Серебрякова За Туалетом Автопортрет
Автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Серебряковой, наряду с картинами «Баня» (1913, ГРМ), «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ). Три работы Серебряковой — автопортрет «За туалетом», «Зеленя» и «Молодуха» (портрет Марии Жигулиной)— были приобретены с выставки Третьяковской галереей. Автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Серебряковой, наряду с картинами «Баня» (1913, ГРМ), «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ)13.
Зинаида Серебрякова, За туалетом: описание картины
Шпильки длинные, украшенные разноцветными стеклянными шариками. Таких работ уСеребряковой виммиграции было очень много. 26 мая 1906 года у неё родился первый ребёнок— Евгений (Женя), а 7 сентября 1907 года— второй сын, Александр (Шура)21. Он еще не сняла свободную ночную рубаху, которая впала с одного плеча, полностью его оголив. Среди её работ этого периода встречаются и портреты и автопортреты22. На нее женщина поставила банку с зубным порошком, мыло, рядом повесила полотенце.
Общая обстановка комнаты представляется какой-то фантастической и необыкновенной. Вся обстановка в комнате какая-то фантастическая искрящаяся светом и радостью. Они очень доброжелательно были отмечены в печати — в каталожной статье Г. К. Лукомского и в «Художественном письме» А. Н. Бенуа.
10 автопортретов Зинаиды Серебряковой — самой важной русской художницы
И молодая художница показала себя в первой значительной работе живописцем сугубо современным, хотя и далеким от новаторских левых течений, но прекрасно воспринявшим и по-своему претворившим в собственном творчестве достижения русской и западной живописи конца XIX — начала XX века. Молодая женщина изображённая на картине, смотрит на себя в зеркало и расчёсывает волосы. Шея элегантно повернута в сторону.
Женщина любит украшения. Этот достаточно реалистичный автопортрет, написанный в серебристо-светлой гамме, фактически является отображением «потусторонней» зеркальной жизни художницы и тем самым приобретает сходство со стилем начала XX века – арнуво (модерн). Возникает ощущение, что автопортрет написан для близких людей семейного круга.
Сочинение по картине Серебряковой «За туалетом»
Модерн — стиль, пришедший в Россию из Западной Европы в начале девяностых годов и расцветший, особенно в архитектуре и прикладном искусстве, к середине 1900-х, — наложил свой отпечаток на творчество таких крупных русских живописцев, как М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, ранний В. Кандинский, а среди «мирискусников» — Л. Бакст, К. Сомов, А. Бенуа. В итоге получился не просто портрет, а жанровая сценка с обилием деталей. По словам искусствоведа Валентины Князевой, это произведение «чарует своей световой насыщенностью: кажется, что и фигура женщины на переднем плане и натюрморт и фон не только залиты светом, но сами излучают его». Портрет втюрбане был написан вПариже уже после замужества. Наибольшая интенсивность цвета наблюдается на переднем плане— на туалетном столике изображены «стеклянные флаконы с жёлтыми и зелёными духами, синяя подушечка со шпильками для шляп, расписная коробка с бусами и многое другое», «всё это пронизано цветом играет и переливается, как драгоценности». Волосы у неё такие длинные, что приходится придерживать их второй рукой, чтобы расчесать.
Вместо атрибутов живописи – на туалетном столике атрибуты женской красоты. Ее красивое движение в полуповороте очень изящно показывает тонкую талию. Серебрякова создает идеальный образ гармонически абсолютного человека, но это только мечта, мимолетная «реальность» отражения. Не менее важно, что Бенуа отмечает среди основных достоинств ее работ их настроение: «Они все веселые, бодрые и молодые».
Нужно описание по картине Серебрякова За туалетом Помогите пожалуйста
Это было второе выступление художницы «на публике». Работа была хорошо встречена публикой и критиками. После этого заказа Зинаиде было сложно найти работу. Она напоминает восточную красавицу из сказок. Но подлинно большой успех и признание любителей живописи, прежде всего круга «Мира искусства» во главе с Александром Николаевичем Бенуа, принесло ей портретное творчество конца 1900-х — начала 1910-х годов.
Губы изогнуты в нежно улыбке. В творчестве Серебряковой — и особенно в автопортрете «За туалетом» — мы встречаемся как раз со слиянием реалистического взгляда на мир (причем принципиально реалистического, что характерно для всего ее мироощущения) с несомненными и весьма существенными и даже типичными для произведений модерна чертами. Автопортрет «За туалетом»Зинаида Серебрякова написала в 1909 году в родном селе Нескучное (сейчас в составе Харьковской области). Этот душевный порыв понравился тогдашнему зрителю, нравится и сегодняшнему. Над умывальником повешено овальной формы зеркало в темной раме с отверстиями для подсвечников.
026 Галина Серебрякова За туалетом Автопортрет
Героиня красива. В период жизни во Франции Зинаида Серебрякова путешествовала в соседние страны, выполняла заказы. Если сама женщина написана объёмно, чёткими мазками, то интерьер, предметы обихода, женские принадлежности изображены в стиле модерн. Их зритель также видит лишь отражающимися в зеркале. На первом плане туалетный столик. На заднем плане картины интерьер, состоящий из предметов нехитрого деревенского быта. Добиваясь осязаемой материальности в изображении таинственного мира, «существующего» по ту сторону зеркала, художница как бы стремится проникнуть в глубоко спрятанную тайну человеческой природы и самой жизни.
Женщина недавно проснулась, на ней надето ночное платье, съехавшее с одного плеча. Много лет спустя Бенуа не преминул вспомнить, что уже тогда она «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи», неожиданно для всех представ перед современниками «готовой художницей». Сорочка белоснежного цвета. Она не пыталась показать себя в лучшем свете. Более того, они сами стали создателями модерна в России в эпоху, которую в Германии называют Jahrhundertwende — «поворот столетий», что точнее определяет движение и характер времени, чем французское Fin de siecle («конец века»).
Зинаида Серебрякова, «За туалетом» : краткое описание картины
Только, наверное, в этом автопортрете счастье молодости и непосредственная радость жизни ощущаются куда больше, чем в душевном состоянии и облике пушкинской Татьяны. Предлогом для уже давно назревавшего разрыва между «москвичами» и «петербуржцами» (за исключением В. Серова, крепко связанного с основной группой «мирискусников») стали критические высказывания А. Бенуа в адрес некоторых «москвичей». Бенуа называл эту картину Серебряковой «таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её» он описывал этот автопортрет, как «самую радостную вещь», отмечая, что «здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то совершенно художественное».
Именно молодостью освещено скромное помещение комнаты, в котором чувствуется тепло и уют. На щеках виднеется румянец. За туалетом». Карие глаза героини с обаятельным лукавством смотрят прямо на зрителя. Художница изобразила не реального человека, а его отражение в зеркале. Сверху него прибита полочка. Глаза и улыбка героини говорят о радости жизни.
Внучка Маяковского — о выселении из мастерской, в которой ее семья работала полвека
Автопортрет «За туалетом», посланный Серебряковой в Петербург по настоянию брата Евгения, получил всеобщее признание на VII выставке Союза русских художников, где он экспонировался вместе с тринадцатью другими работами Серебряковой, созданными в 1906–1909 годах. Зинаида Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года в селе Нескучное Курской губернии (сейчас Харьковская область). Впоследние годы вПариже натуры унее почти небыло, дети оказывались все время заняты иона много оставалась одна.
Этот прием привносит оттенок интимности и одновременно создает необходимую отстраненность. В ноябре того же года она выехала в Париж, где занималась в Академии де ла Гранд Шомьер20.
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Её поза непринуждённа, «живо переданы грациозное движение обнажённых рук, лёгкий поворот стройной фигуры». Она расчесывает свои красивые, густые волосы. Это эскиз кпортрету, который находится вОдесском музее. На заднем плане видна белая стена, а также столик с тазом и кувшином для умывания. На заднем плане видна белая стена, а также столик с тазом и кувшином для умывания18.
Однако эти портретные работы оказались лишь предшественниками произведения, сразу выдвинувшего ее в первый ряд русских живописцев этих лет, — автопортрета «За туалетом», характеризующего эпоху своего создания с такой же точностью, как «Девушка, освещенная солнцем» Серова — вторую половину восьмидесятых годов XIX столетия, а «Купание красного коня» Петрова-Водкина — начало 1910-х годов. Она с раскрытой душой готова встречать новые впечатления и эмоции. Художница за утренним туалетом словно смотрит на себя со стороны, как на позирующую модель. Эта «зеркальность», отраженность изображаемого, двойная — хотя в данном случае непреднамеренная, подсознательная — отстраненность его от зрителя, пребывание модели и окружающего ее предметного мира, по выражению Д. Сарабьянова, «на грани посюстороннего и потустороннего бытия»является одним из излюбленных приемов модерна. Зеркало, куда смотрится женщина, нет в картине.
Подпишитесь на новостную рассылку музея
Но художница не смогла на нее приехать по состоянию здоровья. Её поза непринуждённа, «живо переданы грациозное движение обнажённых рук, лёгкий поворот стройной фигуры»16. Светлый, мажорный колорит делает «отраженный» мир ярким и воздушным. Недаром Е. Е. Лансере в письме К. А. Сомову, сравнивая это произведение с более ранними работами сестры, дает ему очень точное определение: «Вещь несравнимо значительнее — полукартина, полуавтопортрет, маслом, почти в натуру: дама deshabillee (в домашнем, утреннем платье, полуодетая, фр. — А. Р. ) расчесывает себе волосы, автор себя видит в зеркале, так что часть предметов на первом плане повторяется вдвойне (свечи).
В ноябре того же года она выехала в Париж, где занималась в Академии де ла Гранд Шомьер. Сарабьянов, как и Савинов, отмечает простоту концепции автопортретов Серебряковой, подчёркивая, что они выражают естественные чувства, показывают обыденные действия (причёсывание, смотрение в зеркало и т. д. ), совершаемые на фоне простой окружающей обстановки3233. Безусловно, глубоко справедливо и тонко прочувствовано сопоставление этой полной свежести искренней картины с поэтикой «божественного» Пушкина — самой большой литературной любви Серебряковой от юных лет до глубокой старости сопоставление, которое должно было глубоко ее порадовать. Прямо с выставки картина была приобретена Третьяковской галереей. Она смогла приехать во Францию и, наконец, увидеть мать. вы можете запросить все в системе с коробкой.
26 мая 1906 года у неё родился первый ребёнок— Евгений (Женя), а 7 сентября 1907 года— второй сын, Александр (Шура). Еще более показательны ритмизованность решения картины и характерная для модерна «остановленность» действия во времени. Вообще, портрет счастья— это портрет Серебряковой. Такое исключение, когда все выставочное пространство здания отдано одному мастеру, до настоящего времени было сделано только для ретроспективы Марка Шагала. Е. Дорош, конечно, прав в том, что «деревенский мир» с пушкинских времен до начала XX века внешне изменился сравнительно мало.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В статье, посвящённой автопортретам Серебряковой искусствовед Дмитрий Сарабьянов выделял женственность как самое привлекательное качество и творчества художницы и её собственной внешности и жизненного пути: «весь её облик овеян чистотой раскрытой души, сиянием добрых глаз её чувства отмечены естественностью проявления а помыслы, воплощённые в картинах, отражают ясность представления о человеческом назначении». Загадкой остается то, какая будет прическа – кокетливая или строгая и чуть озорная. Многие современники кнему относились поэтически ипервым онем написал Александр Бенуа (основатель «Мира искусства» приходился художнице дядей.
От самой героини веет добром и счастьем. Зинаида поймала себя на этом и решила оставить себя такой для мужа. Три свечи, чтобы усилить ракурс. И вместе с тем живая — и живительная — непосредственность видения решительно отличает «За туалетом» от таких, например, произведений, как «Ужин» Л. Бакста и его же портрет Зинаиды Гиппиус, где на первый план выступают стилевые поиски и изыски, делающие эти безусловно прекрасные работы типичными образцами чистого, «беспримесного» модерна.
- Автопортреты конца 1900-х— начала 1910-х годов
- Как два медика и учитель открыли самый крутой бар в России: история
- «Проигрышная стратегия»: почему не нужно спорить с теми, кто верит в мифы о раке
Девушка слегла, повернута к зрителю, тем самым мы можем рассмотреть ее фигуру. Серебрякова никак не демонстрирует свою принадлежность к собратьям по искусству. Работа выполнена в светлых, теплых тонах, передающих солнечное морозное утро. Но они не зажжены, солнечного света достаточно. И, может быть, самая главная и наиболее привлекающая зрителя его черта — это «простая красота», которая «есть во всем».
«За туалетом. Но, по сути именно автопортрет «За туалетом» стал подлинным открытием нового дарования, отмеченным не только блестящей статьей Бенуа, но и рядом других отзывов. Дорош признается: «При этом я думал не столько о Татьяне Лариной, сколько о Пушкине, первым открывшем деревенскую Россию — поэзию ее повседневного бытия Девушка с Автопортрета вот так по-пушкински свежо и ясно видит лежащий за окнами ее светлой комнаты деревенский мир, мало изменившийся за те восемь десятков лет, что отделяют Евгения Онегина от этой картины». Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Серебрякова писала: «Как ужасно, что современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть «модным» или «немодным» и требуют от художников постоянного «обновления», а, по-моему, художник должен оставаться сам собой. ». Как ивсе ранние ееработы, онносит очень романтический характер: Серебрякова примеряет насебя разные образы.
«Автопортрет. Через пять лет в России состоялась первая выставка работ Серебряковой. Здесь и милые девичью сердцу безделушки – флаконы и коробочки и спицы и свечи. Французское общество восторгалось ар-деко, а работы Серебряковой не оценивались высоко.
Захотелось запечатлеть то счастливое состояние, в котором пребывала. Но это всё кажется таким невзрачным, скучным и простым, по сравнению с их хозяйкой. Все, что ей удавалось заработать, она отправляла детям. Она нестремилась показывать свои чувства напортретах инамногих как будто скрывается замаской улыбки. Интересную деталь нарисовала художница — зеркало в зеркале. Иэта маска переходит напортреты еепоздних персонажей.
Кажется, что на ней не хватает украшения. На переднем плане картины предметы, стоящие на столике у зеркала.
««За туалетом» Зинаиды Серебряковой – один из лучших автопортретов в русском искусстве, который принёс художнице, показавшей его на петербургской выставке 1910 года, шумную славу, – уже современниками её был оценён как первоклассное произведение. У нее достаточно тонкая талия. Мы вдруг чувствуем, как тяжелы они худенькой фигурке. Она была по-истине прекрасна.
ред. ): «Есть что-то ребяческое вэтом боковом взгляде «лесной нимфы», что-то игривое, веселое Икак само лицо, так ивсе вэтой картине юно исвежо». 6. Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа вспоминал, как Серебрякова «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи» и писал, что на протяжении всех прошедших с того времени лет её искусство продолжало оставаться таким же «свежим, непосредственным и подкупающим». Искусствоведы автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Зинаиды Серебряковой: «Баня», «Жатва» и «Беление холста». В декабре 1910 года в Петербурге открылась выставка воссозданного, но сильно отличавшегося от прежнего, «Мира искусства» с этих пор участие Серебряковой в организованных им выставках стало «само собой разумеющимся». Серебрякова захотела запечатлеть себя внезапно.
«Улыбкой во весь рот» назвал он эту работу, вмиг заметивший и блестящее мастерство и необычное радостное настроение этой работы. Многие произведения второй половины 1900-х годов она исполняла масляными красками. Нет никакой грусти, огорчения или задумчивости. Выставку работ Зинаиды Серебряковой можно посмотреть до 30 июля. Окружающие детали прописаны тщательно и вместе с тем как будто незначительны.
Это уже французский автопортрет. Женщина молода, полна энергии и задора. Диспропорция растущего существа, этакий человечий «щенок» с большими лапами — он знает, что будет огромной собакой, а пока ему некуда деть их. Все очень просто, все точная копия натуры, но вместе с тем Шура (Александр Бенуа. — А. Р. ) находит, что в ней есть стиль» (имеются в виду, несомненно, стилевые особенности модерна). После возвращения в Россию весной 1906 года Зинаида Серебрякова несколько лет жила в семейном имении Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом, входившим в состав Курской губернии Российской империи (ныне на территории Харьковской области Украины).
Отношения между СССР и странами Запада становились все более закрытыми. В частности, художник Валентин Серов высказал мнение, что «автопортрет у зеркала очень милая свежая вещь», а художник и критик Александр Бенуа писал, что Серебрякова «подарила русскую публику таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её». Лицо ее очень свежее и радостное. Бенуа называл эту картину Серебряковой «таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её» он описывал этот автопортрет, как «самую радостную вещь», отмечая, что «здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то совершенно художественное»91011. При работе над картиной Серебрякова использовала белила, которые хорошо отражают свет. Зинаида Серебрякова умерла в 1967 году в возрасте 82 лет.
Однако именно автопортрет «За туалетом» неопровержимо и убедительно доказывает, что в решительно захватившем в эти годы часть русской живописи модерне (уже, впрочем, оттесняемом ко времени написания автопортрета новыми, более «революционными» исканиями и течениями) характерные его содержательные и стилевые особенности зачастую органически соединялись «с реализмом и чертами импрессионизма». Очень хорошо проработано лицо, хорошо отражено состояние предчувствия. Возвращаясь к отзыву Бенуа, хочется подчеркнуть здесь два его положения. Художник Валентин Серов говорил об автопортрете, что это «очень милая и свежая вещь». Дочь стала в то время главной моделью художницы.
Автопортрет (1909) Холст, масло. Все они поражают жизненностью, простотой и прирожденным мастерством». Во время Второй Мировой войны переписка с ними и вовсе оборвалась.
На картине «За туалетом. 75 х 65 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Композиция представлена как отражение в зеркале, что традиционно для жанра автопортрета. В ее семье говорили: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». 7. С искренним увлечением написан отраженный в зеркале незатейливый натюрморт («я забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете»): флакон духов, булавки, платочки, бусы и свеча в подсвечнике — кстати, единственный предмет изображенный дважды, «в натуре» и в отражении. Зеркало — это мы, зрители.
5. Исходит оно прежде всего от девушки – обаятельной, любующейся собой и радостной. Мотив «зазеркалья» не вызывает чувства таинственности. Автопортрет простотой и в то же время некоторой таинственностью трактовки образа. Это «существование как отражение» служит ей (может быть, абсолютно подсознательно) своеобразной «защитой», границей между собой и зрителями, существование которой особенно характерно для целомудренной и скромной Серебряковой — человека и живописца. На фоне самой художницы все эти детали невзрачные и совсем неброские.
Зинаида Серебрякова За туалетом. Колорит картины решён в светлых, жизнерадостных тонах.
Несколько смягчённые тона в той же цветовой гамме можно найти в других частях полотна. Так и нарисовала девушка свой автопортрет в зеркале. 1.
Ее дед Николай Бенуа был известным архитектором, отец Евгений Лансере – скульптором, мать Екатерина Бенуа – художником-графиком, дядя Александр Бенуа – знаменитым художником. Эта работа считается эскизной кпортрету «Затуалетом»— да, тот знаменитый портрет сделан вдругой манере ицветовой гамме, нонанем есть таже самая улыбка, которая его отличает иона здесьже замечательно изображена.
Глубоко верны слова о «прирожденном мастерстве» Серебряковой — ведь она была, по существу, самоучкой, ставшей благодаря таланту, помноженному на упорный труд, великолепным и оригинальным живописцем, всегда идущим своим путем. В залитой солнцем комнате, счастливая, она непринужденно начала расчесывать волосы. По словам художницы, «дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного». Ночная рубашка на ней сидела свободно и спала с левого плеча, полностью его оголив. Как драгоценности играют и переливаются в лучах солнца стеклянные флаконы с духами, бусины на шпильках, подсвечник, в живописном порядке расположенные на туалетном столике.
Написанный в 1909 году и представленный на выставке, автопортрет вызвал истинный восторг. Работа была хорошо встречена и критиками и более старшими коллегами Серебряковой. Бенуа же, безусловно выделяя автопортрет племянницы, замечал: «Другие произведения Серебряковой (были выставлены портреты крестьян, в том числе «Пастух» и «Нищий», портрет студента, пейзажи «Весной», «Зимний день», «Зеленя». — А. Р. )— дальнейший комментарий к ее искусству. Палитра, в которой решена картина – перламутрово-розовые, серебристо-голубые, золотистые тона – придает полотну праздничное настроение и дарит ощущение сказки.
Девушка на портрете очень рада новому дню. В статье, посвящённой автопортретам Серебряковой искусствовед Дмитрий Сарабьянов выделял женственность как самое привлекательное качество и творчества художницы и её собственной внешности и жизненного пути: «весь её облик овеян чистотой раскрытой души, сиянием добрых глаз её чувства отмечены естественностью проявления а помыслы, воплощённые в картинах, отражают ясность представления о человеческом назначении». Слева от Зинаиды расположен умывальник с тазиком и кувшином. Пространство комнаты наполнено оттенками белого цвета. Картина наполнена светом, теплом и хорошим настроением. Картина З. Е. Серебряковой «За туалетом.
По словам художницы, «дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного». Прямо с выставки картину приобрела Третьяковская галерея, где «Автопортрет. Несколько смягчённые тона в той же цветовой гамме можно найти в других частях полотна16.
Колорит картины решён в светлых, жизнерадостных тонах. На первом плане перед самым зеркалом автор изобразил своеобразный натюрморт, состоящий из флаконов духов, бус, спиц, салфеток и других женских вещиц. Автопортрет» представлено отражение в зеркале молодой женщины.
Выше: что вы искали. После возвращения в Россию весной 1906 года Зинаида Серебрякова несколько лет жила в семейном имении Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом3, входившим в состав Курской губернии Российской империи (ныне на территории Харьковской области Украины)4. Картина «Автопортрет.
Стоит пузырек с духами, а по правую руку от девушки две свечи в красивых подсвечниках. Руки и волосы создают обрамление для лица. Зинаида Серебрякова «Автопортрет (За туалетом)» Картина была написана художницей зимой 1909 года, в семейном доме в Нескучном. Только вдоволь налюбовавшись самой девушкой, уже можно рассмотреть все нюансы.
Весь ее стан легкий и жизнерадостный. А незадолго до смерти художницы и Евгений смог встретиться с матерью. На ее молодом лице легкая и непринужденная улыбка. Это качество живописи Серебряковой — если не «веселость», то, во всяком случае, бодрость, — в ту пору вполне естественное и в последующие периоды ее весьма нелегкой жизни оставалось всегда неизменным, подчас вступая в резкое противоречие с ее повседневным мироощущением, да и с замкнутым, самоуглубленным характером. На крючок наброшена одежда. Нарисовала то, чего попросила душа. Художница изобразила себя за утренним туалетом. Дверь в комнату выкрашена светлой краской.
К этому времени 25-летняя художница была замужем за своим двоюродным братом Борисом Серебряковым, у них родились двое сыновей. Наибольшая интенсивность цвета наблюдается на переднем плане— на туалетном столике изображены «стеклянные флаконы с жёлтыми и зелёными духами, синяя подушечка со шпильками для шляп, расписная коробка с бусами и многое другое», «всё это пронизано цветом играет и переливается, как драгоценности». Это придает картине особую атмосферу. Муж мой Борис Анатольевич был на изысканиях в Северной Сибири — обещал приехать на Рождество в деревню и вместе вернуться с двумя детьми (сыновьями Женей и Шурой. — А. Р. ) в Петербург.
Картина Зинаиды Серебряковой «За туалетом» представляет собой автопортрет художницы. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. «Автопортрет вкостюме Пьеро» тоже впервые показывается навыставке. Другие детали мы узнаем из ее письма, отправленного тогда же А. Н. Савинову: «Я решила остаться на хуторе — в имении моего мужа (рядом с Нескучным), где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного. За туалетом» (холст, масло 75х65 см) хранится до сих пор. По словам искусствоведа Валентины Князевой, это произведение «чарует своей световой насыщенностью: кажется, что и фигура женщины на переднем плане и натюрморт и фон не только залиты светом, но сами излучают его».
За месяц до того она экспонировала две ранние работы — «Автопортрет» 1905 года и несколько более поздний «Портрет няни» — на выставке современных русских женских портретов, устроенной С. К. Маковским в редакции журнала «Аполлон». По словам Д. В. Сарабьянова, в этом автопортрете-картине «естественная красота жизни, существующая как бы сама по себе, становится своеобразным эстетическим критерием, определяя позицию художницы, ее взгляд и на себя и на все окружающее». И только свеча в тонком металлическом подсвечнике представлена и в реальном мире тоже.
Как обычно, сдержанный и всегда безупречно объективный В. А. Серов высказался об этой работе: «Автопортрет у зеркала — очень милая, свежая вещь», — а к остальным выставленным полотнам художницы отнесся строже. От огромных блестящих карих глаз, приветливого лица героини исходит тепло. Еще два абсолютно замечательных исчастливых портрета ввосточных тюрбанах. Оннаписан влегкой эскизной манере, когда из-под одного изображения проглядывает другое. Среди её работ этого периода встречаются и портреты и автопортреты.
Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на «туалете»». Слева видна часть рамы зеркала, в котором отражаются Серебрякова и подсвечник. Многие произведения второй половины 1900-х годов она исполняла масляными красками3. За туалетом», вместе с другими тринадцатью работами, был представлен З. Серебряковой на VII выставке Союза русских художников (1910).
Александр стал брать заказы и писать интерьеры богатых домов, Катя взяла на себя быт. При работе над картиной Серебрякова использовала белила, которые хорошо отражают свет. Браслет на руке ясности не добавляет – это универсальное украшение.
Столь свойственное искусству модерна и прежде всего его живописным панно и картинам, которые рассматривались их создателями не как самоценно художественные произведения, но как пространственно организующие элементы интерьера, – итак присущее модерну подчёркивание линейного начала – симметрии и уравновешенности в композиции, не носит у Серебряковой утрированного до «ковровости» характера. Художница с ранних лет росла в атмосфере искусства. Разлука с двумя другими детьми угнетала Серебрякову. Сдержанный колорит портрета также оставляет его в «рамках» трёхмерной живописи реалистических полотен, а сочетание плоскостей и объёмов примиряет его с парадоксами нового стиля». Кроме того изображение уже ограничено своеобразной рамой — написанным ею обрамлением зеркала, что, безусловно, сразу же придает портрету элемент картинности.
Три полотна Серебряковой, в том числе и «За туалетом», были куплены Третьяковской галереей, что является показателем высокого художественного уровня этих произведений. В. А. Серов так отозвался о ней: «Автопортрет у зеркала – очень милая, свежая вещь».
Модерн — и это одна из его особенностей — широко предоставлял художнику «право на разновариантные стилизации», не принуждая его менять органически присущий ему взгляд на мир это дало Серебряковой возможность свободно (по всей вероятности, абсолютно безотчетно, но тем более естественно) использовать элементы стиля, обогатившие ее произведение, сделавшие его интересным и привлекательным. Сарабьянов, как и Савинов, отмечает простоту концепции автопортретов Серебряковой, подчёркивая, что они выражают естественные чувства, показывают обыденные действия (причёсывание, смотрение в зеркало и т. д. ), совершаемые на фоне простой окружающей обстановки. —Прим. Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа вспоминал, как Серебрякова «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи» и писал, что на протяжении всех прошедших с того времени лет её искусство продолжало оставаться таким же «свежим, непосредственным и подкупающим»30. Глаза яркие, выразительные, сверкающие.
Но молодость – самое лучшее, что может «украсить» любую женщину. Нос слегла закругленный. Настроение передается и зрителю.