Серебрякова Баня

Картина Зинаиды Серебряковой Баня: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Компании построительству бань исаун напроезде Серебрякова

БАЛАНЧИНА) В КОСТЮМЕ ВАКХА (1922). На полотне изображены одиннадцать молодых женщин16. Серебрякова начала работу над этим этюдом летом 1912 года иногда его называют первым, неоконченным вариантом картины «Баня»8. Это увлечение «Зинки», как называли ее близкие, было воспринято в семье Лансере-Бенуа как нечто само собой разумеющееся, хотя, конечно, всерьез к ней пока никто не относился.

«Портрет Александра с книгой», «Портрет Александра в маскарадном костюме», «Портрет Екатерины» – и в этих и в других вещах мы видим прямой акцент на глаза. Я там в центре стою, нагнувшись, но лицо моё закрыто женщиной, сидящей с тазиком»6. Она очень скучает по детям.

Зинаида серебрякова 
баня — Рейтинг сайтов 
по тематике

Зинаида серебрякова баня — Рейтинг сайтов по тематике

Эти же идеи пропагандировались в материалах журнала «Аполлон», который, несомненно, читала Серебрякова и в ряде других изданий. В Петербурге Зинаида, последовав совету «дяди Шуры», посещала мастерскую Осипа Браза – известного портретиста, академика императорской Академии художеств. Но при этом в судьбе и облике Серебряковой — художника и человека — много необычного и неожиданного, особенно принимая во внимание парадоксальное сочетание ее замкнутого, закрытого для посторонних, застенчивого, очень «домашнего» характера с абсолютно иным, по настрою, по тональности ее искусством — энергичным, бодрым, по самой своей сути оптимистическим, не по-женски крепким.

Именно отсюда, по её мнению и проистекают «целомудренная красота и душевная чистота, которыми пронизано изображение обнажённого тела». И все же даже в этих набросках ощущается восхищение художника своими моделями. А вот время, проведенное в Эрмитаже, где бывала почти ежедневно, считала очень важным. Искания Серебряковой, намеченные этой картиной, шли вразрез с тем направлением, в котором открывали новые горизонты живописи ее сверстники — «бубнововалетцы» во главе с П. Кончаловским, И. Машковым, А. Лентуловым, Р. Фальком неопримитивисты — в ту пору — М. Ларионов и Н. Гончарова, не говоря уже о К. Малевиче и П. Филонове.

Картины Серебряковой «Баня», «Крестьяне», «Жатва», «Беление холста», «Спящая крестьянка» можно объединить в цикл, название которому — «Любовь к России». По его словам, сильные фигуры девушек изображённых на картине и их неторопливые движения вызывают «ощущение целомудренного покоя», а их лица— «милые иногда курносые и скуластые»— свидетельствуют об их независимости и скромности29. Первая, более частная — воспевание человеческого тела, прекрасной наготы, представляющей, как писал редактор журнала «Аполлон» С. К. Маковский, «для современной живописи основу всякого синтеза, вдохновенного стиля, монументальной идеализации» (высказывание, показательное для адепта вступающего в силу неоклассицизма). В 1902 году ради лечения дочери Екатерина Николаевна Лансере поехала в Италию. вы можете запросить все в системе с коробкой. Лишь спустя два года, после отъезда в Париж и знакомства с Дягилевым (именно он, кстати, сделал из Баланчивадзе Баланчина), начнется его стремительное восхождение к славе и успеху.

Зинаида Евгеньевна изобразила троих старших своих детей: восьмилетнего Женю, Шуру младшего Жени примерно на полтора года и Тату (ей в 1914 году минуло два года). В своих воспоминаниях Дудченко писала: «Я позировала ей. В своей монографии о Серебряковой искусствовед Валентина Князева пишет, что в картине «Баня» художница «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»10. Постепенно начинает все более четко и последовательно вырисовываться замысел картины. Об этом свидетельствует «и общий спокойный колорит полотна, выдержанного в искусно варьируемом и обогащаемом розово-золотом тоне смуглого нагого тела и несложность композиции, столь приятной спокойными положениями фигур».

Фотографии русской 
бани ресторана гостиницы 
в Харькове

Фотографии русской бани ресторана гостиницы в Харькове

Хотя к ней, во Францию, приезжал старший брат, Евгений Лансере, советский профессор. Характер этого произведения, при его кажущейся неожиданности и исключительности в те годы — в подлинном искусстве, а не в «масс-культуре», — отнюдь не случаен. «Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как видеть свое молодое веселое лицо в зеркале, как видеть игру своих обнаженных рук с гребнем Как само лицо, так и все в этой картине юно и свежо Здесь нет и следа какой-нибудь модернистической утонченности.

А время идет и я бьюсь все на том же месте», – в отчаянье пишет она матери. По словам Эрнста, в этом произведении Серебряковой «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»9. В их ярком, простом, но и таинственном блеске художница задерживает живую трепетную мысль.

Отзывы и комментарии 
о Зинаида серебрякова 
баня

Отзывы и комментарии о Зинаида серебрякова баня

Серебрякова решила ехать. «Жалкая, беспомощная и одинокая. Но простая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной», — писал об этой картине дядя Серебряковой А. Н. Бенуа и в этом отзыве нет ни капли «родственной» лести художнице. По-видимому, многие из них были крестьянского происхождения и вообще подразумевалась деревенская баня— по словам Алексея Савинова, эта картина «была существенно важным шагом в приближении Серебряковой к темам деревни и её людей»20. Серебрякова долго ищет композицию «Купальщицы»: в первых карандашных набросках, а затем начальном варианте маслом женщина еще «по-венециановски» стоит в прибрежных зарослях. Может вот таким образом получилась очень добрая, теплая и светлая работа.

Это был период расцвета творчества талантливой художницы. В статье, посвящённой столетию со дня рождения Серебряковой искусствовед Александра Амшинская писала, что в картине «Баня» «осознание человеком себя, своего тела, своей физической природы проходит через изображение чрезвычайно важного ритуала русской крестьянской жизни». Первый план картины заставляет вспомнить античные барельефы. Основные свои «крестьянские» картины она создала через пару лет, хотя внутренняя подготовка к ним шла, по сути, с ранней юности и не прекращалась в период создания одной из самых значительных ее работ 1912–1913 годов — «Бани». Современники упоминают тяжелый характер художницы. Серебрякова сумела, с присущей ей интуицией, уловить и воплотить в живописи стилевые особенности нового, возникшего в конце 1900-х годов явления — неоклассицизма.

Нелюдимая в жизни, в творчестве она не оставила прямых последователей. Собственно, Серебрякова и делала их быстро, экономя время и материал. Например, Марине Цветаевой это удалось. По сравнению с подготовительными материалами, художница смягчила остроиндивидуальные особенности натурщиц, «облагородила лица, удлинила пропорции». Художественный критик Михаил Боде, проводя параллель между картиной «Баня» и творчеством французского художника-академиста Жана-Огюста-Доминика Энгра (автора «Турецкой бани» и ряда других картин в жанре «ню»), называет стиль Серебряковой «энгризмом с поправкой на российские типажи и память о Венецианове»31.

В картине «Ассизи» ощутима строгая геометрия городских видов Добужинского, насыщенная, однако, свойственными Серебряковой теплом и позитивом. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Заработать денег за год, как планировала, ей не удалось.

На этюде изображены шесть женских фигур— две на переднем плане и ещё четыре в глубине16. А потом падает железный занавес.

Видео о Зинаида 
серебрякова баня

Видео о Зинаида серебрякова баня

В середине 1912 года Серебрякова начинает писать картину, которая окажется первым вариантом «Бани». Близкую связь между произведениями Серебряковой и Венецианова также отмечал Алексей Савинов— он писал, что «оба они были родственны друг другу в утверждении русской красоты, воплощённой в девушке-крестьянке»20. Художница избирает вертикальный формат, композиция разворачивается вглубь. Родители были за, а вот церковь воспротивилась из-за родства влюбленных. В то время, когда Серебрякова писала этот портрет, Джордж Баланчин еще не был всемирно известным хореографом, создателем «американского балета».

Между прочим, одна из картин – «Екатерина у окна», которая, по сути, не портрет, так как героиня обращена спиной, написана не пастелью, а маслом. Обсуждая картину «Баня», Савинов отмечал, что перед произведением Серебряковой таких ощущений не возникает— «девушки её картины окрепли в труде и чужды изнеженности их нагота здорова и спокойна». В отличие от первого варианта (этюда), в котором Серебрякова использовала вертикальный формат холста, в основном варианте картины художница выбрала горизонтальный формат. Он работал в Тбилиси и был командирован в Париж решением Наркомпроса Грузии. Но как художник она сформировалась в Петербурге. Кроме того, занятиям живописью сильно портила болезненность Зины.

Легкий поворот головы, чуть лукавый взгляд и намек на улыбку придают изображению, при, казалось бы, традиционной «классичности», ощущение сиюминутности и удивительную естественность. Зинаиде Серебряковой – нет. В процессе работы над картиной «Баня» Серебрякова создала много этюдов и набросков с натуры15. В мотиве серебряковской «Купальщицы» и его живописном воплощении дает о себе знать характерная для русского модерна возможность «разновариантной стилизации» — гармоничного сочетания непосредственного видения натуры с чертами неоклассики и Нового стиля в композиционном решении: изысканном и в то же время живом повороте фигуры, в выраженности линейной ритмики и особой уравновешенности, в безупречно найденных контрастах цветового решения. Молодые решили пожениться, но удалось им это не сразу.

«Вообще я часто раскаиваюсь, что заехала так безнадежно далеко от своих», — писала она ещё в 1926 г. А в старости добавляла: «Ничего из моей жизни здесь не вышло и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы» К счастью, Серебрякова ошиблась — ее картины нисколько не «выпали» из контекста русской художественной жизни, по-прежнему восхищают любителей искусства всех возрастов и высоко ценятся коллекционерами. Да и на родине ее не забывали. Высокие, статные, задорные, влюбленные, немного идеалисты. И все вещи при их цельности напоминают наброски. Сразу же подчеркнем, что Серебрякова органично и последовательно проводила в своей живописи принципы реализма, но не традиционного «девятнадцативекового», «передвижнического», а обогащенного новыми живописными достижениями, новыми содержательными и стилистическими исканиями, как это было свойственно и ее старшим современникам — от В. А. Серова, К. А. Коровина, И. И. Левитана, М. В. Нестерова до «мирискусников». Ж-1909)1.

Он был восемнадцатилетним Георгием Баланчивадзе, недавним выпускником Петроградского театрального училища, артистом Государственного театра оперы и балета (бывшего Мариинского). И он устроил дамам великолепные художественные и культурологические экскурсии. То есть художница, «теряя» лицо модели и акцентируясь на теле использует более решительный и агрессивный материал. Следующий зал отдан экзотическому марокканскому циклу, который Серебрякова написала во время поездок в Марокко в 1928–1929 и 1932 годах.

Динамика популярности – Зинаида серебрякова баня

ПОРТРЕТ Г. М. БАЛАНЧИВАДЗЕ (ДЖ. Именно в это время в России стала отчетливо намечаться пропасть между искусством реалистическим в различных его проявлениях и искусством новаторским, провозвестником которого стали выставки «Союза молодежи», «Треугольника» и особенно «Бубнового валета» — первые шаги нарождавшегося во всем своем многообразии авангарда. В 1910 году автопортрет Серебряковой произвел настоящий фурор. Первые известные работысоздаются здесь — в городе на Неве.

Дети получили прекрасное образование, реализовали себя как личности и творческие люди. В нарушение академических канонов композиция срезана краями полотна, что «вносит ощущение фрагментарно увиденной и живо запечатлённой сцены»— такой приём был характерен для живописи начала XX века27. Совершенно чуждая авангардистским исканиям, Серебрякова продолжала твердо идти своим путем, уже ясно намеченным и в ее портретах и в пейзажах рубежа 1900–1910-х годов, что получило безусловное подтверждение в «Бане». В отличие от статики интеллектуальных портретов, народ она всегда изображала в действии. «Никто не понимает, что начать без копейки безумно трудно.

В «Купальщице», с одной стороны и во множестве живописных и графических портретов крестьян, созданных в это же время Серебряковой, — с другой, воплотились в разных ипостасях две основные темы, пронизывающие все ее творчество предреволюционных лет. Или все-таки не хотелось. Центральные персонажи выглядят будто бы непричастными к происходящему действию, на что указывает их облик, «с лёгкой таинственной улыбкой на губах и отстранённым взглядом выразительных глаз»3. Главные шедевры Серебряковой были созданы в 1912–1915 гг. Они встретились только через 36 лет, сделав все возможное, чтобы встретиться с мамой на родине.

Эта новая для нее тема возникает, конечно, не без влияния увиденной ею в Париже живописи Ж. Д. Энгра, Т. Шассерио и, естественно, «Завтрака на траве» и «Олимпии» Эдуарда Мане. Именно этой атмосферой уюта, радости и гармонии картина художницы нам так дорога.

Одна работа молодой художницы, созданная в том же плодотворном 1911 году, стоит особняком: она в известном смысле завершает начальный отрезок ее уже приобретшего зрелость творчества и одновременно предвещает новые, чисто «серебряковские» живописные открытия. По словам искусствоведа Валентины Князевой, «этюд пленяет женственностью и поэтичностью образов, живой передачей натуры» в то же время она отмечает его камерный характер, связанный с жанровой трактовкой темы13. Кроме детских лиц, здесь привлекает внимание прелестный натюрморт.

Художник Константин Сомов, неоднократно помогавший в Париже Зинаиде Серебряковой, рассказывал: «Она такая жалкая, несчастная, неумелая, все ее обижают». Особняком стоит жанр обнаженной натуры: на выставке показан триптих «Русская баня». В глубине — еще четыре юных девушки в различных позах. Она выступила перед зрителем как необычайно привлекательный художник, одарив, по словам Александра Бенуа, «русскую публику улыбкой во весь рот» — бесхитростным и очаровательным автопортретом «За туалетом» — на грани 1909 и 1910 годов. После портретов покоряют пейзажи.

Появляется серия больших натурных рисунков углем на картоне. Вся композиция ярко освещена, движущиеся тени придают сцене выразительность и известную динамичность. Вскоре к ним присоединился Александр Бенуа, для Зины – «дядя Шура». Многие называли ее единственной духовной наследницей А. Г. Венецианова, да и сама Зинаида Михайловна признавалась, что «не может налюбоваться этим чудесным художником».

  1. Картина Баня Зинаиды Серебряковой
  2. Зинаида Серебрякова: жизнь в картинах
  3. ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ, ЧАСТЬ 2 — ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА
  4. Зинаида Евгеньевна Серебрякова: обнаженная натура
  5. Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884 – 1967)

«Баня» Серебряковой, с таким глубоким уважением — более того, с восхищением — воспевавшая юность, чистоту и красоту крестьянок, явилась абсолютно новым словом в живописи второго десятилетия века. Одной из моделей для второго, основного варианта картины «Баня» была Василиса Дудченко— крестьянка из села Нескучное, в течение ряда лет работавшая кухаркой в семье Лансере— Серебряковых519. По возвращении в Россию она много времени проводили в Нескучном. Западные образы «Торговка овощами в Ницце», «На пляже», «Булочница» показаны не в момент физического труда, но мы понимаем, что в них больше чем глаза говорят грубоватые угловатые черты лица, рук, мощные ноги и торсы.

Камаре», «Терраса в Коллиуре», перекликаясь с колоритом виноградных террас Коровина, буквально вбирают в себя зрителя. После этого Серебрякова увлеклась идеей создания полотна изображающего русскую баню13. В 1905 году они обвенчались.

Вначале посетители обнаруживают привычную Зинаиду Серебрякову – с ее великолепными портретами, каждый из которых похож на прорыв в душевную и духовную сущность модели. В России же Серебрякова оказалась первым художником, возродившим традицию изображения прекрасного женского тела в его живой прелести не в качестве «учебной» работы, а в самостоятельном эстетическом значении, полностью игнорировавшемся живописцами второй половины XIX века, в первую очередь передвижниками, с презрением отдавшими эту «асоциальную» по содержанию живопись на откуп мастерам академического или чисто салонного направления — от Г. И. Семирадского и К. В. Маковского до Н. К. Бодаревского и А. Н. Новоскольцева. Бесконечные выставки, тусовки в знаменитом обществе «Мир искусств», первое признание таланта — знаменитоеполотно«За туалетом», впервые показанное на большой выставке приносит широкую известность. Вскоре удается выписать к себе Катю, в 1927 году приезжает и Саша.

Князева отмечает, что в этом произведении присутствуют приёмы старого академизма, а также то, что в нём заметно следование традициям Алексея Венецианова— в первую очередь, его картины «Купальщицы», написанной в 1829 году30. Но это ей не удалось. И она у них была, но не так долго, как мечталось. Выдержанный в холодноватых «чистых» тонах, единообразие которых разбивается редкими яркими вкраплениями (желтый кувшин слева), он радует глаз своей «целомудренностью», простотой, сдержанным изяществом. Достаточно вспомнить «Прачек» Архипова с социологичностью их сюжета и «московским импрессионизмом» живописного решения, чтобы понять, что живопись Серебряковой знаменует новый этап восприятия и передачи реальности.

Татьяна стала театральным художником, а Евгений – архитектором-реставратором. Это хорошо иллюстрируют «Портрет Елены Браславской» и «Портрет танцовщицы Иветт Шовирэ».

На первом плане — две женские фигуры — стоящая и сидящая но внимание Серебряковой сосредоточено на первой модели, чье тело с совершенными формами изображено в сложном, до сих пор не встречавшемся в ее рисунках повороте. Уже первые картины Серебряковой привлекли всеобщее внимание, а автопортрет «За туалетом», выставленный в 1910 г., произвел фурор — столько в нем было очарования, молодости, задора. Но надо учитывать обстоятельства ее жизни. Здесь важны были уже не глаза, а экспрессия движущихся тел. По словам Амшинской, в картине «Баня» нет сиюминутной конкретной сюжетности, зато есть обобщённость. Очень красивая пара. Слабую физическую организацию она унаследовала от отца.

Но ее реализм был, по существу, реализмом новым не только по глубинному смыслу, отражающему ее мировосприятие, но и по стилевым особенностям, вполне соответствующим содержанию ее живописи (кстати, в конце 1920-х годов путь многих живописцев, не принадлежавших к «авангарду», был обозначен видным искусствоведом А. А. Федоровым-Давыдовым как «неореализм»). «Марокканка на площади в Маракеше» – глаза сведены на нет, прищурены от солнца, резкие грубоватые линии одежды, как тени. В трактовке обнажённых тел появилась определённая идеализация, связанная с мечтой художницы о прекрасном в человеке, — «образ русской крестьянки здесь возвышен, в нём синтезировано конкретное изученное в натуре и черты искомого идеала»5. Впрочем, возможности целиком погрузиться в тоску у нее нет – нужно кормить детей и мать. Прозрачные, наполненные воздухом, бликами света, покоем и ясностью морские пейзажи «Лесконил», «Бретань.

  1. Строим Живую Баню – семинар Ивана Бояринцева
  2. Звоните по телефонам:7 812 389-39-84 справочный телефон
  3. Россия, Москва, проезд Серебрякова
  4. ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ЗИНАИДЫ СЕРЕБРЯКОВОЙ
  5. Картины художника Зинаиды Серебряковой
  6. картина Баня Харьков женский день – Серебрякова

На обратном пути специально ради посещения музеев поехали через Вену. Выше: что вы искали. Но почему не удалось. «Торговая площадь Маракеша» – голубые, желтые, бежевые пятна передают ощущение жары. Именно «Баня» была — по вложенной в нее мысли и по тем живописным задачам, которые ставила перед собой художница, — первым сознательно картинным произведением, над решением которого Серебрякова вдохновенно трудилась в течение почти двух лет. Зинаида много путешествовала. Зинаида Евгеньевна просит свою сестру Катю, очень похожую на нее внешне, позировать летом для картины «Купальщица».

Так, пастель «Лежащая обнаженная», созданная в 1929-м в Париже, в июне 2008 г. ушла с аукциона «Сотбис» за 1 миллион 72 тысячи фунтов стерлингов. Приятным и логичным дополнением к работам Зинаиды Серебряковой стали картины ее детей, которые, обладая редким талантом художников-миниатюристов, в своих акварелях блестяще передавали красоту усадеб, дворцовых интерьеров и парков. Но главное в этой картине, как и во всех произведениях Серебряковой этих лет (да и всей ее творческой жизни), — удивительная естественность и поэтическая точность.

Картина Баня Зинаиды 
Серебряковой

Как мы видим теперь, она во многом предвосхитила путь тех оставшихся на Родине художников, которые, не прельстившись грандиозными исканиями авангарда и, тем более, «достижениями» пресловутого соцреализма, создавали новое, свободное, не подчиняющееся никаким внешним требованиям искусство. Помимо радости от живописи, жизнь девушки озаряла еще одна большая радость – любовь. Кажется им предстояла очень счастливая жизнь. Абсолютно другую Серебрякову видим в отображении народных образов.

Так, уже в «Бане» она отказывается от «бытовизма» сюжета, от жанровости.