, свежая вещь», – писал в одном из писем 1910 года Валентин Серов. Автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Серебряковой, наряду с картинами «Баня» (1913, ГРМ), «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ). Три работы Серебряковой — автопортрет «За туалетом», «Зеленя» и «Молодуха» (портрет Марии Жигулиной)— были приобретены с выставки Третьяковской галереей.
10 автопортретов Зинаиды Серебряковой — самой важной русской художницы
Два сына Евгений и Николай тоже стали творческими личностями. В нем воплощена молодость, непосредственность, радость. Долгое время не было мастерской.
Но они не зажжены, солнечного света достаточно. А на туалетном столике находятся различные украшения, две свечи в красивых подсвечниках, а также можно увидеть флакон с духами. Три свечи, чтобы усилить ракурс. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Автопортрет» представлено отражение в зеркале молодой женщины. Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на «туалете»».
Многие произведения второй половины 1900-х годов она исполняла масляными красками3. Серебрякова писала: «Как ужасно, что современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть «модным» или «немодным» и требуют от художников постоянного «обновления», а, по-моему, художник должен оставаться сам собой. ». Среди её работ этого периода встречаются и портреты и автопортреты22. По словам искусствоведа Валентины Князевой, это произведение «чарует своей световой насыщенностью: кажется, что и фигура женщины на переднем плане и натюрморт и фон не только залиты светом, но сами излучают его». Александр стал брать заказы и писать интерьеры богатых домов, Катя взяла на себя быт.
- Зинаида Серебрякова, За туалетом: описание картины
- Жизнь и трагедия Зинаиды Серебряковой в 11 картинах
- Шедевры живописи Зинаиды Серебряковой
- Зинаида Серебрякова – Автопортрет в мужском образе
- Автопортреты конца 1900-х— начала 1910-х годов
В 1966 большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Ее красивое движение в полуповороте очень изящно показывает тонкую талию.
Среди её работ этого периода встречаются и портреты и автопортреты. Несколько смягчённые тона в той же цветовой гамме можно найти в других частях полотна16. Автопортрет Серебряковой — очень позитивная работа. Несколько смягчённые тона в той же цветовой гамме можно найти в других частях полотна. (1948). Ну а эту многие из вас все время видят (девушка со свечой, автопортрет, 1911). Юсупов Феликс Феликсович (князь, 1925). Юсупова Ирина Александровна (княгиня, 1925).
Зина постоянно слышала разговоры об искусстве, о великой миссии художника. При работе над картиной Серебрякова использовала белила, которые хорошо отражают свет. Выставка в СССР стала для нее большим праздником.
- Познакомьтесь с Клементиной Бове — француженкой, которая написала сиквел «Евгения Онегина»
- История 16-летней Таси, которая ведет блог о феминизме, секспросвете и своем муковисцидозе
- «Здесь никогда ничего не изменится»: отрывок из фильма «Хрусталь»
- Как стать великим писателем в заключении: лайфхаки Александра Солженицына
- Зинаида Серебрякова, «За туалетом» : краткое описание картины
Сначала было панно, а потом пустота. Но, по сути именно автопортрет «За туалетом» стал подлинным открытием нового дарования, отмеченным не только блестящей статьей Бенуа, но и рядом других отзывов.
Сорочка белоснежного цвета. Зеркало — это мы, зрители. Серебрякова оказалась на обочине. Выставку работ Зинаиды Серебряковой можно посмотреть до 30 июля. В декабре 1910 года в Петербурге открылась выставка воссозданного, но сильно отличавшегося от прежнего, «Мира искусства» с этих пор участие Серебряковой в организованных им выставках стало «само собой разумеющимся». Предлогом для уже давно назревавшего разрыва между «москвичами» и «петербуржцами» (за исключением В. Серова, крепко связанного с основной группой «мирискусников») стали критические высказывания А. Бенуа в адрес некоторых «москвичей».
- Портреты за обещание рекламировать
- Ретроспективной выставке великой русской художницы в Третьяковской галерее — посвящается
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
В 1920-1930-х годах состоялось несколько ее персональных выставок в Париже. Она снимала маленькие комнаты в самых дешевых отелях. Очень хорошо проработано лицо, хорошо отражено состояние предчувствия. Она смогла приехать во Францию и, наконец, увидеть мать. Не менее важно, что Бенуа отмечает среди основных достоинств ее работ их настроение: «Они все веселые, бодрые и молодые».
В 1902—1903 она путешествует в Италию. В этом полотне Зинаида Серебрякова, все еще потрясенная недавними событиями, снова пробует взять в руки кисть. Зинаида Серебрякова с юных лет начала рисовать. И только свеча в тонком металлическом подсвечнике представлена и в реальном мире тоже.
Это были любовь к земле, своим корням и простой жизни. И вместе с тем живая — и живительная — непосредственность видения решительно отличает «За туалетом» от таких, например, произведений, как «Ужин» Л. Бакста и его же портрет Зинаиды Гиппиус, где на первый план выступают стилевые поиски и изыски, делающие эти безусловно прекрасные работы типичными образцами чистого, «беспримесного» модерна. С детского возраста Зина и Боря воспитываются вместе. Еще два абсолютно замечательных исчастливых портрета ввосточных тюрбанах.
Работа выполнена в светлых, теплых тонах, передающих солнечное морозное утро. Тонкость живописной палитры изящные очертания предметов женского туалета, грациозность всего облика героини – лишь средство для выявления художницей собственного идеала – природной естественной простоты. Настроение передается и зрителю.
Лицо ее очень свежее и радостное. К тому же Зинаида — римско-католического вероисповедания, Борис — православного. На первом плане туалетный столик. Автопортрет «За туалетом»Зинаида Серебрякова написала в 1909 году в родном селе Нескучное (сейчас в составе Харьковской области).
Сцены простой деревенской жизни — вторая творческая любовь Серебряковой. Она тщательно готовилась к ней, очень волновалась в период ее проведения. Серебрякова создает идеальный образ гармонически абсолютного человека, но это только мечта, мимолетная «реальность» отражения. После возвращения в Россию весной 1906 года Зинаида Серебрякова несколько лет жила в семейном имении Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом, входившим в состав Курской губернии Российской империи (ныне на территории Харьковской области Украины).
Велан Ида (портрет дамы с собачкой, 1926). Е. Е. В. А. Серов так отозвался о ней: «Автопортрет у зеркала – очень милая, свежая вещь». 26 мая 1906 года у неё родился первый ребёнок— Евгений (Женя), а 7 сентября 1907 года— второй сын, Александр (Шура)21. Она с раскрытой душой готова встречать новые впечатления и эмоции.
В 1910 году на выставке Союза русских художников был представлен автопортрет «За туалетом» почти никому не известной художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884-1967). Они очень доброжелательно были отмечены в печати — в каталожной статье Г. К. Лукомского и в «Художественном письме» А. Н. Бенуа. На заднем плане видна белая стена, а также столик с тазом и кувшином для умывания18. Все члены семьи, от мала до велика, посещали Эрмитаж, выставки, театры.
По словам Д. В. Сарабьянова, в этом автопортрете-картине «естественная красота жизни, существующая как бы сама по себе, становится своеобразным эстетическим критерием, определяя позицию художницы, ее взгляд и на себя и на все окружающее». При работе над картиной Серебрякова использовала белила, которые хорошо отражают свет. Однако эти портретные работы оказались лишь предшественниками произведения, сразу выдвинувшего ее в первый ряд русских живописцев этих лет, — автопортрета «За туалетом», характеризующего эпоху своего создания с такой же точностью, как «Девушка, освещенная солнцем» Серова — вторую половину восьмидесятых годов XIX столетия, а «Купание красного коня» Петрова-Водкина — начало 1910-х годов.
Лансере в папахе 1915. Лифарь Сергей Михайлович (1961). Лукомская С. А. Вид с гавани на город. Ментона. И костюмы самых разнообразных цветов и все расы человеческие, перемешанные здесь, — негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские).
Сарабьянов, как и Савинов, отмечает простоту концепции автопортретов Серебряковой, подчёркивая, что они выражают естественные чувства, показывают обыденные действия (причёсывание, смотрение в зеркало и т. д. ), совершаемые на фоне простой окружающей обстановки. Но подлинно большой успех и признание любителей живописи, прежде всего круга «Мира искусства» во главе с Александром Николаевичем Бенуа, принесло ей портретное творчество конца 1900-х — начала 1910-х годов. Другие детали мы узнаем из ее письма, отправленного тогда же А. Н. Савинову: «Я решила остаться на хуторе — в имении моего мужа (рядом с Нескучным), где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного. Художница изобразила не реального человека, а его отражение в зеркале.
Однажды Зинаида Серебрякова писала семейные портреты для бельгийского предпринимателя. После поездки из-под кисти Серебряковой появились новые натюрморты, городские пейзажи и портреты марокканок — яркие и сочные. Я чуть не упала в воду, меня подхватили знакомые. ««За туалетом» Зинаиды Серебряковой – один из лучших автопортретов в русском искусстве, который принёс художнице, показавшей его на петербургской выставке 1910 года, шумную славу, – уже современниками её был оценён как первоклассное произведение. В ее семье говорили: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». За туалетом».
Модерн — стиль, пришедший в Россию из Западной Европы в начале девяностых годов и расцветший, особенно в архитектуре и прикладном искусстве, к середине 1900-х, — наложил свой отпечаток на творчество таких крупных русских живописцев, как М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, ранний В. Кандинский, а среди «мирискусников» — Л. Бакст, К. Сомов, А. Бенуа. Их зритель также видит лишь отражающимися в зеркале. «Улыбкой во весь рот» назвал он эту работу, вмиг заметивший и блестящее мастерство и необычное радостное настроение этой работы. Искусство 3. Е. 6.
В 1910-х годах Серебрякова была в расцвете творческих сил. Колорит картины решён в светлых, жизнерадостных тонах. Однако Серебрякова отдавала должное Сезанну как талантливому колористу.
Возвращаясь к отзыву Бенуа, хочется подчеркнуть здесь два его положения. Сдержанный колорит портрета также оставляет его в «рамках» трёхмерной живописи реалистических полотен, а сочетание плоскостей и объёмов примиряет его с парадоксами нового стиля». Эта работа считается эскизной кпортрету «Затуалетом»— да, тот знаменитый портрет сделан вдругой манере ицветовой гамме, нонанем есть таже самая улыбка, которая его отличает иона здесьже замечательно изображена.
Репина в 1901 году, а затем в мастерской О. Э. Нет никакой грусти, огорчения или задумчивости. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. А теперь мы просто полюбуемся ее картинами. Натюрморт с кувшином. Автопортрет. Автопортрет с шарфом 1911. Баня. Серебряков Борис Анатольевич. Лансере Ольга Константивна. Портрет А. Черкесовой-Бенуа с сыном. Автопортрет (1922). Автопортрет (1946). Бенуа Александр Николаевич (1924). Баланчин Джордж (в костюме Вакха, 1922). Бенуа-Клеман Елена Александровна (Елена Браславская, 1934). Лола Браз (1910). Пейзаж.
Уезжая в 1924 году в Париж, Серебрякова не думала, что останется там навсегда. 1. В статье, посвящённой автопортретам Серебряковой искусствовед Дмитрий Сарабьянов выделял женственность как самое привлекательное качество и творчества художницы и её собственной внешности и жизненного пути: «весь её облик овеян чистотой раскрытой души, сиянием добрых глаз её чувства отмечены естественностью проявления а помыслы, воплощённые в картинах, отражают ясность представления о человеческом назначении». Здесь царят таинство и уют совместной трапезы.
Вообще, портрет счастья— это портрет Серебряковой. Девушка слегла, повернута к зрителю, тем самым мы можем рассмотреть ее фигуру. Портреты жены брата Ольги Константиновны Лансере (1910), матери Екатерины Николаевны Лансере (1911) и многие другие оригинальны по композиции, колориту, манере письма. Художница долгие годы мечтала о такой выставке. Изображенные Серебряковой люди не знают трагических переживаний.
Работа юных крестьянских девушек в поле привлекает её особое внимание. После его смерти она больше не была замужем. Но сколько бы она ни работала, заработки были слишком малы, а цены постоянно росли.
Оригинальным был и художественный язык Серебряковой. В 1903—1905годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза, учившего видеть «общее» при рисовании, а не рисовать «по частям». В начале 1910-х годов Серебрякова пишет много портретов. Но трудность заключается в том, что церковью не поощрялись браки близких родственников.
Как обычно, сдержанный и всегда безупречно объективный В. А. Серов высказался об этой работе: «Автопортрет у зеркала — очень милая, свежая вещь», — а к остальным выставленным полотнам художницы отнесся строже. Бенуа называл эту картину Серебряковой «таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её» он описывал этот автопортрет, как «самую радостную вещь», отмечая, что «здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то совершенно художественное». 26 мая 1906 года у неё родился первый ребёнок— Евгений (Женя), а 7 сентября 1907 года— второй сын, Александр (Шура). Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа вспоминал, как Серебрякова «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи» и писал, что на протяжении всех прошедших с того времени лет её искусство продолжало оставаться таким же «свежим, непосредственным и подкупающим»30. Художник Валентин Серов говорил об автопортрете, что это «очень милая и свежая вещь».
Темная рама зеркала обозначает границы композиции и подчеркивает световую насыщенность изображения. Колорит картины решён в светлых, жизнерадостных тонах. Карие глаза героини с обаятельным лукавством смотрят прямо на зрителя. Екатерина Серебрякова посвятила свою жизнь служению таланту мамы. Её поза непринуждённа, «живо переданы грациозное движение обнажённых рук, лёгкий поворот стройной фигуры»16.
Окружающие детали прописаны тщательно и вместе с тем как будто незначительны. Но художница не смогла на нее приехать по состоянию здоровья. Во время Второй Мировой войны переписка с ними и вовсе оборвалась. Губы изогнуты в нежно улыбке. На заднем плане видна белая стена, а также столик с тазом и кувшином для умывания.
Так в ее женских портретах появился своеобразный, чисто «серебряковский» тип. Но это всё кажется таким невзрачным, скучным и простым, по сравнению с их хозяйкой. Картина «Коллиур.
В творчестве Серебряковой — и особенно в автопортрете «За туалетом» — мы встречаемся как раз со слиянием реалистического взгляда на мир (причем принципиально реалистического, что характерно для всего ее мироощущения) с несомненными и весьма существенными и даже типичными для произведений модерна чертами. Вся обстановка в комнате какая-то фантастическая искрящаяся светом и радостью. Искусствоведы автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Зинаиды Серебряковой: «Баня», «Жатва» и «Беление холста». Зеркало, куда смотрится женщина, нет в картине. 5. Работа была хорошо встречена публикой и критиками.
Сарабьянов, как и Савинов, отмечает простоту концепции автопортретов Серебряковой, подчёркивая, что они выражают естественные чувства, показывают обыденные действия (причёсывание, смотрение в зеркало и т. д. ), совершаемые на фоне простой окружающей обстановки3233. Так, весной 1927 года благоприятно решился вопрос о назначении 3. Е. Она остается единственной кормилицей для четверых детей и стареющей матери. В сентябре 1905 года Зинаида Лансере вышла замуж за своего кузена Бориса Серебрякова, который в то время был студентом, а впоследствии стал инженером-путейцем. Шея элегантно повернута в сторону.
Также были выставлены портреты знакомых, пейзажи, этюды крестьян. Его уход и начавшиеся в стране несчастья положили конец той прекрасной безмятежной эпохе. Художница с ранних лет росла в атмосфере искусства.
В тяжелых бронзовых подсвечниках стиля ампир стоят на подзеркальнике белые свечи, в вышитую подушечку воткнуты шляпные булавки, открыта шкатулка с бусами, приготовлена пудреница, флаконы с духами, кружевной платочек. Многие современники кнему относились поэтически ипервым онем написал Александр Бенуа (основатель «Мира искусства» приходился художнице дядей. Ее работы стали полной неожиданностью для всех и вызвали восторженные отзывы.
В правом верхнем углу портрета подпись: «Боречка. Столь свойственное искусству модерна и прежде всего его живописным панно и картинам, которые рассматривались их создателями не как самоценно художественные произведения, но как пространственно организующие элементы интерьера, – итак присущее модерну подчёркивание линейного начала – симметрии и уравновешенности в композиции, не носит у Серебряковой утрированного до «ковровости» характера. Стены и Башни города. Мароканка в розовом платье. Марокеш. В статье, посвящённой автопортретам Серебряковой искусствовед Дмитрий Сарабьянов выделял женственность как самое привлекательное качество и творчества художницы и её собственной внешности и жизненного пути: «весь её облик овеян чистотой раскрытой души, сиянием добрых глаз её чувства отмечены естественностью проявления а помыслы, воплощённые в картинах, отражают ясность представления о человеческом назначении». Исходит оно прежде всего от девушки – обаятельной, любующейся собой и радостной. Начиная с 1898 года почти каждую весну и лето Серебрякова проводит в Нескучном. Самые близкие и любимые люди собрались вместе за обеденным столом. Она получила большой гонорар: денег хватило на путешествие с детьми в Марокко.
После этого заказа Зинаиде было сложно найти работу. Общая обстановка комнаты представляется какой-то фантастической и необыкновенной.
Глаза и улыбка героини говорят о радости жизни. И это определило ее место среди крупных мастеров эпохи. Оннаписан влегкой эскизной манере, когда из-под одного изображения проглядывает другое.
В частности, художник Валентин Серов высказал мнение, что «автопортрет у зеркала очень милая свежая вещь», а художник и критик Александр Бенуа писал, что Серебрякова «подарила русскую публику таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её». Её поза непринуждённа, «живо переданы грациозное движение обнажённых рук, лёгкий поворот стройной фигуры». Продемонстрированная на VII выставке Союза русских художников в Петербурге картина получила всеобщее признание не только у публики, но и у известных мастеров кисти. Именно молодостью освещено скромное помещение комнаты, в котором чувствуется тепло и уют. За туалетом» (холст, масло 75х65 см) хранится до сих пор. Вернувшись в Петербург, Серебрякова училась живописи в мастерской Осипа Браза.
Недаром Е. Е. Лансере в письме К. А. Сомову, сравнивая это произведение с более ранними работами сестры, дает ему очень точное определение: «Вещь несравнимо значительнее — полукартина, полуавтопортрет, маслом, почти в натуру: дама deshabillee (в домашнем, утреннем платье, полуодетая, фр. — А. Р. ) расчесывает себе волосы, автор себя видит в зеркале, так что часть предметов на первом плане повторяется вдвойне (свечи). Стоит пузырек с духами, а по правую руку от девушки две свечи в красивых подсвечниках. Картина наполнена светом, теплом и хорошим настроением. Бабушка, мама художницы, разливает по тарелкам суп. Сама она писала о том периоде: «Котлеты из картофельной шелухи были деликатесом на обед».
Картина «На лугу. В 1928 и 1930 едет в Африку, посещает Марокко. В эти тяжелые месяцы перед художницей стоит только одна задача — выжить. Девушка на портрете очень рада новому дню.
Зинаида Серебрякова умерла в 1967 году в возрасте 82 лет. В большую семью Бенуа. Детские и юношеские годы Зинаиды Евгеньевны прошли в Петербурге. Бенуа называл эту картину Серебряковой «таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её» он описывал этот автопортрет, как «самую радостную вещь», отмечая, что «здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то совершенно художественное»91011. Таких работ уСеребряковой виммиграции было очень много.
Нос слегла закругленный. И она с братьями и мамой уехала в Петербург к дедушке. Художница наотрез отказывается писать портреты комиссаров и рисовать агитплакаты. Светлый, мажорный колорит делает «отраженный» мир ярким и воздушным. Прямо с выставки картина была приобретена Третьяковской галереей12. Женя 1907 г. Женя 1909 г. Зинаида много путешествует. Но молодость – самое лучшее, что может «украсить» любую женщину.
В ноябре того же года она выехала в Париж, где занималась в Академии де ла Гранд Шомьер20. Но у Серебряковой не было однозначного подхода к творчеству ряда крупных мастеров, прошедших на рубеже двух веков сложный путь поисков. В ноябре того же года она выехала в Париж, где занималась в Академии де ла Гранд Шомьер.
Она была по-истине прекрасна. Задумчивый человек. Во времена хрущёвской оттепели разрешаются контакты с Серебряковой. Прямо с выставки картину приобрела Третьяковская галерея, где «Автопортрет. Отношения между СССР и странами Запада становились все более закрытыми.
Многие произведения второй половины 1900-х годов она исполняла масляными красками. Что могло объединять его и застенчивую, нелюдимую девушку из творческого мира. Они рядом и в Петербурге и в Нескучном. Николай стал талантливым архитектором, а Евгений Евгеньевич -- как и сестра художником. Глаза яркие, выразительные, сверкающие. Серебрякова провела в Париже многие годы.
Родовое имение Нескучное разграблено и сожжено. Кажется, что на ней не хватает украшения. Восторженные критики и художники, среди которых были Серов, Врубель и Кустодиев, незамедлительно признали выдающийся талант Зинаиды Серебряковой и приняли ее в свой творческий круг «Мир Искусства». Она расчесывает свои красивые, густые волосы. Бенуа же, безусловно выделяя автопортрет племянницы, замечал: «Другие произведения Серебряковой (были выставлены портреты крестьян, в том числе «Пастух» и «Нищий», портрет студента, пейзажи «Весной», «Зимний день», «Зеленя». — А. Р. )— дальнейший комментарий к ее искусству.
Ее имя приобрело широкую известность. На картине «За туалетом. За месяц до того она экспонировала две ранние работы — «Автопортрет» 1905 года и несколько более поздний «Портрет няни» — на выставке современных русских женских портретов, устроенной С. К. Маковским в редакции журнала «Аполлон». В семьях Бенуа и Лансере главным смыслом жизни было служение искусству.
Павел Третьяков сразу же приобрел холст для своей галереи. Мы вдруг чувствуем, как тяжелы они худенькой фигурке. Все они постоянно были заняты творчеством — рисовали, ходили на этюды. Картина «Автопортрет. Браслет на руке ясности не добавляет – это универсальное украшение.
В целом Серебрякова его «не могла терпеть», ее особенно коробило в произведениях художника подчеркивание уродливого, приемы деформации. Автопортрет простотой и в то же время некоторой таинственностью трактовки образа. На фоне самой художницы все эти детали невзрачные и совсем неброские.
Через пять лет в России состоялась первая выставка работ Серебряковой. Немногочисленные заказчики расплачивались за работу продуктами, а не деньгами. В 1905—1906 занимается в fr:Acadmie de la Grande Chaumire в Париже. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
В 1910-х годах одно за другим следуют полотна: «Жатва» (1915), «Беление холста» (1917), создаются большие однофигурные композиции «Спящая», «Марина, чешущая лен», «Крестьянка за прялкой». Картина Зинаиды Серебряковой «За туалетом» представляет собой автопортрет художницы. Модерн — и это одна из его особенностей — широко предоставлял художнику «право на разновариантные стилизации», не принуждая его менять органически присущий ему взгляд на мир это дало Серебряковой возможность свободно (по всей вероятности, абсолютно безотчетно, но тем более естественно) использовать элементы стиля, обогатившие ее произведение, сделавшие его интересным и привлекательным. Французское общество восторгалось ар-деко, а работы Серебряковой не оценивались высоко. Эта «зеркальность», отраженность изображаемого, двойная — хотя в данном случае непреднамеренная, подсознательная — отстраненность его от зрителя, пребывание модели и окружающего ее предметного мира, по выражению Д. Сарабьянова, «на грани посюстороннего и потустороннего бытия»является одним из излюбленных приемов модерна.
Это качество живописи Серебряковой — если не «веселость», то, во всяком случае, бодрость, — в ту пору вполне естественное и в последующие периоды ее весьма нелегкой жизни оставалось всегда неизменным, подчас вступая в резкое противоречие с ее повседневным мироощущением, да и с замкнутым, самоуглубленным характером. В печати отмечалось, что произведения Серебряковой понятны и дороги советскому народу. В печати Серебрякову называли «одной из самых замечательных русских художниц эпохи», «мастером европейского значения».
Люксембургский сад. Ментона. Дочь стала в то время главной моделью художницы. Глубоко верны слова о «прирожденном мастерстве» Серебряковой — ведь она была, по существу, самоучкой, ставшей благодаря таланту, помноженному на упорный труд, великолепным и оригинальным живописцем, всегда идущим своим путем. Это эскиз кпортрету, который находится вОдесском музее. Только решимость и приглашение вместе с ней, следуя за светом свечи, пройти через темноту.
Иэта маска переходит напортреты еепоздних персонажей. Серебрякова много писала себя, рисовала вперемешку натюрморты ипортреты имногие изних оставались незаконченными— иони уже нетак хороши, все наодно лицо. С искренним увлечением написан отраженный в зеркале незатейливый натюрморт («я забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете»): флакон духов, булавки, платочки, бусы и свеча в подсвечнике — кстати, единственный предмет изображенный дважды, «в натуре» и в отражении. И, может быть, самая главная и наиболее привлекающая зрителя его черта — это «простая красота», которая «есть во всем». Наибольшая интенсивность цвета наблюдается на переднем плане— на туалетном столике изображены «стеклянные флаконы с жёлтыми и зелёными духами, синяя подушечка со шпильками для шляп, расписная коробка с бусами и многое другое», «всё это пронизано цветом играет и переливается, как драгоценности».
По словам художницы, «дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного». Особенно понравился автопортрет. Они любят друг друга, готовы соединить свои жизни и родные принимают их отношения. Но ни страха, ни сомнения нет в ее больших, как зеркала, миндалевидных глазах. У нее достаточно тонкая талия.
«Автопортрет вкостюме Пьеро» тоже впервые показывается навыставке. Загадкой остается то, какая будет прическа – кокетливая или строгая и чуть озорная. Молодая женщина изображённая на картине, смотрит на себя в зеркало и расчёсывает волосы. Нескучное. Она с любовью изображала все, что ее окружало: деревья, сады, хаты, окошки и ветряные мельницы.
Ноябрь». ред. ): «Есть что-то ребяческое вэтом боковом взгляде «лесной нимфы», что-то игривое, веселое Икак само лицо, так ивсе вэтой картине юно исвежо».
«За туалетом. Муж мой Борис Анатольевич был на изысканиях в Северной Сибири — обещал приехать на Рождество в деревню и вместе вернуться с двумя детьми (сыновьями Женей и Шурой. — А. Р. ) в Петербург. Добиваясь осязаемой материальности в изображении таинственного мира, «существующего» по ту сторону зеркала, художница как бы стремится проникнуть в глубоко спрятанную тайну человеческой природы и самой жизни. В картине «Девушка со свечой» Зинаиде Серебряковой удалось не только создать изящный портрет, но и предвосхитить метафору собственной жизни. Три полотна Серебряковой, в том числе и «За туалетом», были куплены Третьяковской галереей, что является показателем высокого художественного уровня этих произведений. Село Нескучное Курской губернии. Париж. Зинаида Серебрякова начала рисовать с первых лет жизни.
Однако именно автопортрет «За туалетом» неопровержимо и убедительно доказывает, что в решительно захватившем в эти годы часть русской живописи модерне (уже, впрочем, оттесняемом ко времени написания автопортрета новыми, более «революционными» исканиями и течениями) характерные его содержательные и стилевые особенности зачастую органически соединялись «с реализмом и чертами импрессионизма». В начале сентября 1924 года Серебрякова уехала в Париж. От самой героини веет добром и счастьем.
Е. Дорош, конечно, прав в том, что «деревенский мир» с пушкинских времен до начала XX века внешне изменился сравнительно мало. Невинное трепетное лицо освещает невидимая свеча. В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе. Увлекло рисование и Зину Лансере. Художница постоянно искала заказы. После возвращения в Россию весной 1906 года Зинаида Серебрякова несколько лет жила в семейном имении Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом3, входившим в состав Курской губернии Российской империи (ныне на территории Харьковской области Украины)4. Автопортрет «За туалетом», посланный Серебряковой в Петербург по настоянию брата Евгения, получил всеобщее признание на VII выставке Союза русских художников, где он экспонировался вместе с тринадцатью другими работами Серебряковой, созданными в 1906–1909 годах. Катя на террасе» была сделана в одном из таких путешествий. Прямо с выставки картина была приобретена Третьяковской галереей.
В доме любили говорить: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». Работа была хорошо встречена и критиками и более старшими коллегами Серебряковой. Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани. Маракеш. Оно заняло свое почетное место в истории русского искусства. Дух высокого искусства царил и в доме. Серебрякова подобно старым мастерам тщательно моделирует форму, пишет многослойно используя разнообразные градации цвета и тонкие светотеневые переходы.
Разлука с двумя другими детьми угнетала Серебрякову. Все очень просто, все точная копия натуры, но вместе с тем Шура (Александр Бенуа. — А. Р. ) находит, что в ней есть стиль» (имеются в виду, несомненно, стилевые особенности модерна).
Серебрякова писала: «Меня поразило все здесь до крайности. Наибольшая интенсивность цвета наблюдается на переднем плане— на туалетном столике изображены «стеклянные флаконы с жёлтыми и зелёными духами, синяя подушечка со шпильками для шляп, расписная коробка с бусами и многое другое», «всё это пронизано цветом играет и переливается, как драгоценности». Серебряковой академического обеспечения, когда она вернется на родину.
Зинаида увлечённо занималась живописью, Борис готовился стать инженером-железнодорожником. Его мать — Зинаида Александровна Лансере — родная сестра отца художницы. Более того, они сами стали создателями модерна в России в эпоху, которую в Германии называют Jahrhundertwende — «поворот столетий», что точнее определяет движение и характер времени, чем французское Fin de siecle («конец века»). Художница изобразила себя за утренним туалетом. Поклонники реалистического искусства проявили к ним большой интерес. Только вдоволь налюбовавшись самой девушкой, уже можно рассмотреть все нюансы.
Все они поражают жизненностью, простотой и прирожденным мастерством». Это прежде всего касается Сезанна. А незадолго до смерти художницы и Евгений смог встретиться с матерью. —Прим.
Страна восхитила художницу. Написанный в 1909 году и представленный на выставке, автопортрет вызвал истинный восторг. Браза.
Начался новый период в ее жизни. По словам искусствоведа Валентины Князевой, это произведение «чарует своей световой насыщенностью: кажется, что и фигура женщины на переднем плане и натюрморт и фон не только залиты светом, но сами излучают его».
Зинаида Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года в селе Нескучное Курской губернии (сейчас Харьковская область). Чаще всего она изображает родных и знакомых. Портрет втюрбане был написан вПариже уже после замужества.
Деньги за портреты заканчивались еще до того, как работа была доделана. 7. Это «существование как отражение» служит ей (может быть, абсолютно подсознательно) своеобразной «защитой», границей между собой и зрителями, существование которой особенно характерно для целомудренной и скромной Серебряковой — человека и живописца. В то же время в них обнаруживается некий общий подход к разным моделям. Весь ее стан легкий и жизнерадостный. Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать».
Много лет спустя Бенуа не преминул вспомнить, что уже тогда она «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи», неожиданно для всех представ перед современниками «готовой художницей». Этот достаточно реалистичный автопортрет, написанный в серебристо-светлой гамме, фактически является отображением «потусторонней» зеркальной жизни художницы и тем самым приобретает сходство со стилем начала XX века – арнуво (модерн).
Картина «За туалетом» стала этапной в творчестве Серебряковой. У них красивые ясные лица. Еще более показательны ритмизованность решения картины и характерная для модерна «остановленность» действия во времени. Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа вспоминал, как Серебрякова «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи» и писал, что на протяжении всех прошедших с того времени лет её искусство продолжало оставаться таким же «свежим, непосредственным и подкупающим».
Надо сказать, что в этой семье было шестеро детей. Все, что ей удавалось заработать, она отправляла детям. Диспропорция растущего существа, этакий человечий «щенок» с большими лапами — он знает, что будет огромной собакой, а пока ему некуда деть их. автопортрет с дочерьми 1921. На ее молодом лице легкая и непринужденная улыбка. На щеках виднеется румянец.
Это было второе выступление художницы «на публике». Но особенно ярко талант Серебряковой раскрылся в тематических картинах. Ничего этого у Серебряковой не было. Ночная рубашка на ней сидела свободно и спала с левого плеча, полностью его оголив.
Огромные сложности представляло для Серебряковой устройство экспозиций. Это придает картине особую атмосферу. Это уже французский автопортрет.
Семья Бенуа жила духовными интересами. Дорош признается: «При этом я думал не столько о Татьяне Лариной, сколько о Пушкине, первым открывшем деревенскую Россию — поэзию ее повседневного бытия Девушка с Автопортрета вот так по-пушкински свежо и ясно видит лежащий за окнами ее светлой комнаты деревенский мир, мало изменившийся за те восемь десятков лет, что отделяют Евгения Онегина от этой картины». Двойственным было восприятие Пикассо: ранние импрессионистические работы ей нравились, но она крайне отрицательно относилась к произведениям последующих периодов его творчества. Безусловно, глубоко справедливо и тонко прочувствовано сопоставление этой полной свежести искренней картины с поэтикой «божественного» Пушкина — самой большой литературной любви Серебряковой от юных лет до глубокой старости сопоставление, которое должно было глубоко ее порадовать. По словам художницы, «дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного».